Где зимуют птицы?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Познакомить детей с зимующими и перелётными птицами нашего края в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_prirodovedeniya.rar | 14.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока природоведения
в 1 классе
учителя начальных классов
МОУ «Мещеринская средняя
общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов
Ступинского муниципального района
Московской области
Янкиной Л.А.
Тема: «Где зимуют птицы?»
Цели: 1. Закрепить и расширить знания детей о птицах перелётных и
зимующих в наших краях..
2. Учить бережно относиться к животным.
3. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:1. Учебник, тетрадь.
2. Эмблемы команд: «Орлята» и «Ласточки» у каждого
участника и на доске.
3. Бабочки и мыши на магнитах.
4. Слайды.
5. Карточки с вопросами для конкурса «Почемучка».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный.
II. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы с вами говорили о Солнце, звёздах и Луне.
Сейчас мы повторим изученный материал. Я буду читать предложения, если вы согласны с моим утверждением, ставите на листочке, который лежит перед вами на парте «плюс», если не согласны ставите «минус».
Ответы записывайте в строчку.
Звёзды – огромные пылающие шары. (+)
На Луне есть воздух и вода. (-)
Луна – естественный спутник Земли. (+)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. (+)
Луна отражает свет Солнца. (+)
Люди уже несколько раз бывали на Луне. (+)
Солнце – самая большая звезда (-)
На Луне живут люди. (-)
Положите листочки на середину парты, в конце урока я их возьму на
проверку.
III. Вступительное слово учителя.
1. Беседа.
Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но всё-таки их много – около 9 тысяч видов.
Слайд №1.
Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.
Слайд №2.
Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.
Слайд №3.
Одни птицы живут в лесу, другие – в степи.
Слайд №4.
Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря.
Слайд №5.
Одни птицы питаются рыбой, другие только насекомыми.
Слайд №6.
Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц.
Слайд №7.
А есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.
Слайд №8.
Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнёзда на земле или ветвях деревьев и кустов. В гнёздах у птиц – птенцы. Но все птенцы тоже бывают разные…
2. Объявление темы урока.
-Итак, сегодня мы поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях. Прочитайте тему урока.
Слайд №9.
3. Отгадывание загадок.
- Отгадайте загадки. О ком идёт речь?
1) В деревне есть часы такие,
Не мёртвые, а живые,
Ходят без завода,
Они птичьего рода.
(Петух.)
Слайд №10.
2) Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По полям ночует.
Коноплю ворует.
(Воробей.)
3) Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
(Гусь.)
4. Беседа.
-Ребята, а не кажется ли вам, что среди этих птиц есть одна «лишняя»?
-Какая? (Воробей.)
-Почему? (Петух и гусь – домашние птицы.)
Сегодня мы поговорим о птицах, которых встречаем в природе. Вы разделились на две команды. Команду «Ласточки» и «Орлята».
Наши гости (это могут быть родители, администрация школы, учителя) будут оценивать вашу работу. В конце урока они подведут итоги.
5. Конкурс загадок.
Слайд №11.
Сейчас я буду читать загадки обеим командам по очереди, За правильно угаданную загадку команда получает один бал.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей).
Слайд №12.
Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит …(сорока).
В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!»
И ставит подпись…(дятел).
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих,
Мыши, прячутся дрожа!
Очень уж суровы филины и …(совы).
6. Беседа.
-Ребята, а кто догадался, что для этих птиц общее? (Они никуда не улетают.)
-Этих птиц называют оседлыми.
-А каких птиц, зимующих у нас, вы ещё знаете?
Слайд №13.
-Посмотрите на птиц, зимующих в наших краях, и назовите их.
-Кто запомнил, как называют этих птиц? (Оседлые птицы.)
-Послушайте рассказ и стихотворение об одной из них. (Заранее подготовленные дети рассказывают о воробьях.) [см. прил. 1]
-Оседлые птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Из десяти может быть одна - две доживают до весны.
-Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и не забывать насыпать корм.)
Слайд №14.
-Посмотрите, ребята, какие разные кормушки можно сделать из простых материалов: из пластиковой бутылки, пакета из-под молока или сока, а можно вместе с папой сделать кормушку из фанеры или других строительных материалов, которые есть у вас дома.
- А какой корм можно положить в кормушку? (Ягоды рябины, семечки подсолнечника, крупу, а можно подвесить кусочек сала.)
- Есть ещё и природные кормушки, такие как рябина, калина. Ягоды этих растений – готовый корм для птиц.
6. Конкурс загадок.
Слайд №15.
-Продолжается конкурс.
-Отгадайте следующие загадки про птиц:
Что за весенняя чёрная птица,
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя чёрная птица
Прямо на трактор чуть не садится?
(Грач.)
Слайд №16.
Угадайте, что за птичка –
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота.
Хвост раздут в два хвоста.
(Ласточка.)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?
(Соловей.)
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Тёмно-розовый …
(Скворец.)
7. Беседа.
- Эти птицы летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны. Чтобы весной вернуться в родные места.
- Кто знает, как их называют? (Перелётные.)
- Каких перелётных птиц вы ещё знаете?
Слайд №17.
- Рассмотрите рисунок с перелётными птицами. Назовите их. Прочитайте текст в учебнике на странице 76.
- Куда улетают некоторые птицы на зиму? (В тёплые края.)
- Когда они вновь возвращаются к нам? (Весной.)
-Как называются эти птицы? (Перелётные.)
- Почему их так называют? (Они совершают перелёты из одного района Земли в другой.)
-Послушайте рассказ об одной из этих птиц. (Заранее подготовленный ученик рассказывает о соловье.) [см. прил. 2]
8. Конкурс «Почемучка».
Слайд №18.
Обеим командам я задам по одному вопросу, дам время на обдумывание, после чего вы должны будете ответить на следующие вопросы:
1 команда.
Почему ласточка улетает в тёплые края, а дятел остаётся зимовать у нас? (Ласточки питаются насекомыми, которые с наступлением холодов прячутся. Ласточкам нечем питаться, поэтому они улетают в тёплые края, где есть для них корм. А дятел зимой питается семенами сосен и елей; прочно упёршись в ствол хвостом, он долбит дерево клювом и достаёт насекомых.)
2 команда.
Почему журавль улетает в тёплые страны, а сова зимует в наших краях? (Журавль ходит по болоту и длинным клювом достаёт из воды лягушек. Но зимой вода замерзает…. А мыши, которыми питается сова, зимой не спят, а в поисках пищи вылезают из-под снега и становятся добычей сов и лис.)
Слайд №19.
Вам даются подсказки, которыми вы можете воспользоваться для ответа на первую часть вопроса. (Ответы оценивает жюри.)
9. Беседа.
Сейчас мы знаем, что перелётные птицы улетают на зиму в тёплые края. А раньше этого люди не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем учёные узнали, куда улетают перелётные птицы.
-Как же это удалось учёным сделать?
Слайд №20.
Помогли учёным маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так учёным удалось узнать, где зимуют птицы.
10. Работа с тетрадью.
-Откройте тетради на странице 32, найдите задание №1.
-Птицы спорят, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться.
-Помогите им разобраться в этом.
У каждой перелётной птицы нарисуйте на лапке кольцо, но сначала соедините линиями птицу с её названием. (Жюри оценивает по одной работе от каждой команды.)
11. Конкурс «Третий лишний».
Слайд №21.
Рассмотрите таблицу.
Слайд №22.
В каждой тройке птиц найдите лишнюю и объясните свой выбор. Если ответ будет верный, компьютер подтвердит его. За каждый правильный ответ команда получает очко.
Команда «Ласточки» | Команда «Орлята» | ||||
галка | ласточка | ворона | сова | скворец | стриж |
грач | зяблик | сорока | голубь | поползень | воробей |
воробей | дятел | кукушка | соловей | журавль | галка |
12. Конкурс «Узнай птицу».
Слайд №23.
-Я буду читать описание птицы. Ваша задача, как можно быстрее узнать её. Кто раньше узнает птицу, приносит очко команде.
[см. прил. 3]
Слайд №24. [см. прил. 3]
13. Итог урока.
- Наша игра подошла к концу.
- Давайте подведём итоги. (Слово предоставляется жюри.)
- Я думаю, что сегодня вы узнали много интересного из жизни птиц.
- Давайте повторим.
- Где зимуют птицы? ( В тёплых краях.)
- Какие птицы зимуют у нас? (Оседлые.)
-Я обращаюсь к вам, ребята, с просьбой о том, чтобы вы не забывали заботиться о пернатых друзьях, особенно зимой, помогали им.
- Давайте закончим наш урок стихотворением А.Яшина «Покормите птиц зимой!». (Учащиеся читают хором наизусть стихотворение.)
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
-Урок окончен. Спасибо всем за работу на уроке.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»
Конспект урока по литературному чтению3 класс (1-4) Учебник под редакцией О.В. КубасовойТема:Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»Цель:знакомство учащихся со с...
Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.
Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной (корре...
Уроки по немецкому языку по теме "Зима. Погода зимой"
В методической разработке по теме "Зима. Погода зимой" размещен материал 2 уроков (сценарий урока и мультимедийная презентация к нему). Разработка каждого урока представлена по плану: тема; задачи уче...
В гости к зиме. Птицы зимой.
Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....
"В гости к зиме. Птицы зимой"
Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....
Обобщающий урок к разделу "Люблю природу русскую. Зима". Тема: "И вот сама идет волшебница зима. Стихотворения о зиме". 2 класс
Цель урока:- повтоить и обобщить знания обучающихся;- создать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;- привить интерес к чтению...
Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.
Урок окружающего мира в 1 классе (январь). Практическая работа №13: Изготовление кормушки из бумажного пакета....