Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_okruzhayushchiy_mir_2_kl.doc | 311.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Масальская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» На заседании методического объединения школы Руководитель МО __________ Крутьева Е. В. Протокол № 1 от «_28» августа 2015 г. | «Согласовано» Зам.директора по УВР ________Савельева М. П
«_28 » августа 2015 г. | «Утверждаю» Директор школы ___________Вакулина Т.И. Приказ от «_» августа 2015 г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Окружающий мир»
для 2 класса
начального общего образования на 2015- 2016 учебный год
Разработана:Сохатюк Т.Н.
учителем начальных классов
( высшая квалификационная категория)
п. Масальский
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе нормативных документов и материалов
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министра образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373;
- Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «Масальская СОШ», утвержденная приказом № 78/1 от 06.11.2013г.
- Примерная программа начального общего образования. Москва. « Просвещение» 2010г
- Учебный план МБОУ «Масальская СОШ» на 2015 - 2016 учебный год, утвержденный приказом №42/2 от 22.05.2015 г
- Календарный учебный график МБОУ «Масальская СОШ», утвержденный приказом № 58 от 31.08.2015г.
- Положение о рабочей программе МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом № 37 от 29.05.2015г.
- Положение о формах периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом № 58/1 от 29.08.2014г
- Положение о ведении классного журнала МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом № 58/4 от 29.08.2014
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе программы автора Поглазовой О.Т для общеобразовательных учреждений по курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов. (О.Т. Поглазова. – Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век, 2013).
Используется учебник Поглазовой О.Т. «Окружающий мир» для 2 класса общеобразовательных учреждений В двух частях Смоленск «Ассоциация XXI век» 2012. Данный учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, а также входит в утвержденный в образовательном учреждении список УМК.
Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются:
- социализация ребёнка;
- развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);
- воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
Программа автора Поглазовой О.Т. рассчитана на 68 часов. Данная рабочая программа содержит 70 часов, 2 часа в неделю, из расчета 35 недель согласно календарному учебному графику. Резервное время 2 часа. Эти уроки будут использованы на повторение трудных тем в конце года и на часы, которые совпадают с праздничными днями. Последовательность изучения программного материала соответствует тематическому планированию автора Поглазовой О.Т.
В основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника.
Основная форма организации учебного процесса – классно-урочная, но с широким использованием коллективных (парных, групповых), индивидуальных форм организации учебной деятельности.
Структура
№ | Название раздела | Количество уроков |
1 | Человек и природа | 10 |
2 | Человек и общество | 8 |
3 | Природа вокруг тебя | 29 |
4 | Наша Родина – Россия. | 10 |
5 | Человек – творец | 11 |
Резерв | 2 | |
Итого | 70 |
Учебно – тематическое планирование учебного предмета « Окружающий мир»
2 часа в неделю, 70 часов
№ п/п | № те мы разде ла | Наименование раздела программы, темы урока. | К-во часов | Содержание | Характеристика основных видов деятельности ученика | Материально техническое обеспечение | Приме чание |
1 раздел Человек и природа (10 часов) | |||||||
1 | 1.1 | 1. Что нас окружает (Повторение учебного материала, изученного в 1 классе) | 1 | Закрепляем полученные в 1 классе предметные знания о живой природе. Актуализировать знания учащихся об окружающем мире, проверить, что они запомнили, чему научились. | Вспоминают три компонента окружающего мира: живая и неживая природа, изделия человека; называют изученные группы растений и животных, их основные признаки; учатся осуществлять самоконтроль и самооценку своих знаний и умений. | Учебник – с. 3, 4; рабочая тетрадь – с. 3–6; тестовые задания – с. 3–5, тест № 1 | |
2 | 1.2 | Тела окружающего мира | 1 | Тело, тела природы, изделия человека; источники информации (иллюстрация, текст, схема, таблица, опыт, модель, собственные наблюдения) Как учёные называют окружающие предметы. Какими могут быть источники информации о них, какими способами её представляют. Что значит «прочитать» схему. | Принимают (совместно с учителем) и решают поставленные задачи разными способами: читают тексты, выбирая нужную информацию, анализируют иллюстрации и распределяют предметы окружающего мира в разные группы; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, учатся работать со схемами, анализируют информацию, которая в них представлена; формулируют выводы, подводят итог урока (какие были поставлены задачи, какими способами они решались, какой вывод сделан после их решения, о каком новом способе представления информации узнали). | Учебник – с. 5–7; рабочая тетрадь – с. 7; тестовые задания – с. 6, 7, работа № 1 | |
3 | 1.3 | Человек – часть живой природы | 1 | Человек – часть живой природы, разумное существо. К какой части окружающего мира относится человек, с какой группой живых существ он имеет наибольшее сходство. Чем человек отличается от других живых существ. | Вспоминают три компонента окружающего мира: живая и неживая природа, изделия человека; называют изученные группы растений и животных, их основные признаки; учатся осуществлять самоконтроль и само- оценку своих знаний и умений. | Учебник – с. 8, 9; рабочая тетрадь – с. 8, 9, задания № 7, 8, 9; тестовые задания – с. 10, № 1, 2 | |
4 | 1.4 | Человек – разумное существо | 1 | Изобретатель, орудие труда, инструменты, научные приборы, бытовая техника; средства передвижения. Что в первую очередь научился делать человек. Чем дома людей отличаются от жилищ животных. Что создал человек, чтобы облегчить свой труд. Почему люди стали изобретать средства передвижения | Рассуждают, чем человек отличается от животных, сравнивают их жилища, способы передвижения с изобретениями человека; делятся с одноклассниками собственными наблюдениями, формулируют выводы и проверяют их; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, работают с разрезными карточками. | Учебник – с. 10–14; рабочая тетрадь – с. 10, 11, задания № 10, 11, 12; тестовые задания – с. 11, задания № 3, 4, 5, тест № 2 | |
