4. ПНШ Рабочая программа окружающий мир 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Волкова Наталья Евгеньевна

4. ПНШ Рабочая программа окружающий мир 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pnsh_rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx211.14 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Волковой Н.Е., учителя первой категории

по окружающему миру в 4 классе

 

2014-2015 учебный год

Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России  от 09.03.2004 г. №1312); Федерального компонента государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089), примерных программ начального общего образования (письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г.) и авторской программы Федотовой  О.Н, Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. «Окружающий мир» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»). Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Значимость этого интегрированного курса заключается в формировании у школьника целостной картины окружающей среды (природной и социальной) и представления о его месте в этой среде как личности.

Данная программа разработана в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа» и требованиями новых общеобразовательных стандартов.

Основные учебно-воспитательные задачи курса:

дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

► последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

► формирование специальных умений – работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;

► изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;

► воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.

Для реализации программы используют учебники и учебно-методические пособия:

Федотова О.Н, Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир (Наш мир).     4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига /Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс:   Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/ Учебник

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса в формировании у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. В программе представлены три содержательных блока: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни»

Предмет «Окружающий мир» имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных коммуникативных, регулятивных).

Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования:

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта (опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации);
  • последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;
  • изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
  • воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
  • охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

Одной из задач всех лет обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества» позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы. Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучения свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.

Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.

Полученные ранее учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости, о Земле как планете Солнечной системы дополняются знаниями о природных зонах и природных сообществах Земли. Им предстоит осознать место своего родного края, своей родины – России на планете Земля.

Программа четвертого класса предусматривает также начальное знакомство школьников с устройством организма человека и с условиями обеспечения его физического здоровья. Большая роль в 4 классе отводится историческому материалу – истории Отечества. Программа учитывает, что в сельских начальных школах имеется возможность более широкого ознакомления детей с миром природы, с сельскохозяйственным производством, организацией сельскохозяйственного труда.

      Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

        

Раздел 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Тема

Кол-во

часов

В том числе

Самост.

Контрол.

1.

История Отечества

7

2.

Земля – планета Солнечной системы

4

1

3.

Путешествие по природным зонам России

13

4.

Родной край – часть великой России

11

5.

Человеческий организм

11

6.

Изучаем органы чувств

8

7.

Путешествуем по странам мира

6

8.

Москва, как летопись истории России

5

1

9.

Мы – граждане России

3

Итого

68

2


Темы, обозначенные  в учебно-тематическом плане, раскрываются в течение всего периода обучения в четвёртом классе.

Раздел 3. Содержание тем учебного курса.

  1. История Отечества (7 ч)

Источники изучения истории: летописи, берестяные грамоты, договоры, былины, археологические находки быта и хозяйственной деятельности, другие источники. Древние славяне (территория расселения, жилища, охота, земледелие, верование древних славян). Времена Древней Руси (хозяйственная деятельность древних славян, возникновение древнерусских городов, первые русские князья, былинные герои Древней Руси). Крещение Руси. Вера в Бога и сохранение традиционной обрядовости у разных народов, населяющих Россию. Ярослав Мудрый. Борьба Руси с западными завоевателями. Александр Невский. Возникновение Москвы. Первые московские князья.

Практическая работа с картами, помещенными в учебнике. Выступления с докладами перед учащимися 2-3 классов по истории отечества.

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • даты важнейших событий в истории в соответствии с программой;
  • историю Отечества: отдельные наиболее важные и яркие исторические события;
  • государственные праздники России, государственные символы России;

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

  • соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
  • работать с картами исторических событий;
  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для того, чтобы:

  • постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;
  • рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

2. Земля — планета солнечной системы (4 ч)

Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи. Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Смена сезонов на нашей планете. Общие представления о природных зонах России. Карта природных зон России.

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • Солнце — небесное тело, источник тепла и света (общие представления о влиянии на земную жизнь);
  • климат как характерная погода данной местности в разные сезоны года;

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

  • вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы;
  • в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека;
  • пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека; лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы;
  • устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу;

Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для того, чтобы:

  • постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;
  • выполнять правила поведения в природе;
  1. Путешествие по природным зонам России (13 ч)

Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропическая зона. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей в каждой природной зоне. Охрана природных зон

Практикум

Наблюдения за погодой, растениями, животными, деятельностью человека в данной природной зоне. Наблюдение за результатом воздействия человека на природу и их элементарная оценка (положительное и отрицательное воздействие людей на природу)

Практические работы: работа с гербариями — классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания. Упражнения в группировки растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка животных, озеленение школьного двора, выступление перед учащимися 1-3 классов, родителями и др.). Выступление с докладами о растениях и животных природной зоны  перед учащимися 2-3 классов.

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны иметь представление:

  • об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в различных природных зонах России;

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • климат как характерная погода данной местности в разные сезоны года;
  • о роли леса в природе и жизни людей;

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

  • устно описывать объекты природы;
  • находить на карте природные зоны России;
  • вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы;
  • в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека;
  • пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека; лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы;
  • устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу;

Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для того, чтобы:

  • постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;
  • выполнять правила поведения в природе;
  • рассказывать о родном крае, родной стране, столице.
  1. Родной край – часть великой России (11 ч)

Родной Край — часть великой России: положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей. Охрана природы. Красная книга и ее назначение.

Народы, населяющие Ставропольский край: культура, национальные обычаи, особенности быта и искусства (межпредметные связи с курсом литературного чтения). Уважительное отношение к своему народу и другим народам.

Практикум

Наблюдения за погодой, растениями, животными, деятельностью человека в данной природной зоне. Наблюдение за результатом воздействия человека на природу и их элементарная оценка (положительное и отрицательное воздействие людей на природу)

Практические работы: работа с гербариями — классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания. Упражнения в группировки растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка животных, озеленение школьного двора, выступление перед учащимися 1-3 классов, родителями и др.). Выступление с докладами о растениях и животных природной зоны родного края перед учащимися 2-3 классов.

