Звездные узоры
занимательные факты по окружающему миру (2 класс) на тему
Звездные узоры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира 2 класс
Тема урока: Звездные узоры.
Цели урока: сформировать понятие «звезда» и «созвездие», познакомить с наиболее яркими созвездиями и легендами о них, объяснить почему мы видим звезды маленькими и разного цвета, обобщить и систематизировать знания о небесных телах, продолжить развитие наблюдательности и воображения, воспитывать интерес к познанию окружающего мира, чувства красоты и гармонии.
Оборудование: предметные картинки, наглядный и раздаточный материал, учебник, карта звездного неба.
Ход урока :
- Организационный . момент.
Слайд № 1 (Окружающий мир 2 класс)
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
- Ребята, вас наверно удивляет несколько необычная обстановка в классе? Но и урок наш сегодня будет особенным.
2.Сообщение темы и целей урока
Ой, ребята, тише, тише,
Что-то странное я слышу
Кто-то шепчет из далека.
Еле слышно, так чуть-чуть
Приглашает навестить
И немного погостить.
- Но как же мы узнаем кто это приглашает нас в гости ? А пойти то ведь хочется, правда?
- Ой, ………что это у тебя под столом ? Похоже письмо. Но откуда оно тут ? Давайте прочитаем что в нем написано может быть мы узнаем кто приглашает нас в гости. (читаем)
НЕ СОЧТЕШЬ ИХ В ЧАС НОЧНОЙ,
ДНЕМ НЕ ВИДНО НИ ОДНОЙ.
- О чем эта загадка? Кто приглашает нас в гости ?
- А тут еще что-то написано . Сейчас я вам прочитаю.
Слайд №2
О себе мы вам расскажем
Почему нас так зовут
Вы узнаете ,что светим
Тоже мы по разному
Интересные названья есть у нас у каждого
Прилетайте поскорее
Обо всем расскажем вам.
-Так какая тема нашего урока?
Слайд № 3 Тема урока «Звездные узоры»
- Верно. Сегодня мы совершим удивительное путешествие по звёздному небу. Поговорим о звездах и звездных узорах - созвездиях.
- Что бы вы хотели узнать, наблюдая за звездным небом? ( ответы детей)
- На эти вопросы мы попытаемся ответить на сегодняшнем уроке, познакомимся с новыми понятиями, попытаемся быть исследователями.
Слайд № 4 (изображение звездного неба)
Вид звёздного неба - это бриллиантовая россыпь множества звёзд- всегда привлекал, завораживал человека. Представьте себе, если бы звёздное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли. К этому месту, наверняка, непрерывно двигались бы сотни людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем.
- Ну, что ,ребята летим в гости к звездам? Отправимся в полет мы с вами на космическом корабле Союз – 3
Слайд № 5 (изображение ракеты)
3.Повторение изученного.
-Но подняться в космос мы сможем если преодолеем земное притяжение. А чтобы это сделать надо ответить на вопросы быстро ,четко, без запинки.
То полна ,то стройна,
По ночам не спит она. (Луна)
Слайд №6 (изображение Луны)
1.Что такое Луна?
2. Почему вид луны постоянно изменяется ?
3. Как называется лунный автомобиль?
-А что еще есть на небе кроме Луны? (Солнце)
Слайд №7 (изображение Солнца)
- Что вы знаете о солнце? Что такое солнце?
-Какова роль солнца в жизни всего живого на Земле?
-Как велико Солнце? Как далеко оно от нас?
-Во сколько раз Солнце больше Земли? Каково расстояние от Земли до Солнца?
- Что бы нам порекомендовал врач в жаркий солнечный день?
- А кто такие «небесные странники?»
Слайд № 8 (изображение облаков)
- Какие бывают облака? Почему их так называют?
- Из чего состоят облака?
- Как вы думаете в слоистых облаках или в грозовой туче капли воды более крупные?
- Почему их называют «небесными странниками?»
- Какие явления природы вы знаете?
- Почему они называются явлениями природы?
Итак , мы с вами преодолели земное притяжение и вышли в открытый космос.
4. Актуализация опорных знаний.
Слайд № 9 ( первый космонавт)
А вы знаете кто первый полетел к звездам?
- Когда это произошло?
-Что же увидел Ю.А. Гагарин из космоса? Какие слова он передал на Землю?
Слайд № 10 (ночное небо)
- Ребята посмотрите на ночное небо, оно черное. А почему оно черное ,ведь воздух не исчез?
(Окрашивать небо помогает Солнце. Это его свет рассеивается воздухом ,окрашивая небо в голубой цвет.)
-А подумайте и скажите ,почему мы днем звезд не видим?
( Днем солнце ярко освещает воздух на небе. Его свечение оказывается ярче блеска далеких звездочек.)
-Совершенно правильно. Но если вы все-таки сомневаетесь в правоте данного высказывания давайте проведем такой опыт.
