Тундра
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Литовкина Наталья Васильевна

Методическая разработка урока по окружающему миру. УМК «Перспективная начальная школа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx37.28 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по окружающему миру

Предмет: Окружающий мир, 4 класс, УМК «Перспективная начальная школа»

Тема урока: «Тундра»

Место урока в теме: 3-й урок по теме: «Путешествие по природным зонам России»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: организовать деятельность обучающихся на развитие естественно - научных представлений о зависимости между географическим положением природной зоны и её особенностями на примере темы «Тундра»

Планируемые достижения обучающихся

Предметные

Метапредметные

Личностные

-знать название, местоположение и специфичность изучаемой зоны;

- уметь находить и показывать на карте тундру;

- установить зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий;.

Регулятивные универсальные действия:

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- предвидеть уровень усвоения знаний;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные универсальные действия

- ориентироваться в своей системе знаний; 

-осуществлять анализ объектов; 

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 

-преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-составлять ответы на вопросы;  воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

-находить     дополнительную информацию; 

 -высказывать предположения,

- обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные универсальные действия

- участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;

- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

- положительное отношение к процессу познания; 

- применять правила делового сотрудничества;

 - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Задачи урока (деятельность учителя)

  • обеспечить условия для сформирования  у обучающихся представления о природной зоне тундра;
  • создать условия для ознакомления с особенностями природы, условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе,
  • создать условия для развития умения работать с разными источниками информации, анализировать, высказывать собственную точку зрения;
  • способствовать развитию речи, логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы.
  • развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;
  • воспитывать бережное отношение к природе, формировать умения пользоваться атласами и энциклопедиями.

Оборудование:

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. «Окружающий мир» Учебник1 часть. Москва «АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК» 2013;

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. «Окружающий мир» Тетрадь для самостоятельной работы №1. Москва  «АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК» 2014;

презентация "Тундра, проектор.

                                                                   Технологическая карта урока

Этапы

Задачи деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

- Сегодня на урок к нам пришли гости, посмотрите на гостей, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе и всему классу. Пусть с маленькой удачи начинается большой успех!

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание учиться

1.Актуализация знаний обучающихся

Мотивировать детей на изучение новой темы

- Какую природную зону изучали на прошлом уроке?

- Давайте отгадаем кроссворд и назовём обитателей  Арктики.

- Какой зверь хозяин  Арктики?

- Какая взаимосвязь между белым медведем и водорослями? Составьте цепь питания.

- Как вы думаете, неизученная природная зона, в которую мы сегодня отправимся, находится севернее или южнее  зоны арктических пустынь)

- Почему?

- Арктика  (Слайд №3)

- Белый медведь (Слайд №4)

-Водоросли –рачки –рыбы -тюлени- белый медведь (Слайд№5) 

- Южнее

- Из-за неравномерного  распределения солнечных лучей природные зоны сменяются с севера на юг

Коммуникативные:

высказывания детей

3. Целеполагание

Уметь задавать вопросы по изучаемой теме;

определять цель, учебные задачи, исходя из темы урока;

планировать свою деятельность на уроке

4. Открытие новых знаний

Развивать умения работать с разными источниками информации, извлекать и интерпретировать информацию,

Учиться взаимодействовать в группах: распределять обязанности, договариваться между собой, приходить к единому мнению;

Физкультминутка

(Грамзапись «Увезу тебя я в тундру»

Релаксация

Сообщение групп

Уметь получать информацию из различных источников; устанавливать причинно – следственные связи; делать простейшие выводы и умозаключения;

Уметь осуществлять контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков;

Физкультминутка

4. Первичное формирование умений на основе самоконтроля

Учиться оценивать себя

5. Домашнее задание

Осуществлять осознанный  выбор задания

6. Рефлексия

- Как называется эта зона?

- Назовите тему урока

- Назовите тип урока

- Цель урока:

- Что бы реализовать цель какие поставим учебные задачи?

- Какие умения для успешной работы вам пригодятся?

- По каким критериям будете оценивать себя в конце урока?

