Про кошек и собак
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок по окружающему миру "Про кошек и собак".
Цели урока:
- Расширение представлений о кошках и собаках.
- Знакомство с правилами ухода за кошками и собаками.
- Воспитание бережного отношения к домашним питомцам и чувства ответственности за них.
- Воспитание милосердия, сочувствия бездомным животным.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель.
На уроке я сижу.
Не шумлю и не кричу.
Руку тихо поднимаю
Если спросят, отвечаю.
Учитель. Скажите, пожалуйста, о ком вы говорили на предыдущих занятиях? (О животных.)
- О каких? (Свинки, попугаи…) Мы продолжим изучать домашних животных, но прежде чем узнать тему нашего сегодняшнего урока, хочу предложить вам отгадать загадки, а отгадки будем записывать в кроссворд по вертикале.
Загадки:
1) У меня есть к вам вопрос -
Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит?
Хрюкая и жиром заплывая,
Подскажите мне друзья -
Как зовут её – ... (Свинья.)
2) Голодна - мычит,
Сыта – жует,
Малым ребяткам
Молочка дает. (Корова.)
3) Он кудрявый очень, очень,
Стать шашлыком совсем не хочет,
Среди ярок - великан,
Как зовут его? (Баран.)
4) На окошке пруд,
В нём рыбёшки живут
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков. (Аквариум.)
5) С бородою, а не старик,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается,
Доят, но не корова,
С пухом, а не птица,
Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза.)
6) Надутый, баловень двора,
Он выступает важно.
О красоте его пера
Петух мечтает каждый. (Индюк.)
Важно по двору ходил
с острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
никакой не крокодил,
а индюшек лучший друг.
Удивительный ... (Индюк.)
Учитель. Про кого были все загадки? (Про животных.) А теперь посмотрите на нашу запись. Какое слово мы можем прочитать по горизонтали? (Собаки.)
- Скажите, с кем собаки часто ссорятся? (С кошками.)
- Так, кто может нам сказать, про кого мы сегодня будем говорить? (Про кошек и собак.)
- Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами.
Итак, тема нашего урока «Про кошек и собак. Как ухаживать за ними?».
Приложение. Слайд 1 (тема урока).
- Какие это животные? (Домашние.) А все ли кошки и собаки являются домашними животными? (…) Поможете решить эту проблему?
Учитель. У нас сегодня будет необыкновенный урок. Я предлагаю совершить небольшое путешествие в страну кошек и собак. Скажите, у кого дома есть кошки? А что вы знаете о кошках? (Это домашние животные, бывают разного окраса, разных пород.)
2. Работа над темой урока. Знакомство с особенностями кошек и собак.
Учитель. Кошки, самые распространенные домашние животные. На свете живет более 400 миллионов кошек. А приручили их 6 тысяч лет назад в Древнем Египте.
В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их от мышей и крыс. И вот в один, действительно прекрасный день, кто-то сделал потрясающее открытие. Оказывается, дикие кошки, которых и раньше видели бродящими возле амбаров, ловят мышей! Почему бы не приручить полезных животных?
И кошек окружили таким вниманием, какого они раньше никогда не видали. Ушли в прошлое дни, когда они, затаившись в лесочке, приходилось часами подстерегать добычу. Все, что теперь от них требовалось, неторопливо прогуливаться вблизи амбаров, где в их распоряжении имелся целый "гастроном", полный упитанных обнаглевших грызунов.
Ну, а следующая ступень – приручение и содержание в доме – была достигнута легко и быстро, ведь она устраивала и людей, и кошек.
А в дикой природе у кошек остались грозные и могучие родственники. Среди них такие гиганты, как лев, тигр, леопард, барс, пума, ягуар, рысь. Это хищники, отлично приспособленные к тому, чтобы вести охоту. Мощные клыки, прекрасный слух и нюх, отличное зрение, быстрый бег помогают им выслеживать и настигать добычу и на рассвете, и в сумерках.
Но вернемся к домашним кошкам. Все они похожи друг на друга, хотя люди и вывели различные породы.
Персидские и ангорские кошки происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы.
