Размножение растений
план-конспект урока по окружающему миру на тему
Урок по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_v_3.docx | 27.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира в 3-м классе по теме "Размножение растений"
Цели урока:
Повторить строение растения, назначение его частей.
Расширить знания учащихся и познакомить со способами размножения и распространения растений.
Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности, взаимоконтроль и взаимооценку.
Расширять кругозор.
Воспитывать интерес к жизни растений, стремление больше знать.
Оборудование:
компьютер, проектор;
электронная презентация «Размножение растений»;
Ход урока
Организационный момент.
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
На меня все посмотрели
И на гостей наших тоже
Улыбнулись и присели.
Тест «Моё настроение».
- Прежде, чем начать работу, мне бы хотелось, чтобы вы определили своё настроение (дети показывают круг-сигнал настроения: жёлтый – радостно, синий – спокойно, красный– тревожно,
- Настроение замечательное, настрой рабочий.
И так начинаем работу.
Разгадайте кроссворд.
1. Не огонь, а жжется. (Крапива.)
2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина.)
3. Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.)
4. Последняя улыбка осени.
Звезда на клумбе (Астра.)
5. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой, растут под горой. (Береза.)
6. Ветка в грозди разодета
Фиалкового цвета.
Это в летний жаркий день,
Расцвела в саду …….. (сирень.)
7. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа.)
8. Платье потеряла,
Пуговки остались. (Рябина.) Растения - ключевое слово.
Сегодня мы продолжим изучение растений и узнаем много нового и интересного о растениях.
Вопросы: 1. А что такое растение? ( 3 слайд)
2. Какие признаки жизни растений вы знаете?
3.Назовите части растений и подпишите. ( 4сл.)
4. Какое значение для человека имеют растения? (5сл.
5. Что нужно растению для роста и развития? (6сл.)
6.Как вы думаете с чего начинается жизнь растений? (7сл.)
7.А откуда берутся семена? ( созревают в плодах. С их помощью растения размножаются). (8сл.)
8. Подумайте бывают ли у растений дети?
9.А где вы наблюдали , что у растений есть дети?
Во время прогулки в парке или в лесу ты вдруг замечаешь «семейки» берёз, орешника, ландышей или других растений. Они образовались в результате размножения растений..
Сегодня на уроке мы познакомимся со способами размножения растений.
(9сл.) Тема урока: « Размножение растений»
- Подумайте, какие части растения нужны для размножения? (Корень, стебель, лист, плод (семя (10сл.)
- Размножение растений частями корня, стебля, листа называют вегетативным. Это слово произошло от греческого слова «вегето», что в переводе означает «расту».
- (Слайд - 11) - Вегетативным путём размножаются многие сорные растения (сорняки), например, одуванчик, картофель, лук пырей. (12сл.)
Многие цветковые растения размножаются с помощью семян.
- А где образуются семена у растений? ( 13сл.) В плодах.
Плод у растений - орган размножения. (14сл.)
. В некоторых плодах бывает одно семя, например в плоде вишни или сливы. А в других – много. Например, в коробочке мака – тысячи семян! - Подумайте, зачем растению так много семян?
Закончите предложение: Чем больше образуется семян, тем больше может появиться новых растений если семена попадают в благоприятные условия.
(сл.15)- Жизнь дуба начинается с плода, жёлудя.
Мы с вами будем изучать как размножаются цветковые растения.
— Над цветами растений всегда летают пчелы, шмели, бабочки. Почему? (Они кормятся сладким цветочным соком — нектаром и при этом опыляют растения.) (слайд 17 )
— Что такое опыление? (Опыление — это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотворение.)
В цветках, кроме нектара, есть пыльца — мельчайшие желтые зернышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на ее мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу — опыляет этот цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не
произойдет, то плодов и семян у растений не будет. Пчелы, шмели, бабочки - это насекомые-опылители. Они помогают размножаться растениям. (слайд18)
Однажды ученые поставили такой опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей — ни одной. Значит, насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа — опыление цветов. (слайд 19)
В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички колибри. Чтобы добраться до нектара, они запускают свои клювики в глубь цветка. (слайд19)
После опыления у растений появляются плоды (семена).
Плоды созреют и упадут на землю, а потом прорастут в земле.
Давайте подумаем и ответим на вопрос : «Что же такое размножение растений?»
Зачитаем вывод по учебнику стр.80. Работа с учебником.
Обратимся к рисунку. Что размножается под номером 1 – малина. А чем она размножается? ( корнем) и т. д. Как называется этот способ размножения?
Кто из вас с родителями уже что-либо размножал? Как ещё распространяются растения?
— А теперь давайте подумаем, как же распространяются семена?
Плоды растений — настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют.
Рассмотрите плоды клена, липы, березы, одуванчика. У этих плодов есть крылышки, парашютики. (слайд21)
— Как вы думаете, как путешествуют эти плоды? (Их разносит ветром.) У одуванчика семя прикреплено к своеобразному «парашюту», у клена есть «крылышки». (слайд23
Для любознательных!
Б) Легкие семена одуванчика благодаря своим парашютикам долго парят в воздухе и могут пролететь до 10км., а семена ясеня – на 20 км. Семена клена улетают почти на 90 км.
