Урок окружающего мира в 1 классе на тему "Лягушка. Кто она?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Воинова Татьяна Николаевна

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по знакомству с группой животных земноводные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyagushka._okr_mir.docx31.03 КБ
Файл zemnovodnye.pptx1.48 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе

Тема урока: «Лягушка.  Кто она такая?»

Цель урока: познакомить учащихся с группой животных "земноводные" и их отличительными особенностями.

Задачи:

Коммуникативные: способствовать формированию умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: развивать умение действовать по плану; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

Личностные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; развивать нравственно-этические качества личности;

Познавательные: обучать приемам поиска необходимой информации с помощью различных источников; учить построению логической цепи рассуждений.

Оборудование: мультимедиапроектор, персональный компьютер с выходом в сеть Интернет, энциклопедия, словари, учебник, карточки для индивидуальной работы.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока:

1. Организационный момент (психологический настрой на урок).

Учитель: - Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

2. Актуализация знаний.

Учитель: - Вспомните, как мы отличаем животных одной группы от животных другой группы, на что мы обращаем внимание?

Предполагаемые ответы детей:

- Сколько у животного ног.

- Чем покрыто тело.

- Где живет.

- Как появляются детеныши.

- Чем дышит.

В случае возникновения затруднений при выделении критериев, учитель задает наводящие вопросы, приводит примеры.

Учитель вывешивает на доску таблицу с планом оценки животного на предмет его принадлежности к той или иной группе:

  • Как выглядит животное
  • Где обитает
  • Как дышит
  • Как размножается

Учитель: -  А теперь, помня все эти пункты, ответьте на мои вопросы.

- Я считаю, что бабочка - это птица, потому что у нее есть крылья.  Права ли я? Докажите.

Учитель использует мультимедиапроектор со слайдами. На экране появляется изображение бабочки.

Ответы детей: - Бабочка - не птица, потому что ее тело не покрыто перьями, у нее четыре крыла, а не два, у нее 6 ног, а не две, она не может переносить холод. Она - насекомое.          

Учитель: - Я считаю, что паук - это насекомое, потому что у него много ног. Права ли я? Докажите.

На экране - изображение паука.

Ответы детей: - Паук - не насекомое, потому что у него 8 ног, а у насекомых ног 6.

Учитель: - Я считаю, что дельфин - это рыба, потому что у него есть плавники и он живет в воде. Права ли я? Докажите.

На экране - дельфин.

Ответы детей: - Дельфин - не рыба, потому что у него нет жабр, он дышит легкими, его тело не покрыто чешуёй, дельфин живородящее животное, а не откладывает икру, и выкармливает детенышей молоком. Он - млекопитающее.

3. Постановка проблемы с целью выведения темы урока.

Учитель: - Я считаю, что лягушка - это млекопитающее, потому что у нее 4 ноги. Права ли я? Докажите.

На экране появляется изображение лягушки.  

Возможные ответы детей "за":

- Вы правы, потому что у лягушки 4 ноги, как и у млекопитающих.

- Она может обитать на суше, а значит, дышит легкими, как и млекопитающие.

Возможные ответы детей "против":

- У лягушки тело не покрыто шерстью, значит, она не млекопитающее.  

Учитель: - Итак, мнения разделились. Что нам может помочь при определении группы, к которой относится лягушка?

Ответы детей: - План на доске.

В соответствии с планом детьми составляется описание лягушки, учитель при этом только направляет:

  • Как выглядит: голова, туловище, четыре ноги, гладкая скользкая кожа.
  • Где обитает: возле водоемов.
  • Как дышит: возможно, легкими.
  • Как размножается: точно неизвестно.

 Учитель: - Перед нами возникла проблема, к какой группе животных отнести лягушку. Сформулируйте, пожалуйста, в соответствии с данной проблемой, какова будет тема нашего сегодняшнего урока.

Ответы детей: - Кто такая лягушка?

- Лягушка. Кто она?

4. Решение проблемы через работу в группах.        

Учитель: - Что нам может помочь ответить на вопрос, кто такая лягушка?         

Ответы детей: - Учебник, спросить учителя...  

