Берёза - символ Родины моей
проект по окружающему миру (2 класс) на тему
проект по теме "Берёза - символ Родины моей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_beryoza_simvol_rodiny_moey.doc | 747 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное казённое общеобразовательное учреждение
Свердловской области
«Сухоложская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Проект
Берёза-символ Родины моей
Выполнили:
учащиеся 2 класса
родители
Руководители проекта:
Кожемякина В.С.
Казанцева С.Н.
Актуальность темы Известно, что березы растут во многих странах мира, но не в
одной из них к этим стройным белоствольным деревьям не
относятся с таким теплом, с такой любовью, как в России. Повелось это еще со времён глухой старины. Березка мила душе русского человека, о ней пишут стихи, песни,
сказки, загадки. Спросите любого русского человека, есть ли в России дерево, которому поэты посвятили бы столько стихов, а народ – песен? Какое дерево можно смело назвать символом России? Мы уверены, почти единогласным будет ответ – береза! Для русского человека нет дерева милее и роднее. И, наверное, не только потому, что она растет в нашей стране повсюду, от Заполярья до южных границ. Возможно, потому, что она вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе?
Цель: показать, что берёза считается символом и гордостью русского народа, что она является олицетворением нашей Родины, что берёза и Россия - эти два понятия неразделимы.
Задачи исследования:
1. Через научную информацию выяснить происхождение и значение слова «берёза»; определить классификацию видов берёз; раскрыть её «секреты и тайны»; выявить, чем одаривает она человека.
2. Через поисковую работу показать, как бесконечно благодарный человек относится к берёзе.
Гипотеза исследования:
Действительно ли берёзу можно считать символом России ?
Этапы работы над проектом
- Выбор темы
- Распределение по группам
- Выбор проекта
- Сбор информации
- Реализация проектов
- Презентация (защита проектов)
1.Выбор темы
Прежде чем отправиться на экскурсию в городской парк мы побеседовали с учителем на тему:
«Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»
Цель: Выяснить, что мы знаем о деревьях и в частности о берёзе.
Обсуждаемые вопросы:
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые? Почему вы так считаете?
4. Кто сажает деревья? Для чего?
5. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?
6. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?
7. Как можно определить возраст берёзы?
8. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
9. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть?
Образ берёзы окружает нас повсюду. Берёзки растут у нас в лесу, на улицах, в парках нашего города, на территории больниц на экскурсии мы подсчитали что на территории д\больницы растёт __51____ берёза, о берёзах слагаются стихи. Люди, уехавшие в другие страны, скучают именно по берёзкам. А почему? Чем важна берёза для человека? Почему она занимает такое важное место в нашей жизни? Чем помогает берёза человеку? На все эти вопросы нам бы очень хотелось найти ответ и доказать, что берёза – одно из самых лучших растений в мире.
Мы решили разработать проект «Берёза – символ Родины моей».
2. Распределение по группам
Мы разделились на сектора:
Художники: Бурцев Илья, Кустиков Влад
Литераторы: Красносвободцев Егор, Нохрин Илья
Географы: Корешков Сергей, Павлов Даниил, Маленков Коля, Ершов Миша, Прошин Вениамин, Камаев Никита
Технологи: Вершинин Кирилл, Харитонова Наташа
Для написания отчета были использованы возможности текстового редактора WORD. Итоговый материал представлен также в виде презентации, выполненной в редакторе Power Point. Иллюстративный материал для презентации был собран в сети Интернет и через сканирование нарисованных иллюстраций.
3.Выбор проекта. Мы решили выполнить исследовательский проект.
Вопросы, на которые нам хотелось бы ответить в своем
исследовании:
Почему берёза является символом России?
Откуда пришло название дерева?
Какие виды берёзы существуют в мире?
Значение берёзы в культурном наследии человека.
4. Сбор информации и реализация проекта.
