Кружок по внеурочной деятельности "Знайка"
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) на тему

Лапин-Лаус Виолетта Юрьевна

Воспитывать любовь и уважение к семье, своей Родине, региону, к однокласникам, братьям нашим меньшим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znayka2015_moyo.docx53.83 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Выселковский район, станица Александроневская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 19 станицы Александроневской муниципальное образование Выселковский район

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от   28.08.2015  года

                 Председатель педсовета

  _____________ Дробышева С.И.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(по конкретным видам внеурочной деятельности)

Кружок

«Знайка»

4года.

6-11 лет.

        

Учитель: Лапин-Лаус В.Ю.

Согласовано:

Зам. директора по УВР

_________Голубова И.А.

«    » августа 2015г.

Краснодарский край, Выселковский район,

станица Александроневская

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная школа №19 станицы Александроневской

муниципального образования Выселковский район.

Календарно-тематическое планирование

 по внеурочной деятельности.

кружок: «Знайка»

Класс:  2

Учитель: Лапин-Лаус В.Ю.

Количество часов: всего68;  в неделю 1 часа.

Планирование составлено на основе рабочей программы  Лапин-Лаус В.Ю., утверждённой на педсовете №1 от 31.08.2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Изучение кружка «Знайка» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Общая характеристика.

Отбор содержания кружка  «Знайка» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания кружка

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часа.  На кружок «Знайка» в 1-4 классе отводится 1 час в неделю, 33 часа в год в 1 классе и 34 часа – во 2-4 классах.

2.Учебно-тематическое план.

1 класс.

Название темы

Кол-во часов

Примерная

программа

Рабочая

программа

1

Вводныйурок

1

0

2

«Что и кто?»

20

9

3

«Как, откуда и куда?»

12

8

4

«Где и когда?»

11

6

5

«Почему и зачем?»

22

10

всего

66

33


2 КЛАСС

Название темы

Кол-во часов

Примерная

программа

Рабочая

программа

1

«Где мы живём?»

4

1

2

«Природа»

20

10

3

«Жизнь города и села»

10

5

4

«Здоровье и безопасность»

9

5

5

«Общение»

7

3

6

«Путешествия»

18

10

всего

68

34

3 КЛАСС

Название темы

Кол-во часов

Примерная

программа

Рабочая

программа

1

«Как устроен мир»

6

3

2

«Эта удивительная природа»

18

9

3

«Мы и наше здоровье»

10

5

4

«Наша безопасность»

7

3

5

«Чему учит экономика»

12

6

6

«Путешествия по городам и странам»

15

8

всего

68

34

4 КЛАСС

Название темы

Кол-во часов

Примерная

программа

Рабочая

программа

1

«Земля и человечество»

9

4

2

«Природа России»

10

5

3

«Родной край-часть большой страны»

15

8

4

«Страницы Всемирной истории»

5

2

5

«Страницы истории России»

20

10

6

«Современная Россия»

9

5

всего

68

34

3. Содержание программы.

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

4.Предполагаемые результаты.

Освоение кружка «Знайка» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

5.Формы и виды контроля.
Конкурсы знатоков, КВНы, игровые занятия, выпуск газет, турниры, проекты.

6.Методические рекомендации.

Программа кружка содержит в основном традиционные темы Включает в себя всевозможные разнообразные нестандартные виды заданий, направленных на развитие способностей учащихся. Дает возможность учащимся работать как под руководством учителя, так и проявить свои способности на занятиях и при самостоятельной работе дома с родителями.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют проекты, готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.

Данный кружок способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем индивидуальном обучении.

        7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

                                                 Книгопечатная продукция

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М.: Просвещение. 2011

Учебники

1.Плешаков А. А.
Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях.    

2.Плешаков А. А.
Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях.    

3. Плешаков А. А.
Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях.      

4. Плешаков А. А.
Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях.    

Рабочие тетради

1.Плешаков А. А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях.   

2.Плешаков А. А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях.  

3. Плешаков А. А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях.  

4. Плешаков А. А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях.  

Методические пособия

1.Плешаков А. А.
Мир вокруг нас. Поурочные разработки. 1 класс

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир» 1 класс

Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир» 2 класс

Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир» 3 класс

Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир» 4 класс


СОГЛАСОВАНО                                      СОГЛАСОВАНО

протокол заседания ШМО                         Заместитель директора по УВР                                                  

«Начальные классы»                                  _________\Голубова И.А.\

от 27.08.2015г.   № 1

 Козулина С.Б.                                            от  28.08.2015г.

подпись


п/п.

Содержание

Кол-во часов

Дата заплан.

Дата

факт.

Характеристика  деятельности учащихся

Где мы живём (1ч)

Город и село (1ч).

1

1

Город и село.

Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Наше село.

Проект «Родное село».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

1

Познавательные УУД:

-осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему

Регулятивные УУД:

-умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы.

-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Коммуникативные УУД:

-способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке.

Природа(10ч)

В гости к осени (экскурсия) (1ч).

2

1

В гости к осени (экскурсия).

Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе.