Чтобы выжить в суровых условиях сибирской жизни, природа одарила сибирских кошек длинной, жесткой на ощупь и водоотталкивающей шерстью. Кисточки предохраняют кончики ушей от обморожения, да и сами уши короткие, чтобы не отмерзнуть. Такие кошки похожи на миниатюрных рысей.
Русские голубые – это элегантные зеленоглазые кошки. Гладить русских голубых кошек очень приятно. Прикоснуться рукой к их серебристо-голубой плюшевой шерстке – удовольствие.
Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Окрашена неравномерно. Специфический признак породы – темная "маска" на мордочке и голубые глаза.
Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, кошки не растеряли своих диких повадок. Как ловко котенок ловит бумажку на веревочке! Затаивается, подкрадывается, мгновенно прыгает – и игрушка в когтях. А когти у кошек втяжные: подкрадываясь, они убирают их в мягкие подушечки. Но уж если запустят в добычу – не вырваться. До сих пор главные «профессии» кошки – охотник и охранник. Подсчитано, что одна кошка, охотясь на мышей, спасает от них в год до 10 тонн зерна.
По поведению кошки можно предсказывать погоду. Кошки предугадывают землетрясение, извержение вулкана.
Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку.
Кроме того, современные кошки выступают в роли артистов в цирке, в театре Ю. Куклачева, снимаются в кино.
Охотником и охранником, синоптиком и лекарем, артистом и другом, игрушкой и даже живым''будильником'' может стать для вас кошка.
Учитель. Ребята, давайте представим, что все мы коты и кошки, находимся в театре Ю.Куклачева, и перед зрителями покажем небольшое представление.
3. Физкультурная минутка.
- Как умывается кошка?
- Как потягивается кошка?
- Как царапается кошка?
- Как шипит кошка?
- Как виляет хвостиком?
Учитель. Теперь поднимите руку у кого дома есть собака?
- Что вы знаете о собаках? (Домашние животные, разных размеров, разных пород.)
Учитель. Собака – самый верный друг из домашних животных, и друг самый первый, приобретенный человеком еще в каменном веке. 15 тысяч лет назад, когда человек еще не научился скотоводству и земледелию, а был бродячим охотником, приручил человек волка. Постепенно, благодаря совместному сотрудничеству, превратился волк в собаку. Первые одомашненные собаки были помощниками на охоте и сторожами. Потом они стали охранять посевы, стада. Появились декоративные собаки, от которых не требовалось никакой службы.
А в дикой природе у собак остались родственники: серый волк, рыжая лиса, голубой песец. Это все хищники с легким, удлиненным телом. Ноги сильные, стройные. Короткие, тупые когти не втягиваются, как у кошек, и бывают полезны при рытье нор, но не годятся для захвата жертвы. Да и по деревьям эти хищники лазать не способны. Все собачьи являются обладателями больших и острых клыков.
Но вернемся к собакам. Сейчас известно около 400 пород собак. Они очень отличаются друг от друга, размером, формой тела, шерстью, окрасом, своим поведением, и предназначением.
Всех собак можно разделить на три большие группы:
- охотничьи;
- служебные;
- декоративные.
Лайки, разыскав зверя или птицу, громким лаем задерживают их до прихода охотника.
А таксы могут долгое время находиться под землей, так как охотятся в норах.
Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии, и в милиции. Овчарки обладают острым чутьем и слухом, выносливостью и смелостью.
Умные, активные и выносливые колли использовались как пастушьи собаки в горах Шотландии.
Ротвейлер, благодаря своей грозной внешности и бесстрашию, великолепно выполняет обязанности сторожевой собаки.
А декоративные собаки названы так потому, что они украшают жизнь человека, делают её не такой серой и однообразной. Эти собаки – сама прелесть! В большей части они маленького размера. Она всегда с хозяином рядом, даже может быть и на руках и даже в кармане. С ними весело, они забавные.
У собак очень много профессий. Одни используются как ищейки, а другие как охотничьи.
Собаки работают в вооруженных силах, помогают охранять границу, находить по следу преступников, разыскивать взрывчатку и наркотики.
