Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. - Проверяет готовность к уроку.
| Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.
| Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний. Постановка темы урока. |
| Вам новое предстоит узнать И друзьям потом об этом рассказать. Сегодня мы отправимся туда, Где пресная плещется вода… Чтоб тему урока узнать. Кроссворд вам надо разгадать. Кроссворд:
1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. (Овраг.) 2. Место, где река берет свое начало. (Исток.) 3. Нижняя часть горы, холма. (Подошва.) 4. Есть у оврага, холма, горы. (Склон.) 5. Самое теплое море России. (Черное море.) 6. Форма поверхности. (Холм.) 7. Вся территория земной поверхности разделена на природные… (зоны). Ключевое слово: водоёмы. - Сформулируйте тему урока. | Отгадывают кроссворд.
|
|
II. Изучение нового материала | Беседа по теме урока.
| – Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим.) – Одинаковая ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая.) – Где вода соленая? (В морях, океанах, озерах.) – Посмотрите, все ли правильно записано? Найдите «лишние» слова: овраг, океан, озеро, склон, река, пруд, балка, канал, водохранилище, море, ручей. – Оставшиеся слова разделите на две группы по их происхождению. (Естественные – водоемы, созданные природой. Искусственные – водоемы, созданные человеком.) – Разделите водоемы на две группы по их происхождению: водоемы естественные (созданные природой) и искусственные (созданные человеком). | Отвечают на вопросы учителя.
| Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных спосо- бов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач. Личностные: осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям; проявляют познавательный интерес к изучению материала. | Устные ответы, карточки, заполнение таблицы |
| Заполнение таблицы «Водоемы».
| – Заполните в тетради таблицу: Водоемы | естественные: | искусственные: | река | канал | озеро | пруд | море | водохранилище | океан |
| ручей |
|
– Как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера? Обобщает высказывания учеников. – Что дает начало любой реке? (Родник.) – Куда девается вода, которая вытекает из родника? Вода собирается в ручейки, ручейки стекаются в реки, маленькие реки собираются в большие. Маленькие реки, впадающие в большую реку, называются притоки. Чем больше у реки притоков, тем многоводнее река. Место, откуда вытекает река, называется исток, а место, куда впадает река – устье. Длина рек бывает разная, от 10 до 10000 километров. – Подумайте, на какой местности скорость реки будет больше: на равнинной или горной? Почему? – Откуда еще, кроме родников, берется вода в реках? – Очень много воды в реках весной. Почему? Как называется это явление природы? – За счет чего реки питаются зимой? (За счет подземных вод.) | Заполняют в тетради таблицу.
Высказывают свои предположения.
Внимательно слушают.
Отвечают на вопросы учителя. |
|
| Работа с картой края
| – Какие водоемы расположены на территории нашего края? Покажите их на карте. – Назовите естественные водоемы. – Перечислите искусственные водоемы нашего края. – На берегу какой реки расположена наша станица Кущёвская? – Покажите исток и устье реки, на которой стоит наша станица. – Есть ли у этой реки притоки? | Отвечают на вопросы учителя, показывают на карте
|
|
III. Практическая деятельность | Работа по учебнику.
Составление памятки. | – Составьте рассказ-описание реки по плану в учебнике (с. 154). Обобщает и дополняет ответы учащихся. – А вы знаете, как вести себя правильно у водоема? Прочитайте об этом в учебнике (с. 155–156). – Как взрослые и дети должны охранять водоем? (Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя бросать мусор в воду и оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.) – Сейчас, работая в парах, вы составите памятку «Правила поведения у водоема». После прослушивания ответов составляется общая памятка. Памятка 1. Не бросай мусор в воду. 2. Не оставляй мусор на берегу. 3. Не мой транспорт в водоеме. – Какое значение в природе имеют водоемы? | Отвечают на вопросы.
Составляют памятку. | Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. | Устные ответы, выполненные задания |
| Обобщение.
| Читает стихотворение: Течет река… Течет река… Поит поля и города, Несет и лодки, и суда, И рыбы ходят в глубине, И раки ползают на дне… Ты хороша, река, весной, И осенью, и в летний зной! Купанье! Что за благодать! Словами – ах! – не передать! Приятней плыть в живой волне. Все дети счастливы вполне! – В этом шуточном стихотворении говорится о роли реки. Так какое же назначение имеют водоемы в природе и жизни человека?
– Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода! К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приво- | Внимательно слушают.
Отвечают на вопрос.
Заполняют схему.
| Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы; умеют слушать собеседника. Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое со- |
|
|
Задания из электронного приложения к учебнику | дит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые промышленные предприятия спускают в реки отходы с химическими веществами. Как это может отразиться на рыбных богатствах? Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации | Высказывают свои предположения.
Выполняют задания | держание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
|
IV. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Что нового узнали? – Какое значение в природе имеют водоемы? – Где пригодятся эти знания? – Кто из ребят больше всех нам помог? – Кому помог ты? – Как ты оцениваешь свою работу на уроке? | Читают вывод в учебнике (с. 41). Отвечают на вопросы учителя | Познавательные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке |
|
V. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 154–158. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 2, 3 | Задают уточняющие вопросы | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
|