Планеты солнечной системы. занятие для 7 класса.
план-конспект по окружающему миру на тему

Снежана Валерьевна Порошина

В конспекте занятия дается краткое описание всех планет солнечной системы, интересные упражнения и презентация к занятию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pl.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект Планеты солнечной системы.

Ц: Познакомить детей с основными планетами нашей солнечной системы, закрепить знания о космосе.

Коррекция памяти посредством припоминания.

Воспитывать бережное отношение к нашей планете.

Ход занятия:

I Орг. Мом: -!Давайте представим, что мы лучики солнца. А раз солнце светит всем одинаково, то и мы своими улыбками согреем всех, кто находится рядом с вами.

II Подг. часть:  -Сегодня мы продолжим наше знакомство с космосом.

-Что такое- космос?!

-С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. В далеком прошлом, когда люди только начали познавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, стоящих на панцире огромной черепахи, и вокруг неё вращаются солнце и луна, а звезды- просто небесные  гвоздики.! С тех пор прошло несколько тысяч лет. За это время на нашей планете сменилось множество поколений добрых и умных людей. И  мы теперь знаем, что планета наша круглая и это она вращается вокруг солнца.

-А что же такое- солнце и что вы о нем знаете?!

Да, солнце- это огромный, раскаленный газовый шар, иначе- звезда. И у этой звезды есть своя семья, состоящая из девяти планет. И так, мы отправляемся в космос знакомиться с планетами нашей солнечной системы, но не одни, а с опытным провожатым- инопланетянином ….(дать имя) !

III Сообщ. темы: Планеты нашей солнечной системы.

IV Осн. часть: Прежде, чем отправиться в путешествие, как и любому космонавту, нам нужно узнать, что значат определенные слова, которые мы сегодня услышим. Давайте откроем словари и найдем там значение таких слов: звезда, планета, спутник, астероид, комета, метеорит, орбита, солнечная система (звезда- огромный, раскаленный газовый шар; планета- небесное тело, вращающееся по орбите вокруг звезды; спутник- твердое космическое тело, вращающееся вокруг планеты; астероид- большая глыба камня и металла, имеющая свою орбиту; комета- огромный, грязный снежок, который по  мере приближения к солнцу начинает таять и от этого у нее появляется «хвост», имеет свою орбиту; метеорит- отколотый кусок от кометы или астероида; орбита- путь, который совершает планета вокруг звезды; солнечная система- это само солнце и все, что обращается вокруг него) .

А так же, отправляясь в полет не стоит забывать, что нам предстоит встреча с двумя чудовищами: стогруз и нольвес! Вспомните, что это за чудовища. А теперь посмотрите, как мы будем с ними бороться: при взлете боремся с притяжением- ставим ноги на носочки(сидя за партой), руки сгибаем в локтях и разводим в стороны, при этом напрягаем все тело и втягиваем живот. При невесомости- расслабляемся.

Как и в любой семье, в нашей солнечной системе есть свои порядки и законы. Все 9 планет вращаются вокруг солнца строго по своим орбитам по часовой стрелке и в своей очередности: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Давайте мы сейчас побываем на них и вы расскажете все, что узнали о них, а наш гость дополнит ваши сведения. Мы летим и первая планета солнечной системы- Меркурий….

! (Меркурий- это металлическая планета, слой почвы у нее тонок, но вот внутреннее ядро большое и почти полностью состоит из металла. Жизни на ней нет, т.к. днем температура+427, а ночью-183градуса. Год длится 88дней. Поверхность темная и сухая, здесь не бывает ни лета, ни зимы, ни ветров. Сутки- 58земных суток.

!Венера- ее называют вечерней или утренней звездой, т.к. очень хорошо видна на небе перед восходом солнца или сразу после его заката. Вся окутана желтыми облаками из которых идет дождь из серной кислоты, а так же на ней очень сильное атмосферное давление из-за всего этого человек, скорей всего, никогда не сможет ступить на эту планету. Только из-за красивого ночного  сияния ее назвали Венерой в честь богини красоты. Сутки- 243 земных суток.

!Земля- единственная живая, обитаемая планета. Зародилась она 5миллиардов лет назад, есть 1спутник- Луна. Свет от солнца до Земли идет 8минут.

!Марс- меньше Земли и в его атмосфере тоже есть кислород, только его в 10раз меньше, чем на Земле. Жизни на Марсе нет, но по последним исследованиям, раньше она там была, ведь температура его на полюсах зимой -133мороза, а летом+27. Есть 2спутника-Фобос и Деймос (страх и ужас), которые постепенно приближаются к Марсу. Сутки-24,5часов.  Первым объектом, на котором побывали люди в космосе- это Луна, второй по списку- Марс.

!Это были планеты земной группы.

!Юпитер- газовый гигант. Нет твердой поверхности- коры. Есть ядро из горных пород, тяжелее Земли в 10-15раз. Кислорода нет. Жидкий водород, из которого в основном состоит Юпитер, очень схож с Солнечным. Юпитер вполне мог бы стать звездой, т.к. у него есть свой внутренний источник тепла, но он не горит, а еще, чтобы стать звездой, он должен стать тяжелее в 80раз. У Юпитера три слоя облаков: внизу- голубые, в середине-коричневые и белые, вверху-красные, поэтому он выглядит таким полосатым, разноцветным. Сильные ветра-600км в час, как у сверхзвукового самолета. А на Земле- ветер с силой 56км/ч- это уже буря! Сутки- 10часов.60 спутников.

!Сатурн- имеет 8 ярких колец, состоящих из льда и каменных частиц. Кислорода нет, жизни нет. Сутки-10часов. 18 спутников. На спутнике Сатурна -Титане есть атмосфера очень похожая на земную. Но утверждать о жизни на Титане нельзя, т.к. он еще не достаточно изучен.

!Уран- вращается полюсами к Солнцу, но все же на экваторе теплее. Сутки-18часов. Имеет кольца. 27спутников. Светится зеленым светом, все же жизни на нем нет.

!Нептун- ядро размером с Землю, в основном состоит из льда и камней. Ветер дует полосами-2000км в час, это самые быстрые ветра во всей солнечной системе. Сутки- 19часов. Каждое время года длится по 40лет. 8спутников. Кислорода нет, жизни нет. Ошеломительно голубой цвет у планеты.

!Плутон- карликовая планета, меньше Луны. Сутки-6,5 земных суток. Вращается вокруг Солнца против часовой стрелки. Температура-230мороза, кислорода нет, жизни нет. Свет до него идет 6часов.

!Планеты :Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун - принадлежат к группе газовых планет.

V Физ. Пауза:- Вот мы и облетели все планеты, пора домой. Встали, руки вверх-ракетой и потянулись как можно выше. Наклонились к Земле- идем на посадку. Присели- мы дома. Разотрите мышцы рук, спины. Погладьте руками лицо, уши, как хорошо почувствовать тепло солнца и прикосновение ветерка!

VI Закл. Часть: (сигнал азбуки Морзе)- Ребята, пока мы приходили в себя на земле, из космоса пришли радиограммы, которые отправлял наш друг на Землю, делясь своими впечатлениями о планетах. Но так как в космосе принято общаться сигналами, то нам нужно сначала разгадать, что он хотел сообщить. Вы разгадайте, а потом скажете мне, о какой планете он именно говорил и как вы об этом догадались.

Упражнение «Шифровка»: ( буквы превращены в цифры)

Меркурий –Крохотулечка-планета

Первой Солнышком согрета,

И проворна – год на ней

Восемьдесят восемь дней.

Плутон-Нужно шесть часов, чтоб свету

Долететь до той планеты,

И поэтому она

В телескопы не видна.

Земля - На планете чудеса:

Океаны и леса,

Кислород есть в атмосфере,

Дышат люди им и звери.

Венера - Только Солнце и Луна

В небе ярче, чем она.

Да и горячей планеты

В Солнечной системе нету.

Марс - Над планетой красной кружат

Каменюки Страх и Ужас.

Нет горы нигде на свете

Выше, чем на той планете.

Юпитер - Великан-тяжеловес

Мечет молнии с небес,

Полосат он, словно кошка,

Жаль худеет понемножку.

Сатурн - Пышный газовый гигант

Брат Юпитера и франт

Любит он, чтоб рядом были

Кольца изо льда и пыли.

Уран – А что за планета

Зеленого цвета?

Нептун - На планете синей-синей

Дует ветер очень сильный.

Год на ней велик весьма -

Длится 40 лет зима.

 


-По каким признакам догадались, что это именно эта планета, а не другая? Что еще можете добавить об этой планете?

Упражнение «Как называется?» Наш друг внимательно вас слушал сегодня и старался все записать. Да вот беда, данные- то он записал, а как называется то или иное явление- забыл. Давайте поможем ему. (детям раздаются листочки с текстом где написаны характеристики, нужно только подписать, о чем  здесь говорится.

Огромный, раскаленный газовый шар-….

Небесное тело, имеющее ядро, вращающееся по орбите вокруг звезды-…

Твердое космическое тело, вращающееся вокруг планеты-…

Огромный, грязный снежок, который по мере приближения к солнцу начинает таять и от этого у него появляется «хвост», имеет свою орбиту-…

Отколотый кусок от кометы или астероида-…

Путь, который совершает планета вокруг звезды-…

Планеты, кометы, метеориты, астероиды, вращающиеся вокруг Солнца-….

Большая глыба камня и металла, имеющая свою орбиту-…)

-Раз вы так хорошо запомнили все данные о планетах нашей солнечной системы, то давайте их теперь раскрасим и прикрепим на макет нашей солнечной системы. (дети раскрашивают планеты, доказывают, почему раскрасили именно так и прикрепляют на стенд, называя ее место в системе)(во время работы детей звучит космическая музыка группы «Зодиак»)

VII Итог: -Вы так много узнали и рассказали о планетах нашей солнечной системы! Вы просто молодцы! Но ответьте мне на один вопрос: -Для чего вам нужно знать об этих планетах?

!-Планет различных много, целых 9, но живая планета только одна.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету —

 Ведь другой, похожей, нету! (Я.Аким)

-Земля- это наш дом. Если с ней что-то случится, она заболеет или погибнет, погибнем и мы. Пока вы еще дети, но вы тоже можете позаботиться о ней: не бросать мусор вокруг, не жечь костры, не убивать насекомых, зверей, птиц. И тогда не только нам будет приятно смотреть на свою планету, но и гостям с других планет.

Давайте вы сейчас от имени инопланетянина пожелаете нашей планете- Земля чего- то доброго и хорошего. (пожелания детей)

Инопланетянину пора к себе домой, давайте попрощаемся с ним.(помашем рукой)

 А наше занятие окончено, спасибо всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - путешествие по планетам солнечной системы в 4 классе на тему "Закрепление знаний учащихся по разделу: деление на трёхзначное число"

Урок математики в 4 классе разработан в рамках празднования "Дня космонавтики".Закрепление навыков деления на трёхзначное число, совершенствование навыков устного счёта, решение уравнений, задач на дв...

тест по теме "Планеты Солнечной системы" 2 класс система Занкова

Данный тест поможет учителю оценить знания учащихся  по теме "Планеты Солнечной системы"...

«Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе».

Цель: Познакомить с формой и движением Земли, с глобусом; познакомить с планетами солнечной системы....

Викторина по окружающему миру «Планеты Солнечной системы. Космос», 4 класс

В данной презентации вы можете увидеть викторину для урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Планеты Солнечной системы. Космос»...

Проверочная работа по окружающему миру на тему: "Солнечная система. Земля – живая планета Солнечной системы"

Данную работу можно использвать для проверки знаний во 2 классе  по теме: "Солнечная система.Земля - живая планета Солнечной системы"....