Исследовательский проект " Что за чудесница, водица- волшебница!"
проект по окружающему миру на тему

Караваева Оксана Николаевна

Исследовательский проект " Что за чудесница, водица- волшебница!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6666666.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад   общеразвивающего  вида «Солнышко»

с.Тербуны  Тербунского муниципального  района  Липецкой области.

Утверждаю:

заведующая МАДОУ

детский сад «Солнышко»

с. Тербуны

____________Хромых В.В.

                   

      

                                                                   Воспитатели:    

                                                                                         Караваева О.Н.

Парахина Л.Н.

2014.

Паспорт проекта

Вид  проекта:  исследовательско – творческий.

Продолжительность:  краткосрочный  

Авторы  проекта: воспитатели средней группы. Парахина Л.Н.,  Караваева О.Н

Участники проекта:  дети  средней группы детского сада «Солнышко».

    Актуальность темы:  Воспитательное значение природы трудно переоценить.  

 Общаясь с ней, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются   самые

      лучшие человеческие качества.                                       

Мир, в который приходит малыш, огромен, он разнообразен и богат, а ребенок

еще мал, и опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить его с природой

постепенно, создавать условия, чтобы у ребенка формировалось правильное

представление о ней.

Огромное значение сейчас уделяется развитию познавательной активности детей в процессе  экспериментирования.

Гуляя осенью на улице с детьми, дети стали рассматривать лужи и их заинтересовал вопрос, какая бывает вода. Что с ней происходит в природе. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими свойствами обладает волшебница – вода?

Аннотация проекта:

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лёд).

Дошкольники узнают, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений).

Дети получают представление о некоторых видах водоёмов; узнают, что вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!

Цель проекта: Обобщить и расширить  знания и представления детей о неживой природе – о воде.

Задачи проекта:

-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.

-создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, мутная, грязная, льется, теплая, холодная, горячая.

-стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.

-закрепить представления о том, что вода может быть холодной, горя, горячей, теплой, грязной.

- познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть);

-дать  расширенные представления о свойствах льда,  как об одном  из свойств воды.

- уточнить значение воды для всего живого..

     -воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Этапы проведения проекта.

Организационно-подготовительный

-Постановка цели и задачи.

-Подбор методической и дидактической литературы.

-Составление перспективного плана.

-Подбор комплексов физминуток. :

Познавательно-практический:

-Занятия-эксперименты.

-Дидактические игры.

-Загадывание загадок.

-Наблюдения на прогулах.

      Предполагаемый результат:

      -  расширить и углубить знания и представления ребенка об  окружающем

         мире, в том  числе о воде.

       - развить познавательные умения через экспериментальную деятельность.

       - накопить опыт  гуманного отношения к растениям и живым существам.

       - воспитать бережное отношение к воде.

Продукт проектной деятельности:  альбом с фотографиями .

План мероприятий  по реализации проекта

29 Сентября

Цель:   Познакомить детей со свойствами воды.

Задачи:

  • учить способам обследования материала;
  • развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений;
  • воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной  деятельности;
  • развивать активный словарь;
  • воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке.

Мероприятия

1

- экспериментальная деятельность

«В гости Капелька пришла», знакомство детей

со свойствами воды.

«Тонет, не тонет».

2

- подбор художественной литературы

(стихи, потешки, песенки);

- заучивание потешки «Водичка, водичка»;

- рассматривание иллюстраций о воде.

3

- игра малой подвижности  «Водяной»

4

- дидактическое  упражнение «Моем наши ручки.

5

- пополнение уголка детского экспериментирования.

30 Сентября

Цель:  Формировать  представление детей о свойстве воды – возможности её

             окрашивания.

Задачи:

  • Развивать фантазию, творческие способности.
  • Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.
  • Приучать  называть основные цвета.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской
  • деятельности.

Мероприятия

1

- экспериментальная деятельность

«Разноцветная водичка».

2

- чтение стихотворения «Как умывается ёжик» Григоре Виеру

3

-развивающая игра «Водяная мельница».

4

-заучивание стихотворения «Утром» Газиев М.

5

- изготовление дидактических игр: «Путешествие кораблика», «Тонущие и плавающие предметы».

