Урок по теме "Полезные ископаемые"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

•        Даtn представление учащимся о полезных ископаемых, расширяет представления об использовании их, формирует умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, знакомит с полезными ископаемыми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_poleznye_iskopaemye_3_klass.docx777.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: ''Полезные ископаемые''

  1. 3класс

Учитель: Норина Тамара Александровна , высшая квалификационная категория

Дата проведения: 17.03.2014г

Цели: Развитие умений учащихся привлекать имеющиеся знания и личный опыт, выполнять практическую работу, обсуждать проблему, высказывать оценочные суждения.

Задачи:

•        Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, познакомить с полезными ископаемыми.

•        Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

•        Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Планируемые результаты: Учащиеся систематизируют и углубляют знания о полезных ископаемых.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент  

- Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

  1. Проверка домашнего задания (тест)

На прошлом уроке мы с вами изучили тему три кита экономики. Сегодня на уроке мы закрепим знания по этой теме.

   1. Три кита экономики – это:

А) транспорт                                        Г) капитал

Б) строительство                                 Д) труд

В) природные богатства

2. К природным богатствам относятся:

        А) одежда и обувь                         В) полезные ископаемые

       Б) игрушки                               Г) книги

3. К капиталу относятся:

        А) ферма                В) железные дороги

        Б) вода                                  Г) станки

4. К природным богатствам не  относятся:

        А) воздух                           В) почва

        Б) вода                             Г) завод

5. В каком утверждении содержится ошибка?

А) Физическим трудом занимаются сталевар, шахтёр, писатель.

Б) Умственным трудом занимаются архитектор, учитель, учёный.

                                       

  1. Новая тема (слайд)

   Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

  М. Пришвин


Учитель.

      Наша страна очень богата полезными ископаемыми. Сегодня на уроке мы познакомимся с полезными ископаемыми. Узнаем об их свойствах и значении для человека. Все природные богатства, которые человек добывает из глубин земли или с её поверхности – это полезные ископаемые. А почему они ископаемые? И почему полезные?

   Но мы с вами сегодня познакомимся только с некоторыми полезными ископаемыми и поучимся самостоятельно определять их свойства.

     - Почему природные богатства называют «полезными ископаемыми»?

Учитель: 

 - Откройте пропись на 26

  В прописях у вас есть таблица. Прочитайте.

Ребята  дома готовили сообщения о полезных ископаемых. Они будут рассказывать, а вы самостоятельно заполняйте таблицу

(Ребята по очереди рассказывают о полезных ископаемых от первого лица).

 Практическая работа учащихся.

Учитель:

- Я  вижу, что вы готовы, переходим к заполнению таблицы.

 Каждая травинка, каждое дерево – всё имеет свою душу. И вот сейчас ваши одноклассники расскажут о полезных ископаемых, как бы от их лица.

1 ученик. Рассказывает о песке  (слайд)

   Я состою из мелких крупинок,  очень нужен детворе, я на дорожках во дворе, я и на стройке, и на пляже, и я в стекле расплавлен даже.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у него бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый, жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Он представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего песок образуется из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно в песке больше всего кварца. Благодаря его присутствию, песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка.

2 ученик. Рассказывает о глине (слайд).

    Я твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Используюсь в строительстве: из меня с добавлением песка изготавливают кирпич; когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкая,   и из меня лепят посуду.  Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Глина- осадочная порода. Она как и песок, образуется в результате выветривание различных горных пород, но осаждается на дне морей и озёр.

Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.

  3 ученик. Рассказывает об известняке (слайд).

  Я твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.

    Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.

 Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.

Учитель:

    Образовался из остатков  крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.

4 ученик. Рассказывает о нефти ( слайд).

  Да, я  маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из меня получают бензин, керосин, машинное масло. Залегаю глубоко в земле. Нефть – жидкое полезное ископаемое. Её называют « чёрным золотом». Происхождение нефти полностью не изучено. До сих пор учёные разных стран спорят о том, как же появилась нефть. Одно очевидно – нефть образовалась из остатков каких - то живых организмов.  

Учитель: Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища.

III. Физкультминутка:


Чтобы колокол нам сделать,
Вместе с нами джин трудился.
Мы сначала глину мнем,
Любую форму ей даем.
Круг гончарный покрутили -
Колокольчик получили.
Мы немного потанцуем,
Колокольчик разрисуем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы садимся рисовать.

