1.Постановка проблемы и актуализация знаний.
Совместное «открытие» знаний.
| « Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн, и я буду их открывать всю жизнь, потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире». В.Бианки Учитель:- Сегодня мы продолжим читать книгу природы, полную тайн и загадок. Слайд 1. - Отправимся с нашими героями в поход в лес. - Прочитайте диалог наших героев. Слайд 2. - Что посоветовал Миша? Стоит ли брать диких животных в руки? Согласна ли с ним Лена? - С кем из наших героев вы согласны?
- Какой возникает вопрос? (Главный вопрос урока записывается на доске.) - На какие вопросы нам нужно найти ответы, чтобы помочь нашим героям? В ходе обсуждения учитель записывает предлагаемые вопросы: - Опасны ли животные? Чем могут быть опасны? - Каких животных следует опасаться? - Как обезопасить себя? - Как оказать первую помощь? ( План в виде вопросов записывается на правой стороне доски. « Мы пока не знаем») - Что мы с вами составили?
-Какие знания нам помогут, чтобы ответить на вопрос урока?
- Какие группы животных мы знаем?
Слайд 3. Заполни таблицу. Обозначьте то свойство, которое есть у данной группы животных. Свойство | Пресмыкающиеся | Птицы | Млекопитающие | Наличие позвоночника |
|
|
| Покров из шерсти |
|
|
| Покров из перьев |
|
|
| Покров из чешуи |
|
|
| Конечности - лапы |
|
|
| Наличие крыльев |
|
|
| Холоднокровность |
|
|
| Теплокровность |
|
|
| Откладывают яйца |
|
|
| Рождают живых детёнышей |
|
|
|
- Какое общее название можно дать этим группам? - Какие ещё группы животных относятся к позвоночным? - Что отличает их от других групп? - В чём преимущества и недостатки внутреннего скелета?
Слайд 4. Выполнение задания на интерактивной доске. - Обведи животных, относящихся к каждой группе (членистоногие, птицы, пресмыкающиеся, млекопитающие). - Каких из этих животных можно встретить в Мордовии? - Каких животных следует опасаться? Почему могут быть опасны?
Работа с рабочей тетрадью. Задание 1. - Рассмотрите маршрут, по которому предстоит пройти нашим героям. - Каких животных они могут встретить на своём пути? - На какие 2 группы можно разделить этих животных, которые встретились на пути? - Чем отличаются?
- Какие опасности их могут подстерегать на этом пути? Определите наиболее безопасный маршрут. - Где мы можем найти ответы на поставленные вопросы и проверить свои предположения? Работа с учебником. - Как обозначена тема нашего урока в учебнике? - Почему именно так сформулирована тема урока? - Прочитав текст учебника, проверим ваши предположения. Работа с текстом. По ходу чтения ведётся диалог с автором с опорой на условные обозначения: В, П, О. Обобщающая беседа после прочтения каждой смысловой части.
- Чем же опасны птицы?
- Чем могут заразить человека больные голуби?
-На какое заболевание оно похоже? Какие симптомы?
-Чем еще опасны дикие животные? -Что нужно делать человеку в случае, если его укусило дикое животное?
- Чем опасны змеи и другие ядовитые животные?
-Что нужно делать при укусе насекомого?
|
Высказывания детей.
- Как себя вести при встрече с животными?
-План нашей работы.
- Знания об изученных группах животных.
- Позвоночные.
-Внутренний скелет состоит из подвижных частей - костей. У таких животных есть возможность совершать различные движения. Такой скелет растёт вместе с животным, не требуется его замена. - Такой скелет не защищает тело животного снаружи.
Дикие и домашние. Домашние животные живут рядом с человеком, человек обеспечивает их пищей, защищает, ухаживает за ними. Дикие животные живут в природе, добывают пищу самостоятельно, защищают себя сами. Высказывания детей.
Найти нужную информацию в учебнике.
« Осторожно, животные!» Высказывания детей.
- Здоровых голубей поймать трудно. Если вы видите голубя, который не улетает от вас, значит, он болен. - Очень серьезным заболеванием – орнитозом
- Похоже на воспаление легких и сопровождается высокой температурой, кашлем, болью в груди.
- Они переносят бешенство. -Нужно промыть рану марганцовкой или перекисью водорода, кожу вокруг раны обработать зеленкой и, конечно, обратиться к врачу. - Нужно опасаться ядовитых змей, некоторых пауков и насекомых. При этом важно знать, как себя вести, если вас все же укусила змея. - Надо удалить жало, промыть ранку слабым раствором марганцовки или перекиси водорода. - Можно положить холод на место укуса, выпить глюконат кальция и димедрол. | Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные: формирование умения прогнозировать предстоящую работу, определять цель деятельности.
Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные логические: анализ, синтез, классификация, подведение под понятие
Познавательные: структурирование знаний.
Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций.
Познавательные: делать предварительный отбор источников информации Регулятивные: формирование умений действовать по плану. Познавательные: умение извлекать информацию, добывать новые знания из различных источников и различными способами.
|
Самостоятельное применение знаний.
Подведение итогов работы.
Рефлексия |
- Прочитав текст, на какие вопросы мы нашли ответы?
-На все ли вопросы нашли ответы? - Какой вывод можем сделать? Формулирование вывода: Обращаться с дикими животными нужно осторожно, никогда не следует прикасаться к ним. ( Вывешивается на доску) Физминутка. « Дикие - домашние» - Только ли с дикими животными нужно быть осторожными? - Если домашние животные живут рядом с человеком, человек обеспечивает их пищей, защищает, ухаживает за ними, то нужно ли их опасаться?
Слайд 5. Диалог Лены и Миши. - Как вы думаете, что ответил Миша? - Стоит ли гладить незнакомую собаку? Работа с учебником. - Прочитайте текст « Домашние животные» на стр. 118 -119 учебника, проверьте ваши предположения. Найдите ответ на вопрос: Как следует себя вести с домашними животными? Работа с текстом (в парах). По ходу чтения ведётся диалог с автором с опорой на условные обозначения: В, П, О. Самостоятельная работа по проверке читательских умений. Тест (работа в парах). Приложение 2. Проверяются умения: - вычитывать из текста фактуальную информацию, подтекстовую, концептуальную;
- ориентироваться в структуре текста,
- объяснять и оценивать прочитанное;
- определять тематическую принадлежность текста.
- Прочитав текст, на какие вопросы мы нашли ответы? - Какой вывод можем сделать? Формулирование вывода: Никогда не подходи к домашнему животному без разрешения хозяина. Будь осторожен с незнакомыми животными. ( Вывешивается на доску) Первичное закрепление знаний. Фронтальная работа. Вставьте недостающие слова. Выбери правильный вариант (интерактивная доска) Слайд 13. __________________ к диким животным. __________________на руки диких животных. _______________змей, дать им спокойно уползти. При укусах змей, диких животных срочно _______________________________________. ___________________ к домашним животным без разрешения хозяина. При укусе обработать рану, _________________________. С незнакомыми домашними животными быть _________________________.
Самостоятельное применение знаний. Выполняются задания 1 - 3 ( по выбору). Приложение 3. 1.На каких рисунках ребята ведут себя правильно? Объясни свой выбор.
2. Каких из нарисованных собак следовало бы избегать на улице? Объясни, какие чувства они проявляют (дружелюбие, злость, страх).
3.Какую из незнакомых собак ты погладишь? Подчеркни правильный ответ. А. Дружелюбно виляющую хвостом. Б. Злобно лающую. В. Никакую. Объясни свой выбор.
- Смогли ли мы помочь нашим героям? На все вопросы нашли ответы? Как мы можем ответить на главный вопрос урока? Какой вывод можем сделать? - Почему тема урока сформулирована « Осторожно, животные!» Используя опорные таблички на доске, составьте связный рассказ « Как вести себя при встрече с животными». - Какие умения формировали?
Рефлексия. - Смогли на сегодняшнем уроке сделать своё маленькое открытие? Удалось ли вам немного приоткрыть книгу природы, понять её тайны и загадки? - Какие маленькие открытия вы смогли сделать для себя? - Как ваши открытия вы сможете использовать в жизни? - Окружающий нас мир прекрасен и интересен. Мир животных очень разнообразен. Не надо бояться окружающей природы, нужно её знать и здраво оценивать существующие опасности. Не нужно вмешиваться в жизнь дикой природы, не нарушать действующие в ней порядок и равновесие. Домашнее задание. Составить книжку - памятку « Как вести себя при встрече с животными». |
Высказывания детей.
После завершения работы в парах, ученик проверяет правильность выполнения теста с использованием интерактивной доски. Даёт самооценку выполненной работы. Группы, сравнивая свои работы с представленным образцом, дают самооценку работы своей группы. (Слайды 6- 12)
После завершения работы, проверяется правильность выполнения с использованием интерактивной доски. Проводится самооценка выполненной работы. Ученики, сравнивая выполненные задания с представленным образцом, дают самооценку своих работ.
Слайды 13 -15.
Высказывания детей. |
Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы, устанавливать аналогии, обобщать и классифицировать.
Познавательные логические: установление причинно – следственных связей. Познавательные логические: анализ, синтез, классификация, подведение под понятие
Познавательные: структурирование знаний.
Регулятивные: умение определять успешность выполнения задания, оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после завершения.
Личностные: умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Регулятивные: умение определять успешность выполнения задания, оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после завершения.
Познавательные: структурирование знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: контроль, коррекция и оценка.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: структурирование знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: контроль, коррекция и оценка.
Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|