См. матрицу проекта
См.таблицу «Взаимодействия педагога и учащегося»
Матрица проекта
Название проекта | «Берёза – символ Родины моей!» | ||||||
Этапы работы
| Конечный продукт | Действия | Роли | Необходимые материалы | Источники информации | Привлечение помощников | |
В школе | Вне школы | ||||||
1. Подготовитель ный этап | Собрание материала и информации по теме | Классификация и обработка материала | Поиск информации | Географы | Книги, альбом. листы, фломастеры, карандаши, краски | Книги, энциклопедии, интернет | Родители в качестве источника информации |
2. Основной этап | Рисунки берёзы, поделки. Сочинение рассказов, загадок, стихов о русской берёзке | Знакомство с разными видами берёз | Выбор материала об описание берёзы Сочинение загадок, стихов, рассказов о берёзе | Литераторы Художники Технологи | Бумага, краски, карандаши, фанера, гвозди, кисточки, книги, журналы, глобус или карта. | Книги, беседы с родителями, учителями | Родители, библиотекари |
3. Заключительный этап | Коллаж »Берёза – символ Родины моей» | Составление коллажа Работа детей Презентация своей страницы | Подготовка материалов презентации | Учитель-помощник, дети - мастера | Листы бумаги, краски, цветные карандаши, мультимедийный проектор, ноутбук | Интернет | Родственники в качестве зрителей |
Взаимодействия педагога и уч-ся
Роли и позиции участников | ФИО | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Продукт деятельности (результат) | Формируемые УУД | |
Художники Технологи | Бурцев Илья Кустиков Влад Вершинин Кирилл Харитонова Наташа | Определение темы Высказывание предложений | Делают зарисовки берёзы, оформляют выставку работ | Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта | ||
Литераторы | Красносвободцев Егор, Нохрин Илья | Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации. | Оформление стихов, рассказов о берёзе | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний | ||
Географы | Корешков Сергей, Павлов Даниил, Маленков Коля, Ершов Миша, Прошин Вениамин, Камаев Никита | Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации. Определение основных методов: -прочитать в книге; -понаблюдать; -посмотреть в компьютере; | Выдвижение идей, высказывание предложений, определение сроков работы (поэтапно). | Выступление учащихся, оформление докладов, сообщений | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и оценке альтернативных способов разрешения и его реализация |
5. Реализация проекта:
Отчёт творческих групп
Географы предоставили материал:
- откуда пришло слово берёза
А откуда же слово «берёза» пришло к нам, в Россию? Может быть, это исконно русское слово? Сколько ему лет? Оказалось, что русское слово "береза" очень древнее. В индоевропейских языках это слово было прилагательным и значило "светлый" и "белый". По-видимому, оно является общим не только для всех славянских, но и для многих индоевропейских языков и восходит к понятию "белый" (по необыкновенному цвету коры дерева).
Наша белоствольная береза – единственная в мире растений, с белым стволом. Ярко-белый цвет ее коре придает органический краситель бетулин. Любопытно, что береста ее состоит из клеток, так тесно спаянных между собой, что они образуют прочный, почти пробковый слой, непроницаемый для воды и газов.
Часто спрашивают, отчего на березе черные черточки? Научное название их "чечевички". Это специальные отдушины, через которые летом к внутренним тканям ствола проходит воздух. Без чечевичек дерево буквально задохнулось бы.
Березы, березы... Вы всегда бескорыстно и надежно дружите с людьми. В глубокой древности вы пришли в их жилища, в далекие времена были для них источником тепла и света – самой светлой лучиной, самыми жаркими дровами в печи. В Древней Руси служили для написания письма берестяные грамоты, летописи.
2. о разных видах берёз:
Береза - наиболее распространенная древесная порода Северного полушария. В роду около 120 видов по всему северному полушарию, из них в России - 40 видов. Березы вырастают до 30 -45 м высотой. Существуют и карликовые березы. Кора березы обычно гладкая, покрытая слоем пробковой ткани, бересты, отслаивающаяся тонкими пластинками, чаще белая, желтоватая или розоватая, у некоторых видов серая, коричневая и даже черная. Предельный возраст большинства берез не превышает 100—120 лет, у березы желтой — 150 лет, отдельные деревья достигают возраста 300 лет. Большинство берёз морозостойки, за исключением гималайско-китайских, некоторых японских и американской черной березы, которые требовательны к теплу.
Береза бородавчатая, или повислая.
Дерево до 20 м высотой, с ажурной, неправильной кроной и гладкой, белой, отслаивающейся корой. У взрослых деревьев нижняя часть ствола покрыта мощной черноватой коркой, с глубокими трещинами. Этим она отличается от большинства белоствольных берез. Ветви большей частью повислые, молодые побеги бородавчатые. Распространена по всей европейской части России и за Уралом до реки Обь.
Береза карельская.
Дерево, имеющее шесть форм роста - от стелющейся до прямоствольной. Охраняется в заповедниках. Встречается в пределах ареала основного вида от Белоруссии и севернее её . В дендрарии деревья достигают высоты от 4 м до 18 м.
Береза бумажная.
Растет в восточных и центральных районах Северной Америки, во всех типах леса, на болотах и по долинам рек. Мощное дерево до 30 м высотой, с широкой плотной кроной. Кора ствола ярко-белая, у молодых деревьев — розоватая, легко шелушится листообразными, поперечными полосками. Свое название “бумажная” получила за белизну коры.
Береза вишневая.
Очень декоративный североамериканский вид. Растет по горам в смеси с другими лиственными породами. Дерево до 25 м высотой, в молодости с пирамидальной кроной. Взрослые растения — с округлой, со свисающими веточками. Кора ствола темная, вишнево-красная (отсюда и название “вишневая”).
Береза даурская, или черная.
Растет по всему Дальнему Востоку, в Монголии, Северном Китае, Японии, Корее. Считается индикатором пригодности почвы для земледелия. Охраняется в заповедниках. Дерево до 25 м высотой с широко раскидистой, ажурной кроной. Легко отличается от других видов оригинальной корой: у молодых деревьев она розоватая или даже чуть красноватая, у старых — темно-серая, иногда даже черно-бурая, растрескивающаяся вдоль.
Береза пушистая
Растет в Европе, Западной Сибири, Казахстане. Охраняется в заповедниках.
Растет по сыроватым лесам, окраинам болот, берегам озер. Дерево до 15 м высотой, с чисто-белым стволом, не образующим в основании темную корку; с широковетвистой, яйцевидной кроной, образованной вверх направленными ветвями. Кора молодых ветвей гладкая, красновато-бурая, позже чисто-белая.
Береза ребристая, или дальневосточная.
Одна из отличительных особенностей этого вида —теневыносливость. Молодые растения могут развиваться только в тени. Лохматый ствол, покрытый блестящей светло-желтой корой, своеобразная форма кроны придают ей оригинальный вид в течение всего года. Житель Китая и Северной Кореи.
Береза шерстистая.
Представитель горных склонов, прогалин, осветленных мест темнохвойных лесов субальпийского пояса Восточной Сибири, Дальнего Востока и Кореи. Совершенно непохожее на наши березы дерево, до 15 м высотой. Примечательным является наличие пушка на молодых веточках, а также шерстистые почки.
Береза Эрмана, или каменная.
Распространена на Камчатке, Сахалине, побережье Охотского моря, Курилах, Японии. Охраняется в заповедниках. Растет в горных лесах. Дерево до 15 м высотой, с широко раскидистой кроной. Кора ствола разнообразно растрескивающаяся, темно-серого, буроватого, каштаново-серого или желто-серого цвета, часто висящая на стволах и ветвях лохмотьями.
3.о народных праздниках с участием берёзы:
Береза просыпается первой. Она - символ расцветающей природы, ее красоты. В России верили, что береза спасает от колдовства, особенно чудодейственными считались березовые украшения, сделанные на Троицу.
Как у нас в году три праздника,
Первый праздник - семик честной,
Другой праздник - Троицын день,
А третий праздник - купальница.
Народный праздник семик приходится на четверг, на седьмой неделе после Пасхи, за два дня до Троицы. В этот день убирают дома березками, усыпают пол травою. В народных праздниках зеленые ветви, травы, цветы - символ вечно обновляющегося мира. Празднование семика обыкновенно происходило в лесах.
Наготовив пирогов, квасу, вареных яиц и другого угощенья, шли в лес, где складывали все под березу. В лесу березки украшали, завивали на ветвях венки, заплетали березке косы лентами; связывали верхушки двух березок, чтобы образовать ворота, перевязывали концы деревьев кольцами, сплетали березовые верхушки с травой, пригнув березу к земле. Венок, образованный ветвями, представлял собой магический круг.
В Троицын день приходили снова в тот же лес развивать свои венки. Девушки следили за венками, завитыми на березе: если венок сох, роняли его с головы в речку и смотрели, куда он поплывет.
А где венок пристанет, с той стороны и быть жениху. Чей венок принесется водою первым к берегу, та прежде своих подруг и выйдет замуж; если венок на одном месте - не выйдет, если венок потонет - плохо, смерть.
4.о целительных свойствах растений
Человек и берёза – друзья.
Береза - это не только красивый символ, но и настоящее дерево-целитель. В лечебных целях используются кора, листья и почки. В растении присутствуют деготь и смола.
