Урок окружающего мира в 1 классе на тему "Лягушка. Кто она?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по знакомству с группой животных земноводные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyagushka._okr_mir.docx | 31.03 КБ |
zemnovodnye.pptx | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 1 классе
Тема урока: «Лягушка. Кто она такая?»
Цель урока: познакомить учащихся с группой животных "земноводные" и их отличительными особенностями.
Задачи:
Коммуникативные: способствовать формированию умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные: развивать умение действовать по плану; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
Личностные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; развивать нравственно-этические качества личности;
Познавательные: обучать приемам поиска необходимой информации с помощью различных источников; учить построению логической цепи рассуждений.
Оборудование: мультимедиапроектор, персональный компьютер с выходом в сеть Интернет, энциклопедия, словари, учебник, карточки для индивидуальной работы.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока:
1. Организационный момент (психологический настрой на урок).
Учитель: - Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
2. Актуализация знаний.
Учитель: - Вспомните, как мы отличаем животных одной группы от животных другой группы, на что мы обращаем внимание?
Предполагаемые ответы детей:
- Сколько у животного ног.
- Чем покрыто тело.
- Где живет.
- Как появляются детеныши.
- Чем дышит.
В случае возникновения затруднений при выделении критериев, учитель задает наводящие вопросы, приводит примеры.
Учитель вывешивает на доску таблицу с планом оценки животного на предмет его принадлежности к той или иной группе:
- Как выглядит животное
- Где обитает
- Как дышит
- Как размножается
Учитель: - А теперь, помня все эти пункты, ответьте на мои вопросы.
- Я считаю, что бабочка - это птица, потому что у нее есть крылья. Права ли я? Докажите.
Учитель использует мультимедиапроектор со слайдами. На экране появляется изображение бабочки.
Ответы детей: - Бабочка - не птица, потому что ее тело не покрыто перьями, у нее четыре крыла, а не два, у нее 6 ног, а не две, она не может переносить холод. Она - насекомое.
Учитель: - Я считаю, что паук - это насекомое, потому что у него много ног. Права ли я? Докажите.
На экране - изображение паука.
Ответы детей: - Паук - не насекомое, потому что у него 8 ног, а у насекомых ног 6.
Учитель: - Я считаю, что дельфин - это рыба, потому что у него есть плавники и он живет в воде. Права ли я? Докажите.
На экране - дельфин.
Ответы детей: - Дельфин - не рыба, потому что у него нет жабр, он дышит легкими, его тело не покрыто чешуёй, дельфин живородящее животное, а не откладывает икру, и выкармливает детенышей молоком. Он - млекопитающее.
3. Постановка проблемы с целью выведения темы урока.
Учитель: - Я считаю, что лягушка - это млекопитающее, потому что у нее 4 ноги. Права ли я? Докажите.
На экране появляется изображение лягушки.
Возможные ответы детей "за":
- Вы правы, потому что у лягушки 4 ноги, как и у млекопитающих.
- Она может обитать на суше, а значит, дышит легкими, как и млекопитающие.
Возможные ответы детей "против":
- У лягушки тело не покрыто шерстью, значит, она не млекопитающее.
Учитель: - Итак, мнения разделились. Что нам может помочь при определении группы, к которой относится лягушка?
Ответы детей: - План на доске.
В соответствии с планом детьми составляется описание лягушки, учитель при этом только направляет:
- Как выглядит: голова, туловище, четыре ноги, гладкая скользкая кожа.
- Где обитает: возле водоемов.
- Как дышит: возможно, легкими.
- Как размножается: точно неизвестно.
Учитель: - Перед нами возникла проблема, к какой группе животных отнести лягушку. Сформулируйте, пожалуйста, в соответствии с данной проблемой, какова будет тема нашего сегодняшнего урока.
Ответы детей: - Кто такая лягушка?
- Лягушка. Кто она?
4. Решение проблемы через работу в группах.
Учитель: - Что нам может помочь ответить на вопрос, кто такая лягушка?
Ответы детей: - Учебник, спросить учителя...
Учитель: - Сегодня мы будем учиться самостоятельно добывать информацию из разных источников.
