Звездные узоры
занимательные факты по окружающему миру (2 класс) на тему

Звездные узоры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_2_klass._zvezdnye_uzory.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира 2 класс

Тема урока: Звездные узоры.

          Цели урока:          сформировать понятие «звезда» и «созвездие», познакомить с наиболее яркими созвездиями и легендами о них, объяснить почему мы видим звезды маленькими и разного цвета, обобщить и систематизировать знания о небесных телах, продолжить развитие наблюдательности и воображения, воспитывать интерес к познанию окружающего мира, чувства красоты и гармонии.

        Оборудование:  предметные картинки, наглядный и раздаточный материал, учебник, карта звездного неба.

        Ход урока :

  1. Организационный . момент.

 

Слайд  № 1 (Окружающий мир 2 класс)

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

- Ребята, вас наверно удивляет несколько необычная обстановка в классе? Но и урок наш сегодня будет особенным.

2.Сообщение темы и целей урока

                                                   Ой, ребята, тише, тише,

                                           Что-то странное я слышу

                                            Кто-то шепчет из далека.

                                            Еле слышно, так чуть-чуть

                                            Приглашает навестить

                                            И немного погостить.

        - Но как же мы узнаем кто это приглашает нас в гости ? А пойти то ведь хочется, правда?

         - Ой, ………что это у тебя под столом ? Похоже письмо. Но откуда оно тут ? Давайте прочитаем  что в нем написано может быть мы узнаем кто приглашает нас в гости. (читаем)

                                        НЕ СОЧТЕШЬ ИХ В ЧАС НОЧНОЙ,

                                        ДНЕМ НЕ ВИДНО НИ ОДНОЙ.

         - О чем эта загадка? Кто приглашает нас в гости ?

  • А тут еще что-то написано . Сейчас я вам прочитаю.

Слайд №2

                                О себе мы вам расскажем

                                Почему нас так зовут

                                Вы узнаете ,что светим

                                Тоже мы по разному

                                Интересные названья есть у нас у  каждого

                                Прилетайте поскорее

                                        Обо всем расскажем вам. 

-Так какая тема нашего урока?

Слайд № 3  Тема урока «Звездные узоры»

- Верно. Сегодня мы совершим удивительное путешествие по звёздному небу. Поговорим о звездах и звездных узорах -  созвездиях.

- Что бы вы хотели узнать, наблюдая за звездным небом? ( ответы детей)

- На эти вопросы мы попытаемся ответить на сегодняшнем уроке, познакомимся с новыми понятиями, попытаемся быть исследователями.

Слайд № 4  (изображение  звездного неба)

Вид звёздного неба - это бриллиантовая россыпь множества звёзд- всегда привлекал, завораживал человека. Представьте себе, если бы звёздное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли. К этому месту, наверняка, непрерывно двигались бы сотни людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем.

- Ну, что ,ребята летим в гости к звездам?   Отправимся в полет мы с вами на  космическом корабле   Союз – 3

Слайд № 5  (изображение  ракеты)

  3.Повторение изученного. 

-Но подняться в космос мы сможем если преодолеем земное притяжение. А чтобы это сделать надо ответить на вопросы быстро ,четко, без запинки.

                            То полна ,то стройна,

                           По ночам не спит она.     (Луна)

Слайд №6    (изображение Луны)

                        1.Что такое Луна?

                               2. Почему вид луны постоянно изменяется ?

                        3. Как называется лунный автомобиль?

-А что еще есть на небе кроме Луны?  (Солнце)

Слайд №7 (изображение Солнца)

- Что вы знаете о солнце? Что такое солнце?

          -Какова роль солнца в жизни всего живого на Земле?

   -Как велико Солнце? Как далеко оно от нас?

  -Во сколько раз Солнце больше Земли? Каково расстояние от Земли до Солнца?

- Что бы нам порекомендовал врач в жаркий солнечный день?

- А кто такие «небесные странники?»

Слайд №  8  (изображение облаков)

  1. Какие бывают облака? Почему их так называют?
  2. Из чего состоят облака?
  3. Как вы думаете в слоистых облаках или в грозовой туче капли воды более крупные?
  4. Почему их называют «небесными странниками?»
  5. Какие явления природы вы знаете?
  6. Почему они называются явлениями природы?

                 

Итак , мы с вами  преодолели земное притяжение и вышли в открытый космос.

  4. Актуализация опорных знаний. 

Слайд №  9 ( первый космонавт)

   А вы знаете кто первый полетел к звездам?

- Когда это произошло?

-Что же увидел Ю.А. Гагарин из космоса? Какие слова он передал на Землю?

Слайд № 10 (ночное небо)

  • Ребята посмотрите на ночное небо, оно черное. А почему оно черное ,ведь воздух не исчез?

(Окрашивать небо помогает Солнце. Это его свет рассеивается воздухом ,окрашивая небо в голубой цвет.)

 -А подумайте и скажите ,почему мы днем  звезд не видим?

( Днем солнце ярко освещает воздух  на небе. Его свечение оказывается ярче  блеска далеких звездочек.)

