СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
презентация к уроку по окружающему миру на тему
Данная презентация предназначена для сопровождения атестационной работы по обобщению опыта по теме: "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная задача современного образования «не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации» (ФГОС: Основное общее образование.- М.: Просвещение,2010 ) «Умение учиться- это новообразование, которое в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества». Г.А. Цукерман « Услышишь- забудешь, Увидишь- запомнишь, Построишь- поймешь» Конфуций СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ :
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД к ак взаимодействие к ак кооперация как развитие речи- интериоризация Разрешение конфликтов Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Управление поведением партнера Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Постановка вопросов
Создать условия для реализации приемов ТРКМЧП которые будут способствовать формированию коммуникативных компетенций в процессе обучения . ЗАДАЧИ: Изучить и проанализировать психолого- педагогическую литературу по проблеме использования приемов ТРКМЧП для формирования коммуникативных УУД. Отобрать наиболее эффективные приемы для каждого этапа урока в соответствии с возрастными особенностями младших школьников. Проверить эффективность отобранных приемов в практической деятельности через наблюдение за динамикой развития коммуникативных учебных действий. Доказать эффективность проделанной работы по использованию приемов ТРКМЧП в целях формирования коммуникативных УУД. ЦЕЛЬ :
Низкий уровень сформированности коммуникативных УУД учащихся (2010-2011 уч.год ) Тема самообразования : «Развитие коммуникативных УУД через применение игровых технологий» (2011-2012 уч.год ) Курсы: « Психодидактические основы начального образования в условиях введения ФГОС» (НИРО,2012г., 108ч ) Курсы: «Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях введения ФГОС (НИРО,2014г.,108 ч ) (модуль: «Развитие коммуникативных УУД через организацию учебного сотрудничества») Если систематически и целенаправленно использовать приемы технологии ТРКМЧП на уроках в начальной школе, то это будет способствовать формированию коммуникативных учебных действий УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Ответственное отношение к учению Готовность к саморазвитию и самообразованию ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Поиск информации Построение высказывания Смысловое чтение Логическое рассуждение Планирование Оценка РЕГУЛЯТИВНЫЕ т КОММУНИКАТИВНЫЕ Планирование учебного сотрудничества Разрешение конфликтов Контроль и оценка действий партнера
Авторы: Халперн Д., Хьюелл Л., Дж.Стилл,К . Мередит , Ч. Темпл и др. являются членами консорциума «За демократическое образование» С 1996 г.технология распространяется совместно институтом «Открытое общество», «Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и прошла апробацию в школах многих стран. в России появилась в 1997 году. Цель: развитие мыслительных навыков учащихся не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешанные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений) ТРКМЧП Формирует умение самостоятельно работать с текстом Позволяет проводить все обучение на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысления
«ВЫЗОВ» «ОСМЫСЛЕНИЕ» «РЕФЛЕКСИЯ» активизировать, заинтересовать учащегося мотивировать его на дальнейшую работу «вызвать уже имеющиеся знания создать условия для работы с информацией выбрать приемы и методы критического мышления, позволяющие сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным целостное осмысление , присвоение и обобщение полученной информации выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще неопознанного (новый вызов) анализ собственного мыслительного пути и собственных действий СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ УРОКА
Организация групповой работы ФУНКЦИИ ГРУППЫ КОММУНИКАТИВНАЯ (направленная на создание и сплочение коллектива) ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОЕ (направленное на самоорганизацию) ЗАДАЧИ ГРУППЫ : активизация познавательной деятельности; р азвитие навыков самостоятельной деятельности; Развитие умения успешного общения; с овершенствование межличностных отношений в классе; Объединение в группы способствует сплочению коллектива: у мение работать в команде; выслушивать своих товарищей по группе; анализировать сказанное; с чем-то соглашаться и объяснять почему согласен, а с чем- то нет; приводить аргументы несогласия; высказывать свое мнение.
