КТП по окружающему миру 4 класс Перспектива
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
КТП по окружающему миру 4 класс Перспектива 2 часа в неделю с ууд
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_po_okruzhayushchemu_miru_4_klass_perspektiva.docx | 94.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
по окружающему миру для 4 класса
№ п\п | Тема урока | кол-во часов | Тип урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Матер.- технич обеспечение | сроки | |||
Предметные | Метапредметные | |||||||||
Мы – граждане единого Отечества (13 ч) | ||||||||||
1 | Общество – это мы! | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Систематизировать представления о необходимости объединения людей в сообщества. Приводить примеры распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и в современных обществах, выявлять общее и различное. Характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп; определять сообщества, в которые человек входит в течение жизни. Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», выявлять общее и различное. | Приводить примеры различных типов сообществ и общественных групп, называть общие цели и интересы их членов; определять, в какие сообщества, с какой целью достижения какого результата человек входит в течение своей жизни. | Классифицировать сообщества по выбранному критерию, перечисляя общие цели и интересы членов сообщества; Выявлять общее и различное, сравнивая распределение обязанностей и разделение труда в жизни наших предков и в современной жизни (на основе материала 2 и 3 кл); Анализировать понятие «отец» - «отчим», «род» - «родной» и др.однокоренные им слова; Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», находить в них общее и различное. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | I | ||
2 | Российский народ. | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Систематизировать представления о российском народе; называть объединяющие факторы, приводить примеры этих факторов из реальной жизни своего края как проявление общенациональной российской солидарности; характеризовать государственную символику России; оформлять Календарь памятных дат | Называть факторы, объединяющие граждан России в один российский народ; приводить примеры этих факторов из реальной жизни; называть государственную символику (флаг, герб, гимн) | Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечестве нник», находить в них общее и различное; Составлять рассказ на основе картин и фотографий в соответствии с целями коммуникации; Прогнозировать свою деятельность для осуществления проектов на благо Отечества; Оформлять Календарь памятных дат. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | |||
3 | Конституция России | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Различать права и обязанности приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России ее конституцией; устанавливать соответствие статей конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры; употреблять специальную лексику Конституции. | Приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданами России её Конституцией; Приводить конкретные примеры прав и обязанностей граждан; Различать права и обязанности гражданина России; Употреблять специальную лексику Конституции (в объёме текста учебника) | Устанавливать соответствие статей Конституции РФ и нравственных правил культуры народов России; Классифицировать права и обязанности граждан. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | II | ||
4 | Права ребенка | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям в культуре России; объяснять связь между правами и обязанностями; обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей ребенка по мере его взросления; приводить примеры, подтверждающие необходимость соблюдения Десятого принципа Декларации прав ребенка ООН. Употреблять специальную лексику документов. | Знать права ребёнка; приводить конкретные примеры прав ребёнка; объяснять связь между правами и обязанностями и принцип расширения прав и обязанностей по мере взросления; приводить конкретные примеры, подтверждающие верность и необходимость десятого принципа Декларации прав ребёнка ООН; употреблять специальную лексику соответствующих документов. | Получать информацию из текста; Правильно строить речевое высказывание (ответ на вопрос); Составлять рассказ о правах ребёнка по фотографиям; Соотносить внутренний смысл статей Федерального закона о правах ребёнка с нравственным отношением к детям, выработанным в курсе народов России(в том числе по материалам учебника 3 кл.) | Учебник Раб. тетрадь CD диск | |||
5 | Государственное устройство России | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений ее Конституции; объяснять, в чем состоит роль Президента и трех ветвей власти в России; выдвигать предположение о том, зачем необходим независимость трех ветвей власти друг от друга. Называть фамилию, имя, отчество действующего Президента. Проект «Если бы меня выбрали Президентом России» | Знать государственное устройство России (в объёме материала учебника); объяснять, в чём состоит роль Президента и значение ветвей власти; называть имя, отчество, фамилию действующего Президента; определять понятие «государство» | Планировать свои действия в новой для себя роли во время дидактической деловой игры – Президент, Председатель Правительства, Депутат; Анализировать качества характера, которыми должен обладать Президент; Устанавливать связь особенностей государственного устройства РФ с её Конституцией. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | III | ||
6 | Российский союз равных | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе; презентовать заочное путешествие в одну из республик: показывать ее положение на карте; называть и показывать столицу; составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях; объяснять символический смысл герба и флага. Проект «Путешествие в …» (одну из республик РФ по выбору) | Перечислять особенности субъектов РФ; принадлежность к одной из групп, особенности региональных органов государственной власти, наличие регионального герба, гимна, флага, самобытное природное и культурное наследие, выдающиеся граждане; показывать на карте положение Мурманской области, называть областной город, а также – другие города и селения области. | Получать информацию с помощью карты; Оценивать правильность своего ответа и уровень знаний; Сравнивать страну и субъекты РФ с классом как – в том и другом случаях – союзом равных субъектов; Анализировать символическое значение регионального герба, гимна, флага (на примере соответствующих атрибутов Мурманской области); Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми при создании проекта; Составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях; Использовать образец представления материала, полученного от знакомства с Мурманской областью как субъектом РФ, для создания своего проекта знакомства с другими субъектами РФ (по выбору); Оформлять результаты проектной работы. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | |||
7 | Государственная граница России | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | По карте определять, с какими государствами Россия граничит на суше и на море; показывать на карте государственную границу России; различать границы на суше и на море; называть сопредельные с Россией страны | Формулировать понятие «граница»; объяснять, в чём состоит цель обустройства государственной границы; показывать на карте границу РФ; называть сопредельные государства; различать границы на суше и на море. | Прогнозировать по внешнему виду герба и флага их символическое значение; Составлять рассказ о путешествии за границу в соответствии с коммуникативным заданием и образцом, представленным в данном уроке; Искать информацию с помощью дополнительной литературы и материалов Интернета. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | IV | ||
8 | Путешествие за границу России (конференция) | 1 | Урок-конференция | Использовать источники дополнительной информации, в том числе Интернет, для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны ближнего зарубежья (по выбору). По карте определять названия столиц; рассказывать о важнейших природных и культурных объектах. Моделировать ситуации общения с зарубежными сверстниками в соответствии с традициями добрососедства и гостеприимства. | Называть страны ближнего зарубежья; показывать границы стран ближнего зарубежья на карте; называть природные и культурные объекты этих стран; определять с помощью карты названия столиц, важнейших природных и культурных объектов сопредельных государств. | Составлять по образцу, данному в учебнике, рассказ о стране ближнего зарубежья (по выбору); использовать дополнительные источники информации, в том числе Интернет; Анализировать связи России с её ближайшими соседями на западе и востоке – Белоруссией и Монголией; Сравнивать связи России с Белоруссией и Монголией, выделять общее и различное в их позиции относительно нашей страны. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | |||
