Открытый урок по теме "Степь"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок природоведения для начальной школы « Природные зоны России. Степь».

 

Представленный конспект содержит разработку урока природоведения для 4-го класса по теме « Природные зоны России. Степь». Урок изучения нового материала и первичного закрепления. В организации урока используется исследовательский метод, основанный на решении проблемных задач. Ребята проводят исследовательскую работу, находят информацию в дополнительной литературе, слушают сообщения ребят.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зона степей

Цели: 

сформировать у учащихся представление о природной зоне степей;

ознакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром;

развивать умения  работать с картой, дополнительной литературой, гербарием;

 учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Оборудование: карта «Природные зоны», физическая карта, карточки с названиями изученных  зон, схема влияния (Солнце – климат – почва - растения - животные ), фотографии изученных зон, презентация, карточки опоры, информационные карты с материалом энциклопедий и справочников, гербарий растений степи,  схемы положения уровня солнца в разных зонах,

Ход урока:

1.Организационный момент.

Я рада этой новой встрече,

Мне с вами интересно друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок наш пошел каждому впрок,

Активно включайся в работу дружок!

2.Актуализация знаний.

- Сегодня мы продолжаем путешествие по родному краю. У нас определён четкий маршрут, мы с вами путешествуем, изучая природные зоны России. В ходе наших исследований мы с вами познакомились с тремя зонами России.  

      -  Назовите зоны в порядке, их изучения. 

(карточки названия зон  расположить на доске по горизонтали)

- Как вы думаете, почему изучение природных зон начинается с самой северной зоны- зоны Арктики? (возможность проследить взаимосвязь живой природы от положения солнца, сравнивая с более южными зонами)

- Мы с вами составили схему влияния (вспомнить)

Солнце – климат – почва - растения - животные

- Все эти взаимосвязи мы рассмотрели.  А сможете ли вы, по описанию узнать изученные зоны? И найти соответствующее фото?

(закрепить фото под карточку названия зон)

            

   

                                         

           

                                                         

  1. Зима в этой природной зоне – это долгая ледяная ночь. Лето короткое. Ветер пахнет цветами. Над цветами басом гудят шмели, а над головою воют тучи комаров. Можно увидеть и лес – высотой по колено? Деревья в нем толщиной с карандаш стелятся по земле Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых - занятия населения.                                                                                                        

         

  1. Необъятные ледяные просторы, часто бушуют метели, свирепствуют морозы, очень суровая зима, холодное лето, полярная ночь, ураганные ветры, северное сияние, все живое улетело на юг, либо улеглось в спячку. Ведутся научные исследования.

  1. Большие могучие деревья, обильная растительность, многообразие животного мира. Безморозный период, с температурой выше +10оС, непродолжительный, крестьянин должен быстро посеять, убрать сено, урожай пока хорошая погода. Отсюда поговорка «Летний день год кормит».

      Занятия населения: охота, лесозаготовка, животноводство, изготовление товаров

                  на фабриках и заводах.

  1. Летом – полярный день. Лето очень короткое. Вся природа преображается, прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах, свободных ото льда. Гомон стоит невообразимый. Кроме птиц на лето приплывают огромное количество ластоногих: сивучи, морские львы, моржи, котики. Человек в таких условиях  очень ограничен в хозяйственной деятельности – рыбная ловля, охота на морского зверя.                                          

3. Сообщение темы и цели.

- Послушайте ещё одно описание.

Какое раздолье! Какая ширь! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И, кажется, нет ей конца, нет ей предела. Открытая местность, почвы богаты

перегноем. Люди занимаются: растениеводством, скотоводством, добычей

полезных ископаемых.(?)

- Как вы думаете, можно ли отнести это описание к одной из изученных зон?

- А есть ли общее? В чём разница? (Арктика, занятия человека)

- Следует вывод, что с этой зоной мы не знакомы, и нам сегодня предстоит познакомиться.  Приложение  2 ,  слайд 1 

Как вы думаете? А что нам сегодня предстоит выяснить?

(ответы детей)

4.Работа над новым материалом.

а) Положение на карте.

- В первую очередь нам необходимо определить, где же находится  зона степей.