5 | 1.5 | Здоровье человека. Значение природы для здоровья | 1 | Здоровье, закаливание, туризм, зарядка, спорт, лечебная физкультура, режим дня. Что такое здоровье, что может повредить его. Что надо делать, чтобы сохранить здоровье. Кого называют закалённым человеком, как им стать. | Анализируют иллюстрации, соотносят с текстовой информацией; рассуждают о том, как надо заботиться о своём здоровье, о способах закаливания; составляют советы, как сохранить здоровье, заполняют схему в рабочей тетради. | Учебник – с. 15–18; рабочая тетрадь – с. 12, 13, задания № 13–18 | |
6 | 1.6 | Органы чувств, их ги- гиена | 1 | Функции органов чувств, их гигиена; правила без- опасного поведения; первая помощь при порезах, ожоге кожи и обморожении. Чем важны органы чувств, какую информацию об окружающем можно получить с их помощью. Как беречь органы чувств, как сохранять остроту зрения, слуха и чувствительность кожи. Как оказать первую помощь при небольших травмах. | Выясняют значение органов чувств человека обсуждают правила поведения, которые помогают сохранять их здоровье; проверяют остроту зрения и слуха, выполняют практическую работу (возможно с помощью школьного врача или медсестры) по использованию средств гигиены и оказания первой помощи при небольших травмах, выполняют задания в рабочей тетради. | ||
7 | 1.7 | Органы чувств, их ги- гиена | 1 | Учебник – с. 19–27; рабочая тетрадь – с. 14, 15, задания № 19–23 | |||
8 | 1.8 | Чистота – залог здоровья | 1 | болезнетворные микробы, правила ухода за кожей. Почему чистота важна для здоровья. Что такое личная гигиена. Какие правила надо соблюдать, чтобы сохранять своё здоровье | Анализируют рисунки и «озвучивают» их, расшифровывают условные рисунки; обсуждают значение чистоты в жизни человека, составляют советы по её соблюдению, работают в парах, обобщают полученные знания о здоровье, выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях. | Учебник – с. 29–31; рабочая тетрадь – с. 15, задание № 24, с. 16, здание № 25 | |
9 | 1.9 | Зелёная аптека | 1 | лекарственное растение, целебное свойство, ядовитое растение; правила сбора лекарственных растений и способы использования их целебных свойств. Какое значение имеют растения для природы, человека. Какие растения помогают человеку справиться с болезнями. Как правильно собирать лекарственные растения, о чём надо помнить при этом. | Называют группы растений, их существенные признаки; высказывают свои предположения о происхождении названий растений; рассуждают о значении растений для природы и для человека; узнают лекарственные растения по описанию; обсуждают правила сбора лекарственных растений; готовят небольшие сообщения о выбранном растении (по желанию). | Учебник – с. 32–35; тесто- вые задания – с. 12, 13, тест № 3 | |
10 | 1.10 | Азбука безопасного поведения | 1 | правила безопасного поведения в природе, дома, на улице. Какие опасности подстерегают человека в природе. Что может быть опасным дома и на улице. Как вести себя с подозрительными незнакомыми людьми. | Рассказывают о растениях, грибах, животных, которые опасны для жизни человека; читают тексты, выбирают нужную информацию и обсуждают, как правильно себя вести в природе, на улице, дома; моделируют опасные ситуации, анализируют рисунки, составляют полезные советы. | Учебник – с. 36–44; рабочая тетрадь – с. 16, 17, задания № 26–28; тестовые задания – с. 12–15, тест № 3 и работа № 3 | |
2 раздел Человек и общество (8 часов) | |||||||
11 | 2.1 | Человек – член общества | человек – общественное существо; условия благополучия общества, общественный порядок. Что даёт человеку природа. Что такое общество. Что люди делают сообща. Какими должны быть правила поведения в обществе. Что значит быть чело- веком полезным обществу. | Размышляют о человеке как части живой природы и общественном существе, о необходимости каждому члену общества трудиться, оказывать друг другу помощь в трудные минуты и в беде, о том, какую помощь обществу могут оказать сами; анализируют рисунки и делают выводы о том, кого можно назвать достойным членом общества. | Учебник – с. 46–48 | ||
12 | 2.2 | Разнообразие профессий людей | 1 | труд, профессия, мастерство; искусство, формы представления окружающей действительности (литература, театр, музыка, художественные полотна); эколог, экологическая проблема. Что такое профессия. Что человек научился делать, что изобрёл, чтобы облегчить свой труд. Чем важны профессии учителя, эколога. | Читают текст по абзацам, выделяя основную информацию, анализируют иллюстрации и «озвучивают» их (описывают работу людей разных профессий, соотносят профессию людей и место их работы); обсуждают важность профессий учитель, эколог; рассказывают о том, кем они хотели бы стать; выполняют задания в рабочей тетради, работают с разрезными карточками. | Учебник – с. 49–51; рабочая тетрадь – с. 18, 19, задания № 1–4 | |
13 | 2.3 | Как мы общаемся. Правила этикета | 1 | общительный человек, умение вести беседу; язык мимики и жестов; правила вежливого общения с людьми разного возраста, с родными и близкими людьми, с незнакомы- ми людьми. Для чего люди общаются. Какими бывают формы общения. Какого человека называют культурным, как им стать. Какие правила этикета надо соблюдать в общественных местах. | Рассуждают, для чего люди общаются, почему важно уметь правильно общаться; оценивают свои приоритеты, обсуждают, какого человека можно назвать общительным; разыгрывают по иллюстрациям сценки общения, моделируют ситуации общения по телефону, анализируют рисунки (расшифровывают жесты); обсуждают, для чего | Учебник – с. 52–62; рабочая тетрадь – с. 20, задание № 5 | |
14 | 2.4 | Физическая и духовная красота человека | 1 | физическая и духовная красота человека, нравственные ценности красивого человека, черты его характера; настроение, положительные и отрицательные эмоции, умение управлять ими. Какого человека можно назвать красивым, как им стать. Когда у человека бывает хорошее настроение, почему оно может испортиться. Влияет ли настроение на успехи в учёбе, на взаимоотношения с окружающими людьми. | Размышляют, чем красив человек, что такое физическая, духовная красота, каким бывает отношение людей к природе, друг к другу; рассуждают, как управлять отрицательными и положительными эмоциями; обсуждают, почему нужно проявлять чуткость к окружающим людям, стараться им помочь в трудную минуту; «озвучивают» картинки, объясняют, что могло стать причиной разного настроения изображённых на них детей; приводят примеры своих положительных и отрицательных эмоций; оценивают поступки ребят и свои, которые могут портить настроение родным и другим людям. | Учебник – с. 63–69; рабочая тетрадь – с. 20, 21, задания 6–10, с. 22, 23, задания № 11, 12 | |
