Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему

Ряскова  Светлана  Николаевна

Рабочая  программа  по  окружающему  миру  2 класса  была  разработана  на 2014-2015 учебный  год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18»

УТВЕРЖДЕНА

приказом от_________  №_____

Рабочая программа

учебного предмета  «Окружающий  мир»

(УМК «Школа России»)

для  2  класса

Составитель:

Ряскова  С.Н., учитель  начальных классов

г. Воскресенск

2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Окружающему  миру» составлена в соответствии с:

Законом «Об образовании  в РФ» №273- ФЗ от 29.12.2012г.

Федеральным   государственным образовательным стандартом  начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 6 октября 2009г. № 373).

Федеральным базисным учебным планом начального общего образования.

Федеральным перечнем учебников рекомендованных (допущенных) Минобразования к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных школах, реализующих общеобразовательные программы общего образования на 2014-2015 учебный год, утвержденных приказом Минобразования РФ N 253 от 31.03.2014 г.

Рабочая программа составлена  на  основе  программы А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы ФГОС, М.: Просвещение,  которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, с учетом Учебного плана МОУ «СОШ №18».

Общая  характеристика  учебного предмета

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Программа направлена на  реализацию средствами  предмета «Окружающий  мир» основных  задач образовательной  области «Естествознание и обществознание».

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Отбор содержания  курса «Окружающий мир» осуществлён на  основе следующих ведущих идей:

  1. Идея многообразия  мира;
  2. Идея целостности  мира;
  3. Идея  уважения   к миру.

Многообразие как форма существования  мира  ярко  проявляет  себя   и в природной, и в социальной сфере. На  основе  интеграции  естественнонаучных, географических, исторических сведений  в курсе выстраивается  яркая картина действительности, отражающая  многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое  внимание  уделяется знакомству младших  школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без  которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных  потребностей.

Фундаментальная  идея целостности  мира также последовательно  реализуется в курсе  путём раскрытия  разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри  живой природы, между  природой  и человеком.

Уважение  к миру – это своего  рода формула нового  отношения к окружающему, основанного  на  признании  самоценности сущего, на включении  в нравственную  сферу отношения не  только  к другим  людям, но  и к природе, к рукотворному  миру, к культурному достоянию народов России и всего  человечества.

В  основе  методики  преподавания курса «Окружающий  мир»  лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное  освоение различных способов познания окружающего. При  этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдение за  явлениями природы  и общественной  жизнью, выполняют практические  работы и опыты, в том  числе исследовательского  характера, различные  творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые  игры, учебные  диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для  успешного решения  задач курса важны  экскурсии и учебные  прогулки, встречи  с людьми различных  профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы  работы, обеспечивающие  непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим    миром. Занятия  могут проводиться не  только  в классе, но и на  улице, в лесу, парке, музее. Для  достижения  планируемых  результатов очень  большое  значение  имеет  организация  проектной  деятельности  учащихся, которая  предусмотрена  в каждой  разделе  программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.

Форма  организации образовательного  процесса: классно-урочная  система.

Технологии, используемые в обучении: технологии развивающего обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, технологии индивидуальной проектной  деятельности, критического  мышления, здоровье сбережения, личностного ориентированного  обучения, информационные  технологии, проблемно-диалогического  обучения.

Основные формы  и виды контроля  знаний, умений и навыков: текущий  контроль – в форме устного, фронтального опроса, индивидуальных заданий, тестов, проверочных работ;  тематический контроль «Проверим  себя  и свои  достижения» по  окончании каждого  раздела;  проектные  работы.

Виды и типы уроков, которые используются в реализации данной программы:

  • комбинированный урок;
  • открытие новых знаний;
  • обобщающий урок;
  • урок закрепления;
  • нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, урок-экскурсия, практическое занятие, урок-презентация, урок-проект, турнир знатоков, урок-викторина, заочная экскурсия, живая газета, устный журнал;
  • работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;
  • проведение фенологических наблюдений;
  • выполнение практических работ и мини-исследований;
  • моделирование объектов и процессов;
  • дидактические игры;
  • уроки-путешествия;
  • уроки с элементами исследования;
  • кратковременные предметные экскурсии.