-Следуя своему опыту изучения природных зон, предположите, где находится степная зона. (южнее зоны леса)

- Давайте проверим наши предположения, поработаем с главным помощником географов – картой. Нам потребуется карта природных зон и физическая карта.

   С.77 и С.64 (учебник)

- Дать чёткий ответ поможет

Карточка опора №1 

К-1

1.Где расположена зона степей?                                                                                                                              

2.Какую территорию она занимает по отношению к другим зонам?

3.Как выглядит земная поверхность зоны?

Степная  зона расположена ……………........зоны………, на карте она обозначена  ………..

По отношению к другим зонам она имеет…………….размер

 Зона степей тянется вдоль…………………границы России. Большая часть зоны расположена на……………………………………………..и небольшая часть на……………………………….

- Ваша задача, работая в паре выяснить:

-Где расположена зона степей?

-Какую территорию она занимает по отношению к другим зонам?

 -Как выглядит поверхность зоны?  

- Мы выяснили  географическое положение зоны. И если кто-то летом отправится  в гости в Саратов, Самарскую область. Посмотрев на карту, будет знать, что перед ним предстанет совершенно иная природная зона. А с каким климатом, растениями и животными там можно встретиться,  мы выяснять будем дальше.

б) Климат

(Обращаясь к схеме влияния)

Теперь наверно всем, интересно узнать какой же климат в степи,  что и как его формирует?

Можно конечно открыть учебник и прочитать об этом.

А давайте мы с вами проведём маленькое исследование, и определим, от чего зависит климат степей.

  • Карточка №2 взять карточку

К-2       

1.Рассмотрите схемы  и определите, как влияет положение солнца в зоне степи  на климат в этой зоне?  

2.Как влияет положение степной зоны относительно Арктики и экватора, на климат в этой зоне.

*3.Как влияет на климат положение степи относительно предыдущей и следующей зоны.

*4.Как вы думаете? Почему лесная зона на востоке не доходит до тихого океана?

По сравнению с другими зонами, солнце в степи находится……………

Значит……………..

Степная зона находится к экватору…………….и……………от Арктики.

Работа в группе. Одна голова хорошо, а 4 лучше. (физическая карта, карта природных зон, схемы положение солнца в изученных зонах)

Я буду рада, если вы попытаетесь ответить на сложные вопросы №3 №4

1Д.  Итак, к какому выводу вы пришли? Что влияет на формирование климата в степной зоне? (сильный ученик)

2Д. Так давайте проверим, верно, ли наше утверждение?

(книга-учебник, стр. 114 второй абзац)

 Мы сделали правильный вывод.

-Теперь я думаю, что всем понятно, что климат степей более жаркий, чем в предыдущих зонах.

-открываю схему зоны степей (читает слабый ученик)

      В) Растительный мир

- Жаркое лето, более мягкая зима, плодородные почвы.

Как здорово! Благоприятные ли условия для растений?

- Давайте вспомним, что необходимо растениям?

Всё есть необходимое.

- Можно предположить, что растительность очень богатая?

- Наверно уже хочется посмотреть, как выглядит степь? Слайд  2, 3

- Как вы думаете, в какое время года сделано фото?

- Пробуждение природы яркость красок, всё так радует глаз, но посмотрите внимательно, вам не кажется, что чего-то не хватает?

(возможно стихотворение)

Степь.

Едешь, едешь – степь да небо,

Точно нет им края.

И стоит вверху над степью, тишина немая.

Нестерпимою жарою

Воздух так и пышет:

Как шумит трава густая,

Только ухо слышит.

Едешь, едешь – как шальные

Кони мчаться степью

Вдаль курганы, зеленея,

Убегают цепью.

Промелькнут перед глазами две-три старых ивы –

И опять в траве волнами

Ветры – переливы.

Едешь, едешь – степь да небо

Степь, все степь, как море…

И взгрустнется поневоле

На таком просторе.

(нет высокорослых растений)

1д. Возникает вопрос. Почему при наличии всех необходимых компонентов нет высокорослых растений?