Есть породы, которые помогают сопровождать слепых, есть собаки - спасатели, которые разыскивают человека под снежной лавиной или вытаскивают из воды.
До сих пор собаки помогают людям пасти стада. А на Крайнем Севере и сейчас ездят на собачьих упряжках.
Но прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг, который рядом и в радости, и в несчастье. Собаки умеют успокаивать после каких-либо неприятностей в школе, на работе. Вот человек открывает дверь квартиры … Кто встречает его радостным визгом, преданным взглядом? А кто лежит часами возле кровати, когда человек болеет? Кто вылизывает царапины и порезы, стараясь залечить это место?
И не зря говорят, что человек и его верный друг – собака со временем становятся похожи друг на друга!
4. Физкультурная минутка для глаз.
Учитель. А теперь хотелось бы узнать, кто нужнее человеку кошка или собака?
Учитель. Как видите, ребята считают, что человеку нужны и кошки, и собаки.
Но для начала проверим, как внимательно ли вы слушали рассказ о кошках и собаках.
5. Самостоятельная работа (тест).
Учитель раздает ученикам листки с тестом.
Учитель. Прочитайте первый вопрос.
Дети. Кто был приручён человеком раньше?
Демонстрируется слайд с вопросом.
Учитель. Отметьте правильный на ваш взгляд ответ.
- Кто считает, что это были кошки, поднимите руки. А кто считает, что это были собаки? Проверим.
На слайде появляется изображение собаки.
Учитель. Прочитайте второй вопрос.
Дети. Какие домашние животные самые распространенные?
Демонстрируется слайд с вопросом.
Учитель. Отметьте правильный на ваш взгляд ответ.
Взаимопроверка.
Учитель. Кто считает, что это были кошки, поднимите руки. А кто считает, что это были собаки? Проверим.
Проверка со зрительной опорой.
На слайде появляется изображение кошки.
Учитель. Прочитайте третье задание.
Дети. Найдите родственников и соедините.
Инструкция по проверке.
Ученик читает вопрос и на него отвечает.
Демонстрируется слайд с заданием.
Ученики выполняют задание. Затем проводится проверка в парах. После ответа ребенка на слайде появляется правильная стрелка.
Учитель. Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! 5.
6. Продолжение работы над темой урока.
Как ухаживать за кошкой и собакой.
Учитель. У кого дома есть кошки? Как вы ухаживаете за ними?
(Ответы детей.)
Учитель. Для чего нужны эти предметы?
Демонстрируются средства ухода за кошками.
(Ответы детей.)
Учитель. Составьте рассказ о том, как нужно ухаживать за кошкой.
(Ученик к доске – рассказ по картинке.)
Учитель. У кого дома есть собаки? Как вы ухаживаете за ними?
(Ответы детей.)
Учитель. Для чего нужны эти предметы?
Демонстрируются средства ухода за собаками.
(Ответы детей.)
Учитель. Рассмотрите рисунки. Расскажите, как нужно ухаживать за собакой (ученик к доске – рассказ по картинке).
(Ответы детей.)
Учитель. А если ваш питомец заболел?
(Ответы детей.)
Учитель. Домашние животные нуждаются в заботе человека. Если мы решили завести кошку или собаку, нужно создать для них хорошие условия жизни.
7. Работа с текстом.
Учитель. Мы только что с вами узнали, как нужно заботиться о собаках и кошках. А сейчас давайте внимательно послушаем стихотворение Агнии Барто «Уехали».
Щенка кормили молоком,
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком -
Ему пощупать нос.
Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.
Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пёс.
И вдруг приехал грузовик,
И всех ребят увёз.
Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костёр?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано по утру
Труба зовёт на сбор.
И лаял он до хрипоты
На тёмные кусты.
Он был один в саду пустом,
Он на террасе лёг.
Он целый день лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.
Ребята вспомнили о нём -
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.
Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо,
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.
Учитель. Что можно сказать об отношении ребят к щенку? Любили ли они его? Заботились о нем? Как заботились?
Дети. Кормили молоком, вставали ночью и тайком к нему бежали босиком – ему пощупать нос.
