"Деньги" (окружающий мир)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Знакомство с историей возникновения денег, способы обмена, понятие. Воспитание культуры общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство с историей возникновения денег | 537 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Деньги».
ТЕМА: ДЕНЬГИ
Цель: Создать условия для осмысления сущности денег, их роли в повседневной жизни;
Задачи:
- Познакомить учащихся с историей создания денег;
- Раскрыть способы обмена;
- Дать понятие денег, рассмотреть их внешний вид;
- Обогатить словарный запас;
- Воспитывать культуру общения
- Организационный момент.
- Я всех вас рада видеть и желаю вам только добра.
- Актуализация знаний.
(На экране появляется 1 СЛАЙД: Муха Цокотуха ).
- Кто это? (К.И.Чуковский «Муха Цокотуха»)
- Вспомните первые строки этого произведения.
(Муха-муха Цокотуха, позолоченное брюхо,
Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар и купила самовар.)
- Каким образом Муха приобрела самовар? (Она его купила )
- Как купила? (Заплатила деньги)
- О чём пойдёт речь на уроке? (О деньгах)
- Значит, тема урока...?
- Тема урока: «Деньги». (открываю на доске)
- Что вы знаете о них?
- Что вы ждёте от урока?
- Цель: На уроке мы с вами познакомимся с новыми знаниями.
- Узнаем ???? (дать возможность сказать детям)
…что такое деньги? …для чего они нужны?…их историю появления
- Познакомимся …? …со способами обмена.
- Пополним …?...словарный запас.
- Рассмотрим …?...старые и новые деньги,
деньги других стран.
- Введение в тему урока.
Давным-давно, много веков назад люди не знали, что такое ДЕНЬГИ? Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Например, на Руси самые первые деньги ходили на четырёх ногах, мычали и блеяли. Как вы думаете, что это за деньги? Оказывается племена обменивались между собой скотом, продуктами, мехами, тканями.
3 слайд: За одного барана можно было получить 2 топора или 4 кувшина;
4 слайд: А за ожерелье из клыков и когтей медведя – лодку или пару быков.
5 слайд: Позже, самые ценные предметы (сушёная рыба, шкурки зверей, морские раковины) служили средством расплаты за что-либо, т.е. служили деньгами.
Сейчас, каждую секунду на Земле производится бесчисленное множество товаров.
- Что же происходит со всеми этими товарами дальше? (Пусть ответят дети)
- На самом деле, каждый товар должен попасть к тому, кто в нём нуждается.
- Представьте себе, что мы с вами попали на мини-рынок. Кто из вас был на рынке? – Что это такое? (Маленькое предприятие, где продают товар)
Задача для всех одинаковая: Приобрести необходимый товар и вернуться домой с покупкой, но условия будут разными.
1 гр. Ребят попала на 1 рынок, где нет денег, только товары.
1 группе даны только товары в избытке ( карандаш – 10 шт., ручка – 10 шт., тетрадь – 10 шт.. ластик – 10 шт., линейка – 10 шт., фломастер – 10 шт., книга – 10 шт)
2 гр. ребят попала на другой рынок, где можно пользоваться деньгами.
2 группе даны деньги, товар, цены, при чём есть продавцы и покупатели ( 2 продавца. Товар: карандаш – 2 руб,, тетрадь – 4 руб., книга – 100 руб., ручка – 10 руб., ластик – 1 руб., фломастер- 5 руб. Шесть покупателей, им даны деньги)
Итак, удачных покупок!
Играет музыка «Ярмарка», дети приобретают товары.
Вопрос к первой группе:
- Вы приобрели товар? Как вы его получили? (Обменялись)
т.е один товар обменяли на другой товар, который вам необходим. Появляется на доске схема:
- Спасибо. Вопрос ко второй группе: Как вы приобрели товар? (купили). Поднимите руку, кто покупал? - Что вы отдавали? (деньги).- А кто продавал? – Что вы отдавали? (товар). - Как показать на схеме?
- Что общего в обоих случаях? (Произошёл обмен)
- На доске схема:
- Как называется такой обмен? Прочитайте в учебнике на стр.68-69 .
(Дети самостоятельно читают о способах обмена)
Вывод: - Назовите, какие существуют способы обмена? (Бартер и К-П)
- Что такое БАРТЕР? Степан найдёт это слово в словаре.
- Что такое КУПЛЯ - ПРОДАЖА?
- Какой из них удобнее? (Купля – продажа). Чем? (Легче)
- Когда возможен такой обмен? (когда есть деньги).
– Так что же такое деньги?
- Могу ли я утверждать, что ДЕНЬГИ = ТОВАРУ ?
Вывод: - Значит ДЕНЬГИ – ЭТО ….
- Найдите какое определение дано в учебнике? Никита Шерстобитов в словаре. Дети дают определение деньгам.