- Мы с вами знаем, что растения умеют приспосабливать к природным условиям

- Иллюстрации растений  степи, гербарий  внимательному наблюдателю подскажут, как они приспособились к зоне степи, и помогут нам разобраться, почему нет деревьев. Также нам предстоит обратиться к материалам энциклопедий и справочников.

Работа в группе. Каждой группе предложен материал для изучения одного растения.

приложение 1.doc

После чего сильный ученик делает вывод.

Рассказ ученика сопровождается показом слайдов для всех учащихся

Слады 4.5.6.7.

К-3

Растение называется………………………………..

Листья у растения…………………………….., это говорит о том………………………………………………..

Корень………………………………………………………………………значит………………………………………..

Растение приспособилось к………………………………….. климату………………………………………………..

Растение относится к ( деревья ,травянистое, кустарники)………………………………………………………

Так каковы особенности растений степи?

 Сильный ученик делает вывод

- Растения степи по разному приспособились у природным условиям, есть растения, которые появляются сразу после  таяния снега, пока в почве много влаги, это такие как тюльпан, ирис, их корни в виде луковицы и утолщёний помогают им накапливать влагу и питания. Другие растения имеют тонкие длинные листья, сильно разветвлённую корневую систему, чтобы  корни, проникая в глубь, могли получать влагу. Вывод растения приспособились к засушливому климату. Для растения высокорослых растений нет условий. Слайд 8

3Д. Какие основные растения степей? На схеме слабый ученик закрепляет. В основном растения травянистые.

 (можно сравнить с тундрой, в какой зоне тоже нет высокорослых растений, сопоставить причины, ветер суховей)

Деревья  встречаются только в низинах, так как там скапливается влага.

Г) Животные

Если большое кол-во травянистых растений, следовательно - много насекомых, птиц.

А знаете ли вы?

Что в степях живёт больше 50 видов млекопитающих и более 250 видов птиц. И совсем не много крупных растениеядных животных.

. Так почему при таком огромном количестве трав и растений очень мало крупных растениеядных животных?

- А в этом нам помогут разобраться ребята, которые, заглянув вперед, подготовили сообщения о животных степей.

Кузнечик Слайд 9,

Дрофа Слайд 10,

Красавка Слайд 11,

Гадюка    Слайд 12

- Каких животных вы запомнили? Где живут?

Что объединяет всех этих животных? (окраска под цвет степей серо-бурого цвета, растениеядные, имеют норы, птицы вьют гнёзда на земле, хорошие бегуны - поиск пищи и воды,  спасение от преследования)

      Так почему нет крупных растениеядных животных?  (медведь, лось - нет жилищ)

 3Д Кто обитает в степной зоне?

(вопрос звучит третий раз, на него отвечает слабый ученик)

5 Итог урока

- Ну что ж, теперь мы можем точно сказать, что описание, которое звучало в начале урока (напомнить)

 - Какое раздолье! Какая ширь! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И, кажется, нет ей конца, нет ей предела. Короткая зима. Жаркое продолжительное лето, открытая местность, почвы богаты

перегноем.

- Это описание степной зоны

Кто может подвести итог урока и сделать вывод?

Зона степей находится южнее лесной зоны, на карте окрашена в жёлтый цвет, климат жаркий, мало влаги, частые ветра, растительность травянистая, животные в основном небольшие это грызуны которые живут в норах,  птицы вьют гнёзда на земле.

6. Домашнее задание

Закрепить стр.114-118, раб. тетрадь в. 1-6

*Дополнительное  задание.

Проведите исследование.

 Для любознательных ребят, которые любят сами исследовать, я хочу предложить следующее задание, выясните. А есть ли у нас на планете, территории, с такими же природными условиями как наша степная зона, возможно, они имеют ещё какие-то названия.  Выяснить какие там обитают животные, растут растения, есть ли отличия.