Место учебного  предмета  в учебном плане

По программе обучения и учебному плану МОУ «СОШ №18» на изучение предмета «Окружающий  мир»  во 2  классе отводится  70 часов  в год (2 часа  в неделю) из расчёта 35 учебных недель.

Содержание учебного предмета  

Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Проект. «Родной  город (село)».

Проверим  себя и оценим свои  достижения  по  разделу «Где  мы  живём».

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

             Экскурсии: В гости  к  осени. Осенние изменения в природе.

             Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными  породами и минералами. Приемы ухода за комнатными растениями.

            Проект. «Красная  книга, или  возьмём  под  защиту».

            Проверим  себя и оценим свои  достижения  по  разделу «Природа».

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

             Экскурсия: В гости  к зиме. Зимние изменения в природе.

            Проект. «Профессии».

            Проверим  себя и оценим свои  достижения  по  разделу «Жизнь  города  и села».

Здоровье и безопасность (9ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др.

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

            Практические работы: Составление своего  режима  дня. Отработка действий при  сигнале «Внимание всем!». Отработка правил перехода улицы.

            Проверим  себя и оценим свои  достижения  по  разделу «Здоровье  и безопасность».

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая  работа. Отработка  основных правил этикета.

Проект. «Родословная».

            Проверим  себя и оценим свои  достижения  по  разделу «Общение».

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

           Экскурсии: В гости  к весне. Весенние изменения в природе.

           Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу.  Основные  приёмы чтения  карты.

           Проект. «Города  России», «Страны  мира».

           Проверим  себя и оценим свои  достижения  по  разделу «Путешествия».

     Резерв – 2 ч.        

Личностные, метапредметные и предметные  результаты

Личностные

  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
  • представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов  России, выступающей в форме национального  языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
  • овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
  • понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
  • познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского языка, созерцание звёздного неба, изменений в природе в разные времена  года;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях  людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
  • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
  • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
  • моделировать объекты,  явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);  
  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные

Обучающийся научится:

  • находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
  • называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
  • различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
  • приводить примеры народов России;
  • сравнивать город и село, городской и сельский дома;
  • различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
  • оценивать отношение людей к окружающему миру;
  • различать объекты и явления неживой и живой природы;
  • находить связи в природе, между природой  и человеком;
  • проводить наблюдения и ставить опыты;
  • измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
  • определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
  • сравнивать объекты природы, делить их на группы;
  • ухаживать за комнатными растениями  и животными живого уголка;
  • находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
  • соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
  • различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
  • прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
  • узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
  • различать виды транспорта;
  • приводить примеры учреждений  культуры и образования;
  • определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
  • различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
  • правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
  • различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
  • соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
  • правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
  • приводить примеры семейных традиций;
  • соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и  других общественных местах;
  • различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
  • ориентироваться на местности разными  способами;
  • различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
  • различать водоёмы, узнавать их по описанию;
  • читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
  • находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
  • различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.


Календарно-тематический план

по  окружающему  миру  

за 2014-2015  учебный  год

Номера  уроков  по  порядку

№ урока в разделе, теме

Тема урока

Плановые  сроки изучения учебного  материала

Скорректированные  сроки изучения  учебного  материала

Основные  виды  деятельности обучающихся

1 четверть (18 ч)

ГДЕ  МЫ  ЖИВЁМ (4 ч)

1.

1

Родная  страна

01.09.-05.09

Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить. Различать государственные символы России. Анализировать информацию учебника. Различать национальные языки и государственный язык России. Извлекать из различных источников сведения о символах России.

2.

2

Город  и  село.  Проект «Родной город (село)»

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Сравнивать город и село. Рассказывать о своём доме по плану. Формулировать выводы. Распределять обязанности по выполнению проекта. Собирать информацию о выдающихся земляках. Проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов. Оценивать свои достижения.

3.

3

Природа  и рукотворный  мир

08.09 -12.09

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Различать объекты природы и  предметы рукотворного мира. Работать в паре и группе. Формулировать выводы из изученного материала. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

4.

4

Проверим  себя  и оценим свои  достижения по  разделу «Где  мы  живём»

Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать свои достижения и достижения учащихся.