9 | Сокровища России и их хранители | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, названия рек и других водоемов на родном языке; анализировать их содержание. Презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности. Моделировать игровые ситуации дружеского общения со сверстниками в классе с использованием родных языков | Иметь представление о схеме языков народов России (языки славянские, финно-угорские, тюркские); показывать место родного языка на схеме языковых семей народов России; узнавать историю названий географических объектов (рек, озёр, гор и т.п.), их место в родных языках и творчестве народов своего края как источниках сведений о прошлом и носителях нравственных норм и идеалов; знать пословицы и поговорки родного края; знать сведения из жизни и деятельности создателя национальной письменности как хранителя культурного наследия России | Составлять рассказ об известном человеке своего края по образцу; Извлекать информацию из таблиц, фотографий; Искать в дополнительных источниках информации пословицы и поговорки; Анализировать содержание пословиц и поговорок; Строить речевое высказывание через обсуждение темы; Составлять страницу Календаря памятных дат | Учебник Раб. тетрадь CD диск | V | ||
10 | Творческий союз | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края. Оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве. Высказывать мотивированное суждение о диалоге культур народов России как способе взаимного духовного и культурного обогащения. Презентовать произведения писателей своего края на родном языке; называть имена их авторов; рассказывать о выдающихся художниках, музыкантах, ученых – уроженцах своего края по образцу рассказов учебника. Составлять страницу Календаря памятных дат, посвященную одному из деятелей родной культуры | Иметь представление о роли русского языка и культуры в творчестве выдающихся деятелей культуры народов России, в сложении общенациональных российских нравственных норм и идеалов; рассказывать о произведениях писателей своего края как о создателях общего культурного наследия России; Знать, чем знамениты К.Л.Хетагуров, Ю.С. Рытхэу как участники диалога культур народов России; знать сведения о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края как создателях общего культурного наследия России. | Работать в группе; Строить речевое высказывание – рассказ о выдающихся уроженцах своего края по образцу; Высказывать суждения о диалоге культур народов России как способе их взаимного культурного и духовного обогащения; Составлять страницу Календаря памятных дат, посвящённую одному из деятелей родной культуры. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | |||
11 | Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества» | 1 | Урок-игра | Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий; выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу. Видеть границы своего знания и незнания. Применять изученные знания и способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. | Выставка «Гербы, флаги и столицы субъектов РФ» | Учебник Раб. тетрадь CD диск | VI | |||
12 | Наши проекты «За страницами учебника». | 1 | Урок-проект | Использовать источники дополнительной информации, в том числе Интернет, для составления праздника. | «Альбом путешествий» | Проекты детей | ||||
13 | «Мы – граждане единого Отечества» | 1 | Урок развивающего контроля | Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Применять изученные знания и способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий; выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу. Видеть границы своего знания и незнания. | Конкурс видеопрезентаций «Красота природы моего Отечества» | VII | ||||
По родным просторам (20 ч) | ||||||||||
14 | Карта – наш экскурсовод | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу. Работая в паре, изучать условные знаки физической карты России, выделять среди них уже известные. Рассказывать по физической карте о нашей стране. Находить на физической карте России природные объекты, изображенные на фотографиях в учебнике. Анализировать текст учебника, различать информацию, которую можно получить с помощью карты, и ту, которая содержится только в тексте | Знаком с задачей изучения раздела «По родным просторам», связывать изучаемый раздел с предшествующим материалом; показывать на карте границы России, её крайние точки, местоположение наиболее значимых географических объектов(столицы, главного города своего региона, Уральских гор и азиатской частей России, Байкала, омывающих океанов); знать условные обозначения физической карты России; находить на физической карте России природные объекты, изображённые на фотографиях в учебнике; наносить на контурную карту границы России и главный город своего региона. | Формулировать тему урока; Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу; Сравнивать карту и план, объяснять разницу; Сравнивать настенную карту и карту учебника, объяснять разницу; Выделять среди условных обозначений уже известные знаки; Рассказывать по физической карте о нашей стране; Формулировать вопросы к тексту научного характера; Анализировать текст учебника, различать ту информацию, которую можно получить с помощью карты, и ту, которая содержится только в тексте; Взаимодействовать с одноклассниками в процессе ролевой игры «Я - учитель». | Учебник Раб. тетрадь CD диск | |||
15 | По равнинам и горам | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать равнины и горы на карте. Характеризовать крупнейшие равнины и горы России. Сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг. Моделировать формы земной поверхности, используя пластилин. В ходе коллективного обсуждения выявлять связь между особенностями земной поверхности и хозяйственной деятельностью людей, их обычаями, традициями. На основе наблюдений кратко характеризовать поверхность своего края | Знать основные формы рельефа России и их местоположение на физической карте страны; показывать равнины и горы на физической карте страны и своего региона; находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике; характеризовать крупнейшие равнины и горы России; характеризовать поверхность своего края. | Формулировать тему урока; Сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг; Выявлять связь между особенностями земной поверхности и хозяйственной деятельностью людей, их обычаями и традициями; Работать по плану, составленному совместно с учителем. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | VIII | ||
16 | В поисках подземных кладовых | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Работая в парах, изучать полезные ископаемые разных регионов России (по физической карте), рассказывать о них, соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых. В ходе практической работы изучать образцы полезных ископаемых, описывать их по приведенному в учебнике плану, извлекать информацию из разных источников, в том числе из атласа – определителя. Сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста учебника. Высказывать обоснованные суждения о необходимости бережного использования полезных ископаемых | Знать основные значки полезных ископаемых на карте России; знакомиться с профессией геолога; знать расположение месторождений полезных ископаемых на карте своего региона и показывать их на карте; знакомиться со способами добычи полезных ископаемых в своём регионе; изучать образцы полезных ископаемых, описывать их по приведённому в учебнике плану. | Формулировать тему урока; Составлять устное описание изученных полезных ископаемых по плану, предложенному в учебнике; Соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых; Извлекать информацию из разных источников, в том числе из атласа-определителя; Сравнивать нефть и природный газ, используя информацию текста учебника; высказывать обоснованное суждение о необходимости бережного использования полезных ископаемых; готовить и проводить презентацию своего исследования. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | |||
17 | Наши реки | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Раскрывать значение рек в жизни людей. Составлять схему «Части реки», использовать с этой целью информацию из текста учебника, осуществлять самопроверку. Работая в паре, находить на физической карте России реки, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать реки на карте. Анализировать таблицу «Протяженность рек России», сравнивать реки по протяженности, перечислять их в порядке уменьшения (увеличения) протяженности. Характеризовать крупнейшие и наиболее известные реки России. Обсуждать особенности и значение главной реки своего края, выражать свое отношение к ней. Кратко характеризовать реку своего края | Знать термины, обозначающие части реки (исток, устье, русло, берег, притоки); знать и показывать на карте главные реки России и своего региона; находить на физической карте России реки, представленные на фотографиях в учебнике; характеризовать реку своего края (на основе наблюдений и информации из краеведческой литературы). | Формулировать тему урока; Формулировать вопросы к тексту учебника; Составлять схему «Части реки», используя информацию из текста учебника; Осуществлять самопроверку; Анализировать таблицу «Протяжённость рек России»; Сравнивать реки по протяжённости; Перечислять их в порядке уменьшения (увеличения) протяжённости; Составлять рассказ об особенностях и значении главной реки своего края; Извлекать из различных источников сведения о реках своего региона; Взаимодействовать с одноклассниками в процессе ролевой игры «Я - учитель». | Учебник Раб. тетрадь CD диск | IX | ||
18 | Озера – краса России | 1 | Урок развивающего контроля | Раскрывать значение озер в жизни людей. Работая в паре, находить на физической карте России озера, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать озера на карте. Анализировать таблицу «Глубина озер России», сравнивать озера по протяженности, перечислять их в порядке уменьшения (увеличения) глубины. Характеризовать крупнейшие и наиболее известные озера России. Обсуждать свои впечатления от пребывания на озере. Кратко характеризовать реку своего края | Знать названия озёр России; находить и показывать на карте изучаемые озёра России; характеризовать озеро своего края (на основе наблюдений и информации из краеведческой литературы). | Формулировать тему урока; Находить в дополнительной литературе материалы об озёрах своего края; Готовить и проводить презентацию своего исследования; Анализировать таблицу «Глубина озёр России»; Сравнивать озёра по глубине; Перечислять их в порядке уменьшения (увеличения) глубины; | КИМ | |||