15 | 2.5 | Друзья, их значение в жизни людей | 1 | Друг, дружба, дружный коллектив. Кого можно назвать другом. Как поступают настоящие друзья. | Размышляют о том, что нравится им в одноклассниках, друзьях, какого друга они хотели бы иметь, надо ли прощать обиды; моделируют день рождения друга; составляют и объясняют пословицы о дружбе, рассказывают о своих друзьях; анализируют содержание стихотворения, выполняют тест и оценивают его результаты. | Учебник – с. 70–73; тесто- вые задания – с. 16–18, тест № 4 | |
16 | 2.6 | Семья. Родственники | 1 | Семья, поколение, родственники, дядя, тётя, двоюродные братья и сёстры, родословная. Что такое семья. Какими бывают семьи. Кого называют родственниками. Как составить родословную семьи | Рассказывают о своих представлениях, что такое семья, проверяют свои предположения по учебному тексту, объясняют понятия, выделенные в нём жирным шрифтом; решают логические задачи, читают схему и определяют по ней имена прадедов; готовят рассказ о своей семье. | Учебник – с. 74–79; рабочая тетрадь – с. 24, задания № 13–16 | |
17 | 2.7 | Семейные заботы | 1 | Забота, обязанность, взаимопомощь; личные дела и семейные, мужские и женские. Какую семью можно назвать дружной. Какие есть обязанности у членов семьи. | Обсуждают, какими могут быть обязанности у каждого члена семьи, рассказывают о своих обязанностях; анализируют текстовую и иллюстративную информацию, делают выводы, выполняют задания в рабочей тетради; обсуждают вопросы для исследования родословной семьи, её традиций и реликвий. | Учебник – с. 80–83; рабочая тетрадь – с. 25–27, задания № 17–20 | |
18 | 2.8 | Семейные традиции | 1 | Семейная традиция, реликвия; потомственная профессия. Что такое семейные традиции, какими они могут быть. Что такое проектная работа, как её выполняют и как представляют результаты своих исследований. | Урок презентаций проектных работ «Моя семья», выполнение теста. | Учебник – с. 84–86; рабочая тетрадь – с. 28–30, задания № 21–24; тестовые задания – с. 19–21, тест № 5 | |
Раздел III. Природа вокруг тебя (29 часов) | |||||||
19 | 3.1 | Кто и как изучает природу | 1 | Наука, учёный; способы познания: наблюдения, опыт; лаборатория, приборы для наблюдений и измерений. Как человек познаёт окружающий мир. Кто такие учёные, какими способами они изучают природу. | Актуализируют свои знания и наблюдения о природе, анализируют иллюстрации и текстовую информацию; учатся ставить познавательную задачу, планировать проведение опыта; выполняют задание в рабочей тетради, обобщают изученное на уроке. | Учебник – с. 88–91; рабочая тетрадь – с. 31, задание № 1 | |
20 | 3.2 | Природные тела и явления | 1 | Явление, тело, метод наблюдения – основ- ной метод познания природы. Что учёные называют природным явлением. Какие природные явления происходят в неживой и живой природе. | Рассказывают о своих наблюдениях природных явлений, описывают природные явления (по фотографиям), про- исходящие в неживой и живой природе, соотносят их с временами года; читают схемы и конкретизируют их содержание примерами, работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради. | Учебник – с. 92–95; рабочая тетрадь – с. 31, задание № 2, с. 32, 33; задания № 3–5 | |
21 | Разнообразие облаков | 1 | Водяной пар, облако, туман, кучевые, перистые, слоистые облака. Что такое облака, из чего они состоят, как образуются. Чем туман отличается от облака, в чём их сходство. | Рассказывают о своих наблюдениях облаков, читают текст и соотносят описание облаков с их изображением на иллюстрациях; предполагают, из чего могут состоять облака, проверяют свои предположения, делают выводы; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, моделируют кучевые, перистые, слоистые облака. | Учебник – с. 96, 97; рабочая тетрадь – с. 34, 35, задания № 9–12; тестовые задания – с. 22, 23, тест № 6, работа № 4 | ||
22 | Разнообразие облаков | 1 | |||||
23 | Солнце – ближайшая к Земле звезда | 1 | Космическое тело, звезда; Солнце – ближайшая к Земле звезда. Что такое Солнце, почему оно светит и греет. Почему мы видим огромное Солнце небольшим кругом. | Размышляют, какие тела могут являться источником света и тепла, проверяют свои предположения по тексту; рассуждают о форме, размерах Солнца, как далеко оно находится от Земли; выполняют задания в рабочей тетради. | Учебник – с. 98–101; рабо- чая тетрадь – с. 36, задания № 13, 14, 16 | ||
24 | Солнце и жизнь | 1 | положительные и отрицательные действия солнечных лучей на живые организмы; правила безопасного пребывания на солнце. Какое значение имеет Солнце для природы и людей. Всегда ли Солнце оказывает положительное влияние на живую природу. Как беречься от жарких солнечных лучей. | Обсуждают значение Солнца для всего живого на Земле, рассказывают о своих наблюдениях воздействия солнечных лучей на растения, животных, человека; анализируют рисунки и составляют сове- ты по безопасному поведению под солнцем, проверяют их по учебному тексту; составляют рассказ (по желанию) о Солнце от имени биолога (врача, астронома и др.) | Учебник – с. 102–103; рабо- чая тетрадь – с. 36, задание № 15, с. 37, зада- ние № 17 | ||
25 | Звёзды и созвездия | 1 | представление о разнообразии звёзд, их цвета, расстояний до них; созвездие – уча- сток неба; невооружённый глаз и телескоп. Чем различаются звёзды. Почему они разного цвета. Почему звёзды видятся нам светящимися точка- ми. Что такое созвездие. | Рассказывают о своих наблюдениях звёзд и созвездий (Большой Медведицы); читают текст и выбирают нужную информацию для ответов на поставленные вопросы; готовят сообщение (легенду) о выбранном созвездии (по желанию). | Учебник – с. 104–108; рабо- чая тетрадь – с. 37, задание № 18, с. 38, зада- ние № 19 | ||
26 | Кометы, метеоры, метеориты | 1 | образные представления о кометах, метеорах, метеоритах. Какие космические тела называют «небесными гостями». Как часто можно их наблюдать. Чем они отличаются от звёзд. | Рассказывают о своих наблюдениях ночного неба, ставят познавательную задачу, решают её, читая текст; сравнивают космические тела, находят сходства и различия между ними; выполняют задание (аппликацию) в рабочей тетради. | Учебник (часть 1) – с. 109, 110; рабочая тет- радь – с. 38, задание № 20 | ||
27 | Земля – планета. Форма Земли | 1 | Земля – планета, холодное космическое тело шарообразной формы; космонавт, космический корабль. Чем планеты отличаются от звёзд. К каким космическим телам относится Земля, какова её форма. Когда люди окончательно убедились, что Земля имеет шарообразную форму. | Размышляют, почему слово «земля» пишется по-разному, проверяют свои предположения, читая текст; сравнивают планеты и звёзды, находят их сходства и различия; знакомятся с древними представлениями о форме Земли, с помощью простых опытов убеждаются в её шарообразности; отвечают на вопросы, выполняют задание в рабочей тетради. | Учебник (часть 2) – с. 3–7; рабочая тетрадь № 2 – с. 3, зада- ние № 1 | ||