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны иметь представление:

  • об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в родном крае;

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • климат как характерная погода данной местности в разные сезоны года;
  • о роли леса в природе и жизни людей родного края;

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

  • устно описывать объекты природы;
  • находить на карте родной край как часть России;
  • вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы;
  • в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека;
  • пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека; лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы;
  • устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу;

Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для того, чтобы:

  • постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;
  • выполнять правила поведения в природе;

рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

  1. Человеческий организм (11 ч)

Человек — часть природы: зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Общие представления о строении тела человека. Системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, выделительная система, нервная система. Их роль в жизнедеятельности человека.

Личная гигиена и укрепление здоровья. Значение физической культуры и физического труда для укрепления мышц.

Режим труда и отдыха — основа сохранения и восстановления нервной системы. Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетие жизни человека. Телефоны экстренной помощи.

Практикум

Наблюдения за изменением своего веса, роста, пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки.

Практические работы. Составление режима дня ученика 4-го класса. Оказание первой помощи при легких травмах: простейшая обработка ран, наложение повязок (работа проводится под руководством медицинского работника). Посильное участие школьников в общественно полезной деятельности (распределение обязанностей в классном коллективе, трудовых обязанностей в семье).

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • строение тела человека, название важнейших органов организма человека;
  • основы личной гигиены;
  • влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;
  • способы сохранения и укрепления здоровья.

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

  • соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
  • называть и показывать на макетах различные органы человека, рассказывать о них;
  • соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;

Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для того, чтобы:

  • постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;
  • выполнять правила поведения в природе.
  1. Изучаем органы чувств (8 ч)

Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:        

  • строение тела человека, название важнейших органов организма человека;
  • основы личной гигиены;
  • влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;
  • способы сохранения и укрепления здоровья;
  • даты важнейших событий в истории в соответствии с программой.

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

  • соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
  • называть и показывать на макетах различные органы человека, рассказывать о них;
  • соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;

Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для того, чтобы:

  • постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;
  • выполнять правила поведения в природе.        
  1. Путешествуем по странам мира (6 ч)

Общее представление о многообразии стран на Земле. Название стран. Расположение США, Великобритании, Франции на карте, их столицы, главные достопримечательности.

Практическая работа с картой мира.

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • сухопутные границы России;
  • название стран, с которыми граничит Россия;
  • даты важнейших событий в истории в соответствии с программой.

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
  • работать с картой;
  • показывать расположение стран на карте, их столицы;
  • называть основные достопримечательности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для того, чтобы:

  • постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;
  • рассказывать об изученных странах мира, о родном крае, родной стране, столице.
  1. Москва, как летопись истории России (5 ч)

Москва как летопись истории России. День Народного единства (К. Минин и Д. Пожарский). Отечественная война 1812 года. Великая Отечественная война. Освоение космического пространства. Важнейшие события, происходящие в современной России.

Практическая работа с картами, помещенными в учебнике. Выступления с докладами перед учащимися 2-3 классов по истории отечества.

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:        

  • даты важнейших событий в истории в соответствии с программой;
  • историю Отечества: отдельные наиболее важные и яркие исторические события;
  • государственные праздники России, государственные символы России;

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

  • соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
  • работать с картами исторических событий;
  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для того, чтобы:

  • постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;
  • рассказывать о родном крае, родной стране, столице.
  1. Мы – граждане России (3 ч)

Человек — член общества. Имя нашей страны - Россия или Российская Федерация. Субъект Российской Федерации, в которой живет ребенок. Основной Закон страны - Конституция России. Права и обязанности ребенка. Государственная власть в России. Президент России.

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • государственные праздники России, государственные символы России;
  • основной закон страны - Конституцию;
  • свои права и обязанности;
  • даты важнейших событий в истории в соответствии с программой.

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

  • соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для того, чтобы:

  • постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;
  • выполнять правила поведения в природе;
  • рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

Раздел 4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

по курсу «Окружающий мир» к концу четвертого года обучения:

Учащиеся должны знать/понимать:

• Солнце – небесное тело, источник тепла и света (общие представления о влиянии на земную жизнь);

• климат как характерная погода данной местности в разные сезоны года;

• строение тела человека, название важнейших органов организма человека;

• основы личной гигиены;

• влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;

• способы сохранения и укрепления здоровья;

• даты важнейших событий в истории в соответствии с программой;

уметь:

• соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;

• устно описывать объекты природы;

• вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы;

• в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека;

•пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека; лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы;

• устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу;

• соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;

• описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни:

• для обогащения постоянного жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;

• выполнения правил поведения в природе;

• рассказа о родном крае, родной стране, столице.

Раздел 5. ЛИТЕРАТУРА

Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32

Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г.. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования».

Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

Письмо Министерства Образования и Науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.

Программы четырехлетней начальной школы: Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник

Федотова О.Н, Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир (Наш мир).     4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига /Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс:   Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/ Учебник.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Окружающий мир 4 класс – 68 часов (2 часа в неделю)

№ п/п

Тема

Планируемые результаты

Виды деятельности

Кол – во часов

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

предметные

личностные

метапредметные УУД

Раздел 1. История Отечества 7 часов

1

Древние
славяне

(Урок первичного предъявления новых знаний и УУД)

Т 1; 1 – 4

Знать: - названия древних городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века;

- когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств;

- во что верили древние славяне; почему славянская письменность названа кириллицей;

- военные победы Александра Невского;

- когда была основана Москва;
в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком.

Уметь: - работать с толковым словарем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествляли природу;

- работать с картой «Путь
“из варяг в греки”»; пользоваться толковым словарем; называть имена и годы правления киевских князей; определять значение для Руси богатырских застав; рассказывать из былин о великом князе Владимире Красное Солнышко и о русских богатырях – Илье Муромце и Добрыне Никитиче;

- называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны; называть годы правления Владимира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Владимировича прозвали Ярославом Мудрым;

- работать по карте «Невская битва»; описывать Ледовое побоище;

- называть московских князей
и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киевских князей; анализировать «ленту времени» и читать по ней даты.