19 | По морским просторам | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Различать озера и моря по существенному признаку (море – часть океана). Раскрывать значение морей в жизни людей. Работая в паре, находить на физической карте России моря, упомянутые в тексте и представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать моря на карте. Соотносить моря с океанами, прослеживать по карте связь Балтийского, Черного и Азовского морей с Атлантическим океаном. Сравнивать Белое и Черное моря (на основании информации в учебнике). Обсуждать свои впечатления от пребывания на море. Кратко характеризовать море своего края | Знать названия морей России; находить и показывать моря на картах России и своего региона и характеризовать их особенности; определять понятие «пролив»; характеризовать море своего края (на основе наблюдений и информации из краеведческой литературы). | Формулировать тему урока; Различать озёра и моря по существенному признаку (море – часть океана); Соотносить моря с океанами; Прослеживать по карте связь Балтийского, Чёрного и Азовского морей с Атлантическим океаном; Сравнивать Белое и Чёрное моря (на основании информации учебника); Использовать дополнительные источники информации для составления рассказа о море своего края. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | X | ||
20 | С севера на юг | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Работая в паре, сравнивать карту природных зон России и физическую карту России, выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон. Определять по карте природные зоны России, рассказывать о них по карте. Анализировать схему нагревания поверхности земли солнечными лучами, на ее основе объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Узнавать природные зоны по фотографиям характерных природных объектов, осуществлять самопроверку. Перечислять основные природные зоны России в правильной последовательности | Знать условные обозначения на карте природных зон России и уметь по ней ориентироваться; знать природные зоны на территории России и своего региона; перечислять основные природные зоны России в правильной последовательности; узнать природные зоны по фотографиям характерных природных объектов; иметь представление о понятии «высокая вертикальная поясность» | Формулировать тему урока; Формулировать свои выводы; Сравнивать карту природных зон России и физическую карту России; Выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон; Рассказывать о природных зонах по карте природных зон; Анализировать схему нагревания поверхности Земли солнечными лучами; Объяснять причины смены природных зон с севера на юг; Осуществлять самопроверку; Объяснять зависимость горизонтальной поясности от наклона земной оси и других факторов. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | |||
21 | В ледяной пустыне | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Находить на карте природных зон России арктические пустыни, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте. Устанавливать причинно – следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны арктических пустынь. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром зоны арктических пустынь. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Читать и обсуждать рассказ «Союз гриба и водоросли» из книги «Зеленые страницы», формулировать соответствующие правила экологической этики. Приводить примеры экологических связей в зоне арктических пустынь. Составлять характерные для этой зоны цепи питания, моделировать их освоенными способами | иметь представление о понятии «зона арктических пустынь»; находить и показывать на физической карте и карте природных зон зону арктических пустынь; | Формулировать тему урока; Сопоставлять строение тела животных с условиями их жизни и питания; Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни; Осуществлять самопроверку по тексту учебника; Составлять цепи питания (в том числе с пропущенными в заданиях звеньями); Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и природными условиями зоны арктических пустынь; Работать в паре; Узнавать по рисунку учебника животный мир зоны арктических пустынь; Обсуждать рассказ «Союз гриба и водоросли» из книги «Зелёные страницы»; Формулировать правила экологической этики. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | XI | ||
22 | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Находить на карте природных зон России зону тундры, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте. Устанавливать причинно – следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны тундры. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь. Объяснять сходства и различия. Читать и обсуждать рассказ «Ягель» из книги «Зеленые страницы», формулировать соответствующие правила экологической этики. Приводить примеры экологических связей в тундровом сообществе. Составлять характерные для тундры цепи питания, моделировать их освоенными способами | иметь представление о понятиях «Арктика», «тундра»; знать местоположение зоны тундры на карте природных зон и уметь показывать её; находить и показывать на физической карте месторождения нефти и газа в зоне тундры; приводить примеры экологических связей в тундровом сообществе | Формулировать тему урока; Соотносить природные условия тундры с особенностями её флоры и фауны, а также трудом местных жителей; Составлять цепи питания в тундре; Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и природными условиями зоны тундры; Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни; Осуществлять самопроверку по тексту учебника; Сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь; Объяснять сходства и различия; Работать в паре; Узнавать по рисунку учебника животный мир зоны тундры; Обсуждать рассказ «Ягель» из книги «Зелёные страницы»; Формулировать правила экологической этики. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | ||||
23 | Среди лесов | 1 | Урок «открытия» новых знаний» Проект «Растения нашего леса» | Находить на карте природных зон России лесные зоны, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте. Устанавливать зависимость природы лесных зон от распределения тепла и влаги. В ходе практической работы в группах определять в гербарии растения леса (с помощью атласа - определителя), готовить сообщения о них, презентовать подготовленные сообщения. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром тайги. Сравнивать природу лесных зон с природой тундры. Читать и обсуждать рассказ «Кто – то в теремочке живет?» из книги «Зеленые страницы», формулировать соответствующие правила экологической этики. Приводить примеры экологических связей в лесном сообществе. Составлять характерные для тайги цепи питания, моделировать их освоенными способами | иметь представление о понятиях «тайга», «широколиственные леса», «смешанные леса»; знать местоположение зоны лесов и уметь показывать её на карте природных зон России; знать различия между тайгой, смешанными и широколиственными лесами; приводить примеры экологических связей в лесных сообществах. | Формулировать тему урока; Соотносить природные особенности лесов с особенностями флоры и фауны; Составлять цепи питания в зоне лесов; Извлекать информацию из различных источников; Готовить доклады и проводить презентацию своих исследований; Узнавать зависимость природы лесов от распределения тепла и влаги; Сравнивать природу лесных зон с природой тундры; Обсуждать рассказ «Кто-кто в теремочке живёт?» из книги «Зелёные страницы»; Формулировать правила экологической этики. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | XII | ||
24 | В широкой степи | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей. Рассказывать по карте о зоне степей, учиться показывать ее на карте. Устанавливать зависимость природы лесостепей и степей от распределения тепла и влаги. В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями степей, выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в степи. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром степей. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры. Читать и обсуждать рассказ «Пусть живут на свете удивительные пчелы» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Приводить примеры экологических связей в степном сообществе. Составлять характерные для степи цепи питания, моделировать их освоенными способами | иметь представление о понятии «зона степей»; знать местоположение зоны степей на карте природных зон России и уметь показывать её; знать представителей флоры и фауны зоны степей. | Формулировать тему урока; Объяснять зависимости флоры и фауны степей от их природных условий; Соотносить особенности флоры и фауны с условиями степей; Составлять цепи питания; Узнавать зависимость природы лесостепей и степей от распределения тепла и влаги; Выявлять признаки приспособленности растений к условиям жизни в степи; Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; Обсуждать рассказ «Пусть живут на свете удивительные пчёлы» из книги «Великан на поляне»; Формулировать правила экологической этики. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | |||