С приходом весны из пазушных березовых почек выделяются смолистые ароматные капельки, еще в Древней Греции получившие название «слез», которые привлекают пчел. Они используют их для выработки прополиса. Почки собирают ранней весной в период набухания, но обязательно до распускания листьев. Хранят их в бумажных пакетах в течение двух лет. Используют при сердечно – сосудистых заболеваниях.
Установлено, что на листьях березы быстрее, чем на других растениях, погибают болезнетворные микроорганизмы. Наружно листья березы используют для согревающих компрессов и припарок при артритах, ревматизме, при лечении экзем, лишаев. Настой из листьев березы пьют при отеках. Березовый сок - бесцветная, сладковатая жидкость, не имеющая запаха, содержит глюкозу и фруктозу, витамин С, соли кальция, натрия, меди, железа, органические кислоты, ферменты и другие полезные вещества. Сок можно пить при ревматизме и отеках, а в качестве наружного средства использовать при кожных заболеваниях.
Сценка 1
Врач: Следующий. (Входит больная, кашляя и чихая)
Вас слушаю.
На что есть жалобы, больная?
Больная: (сквозь кашель):
Удушье, доктор, видно, доконает.
И кашель напрочь одолел!
Бронхит до смерти надоел!
Врач: Мне эти жалобы знакомы.
У вас и астмы все симптомы. (Больная приходит в ужас).
Врач: Да не рыдайте, дайте срок –
Болезни лечит из березы сок. (Достает бутылочку с соком.)
Примите ложечку-другую. (Больная принимает лекарство.)
Ну что? Я верно вам толкую?
Больная: Да, белый свет я увидала!
Не кашляю! Свободно задышала!
Спасибо, доктор, побегу.
Теперь и прыгать я могу! (Убегает).
Врач: У кого удушье, астма,
В горле боль или отек,
Пейте чудное лекарство –
Из березы русской сок!
А русская баня с её щедрым жаром! Березовый веник – символ, страж чистоты, хорошее лекарственное средство. Листья у березового веника широкие, мягкие; хорошо запаренный, он выделяет эфирные масла и другие целебные вещества, благотворно действует на кожу человека.
Сценка («Дед, баба и русская баня»)
Вед: Домик на горе стоит
Из трубы дымок валит
Веник дед сломал большой,
Будет париться с душой!
Не из клена, не из дуба,
А с березы возле клуба
Наломал охапок пять,
Будет в бане чем махать.
Старуха:
Баня топится с обеда!
Парься лучше дорогой,
Будешь вечно молодой!
(Дед уходит с веником за декорацию «париться»)
Ведущий:
Долго дедушка пыхтел,
Выходить он не хотел!
Так прошел один часок,
Перестал валить дымок.
Смотрит бабка-перед ней
Королевич Елисей!
(Из «бани» выходит «помолодевший» дед)
Старуха: (с волнением)
Где мой дед! Скажи на милость!
Что со старым приключилось?
Дед:
Ты, старуха, глаз раскрой,
Пред тобой же дед родной!
Здесь во всем он виноват! (показывает на веник.)
(старуха подхватывает веник, исчезает в «бане»)
Дед:
Вы не пожалеете!
Хором дед и баба:
Лет на 20 сразу с ними
Вы помолодеете!
(На сцене появляется «молодая» старуха. Они вместе с дедом пляшут и поют.)
Рецепт заготовки веников
Заготавливать их лучше в середине июня, когда лист в соку, пахуч и обладает целебным свойством. Но только после Троицы
Нельзя заготавливать веники в сырую погоду – лист потемнеет и быстро опадет.
Литераторы провели исследование «Образ берёзы в поэзии»:
Нет дерева в России, которому так повезло бы и в фольклоре, и в литературе, и в музыке. Нет на свете дерева более белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как только что выпавший снег. Мы подобрали стихи - описание берёзы в творчестве поэтов и составили кластеры.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром. Сергей Есенин
Рады, рады, рады
Светлые берёзы
И на них от радости
Вырастают розы Корней Чуковский
И ныне березка – постоянный спутник человека. Береза – одно из распространенных деревьев Северного полушария, но только в северной и средней полосе России (да еще в Белоруссии) растет береза чистыми сплошными рощами, которые называются березняками. Поэтому и называют березку русским деревом. Какие добрые, красивые чувства рождает в душе русская березка, как хороша она в любое время года. Её скромная красота вдохновила и нас, мы тоже посвятили березке свои сочинения.
Дети зачитывают свои сочинения о березке.