Личностные УУД:

-базовые историко-культурные представления ;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре всех народов Земли

Регулятивные УУД:

-управление познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью различных источников информации

Коммуникативные УУД:

-участие в диалоге, слушание и понимание других, высказывание своей точки зрения на события, поступки;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

-ориентируется в учебнике в соответствии с условными обозначениями и страницей «Содержание»;

-читает,

пересказывает научно-познавательные тексты, ищет ответы на вопросы (в учебнике) при изучении истории Руси;

- строит связные речевые высказывания с использованием научных терминов и понятий;

-участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при работе с картой;

-осуществляет знаково-символическое моделирование при

распределении объектов в группы по общим признакам (с использованием схем);

-осуществляет смысловое чтение при извлечении необходимой информации в учебнике, в словарях и словарных статьях, поиске ответов на вопросы;

-осуществляет анализ, синтез, сравнение, классификацию исторических событий;

-устанавливает причинно- следственные связи и выстраивает логическую цепь рассуждения при распределении объектов в группы по общим признакам,

1

Фронталь

ный

опрос

С. 7–17.

Ответы на вопросы

2

Древняя Русь

Комбинированный урок

Т.1; 5-7

1

Задания

по  группам

С. 18–24.

Ответы на вопросы

3

Крещение Руси

Комбинированный урок

Т.1; 8

1

Работа

по  группам

С. 25–29.

Ответы на вопросы

4

Борьба Руси
с западными завоевателями

Урок применения предметных ЗУНов и УУД

Т.1; 9-10

1

Фронталь

ный

опрос

С. 30–33.

Ответы на вопросы

5

Возникновение Москвы. Первые московские князья

Урок применения предметных ЗУНов и УУД

Т.1 с.11-15

1

Индивиду

альный опрос

С. 34–38.

Ответы на вопросы

6

Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Первое заседание клуба

Урок применения предметных ЗУНов и УУД

Т.1 с.16-17

1

Фронталь

ный

опрос

С. 39–48.

Ответы на вопросы

7

Обобщение по теме «История Отечества»

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, универсальных действий

1

Индивиду

альный опрос. Дидакти

ческая игра

С. 25–29.

Ответы на вопросы

Раздел 2. Земля – планета Солнечной системы 4 часа

8

Солнечная
система

Урок первичного предъявления новых знаний и УУД

Т.1 с.18-19

Знать: - названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот вокруг Солнца делает за один год;

- причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле.

Уметь: называть космические тела; рассказывать о возникновении Солнечной системы; выполнять модель Солнечной системы; объяснять появление в календаре високосного года;

- проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле;

- изображать Солнце и орбиту вращения Земли; рисовать Землю и ее ось вращения; определять время года в Северном полушарии по рисунку; по высоте Солнца над горизонтом определять время года; работать с картой «Природные зоны России»; называть природную зону, в которой мы живем.

Личностные УУД:

оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, умение находить ответ на вопрос

Регулятивные УУД:

организация учащимся собственной учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,

владеть диалогической формой речи

Познавательные УУД:

смысловое чтение художественных и познавательных текстов, с выделением существенной информации

-ориентируется в учебнике в соответствии с условными обозначениями и страницей

«Содержание»;

-        читает,

пересказывает научно-познавательные тексты, ищ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               ет ответы на вопросы (в учебнике, словарике) при объяснении особенностей движения Земли вокруг своей оси, смены дня и ночи, движения Земли вокруг Солнца, смены времён года, нахождении на глобусе; при определении характерных признаков звёзд и планет, небесных тел;

- строит связные речевые высказывания с использованием научных терминов и понятий:

планеты, звезды, созвездия, модель, глобус, ось Земли, экватор,

-участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при объяснении особенностей движения Земли вокруг своей оси, смены дня и ночи, движения Земли вокруг Солнца, смены времён года, при определении характерных признаков звёзд и планет, небесных тел;

- осуществляет знаково-символическое и предметное моделирование при определении особенностей движения Земли вокруг своей оси, движения Земли вокруг Солнца,

-        выполняет поиск и выделение информации в учебнике при изучении особенностей движения Земли вокруг своей оси, смены дня и ночи, движения Земли вокруг Солнца, смены времён года, характеристике звёзд и планет, небесных тел;

1

Фронталь

ный

опрос

С. 49–53.

Сообщение о планетах Солнечной системы

9

Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца

Урок применения предметных ЗУНов и УУД

Т.1 с.20-24

1

Работа

по группам

С. 54–58.

Ответы на вопросы

10

Природные
зоны нашей страны

Урок применения предметных

ЗУНов и УУД

Т.1 с.25-30

1

Самостоя

тельная
работа

С. 59–63.

 Ответы на вопросы

11

Обобщение

по теме «Земля – планета Солнечной системы». Готовимся к школьной олимпиаде

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, универсальных действий

1

Тест.

Индивиду

альный опрос

С. 64.
Ответы на вопросы

Раздел 3. Путешествие по природным зонам России 13 часов

12

Второе заседание клуба «Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. Животные ледяной зоны. Арктика и человек»

Урок первичного предъявления новых знаний и УУД

Т.1 с.31-32

Знать: -  особенности неживой природы, растительный и животный мир, деятельность человека в зоне арктических пустынь, тундры, в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг, степей, пустынь

- о роли леса в природе и жизни людей.

- правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье.

Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать
о мерах защиты и охраны природы северного края;

- находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры;

- находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов;  рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России;

- находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; со-ставлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей;

- находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь;

- находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны; рассказывать об охранной деятельности человека на Черноморском побережье;

- сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон; по цепи питания устанавливать название природной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные растения; сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Регулятивные УУД:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

Коммуникативные УУД:

аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Познавательные УУД:

выявление общих и отличительных признаков природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на

природу

- ориентируется в учебнике в соответствии с условными обозначениями и страницей «Содержание»;

-        читает,

пересказывает научно-познавательные тексты, ищет ответы на вопросы (в учебнике) при ознакомлении с объектами живой и неживой природы, их особенностями, отличительными признаками в соответствии с той природной зоной, где они находятся

- строит связные речевые высказывания с использованием научных терминов и понятий: «живая» и «неживая» природа, «природная зона», «заповедник»

-участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при объяснении признаков объектов живой и неживой природы, при распределении объектов в группы по общим признакам;

-- участвует в постановке формулировании и решении проблемы при распределении объектов в группы по общим признакам,

1

Работа

по группам

С. 65–73.