Учитель. Что случилось потом? Почему щенок остался один?
Дети. Ребята уехали.
Учитель. Как переживал щенок расставание с ребятами?
Дети. Он целый день лежал пластом, он не хотел махать хвостом, он даже есть не мог.
Учитель. Чем закончилась история с щенком?
Дети. Ребята вспомнили о нем, вернулись и, скорее всего, забрали щенка с собой.
Учитель. Какой можно сделать вывод из этого стихотворения?
Дети. Надо не забывать о тех, кому мы уделяли внимание, о ком мы заботились. Мы в ответе за тех, кого приручили.
8. Физкультурная минутка «Утёнок».
9. Беседа «Откуда появляются бездомные животные?».
Далее – автоматическая смена слайдов до слайда с вопросом.
Учитель. Но не всегда так бывает. Каждый день, каждое утро, каждый вечер мы видим печальные взгляды на улицах, несчастные мордочки, дрожащие, худые спинки у подъездов, у мусорных баков, в скверах, у метро. По нашему городу Москве бегают десятки тысяч бездомных собак и кошек. У нас в Бутово их тоже очень много.
Слайд-вопрос. Скажите, почему так много на улицах бездомных кошек и собак? Откуда они появились?
(Ответы детей.)
Учитель. Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное – это чье-то предательство.
Сначала люди приручают животных, начинают заботиться о них, а потом им это надоедает, животных просто выгоняют из дома. Каждое животное, оказавшееся на улице, рано или поздно погибает насильственной смертью от рук хулиганов, под колесами машин, при зверском отлове.
Но ведь полно и негодяев, которые не любят животных.
(Слайд) Памятник бездомной собаке установлен в вестибюле станции метро «Менделеевская», рядом с переходом. Здесь несколько лет назад жил бездомный пес по кличке Мальчик, которого опекали работники метрополитена. Мальчик долго жил на станции. Его многие успели полюбить. Он был очень добрым и ласковым псом. Но однажды произошло несчастье: психически больная женщина днем прилюдно убила собаку. Горе и возмущение охватило всех, кто знал этого пса. Люди писали об этом в газеты. Тогда-то и решили: собрать деньги и установить памятник, чтобы он напоминал всем об этом жестоком случае и призывал нас никогда не повторять этого, быть более добрыми, неравнодушными к животным.
Памятник называется «Сочувствие». Люди специально приезжают на станцию «Менделеевская» посмотреть на него не только из разных уголков Москвы, России, но и всего мира. На постаменте никогда не увядают букеты живых цветов.
Учитель. Это, к сожалению, печальная история. Но у нас, конечно, много и добрых людей, которые спасают животных, несут к себе домой, лечат, устраивают в хорошие руки.
10. Итог урока.
Учитель. В заключение нашего урока хочется обратить ваше внимание на плакат (Слайд). Чтобы в нашем городе было меньше покинутых собак и кошек, не забывайте заботиться о своих четвероногих друзьях, любите их, выполняйте все обязанности по уходу за ними. Но, прежде чем завести животное, надо подумать: сможешь ли ты за ним ухаживать, сможешь ли гулять с ним в любую погоду и всегда заботиться о нём.
Учитель. Кошка и собака – живые существа, которые нуждаются в нашей заботе. Что должен делать человек, если у него дома живет домашнее животное?
(Ответы детей.)
Учитель. Откуда берутся бездомные собаки и кошки?
(Ответы детей.)
Учитель. Что нужно делать, чтобы бездомных животных становилось меньше?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pro_koshek_i_sobak.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру "Про кошек и собак".
Цели урока:
- Расширение представлений о кошках и собаках.
- Знакомство с правилами ухода за кошками и собаками.
- Воспитание бережного отношения к домашним питомцам и чувства ответственности за них.
- Воспитание милосердия, сочувствия бездомным животным.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель.
На уроке я сижу.
Не шумлю и не кричу.
Руку тихо поднимаю
Если спросят, отвечаю.
Учитель. Скажите, пожалуйста, о ком вы говорили на предыдущих занятиях? (О животных.)
