Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру для 3 класса УМК "Планета Знаний"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа написана на основе
- Федерального образовательного стандарта начального общего образования, - Примерной программы начального образования,
- авторской программы И.В. Потапова, Г.Г. Ивченковой, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина «Окружающий мир» (УМК «Планета Знаний»).
- федеральный перечень учебников, утвержденных приказом от 31 марта 2015 г., рекомендованных к использованию в образованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
- учебного плана МБОУ ООШ № 38 на 2015-2016 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 39.82 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Пояснительная записка
Рабочая программа написана на основе
- Федерального образовательного стандарта начального общего образования, - Примерной программы начального образования,
- авторской программы И.В. Потапова, Г.Г. Ивченковой, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина «Окружающий мир» (УМК «Планета Знаний»).
- федеральный перечень учебников, утвержденных приказом от 31 марта 2015 г., рекомендованных к использованию в образованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
- учебного плана МБОУ ООШ № 38 на 2015-2016 учебный год.
Цель изучения курса: формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру, формирование целостной картины мира.
Задачи курса:
-систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
-формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
-знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
-социализация ребенка;
-развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
-воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
-формирование самостоятельной познавательной деятельности;
-развитие мышления, воображения и творческих способностей;
-формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, ее систематизация и др.);
-формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
-формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
-формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
-формирование основ экологической культуры;
-патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
Кроме общедидактических, в преподавании окружающего мира используются специфические предметные принципы:
-краеведческий;
-сезонный;
-экологический.
Виды деятельности учащихся в процессе ознакомления с окружающим миром:
Наблюдение. Это основной вид деятельности на уроках окружающего мира. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.
Опыт. Для ознакомления с окружающим миром используются различные по протяженности опыты. Кратковременные опыты занимают урок или часть урока. Длительные опыты могут занимать несколько дней. Главный принцип использования этого вида деятельности – дать детям инструментарий для познания, сформировать представление о способности познавать окружающий мир опытным путем.
Эксперимент. При проведении эксперимента выдвигается гипотеза, проводится ее проверка, отбор информации, соответствующей изучаемому объекту или явлению. Учащиеся проводят наблюдения за явлениями, происходящими во время проведения эксперимента, учатся делать выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твердыми телами, растениями и животными.
Практические работы. Учащиеся работают с картами, планами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также выполняют графические практические работы.
Игры. Использование ролевых и дидактических игр определяется преобладанием при переходе от дошкольного периода игровой ведущей деятельности, которая постепенно, по мере формирования познавательных интересов, заменяется практико-ориентированной деятельностью.
В вариативной части курса, обеспечивающей дифференцированный подход к изучению материала, предполагаются такие виды работ, как творческая работа, интеллектуальный марафон, проектная деятельность. Они предполагают наличие определенного уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся, владение на доступном уровне методами исследования.
Основная форма организации учебной деятельности учащихся - урок. Для ознакомления учащихся с объектами и явлениями окружающего мира проводятся следующие типы уроков: уроки - практические занятия, уроки-экскурсии, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Уроки - практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.
Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.
На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умение организовать свою деятельность, определив ее цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты.
В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения. Так, ведение дневника наблюдений является частью долгосрочного исследовательского проекта по наблюдению за сезонными изменениями в природе, в ходе которого учащиеся обучаются использованию различных методов и приемов исследования, учатся делать, наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать информацию. В конце года учащиеся на основе наблюдений подготавливают обобщение своих исследований.
Кроме обязательного домашнего задания репродуктивного характера, направленного на закрепление новых знаний, используются дополнительные задания творческого или исследовательского характера: пронаблюдать, подготовить сообщение, подумать и сделать вывод, сравнить, изготовить прибор для опыта и т.п. Эти домашние задания ориентированы на детей с высокой познавательной мотивацией, их выполнение должно быть добровольно и соответствовать возможностям учащихся.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом.
1) Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. Часть 1. - М.: ACT, Астрель.