Давайте поделимся на группы, и каждая группа с помощью своего источника постарается сначала узнать, а потом и рассказать нам, кто такая лягушка и чем она отличается от других животных.
- Первая группа попробует найти информацию о лягушке в учебнике, чтобы потом рассказать, что они выяснили.
- Вторая группа будет искать информацию с помощью энциклопедий и словарей, выделит ее и тоже расскажет нам.
- Третья группа найдет информацию о лягушке через поисковую систему сети Интернет и выберет подходящие сведения, чтобы рассказать другим.
- В помощь вам предложены карточки с планом действий, следуя которому, вы сможете подготовить наиболее полный и верный ответ.
Учитель делит класс на три группы, которые формируются с учетом присутствия в них как слабых, так и сильных учеников.
Каждая группа выполняет своё задание, пользуясь планом-алгоритмом на карточке, составленным учителем.
В каждой группе есть ученик, выполняющий роль помощника учителя - он контролирует деятельность членов своей группы соответственно плану-алгоритму на карточке и при возникновении затруднений в работе группы поднимает руку, чтобы подозвать учителя и попросить помощи.
В каждой группе изначально выбирается выступающий, который по окончании работы будет рассказывать о найденной по теме урока информации.
Учитель при необходимости дает консультации по ориентировке групп в их источниках информации.
На столах групп лежат листки с примерным планом действий.
Для первой группы:
1) Открой учебник на странице ...
2) Прочитай текст учебника со с. ... по с. ... 1-2 раза.
3) Расскажи своим товарищам в группе, что ты узнал.
4) Постарайтесь вместе выделить информацию, которую считаете главной, пользуясь планом на доске.
Для второй группы:
1) Открой алфавитный указатель энциклопедии или словаря на странице с буквой "л".
2) Найди слово "Лягушка".
3) Отыщи страницу, указанную напротив слова "лягушка" и статью на ней, относящуюся к данному слову.
4) Внимательно прочитай 1-2 раза статью.
5) Расскажи своим товарищам по группе, что ты узнал.
6) Постарайтесь вместе выделить информацию, которую считаете главной, пользуясь планом на доске.
Для третьей группы:
1) Откройте поисковую систему в сети Интернет.
2) Введите в строку поиска запрос "лягушка это".
3) Откройте поочередно 2-3 ссылки, из появившихся по вашему запросу.
4) Внимательно прочитайте статьи ссылок.
5) Постарайтесь вместе выделить информацию, которую считаете главной, пользуясь планом на доске.
5. Физкультминутка.
"Две лягушки"
Видим, скачут по опушке
(Повороты в стороны.)
Две зеленые лягушки.
(Полуприседания вправо-влево.)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Переступание с носка на пятку.)
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево.)
Утром рано умывались,
(Движения, изображающие умывание)
Полотенцем растирались.
(Руками потирают плечи)
Ножками топали,
(Топают ногами)
Ручками хлопали.
(Хлопают в ладоши)
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
(Наклоны вправо-влево)
Вот здоровья в чем секрет,
(Ходьба на месте.)
Всем друзьям физкульт-привет!
6. Открытие нового знания.
Выступающие в свободной форме по очереди раскрывают найденную своей группой информацию о лягушке.
Учитель: - Итак, вы выслушали выступающих от каждой группы. Заметили ли вы одинаковую информацию?
Ответы детей: - Да, заметили.
Учитель: - Теперь вы можете сказать, кто такая лягушка и чем она отличается от животных других групп? Пользуйтесь нашим планом, характеризуя это животное.
Ответы детей: - Лягушка - это земноводное.
- Ее тело покрыто голой кожей.
- У нее есть слизевые железы.
- Она дышит легкими и кожей.
- Весной лягушка откладывает в воде икру, из которой появляются головастики.
- Головастики живут в воде и дышат с помощью жабр.
- Лягушки обитают обычно вблизи водоемов.
- Лягушка - хладнокровное животное - зимой впадает в спячку.
7. Закрепление.
Учитель: - Итак, лягушка - земноводное. А почему земноводные так называются? Откуда такое название?