Ссылки на использованные картинки:

       http://popnano.ru/images/analit/arktika.jpg

      http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:a1LHImUYGSjRQM

      http://exdiablo.ru/town?razdel=1&object=2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Степь

Слайд 2

Весна в степи

Слайд 4

ТИПЧАК

Слайд 5

ПЫРЕЙ

Слайд 6

Тюльпан

Слайд 7

Ирисы

Слайд 9

кузнечик

Слайд 10

Дрофа

Слайд 11

Журавль-красавка

Слайд 12

Степная гадюка

Слайд 13

Литература: http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=2355200&tagid=29380 http ://countryinf.ru/category/klimat-kazaxstana http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B2%D1%81%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0 http://serfing-rj.narod.ru/recept5c.html http://www.molbiol.ru/pictures/183266.html http://blogs.privet.ru/user/emma_867/tags/416471 http://agniphoto-com.1gb.ru/view0.asp?id=17970 http://mpr.stavkray.ru/natres/biores/flora/03.jpg http://arsenal-tour.ru/articles/40.html http://static.vet.apteka.uz/images/0_pticu1.jpg http://www.birds.kz/Anthropoides%20virgo/main_photo.jpg http://flofa.org.ua/z6_vipe.jpg



Предварительный просмотр:

  • Зла́ки— семейство однодольных растений, к которому относятся такие известные и давно используемые в хозяйстве растения, как пшеница, рожь, овёс, рис, кукуруза, ячмень, просо, бамбук, сахарный тростник. Злаковые в природе расселены по всем континентам (один вид встречается даже в Антарктиде). Составляют значительную часть фитомассы во многих зонах, а в степях и саваннах — подавляющую часть.

Цветок с трёхлучевой, включает в себя три лепестка,. Соцветие, как правило, сложный колос (например, у пшеницы, ржи), у культурной кукурузы — початок (у дикой кукурузы — простой колос). Цветки невзрачные, насекомыми не опыляются

  • Корсак похож на обыкновенную лисицу, но заметно мельче с более крупными ушами и высокими ногами. Общая окраска светлая, серая или рыжевато-серая. Выражен сезонный морфизм в длине меха: зимой мех длинный и пышный, летом — короткий и прилегающий.

 От обыкновенной лисы корсак отличается тёмным концом хвоста.

 Корсак распространён в степях, полупустынях и отчасти в пустынях.

 

Густой растительности, лесов и распаханных полей он избегает. Живёт корсак в норах, что обусловлено его средой обитания — засушливыми районами с жаркими днями и холодными ночами летом и с суровыми зимами. В качестве жилья использует норы сурков, приспосабливает норы сусликов и больших песчанок, изредка занимает старые норы барсуков и лисиц. Самостоятельно норы роет редко. Иногда норы располагаются группами, но только одна из них является жилой. Нора корсака обычно неглубокая, длиной около 2,5 м и с несколькими входами.

 Охотится корсак в одиночку, преимущественно в сумерках. Обладает хорошим обонянием, зрением и слухом. Охотясь, он медленно идёт или трусит против ветра и, почуяв добычу, стремится настичь. Человека подчас подпускает очень близко. Иногда, не имея возможности скрыться, затаивается, прикидываясь мёртвым, но при первой же возможности убегает.

 Питается корсак, в основном, мелкими грызунами (полёвки, пеструшки, мыши, тушканчики), пресмыкающимися, насекомыми, птицами и их яйцами. Реже добывает сусликов, ежей, зайцев

  • . Толковый словарь русского языка дает такое определение. Степь – это безлесное пространство с травянистой растительностью, засушливое и обычно равнинное, расположенное между зоной лесов и зоной пустынь.
  • В одной из телевизионных передач актер театра и кино Э. Виторган говорил, “В молодости я побывал в степи. Осталось жуткое впечатление. Степь - это ужасное, голое место, знойный ветер, пыль, палящая жара. Воздух такой горячий, что трудно дышать. Степь - безжизненная пустыня”.
  • Что означает: “Степная земля бесконечна, как время”?

Степь. Ровная, словно скатерть, расстилается необъятная равнина, и там, где на ней сохранились участки степной целины, она кажется, в начале лета серебряной от цветущего ковыля и волнуется, словно море. Ковыльная степь не изобилует множеством красок. Лишь в более северной ее части растут ярко цветущие растения разнотравья. Яркой, пестрой от разнообразия красок, становиться степь весной. Весна в степи длиться не долго – 2–3 недели. Это время между снежным покровом и засушливым летом. Это то время, когда появляются в степи растения – эфемеры: тюльпаны, ирисы, пионы и др. Пройдет немного времени и исчезнет яркий цветной ковер. Останутся лишь подземные части растений – луковицы, корневища и будут ждать в земле следующей весны, перенося летнюю засуху и зимние холода. Это растения – эфемеры – растения с коротким сроком вегетации.