2) И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин. Окружающий мир. 3 класс. Учебник,
Часть 2. - М.: ACT, Астрель.
3) Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. - М.: ACT, Астрель.
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение предмета «Окружающий мир» в третьем классе отводится 68 часов (2 часа в неделю). В 2015-2016 уч.г. будет проведено 68 часов.
Учебно-тематический план
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1. | Природа вокруг нас | 8 |
2. | Вода, воздух, горные породы и почва | 16 |
3. | О царствах живой природы | 16 |
4. | Человек | 10 |
5. | Человек в обществе | 18 |
ИТОГО | 68 |
Содержание программы (68 ч.)
Природа вокруг нас
Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.
Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.
Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.
Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.
Вода, воздух, горные породы и почва
Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.
Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.
Вода в природе: родники, водоемы (озеро, река, море, океан — естественные водоемы; пруд, водохранилище — искусственные водоемы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе.
Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.
Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.
Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Ветер. Использование энергии ветра человеком.
Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.
Горные породы, их разнообразие: твердые, жидкие, газообразные.
Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.
Почва и ее состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.
О царствах живой природы
Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.
Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная; другие живые существа. Первые представления о растении как организме.
Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.
Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.
Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.
Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.
Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.
Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.
Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земновод-ные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.
Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.
Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.
Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.
Бактерии, их значение в природе и жизни человека.
Человек
Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.
Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.
Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.
Кровеносная система, ее значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.
Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.
Пищеварительная система, ее значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними. Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.
Органы чувств, их значение и гигиена.
Нервная система, ее значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.
Человек в обществе
Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.
Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.
Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.
Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государствен-ные награды.
Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребенка. Как устроено наше государство. Органы власти.
Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.
Планируемые результаты изучения предмета
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Окружающий мир».
У третьеклассников продолжится формирование:
-положительного отношения и интереса к изучению природы и человека;
-осознания своего продвижения в овладении знаниями и умениями;
-способности к самооценке;
-осознания себя как гражданина России, чувства гордости за свою родину;
-знаний основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение;
-понимания необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения;
-чувства прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
-понимания значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;
-устойчивого интереса к изучению природы, человека, истории страны;
-способности оценивать трудность предлагаемого задания;
-адекватной самооценки;
-чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
-установки на здоровый образ жизни и ее реализация в своем поведении;
-осознанных устойчивых эстетических предпочтений в мире природы;
-основ экологической культуры;
-осознанного положительного отношения к культурным ценностям.
Метапредметные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Регулятивные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Третьеклассники научатся:
-принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
-осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Третьеклассники получат возможность научиться:
-самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить
коррективы.
Познавательные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Третьеклассники научатся:
-находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе;
-понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы;
-использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений;
-осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
-проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
-устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
-обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
-выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.
Учащиеся получат возможность научиться:
-осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания;
-сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий;
-устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
-собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Третьеклассники научатся:
-сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;
-строить монологические и диалогические высказывания;
-обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий.
Третьеклассники получат возможность научиться:
-распределять обязанности при работе в группе;
-учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение.
Предметные результаты освоения программного материала.
Третьеклассники научатся:
-находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
-различать наиболее распространенные растения;
-различать наиболее распространенных животных;
-проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;
-устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;
-приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
-выполнять правила личной гигиены;
-оценивать свое поведение в природе;
-выполнять правила поведения в природе;
-находить на карте город, село, в котором они живут;
-рассказывать о главных символах государства;
-рассказывать о символах своего города;
-рассказывать о главных достопримечательностях своего города;
-рассказывать об основных правах и обязанностях ребенка.
Третьеклассники смогут научиться:
-находить стороны горизонта по местным признакам;
-моделировать несложные природные процессы;
-объяснять некоторые взаимосвязи в живой и неживой природе;
-выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания;
-пользоваться различной справочной литературой;
-получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
-сравнивать и делать выводы.