5 ученик. Рассказывает о граните (слайд)

  Я очень прочная, тяжелая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и черные, и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства. Я твердый, непрозрачный, очень плотный, серого цвета, основное свойство – прочность. Используюсь  в строительстве: зданий, опоры мостов, ступенек лестниц. Мостят мной дороги; хорошо полируюсь – мной украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Я  состою из кварца, слюды и полевого шпата. Обозначаюсь:  (гранит)

Учитель: Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.

6 ученик. Рассказывает о каменном угле.

   Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарство, чтобы он был всегда здоров. Я твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тону в воде. Применяюсь,  как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из моей  смолы делают лекарство.

Учитель: И, действительно, миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь? (В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)

Взаимопроверка практической работы.

Название

Свойства

Использование

Песок

рыхлый

строительство, стекло

Глина

твердая, негорючая, непрозрачная

кирпич, посуда

Известняк

твёрдый, рыхлый, непрозрачный

строительство, мел, мрамор

Нефть

жидкая, горючая

бензин, керосин, масло, лекарство

Гранит

прочный, твёрдый, непрозрачный

строительство, памятники

Каменный уголь

твёрдый, хрупкий, непрозрачный, горючий

отопление, лекарство

  1. Работа с учебником стр. 49

Для чего добывают полезные ископаемые?

Как добывают? Расскажите о труде шахтёра и геолога.

- Все ли полезные ископаемые твёрдые?

- Как называется место, где хранят полезные ископаемые?

Откройте пропись стр. 26 задание № 3 самостоятельно

                        Игра

 - Какое  полезное ископаемое лишнее? Почему?

 Гранит, известняк, нефть, каменный уголь.

Глина, газ, гранит, каменный уголь, известняк.

V. Обобщение.

Учитель: 

Мы с вами познакомились с полезными ископаемыми. А теперь попробуем отгадать загадки (слайды)

1. Он очень прочен и упруг, 
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

2. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. 
(Песок) 

3. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? 
(Нефть)

4. Покрывают им дороги,
Улицы в селении, 
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. 
(Известняк)

5. Если встретишь на дороге, 
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу – 
Она понадобится сразу. 
(Глина)

6. Он чёрный, блестящий, 
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. 
(Уголь)

7. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. 
(Газ)

8. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)

  1. Подведение итогов ( слайд).

Учитель. С каждым годом народному хозяйству требуется всё больше полезных ископаемых , но их запасы в недрах Земли небезграничны и их нельзя восстановить, поэтому НУЖНО ОХРАНЯТЬ ПОЛЕЗНЫЕ

ИСКОПАЕМЫЕ 

 Как надо охранять полезные ископаемые?

  •   Экономично использовать
  • Оберегать от пожаров
  • Соблюдать правила перевозки
  • Заменять по возможности искусственными материалами
  1. Домашнее задание. 

– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение. Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом.

Урок по теме: ''Полезные ископаемые''

  1. класс

Учитель: Страдухина М.А. 1 квалификационная категория

Дата проведения: 17.03.2011г

Цели: Развитие умений учащихся привлекать имеющиеся знания и личный опыт, выполнять практическую работу, обсуждать проблему, высказывать оценочные суждения.

Задачи:

•        Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, познакомить с полезными ископаемыми.

•        Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

•        Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Планируемые результаты: Учащиеся систематизируют и углубляют знания о полезных ископаемых.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент  

- Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

  1. Проверка домашнего задания (тест)

На прошлом уроке мы с вами изучили тему три кита экономики. Сегодня на уроке мы закрепим знания по этой теме.

   1. Три кита экономики – это:

А) транспорт                                        Г) капитал

Б) строительство                                 Д) труд

В) природные богатства

2. К природным богатствам относятся:

        А) одежда и обувь                         В) полезные ископаемые

       Б) игрушки                               Г) книги

3. К капиталу относятся:

        А) ферма                В) железные дороги

        Б) вода                                  Г) станки

4. К природным богатствам не  относятся:

        А) воздух                           В) почва

        Б) вода                             Г) завод

5. В каком утверждении содержится ошибка?

А) Физическим трудом занимаются сталевар, шахтёр, писатель.

Б) Умственным трудом занимаются архитектор, учитель, учёный.

                                       

  1. Новая тема (слайд)

   Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

  М. Пришвин


Учитель.

      Наша страна очень богата полезными ископаемыми. Сегодня на уроке мы познакомимся с полезными ископаемыми. Узнаем об их свойствах и значении для человека. Все природные богатства, которые человек добывает из глубин земли или с её поверхности – это полезные ископаемые. А почему они ископаемые? И почему полезные?

   Но мы с вами сегодня познакомимся только с некоторыми полезными ископаемыми и поучимся самостоятельно определять их свойства.

