Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 311.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Масальская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» На заседании методического объединения школы Руководитель МО __________ Крутьева Е. В. Протокол № 1 от «_28» августа 2015 г. | «Согласовано» Зам.директора по УВР ________Савельева М. П
«_28 » августа 2015 г. | «Утверждаю» Директор школы ___________Вакулина Т.И. Приказ от «_» августа 2015 г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Окружающий мир»
для 2 класса
начального общего образования на 2015- 2016 учебный год
Разработана:Сохатюк Т.Н.
учителем начальных классов
( высшая квалификационная категория)
п. Масальский
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе нормативных документов и материалов
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министра образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373;
- Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «Масальская СОШ», утвержденная приказом № 78/1 от 06.11.2013г.
- Примерная программа начального общего образования. Москва. « Просвещение» 2010г
- Учебный план МБОУ «Масальская СОШ» на 2015 - 2016 учебный год, утвержденный приказом №42/2 от 22.05.2015 г
- Календарный учебный график МБОУ «Масальская СОШ», утвержденный приказом № 58 от 31.08.2015г.
- Положение о рабочей программе МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом № 37 от 29.05.2015г.
- Положение о формах периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом № 58/1 от 29.08.2014г
- Положение о ведении классного журнала МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом № 58/4 от 29.08.2014
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе программы автора Поглазовой О.Т для общеобразовательных учреждений по курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов. (О.Т. Поглазова. – Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век, 2013).
Используется учебник Поглазовой О.Т. «Окружающий мир» для 2 класса общеобразовательных учреждений В двух частях Смоленск «Ассоциация XXI век» 2012. Данный учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, а также входит в утвержденный в образовательном учреждении список УМК.
Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются:
- социализация ребёнка;
- развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);
- воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
Программа автора Поглазовой О.Т. рассчитана на 68 часов. Данная рабочая программа содержит 70 часов, 2 часа в неделю, из расчета 35 недель согласно календарному учебному графику. Резервное время 2 часа. Эти уроки будут использованы на повторение трудных тем в конце года и на часы, которые совпадают с праздничными днями. Последовательность изучения программного материала соответствует тематическому планированию автора Поглазовой О.Т.
В основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника.
Основная форма организации учебного процесса – классно-урочная, но с широким использованием коллективных (парных, групповых), индивидуальных форм организации учебной деятельности.
Структура
№ | Название раздела | Количество уроков |
1 | Человек и природа | 10 |
2 | Человек и общество | 8 |
3 | Природа вокруг тебя | 29 |
4 | Наша Родина – Россия. | 10 |
5 | Человек – творец | 11 |
Резерв | 2 | |
Итого | 70 |
Учебно – тематическое планирование учебного предмета « Окружающий мир»
2 часа в неделю, 70 часов
№ п/п | № те мы разде ла | Наименование раздела программы, темы урока. | К-во часов | Содержание | Характеристика основных видов деятельности ученика | Материально техническое обеспечение | Приме чание |
1 раздел Человек и природа (10 часов) | |||||||
1 | 1.1 | 1. Что нас окружает (Повторение учебного материала, изученного в 1 классе) | 1 | Закрепляем полученные в 1 классе предметные знания о живой природе. Актуализировать знания учащихся об окружающем мире, проверить, что они запомнили, чему научились. | Вспоминают три компонента окружающего мира: живая и неживая природа, изделия человека; называют изученные группы растений и животных, их основные признаки; учатся осуществлять самоконтроль и самооценку своих знаний и умений. | Учебник – с. 3, 4; рабочая тетрадь – с. 3–6; тестовые задания – с. 3–5, тест № 1 | |
2 | 1.2 | Тела окружающего мира | 1 | Тело, тела природы, изделия человека; источники информации (иллюстрация, текст, схема, таблица, опыт, модель, собственные наблюдения) Как учёные называют окружающие предметы. Какими могут быть источники информации о них, какими способами её представляют. Что значит «прочитать» схему. | Принимают (совместно с учителем) и решают поставленные задачи разными способами: читают тексты, выбирая нужную информацию, анализируют иллюстрации и распределяют предметы окружающего мира в разные группы; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, учатся работать со схемами, анализируют информацию, которая в них представлена; формулируют выводы, подводят итог урока (какие были поставлены задачи, какими способами они решались, какой вывод сделан после их решения, о каком новом способе представления информации узнали). | Учебник – с. 5–7; рабочая тетрадь – с. 7; тестовые задания – с. 6, 7, работа № 1 | |
3 | 1.3 | Человек – часть живой природы | 1 | Человек – часть живой природы, разумное существо. К какой части окружающего мира относится человек, с какой группой живых существ он имеет наибольшее сходство. Чем человек отличается от других живых существ. | Вспоминают три компонента окружающего мира: живая и неживая природа, изделия человека; называют изученные группы растений и животных, их основные признаки; учатся осуществлять самоконтроль и само- оценку своих знаний и умений. | Учебник – с. 8, 9; рабочая тетрадь – с. 8, 9, задания № 7, 8, 9; тестовые задания – с. 10, № 1, 2 | |
4 | 1.4 | Человек – разумное существо | 1 | Изобретатель, орудие труда, инструменты, научные приборы, бытовая техника; средства передвижения. Что в первую очередь научился делать человек. Чем дома людей отличаются от жилищ животных. Что создал человек, чтобы облегчить свой труд. Почему люди стали изобретать средства передвижения | Рассуждают, чем человек отличается от животных, сравнивают их жилища, способы передвижения с изобретениями человека; делятся с одноклассниками собственными наблюдениями, формулируют выводы и проверяют их; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, работают с разрезными карточками. | Учебник – с. 10–14; рабочая тетрадь – с. 10, 11, задания № 10, 11, 12; тестовые задания – с. 11, задания № 3, 4, 5, тест № 2 | |
