Где зимуют птицы?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

 любовь алексеевна янкина

Познакомить детей с зимующими и перелётными птицами нашего края в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_prirodovedeniya.rar14.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока природоведения

в 1 классе

учителя начальных классов

МОУ «Мещеринская средняя

общеобразовательная школа №1

с углубленным изучением отдельных предметов

                        Ступинского муниципального района

                                       Московской области

Янкиной Л.А.

Тема: «Где зимуют птицы?»

Цели: 1. Закрепить и расширить знания детей о птицах перелётных и  

               зимующих в наших краях..

            2. Учить бережно относиться к животным.

            3. Воспитывать  любовь к природе.

Оборудование:1. Учебник, тетрадь.

                           2. Эмблемы команд: «Орлята» и «Ласточки»  у каждого

                            участника и на доске.

                           3. Бабочки и мыши на магнитах.

                           4. Слайды.

                           5. Карточки с вопросами для конкурса «Почемучка».              

 

 

 

Ход урока.

           I. Организационный момент.

   Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок.

   Вот книжки на столе,

  А вот – тетрадки.

   Не хочется играть

   Сегодня в прятки,

   И недосуг дуть на корабль бумажный –

   Сегодня в классе у ребят

   Урок уж больно важный.

II. Проверка домашнего задания.

   На прошлом уроке мы с вами говорили о Солнце, звёздах и Луне.

   Сейчас мы повторим изученный материал. Я буду читать предложения, если  вы согласны с моим утверждением, ставите на листочке, который лежит перед вами на парте «плюс», если не согласны ставите «минус».

   Ответы записывайте в строчку.

   Звёзды – огромные пылающие шары. (+)

   На Луне есть воздух и вода. (-)

   Луна – естественный спутник Земли. (+)

   Солнце – ближайшая к Земле звезда. (+)

   Луна отражает свет Солнца. (+)

   Люди уже несколько раз бывали на Луне. (+)

   Солнце – самая большая звезда (-)

   На Луне живут люди. (-)

   Положите листочки на середину парты, в конце урока я их возьму на

проверку.

III. Вступительное слово учителя.

1. Беседа.

                Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но всё-таки их        много – около 9 тысяч видов.

Слайд №1.

   Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.

Слайд №2.

   Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.

Слайд №3.

   Одни птицы живут в лесу, другие – в степи.

Слайд №4.

   Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря.

Слайд №5.

   Одни птицы питаются рыбой, другие только насекомыми.

Слайд №6.

   Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц.

Слайд №7.

   А есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.

Слайд №8.

   Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнёзда на земле или ветвях деревьев и кустов. В гнёздах у птиц – птенцы. Но все птенцы тоже бывают разные…

2. Объявление темы урока.

   -Итак, сегодня мы поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях.                Прочитайте тему урока.

Слайд №9.

3. Отгадывание загадок.

  - Отгадайте загадки. О ком идёт речь?

1) В деревне есть часы такие,

   Не мёртвые, а живые,

   Ходят без завода,

   Они птичьего рода.

                                             (Петух.)

Слайд №10.

2) Мальчишка в сером армячишке

    По дворам шныряет,

    Крохи подбирает,

    По полям ночует.

    Коноплю ворует.

                                            (Воробей.)

3) Красные лапки,

    Длинная шея,

    Щиплет за пятки,

    Беги без оглядки.

                                            (Гусь.)

4. Беседа.

   -Ребята, а не кажется ли вам, что среди этих птиц есть одна «лишняя»?

   -Какая? (Воробей.)

   -Почему? (Петух и гусь – домашние птицы.)

   Сегодня мы поговорим о птицах, которых встречаем в природе. Вы разделились на две команды. Команду «Ласточки» и «Орлята».

Наши гости (это могут быть родители, администрация школы, учителя) будут оценивать вашу работу. В конце урока они подведут итоги.

5. Конкурс загадок.

Слайд №11.

   Сейчас я буду читать загадки обеим командам по очереди, За правильно угаданную загадку команда получает один бал.

   Я весь день ловлю жучков,

   Уплетаю червячков.