Доклад об

Арктике

 по плану

 в учебнике

13

Второе заседание клуба «Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. Животные ледяной зоны. Арктика и человек»

Комбинированный урок

Т.1 с.33-34

1

Фронталь

ный

опрос

С. 65–73.

Доклад
о растительном или животном мире Арктики

14

Тундра. Тундра и человек

Урок решения практических и проектных задач

Т.1 с.35-38

1

Беседа  по вопросам

С. 74–83.

 Доклад
о тундре

по плану

15

Тундра. Тундра и человек

Урок решения практических и проектных задач

Т.1 с.39-41

1

Фронталь

ный

опрос

Доклад
о растительном или животном мире
тундры

16

Зона лесов. Растения зоны лесов. Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей

Урок решения практических и проектных задач

Т.1 с.42-47

1

Работа

по

группам

С. 84–94.

Доклад
о зоне лесов

по плану

17

Зона лесов. Растения зоны лесов. Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей

Комбинированный урок

Т.1 с.48-49

1

Фронталь

ный

опрос

Доклад
о растительном или животном мире
лесов

18

Зона степей. Степь и человек

Комбинированный урок

Т.1 с.50-52

1

Беседа по вопросам

С. 95–103.

 Доклад
о зоне степей

по плану

19

Зона степей. Степь и человек

Комбинированный урок

Т.1 с.53-54

1

Работа
по группам

Доклад
о растительном или животном мире
степей

20

Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне

Урок применения предметных ЗУНов и УУД

Т.1 с.55-56

1

Фронталь

ный

опрос

С. 104–111. Доклад

 о зоне пустынь по плану

21

Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне

Урок применения предметных ЗУНов и УУД

Т.1 с.57-58

1

Беседа по вопросам

Доклад
о растительном или животном мире пустынь

22

Третье заседание клуба «Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения

 и животный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье»

Урок применения предметных ЗУНов и УУД

Т.1 с.59

1

Работа

по группам.

Фронталь

ный

опрос

С. 112–121.

Доклад

о субтропической зоне по плану.

23

Третье заседание клуба «Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения

 и животный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье»

Урок применения предметных ЗУНов и УУД

1

Работа

по группам.

Фронталь

ный

опрос

Доклад

о растительном

или

животном мире субтропической зоны Черноморского побережья

Кавказа

24

Обобщение

 по теме «Путешествие по природным  зонам России». Готовимся к школьной олимпиаде

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов,

универсальных действий

1

Беседа по вопросам

С. 122.

Ответы на

вопросы

Раздел 4.Родной край – часть великой России 11 часов

25

Твой родной край

Урок первичного предъявления новых знаний и УУД

Знать название родного края;

- понятия «холмистая» и «плоская» равнина; понятия «искусственные» и «естественные» водоемы; части реки (исток, устье, приток);

- правила поведения, которые необходимо соблюдать во время прогулок в лес, на луг, к водоему;

- понятия «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые»;

- отрасли растениеводства;

- отрасли животноводства;

-  понятие «заповедник»;

- историю, достопримечательности родного края.

Уметь: работать с толковым словарем; анализировать политико-адми-нистративную карту России; объяснять условные обозначения; рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город (поселок); показывать границы родного края;

- определять, в каких часовых поясах находятся данные города; работать с картой «Часовые пояса России»;

- работать с физической картой России и с картой родного города (поселка); определять положение родного края на карте России;

- ; сравнивать на карте изображение участка холмистой равнины и изображение участка низменности; составлять список водоемов родного края; показывать на карте части реки;

- соблюдать правила поведения в природе; составлять план мероприятий по охране поверхности земли родного края;

- работать с картой «Полезные ископаемые»; определять положение родного края на карте; указывать, какие полезные ископаемые добывают
в родном крае;

- определять положение родного края на карте «Природные зоны России»; называть растения и животных родного края; проводить наблюдения за неживой природой родного края; называть отрасли растениеводства родного края; проводить «учет» и описание растений и животных, которые обитают на школьном дворе;

- называть домашних животных родного края; называть отрасли животноводства родного края;

- работать с картой «Народные промыслы»; называть народные промыслы; описывать народные промыслы родного края;

- работать с картой «Охраняемые территории»; пользоваться толковым словарем; описывать заповедные и охраняемые места родного края;

- составлять цепи питания между обитателями родного края; описывать водоем родного края по плану; называть растения и животных  родного края; рассказывать о родной школе.

Личностные УУД:

гражданская идентичность (осознание себя жителем своего края)

Регулятивные УУД:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Коммуникативные УУД:

способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Познавательные УУД:

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы

-читает,

пересказывает научно-

познавательные

тексты, ищет ответы

на вопросы (в учебнике,

словарике)

-осуществляет знаково-символическое и предметное моделирование

при определении понятия «холмистая и плоская равнина», «исток»

осознано и произвольно строит речевое высказывание в устной форме при определении понятий «месторождение», «бассейн», «полезные ископаемые»;

- осуществляет анализ, синтез, сравнение, при изучении общих условий, необходимых для полезных ископаемых.

1

Работа

по

группам

Подготовить сообщение «Особенности труда людей родного края, профессии»

26

Московское время

Комбинированный урок

Т.1 с.61-62

1

Фронталь

ный опрос

С. 126–128.
Ответы на вопросы

27

Карта твоего края

Комбинированный урок

Т.1 с.60

1

Беседа

по вопросам

С. 128.