Человек и природа
Учащиеся научатся:
-проводить самостоятельно и под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты;
-давать характеристику погоды по результатам наблюдений;
-показывать на карте и глобусе границы России, некоторые города России;
-приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
-приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни;
-рассказывать о строении человеческого организма, физиологии основных органов;
-устанавливать связи между объектами и явлениями природы;
-рассказывать о форме Земли, ее движении вокруг своей оси;
-выполнять правила поведения в природе.
Учащиеся получат возможность научиться:
-приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
-объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
-объяснять, что такое круговорот воды в природе, защитная окраска животных;
-давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
-определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу;
-участвовать в мероприятиях по охране природы.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
-выполнять правила поведения в обществе;
-различать государственную символику Российской Федерации; показывать на карте границы Российской Федерации;
-различать права и обязанности гражданина, ребенка;
-описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
-различать и объяснять наиболее распространенные типы названий городских улиц;
-понимать значение денег и планирования бюджета для жизни общества и семьи;
-характеризовать основные научные достижения ученых.
Учащиеся получат возможность научиться:
-описывать государственное устройство Российской Федерации; основные положения Конституции;
-характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
-описывать культурные достопримечательности своего края.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
Критерии оценивания
Изучение окружающего мира является специфическим предметом, так как подразумевает умение делать выводы, классифицировать материал, формулировать понятия, владеть исследовательским инструментарием. Именно проверка уровня усвоения этих умений и навыков является целью контроля.
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
- ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
- оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
3) осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
4) включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
5) использование критериальной системы оценивания;
6) оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
7) разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
Уровень | Отметка | Комментарий |
Материал не усвоен | «2» (неудовлетворительно) | Учащийся не владеет информацией об изученных объектах и явлениях, взаимосвязях в окружающем мире, не знает терминологии, не умеет владеть приборами, инструментариями, учебными материалами, предусмотренными программой данного уровня обучения |
Минимальный уровень | «3» (удовлетворительно) | Минимальные знания об объектах и явлениях окружающего мира, слабое владение терминологией, учебными материалами и инструментами |
«4» (хорошо) | Умение оперировать терминологией, обязательной для усвоения, объяснять простейшие взаимосвязи объектов, явлений окружающего мира, неуверенное владение инструментарием и учебными материалами | |
Программный уровень (решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях) | «4+» (очень хорошо) | Владение обязательной терминологией, понимание сути явлений и взаимосвязи явлений и объектов окружающего мира, умение объяснять причинно-следственные связи объектов, явлений с незначительной помощью, владение материалами и инструментами по предмету с незначительной помощью |
«5» (отлично) | Свободное владение обязательной терминологией, умение объяснять суть, взаимосвязи изучаемых явлений, объектов окружающего мира, свободное владение изучаемыми учебными материалами и инструментами, умение применять полученные знания и умения при решении нестандартных задач. | |
Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков) | «5+» (превосходно) | Владение знаниями, умениями и навыками, терминами, учебными материалами, инструментами, выходящими за границы обязательного к изучению материала |
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выполнения письменных заданий в рабочей тетради на обобщение усвоенных знаний и знание новых понятий, выполнение мини-тестов, самостоятельных работ (задания типа «вставь пропущенное слово», «допиши определение» и т.п.), подготовленных учителем.
Тематический контроль осуществляется в виде обязательной проверочной работы (тестирования), которая предусмотрена в рабочих тетрадях либо составляется учителем, а также в форме защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).
Итоговый контроль осуществляется в виде итоговой проверочной работы (тестирование), а также защиты проекта (выполненного по желанию учащегося)
Критерии оценки тестовой, письменной работы учащихся по окружающему миру
«5» (отлично) | «4» (хорошо) | «3» (удовлетворительно) | «2» (неудовлетворительно) |
Выполнение работы без ошибок, полные письменные ответы | Верное выполнение не менее 80% заданий либо неполные, неточные ответы к отдельным заданиям | Верное выполнение не менее 60% заданий либо неполные или неточные ответы ко всем заданиям | Верное решение менее 60% заданий |
В соответствии с требованиями ФОГС введено критериальное оценивание качества овладения программным материалом. Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать наиболее частые затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы учителя, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы, отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями, навыки контроля, самоконтроля, умение анализировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы, навыки взаимной и самооценки и т.п.).