- О каких? (Свинки, попугаи…) Мы продолжим изучать домашних животных, но прежде чем узнать тему нашего сегодняшнего урока, хочу предложить вам отгадать загадки, а отгадки будем записывать в кроссворд по вертикале.
Загадки:
1) У меня есть к вам вопрос -
Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит?
Хрюкая и жиром заплывая,
Подскажите мне друзья -
Как зовут её – ... (Свинья.)
2) Голодна - мычит,
Сыта – жует,
Малым ребяткам
Молочка дает. (Корова.)
3) Он кудрявый очень, очень,
Стать шашлыком совсем не хочет,
Среди ярок - великан,
Как зовут его? (Баран.)
4) На окошке пруд,
В нём рыбёшки живут
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков. (Аквариум.)
5) С бородою, а не старик,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается,
Доят, но не корова,
С пухом, а не птица,
Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза.)
6) Надутый, баловень двора,
Он выступает важно.
О красоте его пера
Петух мечтает каждый. (Индюк.)
Важно по двору ходил
с острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
никакой не крокодил,
а индюшек лучший друг.
Удивительный ... (Индюк.)
Учитель. Про кого были все загадки? (Про животных.) А теперь посмотрите на нашу запись. Какое слово мы можем прочитать по горизонтали? (Собаки.)
- Скажите, с кем собаки часто ссорятся? (С кошками.)
- Так, кто может нам сказать, про кого мы сегодня будем говорить? (Про кошек и собак.)
- Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами.
Итак, тема нашего урока «Про кошек и собак. Как ухаживать за ними?».
Приложение. Слайд 1 (тема урока).
- Какие это животные? (Домашние.) А все ли кошки и собаки являются домашними животными? (…) Поможете решить эту проблему?
Учитель. У нас сегодня будет необыкновенный урок. Я предлагаю совершить небольшое путешествие в страну кошек и собак. Скажите, у кого дома есть кошки? А что вы знаете о кошках? (Это домашние животные, бывают разного окраса, разных пород.)
2. Работа над темой урока. Знакомство с особенностями кошек и собак.
Учитель. Кошки, самые распространенные домашние животные. На свете живет более 400 миллионов кошек. А приручили их 6 тысяч лет назад в Древнем Египте.
В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их от мышей и крыс. И вот в один, действительно прекрасный день, кто-то сделал потрясающее открытие. Оказывается, дикие кошки, которых и раньше видели бродящими возле амбаров, ловят мышей! Почему бы не приручить полезных животных?
И кошек окружили таким вниманием, какого они раньше никогда не видали. Ушли в прошлое дни, когда они, затаившись в лесочке, приходилось часами подстерегать добычу. Все, что теперь от них требовалось, неторопливо прогуливаться вблизи амбаров, где в их распоряжении имелся целый "гастроном", полный упитанных обнаглевших грызунов.
Ну, а следующая ступень – приручение и содержание в доме – была достигнута легко и быстро, ведь она устраивала и людей, и кошек.
А в дикой природе у кошек остались грозные и могучие родственники. Среди них такие гиганты, как лев, тигр, леопард, барс, пума, ягуар, рысь. Это хищники, отлично приспособленные к тому, чтобы вести охоту. Мощные клыки, прекрасный слух и нюх, отличное зрение, быстрый бег помогают им выслеживать и настигать добычу и на рассвете, и в сумерках.
Но вернемся к домашним кошкам. Все они похожи друг на друга, хотя люди и вывели различные породы.
Персидские и ангорские кошки происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы.
Чтобы выжить в суровых условиях сибирской жизни, природа одарила сибирских кошек длинной, жесткой на ощупь и водоотталкивающей шерстью. Кисточки предохраняют кончики ушей от обморожения, да и сами уши короткие, чтобы не отмерзнуть. Такие кошки похожи на миниатюрных рысей.
Русские голубые – это элегантные зеленоглазые кошки. Гладить русских голубых кошек очень приятно. Прикоснуться рукой к их серебристо-голубой плюшевой шерстке – удовольствие.
Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Окрашена неравномерно. Специфический признак породы – темная "маска" на мордочке и голубые глаза.
Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, кошки не растеряли своих диких повадок. Как ловко котенок ловит бумажку на веревочке! Затаивается, подкрадывается, мгновенно прыгает – и игрушка в когтях. А когти у кошек втяжные: подкрадываясь, они убирают их в мягкие подушечки. Но уж если запустят в добычу – не вырваться. До сих пор главные «профессии» кошки – охотник и охранник. Подсчитано, что одна кошка, охотясь на мышей, спасает от них в год до 10 тонн зерна.
По поведению кошки можно предсказывать погоду. Кошки предугадывают землетрясение, извержение вулкана.
Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку.
Кроме того, современные кошки выступают в роли артистов в цирке, в театре Ю. Куклачева, снимаются в кино.
Охотником и охранником, синоптиком и лекарем, артистом и другом, игрушкой и даже живым''будильником'' может стать для вас кошка.
Учитель. Ребята, давайте представим, что все мы коты и кошки, находимся в театре Ю.Куклачева, и перед зрителями покажем небольшое представление.
3. Физкультурная минутка.
- Как умывается кошка?
- Как потягивается кошка?
- Как царапается кошка?
- Как шипит кошка?
- Как виляет хвостиком?
Учитель. Теперь поднимите руку у кого дома есть собака?
- Что вы знаете о собаках? (Домашние животные, разных размеров, разных пород.)
Учитель. Собака – самый верный друг из домашних животных, и друг самый первый, приобретенный человеком еще в каменном веке. 15 тысяч лет назад, когда человек еще не научился скотоводству и земледелию, а был бродячим охотником, приручил человек волка. Постепенно, благодаря совместному сотрудничеству, превратился волк в собаку. Первые одомашненные собаки были помощниками на охоте и сторожами. Потом они стали охранять посевы, стада. Появились декоративные собаки, от которых не требовалось никакой службы.
А в дикой природе у собак остались родственники: серый волк, рыжая лиса, голубой песец. Это все хищники с легким, удлиненным телом. Ноги сильные, стройные. Короткие, тупые когти не втягиваются, как у кошек, и бывают полезны при рытье нор, но не годятся для захвата жертвы. Да и по деревьям эти хищники лазать не способны. Все собачьи являются обладателями больших и острых клыков.
Но вернемся к собакам. Сейчас известно около 400 пород собак. Они очень отличаются друг от друга, размером, формой тела, шерстью, окрасом, своим поведением, и предназначением.
Всех собак можно разделить на три большие группы:
- охотничьи;
- служебные;
- декоративные.
Лайки, разыскав зверя или птицу, громким лаем задерживают их до прихода охотника.
А таксы могут долгое время находиться под землей, так как охотятся в норах.
Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка. Она служит и в армии, и в милиции. Овчарки обладают острым чутьем и слухом, выносливостью и смелостью.
Умные, активные и выносливые колли использовались как пастушьи собаки в горах Шотландии.
Ротвейлер, благодаря своей грозной внешности и бесстрашию, великолепно выполняет обязанности сторожевой собаки.
А декоративные собаки названы так потому, что они украшают жизнь человека, делают её не такой серой и однообразной. Эти собаки – сама прелесть! В большей части они маленького размера. Она всегда с хозяином рядом, даже может быть и на руках и даже в кармане. С ними весело, они забавные.
У собак очень много профессий. Одни используются как ищейки, а другие как охотничьи.
Собаки работают в вооруженных силах, помогают охранять границу, находить по следу преступников, разыскивать взрывчатку и наркотики.
Есть породы, которые помогают сопровождать слепых, есть собаки - спасатели, которые разыскивают человека под снежной лавиной или вытаскивают из воды.
До сих пор собаки помогают людям пасти стада. А на Крайнем Севере и сейчас ездят на собачьих упряжках.
Но прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг, который рядом и в радости, и в несчастье. Собаки умеют успокаивать после каких-либо неприятностей в школе, на работе. Вот человек открывает дверь квартиры … Кто встречает его радостным визгом, преданным взглядом? А кто лежит часами возле кровати, когда человек болеет? Кто вылизывает царапины и порезы, стараясь залечить это место?