Ответы на вопросы

28

Поверхность и водоемы твоего края

Комбинированный урок

Т.1 с.63-66

1

Фронталь

ный опрос

С. 129–131.
Ответы на вопросы. Сообщение

о водоемах родного края

29

А что можешь сделать ты?

Урок применения предметных ЗУНов и УУД

1

Беседа

по вопросам

С. 132.

Ответы на вопросы

30

Полезные ископаемые
твоего края

Урок применения предметных ЗУНов и УУД

1

Фронталь

ный опрос

С. 133–135.
Ответы на вопросы

31

Растения
твоего края

Урок применения предметных ЗУНов и УУД

Т.1 с.67

1

Устный опрос. Практи

ческая

работа

С. 136–137.

Сообщение о редких

растениях родного края

32

Отрасли животноводства твоего края и домашние животные

1

Фронталь

ный

опрос

С. 138–139.

Сообщение о редких

животных родного края

33

Народные промыслы твоего края

Т.1 с.68

1

Тест

С. 140–143.

Сообщение о народных промыслах родного края

34

Заповедные места твоего края

Т.1 с.69-70

1

Индивиду

альный опрос

С. 144–147.
Ответы на вопросы

35

Обобщение
по теме «Родной край – часть великой России».

Готовимся
к олимпиаде

1

Дидакти

ческая игра

С. 148.

Ответы на вопросы

Раздел 5. Человеческий организм 11 часов

36

Письмо руководителей клуба школьникам. Как устроен организм
человека

Урок первичного предъявления новых знаний и УУД

Т.2 с.1-3

Знать понятия «орган», «система органов»; понятие «ткань»; термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой);

- термины «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы».

- понятия «пищеварение», «пищеварительная система».

- что в теле человека находятся полости, занимаемые органами;

- какие внутренние органы защищены грудной клеткой; понятия «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры».

- что курение вредно для каждой части организма человека;

- строение мочевой системы;

- строение нервной системы; какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств.

Иметь представление о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем; о значении мышце-сгибателе и мышце-разгибателе; о строении костей; что кости «делают» кровь,

 - о том, что легкие необходимы не только для дыхания, но и для того, чтобы говорить;

- о защитных рефлексах организма.

Уметь: - называть основные части тела человека; рассказывать о значении каждой части тела человека;

 - сравнивать внешний вид ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом;

- проводить простейшие опыты; рассказывать о значении кожи для организма человека; показывать на схеме структурные части кожного покрова;

- называть части скелета (череп, позвоночник); рассказывать о назначении костей скелета человека;

- выполнять правила питания; рассказывать о процессе пищеварения; называть необходимые для роста организма питательные вещества
(углеводы, белки, кальций);

- называть органы кровеносной системы; рассказывать о работе сердца; рассказывать о циркуляции крови по организму; называть состав крови
(красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма); рассказывать о строении сердца;

- проводить простейшие опыты; называть органы системы дыхания; рассказывать о путешествии воздуха в организме человека; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух;

- рассказывать о работе голосовых связок; выполнять режим дня; отказываться от вредных привычек;

- называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена);

- называть все органы чувств; рассказывать о строении нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы);

- называть системы опорно-двигательного аппарата; называть органы пищеварения, кровообращения и дыхания; называть роль нервной системы; называть известные клетки крови.

Личностные УУД:

использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов

Регулятивные УУД:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД:

следование установленным правилам общения при осуществлении сотрудничества: грамотно задавать вопросы, внимательно слушать и корректно отвечать на вопросы других

Познавательные УУД:

осуществление поиска информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта

-ориентируется в учебнике в        

соответствии с условными        

обозначениями и страницей «Содержание»;

читает,

пересказывает научно-        

познавательные тексты, ищет ответы на вопросы (в учебнике, словарике) при определении свойств человеческого организма;

-участвует в учебном

диалоге с учителем         

одноклассниками при объяснении как человек устроен

- выполняет поиск и выделение информации в учебнике и дополнительной информации в сети Интернет о человеческом прганизме

1

Работа

по

группам

С. 7–11.

Ответы на вопросы

37

Путешествие
в мир клеток

Т.2 с.4-6

1

Фронталь

ный опрос

С. 12–13.

Ответы на вопросы

38

Самый большой орган чувств

Т.2 с.7-11

1

Беседа по вопросам

С. 14–16.

Ответы на вопросы

39

Как человек двигается

Т.2 с.12-16

1

Фронталь

ный опрос

С. 17–20.

Ответы на вопросы

40

Пищеварительная система

Т.2 с.17-22

1

Фронталь

ный опрос

С. 21–24.

 Ответы на вопросы

41

Система кровообращения

Т.2 с.23-27

1

Беседа по вопросам

С. 25–28.

Ответы на вопросы

42

Познакомимся с дыхательной системой

Т.2 с.28

1

Фронталь

ный опрос

С. 29–31. Сообщение на тему «Как у человека происходит

вдох и выдох»

43

Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие

Т.2 с.29-34, 35-36

1

Работа

по группам

С. 32–35.

Сообщение на тему «Сохрани свои легкие здоровыми!»

44

Как почки удаляют из организма вредные вещества

Т.2 с.37-38

1

Фронталь

ный

опрос

С. 36–37.

 Ответы на вопросы

45

Нервная система человека

Т.2 с.39-44

1

Беседа по вопросам

С. 38–40.

 Ответы на вопросы

46

Обобщение по теме «Человеческий организм». Готовимся к олимпиаде

1

Фронталь

ный

опрос

С. 41–42.

 Ответы на

 вопросы

Раздел 6. Изучаем органы чувств 8 часов

47

Четвертое заседание клуба «Как мы воспринимаем окружающий мир». Спроси у носа, что такое запах

Т.2 с.45-48

Знать: органы чувств; правила ухода за органом обоняния;

- правила ухода за  глазами, за органом слуха, органом осязания;

-  как помочь человеку до приезда врача.