25 | В жаркой пустыне | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Находить на карте природных зон России зоны полупустынь и пустынь, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны. Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги. В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями пустынь, выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в пустыне. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром пустыни. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей. Приводить примеры экологических связей в пустынном сообществе. Составлять характерные для пустыни цепи питания, моделировать их освоенными способами | иметь представление о понятиях «полупустыня», «пустыня»; знать местоположение пустынь и полупустынь на территории России; находить и показывать их на карте природных зон России; знать представителей флоры и фауны; | Формулировать тему урока; Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги; Выявлять признаки приспособленности растений к условиям жизни в пустыне; Осуществлять самопроверку по тексту учебника; Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей; Соотносить особенности флоры и фауны с природными условиями; Составлять цепи питания в пустынях; Находить в дополнительной литературе информацию; Готовить доклады и проводить презентацию своих исследований. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | XIII | ||
26 | У теплого моря | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эту зону. Устанавливать зависимость природных условий на Черноморском побережье Кавказа от моря и гор. В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями Черноморском побережье Кавказа, Работая в паре, использовать рисунок и текст учебника для характеристики растительного и животного мира Черноморском побережье Кавказа. Сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь. Приводить примеры экологических связей на Черноморском побережье Кавказа. Составлять характерные для этих мест цепи питания, моделировать их освоенными способами. Рассказывать о собственных впечатлениях от посещения города – курорта Сочи и его окрестностей | иметь представление о понятиях «тропики», «субтропики»; знать местоположение субтропиков России; находить и показывать их на карте природных зон России; знать представителей флоры и фауны; знать природные особенности зоны тропиков, флору и фауну Черноморского побережья Кавказа, курортной зоны; приводить примеры экологических связей на Черноморском побережье Кавказа. | Формулировать тему урока; Устанавливать зависимость природных условий на Черноморском побережье Кавказа от моря до гор; Соотносить особенности флоры и фауны с природными условиями; Использовать рисунок и текст учебника для характеристики растительного и животного мира Черноморского побережья Кавказа; Сравнивать природу субтропиков с природой пустынь; Составлять характерные для тропиков цепи питания. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | |||
27 | Мы – дети родной земли | 1 | Урок «открытия» новых знаний» Проект «Растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях» | Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа; анализировать, как отражается ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях; моделировать ситуацию межкультурной коммуникации на основе использования этих произведений | Иметь представление о б особенностях хозяйственной жизни некоторых народов европейской части России, Урала и Приуралья, Сибири в соотнесении с характерными чертами природных зон их обитания; знать пословицы и поговорки, местные гидронимы (названия рек и других водоёмов) некоторых народов европейской и азиатской частей России; показывать место карельского, коми, удмурского языков, языков некоторых сибирских народов на схеме языковых семей народов России. | Рассказывать о древних занятиях одного из народов России (по выбору); Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа; Анализировать, как отражается знание ландшафта, растительного и животного мира родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях; Использовать дополнительные источники информации для подготовки сообщения о народах своего края и их культуре; Моделировать ситуации межкультурной коммуникации на основе использования этих произведений. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | XIV | ||
28 | В содружест ве с природой | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | По образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России с использованием материалов устного изобразительно – прикладного народного творчества и дополнительных источников информации. Различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев кочевого и оседлого образа жизни; показывать на карте места традиционного проживания некоторых народов России | Знать особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири; понимать, в чём состоит различие между кочевым и оседлым образом жизни; показывать на карте места традиционного проживания эвенков, чукчей, нанайцев. | Различать особенности бытового уклада, основных занятий, обычаев и традиций, характерных для кочевого и оседлого образа жизни; Рассказывать о древних занятиях одного из народов России (по выбору) с использованием материалов устного народного творчества и дополнительных источников информации; Взаимодействовать с одноклассниками в процессе игры «Олени». | Учебник Раб. тетрадь CD диск | |||
29 | Как сберечь природу России | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Работая в группах, знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока. Высказывать аргументированные суждения об экологических проблемах своего края и способах их решения, оценивать свое реальное участие в природоохранительной деятельности | Знать о экологических проблемах в разных природных зонах России и предложениях экологов по охране природы в этих зонах. | Излагать экологические проблемы и способы их решения; Вести диалог об этих решениях и приходить к консенсусу; Предлагать способы решения экологических проблем в своём регионе и формы собственного участия в этой работе; Готовить сообщение классу, презентовать его; Обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся; Делать выводы по теме урока; Высказывать аргументированное суждение об экологических проблемах экологических проблемах своего края и способах их решения; Оценивать своё реальное (или возможное) участие в природоохранной деятельности. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | XV | ||
30 | По страницам Красной книги | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Работая в группах, знакомиться по учебнику с растениями и животными из Красной книги России, обитающими в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока. Читать и обсуждать рассказы из книги «Великан на поляне» и «Зеленые страницы», формулировать соответствующие правила экологической этики. Приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края, рассказывать об их охране, оценивать свое реальное участие в этой деятельности | Знать названия и внешний вид изученных представителей флоры и фауны, занесённых в Красную книгу России и своего региона; знакомиться с Красной книгой своего региона, с заповедниками и заказниками; приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края. | Формулировать тему урока; Готовить сообщение классу, презентовать его; Обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся; Работать в группе; Обсуждать рассказы из книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»; Формулировать правила экологической этики; Рассказывать о мерах по охране природы; Формулировать предложения по сохранению редких и исчезающих видов растений и животных; Оценивать своё реальное (или возможное) участие в природоохранной деятельности. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | |||
31 | По заповедникам и национальным паркам | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Работая в группах, знакомиться по материалам учебника (карта, текст, таблица) с заповедниками и национальными парками России, обитающими в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока. Читать и обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края, оценивать их вклад в охрану природы страны | Знать основные заповедники национальные парки России и своего региона, их расположение, о том, какие представители флоры и фауны в них охраняются и почему они нуждаются в охране; показывать на карте природных зон местоположение этих охраняемых зон. | Формулировать тему урока; Работать в группе; Готовить сообщение классу, презентовать его; Обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся; Обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»; Формулировать правила экологической этики; Рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края; оценивать их вклад в охрану природы страны. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | XVI | ||
32 | Провероч ная работа | 1 | Урок развивающего контроля | Использовать источники дополнительной информации, в том числе Интернет, для составления проектов. | КИМ | |||||
33 | Наши проекты. «За страницами учебника» | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Проект «Красная книга Сибири» | Проект «Чудесное путешествие по России» (продолжение) | Проекты детей | XVII | |||
Путешествие по реке времени (26 ч) | ||||||||||