Каждый критерий оценивается в 1 балл. Стоит помнить, что в данном случае 1 или 2 балла не являются отметкой, а лишь выявляют те трудности, которые испытывает ученик. Баллы накапливаются, выявляя уровень освоения учащимся данного вида деятельности.
Критерии формирующего оценивания устного ответа:
-Выразительный связный рассказ.
-Правильные ответы на вопросы учителя и учащихся по изученной теме.
-Знание терминологии, понятий по теме.
-Ориентация в демонстрационных материалах: картах, схемах, плакатах, на глобусе, в использовании моделей и инструментов исследований.
-Выполнение обязательных дополнительных заданий по теме (в учебнике, в рабочей тетради).
Выставляемая отметка соответствует количеству набранных баллов. Дополнительные необязательные задания творческого характера, а также участие в проектной деятельности являются добровольными, и оценивание этих работ не должно вызывать негативных эмоций у детей, а должно лишь обучать их адекватно оценивать результаты своего труда, формировать навыки контроля и самоконтроля. Поэтому для характеристики таких работ также применяется критериальное оценивание.
Критерии оценки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита мини-проекта):
-Отбор, систематизация материала в соответствии с темой.
-Разнообразие источников информации.
-Выразительный устный рассказ.
-Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
-Грамотные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.
Материально-техническое обеспечение программы
Специфическое сопровождение (оборудование):
демонстрационные таблицы «Природные сообщества», «Правила поведения в общественных местах», «Домашние и дикие животные»; «Животные», «Растения», «Строение растения», «Организм человека», «Правила посадки при письме», «Город», «Село»;
глобус, карта России;
демонстрационная модель скелета человека;
наборы лабораторного оборудования для измерения температуры, времени, направления ветра;
лабораторное оборудование для проведения опытов с жидкостями;
лабораторное оборудование «Воздух и вакуум»;
лабораторное оборудование для проращивания семян;
лабораторное оборудование «Свойства магнитов» (с моделями компасов);
портреты ученых России (М. Ломоносов, С. Королев, Д. Менделеев, А. Попов, К. Циолковский, Н. Вавилов);
портреты исторических личностей (А.Суворов, М.Кутузов, Николай II, Иван Грозный, действующий Президент России);
плакаты «Государственная символика Российской Федерации»;
гербарии растений разных природных сообществ;
демонстрационные наборы образцов горных пород и полезных ископаемых;
живые растения;
демонстрационные образцы приборов и инструментов;
энциклопедии, справочники, словари.
Электронно-программное обеспечение:
электронные библиотеки по окружающему миру, электронные энциклопедии, DVD фильмы о природе, истории;
записи звуков природы;
специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);
презентации по окружающему миру.
Технические средства обучения:
компьютер с учебным программным обеспечением;
мультимедийный проектор,
демонстрационный экран;
DVD плеер, МРЗ плееры;
телевизор;
музыкальный центр;
демонстрационная доска для работы маркерами;
магнитная доска;
цифровой фотоаппарат;
микроскоп;
сканер, ксерокс и цветной принтер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру, 1 класс, УМК Перспектива
Данна пояснительная записка является авторской. Составлена к программе по окружающему миру по УМК Перспектива, 1 класс....
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 1 класс "Перспективная начальная школа"
Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Окружающий мир» составлена на основе:· В соответствии с п. 6 ст.28 Федерального закона № 27...
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 3 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 3 класс...
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 2 класс "Перспективная начальная школа"
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 2 класс "Перспективная начальная школа"...
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 1-4 класс Начальная школа 21 века
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области требованиями Примерной...
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 3 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 3 класс УМК "Школа 2100"...