Предварительный просмотр:

Ковыль

                   

  • Ковыль, род растений семейства злаков. Преимущественно многолетние травы с узколинейными вытянутыми листовыми пластинками похожих на проволоку, с коротким мощным разветвлённым корнем. Колоски одноцветковые, немногочисленные, в рыхлой, реже сжатой метёлке. Будучи сухолюбами, Ковыль селится на степных лугах, на сухих открытых холмах, на скалах и каменистых россыпях.  Ковыль — ценное кормовое растения. Некоторые сорта дают сырьё для бумажной промышленности.

  • Ковыль — засухоустойчивый злак. Густой пучок его шнуровидных корней образует плотный дерн, широко и глубоко проникает в степную почву и высасывает из нее всю влагу, которой летом в степи не так уж много. Листья ковыля длинные, узкие, часто свернутые вдоль; они приспособлены к очень малому испарению драгоценной влаги. Цветки, невзрачные, как у всех злаков, собраны в редкую метелку. После цветения формируется плод ковыля — зерновка. Нижняя цветковая чешуя, охватывающая зерновку, несет длинную, опушенную серебристыми волосками ость. Когда семена созревают, зерновка отделяется от растения и на далекое расстояние переносится ветром на пушистой ости, как на парашюте.

Типчак

  • Многолетнее травянистое растение.Стебли многочисленные, прямостоячие.

Листья темно-зеленые; линейные, узкие; шириной 1-2 мм.Корневая система разветвлённая. Соцветие - метелка, колоски многоцветковые.Плод - продолговатая зерновка.Низовое корневищно-рыхлокустовое растение, образует большое количество отпрысковых побегов. Образует прочную, упругую дернину.

  • Типчак - наиболее широко представленное в составе степных травостоев пастбищное дерновинное растение высотой 10-20 см. Обычно типчаком называют разные виды степных овсяниц   однако они очень сходны по строению и кормовым качествам. Типчак хорошо поедается скотом, особенно овцами и лошадьми, устойчив к выпасу, засухоустойчив, быстро отрастает после стравливания.

  • Высота типчака не превышает полуметра. Корни его более рыхлые длинные , чем у ковылей , а листья короче длиннее и тоньше. Совершенно иной вид имеет и соцветие – метелка. Длинных нитевидных волосков у цветков нет. Типчак считается хорошим кормовым растением.

Тюльпан

  • Тюльпан, пожалуй,— самая популярная широко распространенная, очень декоративная луковичная культура из семейства Лилейных. В природе существует около 150 видов

  • Луковица тюльпана представляет собой видоизмененный побег. Донце луковицы — это сильно укороченный стебель, на нем расположены сросшиеся чешуи, в которых откладываются запасные питательные вещества.  Весной, когда начинается рост растения и питательные вещества поступают уже из почвы, луковица начинает быстро развиваться и становится самой крупной.

  • После цветения, когда прекращается рост надземной части, чешуи материнской луковицы полностью усыхают, образуя гнездо новых луковиц.

  • Быстрое развитие тюльпанов весной предъявляет особые требования к почве. Она должна содержать большое количество питательных веществ в доступной для растения

ПЫРЕЙ ПОЛЗУЧИЙ

  • Народные названия: житняк, собачий зуб.

Многолетнее травянистое растение семейства злаковых высотой до 1 м. Корневище длинное (достигает нескольких метров), ползучее, узловатое. Корни проникают в почву на глубину до 1 м. Стебли приподнимающиеся, голые, облиственные, внутри полые. Листья очередные, плоские, узколинейные, шероховатые, сине-зеленые или сероватые. Цветки с зелеными чешуями, собраны в прямые, длинные и узкие колосья. Колоски 5-7-цветковые, сжатые с боков, сидящие по одному и обращенные к оси колоса своей широкой стороной; колосковых чешуй 2, они остроконечные; нижняя цветковая чешуя голая. Плод - пленчатая удлиненная зерновка ладьеобразной формы. Одно растение с многочисленными побегами может давать до 10 000 семян. В почве семена сохраняют всхожесть до 12 лет. Цветет в июне - июле, плоды созревают в июле - сентябре. Размножается главным образом корневищами, длина которых в почве может достигать несколько сотен километров на гектар и иметь до 250 миллионов почек. Растет на пустырях, залежах, лесных полянах, по опушкам леса, у дорог. Предпочитает богатые почвы. Злостный сорняк полей и огородов.

