Водные богатства Краснодарского края
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе. Урок изучения нового материала.  Включает в себя различные виды деятельности: коллективная, работа в парах, игра-кроссворд и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОДНЫЕ БОГАТСТВА НАШЕГО КРАЯ

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водоемов в природе и жизни человека; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления учащихся о естественных и искусственных водоемах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, картой, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; парная, фронтальная, индивидуальная, коллективная

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; схема реки; карта Краснодарского края.

Основные
понятия

Водоёмы


Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Проверяет готовность к уроку.

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге
с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация опорных знаний. Постановка темы урока.

                      Вам новое предстоит узнать

И друзьям потом об этом рассказать.

Сегодня мы отправимся туда,

Где пресная плещется вода…

Чтоб тему урока узнать.

Кроссворд вам надо разгадать.

Кроссворд:

1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. (Овраг.)

2. Место, где река берет свое начало. (Исток.)

3. Нижняя часть горы, холма. (Подошва.)

4. Есть у оврага, холма, горы. (Склон.)

5. Самое теплое море России. (Черное море.)

6. Форма поверхности. (Холм.)

7. Вся территория земной поверхности разделена на природные… (зоны).

Ключевое слово: водоёмы.

- Сформулируйте тему урока.

Отгадывают кроссворд.

II. Изучение нового материала

Беседа по теме урока.

– Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим.)

– Одинаковая ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая.)

– Где вода соленая? (В морях, океанах, озерах.)

Посмотрите, все ли правильно записано? Найдите «лишние» слова:

овраг, океан, озеро, склон, река, пруд, балка, канал, водохранилище, море, ручей.

– Оставшиеся слова разделите на две группы по их происхождению. (Естественные – водоемы, созданные природой. Искусственные – водоемы, созданные человеком.)

– Разделите водоемы на две группы по их происхождению: водоемы естественные (созданные природой)  и искусственные (созданные человеком).

Отвечают
на вопросы учителя.

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию;  самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных спосо-

бов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют

свое мнение в коммуникации; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач.

Личностные:  осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям; проявляют познавательный интерес к изучению материала.

Устные ответы,

карточки, заполнение таблицы

Заполнение таблицы
«Водоемы».

– Заполните в тетради таблицу:

Водоемы

естественные:

искусственные:

река

канал

озеро

пруд

море

водохранилище

океан

ручей

Как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера? 

Обобщает высказывания учеников.

Что дает начало любой реке? (Родник.)

Куда девается вода, которая вытекает из родника? Вода собирается в ручейки, ручейки стекаются в реки, маленькие реки собираются в большие. Маленькие реки, впадающие в большую реку, называются притоки. Чем больше у реки притоков, тем многоводнее река. Место, откуда вытекает река, называется исток, а место, куда впадает река – устье. Длина рек бывает разная, от 10 до 10000 километров.

Подумайте, на какой местности скорость реки будет больше: на равнинной или горной? Почему?

– Откуда еще, кроме родников, берется вода в реках?

– Очень много воды в реках весной. Почему? Как называется это явление природы?

За счет чего реки питаются зимой? (За счет подземных вод.)

Заполняют
в тетради таблицу.

Высказывают свои предположения. 

Внимательно слушают.

Отвечают
на вопросы учителя.

Работа с картой края

– Какие водоемы расположены на территории нашего края? Покажите их на карте.

– Назовите естественные водоемы.

– Перечислите искусственные водоемы нашего края.

– На берегу какой реки расположена наша станица Кущёвская?

– Покажите исток и устье реки, на которой стоит наша станица.

– Есть ли у этой реки притоки?

Отвечают
на вопросы учителя, показывают
на карте

III. Практическая деятельность

Работа
по учебнику.

Составление памятки.

– Составьте рассказ-описание реки по плану в учебнике (с. 154).

Обобщает и дополняет ответы учащихся.

– А вы знаете, как вести себя правильно у водоема? Прочитайте об этом в учебнике (с. 155–156).

– Как взрослые и дети должны охранять водоем?
(Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя бросать мусор в воду и оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.)

– Сейчас, работая в парах, вы составите памятку «Правила поведения у водоема».

После прослушивания ответов составляется общая памятка.

Памятка

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой транспорт в водоеме.

– Какое значение в природе имеют водоемы?

Отвечают
на вопросы.

Составляют памятку.

Познавательные: 

осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию;  самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Устные ответы,

выполненные

задания

Обобщение.

Читает стихотворение:

Течет река… Течет река…

Поит поля и города,

Несет и лодки, и суда,

И рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне…

Ты хороша, река, весной,

И осенью, и в летний зной!

Купанье! Что за благодать!

Словами – ах! – не передать!

Приятней плыть в живой волне.

Все дети счастливы вполне!

 В этом шуточном стихотворении говорится о роли реки. Так какое же назначение имеют водоемы в природе и жизни человека?

 Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода! К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приво-

Внимательно слушают.

Отвечают
на вопрос.

Заполняют схему.

Регулятивные:

осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его
в решении учебной задачи; принимают
и сохраняют цели
и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности
работы; умеют слушать собеседника.

Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое со-

Задания
из электронного приложения к учебнику

дит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые промышленные предприятия спускают в реки отходы с химическими веществами. Как это может отразиться на рыбных богатствах?

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации

Высказывают свои предположения.

Выполняют
задания

держание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям

IV. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

– Что нового узнали?

– Какое значение в природе имеют водоемы?

– Где пригодятся эти знания?

– Кто из ребят больше всех нам помог?

– Кому помог ты?

– Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

Читают вывод в учебнике (с. 41).

Отвечают
на вопросы учителя

Познавательные: осуществляют рефлексию способов
и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке

V. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 154–158. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 2, 3

Задают уточняющие вопросы

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Водные богатства нашего края

Окружающий мир Тема: Водные богатства нашего краяТип урока: изучение нового материалаЦель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водое...

Презентация Водные богатства нашего края

Окружающий мир Тема: Водные богатства нашего краяТип урока: изучение нового материалаЦель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водое...

Тест по окружающему миру 4 класс "Водные богатства нашего края"

Тест "Водные богатства нашего края"Контрольно-измерительные материалы по курсу «Окружающий мир» к учебнику А.А.Плешакова...

Водные богатства нашего края

Презентация предназначена для ознакомления учеников с некоторыми реками нашего края. Откуда берут начало, куда впадают, растительный и животный мир этих рек......

Водные богатства нашего края.

Водные богатства нашего края.ТЕМА: Водные богатства нашего края.ЦЕЛЬ: Способствовать расширению знаний обучающихся о водоемах нашего края, ознакомлению с достопримечательностями родного края, воспитыв...

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Водные богатства нашего края"

Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Водные богатсво нашего края". УМК "Школа России"...

Разработка урока окружающий мир "Водные богатства моего края" 4 класс УМК "Школа России"

Данный урок проводился в рамках ежегодной школьной предметной недели. На нем присутствовали учителя начальных классов школы.Это урок  «открытия» новых знаний, очередной в разделе « Мой край».Цель...