Иметь представление: об органе равновесия; о строении носа; о строении языка, глаза, уха, кожи

Уметь: готовить сообщение об органах чувств по плану; рассказывать
о значении носа, языка, глаза, уха, кожи; проводить простейшие опыты и наблюдения;

- рассказывать о значении языка, глаза, уха, кожи; проводить простейшие опыты и наблюдения;

- выполнять советы врача;

- называть органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения; называть части глаза, строение органов чувств;

Личностные УУД:

оценивание значимости усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей

Регулятивные УУД:

самостоятельное определение цели учебной деятельности и способов ее достижения

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Познавательные УУД:

построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

-ориентируется в учебнике в        

соответствии с условными        

обозначениями и страницей «Содержание»;

читает,

пересказывает научно-        

познавательные тексты, ищет ответы на вопросы (в учебнике, словарике) при определении свойств человеческого организма;

-участвует в учебном

диалоге с учителем         

одноклассниками при объяснении как человек устроен

- выполняет поиск и выделение информации в учебнике и дополнительной информации в сети Интернет об органах чувств

1

Тест

С. 43–45,

 с. 46–48.

Ответы на вопросы

48

Высуни язык
и скажи: «А»

Т.2 с.49-50

1

Устный опрос

С. 49–52.

Ответы на вопросы

49

«Взгляд»
на глаз

Т.2 с.51-58

1

Работа

по группам

С. 53–56.

Ответы на вопросы

50

Ухо не только орган слуха

Т.2 с.59-64

1

Фронталь

ный опрос

С. 57–59.

 Ответы на вопросы

51

Ухо – орган равновесия

Т.2 с.59-64

1

Беседа по вопросам

С. 60–61.

Ответы на вопросы

52

Распознавание предметов путем соприкосновения с ними

Т.2 с.65

1

Фронталь

ный опрос

С. 62–63.

Ответы на вопросы

53

Советы врача

1

Беседа по вопросам

С. 64–66.

 Ответы на вопросы

54

Обобщение по теме «Изучаем органы чувств».

Готовимся
к школьной олимпиаде

1

Тест

С. 67–68.

Ответы на вопросы

Раздел 7. Путешествуем по странам мира 6 часов

55

Границы
России

Т.2 с.66-69

Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства»;

- сухопутные границы России
с четырнадцатью государствами.

Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств;

- работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники США, Великобритании, Франции; называть столицу и главные города США, Великобритании, Франции;

- называть с помощью карты столицы соседних с Россией  государств; называть страну, которая имеет самую протяженную сухопутную границу с Россией, и страну, имеющую
с ней самую короткую границу; называть государство, расположенное на одном из материков Западного полушария, с которым Россия имеет морские границы; называть одну из областей России, которая отделена от основной части России территорией другого государства; находить и показывать на карте географические объекты; находить в Интернете дополнительный материал о путешественниках и славных исследователях северных берегов Азии в XVII веке;

Иметь представление о терроризме.

Личностные УУД:

гражданская идентичность (восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий)

Регулятивные УУД:

проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве

Коммуникативные УУД:

активное участие в работе группы, распределение ролей, умение договариваться друг с другом

Познавательные УУД:

умение грамотно отвечать на простые и сложные вопросы учителя и одноклассников по теме, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике

-ориентируется в учебнике в соответствии с условными обозначениями и страницей «Содержание»;

-читает,        

пересказывает научно-познавательные тексты, ищет ответы на вопросы (в учебнике) при изучении стран мира;

- строит связные речевые высказывания с использованием научных терминов и понятий «государство»;

-участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при работе с физической картой России;

1

Работа

по группам

С. 69–73.

 Ответы на вопросы

56

Границы

России

Т.2 с.66-69

1

Фронталь

ный опрос

С. 74–79.

Ответы на вопросы

57

Соединенные штаты Америки (США)

Т.2 с.70-72

1

Беседа по вопросам

С. 80–83.

Ответы на вопросы

58

Великобритания

Т.2 с.73-75

1

Фронталь

ный опрос

С. 84–86.

Ответы на

вопросы

59

Франция

Т.2 с.76-79

1

Беседа по вопросам

С. 87–90.

Ответы на вопросы

60

Обобщение

по теме «Путешествие по странам мира».

Готовимся
к школьной олимпиаде

1

Фронталь

ный опрос. Тест

С. 91–92.

Сообщение о путешественниках и исследователях северных берегов Азии в XVII веке

Раздел 8. Москва, как летопись истории России 5 часов

61

День народного единства

Т.2 с.80

Знать: государственные праздники России; историю создания памятника на Красной площади «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России», «Триумфальная арка»,

- когда началась и закончилась Великая Отечественная война.

- имя первого космонавта

Уметь: рассказывать об истории Москвы, возведении Кремля, о Красной площади, Спасской башне, Кремлевских курантах, о московских князьях и их победах над иноземными захватчиками; рассказывать о подвиге Минина и Пожарского; об Отечественной войне 1812 года; называть памятники, посвященные Отечественной войне 1812 года; о героях Великой Отечественной войны;

-рассказывать о Бородинской битве, используя иллюстрации учебника и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»; называть имя маршала, которому в октябре 1941 года была поручена оборона Москвы; рассказывать о героях Великой Отечественной войны;

- об истории освоения космоса; называть памятники, посвященные космонавтам; рассказывать о достижениях России в освоении космоса.

Иметь представление о значении войны 1812 года.

Личностные УУД:

личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия

Регулятивные УУД:

ценностно-смысловая ориентация учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми нравственно-этическими принципами и нормами поведения)

Коммуникативные УУД:

активно участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

Познавательные УУД:

изучение исторической информации, осуществление ее анализа, синтеза, установление причинно-следственные связей исторических событий

-ориентируется в учебнике в соответствии с условными обозначениями и страницей «Содержание»;

-читает,        

пересказывает научно-познавательные тексты, ищет ответы на вопросы (в учебнике) при изучении истории Руси;

- строит связные речевые высказывания с использованием научных терминов и понятий;

-участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при работе с картой;

1

Фронталь

ный опрос

С. 93–95.