34 | В путь по реке времени | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | На основе устных рассказов о недавнем прошлом своего края определять их значимость для сохранения народной памяти. Различать в них поэтический вымысел и реальную историческую основу. Характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения. Различать два значения понятия истории. Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории. Определять по дате век события. Называть имена отца истории и родоначальника древнерусского летописания. | Иметь представление о том, что память о прошлом России и других стран мира в древности сохранялась в устной форме (в виде героико-эпических, песен, преданий, сказаний, легенд,записанных позднее, после изобретения письменности); называть имена отца истории Геродота и родоначальника древнерусского летописания Нестора; знать два толкования слова история (1 – наука, исследующая события, происшедшие в мире человеческих сообществ; 2 – последовательность и причинно-следственная взаимосвязь этих событий во времени); знать традицию счёта исторического времени и схематичного представления хронологии в виде Ленты (Реки) времени. | Рассказывать один-два сюжета легенд, преданий, сказаний о событиях из прошлого своего края (возможно, и недавнего времени); Различать в этих сюжетах достоверную историческую основу и поэтический вымысел, отражающий народную оценку события или исторической эпохи; Различать в легендах, преданиях, сказаниях поэтический вымысел и реальную историческую основу; Характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения; Определять по дате события век, в который оно произошло, и ориентироваться в схеме «Река времени»; Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории Составлять страницу Календаря памятных дат, посвящённую летописцу Нестору, для Рабочей тетради и для настенного календаря в классе (по выбору). | Учебник Раб. тетрадь CD диск | |||
35 | Путешествуем с археологами | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике и в местном музее; отмечать их возраст на схеме; узнавать, соотносятся ли эти находки с письменными источниками; сравнивать образ оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири. Рассказывать о роли российских археологов в мировой и отечественной исторической науке. | Описывать внешний вид археологических находок из скифских курганов по изображениям в учебнике и археологических находок, представленных в местном историко-краеведческом музее; Знать древние представления о происхождении и истории человечества, сохранённые в священных книгах и устно поэтическом творчестве народов России и мира (по выбору); иметь представление о работе археологов как с вещественными следами прошлого до возникновения письменности, так и с вещественным наследием, дополняющим сведения письменных источников (на региональном материале) | Рассказывать один-два сюжета из древней истории человечества по священным книгам и устно поэтическим произведениям народов своего края (по выбору); Соотносить археологические находки с соответствующим историческим временем или событием (на примере сокровищ из скифских курганов); Определять соотносятся ли эти находки с письменными источниками (на примере деятельности Генриха Шлимана); Сравнивать образ оленя в сказках и приданиях и в изобразительном искусстве скифов, древних народов Сибири. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | XVIII | ||
36 | По страницам летописи | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Показывать на исторической карте места обитания разных племен; объяснять значения названий славянских племен; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и в местном музее; сравнивать их и находить общее и различное. | Показывать на карте места обитания разных племён, о которых рассказывает летопись; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и по археологическим находкам, представленным в местном музее; знать фрагменты Повести временных лет, посвящённые вопросу о многообразии славянских и неславянских племён, обитавших на Восточно-Европейской равнине; определять по карте взаимное расположение племенных территорий; иметь представление об археологических находках, дополняющих сведения письменных источников о племенном многообразии населения Восточно-Европейской равнины в древности (по материалам учебника | Характеризовать связь значений славянских этнонимов (названий племён) с особенностями мест их обитания, с именами предполагаемых родоначальников племён; Сравнивать между собой женские височные украшения, находить общее и различное (по материалам учебника), называть их своеобразные черты; Сопоставлять женские украшения, представленные в учебнике, с женскими украшениями соответствующего времени из археологических находок своего края (по возможности). | Учебник Раб. тетрадь CD диск | |||
37 | Истоки Древней Руси | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Показывать на карте древние торговые пути; рассказывать о берестяных грамотах; показывать на карте древние русские города. Обозначать на схеме «Река времени» век их первого упоминания в летописи; рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси; называть имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства. Обосновывать роль Великого Новгорода и Киева как двух истоков Древнерусского государства. | Знать названия городов, игравших большую роль в создании единой древнерусской культуры; определять по карте местоположение древних русских городов; иметь представление о значении находок берестяных грамот в археологических раскопках Великого Новгорода; показывать на карте торговые пути; называть имена родоначальника правящей княжеской династии (Рюрика) и его родича (Олега), который объединил северный и южный центры Древнерусского государства. | Рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси; Сравнивать карту Древней Руси с современной картой России; Рассказывать о берестяных грамотах; Отмечать на схеме «Река времени» век первого упоминания городов в летописи. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | XIX | ||
38 | Мудрый выбор | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого; объяснять значение преемственности в их государственных поступках; обозначать век (дату) крещения Руси на схеме «Река времени»; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира. Узнавать архитектурный облик соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, великом Новгороде. Обсуждать проблему выбора и его последствий. | Знать содержание фрагментов Повести временных лет, рассказывающих о важнейших деяниях княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, их роли в развитии древнерусской культуры и государственности; обозначать на схеме «Река времени» век (дату) Крещения Руси; приводить примеры проявления духовно-нравственных ориентиров христианства в жизни современного общества, в нормах и идеалах межличностных отношений его граждан; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира, крестившего Древнюю Русь (вхождение страны в ряд христианских государств мира, принятие славянской письменности, утверждение духовно-нравственных ориентиров христианства). | Выявлять отдельные архитектурные особенности соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, Великом Новгороде; Рассказывать о роли княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого в истории и культуре Древней Руси; Обсуждать проблему выбора, решение которой с определённых духовно-нравственных позиций ведёт к важным последствиям и в жизни отдельного человека, и в истории целого государства, человеческого общества; Составлять схему родственных отношений книги Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | |||
39 | Наследница Киевской Руси | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Составлять схему родственных отношений древнерусских князей; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; перечислять и находить на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу; характеризовать преемственность топонимики и важнейших архитектурных сооружений Владимира. | Знать, чем отличались князья Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, в чём состояла их роль в расширении границ Древнерусского государства на северо-восток, в становлении и развитии Владимиро-Суздальской Руси; знать названия городов Владимиро-Суздальской Руси; знать названия городов, положивших начало Золотому кольцу, и показывать их на карте; характеризовать важнейшие архитектурные сооружения Владимира – Золотые ворота и Успенский собор. | Формулировать тему урока; Выявлять преемственность Киевской и Владимиро-Суздальской Руси в топонимике и архитектуре Киева и Владимира; Рассказывать о роли князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства на северо-восток; Составлять схему родственных отношений древнерусских князей; Оформлять Календарь памятных дат: 17 июля – день памяти Андрея Боголюбского. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | XX | ||
40 | Москва – преемница Владимира | 1 | Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков; составлять схему их родственных отношений; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; сравнивать Успенский собор в Московском Кремле и во Владимире. | Иметь представление о жизни Древней Руси в эпоху междоусобиц, монголо-татарского нашествия, военной угрозы со стороны запада; знать название собора в центре Московского Кремля (Успенский собор в Москве, как в Киеве и Владимире); знать название иконы Андрея Рублёва, написанной по благословению Сергея Радонежского | Формулировать тему урока; Рассказывать о роли князей Александра Невского, Даниила Московского и его сыновей, князя Дмитрия Донского в борьбе за независимость и объединение разрозненных княжеств вокруг Москвы; Составлять схему родственных отношений древнерусских князей; Объяснять важность преемственности в государственных поступках князей; Составлять рассказ о Куликовской битве с помощью картин коломенских художников и дополнительной литературы; Рассказывать о победе на Куликовом поле как результате объединения разрозненных русских княжеств под предводительством князя Дмитрия Донского и по благословению преподобного Сергия Радонежского; Оформлять Календарь памятных дат - 17 марта, 12 сентября – дни памяти первого московского князя Даниила, младшего сына великого владимирского князя Александра Невского. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | ||||
