Урок окружающего мира в 3 классе.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок окружающего мира. Тема :"Первые русские князья" Тип урока: Сообщение новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_3_klasse.docx | 32.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 3 классе
ТЕМА:ПЕРВЫЕ РУССКИЕ КНЯЗЬЯ
Цели: сформировать у учащихся образное представление о первых русских князьях; воспитывать интерес к истории; развивать логическое мышление младших школьников, речь, любознательность.
Оборудование: карта Киевской Руси в IX – начале XII в., лента времени, иллюстрация, изображающая Древний Киев.
Ход урока
- Организационный момент.
Сегодня мы продолжим наше путешествие по Древней Руси. Чтобы догадаться, о чем пойдет речь сегодня на уроке, вам надо будет выполнить одно задание. Перед вами зашифрованное слово. Переставьте буквы и догадайтесь, что здесь написано.
- Получается слово князь
- Как вы понимаете значение слова князь?
(Глава племени, рода, вождь военной дружины).
-Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?
-Тема нашего урока «Первые русские князья»
– Начнем мы узнавать сегодня, «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити, и откуда Русская земля стала есть». (Из «Повести временных лет».)
«История – это фонарь, который зажжен в прошлом, горит в настоящем и освещает дорогу в будущее». (В. Ключевский.)
– Начинаем новое путешествие по реке истории Отечества. Узнаем у дежурных синоптиков, располагает ли погода к путешествию.
Синоптики.
• Ворона кричит, оборотившись к югу, – к теплу, повернувшись на север, – к холоду.
• Галки вьются в воздухе перед снегопадом.
• Много частых и длинных сосулек – к урожаю.
• 14 января – деревья укутал пушистый иней – завтра будет ясный морозный день.
Знакомит с прогнозом погоды на сегодня.
II. Актуализация опорных знаний.
В ы б е р и т е п р а в и л ь н ы й о т в е т:
1. Как назывался торговый путь, связывавший Северную Русь и Скандинавию с Византией?
1) Из варяг в греки;
2) из Руси на север;
3) из славян в викинги.
2. Что продавали русичи?
1) Лен;
2) пушнину;
3) мед.
3. Что привозили из Византии?
1) Пряности;
2) дорогие ткани;
3) тюлений жир.
4. Какие природные зоны пересекали торговые караваны, двигаясь по пути «из варяг в греки»? (Лесная, степь, средиземноморская.)
Величаво и привольно течет Днепр, широко он раскинул свои берега. А по берегам – то высокие холмы, то низкие луга: красиво!
– Определите по физической карте и по карте природных зон природные условия Киева.
Климат теплый, земля плодородная, торговые пути удобные – вот и стал Киев быстро расти и превратился в большой и красивый город.
III. Объявление темы и целей урока.
– Сегодня мы отправляемся в Древний Киев, который располагался на пути «из варяг в греки». Вспомните, что вы знаете из былин о Древнем Киеве.
– Мы знаем, что земля, на которой жили славянские племена, называлась славянской или Русской землей – Русью. Почему эта земля стала называться Киевской Русью?
IV. Введение в тему.
– Посмотрите на карту. О чем она рассказывает? (О реках и морях, какие народы жили на этих землях, о городах и государствах.)
– Какие государства вы здесь нашли? (Польша, Венгрия, Киевская Русь.)
– Как вы думаете, зачем нужно государство? Чем оно занимается? (Государство строит школы, больницы, дороги, собирает налоги, содержит армию.)
– Я тоже выписала то главное, что выполняет государство. Давайте сверим мнения.
Открывается вторая половина доски, на которой з а п и с ь:
Государство осуществляет власть, защищает границы, собирает налоги, издает законы, организует нужные для всего населения работы.
– Мы с вами несколько уроков будем говорить о первом русском государстве.
Во главе государства стоял князь. Попробуйте объяснить значение этого понятия. (Вождь племени, правитель государства или государственного образования.)
Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок внутри страны, заботились о ее безопасности.
V. Изучение нового материала.
К р о с с в о р д «Первые русские князья».
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 |
1. Князь, захвативший власть в Новгороде после смерти Рюрика и отправившийся в Киев. Этот поход положил начало образованию Древнерусского государства. (Олег.)