ПРИРОДА (14 ч)

5.

1

Живая и  неживая  природа

15.09-19.09

Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить. Классифицировать объекты природы по существенным признакам. Различать объекты неживой и живой природы. Устанавливать связи м/у живой и неживой природой. Работать в паре.

6.

2

Явления  природы

Практическая работа

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Работать в паре: различать объекты и явления природы. Приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений. Рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева.

7.

3

Что  такое  погода

22.09 – 26.09

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса. Характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра. Приводить примеры погодных явлений. Сопоставлять научные и народные предсказания погоды. Работать со взрослыми: составить сборник народных примет своего народа.

8.

4

В гости  к  осени (экскурсия)

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость м/у ними. Определять природные объекты с помощью атласа-определителя. Оценивать результаты своих достижений на экскурсии.

9.

5

В гости к осени (урок)

29.09 – 03.10

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе. Рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений). Сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии. Прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе.

10.

6

Звёздное   небо

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Находить на рисунке знакомые созвездия. Сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия. Моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея. Находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете. Осуществлять самопроверку.

11.

7

Заглянем в кладовые Земли

Практическая  работа

06.10 –10.10

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды. Различать горные породы и минералы. Работать в паре: готовить краткое сообщение о горных породах и минералах. Делать выводы

12.

8

Про  воздух…

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Рассказывать о значении воздуха  для растений, животных и человека. Работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха. Описывать эстетическое воздействие созерцания неба  на человека. Наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности. Находить информацию об охране воздуха.

13.

9

…. И  про  воду

13.10 -17.10

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Рассказывать о значении  воды для растений, животных и человека. Работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения  воды. Описывать эстетическое воздействие созерцания  водных просторов на человека. Находить информацию об охране  воды родного края.

14.

10

Какие  бывают  растения

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Устанавливать по схеме различия м/у группами растений. Работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку. Приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края. Определять растения с помощью атласа-определителя. Оценивать эстетическое воздействие растений на человека.

15.

11

Какие  бывают  животные

20.10 – 24.10

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки. Работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением. Сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни.

16.

12

Невидимые  нити

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Устанавливать взаимосвязи в природе. Моделировать изучаемые взаимосвязи. Выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей. Оценивать свои достижения.

17.

13

Дикорастущие и культурные  растения

27.10 – 31.10

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения. Осуществлять контроль и коррекцию. Классифицировать культурные растения по определённым признакам. Находить информацию о растениях. Обсуждать материалы книги «Великан на поляне».

18.

14

Дикие  и домашние  животные

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить.  Сравнивать и различать диких и домашних животных. Приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека. Рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними.

2 четверть (15 ч)

ПРИРОДА  (продолжение) (6 ч)

19.

1

Комнатные  растения

Практическая  работа

10.11 – 14.11

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку. Определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса. Оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека.

20.

2

Животные  живого  уголка

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними. Рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы. Осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями.

21.

3

Про  кошек  и собак

17.11 – 21.11

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Определять породы кошек и собак. Обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме. Объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу.

22.

4

Красная  книга

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Выявлять причины исчезновения  изучаемых растений и животных. Предлагать и обсуждать меры по их охране. Использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге. Подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору).

23.

4

Будь  природе  другом!

Проект «Красная  книга, или возьмём под защиту»

24.11 – 28.11

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них. Знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками. Предлагать аналогичные правила. Распределять обязанности по выполнению проекта. Извлекать информацию из различных источников. Составлять собственную Красную книгу. Презентовать Красную книгу.

24.

6

Проверим  себя и оценим свои  достижения по  разделу  «Природа»

Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать правильность / неправильность предложенных ответов. Оценивать бережное или потребительское отношение к природе. Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

ЖИЗНЬ  ГОРОДА  И СЕЛА  (9 ч)

25.

1

Что такое экономика

01.12 – 05.12

Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить. Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану. Анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов. Моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом . Извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовить сообщение.

26.

2

Из  чего  что сделано

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Классифицировать предметы по характеру материала. Прослеживать производственные цепочки, моделировать их. Приводить примеры использования природных материалов для производства изделий.

27.