41 | Начало Московско го царства | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; обозначать имя итальянского зодчего и дату строительства Успенского собора в Московском Кремле на схеме «Река времени»; характеризовать деятельность великого князя Ивана III и царя Ивана Грозного. | Иметь представление о Московском княжестве эпохи его укрепления и расширения во время правления князя ИванаIII; характеризовать деятельность Ивана Грозного как первого царя Московской Руси; знать имя итальянского зодчего, строившего Успенский собор в Московском Кремле. | Формулировать тему урока; Рассказывать о роли князя Ивана III и царя Ивана Грозного в укреплении и расширении Московской Руси; Сравнивать московский Успенский собор и Успенский собор города Владимира; На основе сравнения составлять аргументированное высказывание о том, что архитектурные особенности Успенского собора Аристотеля Фиораванти выражают идею преемственности духовной власти от Владимира к Москве; Выявлять своеобразие сочетания голубого и белого цветов в архитектурном облике мусульманской мечети и православного храма города Казани; Определять сходство между печатью великого князя Ивана III и гербом РФ. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | XXI | ||
42 | Подвижники Руси и землепроходцы | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Презентовать рассказы об основании сибирских городов; высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания. Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках соотечественников | Знать важнейшие деяния соотечественников XVI – XVII вв; иметь представление о понятиях «праведник», «подвижник», «землепроходец»; давать характеристику качествам человека-создателя. | Формулировать тему урока; Рассказывать о деятельности митрополита Макария как создателя Летописного свода, первопечатника Ивана Фёдорова, митрополита Филиппа (Колычёва), землепроходца Семёна Дежнёва; Составлять рассказ об основании сибирских городов (по выбору); Оформлять Календарь памятных дат: 22 января, 16 июля, 18 октября – дни памяти митрополита Филиппа. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | |||
43 | На пути к единству | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны. Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках людей в переломные моменты истории страны. Показывать на карте поволжские города; называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина | Знать важнейшие события Смутного времени; характеризовать обстановку в стране в период Смуты; приводить примеры проявления лучших человеческих качеств в деятельности наших современников, которые честно выполняют свой гражданский долг и вносят вклад в сохранение единства и независимости России; показывать на карте поволжские города, граждане которых объединились для второго народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Козьмы Минина; называть памятники, воздвигнутые в честь К. Минина и Д. Пожарского. | Формулировать тему урока; Рассказывать о деятельности патриарха Гермогена как вдохновителя объединения людей для защиты Отечества, о позиции монахов Троице-Сергиева и Соловецкого монастырей; Рассказывать о праздновании Дня народного единства в своём городе; Придумывать символ праздника, мероприятие, в котором хочется участвовать (на выбор, по желанию); Оформлять Календарь памятных дат: 2 марта – день памяти патриарха Гермогена, главы русской церкви в Смутное время. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | XXII | ||
44 | Начало Российской империи | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения ее независимости. Характеризовать архитектурный облик Санкт – Петербурга; объяснять значение названия города; называть имена императрицы и скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в Санкт – Петербурге. Сопоставлять деятельность князя Александра Невского и Петра I на западных границах Отечества. | Знать какие преобразования в жизни страны происходили во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I; характеризовать эти преобразования; называть имена императрицы и скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в С-Петербурге; характеризовать архитектурный облик С- Петербурга как новой столицы обновлённой России | Формулировать тему урока; Объяснять значение названия города Санкт – Петербурга; Сопоставлять деятельность князя Александра Невского и Петра I на западных границах Отечества. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | |||
45 | «Жизнь - Отечеству, честь - никому» | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху; обосновывать значительность деятельности М.В. Ломоносова, А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова; приводить примеры сохранения памяти о них в России и за рубежом; обсуждать социальную значимость названных понятий | Иметь представление о понятиях «честь учёного, воина, гражданина», «достоинство Отечества», «общее благо»; знать некоторые яркие примеры деятельности великих соотечественников в послепетровское время; приводить примеры сохранения памяти о деятельности этих великих людей в России и за рубежом (в том числе в топонимике и памятных сооружениях своего края) | Формулировать тему урока; Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху; Высказывать аргументированное суждение о значимости вклада М.В.Ломоносова, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова в развитие науки, образования, промышленности, в укрепление авторитета России в мире; Оформлять Календарь памятных дат: 15 октября – день памяти великого русского флотоводца адмирала Ф.Ф.Ушакова. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | XXIII | ||
46 | Отечественная война 1812 года | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Обосновывать роль М. И. Кутузова как народного полководца; характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну; находить сведения и рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 г., в дополнительных источниках информации; приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 г. за рубежом; сопровождать рассказ фотографиями, рисунками, поэтическими произведениями русских писателей или собственного сочинения | Иметь общее представление о ходе Отечественной войны 1812 года; рассказывать о важнейших событиях Отечественной войны 1812 года (Бородинская битва, пожар Москвы; всенародное сопротивление захватчикам) и называть признаки её народного характера; приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 года в России и за рубежом (памятники и памятные места Москвы и России, связанные с событиями Отечественной войны 1812 года, факты живой исторической памяти народа, отражённые в деятельности военно-исторических клубов современной России, собственное участие в военно-исторических праздниках на Бородинском поле и др.). | Формулировать тему урока; Приводить доказательства значимости личности М.И.Кутузова как истинного сына Отечества, настоящего народного полководца; Сопровождать рассказ о сохранении памяти об Отечественной войне 1812 года фотографиями, рисунками, поэтическими произведениями русских писателей или собственного сочинения (на выбор); Искать сведения о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 года, в дополнительных источниках информации. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | |||
47 | Великий путь | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в XIX в., в том числе в своем крае. Приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали; отмечать эти даты на схеме «Река времени»; приводить примеры достижения России на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.; рассказывать об участии родственников и земляков в работе российской промышленности XIX в., сопровождать рассказ фотографиями, копиями документов из семейного архива, рисунками | Представлять в общих чертах направление развития промышленности и торговли России в XIXв; называть некоторые технические, художественные достижения, которые Россия продемонстрировала на Всемирной выставке в Париже 1900 года; характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог вXIXвеке (в том числе и в своём крае); отмечать названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали как крупнейшей железной дороги в мире на схеме «Река времени». | Формулировать тему урока; Рассказывать об участии своих родственников в созидательной работе Российской промышленности XIX века; Сопровождать рассказ об участии родственников в работе российской промышленности фотографиями, копиями документов из семейного архива, рисунками, поэтическими произведениями собственного сочинения (на выбор); искать в сотрудничестве со старшими членами семьи документальные и устные сведения об участии родственников, знакомых и друзей семьи в развитии российской промышленности в XIX – начале XX в. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | XXIV | ||
48 | Золотой век театра и музыки | Урок «открытия» новых знаний» | Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в XIX в., в том числе в своем крае. Приводить полные названия первых консерваторий; даты создания отмечать на схеме «Река времени»; приводить примеры всемирного признания достижений российского искусства; передавать впечатление от восприятия музыкального произведения отечественного композитора XIX - начала XX в. | Иметь общее представление о развитии театрального и музыкального искусства России в XIX веке; знать полные названия Санкт-Петербургской и Московской консерваторий; приводить примеры российских достижений, признанных во всём мире (вокальная школа басов Ф.И.Шаляпина, Дягилевские сезоны в Париже начала XXвека | Формулировать тему урока; Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в XIX веке, в том числе и в своём крае; Отмечать даты создания консерваторий на схеме «Река времени»; Рассказывать об отечественном театре и музыке XIX – начала XX использованием видео- и аудиозаписей (в том числе и из Интернета) отечественных и зарубежных исполнителей. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | ||||
