Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Разнообразие животных" УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Обобщить,систематизировать и расширить представления детей об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznoobrazie_zhivotnyh.docx | 44.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Решня Вера Николаевна, учитель начальных классов МОУ гимназии №12 им. Г.Р.Державина, г.Тамбов
Предмет: окружающий мир
Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану в 3 классе
УМК «Школа России» /под ред. А.А.Плешакова/
Тип урока: комбинированный
Подготовительная работа. Этапы: 1. Учащиеся на добровольной основе разделились на две группы: одна группа готовила проект по теме «Беспозвоночные животные», а другая – «Позвоночные животные»
2. Сбор информации и её фиксация
3. Реализация проектов (распределение ролей, оформление мини-докладов, помощь взрослых)
Тема урока: Разнообразие животных
Цель: обобщить, систематизировать и расширить представление детей о
животном мире.
Задачи: 1. Подвести итог работы над проектами в форме их защиты; формировать знания учащихся о разнообразии видового состава животных на Земле и о классификации животных по их групповым признакам; расширять кругозор учащихся и общие представления о животном мире.
2. Активизировать учебный процесс через использование информационных технологий; способствовать развитию познавательной активности учащихся, памяти, наблюдательности, творческого воображения, образного мышления, речи через использование занимательного материала, межпредметных связей.
- Воспитывать бережное отношение к природе, стремление охранять хрупкий мир растений и животных, сотрудничать друг с другом при выполнении проектов, доводить начатое дело до конца.
Оборудование: мультимедийный проектор, диски, выставка книг, классная Красная книга, книжка - раскладушка «Берегите растения!», памятка «Правила друзей природы».
Ход урока
I.Организационный момент.
- Постановка учебных задач:
- Сегодня на уроке нас ждёт много удивительных и интересных встреч и открытий. Но для этого нужно быть внимательными, наблюдательными и активно работать на уроке.
2. Наблюдение за погодой:
- А начнём мы наш урок, как обычно, с прогноза погоды на сегодня и сравним его со вчерашним днём. Сделает это дежурный по классу.
(Карточка с планом ответа)
Дата. Облачность. Осадки, t. Ветер. Продолжительность дня. Сравнение.
II. Актуализация опорных знаний.
- На прошлых уроках мы говорили об охране растений. Итогом этой работы явилось создание книжки-раскладушки «Берегите растения!». Главным редактором этой книжки у нас был (а) ____________. Он(а) и проведёт краткую презентацию этой книжки. (Книжка – раскладушка)
Выступает главный редактор: - В создании нашей книжки приняли участие группа ребят класса. Начинается книга с жалоб из леса. Это заметки ребят, которые представляли, что сказали бы растения, если бы умели говорить. Дальше мы поместили рубрику «Подслушанные разговоры», есть в этой книжке и загадки о растениях, стихи собственного сочинения, а также рисунки с правилами поведения в природе. Эту книжку мы адресуем ребятам 1-ых и 2-ых классов, пусть учатся любить и беречь природу!
- Учитель: - А у меня для вас экологическая ситуация.
Слайд 1.
«Идя на экскурсию в лес, дети увидели сон - траву. Гена хотел сорвать и принести её в класс, а Ира предложила выкопать и посадить её на приусадебном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав».
- Кто прав, как вы думаете? (Никто. Некоторые наши травы исчезают, как это ни удивительно, по вине цветоводов - любителей. Они выкапывают в лесу и пытаются выращивать в своих садах, например, венерин башмачок. Большинство выкопанных растений не приживается, погибает. А редких цветов в природе становится всё меньше. К таким редким растениям относится и сон - трава.)
- Да, ребята, природа наша хрупка и в то же время терпелива. Она многое прощает человеку, но и взывает о нашей помощи: защити!
(Хором читают все наизусть)
Чтобы река и ручьи не мутнели,
Зелень от солнца в жару бы спасала
Рыбы резвились, и птицы бы пели,
Каждому правила знать не мешало.
- Если в прошлом году о правилах поведения в природе мы говорили в рисунках, то в этом мы поместили целый свод этих правил в памятке. Он первый, но не последний.
- Докажем, хорошо ли мы знаем правила друзей природы. Мы изначально с вами разделились на две группы. Чья группа назовёт больше правил, но повторяться нельзя, поэтому вы должны внимательно слушать друг друга.