5 | 1.5 | Здоровье человека. Значение природы для здоровья | 1 | Здоровье, закаливание, туризм, зарядка, спорт, лечебная физкультура, режим дня. Что такое здоровье, что может повредить его. Что надо делать, чтобы сохранить здоровье. Кого называют закалённым человеком, как им стать. | Анализируют иллюстрации, соотносят с текстовой информацией; рассуждают о том, как надо заботиться о своём здоровье, о способах закаливания; составляют советы, как сохранить здоровье, заполняют схему в рабочей тетради. | Учебник – с. 15–18; рабочая тетрадь – с. 12, 13, задания № 13–18 | |
6 | 1.6 | Органы чувств, их ги- гиена | 1 | Функции органов чувств, их гигиена; правила без- опасного поведения; первая помощь при порезах, ожоге кожи и обморожении. Чем важны органы чувств, какую информацию об окружающем можно получить с их помощью. Как беречь органы чувств, как сохранять остроту зрения, слуха и чувствительность кожи. Как оказать первую помощь при небольших травмах. | Выясняют значение органов чувств человека обсуждают правила поведения, которые помогают сохранять их здоровье; проверяют остроту зрения и слуха, выполняют практическую работу (возможно с помощью школьного врача или медсестры) по использованию средств гигиены и оказания первой помощи при небольших травмах, выполняют задания в рабочей тетради. | ||
7 | 1.7 | Органы чувств, их ги- гиена | 1 | Учебник – с. 19–27; рабочая тетрадь – с. 14, 15, задания № 19–23 | |||
8 | 1.8 | Чистота – залог здоровья | 1 | болезнетворные микробы, правила ухода за кожей. Почему чистота важна для здоровья. Что такое личная гигиена. Какие правила надо соблюдать, чтобы сохранять своё здоровье | Анализируют рисунки и «озвучивают» их, расшифровывают условные рисунки; обсуждают значение чистоты в жизни человека, составляют советы по её соблюдению, работают в парах, обобщают полученные знания о здоровье, выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях. | Учебник – с. 29–31; рабочая тетрадь – с. 15, задание № 24, с. 16, здание № 25 | |
9 | 1.9 | Зелёная аптека | 1 | лекарственное растение, целебное свойство, ядовитое растение; правила сбора лекарственных растений и способы использования их целебных свойств. Какое значение имеют растения для природы, человека. Какие растения помогают человеку справиться с болезнями. Как правильно собирать лекарственные растения, о чём надо помнить при этом. | Называют группы растений, их существенные признаки; высказывают свои предположения о происхождении названий растений; рассуждают о значении растений для природы и для человека; узнают лекарственные растения по описанию; обсуждают правила сбора лекарственных растений; готовят небольшие сообщения о выбранном растении (по желанию). | Учебник – с. 32–35; тесто- вые задания – с. 12, 13, тест № 3 | |
10 | 1.10 | Азбука безопасного поведения | 1 | правила безопасного поведения в природе, дома, на улице. Какие опасности подстерегают человека в природе. Что может быть опасным дома и на улице. Как вести себя с подозрительными незнакомыми людьми. | Рассказывают о растениях, грибах, животных, которые опасны для жизни человека; читают тексты, выбирают нужную информацию и обсуждают, как правильно себя вести в природе, на улице, дома; моделируют опасные ситуации, анализируют рисунки, составляют полезные советы. | Учебник – с. 36–44; рабочая тетрадь – с. 16, 17, задания № 26–28; тестовые задания – с. 12–15, тест № 3 и работа № 3 | |
2 раздел Человек и общество (8 часов) | |||||||
11 | 2.1 | Человек – член общества | человек – общественное существо; условия благополучия общества, общественный порядок. Что даёт человеку природа. Что такое общество. Что люди делают сообща. Какими должны быть правила поведения в обществе. Что значит быть чело- веком полезным обществу. | Размышляют о человеке как части живой природы и общественном существе, о необходимости каждому члену общества трудиться, оказывать друг другу помощь в трудные минуты и в беде, о том, какую помощь обществу могут оказать сами; анализируют рисунки и делают выводы о том, кого можно назвать достойным членом общества. | Учебник – с. 46–48 | ||
12 | 2.2 | Разнообразие профессий людей | 1 | труд, профессия, мастерство; искусство, формы представления окружающей действительности (литература, театр, музыка, художественные полотна); эколог, экологическая проблема. Что такое профессия. Что человек научился делать, что изобрёл, чтобы облегчить свой труд. Чем важны профессии учителя, эколога. | Читают текст по абзацам, выделяя основную информацию, анализируют иллюстрации и «озвучивают» их (описывают работу людей разных профессий, соотносят профессию людей и место их работы); обсуждают важность профессий учитель, эколог; рассказывают о том, кем они хотели бы стать; выполняют задания в рабочей тетради, работают с разрезными карточками. | Учебник – с. 49–51; рабочая тетрадь – с. 18, 19, задания № 1–4 | |
13 | 2.3 | Как мы общаемся. Правила этикета | 1 | общительный человек, умение вести беседу; язык мимики и жестов; правила вежливого общения с людьми разного возраста, с родными и близкими людьми, с незнакомы- ми людьми. Для чего люди общаются. Какими бывают формы общения. Какого человека называют культурным, как им стать. Какие правила этикета надо соблюдать в общественных местах. | Рассуждают, для чего люди общаются, почему важно уметь правильно общаться; оценивают свои приоритеты, обсуждают, какого человека можно назвать общительным; разыгрывают по иллюстрациям сценки общения, моделируют ситуации общения по телефону, анализируют рисунки (расшифровывают жесты); обсуждают, для чего | Учебник – с. 52–62; рабочая тетрадь – с. 20, задание № 5 | |
14 | 2.4 | Физическая и духовная красота человека | 1 | физическая и духовная красота человека, нравственные ценности красивого человека, черты его характера; настроение, положительные и отрицательные эмоции, умение управлять ими. Какого человека можно назвать красивым, как им стать. Когда у человека бывает хорошее настроение, почему оно может испортиться. Влияет ли настроение на успехи в учёбе, на взаимоотношения с окружающими людьми. | Размышляют, чем красив человек, что такое физическая, духовная красота, каким бывает отношение людей к природе, друг к другу; рассуждают, как управлять отрицательными и положительными эмоциями; обсуждают, почему нужно проявлять чуткость к окружающим людям, стараться им помочь в трудную минуту; «озвучивают» картинки, объясняют, что могло стать причиной разного настроения изображённых на них детей; приводят примеры своих положительных и отрицательных эмоций; оценивают поступки ребят и свои, которые могут портить настроение родным и другим людям. | Учебник – с. 63–69; рабочая тетрадь – с. 20, 21, задания 6–10, с. 22, 23, задания № 11, 12 | |