49 | Расцвет изобразительного искусства и литературы | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Обобщать знания о произведениях великих русских художников и писателей, полученные в начальной школе; характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства, в том числе в своем крае; называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей; приводить сведения о названии и рассказывать о важнейших хранилищах изобразительного искусства; передавать впечатление от восприятия картины отечественного художника XIX - начала XX в. Приводить доказательства значимости отечественной литературы и изобразительного искусства для понимания социальных проблем российской жизни того времени | Писателей примеры произведений великих русских художниковXIX века, с которыми учащийся познакомился в начальной школе; называть любимые произведения отечественных писателей XIX века и имена их авторов; называть любимые произведения отечественных художников XIX века и имена их авторов. | Формулировать тему урока; Рассказывать об отечественных достижениях мирового уровня в литературе и изобразительном искусстве; Характеризовать развитие и роль изобразительного искусства и литературы России в XIX веке, в том числе и в своём крае; Приводить названия важнейших хранилищ мирового и отечественного изобразительного искусства Санкт-Петербурге и Москве; Приводить доказательства значимости отечественной литературы и изобразительного искусства для понимания социальных и духовно-нравственных проблем российской жизни того времени. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | XXV | ||
50 | В поисках справедливости | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своем крае; приводить примеры изменения названий городов и улиц; по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период | Характеризовать события начала XX в. (участие страны в Первой мировой войне, Октябрьская революция 1917 года, Гражданская война, образование СССР, в том числе на примере памяти об этих событиях в своём крае); приводить примеры изменения названий городов и улиц своего края в связи с революционными переменами в стране; характеризовать раскол в российском обществе начала XX века как результат этих событий. | Формулировать тему урока; Составлять рассказ о воздействии революционных событий на жизнь своей семьи в обозначенный период (по желанию); Высказывать аргументированное суждение о том, в чём состоит разница между Гражданской и Отечественной войнами; Рассказывать о событиях начала XX века, используя фотографии в учебнике. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | |||
51 | Век бед и побед | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Характеризовать особенности развития страны (в том числе в своем крае); по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период Составление Календаря памятных дат нашего Отечества | Характеризовать жизнь в СССР до Великой Отечественной войны (промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и создание системы образования, создание письменности для более чем 40 народов; успехи СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 года), в том числе в своём крае; приводить примеры промышленного строительства и других достижений страны в указанный исторический период. | Формулировать тему урока; Рассказывать о созидательной жизни в СССР после революции 1917 года, используя фотографии учебника; Объяснять символическое значение скульптурной композиции В.Мухиной «Рабочий и колхозница»: смысл орудий труда – серп и молот – в руках персонажей; Определять, для чего в 20-30-х годах XX века в первую очередь строились заводы, фабрики, электростанции; Составлять рассказ о жизни своей семьи в этот период (по желанию) | Учебник Раб. тетрадь CD диск | XXVI | ||
52 | «Вставай, страна огромная!» | 1 | Урок развивающего контроля | Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны; приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков; по возможности составлять рассказ о членах своей семьи - ветеранах Великой Отечественной войны | Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. (внезапное нападение гитлеровской армии на СССР 22 июня 1941; отступление советских войск; блокада Ленинграда; оборона Москвы – перелом в ходе войны; Сталинградская битва; Курская битва; мощное наступление советских войск на запад – освобождение Украины, северо-запада РФ, снятие блокады Ленинграда, освобождение Белоруссии и западной Европы – операция «Багратион», освобождение стран восточной и западной Европы, взятие Берлина и капитуляция агрессора); приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков. | Формулировать тему урока; Рассказывать о главных этапах войны, о памятниках в честь советских воинов, используя фотографии учебника; Сравнивать символику ордена Отечественной войны I степени с символикой герба СССР; Составлять рассказ о том, как сохраняют память о войне в своём городе; Составлять рассказ о членах своей семьи – ветеранах Великой Отечественной войны; Оценивать свой уровень знаний и правильность ответа. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | |||
53 | Трудовой фронт России | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., в том числе своих земляков; раскрывать понятие «трудовой фронт»; по возможности составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов своей семьи во время Великой Отечественной войны | Иметь представление о понятии «трудовой фронт» из рассказа об эвакуации промышленных предприятий на восток страны, о перестройке промышленности на военный лад, о тяжёлом крестьянском труде; характеризовать основные особенности труда людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг.: работа на эвакуационных предприятиях для нужд фронта; тяжкий крестьянский труд; забота о сохранении культурного наследия; характеризовать подвиги советских людей, в том числе своих земляков. | Формулировать тему урока; Приводить доказательства того, что работа в тылу по достоинству названа трудовым фронтом; Составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов своей семьи во время Великой Отечественной войны; Сравнивать иллюстрации итальянского зала Эрмитажа 1942 года и 2008 года, оценивать на этой основе уровень нанесённого войной ущерба и высокое мастерство реставраторов, восстановивших культурное наследие страны; Рассказывать о работе трудового фронта во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Великой Отечественной войны, используя фотографии учебника. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | XXVII | ||
54 | «Нет в России семьи такой…» | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти; раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах; характеризовать документы, воспоминания и реликвии Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. в своей семье; приводить примеры таких документов и реликвий из музеев, в том числе своего края; по возможности записывать воспоминания старших родственников о военном времени | Характеризовать документы, воспоминания и реликвии Великой Отечественной войны 1941-1945гг. в своей семье как живые свидетельства Великой Отечественной войны человеческой судьбы и истории народа; приводить примеры таких свидетельств, хранящихся в музеях, в том числе музеях своего края. | Формулировать тему урока; Составлять рассказ о документах, фотографиях, реликвиях своей семьи периода Великой Отечественной войны; Подбирать фотографии, рисунки и другие материалы для оформления «Страниц памяти» в Рабочей тетради; Высказывать аргументированное суждение о значении семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти; Записывать воспоминания старших родственников о военном времени. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | |||
55 | После великой войны | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет; приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне; соотносить их с результатами восстановительной работы, в том числе в своем крае; рассказывать о земляках – тружениках первой послевоенной пятилетки, в том числе о членах своей семьи | Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет; приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне и соотносить их с результатами восстановительной работы (Петродворец, Днепрогэс, Сталинград), в том числе в своём крае (городе). | Формулировать тему урока; Рассказывать о земляках - тружениках первой послевоенной пятилетки, а том числе о членах своей семьи; Сопоставлять масштаб разрушений и жертв военного времени и эффективность созидательной деятельности наших соотечественников в первые послевоенные годы; Высказывать аргументированное суждение о значении всеобщего обязательного семилетнего образования; Рассказывать о жизни страны в первые послевоенные годы, используя иллюстрации учебника. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | XXVIII | ||
56 | Экскурсия в музей | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Рассказывать о земляках - тружениках первой послевоенной пятилетки. | ||||||