(Учащиеся называют правила поочереди)
- Вы хорошо знаете эти правила, но достаточно ли только знать правила поведения в природе? (Нет. Их нужно ещё и выполнять.)
- И пусть, ребята, наши с вами пока ещё маленькие дела по отношению к природе каждый раз доказывают, что мы являемся её большими друзьями.
III. Введение в тему урока.
- Я предлагаю вам лакомства для ума. Разгадайте кроссворд.
Слайд 2.
Шея длинных ног длиннее. Ходит важно, словно граф, Называется … (жираф). | 2.Хитрая плутовка, Рыжая головка. Пушистый хвост – краса А зовут её … (лиса). | 3.В яме спит зимою длинной. Но чуть солнце станет греть, В путь за мёдом и малиной Отправляется ... (медведь). |
4.Всю ночь летает, Мышей добывает, А станет светло – Спать летит в дупло. (Сова) | 5.В лесу под щебет и под свист Стучит лесной телеграфист: Здорово, дрозд-приятель И ставит подпись … (дятел). | 6.Краской сероватая, Походкой мешковатая, Повадкой вороватая, Крикунья хрипловатая. (Ворона) |
7. У какой кисочки на ушах кисточки? (Рысь) | 8.Пышный хвост торчит с верхушки, Что за странная зверушка? Щёлкает орешки мелко. Ну, конечно, это … (белка). |
- Прочитайте, какое слово получилось в выделенной строке? (животные)
- О ком же мы будем говорить на уроке?
- Сегодня мы покидаем царство растений и отправляемся в царство животных. Слайд 3.
Тема урока «Разнообразие животных».
На уроке мы рассмотрим классификацию животных, их групповые признаки.
IY. Формирование новых знаний и умений через защиту проектов.
а/- Кто знает, как называется наука о животных? (зоология)
Слайд 3.
- Почему, как ты считаешь, такое название получила эта наука?
( от греч.ZOON - животное, логос - слово, учение).
- Зоология – это ещё один раздел биологии.
- С какими группами животных мы знакомились во 2 классе?
(Звери, птицы, рыбы, насекомые)
в/- Сегодня мы расширим наши знания о группах животных.
Слайд 4. Знакомство по таблице - схеме с группами животных.
Животные
одноклеточные
многоклеточные
беспозвоночные позвоночные
черви рыбы
моллюски земноводные
иглокожие пресмыкающиеся
ракообразные птицы
паукообразные млекопитающие
насекомые
- Учёные уже насчитывают около:
80 тыс. видов моллюсков
27 тыс. видов паукообразных
20 тыс. видов ракообразных
18 тыс. видов рыб, 15 тыс. видов червей
5 тыс. видов иглокожих
4 тыс. видов земноводных
- Откройте с.94 в учебниках и прочтите остальные цифровые данные.
( На слайде появляются эти данные)
около 1млн 500 тыс. видов животных
более 1млн видов насекомых
20 тыс. видов рыб
3400 видов земноводных
6 тыс. видов пресмыкающихся
8600 видов птиц
4 тыс. видов зверей
- Животный мир с его неописуемым разнообразием форм, строения, окрасок, образа жизни множества загадочных существ изучен до сих пор недостаточно. Учёным довольно часто удаётся находить новые виды, особенно насекомых.
г/ - При подготовке к этому уроку, мы разделились на две группы. Одна группа готовила представление проекта по теме «Беспозвоночные животные», а другая – «Позвоночные животные». А высказать своё мнение о работе каждой группы вы сможете в конце урока. Итак, слово координатору первой группы.
Координатор1(пользуется выставкой книг): - При подготовке нам пришлось пользоваться достаточно большим списком литературы, как художественной для детского чтения, так и справочной, энциклопедической. Это … (перечисляет по выставке книг). - О червях нам расскажет - __________.
(По очереди представители группы выходят, рассказывают и показывают оформленные на листах одного формата работы)
Слайд 5.
- Черви. На свете есть много разных червей, например, пиявки.