2. Князь, отправившийся за данью в землю древлян, которые про него сказали так: «Повадится волк овец таскать, так все стадо перетаскает». (Игорь.)
3. Первый русский князь, приглашенный новгородцами контролировать торговый путь «из варяг в греки». (Рюрик.)
4. Кому принадлежат слова: «Да не посрамим земли Русской, но костьми ляжем, дабы мертвые не знают позора»?(Святослав.)
5. Кто принял крещение в Византии и жестоко отомстил древлянам? (Ольга.)
Давайте проведем аукцион знаний «Первые русские князья». Ваша задача – рассказать о князе по п л а н у:
1. Что вы знаете о князе?
2. Какие походы совершил?
3. Какие качества князя являются важными для вас?
– Кто основал Киевскую Русь?
• Олегу очень понравилось в Киеве, он остался княжить там и сказал: «Пусть этот город будет матерью городам русским!»
Киев при Олеге не только богател, но и сильно укреплялся. Город был окружен рвом и крепкими бревенчатыми стенами.
Князь Олег укреплял свою власть при помощи военных походов, приносивших большие богатства. Как говорит предание, решил Олег с дружиною воевать с Византией и получить с нее большую дань. На кораблях приплыл к Царьграду и осадил его. Чтобы взять неприступную крепость, он придумал такую хитрость, которая даже в летописи для потомков описана: «Повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. И так как был попутный ветер, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». Так покорил Олег город и в знак победы прибил щит на вратах Царьграда». Произошло это, как повествует летопись, в 911 году, в самом начале X века.
Олег получил в народе прозвище «вещий», то есть всеведущий, знающий то, что другим знать не дано. В этом прозвище отражены его прозорливость, мудрость.
Олег был храбр и умен, победил много соседних народов. Он управлял государством 33 года.
• После смерти Олега на киевский престол вступил возмужавший к тому времени сын Рюрика – Игорь.
У него была жена Ольга, красавица и умница – щеки румяные, глаза синие, коса русая. До замужества она жила в деревне Выбуты, на берегу реки Великой, в 12 километрах от Пскова. И вот однажды проезжал мимо тех мест молодой и красивый князь Игорь. Увидел он у реки красавицу Ольгу и попросил перевезти его на другой берег. Долго беседовали они, но что сказали друг другу – неизвестно. Да только не забывал уже никогда юный князь той встречи. Он прислал за девушкой-псковитянкой сватов. И стала Ольга киевской княгиней.
Игорь часто объезжал свои земли по разным делам. Однажды он собирал ежегодную дань с древлян, и на обратном пути ему показалось, что дани взято мало, – он вернулся за остальной частью дани. Древляне, узнав об этом, сказали: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его».
Действительно, из этого похода Игорь живым уже не вернулся… Стала Ольга править Киевской Русью одна, затаив обиду на древлян за смерть мужа. Она собрала дружину и пошла войной на столицу древлян. Древляне решили откупиться, заплатив дань, но Ольга отказалась от дорогих мехов и сожгла город.
• Жена Игоря Ольга (945–957) сурово отомстила за мужа: собрав большое войско вместе с малолетним сыном Святославом, она начала войну против древлян.
Летопись рисует впечатляющую картину мести киевской княгини за убитого мужа. Притворно согласившись на предложение древлянских послов, она посоветовала им потребовать от киевских жителей, чтобы те в знак великой чести внесли их на княжеский двор в ладье, в которой они прибыли из Искоростеня.
Киевляне выполнили требования послов, но у княжеского крыльца сбросили их вместе с ладьей в заранее вырытую яму и засыпали ее, похоронив древлян живыми. Следующих послов, которых по просьбе Ольги прислал ничего не подозревающий Мал, княгиня заперла в бане и сожгла заживо. После этого она отправилась с дружиной в древлянскую землю, где ее с почетом встретило древлянское войско. Ольга велела устроить тризну (поминальный пир) по убитому Игорю на месте его гибели, напоила древлян, а когда они заснули, приказала дружине их перебить.