   В тёплый край не улетаю,

   Здесь под крышей обитаю.

   Чик-чирик! Не робей!

   Я бывалый … (воробей).

Слайд №12.

   Трещала с самого утра:

  «Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что – пора?

   Такая с ней морока,

   Когда трещит …(сорока).

   В лесу под щебет, звон и свист,

   Стучит лесной телеграфист:

   «Здорово, дрозд – приятель!»

   И ставит подпись…(дятел).

    И в лесу, заметьте, дети,

   Есть ночные сторожа.

   Сторожей боятся этих,

   Мыши, прячутся дрожа!

   Очень уж суровы филины и …(совы).

6. Беседа.

   -Ребята, а кто догадался, что для  этих птиц общее? (Они никуда не улетают.)

   -Этих птиц называют оседлыми.

   -А каких птиц, зимующих у нас, вы ещё знаете?

Слайд №13.

   -Посмотрите на птиц, зимующих в наших краях, и назовите их.

   -Кто запомнил, как называют этих птиц? (Оседлые птицы.)

   -Послушайте рассказ и стихотворение об одной из них. (Заранее подготовленные дети рассказывают о воробьях.) [см. прил. 1]

   -Оседлые птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Из десяти может быть одна - две доживают до весны.

   -Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и не забывать насыпать корм.)

Слайд №14.

   -Посмотрите, ребята, какие разные кормушки можно сделать из простых материалов: из пластиковой бутылки, пакета из-под молока или сока, а можно вместе с папой сделать кормушку из  фанеры или других строительных материалов, которые есть у вас дома.

   - А какой корм можно положить в кормушку? (Ягоды рябины, семечки подсолнечника, крупу, а можно подвесить кусочек сала.)

   - Есть ещё и природные кормушки, такие  как рябина, калина. Ягоды этих растений – готовый корм для птиц.

6. Конкурс загадок.

Слайд №15. 

   -Продолжается конкурс.

   -Отгадайте следующие загадки про птиц:

   Что за весенняя чёрная птица,

   Любит за плугом ходить и кормиться?

   Что за весенняя чёрная птица

   Прямо на трактор чуть не садится?

                                                                 (Грач.)

Слайд №16.

   Угадайте, что за птичка –

   Тёмненькая невеличка,

   Беленькая с живота.

   Хвост раздут в два хвоста.

                                                                 (Ласточка.)

 

  Кто без нот и без свирели

   Лучше всех выводит трели,

   Голосистее, нежней?

   Кто же это?

                                                                  (Соловей.)

   Нам в хозяйстве помогает

   И охотно заселяет

   Деревянный свой дворец

   Тёмно-розовый …

                                                                   (Скворец.)

7. Беседа.

   - Эти птицы летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны. Чтобы весной вернуться в родные места.

   - Кто знает, как их называют? (Перелётные.) 

   - Каких перелётных птиц вы ещё знаете?

Слайд №17.

   - Рассмотрите рисунок с перелётными птицами. Назовите их. Прочитайте текст в учебнике на странице 76.

   - Куда улетают некоторые птицы на зиму? (В тёплые края.)

   - Когда они вновь возвращаются к нам? (Весной.)

   -Как называются эти птицы? (Перелётные.)

   - Почему их так называют? (Они совершают перелёты из одного района Земли в другой.)

   -Послушайте рассказ об одной из этих  птиц. (Заранее подготовленный ученик рассказывает о соловье.) [см. прил. 2]

            8. Конкурс «Почемучка».

Слайд №18.

   Обеим командам я задам по одному вопросу, дам время на обдумывание, после чего вы должны будете ответить на следующие вопросы:

 

1 команда.

    Почему ласточка улетает в тёплые края, а дятел остаётся зимовать у нас? (Ласточки питаются насекомыми, которые с наступлением холодов прячутся.  Ласточкам нечем питаться, поэтому они улетают в тёплые края, где есть для них корм.  А дятел зимой питается семенами сосен и елей; прочно упёршись в ствол хвостом, он долбит дерево клювом и достаёт насекомых.)