Пиявки - это кровососы, и при произнесении этого слова у многих людей возникает чувство отвращения. Но нужно помнить, что всё живое имеет право на существование, а среди пиявок есть медицинские, которые используются при лечении сердечнососудистых заболеваний. Но всем нам хорошо известны дождевые или земляные черви. Эта группа червей, живущих в почве. Выползают на поверхность после сильных дождей. Отсюда и название. Дождевые черви рыхлят почву, способствуют насыщению почвы воздухом, увлажнению и таким образом повышают её плодородие.
Слайд 6.
- Моллюски имеют мягкое тело, которое у многих из них защищено раковиной. Обитают в морях (большинство), пресных водоемах и на суше. Многие моллюски — пища рыб, птиц и млекопитающих; некоторые употребляются в пищу человеком (устрицы, мидии, кальмары, гребешки и др.). Раковины используются для изготовления поделок, из жемчужниц добывают жемчуг. Посмотрите видеосюжет о гребешках (слайд 7).
Слайд 8.
- Иглокожие. В конце видеосюжета вы увидели морскую звезду. Она, как и морские ежи, морские лилии и морские огурцы принадлежит к группе иглокожих. Морские звезды очень чувствительны к солености воды и никогда не встречаются в пресных водах. Большинство морских звезд — хищники, питающиеся прежде всего двустворчатыми моллюсками, чьи створки они с легкостью раскрывают, используя присоски. Не брезгуют морские звезды и трупами рыб и других животных .
Координатор 1. - В водоёмах Тамбовской области можно встретить двустворчатых моллюсков. Их мы ещё называем ракушками. Нужно заметить, что моллюски живут только в чистой воде.
Слайд 9.
- Ракообразные - это раки, крабы, креветки. Эти животные обитают только в чистых водоёмах. Посмотрите видеосюжет об омарах. В тамбовских водоёмах водятся раки (видеосюжет об омарах).
Слайд 10.
- Паукообразные - это пауки, скорпионы, клещи. Все они имеют четыре пары ног. О пауках я узнала, что их насчитывается несколько тысяч видов от огромных пауков - птицеедов, достигающих в размере 9см, до совсем маленьких скакунчиков - бродячих паучков размером 5-6мм., которые живут в наших краях на стволах деревьев, стенах домов и на окнах, заборах, где они охотятся за мухами. Пауки - самые лучшие истребители мух. А ведь мухи - основные переносчики многих болезней. Некоторые учёные считают, что пауки уничтожают мух больше, чем все остальные обитатели Земли вместе взятые.
- Интересно то, что самки – паучихи - очень заботливые мамы, и только что родившиеся паучата несколько недель живут на маминой спине и на землю спрыгивают только когда грозит опасность. Если две паучихи - мамаши начнут драться и та, которая посильнее невзначай съест более слабую, паучата - сироты, недолго думая, залезают на спину к победительнице. Та прекрасно отличает своих детей от чужих, но будет одинаково заботливо воспитывать и тех и других. Некоторые пауки доживают до 30 лет!
Координатор 1. - Но самое удивительное - это умение пауков вырабатывать паутину. Паутина очень тонкая и прочная. Она в несколько раз прочнее стальной нити такой же толщины. Так что удивительные пауки - наши друзья и помощники!
- Насекомые - это животные, у которых 3 пары ног. Это жуки, бабочки, пчёлы, муравьи, стрекозы и многие другие. Этот удивительный и прекрасный мир насекомых человек почти не ценит! Скажите, кто на Земле сильнее всех? (Муравей -он переносит тяжести в 10 раз превышающий его собственный вес!). А кого можно назвать живыми цветами природы? (Бабочки) И не прожить на земле человеку без насекомых. Но только от человека зависит, дружить с насекомыми или враждовать, бездумно уничтожать их всех подряд или оберегать. Дружить и оберегать, конечно же, лучше.
Координатор2: - При подготовке мы использовали энциклопедии и словари, а также пользовались материалом из нашей классной Красной книги.
Слайд 12.
- Отгадайте загадки:
В воде она живёт, Нет клюва, а клюёт. (Рыба) | На дне, где тихо и темно. Лежит усатое бревно. (Сом) |
Опасней всех в реке она. Хитра, прожорлива, сильна. Притом, такая злюка! Конечно, это ... (Щука) | Я в иголках, словно ёж, Как зовётся рыба? (Ёрш) |
Учитель: - Назовите, каких рыб вы ещё знаете?