 -Совершенно правильно. Но если вы все-таки сомневаетесь в правоте данного высказывания давайте проведем такой опыт. 

При свете дня включим карманный фонарик и направим его в лицо . Что вы сможете заметить ?(Свет фонаря не слепит глаза так как если бы это было в ночное время. Вспомните ночной слепящий свет фар.) А вот дома попробуйте включить фонарик ночью и увидите разницу. Тоже происходит и со звездами.

  5.Работа над новым материалом.

- Ребята, а вы любите наблюдать за тем, что происходит вокруг вас?

- А часто ли вы смотрите на небо?

-  А как вы думаете, в какое время суток небо наиболее красивое?  (ночью)   

-  Почему?

Рассказ  подготовленного ученика:

(слайд №11) ( звездное небо)

- С давних времён человека манило ночное время - загадочное и непонятное.

Люди  высказывали разные догадки о том, как устроен мир, кто его создал.

Звездное небо было первой великой книгой, которую люди учились читать и понимать. -

(слайд №12)  ( цветок астры)

- Ребята ,но что такое ,почему  нас в космическом пространстве встречают цветы  астры ,а не звезды?   Давайте узнаем.

- Слово звезда произошло от названия цветка, который вы все знаете, он растет у вас дома,  на дачах. У него много  лепестков, похожих на лучики. Этот цветок называется  астра.

(слайд №13) (стихотворение)

                           Астру с прямыми ее лепестками

                           С давних времен называли звездой

                           В ней лепестки разбежались лучами

                                   От сердцевины совсем золотой

Звездочет

- От этого слова возникла наука о звездах и других небесных телах, которая стала называться « астрономия», в переводе с греческого языка «астрон»-звезда, «номос»-закон. Значит, астрономия это наука о звездах.

- Как вы думаете человека, который изучает звезды, называют как? (астроном).

(слайд №14) (изображение астронома)

  • Так вот , ребята , от греческого слова «астро» и произошло название  «звезда»
  • А с помощью чего можно разглядеть далекие звезды?

 -Но вот чтобы наблюдать за звездами люди придумали специальные приборы «телескопы» от слова –«далеко вижу»

(слайд №15)(изображение телескопа)

  • А вот в старину такого человека наблюдающего за звездами  называли «звездочет». У него было очень острое зрение и он наблюдал за звездами.

 (слайд №15) (изображение звездочета)

  • При остром зрении человек может разглядеть до 6 тысяч звезд.

 Звезды привлекали человека ,не только своей красотой и загадочностью они были  нужны человеку всегда. Много лет назад они заменяли человеку часы, компас, календарь. По звезда люди находили путь домой ,определяли время.

Учитель: Уточним что такое звёзды?

-  Откройте словарь Ожегова, найдите толкование.

(Звезда – небесное тело (раскалённый газовый шар) ночью видимое как святящаяся точка)

Звезды - это огромные светящиеся огненные шары. В нашей Галактике более 100 млрд. звезд.     Большим и ярким звездам ученые астрономы дают имена.                                                                                                                

А какие-нибудь из звезд вы уже знаете?

 (Солнце)  Сириус, Вега, Ригель, Капелла, Полярная звезда и другие.

Одинаковы ли звезды  по размеру ?

Слайд № 16   (размер звезд)

  • По цвету звезды тоже бывают разные. Их цвет зависит от их температуры. Звезды белого или голубого цвета самые горячие , красноватого или желтого   более холодные. Есть звезды горячее и больше Солнца, но мы видим их маленькими светящими точками, потому что они находятся очень далеко от Земли, гораздо дальше Солнца. Свет от самой близкой звезды идет к нам четыре с половиной года.

Слайд № 17 ( цвет звезд)

  • А вы видели падающие звезды?

Слайд № 18 (падающая звезда)

  На самом деле падающие звезды –это метеоры , состоящие из металла и твердых пород. Большинство метеоров малы по размеру до 30 м в диаметре. Возможно метеоры это обломки комет и  астероидов. Без мощного телескопа их можно увидеть только когда они входят в атмосферу Земли В атмосфере Земли метеор нагревается и  сгорает оставляя яркий светящийся след . Но мы такое явление называем падающей звездой.

Однако не все метеоры сгорают в атмосфере Земли .Иногда особо крупные достигают поверхности Земли. Метеорное тело упавшее на землю называют «метеоритом» На месте падения метеорита образуется яма или кратер.

  6.Физминутка.

    Давайте  поприветствуем Солнце и яркий солнечный денек.

Утром Солнышко проснулось,
Потянулось, улыбнулось. 
Раз - росой траву умыло, 
Два - Луну спать проводило, 
Три - скользнуло к нам в окно. 
Всех согрело, всем тепло.

  1. Знакомство с созвездиями.

                               Ночью звезды загораются

                                        И в созвездья собираются.

 В древности звездочеты мысленно соединили самые яркие звезды линиями.

 Слайд  № 19 (созвездия)

Полученные фигуры напоминали животных, людей, предметы. Группу звезд называли созвездиями. Созвездиям давали имена: Дракон, Ящерица, Треугольник, а также имена героев мифов и легенд: Кассиопея, Андромеда. Цефей, Персей. Всего современные астрономы насчитали 88 созвездий.