2 команда.

    Почему журавль улетает в тёплые страны, а сова зимует в наших краях? (Журавль ходит по болоту и длинным клювом достаёт из воды лягушек. Но зимой вода замерзает…. А мыши, которыми питается сова, зимой не спят, а в поисках пищи вылезают из-под снега и становятся добычей сов и лис.)

Слайд №19.

   Вам даются подсказки, которыми вы можете воспользоваться для ответа на первую часть вопроса. (Ответы оценивает жюри.)

9. Беседа.

   Сейчас мы знаем, что перелётные птицы улетают на зиму в тёплые края. А раньше этого люди не знали. Конечно,  они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем учёные узнали, куда улетают перелётные птицы.

   -Как же это удалось учёным сделать?

Слайд №20.

   Помогли учёным маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так учёным удалось узнать, где зимуют птицы.

10. Работа с тетрадью.

   -Откройте тетради на странице 32, найдите задание №1.

   -Птицы спорят, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться.

   -Помогите им разобраться в этом.

   У каждой перелётной птицы нарисуйте на лапке кольцо, но сначала соедините линиями птицу с её названием. (Жюри оценивает по одной работе от каждой команды.)

11. Конкурс «Третий лишний».

Слайд №21.

   Рассмотрите таблицу.

Слайд №22.

         В каждой тройке птиц найдите лишнюю и объясните свой выбор. Если ответ будет верный, компьютер подтвердит его. За каждый правильный ответ команда получает очко.

Команда «Ласточки»

Команда «Орлята»

галка

ласточка

ворона

сова

скворец

стриж

грач

зяблик

сорока

голубь

поползень

воробей

воробей

дятел

кукушка

соловей

журавль

галка

12. Конкурс «Узнай птицу».

Слайд №23.

   -Я буду читать описание птицы. Ваша задача, как можно быстрее узнать её. Кто раньше узнает птицу, приносит очко команде.

[см. прил. 3]

Слайд №24. [см. прил. 3]

13. Итог урока.

   - Наша игра подошла к концу.

   - Давайте подведём итоги. (Слово предоставляется жюри.)

   - Я думаю, что сегодня вы узнали много интересного из жизни птиц.        

   - Давайте повторим.

   - Где зимуют птицы? ( В тёплых краях.)

   - Какие птицы зимуют у нас? (Оседлые.)

   -Я обращаюсь к вам, ребята, с просьбой о том, чтобы вы не забывали заботиться о пернатых друзьях, особенно зимой, помогали им.

   - Давайте закончим наш урок стихотворением А.Яшина «Покормите птиц зимой!». (Учащиеся читают хором наизусть стихотворение.)

 Покормите птиц зимой!

                                             Пусть со всех концов

        К нам слетятся, как домой,

                                             Стайки на крыльцо.

                                            Не богаты их корма,

                                             Горсть зерна нужна.

                                             Горсть одна –

           И не страшна будет им зима.

                                             Приучите птиц в мороз

                                             К своему окну,

       Чтоб без песен не пришлось

                                             Нам встречать весну.

   -Урок окончен. Спасибо всем за работу на уроке.

   

   

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»

Конспект  урока по литературному чтению3 класс (1-4) Учебник под редакцией О.В. КубасовойТема:Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»Цель:знакомство учащихся со с...

Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной  (корре...

Уроки по немецкому языку по теме "Зима. Погода зимой"

В методической разработке по теме "Зима. Погода зимой" размещен материал 2 уроков (сценарий урока и мультимедийная презентация к нему). Разработка каждого урока представлена по плану: тема; задачи уче...

В гости к зиме. Птицы зимой.

Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....

"В гости к зиме. Птицы зимой"

Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....

Обобщающий урок к разделу "Люблю природу русскую. Зима". Тема: "И вот сама идет волшебница зима. Стихотворения о зиме". 2 класс

Цель урока:- повтоить и обобщить знания обучающихся;- создать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;- привить интерес к чтению...

Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.

Урок окружающего мира в 1 классе (январь). Практическая работа №13:  Изготовление кормушки из бумажного пакета....