     - Почему природные богатства называют «полезными ископаемыми»?

Учитель: 

 - Откройте пропись на 26

  В прописях у вас есть таблица. Прочитайте.

Ребята  дома готовили сообщения о полезных ископаемых. Они будут рассказывать, а вы самостоятельно заполняйте таблицу

(Ребята по очереди рассказывают о полезных ископаемых от первого лица).

 Практическая работа учащихся.

Учитель:

- Я  вижу, что вы готовы, переходим к заполнению таблицы.

 Каждая травинка, каждое дерево – всё имеет свою душу. И вот сейчас ваши одноклассники расскажут о полезных ископаемых, как бы от их лица.

1 ученик. Рассказывает о песке  (слайд)

   Я состою из мелких крупинок,  очень нужен детворе, я на дорожках во дворе, я и на стройке, и на пляже, и я в стекле расплавлен даже.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у него бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый, жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Он представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего песок образуется из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно в песке больше всего кварца. Благодаря его присутствию, песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка.

2 ученик. Рассказывает о глине (слайд).

    Я твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Используюсь в строительстве: из меня с добавлением песка изготавливают кирпич; когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкая,   и из меня лепят посуду.  Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Глина- осадочная порода. Она как и песок, образуется в результате выветривание различных горных пород, но осаждается на дне морей и озёр.

Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.

  3 ученик. Рассказывает об известняке (слайд).

  Я твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.

    Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.

 Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.

Учитель:

    Образовался из остатков  крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.

4 ученик. Рассказывает о нефти ( слайд).

  Да, я  маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из меня получают бензин, керосин, машинное масло. Залегаю глубоко в земле. Нефть – жидкое полезное ископаемое. Её называют « чёрным золотом». Происхождение нефти полностью не изучено. До сих пор учёные разных стран спорят о том, как же появилась нефть. Одно очевидно – нефть образовалась из остатков каких - то живых организмов.  

Учитель: Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища.

III. Физкультминутка:


Чтобы колокол нам сделать,
Вместе с нами джин трудился.
Мы сначала глину мнем,
Любую форму ей даем.
Круг гончарный покрутили -
Колокольчик получили.
Мы немного потанцуем,
Колокольчик разрисуем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы садимся рисовать.

5 ученик. Рассказывает о граните (слайд)

  Я очень прочная, тяжелая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и черные, и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства. Я твердый, непрозрачный, очень плотный, серого цвета, основное свойство – прочность. Используюсь  в строительстве: зданий, опоры мостов, ступенек лестниц. Мостят мной дороги; хорошо полируюсь – мной украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Я  состою из кварца, слюды и полевого шпата. Обозначаюсь:  (гранит)

Учитель: Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.

6 ученик. Рассказывает о каменном угле.

   Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарство, чтобы он был всегда здоров. Я твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тону в воде. Применяюсь,  как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из моей  смолы делают лекарство.

Учитель: И, действительно, миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь? (В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)

Взаимопроверка практической работы.

Название

Свойства

Использование

Песок

рыхлый

строительство, стекло

Глина

твердая, негорючая, непрозрачная

кирпич, посуда

Известняк

твёрдый, рыхлый, непрозрачный

строительство, мел, мрамор

Нефть

жидкая, горючая

бензин, керосин, масло, лекарство

Гранит

прочный, твёрдый, непрозрачный

строительство, памятники

Каменный уголь

твёрдый, хрупкий, непрозрачный, горючий

отопление, лекарство

  1. Работа с учебником стр. 49

Для чего добывают полезные ископаемые?

Как добывают? Расскажите о труде шахтёра и геолога.

- Все ли полезные ископаемые твёрдые?

- Как называется место, где хранят полезные ископаемые?

Откройте пропись стр. 26 задание № 3 самостоятельно

                        Игра

 - Какое  полезное ископаемое лишнее? Почему?

 Гранит, известняк, нефть, каменный уголь.

Глина, газ, гранит, каменный уголь, известняк.

V. Обобщение.

Учитель: 

Мы с вами познакомились с полезными ископаемыми. А теперь попробуем отгадать загадки (слайды)

1. Он очень прочен и упруг, 
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

2. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. 
(Песок) 

3. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? 
(Нефть)

4. Покрывают им дороги,
Улицы в селении, 
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. 
(Известняк)

5. Если встретишь на дороге, 
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу – 
Она понадобится сразу. 
(Глина)

6. Он чёрный, блестящий, 
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. 
(Уголь)

7. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. 
(Газ)

8. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)

  1. Подведение итогов ( слайд).