15 | 2.5 | Друзья, их значение в жизни людей | 1 | Друг, дружба, дружный коллектив. Кого можно назвать другом. Как поступают настоящие друзья. | Размышляют о том, что нравится им в одноклассниках, друзьях, какого друга они хотели бы иметь, надо ли прощать обиды; моделируют день рождения друга; составляют и объясняют пословицы о дружбе, рассказывают о своих друзьях; анализируют содержание стихотворения, выполняют тест и оценивают его результаты. | Учебник – с. 70–73; тесто- вые задания – с. 16–18, тест № 4 | |
16 | 2.6 | Семья. Родственники | 1 | Семья, поколение, родственники, дядя, тётя, двоюродные братья и сёстры, родословная. Что такое семья. Какими бывают семьи. Кого называют родственниками. Как составить родословную семьи | Рассказывают о своих представлениях, что такое семья, проверяют свои предположения по учебному тексту, объясняют понятия, выделенные в нём жирным шрифтом; решают логические задачи, читают схему и определяют по ней имена прадедов; готовят рассказ о своей семье. | Учебник – с. 74–79; рабочая тетрадь – с. 24, задания № 13–16 | |
17 | 2.7 | Семейные заботы | 1 | Забота, обязанность, взаимопомощь; личные дела и семейные, мужские и женские. Какую семью можно назвать дружной. Какие есть обязанности у членов семьи. | Обсуждают, какими могут быть обязанности у каждого члена семьи, рассказывают о своих обязанностях; анализируют текстовую и иллюстративную информацию, делают выводы, выполняют задания в рабочей тетради; обсуждают вопросы для исследования родословной семьи, её традиций и реликвий. | Учебник – с. 80–83; рабочая тетрадь – с. 25–27, задания № 17–20 | |
18 | 2.8 | Семейные традиции | 1 | Семейная традиция, реликвия; потомственная профессия. Что такое семейные традиции, какими они могут быть. Что такое проектная работа, как её выполняют и как представляют результаты своих исследований. | Урок презентаций проектных работ «Моя семья», выполнение теста. | Учебник – с. 84–86; рабочая тетрадь – с. 28–30, задания № 21–24; тестовые задания – с. 19–21, тест № 5 | |
Раздел III. Природа вокруг тебя (29 часов) | |||||||
19 | 3.1 | Кто и как изучает природу | 1 | Наука, учёный; способы познания: наблюдения, опыт; лаборатория, приборы для наблюдений и измерений. Как человек познаёт окружающий мир. Кто такие учёные, какими способами они изучают природу. | Актуализируют свои знания и наблюдения о природе, анализируют иллюстрации и текстовую информацию; учатся ставить познавательную задачу, планировать проведение опыта; выполняют задание в рабочей тетради, обобщают изученное на уроке. | Учебник – с. 88–91; рабочая тетрадь – с. 31, задание № 1 | |
20 | 3.2 | Природные тела и явления | 1 | Явление, тело, метод наблюдения – основ- ной метод познания природы. Что учёные называют природным явлением. Какие природные явления происходят в неживой и живой природе. | Рассказывают о своих наблюдениях природных явлений, описывают природные явления (по фотографиям), про- исходящие в неживой и живой природе, соотносят их с временами года; читают схемы и конкретизируют их содержание примерами, работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради. | Учебник – с. 92–95; рабочая тетрадь – с. 31, задание № 2, с. 32, 33; задания № 3–5 | |
21 | Разнообразие облаков | 1 | Водяной пар, облако, туман, кучевые, перистые, слоистые облака. Что такое облака, из чего они состоят, как образуются. Чем туман отличается от облака, в чём их сходство. | Рассказывают о своих наблюдениях облаков, читают текст и соотносят описание облаков с их изображением на иллюстрациях; предполагают, из чего могут состоять облака, проверяют свои предположения, делают выводы; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, моделируют кучевые, перистые, слоистые облака. | Учебник – с. 96, 97; рабочая тетрадь – с. 34, 35, задания № 9–12; тестовые задания – с. 22, 23, тест № 6, работа № 4 | ||
22 | Разнообразие облаков | 1 | |||||
23 | Солнце – ближайшая к Земле звезда | 1 | Космическое тело, звезда; Солнце – ближайшая к Земле звезда. Что такое Солнце, почему оно светит и греет. Почему мы видим огромное Солнце небольшим кругом. | Размышляют, какие тела могут являться источником света и тепла, проверяют свои предположения по тексту; рассуждают о форме, размерах Солнца, как далеко оно находится от Земли; выполняют задания в рабочей тетради. | Учебник – с. 98–101; рабо- чая тетрадь – с. 36, задания № 13, 14, 16 | ||
24 | Солнце и жизнь | 1 | положительные и отрицательные действия солнечных лучей на живые организмы; правила безопасного пребывания на солнце. Какое значение имеет Солнце для природы и людей. Всегда ли Солнце оказывает положительное влияние на живую природу. Как беречься от жарких солнечных лучей. | Обсуждают значение Солнца для всего живого на Земле, рассказывают о своих наблюдениях воздействия солнечных лучей на растения, животных, человека; анализируют рисунки и составляют сове- ты по безопасному поведению под солнцем, проверяют их по учебному тексту; составляют рассказ (по желанию) о Солнце от имени биолога (врача, астронома и др.) | Учебник – с. 102–103; рабо- чая тетрадь – с. 36, задание № 15, с. 37, зада- ние № 17 | ||
25 | Звёзды и созвездия | 1 | представление о разнообразии звёзд, их цвета, расстояний до них; созвездие – уча- сток неба; невооружённый глаз и телескоп. Чем различаются звёзды. Почему они разного цвета. Почему звёзды видятся нам светящимися точка- ми. Что такое созвездие. | Рассказывают о своих наблюдениях звёзд и созвездий (Большой Медведицы); читают текст и выбирают нужную информацию для ответов на поставленные вопросы; готовят сообщение (легенду) о выбранном созвездии (по желанию). | Учебник – с. 104–108; рабо- чая тетрадь – с. 37, задание № 18, с. 38, зада- ние № 19 | ||
26 | Кометы, метеоры, метеориты | 1 | образные представления о кометах, метеорах, метеоритах. Какие космические тела называют «небесными гостями». Как часто можно их наблюдать. Чем они отличаются от звёзд. | Рассказывают о своих наблюдениях ночного неба, ставят познавательную задачу, решают её, читая текст; сравнивают космические тела, находят сходства и различия между ними; выполняют задание (аппликацию) в рабочей тетради. | Учебник (часть 1) – с. 109, 110; рабочая тет- радь – с. 38, задание № 20 | ||
27 | Земля – планета. Форма Земли | 1 | Земля – планета, холодное космическое тело шарообразной формы; космонавт, космический корабль. Чем планеты отличаются от звёзд. К каким космическим телам относится Земля, какова её форма. Когда люди окончательно убедились, что Земля имеет шарообразную форму. | Размышляют, почему слово «земля» пишется по-разному, проверяют свои предположения, читая текст; сравнивают планеты и звёзды, находят их сходства и различия; знакомятся с древними представлениями о форме Земли, с помощью простых опытов убеждаются в её шарообразности; отвечают на вопросы, выполняют задание в рабочей тетради. | Учебник (часть 2) – с. 3–7; рабочая тетрадь № 2 – с. 3, зада- ние № 1 | ||