 Учитель: - Сегодня мы будем учиться самостоятельно добывать информацию из  разных источников.

Давайте поделимся на группы, и каждая группа с помощью своего источника постарается сначала узнать, а потом и рассказать нам, кто         такая лягушка и чем она отличается от  других животных.

- Первая группа попробует найти информацию о лягушке в учебнике, чтобы потом рассказать, что они выяснили.

- Вторая группа будет искать информацию с помощью энциклопедий и словарей, выделит ее и тоже расскажет нам.

- Третья группа найдет информацию о лягушке через поисковую систему сети Интернет и выберет подходящие сведения, чтобы рассказать другим.

- В помощь вам предложены карточки с планом действий, следуя которому, вы сможете подготовить наиболее полный и верный ответ.

Учитель делит класс на три группы, которые формируются с учетом присутствия в них как слабых, так и сильных учеников.

Каждая группа выполняет своё задание, пользуясь планом-алгоритмом на карточке, составленным учителем.

В каждой группе есть ученик, выполняющий роль помощника учителя - он контролирует деятельность членов своей группы соответственно плану-алгоритму на карточке и при возникновении затруднений в работе группы поднимает руку, чтобы подозвать учителя и попросить помощи.

В каждой группе изначально выбирается выступающий, который по окончании работы будет рассказывать о найденной по теме урока информации.

Учитель при необходимости дает консультации по ориентировке групп в их источниках информации.

На столах групп лежат листки с примерным планом действий.

Для первой группы:

1) Открой учебник на странице ...

2) Прочитай текст учебника со с. ... по с. ... 1-2 раза.

3) Расскажи своим товарищам в группе, что ты узнал.

4) Постарайтесь вместе выделить информацию, которую считаете главной, пользуясь планом на доске.

Для второй группы:

1) Открой алфавитный указатель энциклопедии или словаря на странице с буквой "л".

2) Найди слово "Лягушка".

3) Отыщи страницу, указанную напротив слова "лягушка" и статью на ней, относящуюся к данному слову.

4) Внимательно прочитай 1-2 раза статью.

5) Расскажи своим товарищам по группе, что ты узнал.

6) Постарайтесь вместе выделить информацию, которую считаете главной, пользуясь планом на доске.

Для третьей группы:

1) Откройте поисковую систему в сети Интернет.

2) Введите в строку поиска запрос "лягушка это".

3) Откройте поочередно 2-3 ссылки, из появившихся по вашему запросу.

4) Внимательно прочитайте статьи ссылок.

5) Постарайтесь вместе выделить информацию, которую считаете главной, пользуясь планом на доске.

5. Физкультминутка.

"Две лягушки"

Видим, скачут по опушке
(Повороты в стороны.)
Две зеленые лягушки.
(Полуприседания вправо-влево.)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Переступание с носка на пятку.)
Прыгать с пятки на носок.

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево.)

Утром рано умывались,

(Движения, изображающие умывание)
Полотенцем растирались.
(Руками потирают плечи)
Ножками топали,

(Топают ногами)
Ручками хлопали.

(Хлопают в ладоши)
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.

(Наклоны вправо-влево)
Вот здоровья в чем секрет,
(Ходьба на месте.)

Всем друзьям физкульт-привет!

6. Открытие нового знания.

Выступающие в свободной форме по очереди раскрывают найденную своей группой информацию о лягушке.

Учитель: - Итак, вы выслушали выступающих от каждой группы. Заметили ли вы одинаковую информацию?

Ответы детей: - Да, заметили.

Учитель: - Теперь вы можете сказать, кто такая лягушка и чем она отличается от животных других групп?  Пользуйтесь нашим планом, характеризуя это животное.

Ответы детей: - Лягушка - это земноводное.

- Ее тело покрыто голой кожей.

- У нее есть слизевые железы.

- Она дышит легкими и кожей.

- Весной лягушка откладывает в воде икру, из которой появляются головастики.

- Головастики живут в воде и дышат с помощью жабр.

- Лягушки обитают обычно вблизи водоемов.

- Лягушка - хладнокровное животное - зимой впадает в спячку.

7. Закрепление.