1 Октября

   Цель:   Дать  представление о свойстве воды превращаться в лёд.

Задачи: 

  • Формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий.
  • Развивать общую моторику рук, координацию движений.
  • Воспитывать доброжелательность, желание помочь.
  • Формировать умение называть основные цвета.
  • Воспитывать положительное отношение к персонажу.

Мероприятия

1

- экспериментальная деятельность

«Разноцветные льдинки» 

2

- разучивание  стихотворения  Г.Лагздынь «Умываемся».

3

- дидактическая игра

 «Какая разная вода».

4

-закаливающие процедуры: промывание носиков водой комнатной температуры, обтирание рук до локтей.

5

- пополнение уголка детского экспериментирования (лейки, формочки для льда, ведёрки разного объёма)

2 Октября.

Цель:  Познакомить детей с водой разной температуры

            (тёплая,    холодная).

Задачи:

  • Приучать детей договаривать слова знакомой сказки  В. Корнилова «Холодный
  • горячий»  
  • Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
  • Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.
  • Упражнять  в назывании предметов одежды, белья, подводить к обобщающим
  • понятиям.
  • Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах,
  • необходимых для стирки (вода, мыло, таз).
  • Воспитывать  интерес к трудовым действиям взрослых.

Мероприятия

1

- экспериментальная деятельность:

«Какая бывает вода?» (по температуре)

2

- чтение стихотворения  «Постираем кукле платье» Р. Куликова

- беседа прачки  «Для чего нужно стирать бельё»

3

- подвижная игра «Солнышко и дождик»;

- экскурсия в прачечную;

- совместная деятельность игровое упражнение «Постираем кукле платье»

4

- проведение игр, которые лечат на тренировку носового дыхания «Шарик лопнул», «Король ветров», «Кто самый громкий», «Запасливые хомячки», «Чей шарик дальше».

5

- пополнение дидактическими играми, «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает»;

3 Октября.

Цель: 

Закрепить   умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая».

Задачи:

  • Воспитывать положительное отношение к персонажу кукле грязнуле, желание помочь ей.
  • Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними.
  • Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи.
  • Закреплять  культурно- гигиенические навыки.

Мероприятия

1

- экспериментальная деятельность «Чудесная вода»

2

-беседа о еде

3

- игровая ситуация «Кукла испачкалась».

4

- занятие «Если хочется пить»  - о значении воды.

5

пополнение уголка детского экспериментирования (стаканчики, воронки, формочки для льда)

6

- фото отчет.

План реализации проекта

 «Что за чудесница, водица-волшебница»

          Подготовительный этап проекта:

  1. Создание экспериментальной лаборатории в группе;
  2. Рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы – водой.
  3. Подбор подвижных и речевых игр.
  4. Составление конспектов тематических занятий  по разным разделам программы.
  5. Составление и создание опытов, экспериментов с водой.

Исследовательский этап проекта

Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.

Раздел

Название

Программные задачи

Ознакомление с окружающим миром

«Что мы знаем о воде?»

Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).

Уточнить значение её для всего живого.

Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Ознакомление с окружающим миром

«Освобождение бусинок из ледяного плена»

Создавать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле, развивать образное мышление при выборе способа действия, стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

Художественная литература

Чтение рассказа «Как люди речку обидели»

Учить детей внимательно слушать литературное произведение.

Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и аппликации

«Что за чудесница – водица-волшебница»

 

Показать детям, в каком виде существует вода - эксперименты с водой, паром, льдом; упражнять в образовании однокоренных слов; развивать творческое воображение и закрепить навыки работы с бросовым материалом. воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе.

Изобразительная деятельность

Аппликация «Тучи по небу бежали»

Познакомить с техникой аппликативной мозаики. Учить передавать свойства воды – в разных природных явлениях.

Беседа

“Чистота та же красота”.

Прививать детям правила личной гигиены

Игры к проекту

Виды игр

Название

Программные задачи

Речевая

"Подскажи словечко".

Развивать речь детей, моторику речевого

аппарата.

Игра малой подвижности

«Ручеек»

Подвижная игра

«На болоте»

Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей.