3

Как построить дом

08.12 – 12.12

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям). Сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского. Рассказывать о строительных объектах в своём селе. Предлагать вопросы к тексту.

28.

4

Какой  бывает  транспорт

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Классифицировать средства транспорта. Узнавать транспорт служб экстренного вызова. Запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03.

29.

5

Культура и образование

15.12 – 19.12

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Различать учреждения культуры и образования. Приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе.

30.

6

Все профессии  важны.

Проект «Профессии»

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи. Определять названия профессий по характеру деятельности. Обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни. Формулировать выводы. Распределять обязанности по подготовке проекта. Интервьюировать респондентов об особенностях их профессий.

31.

7

В гости к зиме (экскурсия)

.

22.12 – 26.12

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Наблюдать над зимними погодными явлениями. Исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов. Распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных. Наблюдать за поведением зимующих птиц.

32.

8

В гости  к зиме (урок)

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий. Формулировать правила безопасного поведения на улице зимой. Вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике».

\

33.

9

Проверим себя и оценим свои  достижения по  разделу «Жизнь города  и села»

29.12 – 30.12

Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать правильность / неправильность предложенных ответов. Оценивать бережное или потребительское отношение к природе.  Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

                                                                                                           3 четверть (20  часов)

ЖИЗНЬ ГОРОДА  И СЕЛА  (продолжение) (1 ч)

34.

1

Презентация проектов «Родной  город (село), «Красная  книга, или Возьмём под  защиту», «Профессии»

12.01. -16.01

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.  Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ (9 ч)

35.

1

Строение тела  человека

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Называть и показывать внешние части тела человека. Определять на муляже положение внутренних органов человека.  Моделировать внутреннее строение тела человека.

36.

2

Если  хочешь быть  здоров

Практическая  работа

19.01 – 23.01

Понимать учебную задачу урока.  Рассказывать о своём режиме дня. Составлять рациональный режим дня школьника. Обсуждать сбалансированное питание школьника. Различать продукты растительного и животного происхождения. Формулировать правила личной гигиены и соблюдать их.

37.

3

Берегись автомобиля!

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Моделировать сигналы светофоров. Характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах. Различать дорожные знаки. Формулировать правила движения по загородной дороге.

38.

4

Школа  пешехода

Практическая работа 

26.01 – 30.01

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов. Учиться соблюдать изученные правила безопасности под  руководством  учителя.

39.

5

Домашние  опасности

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций. Формулировать правила безопасного поведения в быту. Узнавать правила по предложенным в учебнике знакам. Сравнивать свои знаки с представленными в учебнике.

40.

6

Пожар!

Практическая  работа

02.02 – 06.02

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Характеризовать пожароопасные предметы. Запомнить правила предупреждения пожара. Моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону. Рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности. Находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение. Отработка действий при  сигнале «Внимание всем!»

41.

7

На  воде и в лесу

        

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу. Запомнить правила поведения во время купания. Различать съедобные и ядовитые грибы. Находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы». Определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых.

42.

8

Опасные  незнакомцы

09.02 – 13.02

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми. Предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях. Моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС. Моделировать правила поведения в ходе ролевых игр.

43.

9

Проверим  себя и оценим свои достижения по  разделу «Здоровье и безопасность»

Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать правильность / неправильность предложенных ответов. Оценивать бережное или потребительское отношение к природе. Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

 ОБЩЕНИЕ (7 ч)

44.

1

Наша  дружная  семья

16.02 – 20.02

Понимать учебные  задачи при изучении материала раздела «Общение и данного  урока, стремиться их выполнить. Рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях. Формулировать понятие «культура общения». Обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи. Моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов.

45.

2

Проект «Родословная»

В ходе выполнения проекта дети учатся: интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их  именах, отчествах, фамилиях. Отбирать фотографии из семейного архива. Составлять родословное древо семьи. Презентовать свой проект.

46.

3

В школе

23.02 – 27.02

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе.  Обсуждать вопрос о культуре общения в школе. Формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её. Оценивать с нравственных позиций формы поведения. Моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах.

47.

4

Правила  вежливости

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения. Формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной. Моделировать ситуации общения в различных ситуациях.

48.