Учитель: - Итак, лягушка - земноводное.  А почему земноводные так называются? Откуда такое название?

Ответы детей: - Потому что они одинаково хорошо чувствуют себя как на земле, так и в воде.

Учитель: - Хорошо. Значит, тюлень - это земноводное? Ведь он тоже отлично чувствует себя и в воде и на суше.

Ответы детей: - Нет. Потому что тело детеныша тюленя покрыто шерстью, а у взрослой особи есть подкожный жир, и они живут на севере, а земноводные не имеют ни шерсти, ни подкожного жира и холода не переносят.

- Кроме того, тюлень живородящее животное, выкармливающее своих детенышей молоком, и воспитывающее их, а, значит, он - млекопитающее.

- Земноводные же, отложив икру, о своих появившихся из нее детенышах не заботятся.

Учитель: - Хорошо. А сейчас каждому из вас я выдам карточку с таблицей, которая поможет нам проверить, как хорошо вы запомнили признаки земноводных. Вам нужно проставить плюсы в тех графах, которые соответствуют описанию основных особенностей земноводных. Будьте внимательны.

Дети самостоятельно выполняют работу на карточках.

Земноводные

Тело порыто перьями

Дышат лёгкими

Имеют две ноги

На теле есть насечки

Могут дышать кожей

Воспитывают своих детенышей

Имеют крылья

Откладывают икру

Имеют плавники

Имеют подкожный жир

Имеют слизевые железы

Выкармливают детенышей молоком

Дышат жабрами

Хладнокровные

8. Итог урока.

Учитель: - Наш урок подошёл к концу. Чему вы учились на уроке?

Ответы детей: - Научились находить нужную информацию, пользуясь учебником, энциклопедией, словарями, сетью Интернет.

Учитель: - Что нового узнали?

Ответы детей: - Узнали, что лягушка - это земноводное

- Что она откладывает весной икру, а из нее появляются головастики

- Что головастики живут в воде и дышат жабрами

- Что у лягушки есть слизевые железы

- Что она может дышать кожей

- Что лягушка - хладнокровное животное и зимой впадает в спячку

Учитель: - Какую учебную цель вы перед собой ставили?

Ответы детей: - Узнать с помощью различных источников информации, к какой группе животных относится лягушка.

Учитель: - Достигли ли вы цели?

Ответы детей: - Да, достигли.

9. Рефлексия.

Учитель: - Поделитесь с товарищами по команде продолжением предложения:

На уроке мне понравилось…

Лучше всего я справился…

Мне было трудно…

Дети по очереди  делятся друг с другом ощущениями от урока

Приложение

Если на уроке остается свободное время, можно использовать презентацию "Земноводные" со следующими комментариями:

1. Земноводные, или амфибии - четвероногие животные, обитающие обычно в пресной воде либо поблизости от нее. У них гладкая кожа без волос, перьев и чешуи. Дышат земноводные не только с помощью легких, но и кожей.

3. Земноводных делят на три отряда:

1) безногие, или червяги – похожие на змей и земляных червей;

2) хвостатые – саламандры, тритоны;

3) бесхвостые – лягушки и жабы.

4. Размножение земноводных

Земноводные откладывают икру в воде, прикрепляя её к водным растениям. Из икры появляются головастики, которые сначала живут в воде и имеют жабры. Постепенно они приобретают черты взрослой лягушки, выходят на сушу и дышат уже легкими и кожей.

5. Питание земноводных

Все земноводные питаются только подвижной добычей. Они схватывают все, что движется, а если добыча не двигается, они ее не замечают. При ловле насекомых их язык выбрасывается изо рта и к нему прилепляется добыча.

6. Яркие представители

Листолаз ужасный – маленькая лягушка, живущая в тропических лесах. Размеры: 2—4 см. Ярко окрашены. Очень ядовиты.

Исполинская саламандра - самое крупное земноводное в мире.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Земноводные

Слайд 2

безногие , или червяги хвостатые бесхвостые

Слайд 3

Развитие земноводных

Слайд 4

П И Т А Н И Е З ЕМНОВ О ДНЫХ

Слайд 5

Листолаз ужасный

Слайд 6

Исполинская саламандра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...