28 | Движение Земли | 1 | глобус – модель Земли; ось Земли, экватор, Северный и Южный полюсы; сутки – период вращения Земли вокруг своей оси, год – период её обращения вокруг Солнца. Что является причиной смены дня и ночи на Земле. Почему сменяются на Земле времена года. Какой должна быть модель Земли. | Высказывают предположения, почему про- исходит смена дня и ночи на Земле, и проверяют их по тексту; убеждаются, что глобус отражает форму Земли, рассматривают наклон оси вращения; наблюдают, как происходит смена дня и очи; подбирают карточки с изображением времён года и помещают их в соответствующие места на схеме. | Учебник (часть 2) – с. 8–10; рабочая тетрадь № 2, с. 4, задания № 4–6 | ||
29 | Луна – естественный спутник Земли | 1 | Луна – естественный спутник Земли; умение наблюдать Луну. Является ли Луна источником света и тепла. Почему вид Луны меняется в течение месяца, а затем повторяется. Чем различаются Солнце и Луна. | Рассказывают о своих наблюдениях Луны, высказывают предположения, почему она не всегда видна, почему меняется её вид, излучает ли она свет и тепло; моделируют движение Луны вокруг Земли, Земли вокруг Солнца, работая в парах; проводят наблюдения за Луной (с родителя- ми). | Учебник (часть 2) – с. 11–13; рабочая тетрадь № 2 – с. 5, задания № 7–9 | ||
30 | Исследова- ния Луны. Человек на Луне | 1 | астронавт, автоматическая станция, луноход; представление о формах рельефа лун- ной поверхности. Почему на Луне видны светлые и тёмные пятна. С помощью чего и как исследуют поверхность Луны. | Знакомятся с первыми исследованиями Луны с помощью космических аппаратов, астронавтов; читают стихотворение, рассматривают иллюстрацию к нему, высказывают предположения о лунной поверхности и проверяют их по тексту, данному в рабочей тетради; обсуждают ответы на вопросы, предлагают свои аргументы; выполняют задания в рабочей тетради и творческое задание (по желанию). | Учебник (часть 2) – с. 14, 15 рабочая тетрадь № 2 – с. 6, 7, задания № 10–13 | ||
31 | Планеты, движущиеся вокруг Солнца | 1 | представление о девяти больших планетах, обращающихся вокруг Солнца, астероидах - малых планетах. Движутся ли вокруг Солнца, кроме Земли, другие планеты. Похожи ли они на Землю. Чем особенна планета Земля. | Повторяют изученное ранее о космических телах; читают текст, определяют основную мысль каждого абзаца; рассуждают о необходимости сохранить жизнь на планете Земля; работают с разрезными карточками. | Учебник (часть 2) – с. 16, 17; рабочая тетрадь – с. 8, 9, задания № 14–16 | ||
32 | Разнообра- зие космиче- ских тел. Обоб- щающий урок | 1 | проверяем усвоение следующих основных понятий: звезда, созвездие, планета, спутник планеты. Обобщаем знания по теме «Небесные тела». Проверяем умения различать и классифицировать космические тела. Анализируем, на- сколько успешно усвоили учащиеся УУД. | Выполняют тестовые задания, оценивают результаты, определяют свои пробелы, восполняют их. | Учебник (часть 1) – с. 98–110, Учеб- ник (часть 2) – с. 3–17; тестовые задания – с. 26, 27, тест № 7, с. 28, 29, работа № 5 | ||
33 | Поверх- ность Земли. Материки и океаны | 1 | наука география; карта, глобус, условные обозначения на картах (легенда карты); океан, материк, остров, полуостров. Что изучает наука география. Что называют её вторым языком. Как изображают земную поверхность на глобусе и карте. Какие два вида земной поверхности выделяют. Сколько на Земле материков и океанов. | Высказывают предположения, проверяют их по тексту учебника; учатся пользоваться условными знаками карты, добывать информацию о земной поверхности по глобусу, карте полушарий, находят материки и океаны Земли; учатся работать с круговыми диаграммами, схемами; обобщают полученные знания. | Учебник (часть 2) – с. 18–23, второй форзац Учебника (часть 1); рабочая тетрадь № 2 – с. 10, 11, задание № 17, с. 12, задание № 18 | ||
34 | Плоские и холмистые рав- нины. Овраги и борьба с ними | 1 | формы суши – равнины и горы; плоская и холмистая равнины; холм, овраг, курган; способы борьбы с оврагами. Какие формы суши преобладают на земной поверхности. Что называют равниной, какой она бывает. Что такое холм, овраг. | Читают текст, соотносят текстовую информацию с иллюстрациями, выделяют новые понятия, определяют по рисунку-схеме части холма; рассуждают о причинах появления оврагов, их вреде и мерах борьбы с ними, моделируют холмы и овраги из пластилина. | Учебник (часть 2) – с. 24–27; рабочая тетрадь № 2 – с. 12, задания № 19, 20, с. 13, задания № 21, 22 | ||
35 | Горы, их разнообразие | 1 | гора, её части (вершина, склон, подошва склона); горный хребет, высокие, средние, низкие горы, их изображение на карте; Эверест – высочайшая вершина мира, Эльбрус – высочайшая вершина Кавказских гор. Какими бывают горы. Как изображают их на карте. Как называются части горы, какими они бывают. | Ставят познавательную задачу, решают её, читая текст, соотносят текстовую информацию с иллюстрациями, обобщают полученные знания и проверяют свои выводы по учебнику; учатся работать с картой, находят географические объекты по её цветовой окраске; моделируют разные по высоте горы из бумаги, пластилина, глины. | Учебник (часть 2) – с. 28–30; рабочая тетрадь № 2 – с. 14, задания № 23, 24 | ||
36 | Горы и люди. Безопас- ное поведение в горах | 1 | горная долина, пропасть, тоннель; снежная лавина, каменная осыпь, сель, вулкан, гейзер; альпинист, правила безопасного поведения в горах. Живут ли люди в горах, чем они занимаются. Какие дороги строят в горах. Чем опасны горы. | Ставят познавательную задачу и решают её, рассматривая иллюстрации, проверяют свои предположения, читая текст; обсуждают опасности, подстерегающие человека в горах, меры предосторожности, которые надо соблюдать; оценивают отрицательное влияние деятельности людей в горной местности, экологические проблемы, возникающие в местах добычи полезных ископаемых, предлагают способы восстановления природной красоты. | Учебник (часть 2) – с. 31–34; рабочая тетрадь № 2 – с. 15, задание № 25, с. 16, задания № 26, 27 | ||
37 | Экскурсия. Формы суши родного края | 1 | умение различать разные формы суши. Наблюдение форм суши местности, в которой живём. Повторение и применение полученных знаний на практике. | Наблюдают формы суши, преобладающие в данной (в которой живут) местности, оформляют рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями и др. (по выбору). | рабочая тетрадь № 2 – с. 17, за- дание № 28 | ||