 (Знакомство  детей с  одной из легенд, связанной с названиями созвездий)

- Угадайте…

Бурая мама по лесу не спеша

Идёт, охраняя своего малыша

А ночью на небо взглянешь ты,

Найдёшь созвездие Малой и Большой… (медведицы)

        Слайд № 20 ( созвездие малой и большой медведицы)

Ученик рассказывает о созвездии:

        Давным – давно жил царь. У него была дочь Калисто. Она была красивее всех девушек на свете, прекрасней самой богини Геры. И тогда Гера рассердилась, что девушка прекраснее её и превратила красавицу в безобразную медведицу. Сын Калисто, Аркас, не знал об этом и чуть было не застрелил медведицу на охоте. Но всемогущий бог Зевс спас её – схватил за хвост, потянул на небо и превратил в созвездие. Вместе с Калисто он превратил в медведицу и её любимую собачку. Так появились созвездия Малой и Большой Медведицы. По другой версии в Малую Медведицу Зевс превратил сына Калисто, чтобы и его спасти от гнева Геры.

    Многие из вас уже могут на небе находили созвездие “Большая Медведица”, ее еще называют …(Большой Ковш).

 От этого созвездия не сложно найти созвездие “ Малая Медведица”, в которой и есть из самых знаменитых звезд - Полярная звезда.

Слайд № 21 (Созвездия)

.Давайте хором назовем встречающие нас созвездия.

  1. Работа по учебнику стр. 106 -107

Дракон, Большая Медведица, Лев ,Лебедь, Северная корона,  Сириус.

-А какое само  знакомое для нас созвездие ?

Стихотворение  Аминат

Демонстрация ночного неба. ( Светильник)

  • С наступлением ночи небо темнеет на нем постепенно появляются  звездочки их становится все больше и больше .И сейчас мы погасим огни на нашем космическом корабле и получше рассмотрим  на окружающие нас созвездия.(гасим свет)

9.Практическая работа.

-А сейчас ,ребята, вы будете работать в парах. Каждая пара должна сделать звездный узор – созвездие. Из полученных созвездий мы составим рисунок звездного неба.  

10.Закрепление.

 Наше путешествие подходит к концу, но звезды не хотят отпускать нас не убедившись ,что мы о них уже много знаем.

-Какая наука изучает звезды?

-Что такое звезда? От чего зависит цвет звезды?

-Почему мы видим звезды маленькими, а солнце большим?

-Солнце самая большая звезда или нет? Почему?

Итак , звездная блиц – викторина. Из предложенных ответов необходимо выбрать правильный. Для закрепления предлагаю тест, который вы будете заполнять в течение 2 мин:

           1.Огромные раскаленные газовые шары, излучающие свет– это:

а)созвездия

б) планеты

                                                                     в) звезды

          2.Звезды белого и голубого цвета

 а) самые горячие

         б) не излучают тепла

в)  «холодные»

          3. Солнце – это:

                                                                     а) звезда

б) планета

  в) созвездие

          4. Кто изучает звезды?

а) агроном

б) астроном

 в) астронавт

          5. Группу звезд называют:

а) планета

б) комета

   в) созвездие

          6. В каком созвездии находится Полярная звезда?

а) Кассиопея

б) Большая медведица

в) Малая медведица

          7. Спутником Земли является:

а)Солнце

б)Луна

                                                               в)Марс

           8. Солнце – это:

а)Звезда

б)Планета

в)Метеорит

.

11.Подведение итогов. Самооценка.

- Ну вот наше путешествие подошло к концу мы вернулись с вами на землю .И я надеюсь путешествие вам понравилось и вы теперь будете с большим интересом смотреть на звездное небо.

Слайд № 22 ( вопросы рефлексии)

- Что же нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что мы для этого делали?

-Если вы считаете, что сегодня на уроке вы работали хорошо, многое запомнили и урок вам понравился, то поместите на кусочек этого звездного неба  желтые или красные звезды(холодные), а если вы ничего нового не узнали, работали не активно, то поместите голубые или белые звезды ( горячие)

- Что мы с вами открыли?

- Верно, новое созвездие. Назовем его Радость. Радость от урока, полученных знаний, от работы на уроке.

12. Домашнее задание: Слайд № 23

 (Найти легенду о каком- нибудь созвездии)

Слайд № 24  Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звездный час

Внеклассное мероприятие по сказкам для учащихся 3 класса....

Звездный час

Цель: развитие внимания, наблюдательности, познавательной активности путем вовлечения детей в соревновательную игру....

«Праздничные краски узоров» - рисование кистью элементов геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку.

На уроках изобразительного искусства дети узнают  о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Дымковская игруш...

"Звездные узоры"

Работа выпонена к уроку окружающего мира. Автор Антонян Артем....

Урок технологии. Тема: Зимние узоры (Узоры на окне)

·       изготовление панно в технике квиллинг...

Конспект открытого урока по окружающему миру "Звездные узоры"

Урок окружающего мира "Звездные узоры" по программе "Гармония"...

Звездные узоры

конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Звездные узоры" УМК Гармония...