Семена берёзы ветер уносит на 20 км.
В) Одно растение подорожника осенью дает от 8 до 60 тысяч семян. Поэтому подорожник очень быстро расселяется по обочинам дорог- везде где ступает нога человека.
— А теперь посмотрите на плоды репейника, череды. чертополоха{Уэтих плодов есть крючочки, зубчики , прицепки.Для чего им это нужно? Ими они цепляются за одежду человека, шерсть зверей и путешествуют, пока не упадут.) (сл.24))
Многие плоды распространяют животные. Например, белка запасая орехи, может их потерять. Птицы, собирающие семена на деревьях роняют их. (слайд 25-26)
А у некоторых растений семена распространяются саморазбрасыванием, например у бешеного огурца и недотроги. (слайд27
)
В теплых странах растет странное растение, плоды которого напоминают красивый зеленый огурец. Это — бешеный огурец. Стоит до него дотронуться, как в тот же миг — пиф-паф — он выстреливает в вас липкой жидкостью. А в ней-то и плавают семена! Как ни очищайся от этой слизи, две-три капли ее все же останутся на рукаве или на платье. А потом слизь высохнет и семечко свалится на землю, и на будущий год на этом месте вырастет новый сердитый огурец.
И у нас, в средней полосе России, тоже есть растения, которые выделывают подобные же фокусы и таким образом расселяются по Земле. Например, недотрога. Попробуйте коснуться ее стручка. Увидите, как он выстрелит в вас липкими семенами.
Люди любят ходить в лес за грибами, за ягодами или просто на прогулку. Собирая цветы, шишки и другие дары леса, люди, сами того не замечая, разносят семена растений.
Также плоды и семена растений вместе с грязью пристают к колёсам машин и так перевозятся на новые места. (сл.28)
Подведём итог : _Как распространяются семена? (сл.30)
( с помощью ветра, животных, птиц, машин, человека)
Физминутка: « На лужайке, на ромашке жук летал в цветной ромашке.
Жу – жу - жу - жу -жу - жу
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь. Низко – низко наклоняюсь.
Посмотрите, какая красота! У кого дома растут цветы?
А какие растут у вас цветы? - Зачем люди выращивают комнатные растения?
- Комнатные растения- источник красоты, хорошего настроения, чистого воздуха, здоровья.
У нас в классе , посмотрите тоже какие красивые цветы. Вы бы хотели иметь их у себя дома? А как можно это сделать? Их можно размножить.
Забота о комнатных растениях делает человека добрее.
Ты должен над цветами наклониться, не для того, чтоб рвать или срезать. А чтоб увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать.
1. Сейчас мы с вами проведём практическую работу.
Будем учиться размножать комнатные растения 3 способами.
1-я группа- размножение фиалки листовым черенком.
3-группа – размножение хлорофитума делением куста.
2-группа- размножение герани стеблевыми черенками.
- С правилами размножения вас познакомят консультанты, которые есть в каждой группе. Правила размножения.
1) Размножение листовыми черенками. - фиалка
А) берут целый лист с черенком- черенок до 5см длиной;
В) черенок помещают в почву так, чтобы нижняя поверхность листа была обращена к стенке горшка. Основание пластинки горшка не должно касаться почвы.
Г) почву вокруг пластинки листа приминают карандашом.
2) Размножение стеблевыми черенками. -герань
А) черенок должен иметь 7 -15 см в длину;
Б) отрезают листья с нижней части черенка;
В) с помощью карандаша делают углубление в почве;
Д) помещают в углубление черенок, почву вокруг приминают карандашом.
Е) накрывают стеклянной банкой или пакетом.
3)Размножение делением куста. – хлорофитум.
А) растение вынимают из горшка и осторожно, отряхнув землю и обнажив места соединения, отделяют одно или несколько дочерних растений:
Б) место соединения разламывают и разрезают ножом. Ни в коем случае не разрывайте растения;
В) отдельные части пересаживают в горшки;
Г) корни присыпают почвой и приминают, чтобы не остались воздушные карманы.
Итог: Каким способом вы размножали растения? (вегетативным)
Уход за комнатными растениями.
Д/З Ответить на вопрос: « Как плоды и семена попадают на новые территории?
Итог урока: 1. Назовите способы размножения растений Размножаются вегетативно (частями растения) -
Размножаются семенами –
2.Что нового и полезного узнали на уроке?
3.Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
4.Определите своё настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Развитие и размножение растений"
Урок "Развитие и размножение растений" 3 класс УМК "Школа России"...
Урок по окружающему миру на тему " Развитие и размножение растений"
Урок по окружающему миру...
конспект урока "Развитие и размножение растений"
Конспект урока по окружающему миру,3 кл. А.А.Плешаков.Работа представлена в виде таблицы,в которой присутствуют адреса с ЭОР....
Презентация на тему:" Размножение растений"
Материал данной презентации позволяет учащимся познакомиться со способами размножения растений, в рамках спецкурса "Диковинки растительного мира Ставропольского края". Материал рассчитан для уча...
Урок: «Размножение растений» с применением интерактивных методов обучения
С введением ФГОС современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Я хочу предложить конспект урока с использованием интера...
Строение и размножение растений (часть 3)
Описание строения и размножения растений....
Размножение растений
Правила размножения...