проектная работа
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Проект "Наш край". Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_kray-_proekt.docx | 32.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Спасская СОШ
«Согласовано» «Утверждаю»
зам. директора по ВР директор школы
___Козлова Е. А. _____Чавкина В. Н.
________ 2014 г. Приказ №___ от________ 2014
« Наш край »
(проектная деятельность)
для учащихся начальной школы.
Руководитель: Митрякова Татьяна Александровна.
2014 – 2015 уч.год
1.Тема проекта: « Наш край »
2. АКТУАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗУЕМОГО ПРОЕКТА
2.1. Актуальность для нашей школы.
В «Концепции модернизации российского образования» перед школой была поставлена задача: создать условия доступа всех учащихся «к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями». Предпосылкой для создания Программы по краеведению стало отсутствие в Федеральных Государственных образовательных стандартах в рамках базисного учебного плана подобной учебной дисциплины, нет разработок аналогичных учебных программ для начальной школы федерального и местного значения.
Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом». «наш край».
2.2. Актуальность для общества.
Как же возникла идея создания такого проекта?
Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Наш край не может похвастаться многовековой историей. Но всегда, отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём «Малой родиной».
Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время.
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА:
Можно ли через изучение своего РОДНОГО КРАЯ, воспитать чувство гражданственности и патриотизма.
В своей практике учителя часто сталкиваются со следующими проблемами:
- отсутствие доступной информации по истории своего края;
- отсутствие у учеников навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;
- слабое умение представить окружающим полученные знания.
3. Цели и задачи проекта
3.1. Цель проекта:
- воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, село, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.
- воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании с.Спасского..
3.2. Задачи проекта:
- ознакомление учащихся с историческим прошлым и современной жизнью родного села..
- развитие гражданских качеств личности младшего школьника; его патриотического отношения к России и своему краю; формирование личностно-ценностного отношения и побуждение деятельной любви к родному месту проживания.
- укрепление родственных и семейных связей через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни.
- профессиональная ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.
- овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией.
- ознакомление учащихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: учащиеся 4 «б» класса МБОУ Спасская СОШ , родители.
ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: СЕНТЯБРЬ 2014 ГОДА – МАЙ 2015 ГОДА.
ВИД ПРОЕКТА: ТВОРЧЕСКИЙ, ДОЛГОСРОЧНЫЙ, СЕМЕЙНО-ГРУППОВОЙ.
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: творческая, поисковая, исследовательская.
СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА: культурологический, лингвистический, краеведческий.
ФОРМА ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- фотографии, рисунки, поделки
- презентации
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ: районная и школьная библиотеки, интернет, школьный музей, архивные материалы школы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Для учеников:
- ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;
- самореализация.
Для педагога:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- личностный и профессиональный рост;
- самореализация.
Для родителей.
- повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами:
1) Принцип развития – отражает четкую ориентацию на развитие личности.
2) Принцип дифференциации и индивидуализации – предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
3) Принцип диалогического общения – отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
4) Принцип доступности – предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
5) Принцип системности – достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- Познавательные занятия, экскурсии;
- Продуктивная деятельность;
- Фотовыставки и выставки рисунков и поделок.