Художники провели исследование «Образ берёзы в
творчестве художников»:
Русскую березку запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов. Писатель В.Гаршин, глядя на картину А.Саврасова «Грачи прилетели», сказал: «Я назвал эту картину «Чувство Родины»». И, действительно, когда вы смотрите на это полотно, то испытываете до боли пронизывающее вас чувство слитности со своим Отечеством. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие березки – все это такое знакомое и такое родное. И эта удивительная картина рождает любовь к Родине, России. ( показ картины А. Саврасова «Грачи прилетели»).
Россия, сторонка веселая,
Дорогой бежит проселочной,
Тонкой березкой качается,
В светлых дождях купается!
Перед картиной «Березовая роща» А. Куинджи испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в березовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зеленокудрые, тихие и молчаливые березки.
(показ картины А. Куинджи «Березовая роща»).
На полянке, на пригорке,
Под окном среди полей
Белокорые березы –
Символ Родины моей.
Ты так мила мне, до любой росинки, В твоих просторах дремлет тишина. Березовая русская Россия – Ромашковая добрая страна!
Для защиты проекта «Рисуем русскую березку» мы подготовили выставку картин «Вечно жить березовым рощам», на которой представлены работы учащихся.
Для этой выставки картин
Трудился вовсе не один –
Наш класс проект готовил:
Трудились много дней подряд,
Плечом к плечу трудились рядом,
Помочь друг другу были рады.
Художники организовали выставку работ
«Во поле берёзка стояла»
Технологи выяснили особенности бересты
У каждого народа, населяющего Россию, сложились давние самобытные традиции изготовления предметов быта из местных природных материалов. Береста - это верхний слой березовой коры, белый снаружи и золотисто-желтый изнутри. Береста - это удивительно пластичный и теплый материал. Недаром на Руси она была незаменима при изготовлении разных хозяйственно-бытовых предметов.
Из бересты наши предки делали крыши домов, предметы бытовой утвари (корзины, кошели), лапти, игрушки для детей. Использовали ее и как бумагу, о чем свидетельствуют берестяные грамоты, найденные в большом количестве в Новгороде.
Прежде чем заняться изготовлением изделий из бересты, надо, научиться определять вид березы, которая даёт наилучшую бересту.
Береза является представительницей лиственных пород деревьев. Из сорока видов берез, растущих в России, только береза пушистая или ее гибридные формы с березой бородавчатой могут служить источником получения бересты, пригодной для изготовления изделий.
Подведение итогов исследования:
Рассказы детей об участие в проекте
В ходе работы над проектом было рассмотрено 10 видов берёз.
Мы узнали о внешних отличиях одного вида берёзы от другого. Также увидели, что разные виды берёз для хорошего роста требуют свои климатические условия: одним нужно солнце, другим – тень. Одним нужна влага, другие неприхотливо относятся к морозам.
Мы поняли, почему берёза является символом России. Ведь с самых древних пор люди пользовались древесиной, листьями, почкой, соком, корой берёзы. Они использовали компоненты берёзы в лечебных целях, при строительстве, изготовлении предметов и дизайне. А так как берёза растёт по всей территории России в больших количествах, люди без особого труда могли добывать её дары.
Кроме того, берёза имеет корни в древней религии русского народа, в его верованиях. Работа над проектом позволила нам расширить свои знания не только о берёзе, но и об истории своей страны.
6 Презентация. Защита проека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника "Береза - символ Родины моей"
Этот праздник стал итогом большой исследовательской работы учеников 4 класса по теме "Мое любимое дерево"...
классный час "Русская береза - символ Родины моей"
Классный час направлен на формирование гражданско - патриотической позиции детей. Форма проведения: праздник....
Классный час "«Русские берёзы- символ Родины»
Цель классного часа: ознакомление учащихся со значением и применением русских берёз в старину, в настоящее время, воспитание патриотизма, любви к родному краю....
Проектная работа "Берёзка - символ Родины моей"
Урок защиты проектов, на котором был представлен итог долгосрочной работы по теме: «Берёзка – символ Родины моей»...
Проект "Берёза - символ Родины моей"
Воспитателем, учениками и родителями была проведена совместная работа над проектом «Берёза-символ родины моей».Учащиеся изучили множество художественной и публицистической литературы о бер...
Классный час "Берёза-символ Родины моей"
Классный час в начальной школе "Берёза-символ Родины моей"...
«Берёза – символ Родины моей»
«Берёза – символ Родины моей» - это праздник,сценарий защиты проекта. Результат проекта: разработка сценария защиты проекта, мини-энциклопедия «Всё о берёзе». Это интересное ...