- Размеры рыб самые разные: от 1см до 20м. Тело почти всех рыб покрыто чешуёй, как кольчугой. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт - и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет.
Слайд 13.
Координатор2: - Земноводные - животные, которые получили своё название оттого, что часть жизни они проводят на суше, а часть - в воде. Кожа у них голая, нежная. Это лягушки, жабы, тритоны, саламандры. На нас, людях, лежит нелёгкая обязанность: не дать исчезнуть живому, что так доверчиво окружает нас на земле. Это обязанность сильного Лягушки и жабы должны жить, потому что мы сильнее их...
(Девочка в костюме жабы)
«Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая» Жаба.
- Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу - и они исчезнут.
Слайд 14.
- Пресмыкающиеся – это ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи. Самые большие ящерицы – вараны. А бывают совсем крохотные – со спичку. У ящериц обычно четыре ноги. Но у таких ящериц, как веретиница и желтопёрик, нет ног. А в Мексике живёт ящерица айолот, у которой две ноги.
У змей глаза закрыты тонкой плёнкой, они как в контактных линзах. Язык у змей – орган обоняния и осязания, вместе с веками. Летом резвятся, а зимой спят. Змеи, кроме шипения, никаких звуков не издают.
Крокодилы питаются мясом и рыбой. Охотятся они из засады.
Самые долголетние черепахи живут до двухсот лет. Сколько у черепахи бороздок на щитке, столько ей и лет. Сухопутные черепахи едят растения, а морские ещё и рыбу.
Слайд 15.
Координатор2: - Птицы - животные, тело которых покрыто перьями.
- Отгадайте загадки (2-ая группа загадывает загадки первой группе):
В каждом городском дворе Есть на радость детворе - Птичка, ты её не бей! Эта птичка … (воробей). | По весне к нам с юга мчится Чёрная, как ворон, птица. Для деревьев наших врач. Насекомых ест всех … (грач). |
Небольшая пёстрая птица Не боится зимой простудиться. Угощение наше ей снится, Прилетает к нам часто... (синица). | Он соло пел среди ветвей. Его назвали ... (соловей). На шесте - дворец, Во дворце - певец, А зовут его ... (скворец) |
Координатор2: - Эти и многие другие птицы живут у нас.
Послушайте разговор между Кукушкой и Пеночкой.
Слайд 16. Сценка (две девочки в костюмах).
- Ты чего, Кукушка, головой трясёшь, будто волоском подавилась?
- Каким там волоском! Целая волосатая гусеница в горло попала!
- Ах ты, бедная! Как не повезло-то тебе!
- Это почему же не повезло? Я их, волосатых-то, уже три десятка проглотила. Вот тридцать первую заглатываю. Вкусненькая такая, мохнатенькая!
Учитель: - Чем питается Кукушка? Своих птенцов многие птицы кормят насекомыми, принося этим большую пользу. Какую?
- Кто такой пингвин? (Это птица, которая живёт в Антарктиде)
Слайд 17. Видеофрагмент «Императорские пингвины»
Координатор2: - Звери - или млекопитающие, т.к. своих детёнышей они выкармливают молоком.
Учитель: - Назовите зверей, которых мы можем увидеть в Тамбовской области. (Волк, заяц, белка, кабан, лиса, домашние звери, медведь и т.д.)
Слайд 18.
Учитель: - Определите по описанию, что это за зверь.
- Это крупная лесная кошка. Мех у неё густой, мягкий и очень пушистый. На концах ушей характерные чёрные кисточки. (Рысь)
- Это животное полуводное. Прекрасно плавает. Сооружает из веток и земли хатки. (Бобр)
- А это крупный представитель семейства оленьих. Имеет вес до 500кг. Может легко преодолевать снежные сугробы, болота. Хорошо плавает. (Лось)
- Но из всех зверей мне бы хотелось остановиться на удивительном зверьке, обитающем на территории нашей Тамбовской области и занесённом в Международную Красную книгу и в Красную книгу России.
Слайд 19.
- Это русский выхухоль. Он встречается только в нашей стране и нигде больше. Чем же он интересен? Выхухоль - это животное, сохранившееся от далёких эпох. Сородичи его жили примерно 40 млн. лет назад. И примерно 15 млн. лет назад они вымерли. Сохранился лишь один вид –русский выхухоль.