Ответы на вопросы

62

Москва: память о войне 1812 года

Т.2 с.81

1

Устный

опрос

С. 96–99.

 Ответы на вопросы

63

Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

Т.2 с.82-83

1

Устный

опрос

С. 100–103

подготовить сообщение о герое ВОВ или историю памятника ВОВ

64

Памятники Москвы покорителям космоса

1

Самостоя

тельная
работа

С. 104–107.
Ответы на вопросы

65

Обобщение по теме «Москва, как летопись истории России».

Готовимся
к школьной олимпиаде

1

Работа
в парах
и по группам

С. 108.

 Ответы на вопросы

Раздел 9. Мы – граждане России 3 часа

66

Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация

Т.2 с.84-85

Знать: все названия нашего государства (Русь, Древнерусское государство, Россия); исторические столицы России; государственные символы России;

- что Россия объединяет 89 равноправных членов – субъектов Российской Федерации; что главой нашего государства является Президент РФ; главные задачи парламента;  понятия «федерация», «республика».

Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации;

-подписывать адрес на конверте; называть Основной закон страны – Конституцию России; называть права
и обязанности граждан России; объяснять, почему охрана природы является одной из важнейших обязанностей граждан; объяснять, почему государство заинтересовано в получении гражданами основного общего образования; называть имена депутатов, которые представляют интересы твоего региона в парламенте страны;

- показывать на карте; рассказывать об основных достопримечательностях родного города (поселка).

Личностные УУД:

гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, своей этнической и национальной принадлежности)

Регулятивные УУД:

планирование и организация учебных действий в соответствии с целью

Коммуникативные УУД:

способность передать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Познавательные УУД:

самостоятельный выбор необходимой информации для решения учебной задачи

-        изучает новые понятия «федерация», «республика»; строит связные речевые высказывания с использованием изученных терминов и понятий

-- участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при изучении субъектов Российской Федерации;

-- анализирует классифицирует, сравнивает объекты на   карте, основные достопримечательности города.

1

Фронталь

ный опрос

С. 109–111.
Ответы на

 вопросы

67

Основной закон страны – Конституция России. Президент России

1

Тест

С. 112–116.

Ответы на

вопросы

68

Обобщение
по теме «Мы – граждане
России»
или экскурсия
в краеведческий музей

1

Фронталь

ный опрос

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

Контрольная работа по окружающему миру за I полугодие, 4 класс

Вариант 1

Задание 1

Используя оглавление  учебника «Наш мир» укажи страницы, на которых находится параграф «Природные зоны нашей страны».

Задание 2

Назови природную зону, в которой находится твой край.

Задание 3

Укажи страницы, на которых находится параграф, где говорится о твоей природной зоне.

Задание 4

        Перечисли животных своей природной зоны.

Задание 5

        Выпиши названия словарных статей, которые раскрывают строение Вселенной.

Вариант 2

Задание 1

Используя оглавление  учебника «Наш мир» укажи страницы, на которых находится параграф «Природные зоны нашей страны».

Задание 2

Назови природную зону, в которой находится твой край.

Задание 3

Укажи страницы, на которых находится параграф, где говорится о твоей природной зоне.

Задание 4

        Перечисли растения своей природной зоны.

        

Задание 5

        Выпиши названия словарных статей, которые раскрывают вопросы истории.


ЕДИНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

II полугодие

БЕЛЫЙ  МЕДВЕДЬ

   Кто не видел белого медведя? В зоопарках он – обычный гость. Нет нужды описывать, каков он на вид. Напомним лишь, что у него только нос черный, сам медведь белый и зимой, и летом (а не как, скажем, песец или заяц-беляк – те лишь зимой белые). Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли, а пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками.

Bear_Hug-1600x1200.jpg

Плавают и ныряют белые медведи отлично. Две минуты могут пробыть под водой, но погружаются в нее редко глубже двух метров. Далеко в открытом море не раз видели белых медведей, даже медведиц с медвежатами. Плывут со скоростью 5 километров в час, не беспокоясь, что ни земли, ни льдов нигде вблизи не видно.

Белый медведь и тюленей ловит не только на льду, украдкой к ним подползая. Обычный его прием, так сказать, атаки с моря такой: поблизости от лежбищ тюленей медведь осторожно, без плеска и шума, сползает в воду, плывет туда, где заметил тюленей. Затем он бесшумно ныряет и выныривает уже у самого лежбища, быстро карабкается на лед, отрезая тем самым тюленям путь к спасительной воде. По отвесным ледяным стенам медведь может  прямо из воды выпрыгнуть на льдину, даже если высота ее над водой два метра.

Тюлени – главная охотничья добыча белого медведя весной. За год ловит и съедает он примерно 50 тюленей. Летом меню его более разнообразно. Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу – леммингов, песцов, лакомится яйцами птиц.  Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы.

Белый медведь – самый могучий из сухопутных хищных зверей. Лев и тигр в сравнении с ним легковесы: средний вес медведиц 310 килограммов, медведей-самцов – 420 килограммов. Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тонну!

Акимушкин И.И. Мир животных: Млекопитающие, или звери. – М., 1988 г.


III. Тест по окружающему миру

1. В какой природной зоне обитают белые медведи?

а)  в арктической пустыне;                        б)  в  Северном Ледовитом океане;

в) на острове Врангеля;                        г) в тундре

2. В какой природной зоне расположен город Воркута

а) в тундре;                б) в лесной зоне;           в) ледяной зоне;          г) в степи

3. К каким группам относятся животные, упоминающиеся  в статье?

            а) звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся;

б) млекопитающие, птицы, рыбы;

в) звери, птицы, рыбы, земноводные

4. К какой группе животных можно отнести белого медведя по способу питания?