При свете дня включим карманный фонарик и направим его в лицо . Что вы сможете заметить ?(Свет фонаря не слепит глаза так как если бы это было в ночное время. Вспомните ночной слепящий свет фар.) А вот дома попробуйте включить фонарик ночью и увидите разницу. Тоже происходит и со звездами.
5.Работа над новым материалом.
- Ребята, а вы любите наблюдать за тем, что происходит вокруг вас?
- А часто ли вы смотрите на небо?
- А как вы думаете, в какое время суток небо наиболее красивое? (ночью)
- Почему?
Рассказ подготовленного ученика:
(слайд №11) ( звездное небо)
- С давних времён человека манило ночное время - загадочное и непонятное.
Люди высказывали разные догадки о том, как устроен мир, кто его создал.
Звездное небо было первой великой книгой, которую люди учились читать и понимать. -
(слайд №12) ( цветок астры)
- Ребята ,но что такое ,почему нас в космическом пространстве встречают цветы астры ,а не звезды? Давайте узнаем.
- Слово звезда произошло от названия цветка, который вы все знаете, он растет у вас дома, на дачах. У него много лепестков, похожих на лучики. Этот цветок называется астра.
(слайд №13) (стихотворение)
Астру с прямыми ее лепестками
С давних времен называли звездой
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевины совсем золотой
Звездочет
- От этого слова возникла наука о звездах и других небесных телах, которая стала называться « астрономия», в переводе с греческого языка «астрон»-звезда, «номос»-закон. Значит, астрономия это наука о звездах.
- Как вы думаете человека, который изучает звезды, называют как? (астроном).
(слайд №14) (изображение астронома)
- Так вот , ребята , от греческого слова «астро» и произошло название «звезда»
- А с помощью чего можно разглядеть далекие звезды?
-Но вот чтобы наблюдать за звездами люди придумали специальные приборы «телескопы» от слова –«далеко вижу»
(слайд №15)(изображение телескопа)
- А вот в старину такого человека наблюдающего за звездами называли «звездочет». У него было очень острое зрение и он наблюдал за звездами.
(слайд №15) (изображение звездочета)
- При остром зрении человек может разглядеть до 6 тысяч звезд.
Звезды привлекали человека ,не только своей красотой и загадочностью они были нужны человеку всегда. Много лет назад они заменяли человеку часы, компас, календарь. По звезда люди находили путь домой ,определяли время.
Учитель: Уточним что такое звёзды?
- Откройте словарь Ожегова, найдите толкование.
(Звезда – небесное тело (раскалённый газовый шар) ночью видимое как святящаяся точка)
Звезды - это огромные светящиеся огненные шары. В нашей Галактике более 100 млрд. звезд. Большим и ярким звездам ученые астрономы дают имена.
А какие-нибудь из звезд вы уже знаете?
(Солнце) Сириус, Вега, Ригель, Капелла, Полярная звезда и другие.
Одинаковы ли звезды по размеру ?
Слайд № 16 (размер звезд)
- По цвету звезды тоже бывают разные. Их цвет зависит от их температуры. Звезды белого или голубого цвета самые горячие , красноватого или желтого более холодные. Есть звезды горячее и больше Солнца, но мы видим их маленькими светящими точками, потому что они находятся очень далеко от Земли, гораздо дальше Солнца. Свет от самой близкой звезды идет к нам четыре с половиной года.
Слайд № 17 ( цвет звезд)
- А вы видели падающие звезды?
Слайд № 18 (падающая звезда)
На самом деле падающие звезды –это метеоры , состоящие из металла и твердых пород. Большинство метеоров малы по размеру до 30 м в диаметре. Возможно метеоры это обломки комет и астероидов. Без мощного телескопа их можно увидеть только когда они входят в атмосферу Земли В атмосфере Земли метеор нагревается и сгорает оставляя яркий светящийся след . Но мы такое явление называем падающей звездой.
Однако не все метеоры сгорают в атмосфере Земли .Иногда особо крупные достигают поверхности Земли. Метеорное тело упавшее на землю называют «метеоритом» На месте падения метеорита образуется яма или кратер.
6.Физминутка.
Давайте поприветствуем Солнце и яркий солнечный денек.
Утром Солнышко проснулось,
Потянулось, улыбнулось.
Раз - росой траву умыло,
Два - Луну спать проводило,
Три - скользнуло к нам в окно.
Всех согрело, всем тепло.
- Знакомство с созвездиями.
Ночью звезды загораются
И в созвездья собираются.
В древности звездочеты мысленно соединили самые яркие звезды линиями.
Слайд № 19 (созвездия)
Полученные фигуры напоминали животных, людей, предметы. Группу звезд называли созвездиями. Созвездиям давали имена: Дракон, Ящерица, Треугольник, а также имена героев мифов и легенд: Кассиопея, Андромеда. Цефей, Персей. Всего современные астрономы насчитали 88 созвездий.
(Знакомство детей с одной из легенд, связанной с названиями созвездий)
- Угадайте…
Бурая мама по лесу не спеша
Идёт, охраняя своего малыша
А ночью на небо взглянешь ты,
Найдёшь созвездие Малой и Большой… (медведицы)
Слайд № 20 ( созвездие малой и большой медведицы)
Ученик рассказывает о созвездии:
Давным – давно жил царь. У него была дочь Калисто. Она была красивее всех девушек на свете, прекрасней самой богини Геры. И тогда Гера рассердилась, что девушка прекраснее её и превратила красавицу в безобразную медведицу. Сын Калисто, Аркас, не знал об этом и чуть было не застрелил медведицу на охоте. Но всемогущий бог Зевс спас её – схватил за хвост, потянул на небо и превратил в созвездие. Вместе с Калисто он превратил в медведицу и её любимую собачку. Так появились созвездия Малой и Большой Медведицы. По другой версии в Малую Медведицу Зевс превратил сына Калисто, чтобы и его спасти от гнева Геры.
Многие из вас уже могут на небе находили созвездие “Большая Медведица”, ее еще называют …(Большой Ковш).
От этого созвездия не сложно найти созвездие “ Малая Медведица”, в которой и есть из самых знаменитых звезд - Полярная звезда.
Слайд № 21 (Созвездия)
.Давайте хором назовем встречающие нас созвездия.
- Работа по учебнику стр. 106 -107
Дракон, Большая Медведица, Лев ,Лебедь, Северная корона, Сириус.
-А какое само знакомое для нас созвездие ?
Стихотворение Аминат
Демонстрация ночного неба. ( Светильник)
- С наступлением ночи небо темнеет на нем постепенно появляются звездочки их становится все больше и больше .И сейчас мы погасим огни на нашем космическом корабле и получше рассмотрим на окружающие нас созвездия.(гасим свет)
9.Практическая работа.
-А сейчас ,ребята, вы будете работать в парах. Каждая пара должна сделать звездный узор – созвездие. Из полученных созвездий мы составим рисунок звездного неба.
10.Закрепление.
Наше путешествие подходит к концу, но звезды не хотят отпускать нас не убедившись ,что мы о них уже много знаем.
-Какая наука изучает звезды?
-Что такое звезда? От чего зависит цвет звезды?
-Почему мы видим звезды маленькими, а солнце большим?
-Солнце самая большая звезда или нет? Почему?
Итак , звездная блиц – викторина. Из предложенных ответов необходимо выбрать правильный. Для закрепления предлагаю тест, который вы будете заполнять в течение 2 мин:
1.Огромные раскаленные газовые шары, излучающие свет– это:
а)созвездия
б) планеты
в) звезды
2.Звезды белого и голубого цвета
а) самые горячие
б) не излучают тепла
в) «холодные»
3. Солнце – это:
а) звезда
б) планета
в) созвездие
4. Кто изучает звезды?
а) агроном
б) астроном
в) астронавт
5. Группу звезд называют:
а) планета
б) комета
в) созвездие
6. В каком созвездии находится Полярная звезда?
а) Кассиопея
б) Большая медведица
в) Малая медведица
7. Спутником Земли является:
а)Солнце
б)Луна
в)Марс
8. Солнце – это:
а)Звезда
б)Планета
в)Метеорит
.
11.Подведение итогов. Самооценка.
- Ну вот наше путешествие подошло к концу мы вернулись с вами на землю .И я надеюсь путешествие вам понравилось и вы теперь будете с большим интересом смотреть на звездное небо.
Слайд № 22 ( вопросы рефлексии)
- Что же нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что мы для этого делали?
-Если вы считаете, что сегодня на уроке вы работали хорошо, многое запомнили и урок вам понравился, то поместите на кусочек этого звездного неба желтые или красные звезды(холодные), а если вы ничего нового не узнали, работали не активно, то поместите голубые или белые звезды ( горячие)
- Что мы с вами открыли?
- Верно, новое созвездие. Назовем его Радость. Радость от урока, полученных знаний, от работы на уроке.
12. Домашнее задание: Слайд № 23
(Найти легенду о каком- нибудь созвездии)
Слайд № 24 Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Золотые узоры хохломы"
Вся система начального обучения и воспитания традиционно базируется на идее интеграции. Основные педагогические задачи, стоящие перед начальной школой, носят явно выраженный интеграционный характер. Д...

История города 3 класс "Твоих оград узор чугунный..."
Презентация к уроку "Твоих оград узор чугунный..." УМК "Школа России"...

«Праздничные краски узоров» - рисование кистью элементов геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку.
На уроках изобразительного искусства дети узнают о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Дымковская игруш...
Конспект открытого урока по окружающему миру "Звездные узоры"
Урок окружающего мира "Звездные узоры" по программе "Гармония"...
Звездные узоры
конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Звездные узоры" УМК Гармония...