На следующий год княгиня собрала большое войско, взяла с собой малолетнего сына Святослава и двинулась в поход на древлян. Древляне были разбиты, киевская рать осадила Искоростень. Однако в течение целого года осады взять город не удавалось. Тогда Ольга пошла на хитрость. Она пообещала отказаться от дальнейшей мести и отступить от Искоростеня, если древляне согласятся на легкую дань: по три голубя и по три воробья от каждого двора. Те с облегчением согласились. Ольга же приказала выпустить птиц на волю, привязав к ним зажженные кусочки серы. Голуби полетели в свои голубятни, воробьи – под кровли, и город внезапно заполыхал.
Вся ее дальнейшая деятельность была направлена на упрочение власти киевских князей. Даже после того как Святослав вырос, Ольга без устали занималась государственными делами, ибо воинственный сын большую часть времени проводил в походах.
Летопись называет Ольгу «мудрейши всех человек» и рассказывает о неустанных заботах княгини по «устроению земли».
Действительно, во время поездок по Руси Ольга провела финансово-административную реформу, установила размеры дани, разделила на определенные административные единицы – погосты, во главе которых поставила особых княжеских уполномоченных.
Примерно в 955 году Ольга одной из первых на Руси приняла христианство и в крещение получила имя Елена. Она уговаривала креститься и своего сына Святослава, но тот отказался, боясь, что дружина будет над ним смеяться. Крещение Руси произошло лишь при внуке Ольги – князе Владимире.
Ольга прожила очень долго и оставила о себе самую добрую память.
• Святослав с малых лет отличался волей, благородством и мужеством. Он постоянно упражнялся в верховой езде, учился владеть копьем, стрелял из лука и вырос могучим богатырем. Одевался Святослав не как князь, в дорогие одежды, а как простой воин.
Святослав был живым воплощением могучей силы. Князь-воин прожил всего 27 лет, но он успел совершить шесть победоносных походов и остался в памяти русичей молодым и отважным.
В походах не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, нарезав тонкими ломтями конину либо «зверину» (дичь), либо говядину, жарил ее на углях и ел. Не имел он и шатров, а спал на земле. Отправляясь в поход, посылал сначала гонцов сказать: «Хочу на вы идти».
– Какие черты князя Святослава вас привлекают? Чем?
– Нарисуйте ленту времени.
– Распределите первых русских князей на ленте времени.
– Послушайте рассказ о князе Владимире и определите его место на ленте времени.
• Великий князь Владимир – внук св. Ольги, сын Святослава. От природы мудрый, предприимчивый, отважный и воинственный, он вступил на престол в 980 г. Будучи язычником, Владимир был властолюбивым, ревностным приверженцем идолопоклонства. Он познал христианскую веру от одного греческого философа. В 988 г. принял крещение в городе Корсуни и наречен именем Василий. Перед этим событием князя поразила слепота, от которой он внезапно получил исцеление во время совершения над ним таинства крещения. Возвратившись в Киев, великий князь крестил прежде всего своих детей. То место, где они были крещены, до сих пор называется Крещатиком. Затем, уничтожив в городе идолов, обратил в православную веру киевлян и тем самым положил начало распространению христианской веры на Руси. Святой Владимир заботился о своем народе, открывал и благоустраивал училища, больницы и богадельни. Прекрасные произведения греческого зодчества появились в России. Храмы украшались живописью, серебром, золотом. Нищие, бедные и слабые находили у него отеческую защиту и покровительство.
VI. Обобщение и закрепление.
– Какое значение имел торговый путь «из варяг в греки» для формирования и укрепления Древнерусского государства?
– Почему государство стало называться Киевская Русь?
– Что находилось на территории, где мы живем, во времена Киевской Руси? (Нашего края – Волгограда и Волгоградской области – еще не существовало, было Хазарское царство.)
– Посмотрите на карту на доске. Поселение славян располагается на небольшой территории Киевской Руси. Вспомните: за счет чего пополняли князья свои богатства? (За счет сбора дани, за счет разорения других поселений.)
– Подумайте: что нужно сделать, чтобы карта «заговорила» и мы могли «услышать», куда совершали походы князья? (Указать стрелочками разных цветов направления походов.)
– Кого в Древней Руси называли витязем? (Витязь в Древней Руси – отважный, доблестный воин, богатырь.)
– Справедливо ли будет первых русских князей назвать витязями? Докажите.
VII. Итог урока.
– Закончить урок мне хочется словами А. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно». Желаю вам быть любознательными в изучении истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»
Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»
Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...
Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"
Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...
Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.
Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль»...
Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире
Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...