Появляется определение на схеме:
-Что это такое «услуги»? (Плата за труд)
- Итак, на смену натуральному обмену товаров (БАРТЕРУ) пришли деньги, как вы уже убедились, что они удобны. И люди давно поняли, что необходима денежная единица, которая будет служить платой за любой товар.
- Как называются деньги, которыми мы пользуемся сейчас? (рубли)
- Почему его так назвали «рубль»? (Л.Космынина откроет нам тайну о том, как появился рубль и почему его так назвали.) СЛАЙД
Вывод: - Что называли рублём на Руси? (половину гривны).
- Почему? (Потому что гривну рубили)
- А что такое ГРИВНА?
- Сегодня деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги – всё, во что вложен труд человека. Ваши родители за свой труд получают заработную плату, сокращённо: ЗАРПЛАТУ.
- Рассмотрите современную российскую монету:
- Разные части монеты имеют свои названия.
- Как вы думаете, какая из данных сторон монеты ЛИЦЕВАЯ? А какая ОБОРОТНАЯ?
Номинал – это её достоинство (1, 2, 5, 10 рублей)
Легенда – это надпись на монете, которая рассказывает о том, когда и где выпущена монета.
Вывод: Итак, какие составные части имеет монета?
- Молодцы. Как вы думаете, всегда ли были деньги такими?
- С течением времени в нашей стране деньги менялись и были разными. (Рассматривая монеты, дети говорят номинал и легенду её). СЛАЙд
- Бумажные деньги впервые появились в Китае. У нас в стране при императрице Екатерине II в 18 веке. ПОКАЗЫВАЮ СЛАЙДЫ
- Какие деньги удобнее: металлические или бумажные? Почему?
- Представьте себе, когда купцы ездили на кораблях для торговли товаром, их сундуки были настолько тяжелы, что корабли даже тонули.
Если б были бумажные деньги, то этого бы не произошло.
- Для вас под стеклом оформлена выставка разных денег, которые сможете рассмотреть и потрогать на переменке.
- Где печатают деньги и отливают монеты? (СЛАЙД – Монетный Двор)
- Могу ли я приобрести товар в другой стране на наши деньги? Почему?
- Что для этого надо сделать? (Обменять на деньги данного государства).
- Какие денежные единицы, кроме рубля вы знаете?
- Рассмотрите какие это могут быть деньги. СЛАЙДЫ
- Очень часто люди откладывают, берегут деньги на будущее.
- Как можно назвать эти деньги? (СБЕРЕЖЕНИЯ)
- Где можно хранить их? (В банке)
- Итог урока.
- Вам было интересно на уроке?
- Что вы узнали о деньгах? (по схеме рассказать)
- Много нового узнали? Хотите узнать ещё? Выполните домашнее задание.
- Домашнее задание.
Домашнее задание вы сможете выполнить любое по выбору:
- Найти пословицы о деньгах. Узнать как по-другому называются стороны монеты.
- Выполнить задание в тетради стр. 38-39
- Творческое задание, где вы можете предположить и нарисовать какие могут быть деньги на других планетах?
- История возникновения денег очень длинная и интересная. Об этом подробно вы познакомитесь в старших классах на уроках обществознания
- А сейчас вы сможете оценить свой труд на уроке:
- Для этого ответьте на следующие вопросы:
СЛАЙД:
У ребят на столах лежат вопросники с вопросами. Напротив каждого они ставят значки: +, -, ?
- Что такое ДЕНЬГИ? Для чего они нужны?
- Сколько способов обмена существует? Какие?
- Что такое БАРТЕР? КУПЛЯ – ПРОДАЖА?
- Какие части может иметь монета?
- Как называется плата за работу?
- Деньги, отложенные на будущее?
- Если вы ответили на все вопросы, то вы поднялись на самую высокую ступеньку.
- Если вы ответили только на 3-4 вопроса, то вы поднялись на вторую ступеньку.
- Если вы ответили меньше, чем на три вопроса и не удалось подняться выше первой, не беда, у нас с вами будет время разобраться, что вами не понято.
- Приклейте фигурку на достигнутый вами уровень.
- Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока.Тема : "Что такое деньги?". Окружающий мир. 3 класс. УМК Школа России.
Технологическая карта урока.Тема : "Что такое деньги?". Окружающий мир. 3 класс. УМК Школа России....
Презентация. Тест. Тема " Что такое деньги?". Окружающий мир. 3 класс. УМК Школа России.
Презентация. Тест. Тема " Что такое деньги?". Окружающий мир. 3 класс. УМК Школа России....
Технологическая карта урока "Что такое деньги?" . Окружающий мир. 3 класс
Технологическая карта урока "Что такое деньги?". Окружающий мир. 3 класс. Технология смешанного обучения. Модель РОТАЦИЯ СТАНЦИЙ....