Учитель. С каждым годом народному хозяйству требуется всё больше полезных ископаемых , но их запасы в недрах Земли небезграничны и их нельзя восстановить, поэтому НУЖНО ОХРАНЯТЬ ПОЛЕЗНЫЕ

ИСКОПАЕМЫЕ 

 Как надо охранять полезные ископаемые?

  •   Экономично использовать
  • Оберегать от пожаров
  • Соблюдать правила перевозки
  • Заменять по возможности искусственными материалами
  1. Домашнее задание. 

– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение. Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом.

Конспект урока окружающего мира в 3-м классе по теме "Почва" (УМК "Планета знаний")

Кондратьева Татьяна Геннадьевнаучитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе


Задачи:

  • Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах;
  • Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи;
  • Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность.

Оборудование:

  • рабочий лист (13 шт.);
  • лабораторные ящики(13 шт.);
  • чашка фарфоровая (13 шт.);
  • образцы почв (раздаточный материал 13 шт.);
  • стеклянные палочки (13 шт.);
  • (13стеклянные стаканы (13 шт.);
  • стеклянная воронка (4 шт.);
  • колба (4 шт.);
  • бумажный фильтр (4 шт.);
  • лупы (13);
  • демонстрационный столик;
  • штатив;
  • сухое горючее или спиртовка;
  • стекло;
  • держатель;
  • толковый словарь;
  • презентация;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • учебник “Окружающий мир” 3 класс,
  • Рабочая тетрадь (3 класс)

Ход урока

http://festival.1september.ru/articles/565751/img1.gif
1 слайд

I. Оргмомент. 
Вот звонок нам дал сигнал – 
Поработать час настал.

II. Эмоциональный настрой. Актуализация знаний учащихся.

http://festival.1september.ru/articles/565751/img2.gif
2 слайд

Ученик:

Есть просто храм, 
Есть храм науки. 

http://festival.1september.ru/articles/565751/img3.gif
3 слайд

А есть еще природы храм – 
С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. 

Учитель:

Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь. 

Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.
– Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не возможна? 
(Без земли.)
– Еще эту святыню называют кладовой природы. Послушайте рассказ “Чудесная кладовая”
 (М.Ильин, Е Сегал)

http://festival.1september.ru/articles/565751/img4.gif
4 слайд

Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.

– Сказка это или не сказка? 
Нет, это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?

– Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:

Бьют меня ногами,
Режут ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять. 

– Интересно, не правда ли, какая же это святыня, если ее бьют, колотят, ворочают и режут?
– Да. Это земля. Слово 
“земля” имеет много значений, Марина нашла в словаре толкование этого слова, послушайте ее:

http://festival.1september.ru/articles/565751/img5.gif
5 слайд

(Приложение 1)

  • это и название нашей планеты, на которой мы живем;
  • это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;
  • это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.

http://festival.1september.ru/articles/565751/img6.gif
6 слайд

– К нам в школу по электронной почте из научно-исследовательского института почвоведения пришло сообщение с просьбой изучить объект, изображенный на этой фотографии. Как вы думаете, что же это такое? (Фотография среза земли, взятого с обрыва)

– Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице или ... о чем? Каково ее научное название?
– Почва.
– Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?

III. Сообщение темы и цели урока.

http://festival.1september.ru/articles/565751/img7.gif
7 слайд

– Действительно, тема урока – “Почва. Ее состав и свойства

– Сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники, которые изучают состав, свойства и виды почвы.

http://festival.1september.ru/articles/565751/img8.gif
8 слайд

Правила работы в учебной лаборатории

– Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.

– Научные сотрудники работают по плану.

– Я предлагаю и нам составить план работы на уроке.

– Согласны? С чего начнем?

– Знаете ли вы, что такое почва?

– Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве.

http://festival.1september.ru/articles/565751/img9.gif
9 слайд

(На слайде появляется "Что такое почва?")

– Что еще хотели бы узнать о почве?

– И чего состоит почва?

(На слайде появляется “Состав почвы”)

– Какими свойствами она обладает? (На слайде –“Свойства почвы”)

– А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует?