И не зря говорят, что человек и его верный друг – собака со временем становятся похожи друг на друга!
4. Физкультурная минутка для глаз.
Учитель. А теперь хотелось бы узнать, кто нужнее человеку кошка или собака?
Учитель. Как видите, ребята считают, что человеку нужны и кошки, и собаки.
Но для начала проверим, как внимательно ли вы слушали рассказ о кошках и собаках.
5. Самостоятельная работа (тест).
Учитель раздает ученикам листки с тестом.
Учитель. Прочитайте первый вопрос.
Дети. Кто был приручён человеком раньше?
Демонстрируется слайд с вопросом.
Учитель. Отметьте правильный на ваш взгляд ответ.
- Кто считает, что это были кошки, поднимите руки. А кто считает, что это были собаки? Проверим.
На слайде появляется изображение собаки.
Учитель. Прочитайте второй вопрос.
Дети. Какие домашние животные самые распространенные?
Демонстрируется слайд с вопросом.
Учитель. Отметьте правильный на ваш взгляд ответ.
Взаимопроверка.
Учитель. Кто считает, что это были кошки, поднимите руки. А кто считает, что это были собаки? Проверим.
Проверка со зрительной опорой.
На слайде появляется изображение кошки.
Учитель. Прочитайте третье задание.
Дети. Найдите родственников и соедините.
Инструкция по проверке.
Ученик читает вопрос и на него отвечает.
Демонстрируется слайд с заданием.
Ученики выполняют задание. Затем проводится проверка в парах. После ответа ребенка на слайде появляется правильная стрелка.
Учитель. Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! 5.
6. Продолжение работы над темой урока.
Как ухаживать за кошкой и собакой.
Учитель. У кого дома есть кошки? Как вы ухаживаете за ними?
(Ответы детей.)
Учитель. Для чего нужны эти предметы?
Демонстрируются средства ухода за кошками.
(Ответы детей.)
Учитель. Составьте рассказ о том, как нужно ухаживать за кошкой.
(Ученик к доске – рассказ по картинке.)
Учитель. У кого дома есть собаки? Как вы ухаживаете за ними?
(Ответы детей.)
Учитель. Для чего нужны эти предметы?
Демонстрируются средства ухода за собаками.
(Ответы детей.)
Учитель. Рассмотрите рисунки. Расскажите, как нужно ухаживать за собакой (ученик к доске – рассказ по картинке).
(Ответы детей.)
Учитель. А если ваш питомец заболел?
(Ответы детей.)
Учитель. Домашние животные нуждаются в заботе человека. Если мы решили завести кошку или собаку, нужно создать для них хорошие условия жизни.
7. Работа с текстом.
Учитель. Мы только что с вами узнали, как нужно заботиться о собаках и кошках. А сейчас давайте внимательно послушаем стихотворение Агнии Барто «Уехали».
Щенка кормили молоком,
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком -
Ему пощупать нос.
Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.
Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пёс.
И вдруг приехал грузовик,
И всех ребят увёз.
Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костёр?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано по утру
Труба зовёт на сбор.
И лаял он до хрипоты
На тёмные кусты.
Он был один в саду пустом,
Он на террасе лёг.
Он целый день лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.
Ребята вспомнили о нём -
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.
Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо,
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.
Учитель. Что можно сказать об отношении ребят к щенку? Любили ли они его? Заботились о нем? Как заботились?
Дети. Кормили молоком, вставали ночью и тайком к нему бежали босиком – ему пощупать нос.
Учитель. Что случилось потом? Почему щенок остался один?
Дети. Ребята уехали.
Учитель. Как переживал щенок расставание с ребятами?
Дети. Он целый день лежал пластом, он не хотел махать хвостом, он даже есть не мог.
Учитель. Чем закончилась история с щенком?
Дети. Ребята вспомнили о нем, вернулись и, скорее всего, забрали щенка с собой.
Учитель. Какой можно сделать вывод из этого стихотворения?
Дети. Надо не забывать о тех, кому мы уделяли внимание, о ком мы заботились. Мы в ответе за тех, кого приручили.
8. Физкультурная минутка «Утёнок».
9. Беседа «Откуда появляются бездомные животные?».
Далее – автоматическая смена слайдов до слайда с вопросом.
Учитель. Но не всегда так бывает. Каждый день, каждое утро, каждый вечер мы видим печальные взгляды на улицах, несчастные мордочки, дрожащие, худые спинки у подъездов, у мусорных баков, в скверах, у метро. По нашему городу Москве бегают десятки тысяч бездомных собак и кошек. У нас в Бутово их тоже очень много.
Слайд-вопрос. Скажите, почему так много на улицах бездомных кошек и собак? Откуда они появились?
(Ответы детей.)
Учитель. Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное – это чье-то предательство.
Сначала люди приручают животных, начинают заботиться о них, а потом им это надоедает, животных просто выгоняют из дома. Каждое животное, оказавшееся на улице, рано или поздно погибает насильственной смертью от рук хулиганов, под колесами машин, при зверском отлове.
Но ведь полно и негодяев, которые не любят животных.
(Слайд) Памятник бездомной собаке установлен в вестибюле станции метро «Менделеевская», рядом с переходом. Здесь несколько лет назад жил бездомный пес по кличке Мальчик, которого опекали работники метрополитена. Мальчик долго жил на станции. Его многие успели полюбить. Он был очень добрым и ласковым псом. Но однажды произошло несчастье: психически больная женщина днем прилюдно убила собаку. Горе и возмущение охватило всех, кто знал этого пса. Люди писали об этом в газеты. Тогда-то и решили: собрать деньги и установить памятник, чтобы он напоминал всем об этом жестоком случае и призывал нас никогда не повторять этого, быть более добрыми, неравнодушными к животным.
Памятник называется «Сочувствие». Люди специально приезжают на станцию «Менделеевская» посмотреть на него не только из разных уголков Москвы, России, но и всего мира. На постаменте никогда не увядают букеты живых цветов.
Учитель. Это, к сожалению, печальная история. Но у нас, конечно, много и добрых людей, которые спасают животных, несут к себе домой, лечат, устраивают в хорошие руки.
10. Итог урока.
Учитель. В заключение нашего урока хочется обратить ваше внимание на плакат (Слайд). Чтобы в нашем городе было меньше покинутых собак и кошек, не забывайте заботиться о своих четвероногих друзьях, любите их, выполняйте все обязанности по уходу за ними. Но, прежде чем завести животное, надо подумать: сможешь ли ты за ним ухаживать, сможешь ли гулять с ним в любую погоду и всегда заботиться о нём.
Учитель. Кошка и собака – живые существа, которые нуждаются в нашей заботе. Что должен делать человек, если у него дома живет домашнее животное?
(Ответы детей.)
Учитель. Откуда берутся бездомные собаки и кошки?
(Ответы детей.)
Учитель. Что нужно делать, чтобы бездомных животных становилось меньше?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Про кошек и собак
Презентация к уроку Окружающий мир-2 класс...
Презентация урока окружающего мира по теме: "За что мы любим кошек и собак?"
Окружающий урок.1 класс.Тема: "За что мы любим кошек и собак?"...
Исследовательская работа на уроке окружающего мира по теме: "Про кошек и собак"
Тема «Про кошек и собак», так как эту тему можно было исследовать максимально широко.Задача: получить как можно больше сведений о кошках и собаках, их породах и назначениях и подготовить о них н...
почему мы любим кошек и собак
Интересные живые фотографии выполнены автором. Презентацию можно использовать на уроке окружающег мира и внеклассных мероприятиях....
Конспект урока по окружающему миру"Про кошек и собак".
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 538Кировского района Санкт-Петербурга Методическаяразработка урокапо окружающему ми...
Методическая разработка для учащихся начальных классов "Про кошек и собак".
Дидактический материал для учащихся начальных классов.Урок проводится во втором классе по предмету "Окружающий мир".Презентация помогает детям расширить знания по уходу за домашними животными-кошками ...
Конспект урока по окружающему миру "Про кошек и собак" (урок защиты проекта УМК "Система Л.В. Занкова")
Урок защиты проекта для 2 класса...