28 | Движение Земли | 1 | глобус – модель Земли; ось Земли, экватор, Северный и Южный полюсы; сутки – период вращения Земли вокруг своей оси, год – период её обращения вокруг Солнца. Что является причиной смены дня и ночи на Земле. Почему сменяются на Земле времена года. Какой должна быть модель Земли. | Высказывают предположения, почему про- исходит смена дня и ночи на Земле, и проверяют их по тексту; убеждаются, что глобус отражает форму Земли, рассматривают наклон оси вращения; наблюдают, как происходит смена дня и очи; подбирают карточки с изображением времён года и помещают их в соответствующие места на схеме. | Учебник (часть 2) – с. 8–10; рабочая тетрадь № 2, с. 4, задания № 4–6 | ||
29 | Луна – естественный спутник Земли | 1 | Луна – естественный спутник Земли; умение наблюдать Луну. Является ли Луна источником света и тепла. Почему вид Луны меняется в течение месяца, а затем повторяется. Чем различаются Солнце и Луна. | Рассказывают о своих наблюдениях Луны, высказывают предположения, почему она не всегда видна, почему меняется её вид, излучает ли она свет и тепло; моделируют движение Луны вокруг Земли, Земли вокруг Солнца, работая в парах; проводят наблюдения за Луной (с родителя- ми). | Учебник (часть 2) – с. 11–13; рабочая тетрадь № 2 – с. 5, задания № 7–9 | ||
30 | Исследова- ния Луны. Человек на Луне | 1 | астронавт, автоматическая станция, луноход; представление о формах рельефа лун- ной поверхности. Почему на Луне видны светлые и тёмные пятна. С помощью чего и как исследуют поверхность Луны. | Знакомятся с первыми исследованиями Луны с помощью космических аппаратов, астронавтов; читают стихотворение, рассматривают иллюстрацию к нему, высказывают предположения о лунной поверхности и проверяют их по тексту, данному в рабочей тетради; обсуждают ответы на вопросы, предлагают свои аргументы; выполняют задания в рабочей тетради и творческое задание (по желанию). | Учебник (часть 2) – с. 14, 15 рабочая тетрадь № 2 – с. 6, 7, задания № 10–13 | ||
31 | Планеты, движущиеся вокруг Солнца | 1 | представление о девяти больших планетах, обращающихся вокруг Солнца, астероидах - малых планетах. Движутся ли вокруг Солнца, кроме Земли, другие планеты. Похожи ли они на Землю. Чем особенна планета Земля. | Повторяют изученное ранее о космических телах; читают текст, определяют основную мысль каждого абзаца; рассуждают о необходимости сохранить жизнь на планете Земля; работают с разрезными карточками. | Учебник (часть 2) – с. 16, 17; рабочая тетрадь – с. 8, 9, задания № 14–16 | ||
32 | Разнообра- зие космиче- ских тел. Обоб- щающий урок | 1 | проверяем усвоение следующих основных понятий: звезда, созвездие, планета, спутник планеты. Обобщаем знания по теме «Небесные тела». Проверяем умения различать и классифицировать космические тела. Анализируем, на- сколько успешно усвоили учащиеся УУД. | Выполняют тестовые задания, оценивают результаты, определяют свои пробелы, восполняют их. | Учебник (часть 1) – с. 98–110, Учеб- ник (часть 2) – с. 3–17; тестовые задания – с. 26, 27, тест № 7, с. 28, 29, работа № 5 | ||
33 | Поверх- ность Земли. Материки и океаны | 1 | наука география; карта, глобус, условные обозначения на картах (легенда карты); океан, материк, остров, полуостров. Что изучает наука география. Что называют её вторым языком. Как изображают земную поверхность на глобусе и карте. Какие два вида земной поверхности выделяют. Сколько на Земле материков и океанов. | Высказывают предположения, проверяют их по тексту учебника; учатся пользоваться условными знаками карты, добывать информацию о земной поверхности по глобусу, карте полушарий, находят материки и океаны Земли; учатся работать с круговыми диаграммами, схемами; обобщают полученные знания. | Учебник (часть 2) – с. 18–23, второй форзац Учебника (часть 1); рабочая тетрадь № 2 – с. 10, 11, задание № 17, с. 12, задание № 18 | ||
34 | Плоские и холмистые рав- нины. Овраги и борьба с ними | 1 | формы суши – равнины и горы; плоская и холмистая равнины; холм, овраг, курган; способы борьбы с оврагами. Какие формы суши преобладают на земной поверхности. Что называют равниной, какой она бывает. Что такое холм, овраг. | Читают текст, соотносят текстовую информацию с иллюстрациями, выделяют новые понятия, определяют по рисунку-схеме части холма; рассуждают о причинах появления оврагов, их вреде и мерах борьбы с ними, моделируют холмы и овраги из пластилина. | Учебник (часть 2) – с. 24–27; рабочая тетрадь № 2 – с. 12, задания № 19, 20, с. 13, задания № 21, 22 | ||
35 | Горы, их разнообразие | 1 | гора, её части (вершина, склон, подошва склона); горный хребет, высокие, средние, низкие горы, их изображение на карте; Эверест – высочайшая вершина мира, Эльбрус – высочайшая вершина Кавказских гор. Какими бывают горы. Как изображают их на карте. Как называются части горы, какими они бывают. | Ставят познавательную задачу, решают её, читая текст, соотносят текстовую информацию с иллюстрациями, обобщают полученные знания и проверяют свои выводы по учебнику; учатся работать с картой, находят географические объекты по её цветовой окраске; моделируют разные по высоте горы из бумаги, пластилина, глины. | Учебник (часть 2) – с. 28–30; рабочая тетрадь № 2 – с. 14, задания № 23, 24 | ||
36 | Горы и люди. Безопас- ное поведение в горах | 1 | горная долина, пропасть, тоннель; снежная лавина, каменная осыпь, сель, вулкан, гейзер; альпинист, правила безопасного поведения в горах. Живут ли люди в горах, чем они занимаются. Какие дороги строят в горах. Чем опасны горы. | Ставят познавательную задачу и решают её, рассматривая иллюстрации, проверяют свои предположения, читая текст; обсуждают опасности, подстерегающие человека в горах, меры предосторожности, которые надо соблюдать; оценивают отрицательное влияние деятельности людей в горной местности, экологические проблемы, возникающие в местах добычи полезных ископаемых, предлагают способы восстановления природной красоты. | Учебник (часть 2) – с. 31–34; рабочая тетрадь № 2 – с. 15, задание № 25, с. 16, задания № 26, 27 | ||
37 | Экскурсия. Формы суши родного края | 1 | умение различать разные формы суши. Наблюдение форм суши местности, в которой живём. Повторение и применение полученных знаний на практике. | Наблюдают формы суши, преобладающие в данной (в которой живут) местности, оформляют рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями и др. (по выбору). | рабочая тетрадь № 2 – с. 17, за- дание № 28 | ||
38 | Земля и её поверхность. Обобщающий урок | 1 | проверяем усвоение понятий материк, океан, гора, равнина, овраг, холм, вершина, склон, подошва (подножье); знание правил безопасного поведения в горах. Обобщаем изученное в этом разделе, проверяем усвоение основных понятий и универсальных учебных действий. | Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают свою работу, выявляют пробелы и восполняют их. | Учебник (часть 2) – с. 18– 34; тестовые за- дания – с. 30–32, тест № 8, с. 33, 34, работа № 6 | ||
39 | Вода на Земле. Океа- ны и моря. Зна- чение моря для жизни людей | 1 | Мировой океан, оке- ан, море, морская вода; экологические проблемы, связанные с деятельностью лю- дей; правила безопасного поведения на море. Что такое водо- ём. Какие водо- ёмы на Земле са- мые крупные. Ка- кая в них вода. Чем опасен океан. | Ставят познавательную задачу; сравнивают по глобусу, чего больше на земной поверхности – суши или воды, находят самые крупные моря, определяют, частью ка- ких океанов они явля- ются; выполняют опыт, моделируя морскую воду; обсуждают пра- вила безопасного по- ведения на море, эко- логические проблемы, связанные с деятельно- стью людей, сочиняют экологическую сказку о море (по желанию). | |||
40 | Вода на Земле. Океа- ны и моря. Зна- чение моря для жизни людей | 1 | Учебник (часть 2) – с. 35–38; рабочая тетрадь № 2 – с. 18, задания № 29–31, с. 19, задания № 32, 33 | ||||
41 | Прес- ные воды суши. Река, её части. Значение рек для людей | 1 | пресная вода; река – постоянный поток пресной воды; части реки – исток, приток, устье, русло; водохранилище, ка- нал, водопад, родник, наводнение, плотина, гидроэлектростанция. Какую воду на- зывают пресной. Что такое река, какие у неё есть части. Какими могут быть реки. Чем важны реки для людей, чем они опасны. | Соотносят текстовую и графическую информа- цию; составляют схему реки, объясняют проис- хождение слов «исток», «приток»; обсуждают стихийные бедствия, связанные с измене- нием водного потока реки, правила безопас- ного поведения на реке и проблемы, связанные с её загрязнением; вы- полняют проектную ра- боту (экологическое пу- тешествие по реке). | |||
42 | Прес- ные воды суши. Река, её части. Значение рек для людей | 1 | Учебник (часть 2) – с. 39–43; рабочая тетрадь № 2 – с. 20, задания № 34, 35, с. 21, 22, задания № 36–39 | ||||
43 | Озёра, пруды, болота. Байкал – жем- чужина России | 1 | естественный, искус- ственный водоёмы; озеро, пруд, болото; правила экологически грамотного и безопас- ного поведения на во- доёмах. Чем различаются пресные водоёмы. Чем озеро отли- чается от пруда, от болота. Какие озёра са- мые большие, са- мые глубокие на Земле. Где на Земле на- ходятся самые большие запасы пресной воды. | Анализируют рисун- ки, сравнивают прес- ные водоёмы, находят их сходства и разли- чия; рассуждают о зна- чении водоёмов для людей и природы; обоб- щают знания о земной поверхности, совершая мысленное путешествие по рисунку-схеме (учеб- ник, с. 47); готовят со- общение о Байкале (или о местном озере). | Учебник (часть 2) – с. 44–49; рабочая тетрадь № 2 – с. 23, 24, задания № 40–43 | ||
44 | Озёра, пруды, болота. Байкал – жем- чужина России | 1 | |||||
45 | Значение воды для всего живого на Зем- ле. Загрязнение водоёмов | 1 | питьевая вода, водо- пой, колодец, филь- трование воды; меры экономного рас- ходования питьевой воды. Какое значение имеет пресная вода для природы и человека. Много ли на Зем- ле питьевой воды, из каких источни- ков её берут. Как можно со- хранять чистоту водоёмов с питье- вой водой. | Рассуждают о значении воды для растений, жи- вотных, человека, об- суждают мировую эко- логическую проблему нехватки питьевой воды, предлагают меры её эко- номного расходования, придумывают плака- ты-памятки о бережном расходовании воды и сохранении её чистоты; обобщают изученное на уроке, обсуждают эко- логические проблемы, связанные с деятельно- стью человека, предлага- ют меры по сохранению чистоты и красоты водо- ёмов. | Учебник (часть 2) – с. 50–52; рабочая тетрадь № 2 – с. 25, задание № 44, с. 26, задание № 45 | ||
46 | Экскурсия. Водоёмы род- ного края | 1 | умение различать раз- ные виды водоёмов. Наблюдение раз- ных видов водоё- мов в своей мест- ности. Повторе- ние и применение полученных зна- ний на практике. | Наблюдают водоёмы, которые есть в дан- ной (в которой живут) местности, оформляют отчёт о своих наблюде- ниях (рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями). | рабочая тетрадь № 2 – с. 27, 28, задания № 46–49 | ||
47 | Разнообра- зие водоёмов. Обобщающий урок | 1 | проверяем усвоение понятий естествен- ный и искусствен- ный водоёмы; океан, море, река, озеро, пруд, болото, водо- хранилище, пруд, ка- нал; пресная и мор- ская (солёная) вода; части реки – ис- ток, приток, устье. Правила безопасно- го поведения на воде. Обобщаем зна- ния по теме «Во- доёмы»; прове- ряем усвоение основных поня- тий, предметных и универсальных учебных умений. | Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают свою рабо- ту, выявляют пробелы и восполняют их. | Учебник (часть 2) – с. 35– 52; тестовые за- дания – с. 35–37, тест № 9, с. 38, 39, работа № 7; рабочая тетрадь № 2 – с. 29, задание № 50 | ||
Раздел IV. Наша Родина – Россия – 10 ч. | |||||||
48 | Родина. Родной край. Россия – мно- гонациональное государство | 1 | Родина, страна, тер- ритория, россияне, национальность, ма- лая родина, родной край. Что такое Роди- на и малая роди- на. Чем отличает- ся Россия от дру- гих стран мира. Кого называ- ют гражданином России. Чем различают- ся народы разных национальностей. | Выделяют в тексте но- вые понятия, объяс- няют их; анализируют рисунок-схему, состав- ляют представление о России, рассказывают о своей малой родине; го- товят выставку нацио- нальной одежды, ис- полняют национальные танцы, песни (по жела- нию). | Учебник (часть 2) – с. 53–58; рабочая тетрадь № 2 – с. 30, задания № 1, 2 | ||
49 | Российская Фе- дерация, её госу- дарственные сим- волы | 1 | Российская Феде- рация, республика, край, область; государственная гра- ница (сухопутная, морская), армия; герб, флаг, гимн России. Как называется наше государство. Что относится к государственным символам, что они символизиру- ют. Какими могут быть границы го- сударства, кто их охраняет. | Различают симво- лы России, обсужда- ют, где и когда выве- шивают государствен- ный флаг, исполня- ют гимн, объясня- ют содержание гимна, узнают правила его прослушивания; гото- вят сообщение о госу- дарственных симво- лах (по выбору). | Учебник (часть 2) – с. 59–61, второй фор- зац Учебника; рабочая тетрадь № 2 – с. 31, задание № 3 | ||
50 | Конституция – основной закон го- сударства. Государ- ственные праздники | 1 | президент, закон, Конституция, права и обязанности граж- данина России, ре- бёнка; международный, го- сударственный, на- циональный и др. праздники. Что такое закон. Где записаны за- коны государства. Кто является гла- вой государства. Какими правами и обязанностями наделены граж- дане России. Что такое государ- ственный празд- ник. | Выделяют в тексте не- знакомые понятия и объясняют их; обсуж- дают права и обязан- ности граждан Рос- сии, в том числе и права ребёнка; знако- мятся с государствен- ными праздника- ми, международными днями охраны приро- ды, профессиональ- ными праздниками, которые отмечаются в России. | Учебник (часть 2) – с. 62–67, рабочая тетрадь № 2 – с. 31, задание № 4; тестовые задания – с. 40, 41, тест № 10 | ||
51 | Москва – сто- лица России | 1 | столица, досто- примечательность, основные истори- ческие памятни- ки Москвы, Санкт- Петербурга. Какой город яв- ляется столицей Российской Фе- дерации. Всегда ли Москва была столицей России. Чем славятся Санкт-Петербург, Москва. | Знакомятся с истори- ей государства, какие города были его сто- лицами, с их досто- примечательностями; готовят сообщение о любой достоприме- чательности Москвы (или об истории воз- никновения города). | Учебник (часть 2) – с. 68–71 | ||
52 | Российские города | 1 | город-герой, го- род воинской славы, город-миллионер; культурный, про- мышленный, торго- вый центр, кремль, герб города. Чем известны и примечательны некоторые горо- да России. За ка- кие заслуги горо- ду присваивают звание «Город- герой». Какие го- рода называют городами воин- ской славы. Как дают имена городам, что от- ражают на их гер- бах. | Выделяют инфор- мацию, связанную с городами-героями, городами воинской славы, городами- миллионерами; раз- мышляют и дела- ют вывод о том, где в давние времена стро- ились города, как за- щищались; рассма- тривают, сравнивают гербы городов, пред- полагают, чем могут заниматься его жите- ли; готовят сообще- ние о родном городе. | Учебник (часть 2) – с. 72–76; тестовые задания – с. 42, 43, работа № 8 | ||
53 | Родной город (село), его досто- примечательности | 1 | Продолжить фор- мировать умение выполнять про- ектную работу. | Выполняют задания в тестовой тетради; обсуждают, какими достопримечатель- ностями могут гор- диться городские и сельские жители, как за ними ухаживать; далее проходит пре- зентация групповых проектных работ о родном городе. | тестовые задания – с. 49, задание № 1 | ||
54 | Горожане и селяне | 1 | архитектор, небо- скрёб, сквер, парк, улица, проспект, бульвар, площадь. Кто такие архи- текторы, о чём они думают, когда проектируют го- род, какие зоны выделяют в нём. | Рассуждают, чем раз- личаются город и село, о чём дол- жен думать архи- тектор, планируя город, чем отличается; промышленная зона от жилой; находят на рисунках различия между улицей, про- спектом и бульваром; обсуждают, чем за- нимаются городские службы, как следят за чистотой городского воздуха и воды, как озеленяют город. | Учебник (часть 2) – с. 77, 78; рабочая тетрадь № 2 – с. 32, задание № 5, с. 33, задание № 6 | ||
55 | Проблемы со- временного города | 1 | отходы городского хозяйства, свалка, контейнер для сбора отходов; правила экологиче- ски грамотного по- ведения в городе и на природе. Какие службы есть в городах, чем они занима- ются. Чем опасны свал- ки отходов. Как надо соби- рать отходы, как их перерабаты- вать | Обсуждают сложность организации вывоза городских отходов, выясняют, куда их вывозят, чем опасна свалка; предлагают варианты уменьше- ния бытовых отходов, как правильно орга- низовать их сбор; вы- полняют опыт, чтобы узнать, как сортируют металлический лом. | Учебник (часть 2) – с. 79–82 | ||
56 | Наземный, водный и воздуш- ный транспорт. Проблемы загряз- нения воздуха и воды при его ис- пользовании | 1 | наземный, подзем- ный, водный, воз- душный транспорт; пассажирский, гру- зовой, специальный, общественный, лич- ный транспорт; правила безопасного поведения на транс- порте. Каким бывает наземный транс- порт, какие виды водного и воз- душного транс- порта изобрёл че- ловек. Причиной каких экологиче- ских проблем мо- жет быть город- ской транспорт, как их можно ре- шить | Обсуждают пробле- мы, связанные с раз- ными видами транс- порта; сравнивают виды транспорта, рас- пределяют их на груп- пы; составляют пра- вила безопасного по- ведения на транспор- те; обсуждают эколо- гические проблемы, связанные с назем- ным, водным и воз- душным транспортом, предлагают возмож- ные пути решения. | Учебник (часть 2) – с. 83–89; рабочая тетрадь № 2 – с. 34, 35, задания № 7–9, с. 36–38, задания № 10–15; тестовые задания – с. 46, 47, работа № 9, задания № 1–6 | ||
57 | Наземный, водный и воздуш- ный транспорт. Проблемы загряз- нения воздуха и воды при его ис- пользовании | 1 | |||||
Раздел V. Человек – творец (11 часов) | |||||||
58 | Разнообразие музеев. Экспонаты музеев | 1 | музей, экспонат му- зея; исторический, краеведческий, по- литехнический и другие музеи. Какими бывают музеи, какие экс- понаты в них хра- нятся. О чём можно узнать в музеях. Чем важна про- фессия археолог. | Закрепляют получен- ные знания, выпол- няя работу № 9 в тет- ради «Тестовые зада- ния»; актуализируют свои знания о музеях и проверяют их, ра- ботая с учебным тек- стом; выполняют за- дание в рабочей тет- ради. | Учебник (часть 2) – с. 90–93; рабочая тетрадь № 2 – с. 39, задание № 16 | ||
59 | Старинные и современные пред- меты быта и одеж- ды | 1 | быт, предметы быта (утварь); осветитель- ные приборы, пра- вила безопасного пользования ими. Какими были ста- ринные предме- ты быта, одежда и обувь, чем они отличаются от со- временных ве- щей. | Сравнивают, нахо- дят сходства и разли- чия старинных и со- временных предметов быта, одежды, обуви, светильников; обсуж- дают правила безо- пасного пользования осветительными при- борами; составляют историю осветитель- ных приборов, кото- рые были изобретены нашими предками. | Учебник (часть 2) – с. 94–96; рабочая тетрадь № 2 – с. 39, задание №17, с. 40, задание № 18 | ||
60 | Старинные и современные сред- ства письменности, счёта, связи | 1 | знаки, буквы, иеро- глифы, алфавит; арифмометр, каль- кулятор, компьютер; глашатай, гонец, почта, телеграф, те- лефон, радио, теле- визор. Как в давние вре- мена писали, счи- тали, связывались друг с другом на расстоянии. | Сравнивают совре- менные и старинные средства письменно- сти, счёта, связи, из- дание книг; готовят выставку старинных вещей и презентуют её экспонаты. | Учебник (часть 2) – с. 97–101; тестовые задания – с. 44, 45, тест № 11 | ||