  • Семейство злаковые. Многолетнее травянистое растение с очень длинным до 0,5 м и более, ветвистым шнуровидным корневищем. Стебли высотой 50-120 см. Листовые пластинки 5-10 мм шириной, плоские, с тонкими жилками. Колос 7-15 см длиной, прямой, с плотно расположенными колосками. Колоски голые, 10-15 мм длиной, 4-7 цветковые. Цветет в июне-июле, плодоносит в августе.

Распространен практически везде Обычное растение для России. Растет на прибрежных песках, лугах, полянах, в степях, по обочинам дорог, в полях и огородах, на сорных местах. Злостный и трудно  искоренимый сорняк.

                                                           Ирис

  • Короткокорневищный травянистый многолетник. Произрастает в типчаково-ковыльных степях по щебнистым и каменистым склонам степных холмов, на песчаных террасах речных долин. Размножается семенами и ветвлением корневища.

   

  • Многолетние травянистые корневищные растения, подземные корневища уплотненные (запасают питательные вещества), погруженные в почву или расположенные на поверхности, состоящие из отдельных звеньев, несущих пучки листьев. На нижней поверхности корневища развиваются шнуровидные корни. Листья мечевидные, плоские, двухрядные, иногда линейные, тонкие. Стеблевых листьев мало или их нет. Цветки одиночные или в малоцветковых соцветиях, у отдельных видов душистые, отличаются изящной формой и разнообразными оттенками, от чисто-белых, желтых, красных, голубых, розовых до фиолетовых и почти черных. Цветок крупный, простой. Цветут ирисы в мае. Цветки живут один — пять дней, в соцветии раскрываются сверху вниз, одновременно цветет 1-3 цветка

  • Большинство видов — ценные многолетники пригодные для различных цветочных композиций, срезки и выгонки.  

  • Из истории: по преданию, первый цветок ириса расцвел в незапамятные времена в юго-восточной Азии; все любовались его красотой — звери, птицы, воды, ветры, — а когда созрели его семена, разнесли их по всему миру. Римляне дали одному из городов название Флоренция (Цветущая) лишь потому, что окрестности его были успаны ирисами. Ирисы почитались в Аравии и Древнем Египте, где их разводили еще в XV—XIV веках до н. э.; в Японии из ирисов и померанцев для мальчиков делали магические амулеты, охраняющие от болезней и вселяющие отвагу. В культуре ирисы возделываются более двух тысячелетий; их ценят не только за красоту и аромат цветов, но также и за аромат корня (вытяжки из него используются в парфюмерной промышленности, при изготовлении винно-водочных и кондитерских изделий). Корни вязкого и джунгарского ирисов применяют при дублении кожи, а из листьев плетут веревки и циновки.

Житняк гребенчатый

  • Обитает главным образом в степях и на песках

Многолетники 25—70 см выс, образующие довольно густые корни без ползучих корневищ. Листовые пластинки узкие плоские или неплотно вдоль свернутые.

  • Рыхлокустовой злак с мощной, глубоко проникающей корневой системой 20-60 см высоты; значительное количество листьев сосредоточено в нижней части стебля, много прикорневых листьев; листовые пластинки 1,5-4 мм ширины, сверху густо-, но очень коротко-волосистые. Распространен в России, в Средней Европе, Малой Азии, Иране, Китае.

  •  Засухо- и жароустойчив. Переносит высокие и низкие температуры.

Весной трогается в рост рано, со сходом снега. Скорость роста средняя. В травостое сохраняется до 15-20 лет. К вытаптыванию устойчив.

Житняк успешно вытесняет сорную растительность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе  по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....

3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока).

3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока )....