Особенности работы с текстом на уроках
статья по окружающему миру (4 класс) на тему
Данная статья знакомит с эффективными формами работы с научными текстами на уроках в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_s_tekstom_na_urokah.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы с научным текстом на уроках «Окружающего мира» в 4 классе.
Одной из задач курса «Мы и окружающий мир» (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков) является: достаточно полно и доказательно строить устное высказывание, в письменном тексте выделять главное, составлять план и небольшое письменное высказывание; пользоваться учебной и дополнительной литературой.
В процессе работы обнаружилось, что многие дети
а) после прочтения того или иного научного текста требуют личного разъяснения учителем того, что написано;
б) не вычитывают все необходимое в этом тексте, выхватывая из него отдельные слова или фразы.
Это определило особое внимание к организации работы с научно- популярным текстом.
Эффективными оказываются задания к текстам, основанные на рекомендациях Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко и Л.А.Концевой, изложенных в пособии «Как учить работать с книгой»:
- коротко скажи, о чем прочитанный текст;
- ответь на 1-2 содержательных вопроса по тексту;
- придумай и запиши название;
- выдели маркером главные слова;
- разбей текст на смысловые части;
- для каждой смысловой части текста нарисуй значок или картинку, которая потом поможет тебе вспомнить смысл этой части;
- вспомни и расскажи текст другому ученику по нарисованным значкам, картинкам или ключевым словам;
- составь свой текст по подсказкам (по заданному плану);
- составь свой текст, предварительно написав подсказки;
- разбей готовый текст на абзацы, переставь их местами, обсуди изменения смысла и выразительности текста;
- выдели маркером непонятные и незнакомые слова, попытайся понять их значение по контексту;
- составь простые тексты-инструкции;
- составь простые тексты-описания;
- составь простые тексты-рассуждения;
- составь простой план текста из отдельных предложений;
- найди на картах страны и мира те географические названия, которые встретились в тексте;
- задай вопросы к тексту;
- дострой текст самостоятельно.
Данные задания предусматривают работу и в классе, и дома.
Организационные формы для проведения обсуждения могут быть разнообразными. Наиболее простая форма – вопросы и ответы с фиксацией результатов обсуждения на доске (учитель или ученик) и в тетрадях.
Например, так может выглядеть схема, составленная в ходе обсуждения текста «Сельское хозяйство»:
Сельское хозяйство
животноводство растениеводство
овцеводство полеводство
пчеловодство овощеводство
коневодство садоводство
свиноводство цветоводство
молочное лесоводство
мясомолочное плодоводство
Учитель может также использовать любую другую форму организации обсуждения, опираясь на предложения Е.В.Чудиновой («Подходы к организации работы с текстами»). Для примера предлагаем такие разнообразные варианты.
«Хочу поделиться». Обсуждение проводится в группах, причем участники группы предварительно читают разные тексты. Оптимальное число участников – 2-3 человека. Каждый ребенок рассказывает другим о том, что он прочитал. При этом он пользуется составленным дома планом рассказа (схемы, картинки, ключевые слова, предложения). Остальные внимательно слушают каждого, задают вопросы на понимание: «Верно ли я тебя понял…», «Если я правильно понимаю, то…»,
«Так ли это:…?». После этого ученики индивидуально заполняют заготовки для таблицы или схемы, а затем сравнивают свои работы.
Эту форму работы можно использовать при изучении темы: «Разнообразие природы Земли». Она включает в себя знакомство с Австралией, Антарктидой, Дальним Востоком, Северными землями России, особенностями природы гор.
Материал дается блоком. Дети формируются в группы по числу изучаемых объектов. Каждая группа – это экспедиция, которая отправляется в путешествие для открытия и исследования своего географического объекта.
Работа проводится поэтапно.
1этап.- Подготовительный этап:
- сбор информации «участниками экспедиции»
- работа со справочниками;
- работа с энциклопедиями;
- работа с учебником.
2) обработка информации:
- составление плана работы;
- отбор материала.
3) оформление информации:
- схемы;
- таблицы;
- карты.
4) распределение ролей:
- командир;
- экспедитор;
- картограф;
- журналист;
- картограф;
- спикер.
2 этап. – Представление своей работы (в форме «Ученого Совета») по плану:
1) состав экспедиции (имена великих людей);
2) организация экспедиции (когда? как?);
3) путешествие по карте (работа с картой);
4) интересные события;
5) наши открытия (выводы).