– Только ли человеку нужна почва?(Выслушиваются ответы детей, и в результате на слайде появляется “Кому нужна почва”)

– Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей)

– Обо всем этом мы будем изучать в научной лаборатории. Там работают ученые, а помогают им младшие научные сотрудники и лаборанты. Приступим к работе, следуя составленному плану. Так, что же такое почва?

http://festival.1september.ru/articles/565751/img10.gif
10 слайд

IV. Изучение новой темы.

Чтобы это узнать это отправимся в далекое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Получался рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям.

http://festival.1september.ru/articles/565751/img11.gif
11 слайд

Но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Из их остатков образовался перегной. В почве смогли поселиться неприхотливые растения. Они дают еще больше перегноя и повышают плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Теперь могут селиться и более прихотливые и крупные растения. Вслед за растениями селятся и животные.

http://festival.1september.ru/articles/565751/img12.gif
12 слайд

Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано. – Что такое почва? (Верхний темный, рыхлый плодородный слой земли.) (Записать в таблицу) – (Приложение 5)

http://festival.1september.ru/articles/565751/img13.gif
13 слайд

– Какие факторы влияют на образование почвы?

http://festival.1september.ru/articles/565751/img14.gif
14 слайд

– Переходим ко 2 пункту нашего плана

http://festival.1september.ru/articles/565751/img15.gif
15 слайд

1-й опыт.

– Через лупу рассмотрите почву.

– Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)

– Запишите свои наблюдения в таблицу.

– Кто знает, как называются одним словом остатки листьев, корешки, части насекомых)?

http://festival.1september.ru/articles/565751/img16.gif
16 слайд

– Это перегной.

Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. (Дети записывают в таблицу "перегной")

http://festival.1september.ru/articles/565751/img17.gif
17 слайд

2-й опыт.

– Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.

– Что заметили?

– Пузырьки.

– Сделайте вывод.

– В почве есть воздух.

– Впишите в таблицу.

http://festival.1september.ru/articles/565751/img18.gif
18 слайд

3-й опыт. Нагревание почвы.

При выполнении этого опыта учителю следует помнить о правилах техники безопасности, работая со спиртовкой и огнем. Опыт проводит учитель на демонстрационном столике. Влажную почву нагреть, над ней подержать стекло. Дети внимательно наблюдают. Вода из почвы испаряется, образуя на стекле капли. Стекло перевернуть и нагреть на огне. Вода испарится, а на стекле остаются белые налеты.

На стекле появляются капли воды и белый налет. –

– Что же это такое?

– Вода и минеральные соли.

– О роли минеральных солей для растений прочитайте на карточке.(Приложение 2)

– Сделайте вывод, что входит в состав почвы.

http://festival.1september.ru/articles/565751/img19.gif

http://festival.1september.ru/articles/565751/img20.gif

19, 20 слайд

V. Промежуточная рефлексия.

– Давайте вспомним состав почвы с помощью загадок. По ходу заполните схему в рабочем листе.(Приложение 3)

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. 
(Воздух.)

Мною можно умываться,
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я ... 
(вода

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. 
(Песок.)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу – 
Они понадобятся сразу. (
Глина.)

– Какие еще важные компоненты почвы мы не назвали. (Минеральные соли, перегной)

VI. Продолжение новой темы.

http://festival.1september.ru/articles/565751/img21.gif
21 слайд

– Переходим к выполнению следующего пункта плана.

http://festival.1september.ru/articles/565751/img22.gif
22 слайд

4-й опыт. Возьмите в руки почву. Что можно с ней сделать? Размять, пересыпать. Значит, она какая? (Рыхлая – запишите это свойство в таблицу)

http://festival.1september.ru/articles/565751/img23.gif
23 слайд

5-й опыт.

Возьмите колбу с воронкой, в которой лежит фильтр. Насыпьте туда немного почвы и налейте воды. Что произошло? О чем это говорит. Какой вывод делаем?

– Способность почвы пропускать воду называется – водопроницаемость.

http://festival.1september.ru/articles/565751/img24.gif
24 слайд

– Чтобы определить следующее свойство почвы, привлечем ваш жизненный опыт.

– Вспомните, что происходит с почвой в жаркий летний день? (Она нагревается)

– А зимой? (Охлаждается)

– Способность почвы нагреваться и охлаждаться называется – теплопроводность.

http://festival.1september.ru/articles/565751/img25.gif
25 слайд

– Вспомните начало урока. Рассказ “Кладовая природы”.

– Почему мешок зерна превращается в 20, а ведро картошки в 20 ведер?

– Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва?

http://festival.1september.ru/articles/565751/img26.gif 
26 слайд

– Как вы можете прокомментировать этот рисунок?

(В темной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.) – Как вы думаете, почему так происходит? В темной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы ее и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.

– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)

– Что поможет узнать точное определение слова "плодородие"?

– Правильно. Словарь.

– Прочитаем значение этого слова в толковом словаре.

– Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие)

– Какие еще свойства есть у почвы? (Теплопроводность, водопроницаемость, сыпучесть– в таблицу)

http://festival.1september.ru/articles/565751/img27.gif
27 слайд

– Как вы думаете, в нашей местности плодородная почва или нет?

– По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)

VI. Физкультминутка.

Игра на внимание. Сейчас я проверю насколько вы внимательны.

Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.

Осина, апельсин, ель, береза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клен, персик, яблоня, груша, лиана.

http://festival.1september.ru/articles/565751/img28.gif

http://festival.1september.ru/articles/565751/img29.gif

28, 29 слайд

– Какими свойствами обладает почва?

– Какое свойство главное?

– Почему?

– Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей. Перегной)

– Перейдем к последнему пункту нашего плана. Кому нужна почва?

http://festival.1september.ru/articles/565751/img30.gif
30 слайд

Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества “путешествуют” в природе как бы по кругу. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе. 
Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди. 
Вот почему замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев говорил, 
что почва дороже золота. Без золота люди прожить могли бы, без почвы – нет.

VII. Рефлексия.

Рассмотрите рис. в учебнике на с. 90.

  • что изображено?
  • где расположен плодородный слой?
  • как вы догадались?
  • далее идет переходный слой – менее плодородный, нижний слой – это горная порода.
  • в каких слоях почвы располагаются корни растений? Почему?

– Давайте подведем итог.

  • что такое почва?
  • какая почва называется плодородной?
  • чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)

Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

VIII. Обучающий тест. Вид работы – фронтальная. Взаимопроверка.

http://festival.1september.ru/articles/565751/img31.gif
31 слайд

– Перед вами 6 вопросов.(Приложение 4)

– Вы читаете их и на листочках записываете ответ.

– Затем поменяйтесь листочками и мы все ваши ответы проверим.

http://festival.1september.ru/articles/565751/img32.gif
32 слайд

– Работа в научной лаборатории подходит к концу. Какие выводы мы сделаем?

Вывод: Почва – это верхний плодородный слой земли. Она возникает и развивается под воздействием климата и живых организмов очень медленно. За 100 лет ее слой увеличивается в среднем на 1 см. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – почва переходное звено от неживого к живому. Почва состоит из песка, глины, перегноя, воды, воздуха, микроорганизмов. Имеет свойства – водопроницаемость, теплопроводность, плодородие.

http://festival.1september.ru/articles/565751/img33.gif
33 слайд

IX. Домашнее задание.

Учебник с. 68–69 прочитать, ответить на вопросы, подготовить рассказ о почве. Тетрадь. с. 27 з. 64, 65.

Дополнительно, по желанию: Рассказ, книжку –малышку, презентацию, буклет об охране почв.

http://festival.1september.ru/articles/565751/img34.gif
34 слайд

X. Итог.

– Спасибо за урок!

– Пока мы с вами работали, у меня на столе образовался плодородный слой земли и выросли красивые цветы. Вам можно сорвать один цветок: если вы считаете, что работали хорошо, в полную силу, то красный; если недостаточно прилагали усилий, то желтый; а если чуточку поленились, тогда рвите – синий.

– Лучшие научные сотрудники награждаются благодарственным письмом от Министерства охраны окружающий среды и премией в виде оценки 5.

Урок    по     окружающему    миру   в 3 классе

УМК «Планета знаний».

по теме: 

«Полезные ископаемые. Песок. Глина. Гранит. Известняк»

Учитель начальных классов:

Смирнова Татьяна Валериевна

Елизаветино

2011 год

Урок по окружающему миру  в 3 классе

УМК «Планета знаний»

Тема: Полезные ископаемые. Песок. Глина. Гранит. Известняк.

Цель:

Сформировать  у учащихся представления о характерных особенностях полезных ископаемых: глины, песка, гранита, известняка.

Задачи урока: 

I.  Предметные.

-  формировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение»                                

-  формировать представления учащихся о составе и свойствах глины, песка, гранита, известняка.

II. Метапредметные.

  1.ПознавательныеУУД:

-  формировать умение работать с коллекционным материалом, проводить опыты.

-  формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию,  делать выводы, представлять информацию в виде таблицы;

2. Регулятивные УУД:

 -  формировать умение концентрировать внимание

 -  формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять  опыты

3. Коммуникативные УУД:

-  формировать умение работать в группе, в паре

-  формировать умения представлять  результат  своей деятельности и результат  деятельности группы

- формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.

III. Личностные

-  формировать положительную мотивацию к обучению.

-  развивать познавательную активность, мышление и речь детей

-  формировать чувство уважения  к товарищу.

 Оборудование:

Образцы полезных ископаемых: глины, известняка, гранита, песка.

Оборудование для опытов: воронки, лупы, молоток.

Учебники, тетради, карточки с заданиями.

Карта Ленинградской области.

Презентации детей о полезных ископаемых, слайды.

Интерактивная  доска,   проектор.

Ход урока:

1.  Самоопределение к учебной деятельности.

 -    Давайте представим, что мы проводим урок не в классе, а  в научной лаборатории. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.

Пожелаем друг другу удачи.

2. Актуализация знаний учащихся.

-  Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какое слово лишнее?  СЛАЙД №1

Гранит

Песок

Стекло

Глина

Известняк

Нефть 

Природный газ

-  Почему  стекло лишнее?

-  Давайте его уберем.

-  Как можно назвать эти вещества? (Горные породы)

-  А  что такое горные породы?  (Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще земной коры)

-  Давайте найдем перечисленные горные породы в коллекциях

-  Какую горную породу не нашли? (Нефть  и природный газ) Посмотрите, пожалуйста, в моей коллекции.

-  Какие еще горные породы вы знаете?

- Молодцы!

3. Знакомство с новым материалом.

1) Постановка учебной задачи

-  Посмотрите  на слова, записанные на доске. Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься?  (Изучать горные породы)

2) «Открытие» детьми нового знания

-  Как еще можно назвать горные породы? Найдите ответ в учебнике на странице 60. (Полезные ископаемые)

-  Что же такое полезные ископаемые?  ( Полезные ископаемые – это горные породы, которые  люди добывают из  различных слоев Земли)  

-  А почему полезные, как вы думаете?

-  Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в строительный материал, топливо или  разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

-  Почему ископаемые ?

-  Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

-  Можно отнести к полезным ископаемым глину, нефть, газ, песок, гранит, известняк. Почему? ( Приносят пользу человеку, их добывают из различных слоев Земли)

СЛАЙД № 2

-  Выполним задание №54  в тетради.

-  Проверим, что записали?  (Вещества, которые добывают из различных слоев Земли,  называют полезными ископаемыми)

-  Для чего добывают полезные ископаемые?  (для хозяйственной деятельности человека в больших объемах)

 - Где добывают полезные ископаемые?  Прочитайте в учебнике на странице 60 первый абзац и найдите, что такое месторождение?

-  Прочитаем. Что запишем в тетрадь в задании №55?  (Месторождение – это место, где полезные ископаемые залегают в больших количествах.)

- Найдите ответ на вопрос. Кто занимается поиском месторождений?

 (Геологи)

- Месторождение полезных ископаемых отмечается на карте. 

СЛАЙД № 3- Карта Полезные ископаемые Ленинградской области.

-Давайте посмотрим на карту Ленинградской области.  У меня карта на доске, а у вас на партах. Работаем в парах. Условными знаками обозначены  полезные ископаемые. Рассмотрим условные знаки.

- Назовите, какие полезные ископаемые добывают в Ленинградской области.

- Мы посмотрели на карте месторождения  полезных ископаемых, которые добывают в Ленинградской области

- А какие полезные ископаемые добывают в нашей Елизаветинской области? ( Известняк и песок)

-  Давайте вспомним. Какие три состояния веществ вы знаете? 

СЛАЙД № 1

 (Жидкое, твердое, газообразное)

-  Давайте  заполним   таблицу:

(Таблица на интерактивной  доске, дети  по очереди выходят и маркером «перетаскивают»  полезное ископаемое в нужный столбик)

Жидкие

Твердые

Газообразные

Гранит

Песок

Природный газ

Глина

Известняк

Нефть

- Веществ, в каком состоянии больше всего? (в твердом)

-  Можно сказать, что все вещества в твердом состоянии будут одинаковыми по  составу и свойствам.

-  Что бы ответить на этот вопрос, давайте послушаем проекты ребят про полезные ископаемые, которые они подготовили, используя справочную литературу.

Выступление детей с проектами: «Глина», «Песок», «Гранит», «Известняк». (Презентации детей)

 -  Можно сказать, что все вещества в твердом состоянии будут одинаковыми по  составу и свойствам?  (Все вещества отличаются по составу и свойствам)

Выполнение практической работы в группах.

-   А теперь давайте попробуем  в ходе выполнения практической работы доказать свойства и состав полезных ископаемых, с которыми нас познакомили ребята.

-   Каждая группа получит карточку с заданиями.

По ходу выполнения заданий необходимо заполнять таблицу.

-  Послушаем, какую работу выполняла 1 группа?

(Сравнивала глину и песок)

-  Какую работу выполняла 2 группа?