Выхухоль - это ценный пушной зверёк. Его шкурки ценились выше шкурок бобра. Сейчас охота на него запрещена. Но всё равно, сейчас этот зверёк встречается крайне редко.
д) Учитель: - Вы назвали группы животных. Скажите, а есть ли среди них вредные и полезные животные? (Нет. Они могут быть вредными, например, по отношению к человеку, а по отношению к другим животным - полезными.)
- Итак, с чем же мы сегодня познакомились? (С классификацией животных, узнали, как разнообразен мир животных, поняли, что любое животное имеет право на существование, поэтому нельзя вредить природе.)
Учитель читает: У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить!
Y. Итог урока.
а) Учащиеся высказывают свое мнение по поводу прослушанных презентаций, дают им оценку и самооценку.
б) Если позволяет время, провожу игру – соревнование между группами «Гонка за лидером».
- За 1 минуту нужно ответить как можно на большее число вопросов.
- Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (кукушка)
- Слепыми или зрячими родятся зайцы?
- Кто собирает яблоки спиной? (ёж)
- Пингвин - птица или нет?
- У кого каждый день растут зубы? (у бобра, зайца)
- Какая птица выше всех летает? (орёл)
- Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
- Чем стрекочет кузнечик? (ногой о крыло)
- Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (умирает)
- Кто бежит, выставляя ноги вперёд? (заяц)
- Кровожадный хищник наших лесов? (волк)
- Сколько ног у паука? (8)
- Животное наших лесов, похожее на кошку? (рысь)
- Зимуют ли птицы в скворечниках? (нет, там холодно)
- Где у кузнечика ухо? (на ноге)
- Какое насекомое «носит чин» морского офицера? (бабочка - адмирал)
- Какая птица в мире самая большая? (страус)
- Какое животное обладает самым громким голосом? (крокодил)
- Как называется гнездо белки? (гайно)
- Животное, которое строит дом на реке? (бобр)
- Наука о животных? (зоология)
- Какое животное почти всё время проводит под землёй? (крот)
- Самый быстрый зверь? (гепард)
- Где раки зимуют? (под водой, под корягами)
- Детёныши каких животных питаются молоком чужой матери? (зайчата)
- Прилёт каких птиц означает начало весны? (грачей)
- Родилась в воде, живёт на земле? (лягушка)
- Что теряет лось каждую зиму? (рога)
- Какую корову доят муравьи? ( тлю - коровку)
- Сколько крыльев у жука? (4)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)
- Самый чистоплотный зверёк? (барсук)
- Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)
- Кто охраняет лесную поляну от мух? (стрекоза)
- Какая птица умело подражает голосам птиц? (скворец)
- У какой птицы самый длинный язык? (дятла, до 15 см)
- Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (нет, только от боли)
19.Кто может пить ногой? (лягушка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру 4 класс "Национальные особенности народов России"
В данной презентации рассказывается о русском народе...
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс А. Плешаков ,«Школа России» Тема: «Какие бывают животные»
Конспект урока с использование технологии критического мышления.Презентация к уроку....
Конспект урока по Окружающему миру. 2 класс. Программа \'Школа 2100\'. \'Россия - наша родина\'.
Конспект урока...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс А.Плешаков «Школа России» Тема: «Какие бывают животные»
Конспект урока по окружающему миру 2 класс А.Плешаков «Школа России»Тема: «Какие бывают животные»Цели урока: обобщить знания о животных, научить разделять животных н...
Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Золотое кольцо России. Обобщение. УМК "Школа России".
Цель деятельности учителя:- обобщение знаний о городах Золотого кольца России;Планируемые результаты:Предметные:- знать: достопримечательности городов Золотого кольца России-уметь: находить на карте г...
Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Золотое кольцо России. 1 ч. УМК "Школа России".
Цель деятельности учителя:- формирование знаний о городах Золотого кольца России; знакомство детей с основными достопримечательностями городовЗолотого кольца РоссииПланируемые результаты:Предметные:- ...
Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Золотое кольцо России. 2 ч. УМК "Школа России".
Цель деятельности учителя:- формирование знаний о городах Золотого кольца России; знакомство детей с основными достопримечательностями городовЗолотого кольца РоссииПланируемые результаты:Предметные:- ...