38 | Земля и её поверхность. Обобщающий урок | 1 | проверяем усвоение понятий материк, океан, гора, равнина, овраг, холм, вершина, склон, подошва (подножье); знание правил безопасного поведения в горах. Обобщаем изученное в этом разделе, проверяем усвоение основных понятий и универсальных учебных действий. | Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают свою работу, выявляют пробелы и восполняют их. | Учебник (часть 2) – с. 18– 34; тестовые за- дания – с. 30–32, тест № 8, с. 33, 34, работа № 6 | ||
39 | Вода на Земле. Океа- ны и моря. Зна- чение моря для жизни людей | 1 | Мировой океан, оке- ан, море, морская вода; экологические проблемы, связанные с деятельностью лю- дей; правила безопасного поведения на море. Что такое водо- ём. Какие водо- ёмы на Земле са- мые крупные. Ка- кая в них вода. Чем опасен океан. | Ставят познавательную задачу; сравнивают по глобусу, чего больше на земной поверхности – суши или воды, находят самые крупные моря, определяют, частью ка- ких океанов они явля- ются; выполняют опыт, моделируя морскую воду; обсуждают пра- вила безопасного по- ведения на море, эко- логические проблемы, связанные с деятельно- стью людей, сочиняют экологическую сказку о море (по желанию). | |||
40 | Вода на Земле. Океа- ны и моря. Зна- чение моря для жизни людей | 1 | Учебник (часть 2) – с. 35–38; рабочая тетрадь № 2 – с. 18, задания № 29–31, с. 19, задания № 32, 33 | ||||
41 | Прес- ные воды суши. Река, её части. Значение рек для людей | 1 | пресная вода; река – постоянный поток пресной воды; части реки – исток, приток, устье, русло; водохранилище, ка- нал, водопад, родник, наводнение, плотина, гидроэлектростанция. Какую воду на- зывают пресной. Что такое река, какие у неё есть части. Какими могут быть реки. Чем важны реки для людей, чем они опасны. | Соотносят текстовую и графическую информа- цию; составляют схему реки, объясняют проис- хождение слов «исток», «приток»; обсуждают стихийные бедствия, связанные с измене- нием водного потока реки, правила безопас- ного поведения на реке и проблемы, связанные с её загрязнением; вы- полняют проектную ра- боту (экологическое пу- тешествие по реке). | |||
42 | Прес- ные воды суши. Река, её части. Значение рек для людей | 1 | Учебник (часть 2) – с. 39–43; рабочая тетрадь № 2 – с. 20, задания № 34, 35, с. 21, 22, задания № 36–39 | ||||
43 | Озёра, пруды, болота. Байкал – жем- чужина России | 1 | естественный, искус- ственный водоёмы; озеро, пруд, болото; правила экологически грамотного и безопас- ного поведения на во- доёмах. Чем различаются пресные водоёмы. Чем озеро отли- чается от пруда, от болота. Какие озёра са- мые большие, са- мые глубокие на Земле. Где на Земле на- ходятся самые большие запасы пресной воды. | Анализируют рисун- ки, сравнивают прес- ные водоёмы, находят их сходства и разли- чия; рассуждают о зна- чении водоёмов для людей и природы; обоб- щают знания о земной поверхности, совершая мысленное путешествие по рисунку-схеме (учеб- ник, с. 47); готовят со- общение о Байкале (или о местном озере). | Учебник (часть 2) – с. 44–49; рабочая тетрадь № 2 – с. 23, 24, задания № 40–43 | ||
44 | Озёра, пруды, болота. Байкал – жем- чужина России | 1 | |||||
45 | Значение воды для всего живого на Зем- ле. Загрязнение водоёмов | 1 | питьевая вода, водо- пой, колодец, филь- трование воды; меры экономного рас- ходования питьевой воды. Какое значение имеет пресная вода для природы и человека. Много ли на Зем- ле питьевой воды, из каких источни- ков её берут. Как можно со- хранять чистоту водоёмов с питье- вой водой. | Рассуждают о значении воды для растений, жи- вотных, человека, об- суждают мировую эко- логическую проблему нехватки питьевой воды, предлагают меры её эко- номного расходования, придумывают плака- ты-памятки о бережном расходовании воды и сохранении её чистоты; обобщают изученное на уроке, обсуждают эко- логические проблемы, связанные с деятельно- стью человека, предлага- ют меры по сохранению чистоты и красоты водо- ёмов. | Учебник (часть 2) – с. 50–52; рабочая тетрадь № 2 – с. 25, задание № 44, с. 26, задание № 45 | ||
46 | Экскурсия. Водоёмы род- ного края | 1 | умение различать раз- ные виды водоёмов. Наблюдение раз- ных видов водоё- мов в своей мест- ности. Повторе- ние и применение полученных зна- ний на практике. | Наблюдают водоёмы, которые есть в дан- ной (в которой живут) местности, оформляют отчёт о своих наблюде- ниях (рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями). | рабочая тетрадь № 2 – с. 27, 28, задания № 46–49 | ||
47 | Разнообра- зие водоёмов. Обобщающий урок | 1 | проверяем усвоение понятий естествен- ный и искусствен- ный водоёмы; океан, море, река, озеро, пруд, болото, водо- хранилище, пруд, ка- нал; пресная и мор- ская (солёная) вода; части реки – ис- ток, приток, устье. Правила безопасно- го поведения на воде. Обобщаем зна- ния по теме «Во- доёмы»; прове- ряем усвоение основных поня- тий, предметных и универсальных учебных умений. | Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают свою рабо- ту, выявляют пробелы и восполняют их. | Учебник (часть 2) – с. 35– 52; тестовые за- дания – с. 35–37, тест № 9, с. 38, 39, работа № 7; рабочая тетрадь № 2 – с. 29, задание № 50 | ||
Раздел IV. Наша Родина – Россия – 10 ч. | |||||||
48 | Родина. Родной край. Россия – мно- гонациональное государство | 1 | Родина, страна, тер- ритория, россияне, национальность, ма- лая родина, родной край. Что такое Роди- на и малая роди- на. Чем отличает- ся Россия от дру- гих стран мира. Кого называ- ют гражданином России. Чем различают- ся народы разных национальностей. | Выделяют в тексте но- вые понятия, объяс- няют их; анализируют рисунок-схему, состав- ляют представление о России, рассказывают о своей малой родине; го- товят выставку нацио- нальной одежды, ис- полняют национальные танцы, песни (по жела- нию). | Учебник (часть 2) – с. 53–58; рабочая тетрадь № 2 – с. 30, задания № 1, 2 | ||
49 | Российская Фе- дерация, её госу- дарственные сим- волы | 1 | Российская Феде- рация, республика, край, область; государственная гра- ница (сухопутная, морская), армия; герб, флаг, гимн России. Как называется наше государство. Что относится к государственным символам, что они символизиру- ют. Какими могут быть границы го- сударства, кто их охраняет. | Различают симво- лы России, обсужда- ют, где и когда выве- шивают государствен- ный флаг, исполня- ют гимн, объясня- ют содержание гимна, узнают правила его прослушивания; гото- вят сообщение о госу- дарственных симво- лах (по выбору). | Учебник (часть 2) – с. 59–61, второй фор- зац Учебника; рабочая тетрадь № 2 – с. 31, задание № 3 | ||