(Сравнивала гранит и известняк)

-  Какую работу выполняла 3 группа?

 (Сравнивала песок и гранит)

- Расскажите про  опыт, который  оказался самым интересным.

- Что же можно сказать про состав и свойства полезных ископаемых в твердом состоянии?  (Полезные ископаемые в твердом состоянии  отличаются по составу и свойствам)

3) Первичное закрепление.

СЛАЙД № 4

Заполним таблицу:

(Таблица на интерактивной  доске, дети  по очереди выходят и маркером «перетаскивают» свойство в нужный столбик)

Глина

Песок

Гранит

Известняк

Сыпучий,  из крупинок, зернистый, прочный, не имеет запаха, не  пропускает воду, хорошо пропускает воду, прочный, если капнуть уксусом, то послышится шипение, сырая имеет запах, пластичная.

                                                                                                                                                                                                               

-  Назовите одинаковые признаки  глины и песка?

-  Чем они отличаются?

-  Назовите одинаковые признаки гранита и известняка?

-  Чем они отличаются?

- Назовите одинаковые признаки песка и гранита?

-  Чем они отличаются?

- А теперь    каждый выполните такое задание: 

СЛАЙД № 5

Соедините стрелками полезные ископаемые и соответствующие им свойства

гранит                                                сыпучий, из крупинок,                                                                                                                                                                                                                    

                                                            хорошо пропускает воду

             

  песок                                               зернистый, прочный, не имеет запаха,

                                                           не   пропускает воду

глина                                                  прочный, если капнуть уксусом,

                                                           то послышится шипение

известняк                                           пластичная, сырая имеет запах

                                                           и не пропускает воду.                              

(Один ребенок  выполняет такую работу у компьютера.)

-   Проверим. Поднимите руку те, кто выполнил задание верно

-  О чем мы сегодня  с вами говорили?

-  Что такое полезные ископаемые?

4)Независимая самостоятельная работа с проверкой.

-  Давайте посмотрим, как хорошо вы запомнили свойства и состав глины, известняка и гранита и выполним тест.

Тест.

Подчеркни правильный ответ

1.Какое полезное ископаемое состоит из кварца, слюды и полевого шпата?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

2. Какое полезное ископаемое  хорошо пропускает воду?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

3. Какое полезное ископаемое  имеет такое свойство, как пластичность?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

4.На какое полезное ископаемое можно капнуть уксусом,  и оно зашипит?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

5. Какое полезное ископаемое состоит из крупинок?

Глина

Песок

Известняк

Гранит

Ответы:

1. Гранит

2. Песок

3. Глина

4. Известняк

5. Песок

«5»- без ошибок

«4»- 1 ошибка

«3»- 2 ошибки

-  Проверим по карточке с верными ответами и поставим себе оценку.

-   Поднимите руку, кто получил «5», «4»

4. Итог урока. Домашнее задание:

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

 - Домашнее задание:

1.Прочитать в учебнике с.60-63 и ответить на вопросы.

2. Дополнить свои проекты информацией о применении полезных ископаемых

3. Приготовить  проект про полезное ископаемое по плану.

4. В электронный дневник я выложу кроссворд, а вы дома сможете, его отгадать.

План изучения полезного ископаемого:

1. Название. 

2. Образование и состав

3. Свойства

4. Способ добычи. 

5. Значение и применение.

- Оцените работу каждого  в вашей группе.

Рефлексия

-  А теперь я вас попрошу на вашей карточке с фамилиями оценить свою работу на уроке. Пусть каждый напротив своей фамилии нарисует один из трех смайликов

 «Улыбающийся смайлик»   -    я доволен своей работой на уроке

 «Равнодушный смайлик»    -   я допустил ошибку

 «Недовольный смайлик»     -   надо постараться и успех придет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые Архангельской области.""

Конспект урока "Добыча полезных ископаемых" с использованием краеведческого материала "Полезные ископаемые Архангельской области"  4 класс. Программа Занкова....

Урок-исследование "Полезные ископаемые" в системно-деятельностном подходе. 3 класс

Планируемый результат: Выполнять частично поисковую деятельность. Анализировать ее результаты, делать выводы, составлять связные рассказы, работать в группах, пользоваться продуктами совмес...

Урок по кубановедению "Полезные ископаемые краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Презентация к уроку по кубановедению "Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

конспект - урока " Охрана полезных ископаемых " 3 класс

урок с использованием заданий исследовательского характера...

Урок - исследование. Полезные ископаемые Краснодарского края

Задачи урока:Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества: договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.Регулятивные: анализировать и самосто...