Конспект "открытого" урока в 4 классе с использованием ЭОР "Пустыни".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Клачкова Светлана Сергеевна

Конспект "открытого" урока по окружающему миру в 4 классе  с использованием ЭОР "Пустыни". УМК "Школа России", учебник "Окружающий мир", Плешакова А.А. Конспект составлен в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_pustyni.docx34.32 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект «открытого»  урока  по курсу «Окружающий  мир»  3 класс    «Школа России»

Тема:  «Пустыни».

Дата проведения: 29.10.2015 г.

Учебник: А.А.Плешаков, «Окружающий мир», 4 класс, I часть, Москва, «Просвещение», 2014 г.

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне пустынь, ее природных условиях, влажности, растительном и животном мире; первоначальных умений поиска необходимой информации  и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для раскрытия экологических проблем зоны пустынь; определение границ знания и «незнания».

Тип урока

Открытие нового знания.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, с географической картой, атласом-определителем, дополнительной литературой, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный. исследовательский; коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

http://www.youtube.com/watch?v=TfE261soiWM    Видеоролик «Пустыни России»

Оборудование

Карта «Природная зона России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира пустынь.

Мультимедийное оборудование

-ноутбук

-интерактивная доска

-проектор

Основные понятия

Пустыни

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодей-ствия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Проме-жуточ-ный конт-роль

1. Мотивация (самоопреде-ление) к учебной деятельности.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Целеполагание.

-Добрый день! Сегодня нам на уроке откроет свои тайны другая природная зона России.

Сегодня мы с вами отправимся туда,

Где много солнца и не видна вода.

Юго-запад России раскроет тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут.

-О какой природной зоне идет речь?

Слушают, принимают участие в диалоге.

Демонстриру-ют готовность к уроку, готовят рабочее место.

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Индивиду-альная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Коммуника-тивные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Устные ответы, органи-зация рабочего места. Включе-ние в активную деятель-ность.

2. Актуализа-ция опорных знаний.

Проверка домашнего задания: тестирование.

Предлагает выполнить тест «Зона степей» (см.приложение)

Выполняют тест.

Фронтальная, индивидуаль-ная.

Познаватель-ные: осуществляют логические действия; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникатив-ные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Устные ответы, выполненные задания.

III. Изучение нового материала.

Знакомство с новым понятием.

Работа со словарем.

Рассказ учителя о географическом положении и климате пустынь

Просмотр видеоролика.

Читает стихотворение.

Солнечный, жаркий желтый поток –

Льется в пустыне на желтый песок.

В воздухе желтом и плотном, как мед,

Желтая птица неслышно плывет…

-Что вы представляете, когда слышите слово «пыстыня»? (Жаркое солнце, нет дождей, верблюды, песок…)

От какого слова произошло слово «пустыня»? (от слова «пусто»).

Пустыня – 1. Обширное, обычно безводное пространство со скудной растительностью или вовсе без нее. 2. Безлюдное необитаемое место.

-на самом ли деле пустыня представляется совершенно безжизненным пространством? К этому вопросу мы вернемся в конце урока.

В энциклопедическом словаре: «Пустыня – это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует в пустыне сомкнутого покрова».

-Пустыня на карте  обозначена желто-оранжевым цветом, расположена к югу от степной зоны по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги.

Это небольшая по площади зона.

-Какое лето и зима в пустыне?

-Лето в пустыне жаркое: поверхность нагревается днем до +700 С, а ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. Зима суровая – до минус 120С, длится 2-3 месяца.

Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы называются барханами, они постоянно передвигаются благодаря сухим и горячим ветрам пустынь- суховеям. Барханы от этого движения песка медленно движутся и могут засыпать дороги, поля, селения. Высота барханов может достигать 50 метров. Остановить барханы может только растительность, скрепляющая своими корнями пески и ослабляющая силу ветра. Пустыни бывают не только песчаные, но и глинистые, и каменистые. Между Каспием и Амударьей находится самая большая пустыня – Каракумы.

Внимательно  слушают.

Читают определение понятия в словарях.

Внимательно слушают учителя.

Просматрива-ют видеоролик.

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная, индивидуаль-ная.

Устные ответы.

IV. Исследова-тельская деятельность.

Работа в группах: сбор информации о проблемах зоны пустынь.

Отчеты «ботаников», «зоологов», «экологов» по результатам работы.

-Используя текст и иллюстрации учебника, атласы, рисунки, соберите информацию о растительном и животном мире пустынь, об экологических проблемах этой зоны, после чего поделитесь своими знаниями.

*Материалы для «ботаников»: гербарий, рисунки с изображением растений, учебник (с. 123, 124), атлас-определитель.

Задания:

  1. Общая особенность растений: корни_____, листья_____ из-за того, что не хватает____.
  2. Индивидуальное приспособление к природным цусловиям – верблюжья колючка, джузгун, колосняк.