61 | Мир искусства. Художественное творчество человека | 1 | художник, поэт, композитор, актёр, скульптор, клоун, музыкант, певец; театр, цирк, консер- ватория, опера, пье- са, спектакль. Что, кроме жили- ща, пищи, одеж- ды, ещё необхо- димо человеку в жизни. Что такое искус- ство, какими его видами занима- ются люди. | Рассуждают, для чего людям нужно искус- ство, какие качества нужны, чтобы им за- ниматься; обсуждают, чем интересны про- фессии художника, композитора, поэта, скульптора; читают стихи, рассматривают репродукции картин художников, где отра- жена красота природы и человека; обсуждают правила культурного поведения в театре, консерватории, цирке, при посещении вы- ставки художников. | Учебник (часть 2) – с. 102, 103; тестовые задания – с. 48–51, работа № 10 | ||
62 | Природа в про- изведениях лите- ратуры, живописи, музыки. Дополнительные ис- точники информа- ции | 1 | художественное и научное представле- ние знаний об окру- жающем мире. Какими способа- ми можно пред- ставить знания о природе, челове- ке, обществе. | Выбирают тему ис- следования (работу художника, поэта, композитора, скульп- тора, посвящённую природе) и готовят её презентацию – ко- роткое сообщение о деятеле искусства, о его произведении. | |||
63 | Красота природная и ру- котворная. Осевая симметрия | 1 | симметричный и не- симметричный пред- меты, признак сим- метрии; осевая сим- метрия, линия сим- метрии; умение оп- ределять линию сим- метрии. Какой предмет называют симме- тричным. Какую симметрию назы- вают осевой (зер- кальной). Как проверить, симметричный предмет или нет. | Рассматривают разные предметы, выделяют признаки симметрич- ного предмета и об- суждают, как его отли- чить от несимметрич- ного предмета; нахо- дят предметы с осевой симметрией, проверя- ют правильность про- ведения линии сим- метрии; наблюдают зеркальное отраже- ние предметов, узна- ют его особенности, выясняют, какое рас- положение предметов называют зеркально- симметричным. | Учебник (часть 2) – с. 104, 105; рабочая тетрадь № 2 – с. 41, 42, за- дания № 19–23, с. 43, задания № 24–26 | ||
64 | Красота природная и ру- котворная. Осевая симметрия | 1 | |||||
65 | Центральная (поворотная) и орнаментальная (переносная) виды симметрии | 1 | центральная (пово- ротная) симметрия, центр симметрии; умение различать предметы, облада- ющие центральной симметрией, нахо- дить центр симмет- рии; элемент (ячейка) пе- реноса, бордюр, ор- намент; умение находить ячейку переноса в бордюрах и орна- ментах. Как проверить, что данный пред- мет не обладает осевой симметри- ей. Как проверить, что предмет об- ладает централь- ной (поворотной) симметрией. Какой вид сим- метрии часто ис- пользуется в узо- рах одежды, пред- метов быта, укра- шениях. | В начале урока про- веряют свои знания признаков осевой симметрии, умения находить линию сим- метрии; выявляют признак центральной симметрии, убежда- ются, что повторяе- мость частей предмета происходит при пово- роте вокруг его цен- тра; находят предметы с центральной сим- метрией, определяют её центр, вырезают фигуры, обладающие центральной симме- трией; догадывают- ся о признаке пере- носной симметрии, наблюдают симмет- ричные узоры, нахо- дят ячейку переноса, рисуют узоры; обоб- щают знания о раз- ных видах симметрии, выполняют задания в рабочей тетради. | Учебник (часть 2) – с. 105, 106; рабочая тетрадь № 2 – с. 44, задания № 27–29, с. 45, зада- ния № 30–32 | ||
66 | Виды сим- метрии в изделиях людей. Экскурсия «Красота природ- ная и рукотворная» | 1 | умение целенаправ- ленно наблюдать объекты окружаю- щего мира; проверка усвоения понятий и умений: симметрич- ный и несимметрич- ный предмет, осе- вая, центральная, переносная виды симметрии; умение изображать предме- ты, обладающие сим- метрией, проводить линии симметрии. Почему люди ис- пользуют симмет- рию в своих из- делиях. Наблю- дение природных и рукотворных объектов с целью оценки их красо- ты и гармонии, творческих спо- собностей чело- века. Проверка усвоения знаний по разделу «Сим- метрия». | Рассуждают, где не- обходима симмет- рия, где ею можно пренебречь. Выпол- няют разные тесто- вые задания, оцени- вают свою работу и восполняют пробелы. Фотографируют при- мечательные расте- ния, здания, решётки оград, мосты и др. | Учебник (часть 2) – с. 107–109; тетрадь для тестовых заданий – с. 52, 53, работа № 11 | ||
67 | Виды сим- метрии в изделиях людей. Экскурсия «Красота природ- ная и рукотворная» | 1 | |||||
68 | Контрольный урок. Что узнали, чему научились во 2 классе | 1 | знания объектов жи- вой и неживой при- роды, изделий чело- века; умение разли- чать тела и явления живой и неживой природы. Проверяем пред- метные знания и умения работать с текстовой и гра- фической инфор- мацией, умение оценивать свои успехи в учёбе | Читают текст, выби- рают нужную инфор- мацию, отвечая на вопросы; выбирают дополнительные во- просы и отвечают на них; в рабочей тетра- ди оценивают свои успехи за год. | тестовые задания – с. 54–56; рабочая тетрадь № 2 – с. 46 |
Планируемые образовательные результаты
В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»:
-положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
-готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
-понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
-осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
-умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
-навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
-осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;
-понимание важности здорового образа жизни;
-стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
-зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
-стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
-эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
-осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
-организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)
-принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
-планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
-действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
-контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
-оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
-оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
-ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
-проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
-адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
-осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
-осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
-понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
-применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
-подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
-наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
-использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
-осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме;
-сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
-обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
-дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
-осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
-оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
-планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
-проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
-уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
-участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты
Выпускник начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») научится:
-различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звёзда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
-приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
-описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);
-сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;
-различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;
-различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины) виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;
-характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
-использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);
-находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;
-объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
-находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, -участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
-вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
-выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
-использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;
-исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
-измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;
-выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).
-рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;
-вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
-объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;
-готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных;
-обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);
-ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
-моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);
-участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и собственных вариантов), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.
В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» выпускник научится:
-воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;
-ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
-рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;
-использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;
-узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;
-находить на карте Российскую Федерацию, её столицу город Москву, свой регион и его административный центр; показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;
-понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; -описывать (пересказывать) изученные события из истории России;
-готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;
- рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;
-объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;
различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;
-рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).
-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
-соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;
-заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;
-различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
-составлять родословную своей семьи;
-объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;
-рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);
-находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;
-использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;
-моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.
В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:
-осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
-оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
-соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
-соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
-объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
-составлять и выполнять режим дня.
-сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
-следовать правилам здорового образа жизни;
-соблюдать правила противопожарной безопасности;
-оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).
Нормы оценок(см. систему оценки )
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
УЧЕБНИКИ: Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
- Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век»,2013 г.
- Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Тестовые задания, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2014 г.
ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
- Поглазова О. Т. Программы для 1–4 классов, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2013 г.
- Поглазова О.Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.
Материально-техническое обеспечение
Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Математика» в частности.
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);
2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы);
3) оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.);
Печатные и другие пособия.
Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественнонаучного, обществоведческого, исторического содержания (по возможности), видеофильмы, звукозаписи.
В соответствии с содержанием желательно иметь:
– географические (карта полушарий, карту России, края) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
– рельефные модели равнины, холма, оврага;
– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
– муляжи грибов, фруктов и овощей;
– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);-термометр;
– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин, (гипс), глину, песок, цветную бумагу клей и ножницы с тупыми концами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" Окружающий мир Кавылина Надежда Васильевна
Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 68 часов в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма ...
Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века
Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2018
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....