а) хищник;                                      б) всеядный;             

в) растительноядный;                            г)  насекомоядный

5. Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений,  которые никогда не цветут и не имеют семян (при необходимости воспользуйся словарем учебника)

а) мхи, водоросли, лишайники;                б) мхи, водоросли;

        в) мхи, водоросли, грибы;                        г) мхи, водоросли, грибы, лишайники


IV. Тест по русскому языку

1. В тексте про белых медведей больше всего предложений:

а) повествовательных;                б) вопросительных

2. Восклицательное предложение находится:

а) в начале текста;                б) в конце текста

3. Вопросительное предложение находится

а) в начале текста;                б) в конце текста

4. Выпиши из второй части текста (из второго абзаца) первое предложение. Разбери его по членам предложения. Что ты можешь сказать о сказуемых? Они являются

а) родственными словами;                        б) однородными членами предложения

5. Что можно сказать о глаголах, которыми выражены сказуемые? Эти глаголы:

а) I спряжения;                б) II спряжения

6. Эти глаголы стоят в форме:

а) настоящего времени;        б) будущего времени;        в) прошедшего времени

7. Эти глаголы стоят в форме:

а) единственного числа;                б) множественного числа

8. Эти глаголы стоят в форме:

а) 1-го лица;                б) 2-го лица;               в) 3-го лица;              г) нельзя определить лицо

9. Эти глаголы стоят в форме:

а) ж.р.;        б) м.р.;        в) ср.р.;        г) нельзя определить род

10. Найди во второй части текста (во втором абзаце) все слова, которые являются родственными  существительному, являющемуся подлежащим в первом предложении. Запиши их столбиком, поставив в начальную форму. У тебя получилось:

а) два слова;                б) три слова  

11. Найди во второй части текста (во втором абзаце) другую форму слова, которое является подлежащим в первом предложении. Выпиши такое словосочетание с формой этого слова, из которого можно определить его падеж.  Этот падеж:

а) Р.п.;                        б) В.п.


АНАЛИЗ  ТЕКСТА

I. Литературное чтение и развитие речи

Проверяемые  умения:  

задания  1-13 –    сформированноесть умения поиска необходимой информации в тексте;

задания 8, 9, 10, 11, 12, 13  –  сформированность умения выявить при чтении главную  мысль;

задание 14  –  навык различения художественного и научно-популярного текста.

Правильные ответы:  1) а;     2) б;      3) а;        4) б;      5) в;       6) а;      7) б;    

8) г;     9) а;     10) б;       11) в;     12) б;     13) г;     14) б  

Соотношение тестового балла и аттестационной отметки:

Тестовый балл

Аттестационная отметка

14

5

11 – 13

4

8 – 10

3

0 – 7

2

Представление результатов

ФИО уч.-ся

Количество баллов по заданиям

Тестовый балл

Аттестационная отметка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Иванов

1

0

1

1

1

1

0

1

1

1

1

0

1

1

11

4

II. Математика

Номер

задания

Правильный

ответ

Содержание задания

1

а

 Измерение с помощью линейки

Таблицы умножения и деления

Понятие «скорость движения»

Вычисление времени движения

2

б

Единицы измерения длины (м, дм, см)

Сравнение трехзначных чисел

3

а

Понятие части величины

Деление на однозначное число

Единицы измерения времени (мин, ч)

4

а

Таблица умножения

Умножение на двузначное число

Свойства умножения

5

б

Единицы измерения массы (кг)

Сравнение трехзначных  чисел

Решение задач на разностное сравнение

Вычитание трехзначных чисел

Соотношение тестового балла и аттестационной отметки:

Тестовый балл

Аттестационная отметка

5

5

4

4

3

3

0 – 2

2

Представление результатов

ФИО уч.-ся

Количество баллов по заданиям

Тестовый балл

Аттестационная отметка

1

2

3

4

5

Иванов

1

0

1

1

0

3

3

III. Окружающий мир

Все задания предусматривают сформированность умения школьников при необходимости использовать учебник. Задание 5 рассчитано на то, что школьник «заглянет» в словарь учебника.

Номер

задания

Правильный

ответ

Содержание задания

1

а

 Определение природной зоны по представителю животного мира

2

а

Умение работать с картой природных зон

3

б

Понятие «группа животных»

4

б

Понятия: способ питания, всеядное животное

                5

                       б

Выделение лишайников из группы травянистых растений.  

Соотношение тестового балла и аттестационной отметки:

Тестовый балл

Аттестационная отметка

5

5

4

4

3

3

0 – 2

2

Представление результатов

ФИО уч.-ся

Количество баллов по заданиям

Тестовый балл

Аттестационная отметка

1

2

3

4

5

Иванов

1

0

1

1

1

4

4

IV. Русский язык

Номер  задания

Правильный  ответ

Содержание заданий и проверяемые умения

1

а

 Различение предложений по цели высказывания

2

б

Различение предложений по интонации. Умение просматривать текст и находить нужное место

3

а

Различение предложений по цели высказывания. Умение просматривать текст и находить нужное место

4

б

Плавают и ныряют белые медведи отлично.

Сформированность представлений об однородных членах предложения. Синтаксический анализ простого предложения с однородными членами (сказуемыми).

5

а

 Различение спряжений глаголов

6

а

 Различение времен глаголов

7

б

 Различение ед.ч. и мн.ч. глаголов

8

в

 Различение форм лица глаголов настоящего и будущего времени.

9

г

 Представление о том, что «род» нельзя определить у глаголов настоящего и будущего времени (это характеристика глаголов прошедшего времени, стоящих в форме ед.ч.)

10

б

Медведь,  медведица,  медвежонок

Представления о родственных словах и о начальной форме существительных. Различение родственных слов и разных падежных форм слова

11

б

Словосочетание «видели медведей».

Понятие словосочетания, различение падежей.

Соотношение тестового балла и аттестационной отметки:

Тестовый балл

Аттестационная отметка

11

5

9 – 10

4

6 – 8

3

0 – 5

2

Представление результатов

ФИО уч.-ся

Количество баллов по заданиям

Тестовый балл

Аттестационная отметка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Иванов

1

0

1

1

1

1

0

0

1

0

1

7

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" Окружающий мир Кавылина Надежда Васильевна

Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 68 часов в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма ...

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2018

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....