3 этап. – Оценивание работы группы учащимися по критериям:
1) достоверность фактов;
2) объем материала;
3) использование наглядности;
4) заинтересованность участников и слушателей;
5) участие каждого в работе
В ходе работы результаты фиксируются детьми в итоговую таблицу:
Разнообразие природы Земли.
Название объекта | Открытие | Открытие | Особенности | Природа | Природа | Прочее |
Когда? | Кем? | неживая | живая |
«Кто что понял?» В работе по этому варианту дети одной группы читают одинаковый текст. Усевшись в кружок, они слушают первого читателя. Он рассказывает, что понял из текста, что его особенно заинтересовало, что осталось непонятным. Затем выступает другой участник группы. О уже не пересказывает текст или свои впечатления по тексту, а высказывает соображения по поводу предыдущего выступления. Он может попытаться ответить на вопросы, заданные предыдущим рассказчиком, согласиться или не согласиться с его оценками, выразить свой интерес, понимание и непонимание. И так далее.
Продуктом работы группы, кроме выполненного задания может быть, например, список вопросов к автору текста, на которые участники группы не смогли ответить самостоятельно.
Например. При изучении органов пищеварения у детей появляется масса вопросов, на которые они пока не могут ответить самостоятельно. Эти вопросы дети оформляют в виде письма к авторам текста.
«Читательская конференция». Эта форма работы требует специальной подготовки и проведения на отдельном уроке или во внеурочное время (можно с приглашением родителей). Группа детей делит между собой тексты внутри темы работы. Они индивидуально выполняют задания к текстам, которые читают. Затем они дома или в библиотеке ищут дополнительные материалы по теме, приносят в класс и на одном из уроков договариваются о том, как лучше подготовить коллективное сообщение по теме. Кто-то может нарисовать плакат, кто-то – представить книги по этой теме, кто-то – сделать устное сообщение от группы, кто-то – провести наблюдения или опыт и сообщить о его результатах. Учитель рассказывает детям о возможном распределении обязанностей между ними и сообщает о времени на выступление группы (5-10 минут) на конференции.
При проведении конференции лучше попросить родителей по ходу сообщений готовить вопросы на понимание и краткие выступления (после вопросов и ответов) о том, было ли им интересно и полезно слушать такое сообщение.
«Свободный микрофон». Ученики читают дома текст и выполняют задания к нему. В классе они попарно проверяют друг у друга выполнение заданий. Затем учитель предлагает «микрофон» (любой предмет, похожий на микрофон, например, пенал) желающему ответить на вопрос к тексту. Ученик, взяв «микрофон», рассказывает. Те ученики, у которых есть что добавить к выступлению, или желающие высказать свое отношение к сообщению, поднимают руки. Учитель передает «микрофон» следующему и так далее.
Эту форму работы можно применить при изучении темы: «Устройство вселенной», где дети работают не только с текстом учебника, но и с дополнительной литературой по данному вопросу: «О том, что Земля имеет шарообразную форму, сейчас знает каждый ребенок. Но какие доказательства этому вы могли бы привести.»
«Письменная дискуссия». Ученикам предлагается, прочитав текст, выразить письменно кратко свои мысли по этому поводу: понимание или непонимание, согласие или несогласие, догадки и вопросы и т.д… Он не должен забывать подписывать свое имя. Затем ученики обмениваются письменными высказываниями, и следующий читатель относится уже не только к тексту, но и к высказыванию предыдущего читателя.
«Письменную дискуссию» можно использовать при изучении любой проблемной темы, например «Зачем нужна гигиена», «Почему предметы падают вниз», «Нравственные нормы жизни».
В процессе опробования таких форм работы стало очевидно, что только систематическая работа с научными текстами приводит к положительным результатам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»
Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...
Особенности работы над притчей на уроках ОРКСЭ
Особенности работы над притчей на уроках ОРКСЭ...
Методические особенности работы с текстом- повествованием в начальной школе
Повествование — смысловой тип текста, в котором перечисляются действия или события во временной последовательности (говорится о следующих друг за другом действиях или событиях). В повествовании ...
статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...
Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."
В докладе рассказывается о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....
Обобщение опыта работы "Работа с текстом на уроках окружающего мира"
Из опыта работы "Работа с текстом на уроках окружающего мира"...
Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...