статья "Общие вопросы организации экскурсии по предмету «Окружающий мир» в начальной школе"
статья по окружающему миру (1 класс) на тему
Экскурсии,которые проводятся с учениками начальной школы, являются учебными, т.к. относятся к формам организации обучения. Все они связаны с темами программы учебного предмета "окружающий мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Общие вопросы организации экскурсии по предмету «Окружающий мир» в начальной школе
Экскурсия – форма организации обучения. Основной метод, который в ней используется – наблюдение.
Экскурсия является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную активность младшего школьника. Её содержание определяется учебной программой.
Цель экскурсии – научить детей правильно видеть, слышать, осознавать наблюдаемое, устанавливать простейшие связи и зависимости между явлениями, развивать у школьников наблюдательность, внимание, память. Экскурсия как процесс познания представляет собой предметно-чувственную, практическую деятельность людей. Объекты познания - предметы внешнего мира.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с природой, учатся видеть и понимать её красоту. Познание природы, оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей, раскрывает гармоничность и слаженность жизни. Развивается эстетическое чувство, пробуждается интерес и любовь к природе. На экскурсиях учащиеся познают природу во всем её многообразии.
Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, т.е. изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности.
Экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях. Таким образом, экскурсии имеют немаловажное значение для воспитания коллективистских навыков.
Каждая группа экскурсий имеет свою специфику и требует серьёзной предварительной подготовки руководителя и учащихся.
Экскурсии проводятся во всех тех случаях, когда предметы или явления природы должны быть рассмотрены в естественной обстановке. Каждая экскурсия имеет три этапа: подготовка экскурсии, её проведение, обработка материалов экскурсии и использование их на последующих уроках.
Готовясь к экскурсии, учитель определяет её задачи, объем и содержание материала, который надо проработать на ней, место экскурсии в общей системе программных вопросов. Очень важно хорошо изучить место проведения экскурсии. Это надо делать даже в тех случаях, когда оно знакомо учителю. В процессе ознакомления с местностью найти наиболее интересные типичные объекты; изучить и определить маршрут, удобные места для остановок; продумать характер самостоятельных наблюдений учащихся; выяснить, что ребята могут собрать для коллекций (без ущерба для природы); составить план проведения экскурсии, наметить основные вопросы для итоговой беседы.
Главное, чтобы учащиеся знали, что и как надо увидеть, рассмотреть, узнать в природе.
В структуре самой экскурсии выделяются следующие основные моменты: вводная беседа, самостоятельная работа детей по выполнению заданий, беседа по материалам самостоятельных работ, подведение итогов экскурсий.
Перед началом экскурсии учитель предварительно в классе должен провести инструктаж о правилах поведения в природе, о движении на маршруте, о поддержании определённой дисциплины.
Вводная беседа к экскурсии может быть проведена в классе или на месте экскурсии. В ходе её сообщается цель и задачи экскурсии, выясняется готовность детей к восприятию содержания экскурсии, сообщаются задания для работы на экскурсии (полностью или частично). Учитель ставит вопросы, которые они должны будут решить на экскурсии; распределяет задания для наблюдений и сбора природного материала. Необходимо объяснить, что и как нужно подготовить экскурсантам, какие должны быть сделаны записи, как оформить результаты наблюдений.
Во время проведения экскурсии необходимо организовать активную работу экскурсантов, не оставлять их только зрителями и слушателями. Для этой цели им следует давать индивидуальные самостоятельные задания, такие как отыскание, сбор и распределение материала, наблюдения за теми или иными явлениями природы, выполнение конкретных замеров и пр.
В младших классах самостоятельная работа учащихся по изучению намеченных объектов ведётся в процессе наблюдений по вопросам-заданиям. При подготовке к экскурсии учитель тщательно продумывает задания, которые должны направить внимание детей на нужный объект или явление, помочь детям провести сравнение изучаемых объектов, рассмотреть объект по частям, обнаружить и дать характеристику некоторым качествам предмета, явления и т.п. При этом учителю следует помнить, что в задания включается только тот материал, который вполне конкретно можно изучить на экскурсии. Не следует говорить о том, что дети не смогут увидеть в природе в данный момент.
Во время экскурсии должна быть конкретность материала, изучаемых объектов и заданий. Длинных и словесных объяснений и всяких отступлений лучше избегать.
Не следует также перегружать детей множеством специальных терминов и названий тех или иных объектов. Следует иметь в виду, что детям свойственно желание узнать название того или иного предмета - это совершенно естественное стремление соотнести предметное и словесное представление о конкретном объекте. На экскурсиях с младшими школьниками целесообразно рассматривать не более 8-10 объектов. Задача экскурсии - вскрыть те связи и соотношения, которые наблюдаются в природе.