*Материалы для «зоологов»: рисунки различных животных, населяющих пустыни, атлас-определитель, учебник (с.126-128).

Задания:

  1. Рассказать о приспособленности животных пустынь к природным условиям (размеры, окраска, образ жизни, чем питаются).
  2. Перечислить животных.
  3. Дать характеристику: ящерица-круглоголовка, сайгаки, тушканчики, верблюд.

*Материал для «экологов»: иллюстрации жизни в пустынях , учебник (с. 129-131).

Задания:

  1. Назвать экологические проблемы пустынь и пути их решения.
  2. Рассказать об охране  редких растений и животных, заповедниках.

Предлагает учащимся выступить с отчетами по результатам исследовательской деятельности: «Растения пустынь», «Животные пустынь».

-Какое время года самое благоприятное для живых организмов? Почему?

-Вы, наверно, заметили, что в пустыне почти нет птиц-это потому, что птицы плохо переносят жажду.

Отчет «Экологические проблемы пустынь».

-Вы раскрыли экологические проблемы пустынь. И как всегда, виновник создавшихся проблем-человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки.

Делятся на три группы: «зоологи», «ботаники», «экологи». «Ботаники» собирают информацию о раститтельном мире пустынь.

«Зоологи» собирают информацию о животном мире пустынь.

«Экологи» собирают информацию об экологических проблемах зоны пустынь.

Рассказывают «ботаники».

Рассказывают «зоологи».

Рассказывают «экологи».

Фронтальная, индивидуаль-ная, групповая.

Познаватель-ные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; выдвижение гипотез и их обоснование, поиск необходимой информиации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовыва-ют  модели разных типов (схемы, знаки); устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логические цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют контроль. Коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели задачи учебной деятельности.

Коммуникатив-ные:  выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникацион-ных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии  для обоснования своего суждения.

Личностные: осуществляют смыслообразова-ние;  оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело.

Устные ответы, записи в тетради.

V. Практическая деятельность.

Филворд.

Задания из электронного приложения к учебнику.

Филворд:

1.Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва.

2.Я очень красива. У меня большая голова. От врагов я мгновенно зароюсь в песок.

3.Мой ствол  как камень, весной я красавец.

А листья мои тонкие, как вязальные спицы.

4.Вьется веревка,

На конце-головка.

5.Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо!

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги.

6.Я – песчаный холм, и зовут меня…

я

т

у

ш

к

а

н

щ

с

а

к

с

а

ч

е

ч

е

р

е

у

и

р

а

х

а

п

л

к

и

б

а

р

х

а

н

ц

а

о

з

м

е

я

Ответы: 1. Тушканчик. 2. Ящерица. 3. Саксаул. 4. Змея. 5. Черепаха. 6. Бархан.

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации.

Разгадывают филворд.

Выполняют задания.

Фронтальная, индивидуаль-ная.

Устные ответы. Записи в тетради.

VI. Итоги урока. Рефлексия.

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок.

-Путешествие подошло к концу. Понравилось ли вам оно?

-Какие выводы сделали?

-Какая информация показалась для вас значимой?

-как оцениваете свою деятельность?

Отвечают на вопросы.

Фронтальная, индивидуаль-ная.

Познаватель-ные: ориентируются в своей системе знаний-отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Устные ответы.

VIIДомашнее задание.

Комментарий учителя.

Учебник, с. 9-15. Ответить на вопросы рубрики «проверь себя». Выполнить задания 1,2.

Задают уточняющие вопросы.

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Методическая разработка «Повышение качества образования на уроках математики путем использования программы mimio". Открытый урок с использованием ИКТ.

Ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой учащимися в рамках обучения информации, чт...

«Использование специальных средств коррекции на уроках»тема выступления: «Использование клавиатуры Clevy при работе с Интернет ресурсами»

Выступление на тифлосеминаре из опыта работы  "Использование специальных средств коррекции на уроках" Использование оборудования: JAWS (Job Аcctss Wth Shttch) - программа для чтения с компьтора, ...

Методическая разработка урока по теме "Килограмм"с использованием интерактивного оборудования "Волшебная доска" (с использованием интерактивной приставки MimioTeach) Номинация «Лучший урок начальной школы»

Данный урок  входит в серию уроков математики  1 класса по учебнику М.И.Моро (УМК «Школа России»), объединенные одной темой «Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитани...

Создание интерактивных презентаций с использованием макроса DragAndDrop. Составление и использование кроссворда на уроке в режиме онлайн на сайте http://puzzlecup.com/crossword-ru/

Создание интерактивных презентаций с использованием макроса DragAndDrop.Составление и использование кроссворда на уроке в режиме онлайн на сайте http://puzzlecup.com/crossword-ru/...

СТАТЬЯ : Содействие обучению школьников в условиях введения ФГОС формирование и развитие ценностно-смысловых компетенций с использованием проектной деятельности и использованием средств ИКТ.

       Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне ...