Пояснительная записка к рабочей программе по окр.миру. 2 класс, УМК "Планета знаний"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по окружающему миру
УМК «Планета знаний»
2 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 4-е изд., перераб. – М: Просвещение, 2010. – 400 с. – (Стандарты второго поколения), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
- с возможностями завершенной линии учебников «Планета знаний» (авторская программа курса «Окружающий мир» 1-4 классы И.В. Потапов, Г.Г. Ивченкова, Е.В. Саплина, А.И. Саплин Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2015.)
- с особенностями Образовательной программы школы.
Учебная программа и пособие УМК «Планета знаний» нацелены на решение приоритетной задачи начального общего образования — формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщённых способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться».
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем. Это и определяет его цель - формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи курса:
- систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
- формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
- социализация ребенка;
- развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
- воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
- формирование самостоятельной познавательной деятельности;
- воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.
При отборе содержания курса учитывались принципы, отраженные в «Концепции содержания непрерывного образования» (дошкольное и начальное звено), утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17 июня 2003 года. Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счет интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа - человек - общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь.сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с окружающим миром и его познание.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребенка. Данный принцип реализуется за счет создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития.а не самоцель.
В связи со сказанным большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на организм и окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приемам владения собой.
Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.
Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.
Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим обучение в начальной школе целесообразно рассматривать как ряд этапов (витков спирали). Так, на первом этапе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребенка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. На втором этапе преобладает знакомство с группами объектов и обязательное рассмотрение элементарных примеров их взаимодействия. На следующем этапе осуществляется более детальное рассмотрение отдельных объектов, а на завершающем - групп таких объектов.
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон).
Они предполагают наличие определенного уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.
Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассныекратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.
Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является не запоминание каких-то отдельных свойств того или иного объекта, а вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путем опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, ее проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твердыми телами, растениями и животными.
Представления, полученные детьми чувственным путем, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.
Работа с различными моделями помогает ребенку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.
В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.
В связи с тем, что у детей происходит переход, от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается.
Из словесных методов в процессе изучения курса «Окружающий мир» чаще всего используется беседа. Наиболее эффективно она позволяет уточнить, закрепить и систематизировать знания детей о различных областях окружающей действительности.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии - формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.
Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, а также в связи с отсутствием необходимого количества объектов или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.
Урок во 2 классе отличается сравнительно частой сменой видов деятельности учащихся, что требует применения разнообразных методов обучения и их сочетаний.
В программе выделены «Основные требования к уровню знаний и умений учащихся». Эти требования определяют обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение.
Кроме того, в программе определены знания и умения, которыми дети могут овладеть за счет более полного усвоения содержания программы благодаря своей любознательности и способностям.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
- способность к самооценке;
- осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
- знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
- понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;
- чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
- понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;
могут быть сформированы:
- устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
- умение оценивать трудность предлагаемого задания;
- адекватная самооценка;
- чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
- установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
- осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
- осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
- основы экологической культуры;
- уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
- целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Учащиеся научатся:
- проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
- давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;
- различать план местности и географическую карту;
- читать план с помощью условных знаков;
- различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;
- показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;
- приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
- объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;
- характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
- устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
- рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;
- объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;
- выполнять правила поведения в природе.
Учащиеся получат возможность научиться:
- рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;
- предсказывать погоду по местным признакам;
- характеризовать основные виды почв;
- характеризовать распределение воды и суши на Земле;
- объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;
- приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
- объяснять причины смены времён года;
- применять масштаб при чтении плана и карты;
- отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;
- объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
- давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
- определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
- делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
- участвовать в мероприятиях по охране природы.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
- различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;
- различать права и обязанности гражданина, ребёнка;
- описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
- описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);
- называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII в. — создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета;1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; октябрь 1917 г. — революция; 1922 г. — образование СССР; 1941–1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полёт в космос Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);
- соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;
- находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
- рассказывать о ключевых событиях истории государства;
- рассказывать об основных событиях истории своего края.
Учащиеся получат возможность научиться:
- описывать государственное устройство Российской Федерации, основной положения Конституции;
- сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр I, Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. .Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, действующий президент РФ);
- характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
- описывать культурные достопримечательности своего края.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
- осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
Учащиеся могут научиться:
- самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
- понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
- использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;
- осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
- устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
- обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
- выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
- устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
- сравнивать исторические события, делать обобщения.
Учащиеся могут научиться:
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;
- сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.
- сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
- устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
- сравнивать исторические и литературные источники;
- строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
- собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Учащиеся могут научиться:
- распределять обязанности при работе в группе;
- учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу второго года обучения
Учащиеся должны знать:
- о значении наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
- строение и назначение термометра;
- назначение справочной литературы;
- названия планет земной группы: Меркурий, Венера, Марс;
- название нашей планеты (Земля) и нашей звезды (Солнце);
- Луна - спутник Земли;
- глобус - модель Земли;
- названия материков и океанов;
- об источниках звука;
- о вреде шума;
- правила безопасного обращения с электроприборами;
- о значении камня в жизни человека; - условия жизни растений и животных;
- характерные признаки времен года (продолжительность дня, положение Солнца на небосклоне, состояние неба, температура воздуха, вид осадков, состояние растений и животных);о значении совместного труда в обществе;
- о значении бюджета;
- правила поведения в общественных местах.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры приборов и инструментов;
- пользоваться термометром;
- различать тела природы и изделия;
- приводить примеры тел и веществ;
- приводить примеры источников энергии;
- приводить примеры растений суши и водоемов (3-4 примера);
- приводить примеры животных суши и водоемов (3—4 примера);
- различать времена года по характерным признакам;
- правильно вести себя дома, на улице, в гостях.
Учащиеся могут знать:
- имена некоторых ученых и изобретателей (3-4 примера);
- о путешествии как способе познания мира;
- о великих географических открытиях;
- названия планет Солнечной системы; отличие планеты от звезды;
- об использовании электрической энергии в жизни человека;
- о значении звука, света и цвета в жизни человека;
- о значении окружающей среды;
- о приспособленности растений и животных к условиям жизни на суше и в воде;
- некоторые взаимосвязи в живой природе;
- о влиянии деятельности человека на живую природу.
Учащиеся могут уметь:
- приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком и газообразном);
- проводить наблюдения и простейшие опыты, фиксировать их результаты;
- определять время по часам;
- приводить примеры признаков приспособленности растений и животных к условиям жизни на суше и в воде.
Содержание тем учебного курса
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика |
Как люди познают мир – 17 ч | ||
Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий. Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометрв| определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе. Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символе! и знаков человеком. Искусство как способ познания мира Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система. Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна. Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи. Космические исследования: наблюдения за планетами и звездами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос. Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов. Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в (в природе и жизни человека. В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня. Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде. Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса. Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки (и приспособленности к условиям жизни. Общее представление о взаимосвязях между растениями животными в природе. Влияние человека на живую при-роду, необходимость бережного отношения к природе. Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека (общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе. Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, день-. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи. Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки их преодоление. Освоение правил поведения в обществе Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму. | О науке. Что такое наука? Науки бывают разные. Ученые России. Человек изобретатель. Экскурсия в лес. Экскурсия к водоёму Как учёные изучают мир. Умей видеть. Приборы и инструменты. Измерение температуры и времени. Справочники, словари, энциклопедии. Об искусстве. Обобщение по теме «Как люди познают мир». Мы живём на планете Земля – 15 ч Что такое космос? Солнечная система. Планеты. Солнечная система. «Падающие звезды». Кометы. Голубая планета Земля. Как древние люди представляли себе Землю. Как устроена Земля. Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей. Спутник Земли- Луна. Исследования космоса. Что такое глобус. Почему день сменяет ночь. Как изучали земной шар. Путешествия. Как изучали земной шар. Знаменитые путешественники. Ошибка Колумба. Путешествия викингов. Как изучали земной шар. Исследование глубин морей и океанов. Природа вокруг нас – 24 ч Тела и вещества. Что такое вещество? Об энергии. От костра до котла. Свет и цвет. Свет и цвет. Зеркала. Цвет радуги. Свет и цвет. О мире звука. О звуке. В мире звука. Верёвочный телефон. В мире звука. Шум вредит здоровью. О музыке. В мире камня. Коллекция камней. Камни-самоцветы. Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей. В мире живой природы. На опушке. Иван-чай. В мире живой природы. О насекомых. Бабочки и жуки. В мире живой природы. В береговой роще. В мире живой природы. В низине. В мире живой природы. В ельнике. В мире живой природы. У лесного озера. В мире живой природы. Лягушка. В мире живой природы. В сосновом бору. Берегите лес! Люди вокруг нас – 12 ч Человек в обществе. Жизнь в первобытном обществе. Труд в жизни человека. Семья. Отец и сыновья. Бюджет семьи. О деньгах. Бюджет семьи. Будем вежливы. Кого называют вежливыми. Будем вежливы. Книжка, которой двести лет. Будем вежливы. Разговор по телефону. Будем вежливы. Как подарить подарки. Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей. О друзьях- товарищах. Два товарища. Что может помешать дружбе. О друзьях- товарищах. О привычках. Как избавиться от плохих привычек. Путешествие в город Экоград. | Рассказывать о значении науки в жизни людей; приводить примеры разных наук. Рассказывать о наблюдениях, проведённых во время летних каникул. Объяснять назначение приборов и инструментов. Измерять температуру воды, воздуха и тела человека; записывать результаты измерения температуры воздуха в дневнике наблюдений. Приводить примеры некоторых символов и объяснять их значение. Рассказывать о назначении искусства; приводить примеры различных видов искусства; характеризовать своё отношение к различным видам искусства. Определять время по часам. Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях. Готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об учёном России, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору). Рассказывать о составе Солнечной системы; объяснять различие между Солнцем-звездой и планетами; находить планеты на рисунке-схеме. Рассказывать, как изменялись состояние неба, температура воздуха и осадки в течение осени; называть характерные признаки осени; приводить примеры взаимосвязей между неживой и живой природой и трудом людей. Называть основную причину осеннего похолодания и сокращения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне; использовать пословицы, поговорки, стихи и загадки, характеризуя осенние изменения в природе. Объяснять, что такое модель, почему глобус — модель Земли. Называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России. Моделировать положение планет Солнечной системы относительно Солнца. Находить дополнительную информацию о космосе, исследованиях космоса, используя различные источники информации (с помощью взрослых), планировать своё участие в проектной деятельности. Различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; сравнивать и классифицировать тела и вещества. Объяснять значение энергии для жизни; право дитъ примеры источников энергии. Приводить примеры природных и искусственных источников света, прозрачных и непрозрачных предметов; объяснять причину образования тени от предметов. Объяснять, от чего зависит цвет предметов; называть цвета радуги по порядку. Рассказывать о красоте окружающего мира. Объяснять причину возникновения звука. Объяснять, почему шум вредит здоровью человека; рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения. Приводить примеры горных пород и рассказывать об их использовании. Характеризовать зиму, выделяя существенные признаки; использовать пословицы, стихи, поговорки и загадки при характеристике зимы. Объяснять, что называют окружающей средой. Приводить примеры, растений и животных, встречающихся на опушке леса, в берёзовой роще, ельнике, сосновом лесу. Обсуждать правила поведения в природе, объясняя их необходимость и выполнять их; участвовать в коллективных мероприятиях по охране природы. Знать правила поведения в лесу, значение леса в жизни человека. Доказывать, что человек часть природы и часть общества (с опорой на текст учебника). Сравнивать жизнь людей в первобытном обществе и в наши дни. Ценить значение семьи; рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге; обмениваться информацией о семейных традициях. Объяснять, что такое бюджет; значение слов «доходы», «расходы», «пенсия», «стипендия»; обсуждать необходимость правильного распределения доходов в семье. Выполнять правила поведения на улице, в транспорте, в школе и дома. Давать общую характеристику весны, выделяя существенные признаки; называть основную причину весеннего потепления и увеличения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне. Самостоятельно находить информацию в справочнике, размещённом в учебнике. Подбирать и объяснять пословицы о дружбе. Придумывать и рисовать иллюстрации (плакаты) на заданную тему. Выбирать форму участия в проектной деятельности и планировать своё участие (с опорой на шаблон в рабочей тетради) |
Учебно-методическое обеспечение
для обучающихся:
1.Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник в 2 частях. — М.: АСТ, Астрель., 2012
2. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов,Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику «Окружающий мир» 2 класс. - М., Астрель, 2012
для учителя:
1. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений».2 класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний», М.: АСТ Астрель, 2011г.
2. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. «Обучение во 2 классепо учебнику «Окружающий мир». - М., Астрель, 2012
Кроме того, в программе определены знания и умения, которыми дети могут овладеть за счет более полного усвоения содержания программы благодаря своей любознательности и способностям.
№ | Тема блока | Количество часов | Примечания |
1. | Как люди познают мир | 15 ч. | |
2. | Мы живем на планете Земля | 14 ч. | |
3. | Природа вокруг нас | 25 ч. | |
4. | Люди вокруг нас | 14 ч. | |
Итого | 68 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру, 1 класс, УМК Перспектива
Данна пояснительная записка является авторской. Составлена к программе по окружающему миру по УМК Перспектива, 1 класс....
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 1 класс "Перспективная начальная школа"
Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Окружающий мир» составлена на основе:· В соответствии с п. 6 ст.28 Федерального закона № 27...
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 3 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 3 класс...
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру для 3 класса УМК "Планета Знаний"
Рабочая программа написана на основе- Федерального образовательного стандарта начального общего образования, - Примерной программы начального образования,- авторской программы И.В. П...
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 2 класс "Перспективная начальная школа"
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 2 класс "Перспективная начальная школа"...
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 1-4 класс Начальная школа 21 века
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области требованиями Примерной...
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 3 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 3 класс УМК "Школа 2100"...