Деятельность участников проекта на различных этапах
№ п/п | Этапы | Задачи | Деятельность учащегося и родителей | Деятельность педагога |
1. | Подготовительный | Определение темы, уточнение цели, определение сроков проекта, формирование семейных групп для участия в проекте, определение источников информации. | Уточнение информации; Обсуждение задания. Выбор и обоснование критериев успеха. | Мотивация учащихся и родителей; обсуждение цели проекта на заседании круглого стола с родителями. Помощь по просьбам; наблюдение. |
2. | Выполнение | Выполнение работ, раскрывающих идеи проекта | Сбор информации: посещение библиотек, изучение литературы по данной проблеме, просмотр в/ф, беседы со взрослыми, Интернет, экскурсионная деятельность.Выполнение работ; оформление, словотворчество . «Наш край» Конкурс рисунков и семейных поделок, фотоматериал « Моя малая родина". | Проведение тематических занятий, индивидуальных бесед: о малой родине с.Спасское. Наблюдение; Советы. |
3. | Рефлексия | Подведение итогов работы над проектом. | Обсуждение перспективы развития проекта (создание банка данных «Наш край» с целью дальнейшего использования). | Благодарность за работу в проекте. |
4. ПЛАН – ГРАФИК ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Название и содержание деятельности |
|
1. Проектировочный этап. Основная деятельность – социальное проектирование | |
| |
| |
| |
| |
2. Этап активного социально-значимого взаимодействия с внешними партнерами. Основная деятельность – исследовательская | |
2.1. Классный час «Край родной – навек любимый» 1. Приглашение почетных гостей – старейших жителей с.Спасское 2. «День села» - фото. 3. Рефлексивный отчет учащихся – беседа «За что я люблю свой край?» | |
2.2. Защита индивидуальных проектов «Горжусь тобой мой край родной!» 1. Подготовка индивидуальных проектов 2. Презентация проектов 3. Обсуждение представленных проектов | |
2.3. Выпуск стенгазеты «Путешествие по родному селу» 1. Принятие решения – узнать, как можно больше о своей малой родине. 2. Экскурсия по селу. 3. Фотографирование. | |
2.4. Выставка рисунков «Любимый край» 1. Изготовление рисунков 2. Оформление выставки рисунков. | |
2.5. Оформление папки «Край родной навек любимый» 1. Сбор материала о знаменитых людях с.Спасское 3. Проведение беседы по собранному материалу. | |
2.6. Социологический опрос «Что для Вас значат слова «Малая Родина»? 1. Выбор фотокорреспондентов 2. Выбор интервьюеров 3. Опрос жителей с.Спасское. | |
2.7. Классный час «Традиции малой родины» 1. Игра «Калейдоскоп народных традиций» 2. Изготовление дерева Дружбы и наклеивание на него листочков с личными пожеланиями учащихся. | |
2. 8. Викторина « Край родной на век любимый» 1. Подбор вопросов для викторины. 2. Подведение итогов, выявление победителей. | |
2.9. Выпуск презентации «Путешествие по родному краю» 1. Деление на группы: редколлегия, фотографы, литераторы. 2. Подбор материалов для создания презентации (фото, стихи) 3. Показ презентации на школьной краеведческой конференции. | |
2.10 .Историческое прошлое с.Спасское. 1. Сбор материала об истории с..Спасское . . 2. Опрос жителей с.Спасское - «Каким было село раньше?» 3. Подготовка доклада на школьную краеведческую конференцию. | |
2.11. Литературный конкурс « Слово поэтам» 1. Встреча с местными поэтами и прозаиками.(Жуков А.В.) 2. Написание сочинений: рассказ, сказка, стихи. 3. Символика с.Спасское (презентация)
| |
2.12 Воинская слава наших земляков 1. Классный час: «с.Спасское в годы Великой Отечественной войны». 2. Исследовательская деятельность: «История памятника Неизвестному солдату» 3. День защитника Отечества. Устный журнал: «Ребята нашего села на защите своей Родины» 4. Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы». | |
2.13 Фотоконкурс «В селе виднее природа и люди» 1. Подготовка фотографий. 2. Оформление фото выставки. 3. Презентация «Улицы с.Спасского» | |
2.14 Трудовые десанты «Чистота моего села.» 1. Уборка школьной территории 2.Трудовой десант у памятника Неизвестному солдату ( по сезонам) 3.Чистота моего двора. 4. Выращивание рассады цветочных растений. | |
3. Школьная краеведческая конференция «Милая моя родина» 1. Подготовка материалов 2. Выступление с презентацией «Горжусь тобой мой край родной!» 3. Выступление по проекту: « С.Спасское в 20-21 веках» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа, 2 класс, начало работы.
Проектная работа, 2 класс, начало работы....
Методы коллективной работы на уроке в начальной школе. Проектная работа на уроке окружающий мир тема "Осенние листья"
Фотоматериал .....
Проектная работа в урочной и внеурочной работе младших школьников
Поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и ...
Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....
"Технологии коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи". Проектная работа.
В данном проекте представлена технология, состоящая из комплексов упражнений по формированию и развитию моторных функций. Она включает в себя традиционные и нетрадиционные приёмы коррекционного воздей...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...
Проектная работа «Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»
Конкурсная проектная работа«Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»....