1

Познавательные УУД:

Регулятивные УУД:

-умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Коммуникативные УУД:

-отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре

Звёздное небо (1ч).

3

2

Звёздное небо.

Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Зодиак.

1

Про воздух и про воду (2ч).

4

3

Про воздух и про воду.

 Воздух. Значение воздуха для растений, животных  и человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие  созерцания  неба на человека.

1

5

4

Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Эстетическое воздействие водных просторов  на человека.

1

Невидимые нити(1ч).

6

5

Невидимые нити.

Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей.

1

Комнатные растения (1ч)

7

6

Комнатные  растения. Комнатные  растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

1

Животные живого уголка (1ч)

8

7

Животные живого уголка.

Животные живого уголка: Аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода за животного живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека.

1

Про кошек и собак(1ч).

9

8

Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни  человека. Уход за домашними животными. Ответственное  отношение к содержанию домашних животных.

1

Красная книга (1ч)

10

9

Красная книга.

Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях  и животных, внесённых в Красную книгу России (венерин башмачок, лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению  и увеличению  численности  этих растений и животных.

1

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» (1ч)

11

10

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство  с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

1

Жизнь города и села (5ч)

Как построить дом (1ч)

12

1

Как построить дом.

Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения.

1

Культура и образование (1ч)

13

2

Культура и образование.

Учреждения культуры (музей, театр, цирк. выставочный зал, Концертный зал, библиотека)  и образование (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и  общества. Разнообразие музеев. Первый музей России - Кунсткамер.

1

Все профессии важны. Проект «Профессии»(1ч).

14

3

Все профессии важны. Проект «Профессии».

Разнообразие профессий, их роль в экономике  и жизни людей.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

1

В гости к зиме (экскурсия) (1ч)

15

4

В гости к зиме (экскурсия). Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе.

1

Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или возьмем под защиту», «Профессии».(1ч)

16

5

Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или возьмем под защиту», «Профессии».

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

1

Здоровье и безопасность (5ч)

Берегись автомобиля!(1ч)

17

1

Берегись автомобиля!

Правила  безопасного поведения на улицах и дорогах (сигналы светофора, дорожные знаки  перехода  улицы).

1

Школа пешехода (1ч)

18

2

Школа пешехода.

Освоение правил  безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке или на полигоне ГИБДД (ДПС).

1

Пожар (1ч)

19

3

Пожар.

Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону.

1

На воде и в лесу (1ч)

20

4

На воде и в лесу.

 Правила безопасного поведения на воде и в лесу.

1

Опасные незнакомцы(1ч).

21

5

Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов милиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга», и аналогичных.

1

Общение (3ч)

Проект «Родословная» (1ч)

22

1

«Родословная».

Подготовка  к выполнению проекта: знакомство  с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение  способов и сроков работы.

1

Правила вежливости (1ч)

23

2

Правила вежливости.

Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте.

1

Мы – зрители и пассажиры (1ч)

24

3

Мы – зрители и пассажиры.

Правила поведения в общественных местах ( в театре, кинотеатре, консерватории, в общественном транспорте).

1

Путешествия (10ч)

Ориентирование на местности (2ч)

25

1

Ориентирование на местности.

Что такое ориентирование на местности. Ориентиры.

1

26

2

Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас – прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом.

1

Формы земной поверхности (1ч)

27

1

Формы земной поверхности.

Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор.

1

В гости к весне (экскурсия) (1ч)

28

4

В гости к весне (экскурсия).

Наблюдения над весенними явлениями природы.

1

Проект «Города России» (1ч)

29

5

Проект «Города России».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

1

Путешествие по Москве (1ч)

30

6

Путешествие по Москве.

Москва – столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные  достопримечательности  столицы.

1

Московский Кремль (1ч)

31

7

Московский Кремль.

Московский Кремль – символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади.

1

Город на Неве (1ч)

32

8

Город на Неве.

Санкт – Петербург – северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру 1, история его создания.

1

Путешествие по материкам (1ч)

33

9

Путешествие по материкам.

Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия.

1

Страны мира. Проект «Страны мира» (1ч)

34

10

Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Презентация проектов «Родословная», « Города России» «Страны мира».

1

Итого: 34 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Внеурочная деятельность.Танцевальный кружок кружок "НЕПОСЕДЫ"

Рабочие  программы и планирование.Танцевальный  кружок " Непоседы"  1-4 классКружок художественно-эстетической направленности "Весёлые краски"    1-4классКружок духовно-нравст...

Кружок по внеурочной деятельности "В гостях у сказки"

Воспитание любви к  чтению,сказкам, доброте, справедливости....

Кружок по внеурочной деятельности "Знайка"- 1

Воспитывать и расширять кругозор обучающихся во всех знаниях математики, литературного чтения, русского языка....

Кружок по внеурочной деятельности "Радуга"

Воспитывать умение работать в парах, с природным материалом, подручными средствами...

Кружок по внеурочной деятельности "Уроки милосердия"

Введение учебного курса «Уроки милосердия» в 1 классе на начальной ступени образования гармонично дополняет содержание образовательной области ФГОС «Основы духовно-нравственной культ...

проект "Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников"

проект по теме "Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников"...