База: 2 «Б» класс МБОУ Затонская СОШ 1 этап: подготовительный (сентябрь – октябрь 2011г.): а) выявление уровня сформированности коммуникативных УУД: владение способами взаимодействия с окружающими; умение вести учебный диалог методика «Рукавички» ( Г.А.Цукерман ) методика «Кто прав?» ( Г.А.Цукерман ) Результаты: - продуктивность -взаимный контроль - взаимопомощь -эмоциональное отношение -умение прийти к общему решению - учет разных мнение, умение обосновывать собственное; -учет потребностей и интересов ЭТАПЫ РАБОТЫ 1 2 Низкий уровень 23,5 % 29,4% Средний уровень 52,9% 41,2% Высокий уровень 23,5% 29,4%
Стадия «ВЫЗОВ» Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» Стадия «РЕФЛЕКСИЯ» «Верные- неверные утверждения» 1. «Пометки на полях» 1. « Кластер» 2. «Покопаемся в памяти» 2. Парная работа» 2. «Супер- контрольная» 3. «Инструкции» 3. « Взаимоопрос » 3. «Верные утверждения» 4. «Таблица «Знаю, хочу узнать, узнал» 4. «Маркировочная таблица» 5. «Лови ощибку » 5. «Чтение с остановками» «Тонкие и толстые вопросы» «Перепутанные логические цепочки» «Реставрация» «Концептуальная таблица» ПРИЕМЫ ТРКМЧП
ПРИЕМЫ ТРКМЧП Прием «ДА- НЕТ» Знаю Хочу узнать Узнал 1 2 3 4 5 «Верно ли…» «ТОНКИЕ» «ТОЛСТЫЕ» Кто? Объясните, почему? Где? Почему Вы думаете?
Урок окружающего мира 4 класс УМК «Школа России» Тема: «Луг- природное сообщество» ПРИЕМЫ ТРКМЧП Стадия урока Прием ТРКМЧП I . «Вызов» «ДА- НЕТ» Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал» «Лови ошибку» I I. «Осмысление» Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал» «Кластер» «Тонкие» и «толстые» вопросы» «Верите ли вы…» III. «Рефлексия» «Таблица»
Результаты диагностики: методика «Ковер» ( А.Г.Цукерман ) методика «Кто прав?» ( А.Г.Цукерман ) РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Участие в творческих литературных конкурсах
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс Уровень социального развития (методика Монахова ) Уровень сплоченности коллектва (социометрия Д ж .Морена )
Районный семинар учителей начальных классов «Приемы и методы современного урока в условиях реализации ФГОС». Урок окружающего мира «Природное сообщество луг» с использованием приемов ТКМЧП Публикация на сайте Metod - kopilka.ru презентация «Значение луга для человека» Свидетельство № 039110 К Публикация на сайте nsportal.ru презентация «Методы и приемы современного урока» (использование приема « Клстер ») Свидетельство о публикации в электронном СМИ № 1478341 Выступления на педагогическом совете : «Современный урок как основа эффективности и качества образования» (Протокол №2 от 26.10.2011) Выступления на методической учебе: «Технология критического мышления. Анализ эффективности и полезности» (Протокол № 3 от 20.01.2012) «Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС» (Протокол № 5 от 25.03.2014) Выступление на МО начальных классов: : «Роль групповой работы в формировании коммуникативных компетенций» (Протокол №8 от 22.04.2014) ТРАНСЛИРУЕМОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.:Просвещение , 2011 2 . Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов , Г.В.Бурменская [ и др. ] под ред. А.Г.Асмолова .- М.:Просвещение,2010 3.Цукерман Г .А. Виды общения в обучении. Томск, «Пеленг»,2006 4.Г. Линсей , К.Халл , Р.Томпсон.Творческое и критическое мышление.- http :// nkolzlov.ru / library / samorazvit / d4031 / 5.Татьяна Ноэль-Цигульская . О критическом мышлении.- http :// noelrt.com /? p=266 ЛИТЕРАТУРА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе.
В данной презентации рассматриваются некоторые приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ)...
Формирование познавательных УУД средствами технологии развития критического мышления
Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему...
Использование технологии развития критического мышления на уроке окружающего мира по программе "Планета знаний"
В сценарии открытого урока по окружающему миру (2 класс) представлены элементы работы над технологиями развития критического мышления, оценивать получаемую информацию по нескольким параметрам, и...

Приемы технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира
Содержание Введение 1. Понятие о педагогической технологии2 Технология "Развитие критического мышления"2.1 Содержание, цели и задачи технологии «Развитие критического мышления» ...

«Технология развития критического мышления на уроках окружающего мира, как средство формирование универсальных учебных действий»
Обобщение опыта по теме: «Технология развития критического мышления на уроках окружающего мира, как средство формирование универсальных учебных действий»...

Использование технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ...
Использование технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе
Выступление на заседании ШМО с целью познакомить педагогов с методическими приемами личностно-ориентированной технологии развитие критического мышления...