Проектно - исследовательская деятельность на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Исследовательская работа на уроках окружающего мира и занятиях внеурочной деятельности в рамках реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_festival.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
C-1 Исследовательская работа на уроках окружающего мира и занятиях внеурочной деятельности в рамках реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте начального общего образования большое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности, как решающем фактору в формировании у школьников умения учиться. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Современный школьник – это не чистый белый лист. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому важно именно в начальной школе привить интерес к различным областям науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
C-2 В связи с этим в нашем классе создан НИИ младших школьников «Родник». Были поставлены цели.
C-3 Основной целью является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.
C-4 Главная задача - создание условий для развития творческой научно-исследовательской деятельности. Достижение метапредметных результатов обучающихся, освоение УУД.
C-5 Структура НИИ «Родник» позволяет вовлечь в исследовательскую работу всех учеников и раскрыть их способности. Ребята ведут себя по разному: одни активно ищут информацию для своих исследований, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в «помощники». Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую деятельность. В связи с этим были созданы следующие отделы: лекторский, оформительский, ИКТ, информационный, консультанты. В зависимости от индивидуальных способностей ребенка он может принять участие в работе выбранного им отдела.
C-6 Также был создан «Научный совет». В состав научного совета входят: руководители отделов, родители и учителя- предметники.
C-7 Составлены принципы работы. Деятельность НИИ «Родник» разнообразна. Таким образом, можно отметить, что - это не только школьное научное общество, а самый настоящий клуб по интересам. Здесь можно проявить себя в искусстве, журналистике, исследовательской деятельности, литературе, проектной деятельности, общественной работе.
С-8 Ожидаемым результатом данной программы является всесторонне – развитая личность:.
Свою работу мы начали с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создался образ класса и была спланирована дальнейшая работа.
Нами разработаны:
Программа и план работы отделов. Они были рассмотрены и утверждены на «Научном совете».
С-9-10 Намечены примерные этапы и структура научного исследования. Этапы и структура может меняться в зависимости от вида проекта.
С-11 Рассмотрели источники информации. Источников информации недостаточно, поэтому мы планируем общение с другими учреждениями дополнительного образования, музеями Буденновского района.
Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность необходимо строить в сотрудничестве с родителями.
Я даю, им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
С-12 В своей работе я применяю два вида исследования: экспресс – исследования и долгосрочные исследования.
В соответствии с планом работы начинаю вовлекать своих учеников в мини – исследования.
С-13-14 Эти работы так и называются «Мои маленькие исследования». Главной целью этой работы является: обобщение информации, выделение главного, умение делать выводы. Параллельно с этим развивается навык общения, работа с источниками информации. Данный вид исследования особо актуальный при изучении свойств воды, воздуха, глины, песка и другое.
С-15 Также мы проводим и долгосрочные исследования. Применяю следующие виды проектов:
- В работе над проектом «Каждой пичужке по кормушке» принимали участие не только родители, но и бабушки, и дедушки.
С большим интересом ребята работают над исследовательскими проектами.
С-16 Наиболее интересным стал исследовательский проект «Тайны песчаных карьеров». Хотелось бы рассказать, как родился этот проект. Все началось с необычного камня, найденного в песке моим учеником. Ребят заинтересовала эта находка. Начали активный поиск информации, совместно с этим продолжались поиски камней. Можно только представить, сколько песка было перелопачено. Каждому хотелось побывать в роли археолога-первооткрывателя. Удалось установить названия камней, узнать каким путем они образовывались. Сегодня перед вами результат этого проекта – коллекция камней собранная детьми.
- С-17 -18 Творческий проект. Темы таких проектов развивают у детей логическое мышление, воображение и воспитывают инициативность, ответственность. Очень любят составлять проекты о животных. Наблюдения провожу от простого к сложному, с различными анализаторами (потрогать, понюхать, послушать). Учёные сделали исследования и доказали, что 10% - запоминают, когда читают, 20% - когда пишут, а 70% - запоминают, когда сами исследуют и делают выводы. Лучшими работами были признаны – презентация «Красная книга Ставропольского края и видео – фильм « Растения – часть живой природы» (показ фильма), «Глобус – модель земного шара»
- Вашему вниманию представляется работа моей ученицы по теме: « Растения – часть живой природы»
Порою бывает неудобным и невозможным рассмотрение реального объекта, процесса или явления, ведь они бывают иногда многогранными и сложными. Тогда лучшим способом их изучения и становится построение модели. И многовековой опыт развития науки доказал на практике плодотворность такого подхода.
Так, например, в курсе окружающего мира первые представления о нашей планете Земля дети получают, изучая ее модель – глобус
Моделирование – это метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей.
Поэтому я Вам предлагаю провести экспресс –исследование, при изучении глобуса.
Пред изучением данной темы детям предлагается подготовить мини – проект о глобусе. Проекты дети защищают на уроке. Сообщают интересные факты, которых нет в учебнике. Вот такой проект и подготовила ученица 3 класса Береснева Алена (Показ буклета по глобусу.)
На внеурочной деятельности ребята изготавливают модель земного шара, тем самым закрепляют уже полученные знания о глобусе, такие как материки, северный и южный полюс.
Далее приступаем к изучению параллелей и меридианов.
Для этого детям предлагается собрать самостоятельно модель земного шара. Каким образом это происходит? Сейчас я хочу Вас возвратить в прошлое. Вы учащиеся 3 класса.
У вас на столе стоит глобуа. Давайте его рассмотрим.
В глобусе есть ось. Что мы о ней знаем? Мы знаем, что она не видимая, вокруг нее вращается Земля. Она наклонена. Повращайте глобус вокруг Земной оси. Кто помнит, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси.
( Происходит смена дня и ночи.)
- На глобусе нанесено множество линий. Каждая линия имеет свое название.
Экватор – «главный пояс Земли». Это линия, которая делит наш земной шар на два полушария – Северное и Южное.
Возьмите ярко – синюю нить и выделите ей экватор.
Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели. Возьмите голубые нити и отметьте параллели. Какая самая длинная параллель?
. Еще на Земле есть Северный полюс и Южный полюс. Найдите их . Почему они белого цвета?
На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии.
- Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы. Возьмите красные нити и отметьте меридианы. В чем их особенность?
- Чем отличаются параллели от меридианов?
- Посмотрите, что у нас получилось? Иногда глобус называют «мяч в сетке».+
Таким образом, мы проводили мини- исследования при закреплении знаний о глобусе.
С-19 Любой проект должен быть защищен. Выступление на публике является одним из приёмов социализации личности. В конце каждой четверти мы проводим общее заседание НИИ, на котором ведём отчёт о проделанной работе. На эти заседания мы приглашаем родителей, администрацию школы, учителей – предметников. Такая работа даёт возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умение работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками, готовит детей к переходу в пятый класс. Каждая работа поощряется различными дипломами, грамотами, благодарностями, медалями.
Результаты нашей работы уже видны. Все ученики стали активными читателями библиотеки, они могут найти информацию из различных источников, принимают участие в олимпиадах, конкурсах. Наши ученики занимают призовые места в школьных конкурсах.
Мы будем продолжать начатую работу, постараемся найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта "Исследовательская деятельность на уроках окружающего мира"
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характериз...
Из опыта использования проектно-исследовательской деятельности на уроках окружающего мира
В статье раскрываются подходы к организации исследовательской деятельности обучающихся на уроах окружающего мира, приведены примеры продукта исследовательских работ....
Проектно-исследовательская работа на уроках "Окружающего мира" по системе Л.В. Занкова
Методическая разработка...
Проектная и исследовательская деятельность на уроках окружающего мира" 2 класс Автор: Хошева Т.В.
Мы провели исследовательскую работу,чтобы ответить на простой,казалось бы, вопрос:что такое снег?...
Проектная и исследовательская деятельность на уроках окружающего мира" 2 класс (презентация) Автор: Хошева Т.В.
Презентация к работе...
Проектная и исследовательская деятельность на уроках окружающего мира
Современная начальная школа имеет ряд проблем: низкая мотивация обучения, дети не умеют находить нужную информацию и ориентироваться в ней, не приспособлены к активной деятельности. Поэтому особ...
Статья на тему «Проектная и исследовательская деятельность на уроках окружающего мира и во время внеурочной деятельности»
В Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе как неотъем...