57 | Достижения 1950 – 1970 гг. | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Характеризовать созидательную деятельность страны в 50 – 70 – е гг. XX в.; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе в своем крае; рассказывать о земляках – тружениках второй половины XX в., в том числе о членах своей семьи | Иметь представление о достижениях СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период; характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50-70-е годы XX века; приводить примеры достижений в разных видах созидательной деятельности за этот период, в том числе и в своём крае (городе) | Формулировать тему урока; Рассказывать о наших соотечественниках, прославивших страну своими успехами; Рассказывать о людях, изображённых на фотографиях (В.В.Терешкова, А.А.Леонов, Ю.А.Гагарин, В.А.Третьяк, И.Р.Роднина и А.Г.Зайцев, Г.С.Уланова), используя дополнительные источники информации; Рассказывать о земляках – тружениках второй половины XX века, в том числе о членах своей семьи. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | XXIX | ||
58 | Наши проекты. «За страницами учебника» | 1 | Урок-проект Проект «Книга Памяти» | Использовать источники дополнительной информации, в том числе Интернет, для составления проектов. Проект «Книга Памяти» | «За страницами учебника» | Проекты детей | ||||
59 | Проверочная работа | 1 | Урок развивающего контроля | Применять изученные знания и способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий; выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу. Видеть границы своего знания и незнания. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. | КИМ | XXX | ||||
Мы строим будущее России (9 ч) | ||||||||||
60 | Современная Россия | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80 -90 – х гг. XX в. и в первое десятилетие XXI в.; приводить примеры преобразований, в том числе в своем крае | Показывать на карте и называть столицы независимых государств ближнего зарубежья, которые в настоящее время являются соседями России; характеризовать особенности жизни страны в 90-е годы XXвека и первое десятилетие XXI века; приводить примеры преобразований в экономической, политической, социальной жизни за этот период, в том числе в своём крае (городе); иметь представление о понятиях «демократизация», «гласность», «суверенитет». | Составлять маршрут путешествия; Обозначать символическими знаками исторические события и эпохи на схеме «Река времени» в правильной исторической последовательности; Оценивать правильность выполнения задания; Обсуждать, как связаны прошлое, настоящее и будущее в жизни своего города; Объяснять символическое значение образа моста в этой главе учебника. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | |||
61 | Хороша честь, когда есть, что есть | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Характеризовать положительный опыт Хакасии в развитии современного сельского хозяйства; выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей; приводить примеры, в том числе в своем крае, благотворного воздействия культурных растений, дикоросов, домашних животных на жизнь людей | Знать факты из положительного опыта Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; иметь представление о понятии «продовольственная безопасность страны»; характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; приводить примеры приводить примеры тех видов сельскохозяйственной деятельности, которые благотворно влияют на благополучие природы и здоровье людей, в том числе в своём крае (городе). | Выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей, в том числе в своём крае; Составлять связный рассказ – репортаж, используя фотографии учебника; Сравнивать достижения белгородцев с особенностями жизни сёл своего края; Формулировать выводы урока; Составлять краткий рассказ о благотворном значении культурных растений, дикорастущих растений, домашних животных в жизни людей (по выбору). | Учебник Раб. тетрадь CD диск | XXXI | ||
62 | Умная сила России | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Обсуждать значение понятия «социальная ответственность»; устанавливать зависимость в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок, в том числе в своем крае; характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан; приводить примеры такого сотрудничества, в том числе в своем крае; моделировать ситуации, требующие проявления социально ответственной позиции | Знать факты из положительного опыта сотрудничества науки и промышленности (на примере предприятий Нижегородской области и Красноярска); иметь представление о понятии «социальная ответственность»; характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан; приводить примеры сотрудничества, в том числе в своём крае (городе). | Устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве и улучшения качества жизни, здоровья, долголетия работников промышленных предприятий, городских жителей от результатов внедрения научных разработок, в том числе в своём крае; Обсуждать значение понятия «социальная ответственность»; Составлять репортаж по фотографиям учебника; Моделировать социальные ситуации, требующие проявления социально ответственной позиции (по выбору). | Учебник Раб. тетрадь CD диск | |||
63 | Светлая душа России | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России; приводить примеры таких явлений и событий, в том числе в своем крае; составлять рассказ о таком событии в сопровождении фотографий, видео – и аудиозаписей, буклетов, публикаций в прессе | Знать некоторые ярчайшие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира; характеризовать эти явления как верный путь к достижению взаимопонимания и дружеского единства людей во всём мире; приводить примеры таких явлений и событий, в том числе в своём крае (городе). | Раскрывать связь между эстетическим совершенством народного искусства и лучшими человеческими качествами, которые проявляются в творческой работе современных мастеров, деятелей искусства, сотрудников музеев, библиотек, театров и т.д., в том числе в своём крае; Называть лучшие человеческие качества; отражать их в символических образах России; Составлять рассказ о ярком событии в сопровождении фотографий, видео- и аудиозаписей, буклетов, публикаций в прессе (по выбору). | Учебник Раб. тетрадь CD диск | XXXII | ||
64 | Начни с себя! | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников, в том числе в своем крае. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России | Знать факты из положительного опыта развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих сверстников, проявивших себя в самых разных видах деятельности, в том числе в своём крае (городе). | Устанавливать связи между личностным совершенствованием и успешным строительством будущего России; Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников, в том числе в своём крае (городе); Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России; Оценивать уровень своих личных достижений и ставить достойные цели на будущее. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | |||
65 | Наши проекты. «За страницами учебника» (экскурсия на предприятие города (села)) | 1 | Урок «открытия» новых знаний» Проект «Я строю будущее России» | Применять изученные знания и способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Проект «Я строю будущее России» | «За страницами учебника» (экскурсия на предприятие города) | Проекты детей | XXXIII | |||
66 | Проверочная работа | 1 | Урок «открытия» новых знаний» | Применять изученные знания и способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий; выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу. Видеть границы своего знания и незнания. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. | Учебник Раб. тетрадь CD диск | |||||
67 | Комплекс ная контроль ная работа | 1 | Урок развивающего контроля | Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий; выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу. Видеть границы своего знания и незнания. Применять изученные знания и способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. | КИМ | XXXIV | ||||
68 | Обобщение пройдено го за год. Игра «Вопрос на засыпку» | 1 | Урок-игра | Применять изученные знания и способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий; выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу. Видеть границы своего знания и незнания. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. | Теоретический материал игры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ФГОС по окружающему миру УМК "Перспектива", 1 класс О
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе методических рекомендаций и нормативных документов.Программа «Окружающий мир» разработана в соотв...
Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива 1 класс
Рабочая программа составлена на 2012-2013 учебный год по учебнику Плешакова...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспектива", 2 класс
Программа содержит планирование по курсу с основами формирования УУД младших школьников....
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспектива". 2 класс.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательн...
рабочая программа по окружающему мире УМК Перспектива 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива для первого класса разработана на основе требования ФГОС...
рабочая программа по окружающему мире УМК Перспектива 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива для первого класса разработана на основе требования ФГОС...
Программно-методическое сопровождение по окружающему миру (УМК «Перспектива»): «Сборник проверочных работ по окружающему миру для учеников 3-ого класса по учебнику Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. «Окружающий мир»»
Проверочные работы для параллели 3-х классов по УМК "Перспектива"...