- Спрогнозируйте результат критериального оценивания на листе самооценки.

Выполнять учебные задачи мы будем в группах: «Географы», «Ботаники», «Зоологи»

Инструктаж:

- Прочитать вопросы.

- Найти ответы, используя учебник, дополнительную литературу, раздаточный материал.

- Распределить обязанности каждого человека в группе.

-  Оценить работу в группе.

На эту работу вам отводится 7-9 минут. О готовности своей группы вы поднимаете зелёный кружок, о возникших трудностях – красный.

Оценка работы в группе по  критериям:

-Самооценка работы в группе.

-Интересное выступление.

- Правильно выполненная работа.

-Сделаны выводы.

- Возьмите кейсы с материалами и приступайте к работе

- Назовите первую учебную задачу

- Давайте выслушаем группу «Географы»

(Учитель сопровождает показ слайдами презентации «Тундра»)

Оцените работу группы

-Почему в тундре много болот?

- Предлагаю провести эксперимент

Берутся 2 одинаковые непрозрачные

ёмкости, наполненные землёй. В одной ёмкости, под небольшим слоем  земли находится стекло, закрывающее всю поверхность (детям это не известно)

- Скажите, одинаковые ли эти горшочки?

- Как вы думаете что должно произойти, если полить воду?

Детям предлагается  налить одинаковое количество воды в ёмкости.

- Что произошло в первом горшке?

- Почему вода осталась во второй ёмкости на поверхности?

- Может  ей что-то мешает просочиться внутрь?

(Раскапывается земля, дети видят стекло)

- Что   помог понять нам этот эксперимент?

В тундре за длинную и холодную зиму, земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять небольшой верхний слой, воде мешает просочиться сильно промёрзшая земля, поэтому образуются болота.

- Как вы думаете в таких суровых условиях   богат ли растительный мир тундры?

- Вспомните вторую учебную задачу

Давайте выслушаем группу «Ботаники»

(Учитель сопровождает рассказ детей показом слайдов из презентации «Тундра»)

Оцените работу группы

- Ребята, как вы считаете, кому необходимы растения?

- Назовите третью учебную задачу

(Учитель сопровождает рассказ детей показом слайдов из презентации «Тундра»

-Составьте  2-3 цепи питания

Тест «Проверь себя»

  1. Тундра расположена:

А) на равнинах;

Б) на возвышенностях

В) в горах

2. В тундре

А) ярко выражены все 4 времени года;

Б) длинная суровая зима и жаркое лето;

В) длинная суровая зима и короткое прохладное лето;

3. Растения тундры…

А) высокие с мощными корнями и широкими листьями

Б) низкорослые, стелющиеся с мелкими листьями

4. В тундре обитают..

А) тюлени, моржи, киты;

Б) песцы, лемминги, волки;

В) верблюды, лошади, коровы

- Оцените себя

Эталон

1. А)

2.В)

3.Б)

4.Б)

- Поднимите руки   кто справился с заданием без ошибок, с одной, двумя ошибками.

-Дома предлагаю поработать с карточкой  «Экологи»

Занятие населения и экологические проблемы

Источник информации: уч. стр. 80-83;

Ответьте на вопросы:

1.Перечисли основные занятия населения (Запиши в таблицу т. стр. 23)

  1. Перечисли экологические проблемы тундры.
  2. Как защитить редких животных.
  3. Перечисли какие животные занесены в Красную книгу.

Творческое задание (по выбору):

написать синквейн Природная зона тундра.

1 строка: существительное, обозначающее тему;

2строка: два прилагательных, раскрывающие характерные признаки, явления;

3 строка: три глагола, раскрывающие действия, свойственные явлению;

4 строка: фраза, раскрывающая суть явления,

5 строка: существительное, которое выразит общее впечатление.

- Вот и  закончилось наше путешествие по зоне «Тундра»

Вернёмся к задачам урока

- Все ли учебные задачи решены?

- Возьмите листы самооценки и оцените свою деятельность на уроке

- Дети сегодня у нас был необычный урок. Вы все хорошо поработали. Мне хочется поставить оценку «5» ….,оценку «4 » и пожелать быть более активными на уроке, также  очень хочется узнать ваши впечатления об уроке, совпала ли самооценка вначале урока и в конце урока, с каким настроением вы уходите с урока.

Ты человек, люби природу,

Хоть иногда её жалей:

В увеселительных походах не растопчи её полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши.

Она - твой давний, добрый лекарь,

Она союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

(В, Шефнер)                

- Тундра

Тема урока: тундра

- Открытие новых знаний

Цель урока: познакомиться с природой  тундры

Задачи урока:

- уточнить местоположение тундры, климат;

- узнать особенности растительного  мира тундры;

- узнать особенности  животного мира тундры;

- умение работать с картой;

- умение работать с учебником и дополнительной литературой;

- умение работать в группе;

- умение правильно высказывать

своё мнение, аргументировать ответ.

-знаю местоположение тундры, могу показать на карте;

-могу назвать особенности растительного и животного мира тундры;

- умею работать в группе.

(Приложение №1)

1 группа «Географы»

Географическое положение и климат

Источники информации:

уч. стр. 60,  карта природных зон России, стр. 74

Вопросы карточки  «Помогайка»

- Где расположена Тундра

(запишите в таблицу)

-Какие времена года выделяют в тундре?

-Какая зима в тундре?

( продолжительность, температура)

-Какое лето?

 ( продолжительность, температура) Запиши в таблицу

- С чем связаны суровые условия тундры?

2 группа «Ботаники»

Растительный мир тундры

Источники информации:

Уч. стр. 75-78.; иллюстрации растений; гербарий.

Вопросы карточки«Помогайка»

-Перечислите, какие растения растут в тундре (запишите в таблицу)

-Как растения приспособились к суровой жизни (корни, стебли, листья) запишите в таблицу

3 группа «Зоологи»

Животный мир тундры

Источники информации:

- уч. стр. 78-79, стр. 76-77;

иллюстративный материал

Вопросы карточки«Помогайка»

- Перечислите птиц, которые обитают в тундре (запишите в таблицу)

- Как они приспособились к жизни в суровых условиях?

- Перечислите зверей , которые обитают в тундре (запиши в таблицу)

- Как звери приспособились к жизни в суровых условиях?

(запиши в таблицу)

- уточнить местоположение тундры, климат;

Обучающиеся отвечают на вопрос, сопровождая показом на карте границ зоны тундры

- Да

- Земля впитывает воду.

- Земля впитала воду.

- Образование болот в зоне тундры

- узнать особенности растительного  мира тундры;

- узнать особенности  животного мира тундры;

Мох-ягель - северный олень – волк

Брусника – лемминг-песец

Голубика – белая куропатка-песец

Растения тундры – лемминг –белая сова

Регулятивные:

формулирование цели, учебных задач

Личностные:

смыслообразование: мотивация к изучению нового учебного материала)

Регулятивные:

предвидеть уровень знаний

Регулятивные:

планирование последовательности действий

Познавательные:

общеуучебные: выделение информации

Коммуникативные:

работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы

Регулятивные:

удержание цели, учебных задач

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание

Познавательные:

общеучебные: моделирование,

 логические общеучебные:

умозаключения

Познавательные:

Устанавливать причинно – следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, обобщать

Познавательные:

общеучебные: моделирование

Регулятивные:

удержание цели, учебных задач

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь коренного населения тундры

Презентация к уроку окружающего мира ...

Тесты по ОМ (тундра)

Дополнительный материал на уроке ОМ...

Природные зоны. Тундра

Урок по окружающему миру в 4 классе. Тема "Тундра"...

Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Тундра ».

Конспект урока окружающего мира посвящен природной зоне тундра. Урок разработан на основе ТДМ. Также представлен анализ урока с учетом формирования УУД....

Проект урока: «Тундра. Природа тундры»

Цель: продолжить развитие основных  естественно-научных представлений о    зависимости между географическим положением природной зоны  и её особенностями на примере темы...