Учитель: | Ребята, вы задумывались, сколько в нашей стране живет птиц? Ученые подсчитали, что у нас в стране обитает более 700 видов птиц. Птицы – жители лесов, полей, рек, озёр, болот. |
| Но есть такое время года, когда птицы живут рядом с человеком. Какое это время года? (Зима) Правильно. А каких зимних птиц вы знаете? (Снегири, синицы, вороны, сороки…) Всё вы называете правильно – это снегири, синицы, голуби, свиристели… Как вы думаете, почему эти птицы остаются у нас зимой? (Приспособились к суровым условиям зимы)
|
| Голодно и холодно птицам зимой, Никто не пускает маленьких домой. Да и они боятся сами залетать, Ведь могут их обидеть и даже испугать.
|
| Часто случается, что птицы не находят себе корма и умирают от голода. Ведь страшнее для птиц не холод, а голод.
|
| Покормите птиц зимой
|
| Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть зерна нужна, Пусть одна – И не страшна Будет им зима.
|
| Ребята, а кто из вас кормил птиц зимой? А чем вы кормили птиц? (ответы детей) |
Учитель: | У каждой птицы есть своя любимая еда. Как вы думаете, что любит больше всего синица? (Сало). А снегирь? (Рябину) У свиристелей тоже любимая еда – рябина. А что бы вы дали воробьям и голубям? (Зерно, семечки, хлеб) Куда надо класть корм? (В кормушку). Часто люди бросают куски хлеба на снег и думают, что птицы сразу съедают его. Иногда хлеб сильно замерзает, и птицы не могут раздолбить его, он остаётся лежать до весны. Хлеб нужно размочить в воде и отжать. В таком виде давать. Ведь как приятно видеть птиц, которые прилетают к твоей кормушке. Я надеюсь, что каждый из вас к следующей зиме приготовит кормушку для птиц. |
| А сейчас я узнаю, знаете ли вы зимних птиц? (Показывает снегиря) - Что это за птица?
Снегирь прилетает к нам глубокой осенью с севера. Название «снегирь» дали птице от слова «снег», так как снегирь – первый предвестник зимы и это самая красивая зимняя птица.
- А что это за птица? (Синица)
Птица-синица Смышленая птица. Она зимы ничуть не боится. И помогают ей в этом ребята, которые кормят её. Синица – самая весёлая птица во дворе, в лесу.
А вот эту птицу, наверное, не все угадали. Это свиристель. Птиц не много у зимы, Но посмотрели утром мы – Налетели свиристели И рябину ели, ели. Свиристели тоже как снегири очень любят рябину. Свиристель – житель леса, но в лютые морозы и метели они стараются быть рядом с людьми.
А вот эту птицу вы, наверное, узнали. (Показывает картинку дятла) Дятел долбит, словно плотник, Ствол подгнивший: тук-тук-тук. Дятел – истинный работник И деревьям первый друг. Он в работе безупречен, Оттого и знаменит – Он и дерево излечит, И дупло соорудит.
Дятла можно услышать издали. Он своим крепким, граненым клювом долбит дерево, ломает кору деревьев и достаёт личинок. Дятлом называют врачом леса.
Я вижу, что все вы хорошо знаете зимних птиц. Ну а сейчас уже наступила весна. Мы редко увидим снегиря, свиристеля – они улетели к северу. Потому что солнце пропревает всё больше и больше, день ото дня становится всё длиннее, а снега становится всё меньше и меньше, и сейчас его уже почти не осталось. В это время прилетают первые весенние птицы: грачи, скворцы, жаворонки, чибисы. Есть такая примета: увидел грача – весну встречай! Грачи в этом году прилетели в конце февраля, начале марта. Если вы ведете дневник наблюдений, то заметили, что температура воздуха после прилета грачей стала повышаться, люди сменили свою зимнюю одежду. В это время у грачей началось строительство гнёзд. Грачи строят гнёзда на деревьях. А для скворцов люди делают специальные домики. Как называются эти домики? (Скворечники)
(показывает скворечник со скворцом)
|
Учитель: | Скворцы – хорошие певцы, В его песне и звон бубенцов, То калитка вдруг скрипнет, То тележная ось, Если он прилетит, значит с этого дня Наступает весна! Наступает весна!
|
| (Вызывает двух учеников к доске, даёт каждому по ребусу, на ребусах буквы в разном порядке) |
|
|
|
Каждый из вас должен как можно быстрее написать цифры по порядку с буквами и прочитать слово, которое получится. Кто быстрее прочитает, тот получит в подарок эту птицу.
|
| (Складывают слово «Жаворонок») |
Учитель: | Правильно! Награждаю победителя! (Показывает жаворонка)
|
| Горлышко прополоскав водой, В небо синее взлетев отвесно, Жаворонок замер под землёй, С неба льётся трепетная песня.
Чаще всего жаворонка можно встретить в поле, он строит свои гнёзда на земле. Жаворонок хороший певец. (Показываю дрозда-белобровика)
|
| Ребята, посмотрите внимательно на эту картину и скажите, почему этого дрозда люди назвали белобровиком? (у него белые брови) Дрозд - птица лесная. Он строит свои гнёзда на черемухе, ольхе, березе. Дрозд своим пением заменит флейту. |
Учитель: | Песня у каждой птицы разная. Давайте сейчас послушаем голоса некоторых птиц.
(Слушают пластинку «Голоса птиц в природе. 1, 2 серии»)
|
| I пластинка, 1-я серия - Утро в лесу (весна). (Поёт соловей) – I cторона;
- Большая синица – I сторона;
- Чибисы – II сторона;
II пластинка, 2-я серия - Певчий дрозд – I сторона;
- Чёрный дятел - II сторона;
- Полевой жаворонок - II сторона.
|
Учитель: | Вот видите, какие птицы хорошие «певцы»! Всем приятно слушать их. Когда слушаешь, то сердце наполняется весельем и радостью, и кажется, что ты находишься в лесу, а не в классе. С приходом весны птицы умеют не только хорошо петь, но они начинают отрабатывать людям за свои «зимние долги». Почему, как вы думаете?
(люди кормили птиц, не давали умереть от голода)) |
| (Учитель читает рассказ Сладкова «Зимние долги»)
|
| Так как же отрабатывают «зимние долги» дятел, синица, ворона, воробей? (ответы детей)
|
| Птицы свои зимние долги начинают отрабатывать весной. А сейчас за окном апрель. Давайте побываем в весеннем апрельском лесу и узнаем – что же делают там птицы.
(Пластинка «Вести из леса», II сторона – «Отрывок о весне». Рассказ о природе. Апрель. Голоса птиц) |
| Ребята, с какими мы сегодня познакомились птицами? Как вы думаете, птицы приносят людям пользу или вред? Какую? Нужно ли убивать птиц? Птиц нужно беречь и охранять, так как они приносят пользу людям. |