5

Ты  и твои  друзья

02.03 – 06.03

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России. Обсуждать проблему подарка в день рождения друга. Обсуждать правила поведения за столом. Формулировать правила этикета в гостях.

49.

6

Мы  зрители  и пассажиры

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их. Обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника.

50.

7

Проверим  себя и оценим свои  достижения по  разделу «Общение»

Практическая  работа

09.03 - 13.03

Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать правильность / неправильность предложенных ответов. Оценивать бережное или потребительское отношение к природе. Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

ПУТЕШЕСТВИЯ (3 ч)

51.

1

Посмотри  вокруг

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта. Различать стороны горизонта, обозначать их на схеме. Анализировать текст учебника. Формулировать вывод о форме Земли.

52.

2

Ориентирование  на  местности

16.03 – 20.03

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе. Знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним. Осваивать приёмы ориентирования по компасу. Знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам.

53.

3

Ориентирование  на  местности

Практическая  работа

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам.

4 четверть (17  ч)

ПУТЕШЕСТВИЯ (продолжение) (15 ч)

54.

1

Формы  земной  поверхности

30.03.– 03.04

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности. Анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. Сравнивать по схеме холм и гору. Характеризовать поверхность своего края.

55.

2

Водные  богатства

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию. Анализировать схему частей реки.  На основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края. Обсуждать эстетическое воздействие моря на человека. Составлять фото-рассказ на тему «Красота моря».

56.

3

В  гости  к  весне (экскурсия)

06.04 – 10.04

Понимать учебную задачу экскурсии, стремиться их выполнить. Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба». Формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.

57.

4

В гости  к весне (урок)

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края. Знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной. Моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе. Наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради.

58.

5

Россия  на  карте

Практическая  работа

13.04.-17.04

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Сравнивать изображение России на глобусе и карте. Соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России. Осваивать приёмы чтения карты. Учиться правильно показывать объекты на настенной карте.

59.

6

Проект  «Города  России»

В ходе проекта дети научатся: распределять обязанности по выполнению проекта. В дополнительных источниках находить сведения  об истории и достопримечательностях избранного для исследования города. Составлять презентацию своего исследования. Презентовать свои проекты.

60.

7

Путешествие  по  Москве

20.04 – 24.04

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Находить Москву на карте России. Знакомиться с планом Москвы. Описывать достопримечательности по фотографиям. Отличать герб Москвы от гербов других городов. Совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета.

61.

8

Московский  кремль

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России. Находить на фотографии достопримечательности Кремля.  Находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение.

 

62.

9

Город  на  Неве

27.04 – 01.05

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Находить Санкт-Петербург на карте России. Знакомиться с планом Санкт-Петербурга. Описывать достопримечательности по фотографиям. Отличать герб Санкт-Петербурга  от гербов других городов. Совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу  с помощью Интернета.

63.

10

Путешествие по  планете

04.05.-08.05

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Сравнивать глобус и карту мира. Находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки. Соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира.

64.

11

Путешествие  по  материкам

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Находить материки на карте мира. Знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации. Готовить сообщения и выступать с ними перед классом.

65.

12

Страны  мира.

Проект «Страны  мира»

11.05. -15.05

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Сравнивать физическую и политическую карты мира. Находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран. Определять, каким странам принадлежат представленные флаги. Распределять обязанности по выполнению проекта. Готовить сообщения о выбранных странах. Подбирать фотографии достопримечательностей.

66.

13

Впереди  лето

Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить. Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя. Приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе. Рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям. За лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных».

67.

14

Проверим  себя и оценим свои  достижения по  разделу «Путешествия»

18.05.-22.05

Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать правильность / неправильность предложенных ответов. Оценивать бережное или потребительское отношение к природе.  Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

68

15

Презентация проектов «Родословная», «Города  России», «Страны  мира»

Выступать с подготовленными сообщениями. Иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Резервные  уроки (2 ч)

69

1

Резервный  урок

25.05-29.05

70

2

Резервный  урок

Итого

уроков

В том  числе:

уроков  повторения

контрольных  работ

экскурсии

проекты

практических (лабораторных)  работ

по  программе

70

-

-

3

6

9

                                                       

выполнено

Согласовано:        

Зам  директора по  УВР        

_____________ /  Кошелева  Е.И./        

«____»  _____________ 20___ г.        

        

Согласовано:

На  заседании ШМО (РМО)

Протокол №___ от «___» ____________ 20___ г.

Руководитель   ШМО (РМО)

______________ / Терёхина  Т.Е.


Учебно-методическое и  материально-техническое  обеспечение

Учебно-методическое  обеспечение  для  учителя

  1. Максимова Т.Н. Поурочные  разработки по  курсу «Окружающий  мир». 2 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 336 с. – (В помощь   школьному  учителю).
  2. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
  3. Плешаков А.А. Зелёные  страницы. Книга  для  учащихся начальных классов. М.: Просвещение,2014.
  4. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на  поляне, или Первые уроки экологической этики. Пособие для  учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
  5. Рабочая  программа по  курсу «Окружающий  мир». 2 класс / Сост. Т.Н. Максимова. – С.: ВАКО, 2014. – 48 с. – (Рабочие  программы).
  6. Рабочие  программы. Начальная  школа. 2 класс. УМК  «Школа России». Методическое  пособие  с электронным приложением / Авт. – сост. Т.А. Жукова; под редакцией Е.С. Галанжиной. – М.: Планета, 2013. – 168 с. – (Образовательный  стандарт).
  7. Школа  России. Концепция и программы  для  нач. кл. Ш67. В 2 ч. Ч.1 / (М.А. Бантова, Г.В.  Бельтюкова, С.И. Волкова и др.). – 3 –е изд. – М. Просвещение, 2008.-158 с.
  8. Школа  России. Концепция и программы  для  нач. кл. Ш67. В 2 ч. Ч.2 / (Е.В. Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяев  и др.). – 3 –е изд. – М. Просвещение, 2009.-207 с.

Учебно-методическое  обеспечение  для  учащихся

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс.  Учебник для общеобразовательных учреждений  с приложением на  электронном  носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.: ил. – (Школа России).
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс.  Учебник для общеобразовательных учреждений  с приложением на  электронном  носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.: ил. – (Школа России).
  3. Плешаков А.А Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие  для  учащихся общеобразовательных организаций. В 2-х  ч. Ч.1.- 3-е изд.  – М.: Просвещение, 2014.
  4. Плешаков А.А Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие  для  учащихся общеобразовательных организаций. В 2-х  ч. Ч.2.- 3- изд.  – М.: Просвещение, 2014.
  5. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий  мир. Тесты. 2 класс. М.: Просвещение, 2014.

Материально-техническое обеспечение

  • магнитная аудиторная доска с набором магнитов,
  • компас;
  • демонстрационный экземпляр микроскопа;
  • демонстрационный экземпляр глобуса;
  • лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения;
  • муляжи овощей и фруктов;
  • физическая карта России;
  • карта полушарий;
  • карта природных зон мира;
  • коллекции полезных ископаемых;
  • гербарии дикорастущих растений.

Согласовано:        

Зам  директора по  УВР        

_____________ /  Кошелева  Е.И./        

«____»  _____________ 20___ г.        

        

Согласовано:

На  заседании ШМО (РМО)

Протокол №___ от «___» ____________ 20___ г.

Руководитель   ШМО (РМО)

______________ / Терёхина  Т.Е./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по математике 1 класс 1 четверть "ШколаРоссии"

Контрольная работа представлена в 2 вариантах .  Составлена  на основе пособия "Четвертные контрольные работы 1-4 кл." Авторы: Узорова, Нефёдова  с добавлением задания геометрического м...

окружающий мир 2 класс ШколаРоссии "Наша дружная семья"

конспект урока "Наша дружная семья" 2 класс окружающий мир Плешаков...

Планирование по математике 1 класс "ШколаРоссии"

Подробное календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с САНПиНОМ 1 класс по программе " Школа России"  для работы с указанием УДД, планируемыми результатами, что необходимо уча...

Конспект урока рефлексии. Математика. 4класс. УМК "ШколаРоссии".

Конспект урока рефлкексии.Математика.4 класс. УМК. "Школа России". Составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочаяпрограмма по технологии. 1 класс

Данная рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе:-федерального закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ;-федерального государственного стандар...

рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности

рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...