Ответы детей: - Потому что они одинаково хорошо чувствуют себя как на земле, так и в воде.
Учитель: - Хорошо. Значит, тюлень - это земноводное? Ведь он тоже отлично чувствует себя и в воде и на суше.
Ответы детей: - Нет. Потому что тело детеныша тюленя покрыто шерстью, а у взрослой особи есть подкожный жир, и они живут на севере, а земноводные не имеют ни шерсти, ни подкожного жира и холода не переносят.
- Кроме того, тюлень живородящее животное, выкармливающее своих детенышей молоком, и воспитывающее их, а, значит, он - млекопитающее.
- Земноводные же, отложив икру, о своих появившихся из нее детенышах не заботятся.
Учитель: - Хорошо. А сейчас каждому из вас я выдам карточку с таблицей, которая поможет нам проверить, как хорошо вы запомнили признаки земноводных. Вам нужно проставить плюсы в тех графах, которые соответствуют описанию основных особенностей земноводных. Будьте внимательны.
Дети самостоятельно выполняют работу на карточках.
Земноводные
Тело порыто перьями | |
Дышат лёгкими | |
Имеют две ноги | |
На теле есть насечки | |
Могут дышать кожей | |
Воспитывают своих детенышей | |
Имеют крылья | |
Откладывают икру | |
Имеют плавники | |
Имеют подкожный жир | |
Имеют слизевые железы | |
Выкармливают детенышей молоком | |
Дышат жабрами | |
Хладнокровные |
8. Итог урока.
Учитель: - Наш урок подошёл к концу. Чему вы учились на уроке?
Ответы детей: - Научились находить нужную информацию, пользуясь учебником, энциклопедией, словарями, сетью Интернет.
Учитель: - Что нового узнали?
Ответы детей: - Узнали, что лягушка - это земноводное
- Что она откладывает весной икру, а из нее появляются головастики
- Что головастики живут в воде и дышат жабрами
- Что у лягушки есть слизевые железы
- Что она может дышать кожей
- Что лягушка - хладнокровное животное и зимой впадает в спячку
Учитель: - Какую учебную цель вы перед собой ставили?
Ответы детей: - Узнать с помощью различных источников информации, к какой группе животных относится лягушка.
Учитель: - Достигли ли вы цели?
Ответы детей: - Да, достигли.
9. Рефлексия.
Учитель: - Поделитесь с товарищами по команде продолжением предложения:
На уроке мне понравилось…
Лучше всего я справился…
Мне было трудно…
Дети по очереди делятся друг с другом ощущениями от урока
Приложение
Если на уроке остается свободное время, можно использовать презентацию "Земноводные" со следующими комментариями:
1. Земноводные, или амфибии - четвероногие животные, обитающие обычно в пресной воде либо поблизости от нее. У них гладкая кожа без волос, перьев и чешуи. Дышат земноводные не только с помощью легких, но и кожей.
3. Земноводных делят на три отряда:
1) безногие, или червяги – похожие на змей и земляных червей;
2) хвостатые – саламандры, тритоны;
3) бесхвостые – лягушки и жабы.
4. Размножение земноводных
Земноводные откладывают икру в воде, прикрепляя её к водным растениям. Из икры появляются головастики, которые сначала живут в воде и имеют жабры. Постепенно они приобретают черты взрослой лягушки, выходят на сушу и дышат уже легкими и кожей.
5. Питание земноводных
Все земноводные питаются только подвижной добычей. Они схватывают все, что движется, а если добыча не двигается, они ее не замечают. При ловле насекомых их язык выбрасывается изо рта и к нему прилепляется добыча.
6. Яркие представители
Листолаз ужасный – маленькая лягушка, живущая в тропических лесах. Размеры: 2—4 см. Ярко окрашены. Очень ядовиты.
Исполинская саламандра - самое крупное земноводное в мире.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
безногие , или червяги хвостатые бесхвостые
Развитие земноводных
П И Т А Н И Е З ЕМНОВ О ДНЫХ
Листолаз ужасный
Исполинская саламандра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»
Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»
Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...
Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"
Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...
Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.
Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль»...
Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире
Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...