ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ РОССИИ»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Пикунова Марина Николаевна

Цель: создание условий для формирования исторического мышления младших школьников в ходе обобщения знаний по курсу истории России (с момента образования Древней Руси)

Задачи:

а) образовательные: обучать младших школьников устанавливать причинно-следственные связи, актуализировать, закреплять знания учащихся об исторических фактах;

б) развивающие: развивать мышление младших школьников, их внимание и память,

в) воспитательные: воспитывать патриотизм, способствовать формированию умения сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к окружающим, участвовать в совместном принятии решений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr._mira_4a_klass_pikunova_m.n.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ РОССИИ»

Цель: создание условий для формирования исторического мышления младших школьников в ходе обобщения знаний по курсу истории России (с момента образования Древней Руси)

Задачи:

а) образовательные: обучать младших школьников устанавливать причинно-следственные связи, актуализировать, закреплять знания учащихся об исторических фактах;

б) развивающие: развивать мышление младших школьников, их внимание и память,

в) воспитательные: воспитывать патриотизм, способствовать формированию умения сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к окружающим, участвовать в совместном принятии решений.

Планируемые результаты урока:

Метапредметные:

Регулятивные:

  1. Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  2.  Самостоятельно решать задачи, ребусы, кроссворды, используя свои знания.
  3. Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные:

  1. Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
  2. Выполнять действия по образцу.
  3. Задавать проблемные вопросы в ходе деятельности и отвечать на них.
  4. Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

Коммуникативные:

  1. Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе.
  2. Развивать умение принимать коллективное решение.

Личностные:

  1. Осознавать необходимость учения.
  2. Осознавать необходимость в том, чтобы гордиться родиной.
  3. Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/не успеха в учебной деятельности.
  4. Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
  5. Работать над осознанием ответственности за общее дело.
  6. Учиться выражать свое мнение.

Предметные:

  1. Уметь работать с учебником.
  2. Уметь мыслить, рассуждать, делать выводы.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран; презентация, индивидуальные карточки.

Методическое обеспечение:

    1. Поглазова О.Т., В. Д. Шилин «Окружающий мир». Учебник для 4 кл. В 2 ч. Ч. 2 – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.

    2. Поглазова О.Т. «Окружающий мир». Рабочая тетрадь к учебнику для 4 кл. в 2 ч. Ч. 2 – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.

    3. Поглазова О.Т. Методические рекомендации по изучению интегрированного курса «Окружающий мир». Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.

Ход урока.

I. Актуализация знаний обучающихся. Целеполагание.

(Создание проблемной ситуации. Определить тему урока, поставить цель, наметить план учебных действий)

 

     Учитель читает отрывок из стихотворения С.Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

-Как вы считаете, почему  урок я начала со стихотворения о Руси?

-Какие последние темы нами были изучены?

-После ваших рассуждений, скажите мне, какая у нас сегодня тема урока?

(«ПРОШЛОЕ РОССИИ»)

- КАКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ МЫ С ВАМИ МОЖЕМ СЕГОДНЯ ПОСТАВИТЬ НА ДАННОМ УРОКЕ?

1. Повторить изученное по теме «История в прошлое России».

2. Провести игру. (Эту учебную задачу озвучить позже)

II. Работа в группах.  Игра.

– Сегодня мы вспомним великое прошлое нашей Родины, повторим изученное из истории развития нашей страны от Древней Руси до Российской империи и проведем урок в форме игры. Вам будут предложены различные задания, где вы должны показать свои умения, смекалку, ум. Для этого мы должны разделиться на 3 группы.

(Учащиеся класса делятся на три группы, выбирают капитана и название команды)

Тур № 1.

В качестве разминки для команд мы проведем экспресс-опрос.

1. Этот князь был призван править Русью в 862 году. Назовите его имя (Рюрик)

2. Какой город стал первой столицей Древней Руси? (Великий Новгород)

3. Назовите имя князя, при котором образовалась Киевская Русь? (Князь Олег)

4. В каком году князь Владимир принял христианскую веру?

(В 988 г.)

5. Как иностранцы называли Русь и что это означает?

(«Гардарики» - страна городов)

6. Как называлась в Древней Руси особо укреплённая часть города?(Кремль)

7. Имя основателя Москвы? (Юрий Долгорукий)

8. Год основания Санкт-Петербурга? ( 1703)

Тур№2. «Соотнеси понятия с историческими личностями»

Каждой команде раздается перечень из 15 слов.

-Вы должны выбрать для своей «исторической личности» слова из данного списка и аргументировать свой выбор.

Иван Грозный:

1547

Типография

Убийство сына

Казанское Ханство

Петр I:

Империя

Флот

1703

Аптека

М.Ломоносов:

Университет

Академик

Мозаика

Ученый

    Представитель из каждой команды выходит к доске и выбирает для своего исторического героя слова на магнитной доске и доказывает свой выбор.

Тур№3. « Исторические ошибки»

     Каждая команда получает карточки с текстом, в котором допущены исторические ошибки. Учащиеся находят и исправляют ошибки.

1-я команда. В славянском жилище пол был паркетный (деревянный), крыша сделана из жердей. В доме светло (темно). В углу печь, которая топится по-белому (по-черному).

2-я команда. Весной 1249 года (1242 года) разыгралась битва, названная Ледовым побоищем. Иван (Александр) Невский одержал победу над шведами (немцами).

3-я команда. В 1700 году Англия (Швеция) начала войну с Россией. В 1706 (1709) году разгорелась Полтавская битва, и Россия эту битву проиграла (выиграла).

Тур №4. «Кроссворд»

Каждая команда получает кроссворд. Время работы – 5 минут.

http://doc4web.ru/uploads/files/20/20089/hello_html_m23e44e58.png

1.Древнерусский город, в котором князя выбирали на народном собрании.

2. Народное собрание. 

3. Промежуток времени в 100 лет. 

4. Картина, написанная красками по сырой штукатурке.

5. Обряд принятия христианства. 

6. Палочка, которой выдавливали буквы на бересте.

7.Монгольский хан, который привел свои войска к русским землям.

Тур №5. «Узнай город»

  На слайде появляются три картинки городов. Дети должны назвать город,  год основания и кто основал.

Москва

Новгород

Санкт-Петербург

III. Итог урока. Рефлексия.

 

-Оцените свою работу на уроке.

-Все ли учебные задачи решены на уроке?

-Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Путешествие за границу России"

Цели деятельности учителя: расширение и обобщение знаний о сопредельных государствах России; расширение знаний о достопримечательностях соседствующих стран Беларуси и Монголии.Планируемые результатыПр...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Путешествие по Москве» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Путешествие по Москве" УМК "Школа России" 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о столице нашей Родины – Москвы, об истории её возникновения и об ее достоприм...

Технологическая карта урока окружающего мира «Проект «Музей путешествий»» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Тема урока: «Проект «Музей путешествий»»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство обучающихся с некоторыми городами России, с их культурой и дост...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Путешествуем с археологами" УМК "Плешаков А.А. Окружающий мир" (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений отраслей промышленности для развития экономики, роли труда работников отраслей промышленности.Задачи:Дидактические...

Технологическая карта урока окружающего мира "Проект. Музей путешествий" (УМК Школа России 3 класс"

Тип урока: проект. Цель урока: формирование у обучающихся знаний о городах России, их культуры и достопримечательностяхЗадачи урокаДидактические: 1. Формировать умение находить на карте вели...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Путешествие по Москве" УМК "Школа России" (2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о городе Москва, о его достопримечательностях.Задачи урока:Дидактические: 1. Ознакомление обучающихся с обозн...