50 | Конституция – основной закон го- сударства. Государ- ственные праздники | 1 | президент, закон, Конституция, права и обязанности граж- данина России, ре- бёнка; международный, го- сударственный, на- циональный и др. праздники. Что такое закон. Где записаны за- коны государства. Кто является гла- вой государства. Какими правами и обязанностями наделены граж- дане России. Что такое государ- ственный празд- ник. | Выделяют в тексте не- знакомые понятия и объясняют их; обсуж- дают права и обязан- ности граждан Рос- сии, в том числе и права ребёнка; знако- мятся с государствен- ными праздника- ми, международными днями охраны приро- ды, профессиональ- ными праздниками, которые отмечаются в России. | Учебник (часть 2) – с. 62–67, рабочая тетрадь № 2 – с. 31, задание № 4; тестовые задания – с. 40, 41, тест № 10 | ||
51 | Москва – сто- лица России | 1 | столица, досто- примечательность, основные истори- ческие памятни- ки Москвы, Санкт- Петербурга. Какой город яв- ляется столицей Российской Фе- дерации. Всегда ли Москва была столицей России. Чем славятся Санкт-Петербург, Москва. | Знакомятся с истори- ей государства, какие города были его сто- лицами, с их досто- примечательностями; готовят сообщение о любой достоприме- чательности Москвы (или об истории воз- никновения города). | Учебник (часть 2) – с. 68–71 | ||
52 | Российские города | 1 | город-герой, го- род воинской славы, город-миллионер; культурный, про- мышленный, торго- вый центр, кремль, герб города. Чем известны и примечательны некоторые горо- да России. За ка- кие заслуги горо- ду присваивают звание «Город- герой». Какие го- рода называют городами воин- ской славы. Как дают имена городам, что от- ражают на их гер- бах. | Выделяют инфор- мацию, связанную с городами-героями, городами воинской славы, городами- миллионерами; раз- мышляют и дела- ют вывод о том, где в давние времена стро- ились города, как за- щищались; рассма- тривают, сравнивают гербы городов, пред- полагают, чем могут заниматься его жите- ли; готовят сообще- ние о родном городе. | Учебник (часть 2) – с. 72–76; тестовые задания – с. 42, 43, работа № 8 | ||
53 | Родной город (село), его досто- примечательности | 1 | Продолжить фор- мировать умение выполнять про- ектную работу. | Выполняют задания в тестовой тетради; обсуждают, какими достопримечатель- ностями могут гор- диться городские и сельские жители, как за ними ухаживать; далее проходит пре- зентация групповых проектных работ о родном городе. | тестовые задания – с. 49, задание № 1 | ||
54 | Горожане и селяне | 1 | архитектор, небо- скрёб, сквер, парк, улица, проспект, бульвар, площадь. Кто такие архи- текторы, о чём они думают, когда проектируют го- род, какие зоны выделяют в нём. | Рассуждают, чем раз- личаются город и село, о чём дол- жен думать архи- тектор, планируя город, чем отличается; промышленная зона от жилой; находят на рисунках различия между улицей, про- спектом и бульваром; обсуждают, чем за- нимаются городские службы, как следят за чистотой городского воздуха и воды, как озеленяют город. | Учебник (часть 2) – с. 77, 78; рабочая тетрадь № 2 – с. 32, задание № 5, с. 33, задание № 6 | ||
55 | Проблемы со- временного города | 1 | отходы городского хозяйства, свалка, контейнер для сбора отходов; правила экологиче- ски грамотного по- ведения в городе и на природе. Какие службы есть в городах, чем они занима- ются. Чем опасны свал- ки отходов. Как надо соби- рать отходы, как их перерабаты- вать | Обсуждают сложность организации вывоза городских отходов, выясняют, куда их вывозят, чем опасна свалка; предлагают варианты уменьше- ния бытовых отходов, как правильно орга- низовать их сбор; вы- полняют опыт, чтобы узнать, как сортируют металлический лом. | Учебник (часть 2) – с. 79–82 | ||
56 | Наземный, водный и воздуш- ный транспорт. Проблемы загряз- нения воздуха и воды при его ис- пользовании | 1 | наземный, подзем- ный, водный, воз- душный транспорт; пассажирский, гру- зовой, специальный, общественный, лич- ный транспорт; правила безопасного поведения на транс- порте. Каким бывает наземный транс- порт, какие виды водного и воз- душного транс- порта изобрёл че- ловек. Причиной каких экологиче- ских проблем мо- жет быть город- ской транспорт, как их можно ре- шить | Обсуждают пробле- мы, связанные с раз- ными видами транс- порта; сравнивают виды транспорта, рас- пределяют их на груп- пы; составляют пра- вила безопасного по- ведения на транспор- те; обсуждают эколо- гические проблемы, связанные с назем- ным, водным и воз- душным транспортом, предлагают возмож- ные пути решения. | Учебник (часть 2) – с. 83–89; рабочая тетрадь № 2 – с. 34, 35, задания № 7–9, с. 36–38, задания № 10–15; тестовые задания – с. 46, 47, работа № 9, задания № 1–6 | ||
57 | Наземный, водный и воздуш- ный транспорт. Проблемы загряз- нения воздуха и воды при его ис- пользовании | 1 | |||||
Раздел V. Человек – творец (11 часов) | |||||||
58 | Разнообразие музеев. Экспонаты музеев | 1 | музей, экспонат му- зея; исторический, краеведческий, по- литехнический и другие музеи. Какими бывают музеи, какие экс- понаты в них хра- нятся. О чём можно узнать в музеях. Чем важна про- фессия археолог. | Закрепляют получен- ные знания, выпол- няя работу № 9 в тет- ради «Тестовые зада- ния»; актуализируют свои знания о музеях и проверяют их, ра- ботая с учебным тек- стом; выполняют за- дание в рабочей тет- ради. | Учебник (часть 2) – с. 90–93; рабочая тетрадь № 2 – с. 39, задание № 16 | ||
59 | Старинные и современные пред- меты быта и одеж- ды | 1 | быт, предметы быта (утварь); осветитель- ные приборы, пра- вила безопасного пользования ими. Какими были ста- ринные предме- ты быта, одежда и обувь, чем они отличаются от со- временных ве- щей. | Сравнивают, нахо- дят сходства и разли- чия старинных и со- временных предметов быта, одежды, обуви, светильников; обсуж- дают правила безо- пасного пользования осветительными при- борами; составляют историю осветитель- ных приборов, кото- рые были изобретены нашими предками. | Учебник (часть 2) – с. 94–96; рабочая тетрадь № 2 – с. 39, задание №17, с. 40, задание № 18 | ||
60 | Старинные и современные сред- ства письменности, счёта, связи | 1 | знаки, буквы, иеро- глифы, алфавит; арифмометр, каль- кулятор, компьютер; глашатай, гонец, почта, телеграф, те- лефон, радио, теле- визор. Как в давние вре- мена писали, счи- тали, связывались друг с другом на расстоянии. | Сравнивают совре- менные и старинные средства письменно- сти, счёта, связи, из- дание книг; готовят выставку старинных вещей и презентуют её экспонаты. | Учебник (часть 2) – с. 97–101; тестовые задания – с. 44, 45, тест № 11 | ||