Учитель должен правильно показывать на экскурсии различные объекты, не исключая и самых мелких. Давая какое-нибудь объяснение, учитель должен сначала убедиться, что все экскурсанты собрались вокруг него. поэтому учащиеся заранее знакомятся с правилами поведения на экскурсии.
Учебная экскурсия не должна превращаться в прогулку, поэтому необходимо приучить учащихся все свои наблюдения и работы записывать в тетради, не полагаясь на свою память; иначе многое ими будет забыто.
По материалам проведённых наблюдений обязательно организуется беседа. Она может проводиться одновременно с наблюдениями: учитель даёт задание, дети выполняют его, сразу говорят о результатах своих наблюдениях. Иногда можно давать сразу несколько заданий, учащиеся выполняют их, затем через определённое время по сигналу учителя собираются в указанном месте, где и проводится беседа.
В конце каждой экскурсии подводится итог. В нем выделяются те основные сведения, которые дети узнали на экскурсии.
Иногда на экскурсии дети делают сбор природного материала, который должен быть строго ограничен - ровно столько, сколько нужно для последующей работы в классе. Кроме того, должны быть строго определены объекты для сборов. Без ущерба для природы можно собирать опавшие листья, растения-сорняки, ветки деревьев и кустарников после обрезки и расчистки посадок. Сбор любых живых объектов должен быть целесообразным, а сами объекты должны быть использованы впоследствии для пополнения школьных пособий или подробного изучения в классе. В противном случае достаточно провести наблюдение на экскурсии. Это способствует выработке у школьников природоохранных навыков и экологическому воспитанию не на словах, а на деле.
Из собранных материалов и рисунков можно организовать выставку по теме экскурсии. Обработанные материалы экскурсии обсуждают в классе. Лучшие материалы передают в школьный кабинет для последующего использования в классной работе.
Экскурсия может считаться законченной, когда проведены все необходимые работы, наблюдения, а собранный материал в достаточной мере проработан и подведены итоги экскурсии. Учащиеся обрабатывают свои экскурсионные записи, рисунки, собранные материалы. Содержание записей, дневников оформляется в виде выводов или кратких сообщений.
В заключении необходимо оценить качество работы учащихся на экскурсии и при подведении итогов, выставить оценки.
Время проведения экскурсии с младшими школьниками не должно превышать 45 минут, т.к. более длительные экскурсии утомляют учащихся или требуют некоторого перерыва в работе и отдыха.
Во время подготовки к экскурсии дети должны ознакомиться с Памяткой для проведения наблюдений в природе.
Итак, организуя наблюдения, учитель должен принимать во внимание следующие рекомендации:
1) чётко формулировать перед учащимися общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи;
2) организовать условия для возможно более эффективного наблюдения: продумать место наблюдения, расположение объектов, рациональное размещение детей;
3) намечать план и способы наблюдения, готовить вопросы, которые будут заданы во время последовательного рассмотрения объекта, а также пот ходу диалога с детьми;
4) кроме непосредственного рассматривания, которое на основе зрительного восприятия, использовать другие анализаторы - слух, вкус, обоняние.
5) заранее наметить и продуктивную деятельность, которая будет использована в процессе наблюдения. Это прежде всего выполнение разнообразных зарисовок, схематических изображений предметов, моделирование их, сбор природного материала для дальнейшей работы в классе.
Литература:
1. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1.
2. Бурова Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе. - М., 2006.
3. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.
4. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. Начальная школа, 1998, №6.
5.Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения / Н.Ф.Виноградова – М. : Вентана-Граф, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности по предмету "Окружающий мир" в начальной школе
В публикации обобщается учебно-методический опыт коллег по организации проектной деятельности по окружающему миру в начальной школе. Рассматриваются цель и задачи курса внеурочной деятельности, ценнос...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ФАКТОР ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Методические рекомендации при организации сотрудичества на уроках...
Организация и проведение недели окружающего мира в начальной школе.
Данный материал поможет учителям начальной школы провести неделю окружающего мира интересно , познавательно и творчески....
Программа по предмету "Окружающий мир" УМК "Начальная школа XXI века" 1-4 класс
Программа по предмету "Окружающий мир" УМК "Начальная школа XXI века" 1- 4 класс содержит следующие разделы:- планируемые результаты учебного курса;- содержание курса "О...
Доклад на тему: «Место и роль предмета «Окружающий мир» в начальной школе»
Доклад для МО учителей начальной школы....
Методические рекомендации по изучению предмета «Окружающий мир в начальной школе.
Методические рекомендации по изучению предмета «Окружающий мир в начальной школе....
Использование возможностей цифровой образовательной платформы «мобильное электронное образование» при проведении уроков по предмету «окружающий мир» в начальной школе
Актуальность. Мобильное электронное образование становится неотъемлемой частью современного образования в период развития информационных технологий в современной педагогической система....