Круговорот воды в природе
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока.
Тип урока: ОНЗ с экспериментально – исследовательской деятельностью.
Тема: Круговорот воды в природе.
Цель: Сформировать у учащихся представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе.
Формировать УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Задачи: Создать условия для формирования понятия круговорота воды в природе.
Развивать наблюдательность, внимание, мышление.
Работать над развитием устной речи, формировать умение высказывать свою
точку зрения.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, мульт-презентация, раздаточный материал, музыкальное сопровождение.
Ход урока.
1. Мотивация учебной деятельности.
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- Самоопределение (Л);
- Внутренняя позиция школьника (Л);
- Учебно-познавательная мотивация (Л).
- Здравствуйте, ребята! Сегодня наш класс превратится в волшебную научно - творческую лабораторию, где вас ждут удивительные открытия, и эти открытия свершите именно вы!
- Положите свои ладошки друг другу и повторяйте за мной волшебные слова:
- Сегодня я открою для себя много нового и интересного. Я хочу сделать это для себя. Я добьюсь успеха в любом деле, потому что я умный, добрый и замечательный человек.
2. Актуализация знаний.
Цель: организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. Организовать фиксацию затруднения в пробном действии.
- Смыслообразование (Л);
- Сравнение, представление (П);
- Извлечение необходимой информации (П);
- Полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами коммуникации (К).
- Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р).
1. Музыкальные загадки. П.И. Чайковский « Времена года».
- Слушайте музыку и представляйте картины, которые будет рисовать ваше воображение.
Это ваше первое открытие: сопоставление времени года с музыкой. Запишите в ваши карты исследования.
Работа в группах: нарисовать определённое время года, используя приём олицетворения.
Дети вывешивают работы на доску, рассказывая стихотворения.
В гости к нам спешит зима,
Наступили холода,
Как художник Дед Мороз
Нам румянит щёки, нос.
Следом за зимой пришла
К нам красавица весна,
Во дворе сирень цветёт,
А на ней скворец поёт.
Море радости и света –
Значит, наступило лето,
В лес по ягоды идём,
Всю малину соберём
Вот и осень наступила, нам пора
В школу поспешишь с утра.
Так природа круглый год
По своим часам живёт.
2. Практическая работа.
- Что происходит в природе с водой в разные времена года?
- Проведём научный опыт: преобразуем воду из твёрдого состояния в жидкое и затем в парообразное. Нам понадобится: лёд, чайник с горячей водой, стакан воды, стекло, аролампа.
- Сделайте вывод: вода может быть твёрдой, жидкой, газообразной. (Вывесить карточки с названиями состояний воды).
- Вы сделали второе открытие. Запишите его в исследовательские карты.
- Ребята, что же это такое – вода? (Это полезное ископаемое).
Академик А.П.Карпинский назвал воду «наиболее полезным ископаемым».
- Где хранится это ископаемое? ( Вода есть повсюду: в водоёмах, на высоких горах, у полюсов).
Известный французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери так говорил о воде:
«У тебя нет вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете».
3. Решение кроссворда. (Вывешивание карточек + каждый у себя решает кроссворд).
1. Без крыльев летит,
Без ног бежит,
Без паруса плывет. (Облако)
2. На дворе переполох,
С неба сыплется горох.
Съела 6 горошин Нина,
У неё теперь ангина. (Град)
3. Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко -
Стало видно далеко. (Туман)
4. Зимою на дворе растет белою горою.
Но исчезает без следа весеннею порою. (Сугроб)
5.Вечером родится,
Ночь живет,
Утром умирает. (Роса)
6. Речка бежала,
Упала с горы.
Это явление ты назови. (Водопад)
7. Не вода, не суша -
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь. (Болото)
8. Кругом вода,
А с питьем беда. (Море)
9. Растет она вниз головой.
Растет не летом, а зимой.
Но солнце ее припечет -
Она заплачет и умрет. (Сосулька)
10. По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешков течет вода. (Тучи)
11. Кто он, сказочный герой,
Жизнь свою связал с водой? (Водяной)
12. Зеркало большое
Средь полей лежит.
Небо отражает,
Землю украшает. (Озеро)
13. В огне не горит
И в воде не тонет. (Лёд)
14. Кто Великий Умывальник,
Умывальников Начальник?
Кто мочалок Командир? (Мойдодыр)
- Ребята, внимательно посмотрите на кроссворд, у вас должно получиться интересное словосочетание. (Круговорот воды).
Пробное задание:
- Объясните, что такое круговорот воды в природе?
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель: Организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения.
- Учебно-познавательный интерес (Л);
- Волевая саморегуляция (Р);
- Почему возникли затруднения?
(Мы ещё с этим не знакомы, не можем объяснить это явление природы).
- Когда возникает затруднение, что надо сделать? (Остановиться и подумать).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта выхода из затруднения.
- Постановка познавательной цели (П);
- Познавательная инициатива (Р);
- Адекватное использование речи для регуляции своей деятельности (К).
- Определите тему урока.
- Поставьте цель.
Игра. Распределите слова по состояниям воды.
Жидкое → Твёрдое → Парообразное
Роса Град Облако
Водопад Сугроб Туман
Болото Сосулька Туча
Море Лёд
Озеро
5. Реализация построенного проекта.
Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие, направленное на приобретение недостающих знаний.