61 | Мир искусства. Художественное творчество человека | 1 | художник, поэт, композитор, актёр, скульптор, клоун, музыкант, певец; театр, цирк, консер- ватория, опера, пье- са, спектакль. Что, кроме жили- ща, пищи, одеж- ды, ещё необхо- димо человеку в жизни. Что такое искус- ство, какими его видами занима- ются люди. | Рассуждают, для чего людям нужно искус- ство, какие качества нужны, чтобы им за- ниматься; обсуждают, чем интересны про- фессии художника, композитора, поэта, скульптора; читают стихи, рассматривают репродукции картин художников, где отра- жена красота природы и человека; обсуждают правила культурного поведения в театре, консерватории, цирке, при посещении вы- ставки художников. | Учебник (часть 2) – с. 102, 103; тестовые задания – с. 48–51, работа № 10 | ||
62 | Природа в про- изведениях лите- ратуры, живописи, музыки. Дополнительные ис- точники информа- ции | 1 | художественное и научное представле- ние знаний об окру- жающем мире. Какими способа- ми можно пред- ставить знания о природе, челове- ке, обществе. | Выбирают тему ис- следования (работу художника, поэта, композитора, скульп- тора, посвящённую природе) и готовят её презентацию – ко- роткое сообщение о деятеле искусства, о его произведении. | |||
63 | Красота природная и ру- котворная. Осевая симметрия | 1 | симметричный и не- симметричный пред- меты, признак сим- метрии; осевая сим- метрия, линия сим- метрии; умение оп- ределять линию сим- метрии. Какой предмет называют симме- тричным. Какую симметрию назы- вают осевой (зер- кальной). Как проверить, симметричный предмет или нет. | Рассматривают разные предметы, выделяют признаки симметрич- ного предмета и об- суждают, как его отли- чить от несимметрич- ного предмета; нахо- дят предметы с осевой симметрией, проверя- ют правильность про- ведения линии сим- метрии; наблюдают зеркальное отраже- ние предметов, узна- ют его особенности, выясняют, какое рас- положение предметов называют зеркально- симметричным. | Учебник (часть 2) – с. 104, 105; рабочая тетрадь № 2 – с. 41, 42, за- дания № 19–23, с. 43, задания № 24–26 | ||
64 | Красота природная и ру- котворная. Осевая симметрия | 1 | |||||
65 | Центральная (поворотная) и орнаментальная (переносная) виды симметрии | 1 | центральная (пово- ротная) симметрия, центр симметрии; умение различать предметы, облада- ющие центральной симметрией, нахо- дить центр симмет- рии; элемент (ячейка) пе- реноса, бордюр, ор- намент; умение находить ячейку переноса в бордюрах и орна- ментах. Как проверить, что данный пред- мет не обладает осевой симметри- ей. Как проверить, что предмет об- ладает централь- ной (поворотной) симметрией. Какой вид сим- метрии часто ис- пользуется в узо- рах одежды, пред- метов быта, укра- шениях. | В начале урока про- веряют свои знания признаков осевой симметрии, умения находить линию сим- метрии; выявляют признак центральной симметрии, убежда- ются, что повторяе- мость частей предмета происходит при пово- роте вокруг его цен- тра; находят предметы с центральной сим- метрией, определяют её центр, вырезают фигуры, обладающие центральной симме- трией; догадывают- ся о признаке пере- носной симметрии, наблюдают симмет- ричные узоры, нахо- дят ячейку переноса, рисуют узоры; обоб- щают знания о раз- ных видах симметрии, выполняют задания в рабочей тетради. | Учебник (часть 2) – с. 105, 106; рабочая тетрадь № 2 – с. 44, задания № 27–29, с. 45, зада- ния № 30–32 | ||
66 | Виды сим- метрии в изделиях людей. Экскурсия «Красота природ- ная и рукотворная» | 1 | умение целенаправ- ленно наблюдать объекты окружаю- щего мира; проверка усвоения понятий и умений: симметрич- ный и несимметрич- ный предмет, осе- вая, центральная, переносная виды симметрии; умение изображать предме- ты, обладающие сим- метрией, проводить линии симметрии. Почему люди ис- пользуют симмет- рию в своих из- делиях. Наблю- дение природных и рукотворных объектов с целью оценки их красо- ты и гармонии, творческих спо- собностей чело- века. Проверка усвоения знаний по разделу «Сим- метрия». | Рассуждают, где не- обходима симмет- рия, где ею можно пренебречь. Выпол- няют разные тесто- вые задания, оцени- вают свою работу и восполняют пробелы. Фотографируют при- мечательные расте- ния, здания, решётки оград, мосты и др. | Учебник (часть 2) – с. 107–109; тетрадь для тестовых заданий – с. 52, 53, работа № 11 | ||
67 | Виды сим- метрии в изделиях людей. Экскурсия «Красота природ- ная и рукотворная» | 1 | |||||
68 | Контрольный урок. Что узнали, чему научились во 2 классе | 1 | знания объектов жи- вой и неживой при- роды, изделий чело- века; умение разли- чать тела и явления живой и неживой природы. Проверяем пред- метные знания и умения работать с текстовой и гра- фической инфор- мацией, умение оценивать свои успехи в учёбе | Читают текст, выби- рают нужную инфор- мацию, отвечая на вопросы; выбирают дополнительные во- просы и отвечают на них; в рабочей тетра- ди оценивают свои успехи за год. | тестовые задания – с. 54–56; рабочая тетрадь № 2 – с. 46 |
Планируемые образовательные результаты
В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»:
-положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
-готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
-понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
-осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
-умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
-навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
-осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;
-понимание важности здорового образа жизни;
-стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
-зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
-стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
-эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
-осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
-организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)
-принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
-планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
-действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
-контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
-оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
-оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
-ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
-проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
-адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
-осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
-осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
-понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
-применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
-подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
-наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
-использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
-осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме;
-сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
-обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
-дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
-осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
-оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
-планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
-проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
-уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
-участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты
Выпускник начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») научится:
-различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звёзда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
-приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
-описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);
-сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;
-различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;
-различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины) виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;
-характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
-использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);
-находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;
-объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
-находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, -участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
-вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
-выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
-использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;
-исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
-измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;
-выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).
-рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;
-вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
-объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;
-готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных;
-обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);
-ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
-моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);
-участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и собственных вариантов), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.
В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» выпускник научится:
-воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;
-ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
-рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;
-использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;
-узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;
-находить на карте Российскую Федерацию, её столицу город Москву, свой регион и его административный центр; показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;
-понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; -описывать (пересказывать) изученные события из истории России;
-готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;
- рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;
-объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;
различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;
-рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).
-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
-соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;
-заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;
-различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
-составлять родословную своей семьи;
-объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;
-рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);
-находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;
-использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;
-моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.
В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:
-осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
-оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
-соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
-соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
-объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
-составлять и выполнять режим дня.
-сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
-следовать правилам здорового образа жизни;
-соблюдать правила противопожарной безопасности;
-оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).
Нормы оценок(см. систему оценки )
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
УЧЕБНИКИ: Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
- Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век»,2013 г.
- Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Тестовые задания, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2014 г.
ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
- Поглазова О. Т. Программы для 1–4 классов, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2013 г.
- Поглазова О.Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.
Материально-техническое обеспечение
Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Математика» в частности.
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);
2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы);
3) оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.);
Печатные и другие пособия.
Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественнонаучного, обществоведческого, исторического содержания (по возможности), видеофильмы, звукозаписи.
В соответствии с содержанием желательно иметь:
– географические (карта полушарий, карту России, края) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
– рельефные модели равнины, холма, оврага;
– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
– муляжи грибов, фруктов и овощей;
– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);-термометр;
– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин, (гипс), глину, песок, цветную бумагу клей и ножницы с тупыми концами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/14/picture-59282.jpg)
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" Окружающий мир Кавылина Надежда Васильевна
Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 68 часов в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/30/picture-1070776-1540914346.jpg)
Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века
Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2018
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/20/picture-701740-1448023181.jpg)
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/30/picture-980501-1512065410.jpg)
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/30/picture-980501-1512065410.jpg)
Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/30/picture-980501-1512065410.jpg)
Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....