- Осознание ответственности за общее дело (Л);
- Поиск необходимой информации (П);
- Учёт разных мнений (К).
- Почему между модулями стоят стрелки? (Вода постоянно из одного состояния переходит в другое).
- Как называется это «путешествие»? (Круговорот воды в природе).
Вот ваше третье открытие.
Вывесить карточку КРУГОВОРОТ.
- Назовите орфограмму.
- Какие слова спрятались в этом слове?
6. Закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: решение коммуникативных задач, планирование учебного сотрудничества.
- Подведение под понятие (П);
- Планирование учебного сотрудничества (К).
Инсценировка. С. Погореловский «Весенний разговор».
- Куда ты несешься,
Постой, ручеёк,
Побудь, непоседливый, с нами!
- Спешу я, ребята,
Ведь путь мой далек,-
Бегу я на родину, к маме!
- А кто твоя мама?
- Большая волна,
Волна океана седая,
О бурях неистовых пела она,
Меня на груди колыхая.
Всегда бы ту песню я слушать хотел,
Но солнце пригрело сильнее -
И к страннице – тучке
Я паром взлетел,
Понесся по свету я с нею.
- Какой ты счастливец!
Увидел с небес.
Всю Землю с ее чудесами!
- Да, много в пути Повидал я чудес,
Но помнил, грустил я о маме.
- Так что же ты к ней
Не вернулся опять
Веселым сверкающим ливнем?
- Жестокая стужа
Успела сковать,
Укутать все панцирем зимним,
Я снегом на землю
Упал – и уснул,
С полями уснул и лесами.
- А что тебе снилось?
- Что, славя весну,
Бегу я на родину, к маме!
И вот я проснулся,
Преграды крушу,
Вперед пробиваюсь упрямо.
Прощайте, ребята,
Я очень спешу…
Мы скоро увидимся, мама!
7. Физ. минутка.
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном.
- Развитие эстетических чувств и регуляторов морального поведения (Л);
- Использование знаково-символических средств (Р);
- Постановка познавательной цели (П);
- Достижение договорённостей (К).
Творческая работа в группах: сочинить сказку о капельке → нарисовать → презентовать.
Эталон: схема круговорота воды в природе.
- Какие процессы происходят с водой во время её путешествия? (испарение, замерзание, конденсация, таяние).
9. Включение в систему знаний.
Цель: организовать повторение учебного содержания.
- Моделирование, преобразование модели (П);
- Умение структурировать знания (П);
- Постановка вопросов (К).
- Вспомните русскую народную сказку о круговороте воды в природе: «Снегурочка».
Презентация сказки + беседа.
- Соединим сказку и науку в одно целое.
- Из чего слепили Снегурочку?
- Что случилось со Снегурочкой, когда она прыгала через костёр?
- Как Снегурочка попала на землю зимой?
- Почему процесс преобразования воды в природе называется круговоротом?
Вывод: КРУГОВОРОТ ВОДЫ БЕСКОНЕЧЕН.
Мульт – презентация + песня.
- Как вы думаете встретится ли волчонок с Капитошкой? Почему?
10. Рефлексия.
Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
- Внутренняя позиция школьников (Л);
- Самооценка на основе критерия успешности (Л);
- Контроль результатов деятельности (П).
- С каким процессом вы познакомились на уроке?
- Какую цель вы ставили?
- Вы достигли поставленной цели?
- Что должен помнить каждый землянин о воде?
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течёт на просторе.
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана.
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше пока
Не превратятся в облака.
А облака, проплывая над нами.
Дождём проливаются, сыплют снегами.
Весной соберётся вода в ручейки,
Они побегут до ближайшей реки.
- Ребята, вы побывали сегодня в роли учёных, и в этой роли были очень убедительны. Надеюсь, новые открытия помогут вам и дальше увлечённо познавать этот удивительный мир во всём его многообразии.
- Оцените свою работу. (На картах исследований нарисуйте флажок нужного цвета).
11. Домашнее задание.
Ответьте на вопрос:
- Может ли вода исчезнуть с лица Земли? ( Мини – сочинение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Волшебница - вода". Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе" 1 класс
Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе". 1-2 класс.На занятии ребята узнают, какое путешествие совершает капелька, с помощью интересных опытов смогут увидеть некоторые эт...
Вода. Круговорот воды в природе.
На уроке учащиеся проследят, как вода переходит из одного состояния в другое, а также пробуют раскрыть, как происходит круговорот воды в природе....
Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды. Круговорот воды в природе"
Предлагаю конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды.Круговорот воды в природе." К нему прилагается и презентация к уроку....
Свойства воды. Круговорот воды в природе.
Задачи урока: закрепить полученные знания о свойствах воды, трех состояниях воды в природе, значении воды в природе и в жизни человека; формировать понятие о круговороте воды, как важнейшем явлении в ...
«Превращение воды. Круговорот воды в природе».
Цель : актуализировать знания детей о круговороте воды в природе.Задачи:Обучающие:- сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот со с...
Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни человека.
Цель урока:формирование у детей представления о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе,формировать бережное отношение к ресурсам водынаблюдение за учащимися с помощью методики критического ...
конспект урока окружающего мира 2 класс. Система Л. В. Занкова «Круговорот воды в природе. Экологическая проблема воды»
Урок окружающего мира 2 класс.Система Л. В. Занкова«Круговорот воды в природе.Экологическая проблема воды»...