Подвижная игра

«Караси и щука»

Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.

Подвижная игра

“Море волнуется”

Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество.

Подвижная игра

“Мы – капельки”.

Развивать воображение детей, активность в игре.

Опыты к проекту

«Вода не имеет формы»

       Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот  кусочек? (квадратной)  Давайте опустим его в стакан, в маску, положим на стол. Что произошло со льдом.

Вывод: Лед не изменил формы, пока не растаял.

       Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)

Вывод: Лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.

«Лед легче воды»

        Предложить детям опустить лед в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не прольется.

Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, т.е. она тяжелее.

«Превращение в воду»

       Принести с улицы ведро со снегом. Вспомнить с детьми как снег меняется в тепле и на холоде. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.

       Вывод: Снег, лед, сосульки тают от  тепла и превращаются в воду.

«Вода нужна всем»

       Предложить ребенку две горошины. Одну завернуть в намоченную ватку, положить на блюдце и всегда поддерживать во влажном состоянии. Вторую горошину завернуть в сухую ватку и положить на другое блюдце. Блюдца должны стоять в равных условиях – на подоконнике. Что произошло? (из влажной ватки появился росток, а из сухой – нет).

Вывод: Вода необходима растению для роста, без воды оно не растет.

«Растения пьют воду»

 Поставить с детьми  цветок хризантемы в подкрашенную воду. Через некоторое время цветки растения окрасятся в цвет, который мы добавили в воду.

Вывод: Растения пьют воду.

«Животворное свойство воды»

        Срезать на прогулке веточки быстро распускающих деревьев (сирень, береза, тополь). Внимательно рассмотрим их с детьми. Взять сосуд, наклеить на него этикетку «Живая вода» и поставить веточки в эту воду. Через некоторое время веточки оживут и на них появятся листочки.

Вывод: Вода дает жизнь всему живому.

Заключительный этап проекта

Фото выставка для родителей.

Список используемой литературы:

  1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М.: Новая школа, 1999г.
  2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5  лет.–Волгоград, Учитель, 2006 г.
  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа– М.: Карапуз-Дидактика, 2006.– М.:  Владос, 2001г.
  4. Глазырина Л.Д. Физическая культура в старшей  группе детского сада. – М.: Владос, 2005.

Приложение к проекту.

Игры к проекту

Игра «Подскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю : (снег)

С неба все скользят пушинки

Серебристые:(снежинки)

На полянку, на лужок

Все снижается :(снежок)

 

Вот веселье для ребят-

Все сильнее:(снегопад)

Все бегут вперегонки.

Все хотят играть в:(снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился :(снеговик)

Рядом снежная фигурка,

Это девочка:(снегурка)

На снегу-то, посмотри

С красной грудкой:(снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил:(снег)

Воспитатель читает двустишие, а дети договаривают недостающее слово.

Игра малой подвижности “Ручеек”

Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок оставшийся без пары становится ведущим.

Подвижная игра “Караси и щука”

Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” - она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.

Подвижная игра “На болоте”

Дети, по объяснению педагога, имитируют повадки животных, обитающих на болоте, через выразительность и пластичность движений.

Игра «Капельки»

(под легкую музыку, напоминающую звуки дождя дети прыгают, бегают, Мама-Тучка подсказывает, что им делать)

 Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой(капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой пребольшой океан(дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу).  Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и Солнышко пригрело(дети танцуют). Стали капельки легкими, потянулись вверх(присевшие капельки подымаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован

Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

Проект занятия по выразительному движению "Волшебница зима"

Данное занятие проводится с учащимися 1 класса в рамках здоровьесберегающих технологий по программе Е.В.Вербовской "Психомоторное и эмоциональное развитие ребенка средствами выразительного движения"...

Исследовательский проект Польза лекарственных растений, произрастающих на моём приусадебном участке. Выполнила: ученица 4 А класса Гардт Дарья Руководитель проекта: Довбня Светлана Александровна, учитель нача

Давай пройдемся медленно по лугуИ “здравствуй” скажем, каждому цветку!Ты должен над цветками наклониться,Не для того, чтоб рвать или срезать,А чтоб увидеть добрые их лицаИ доброе лицо им показат...

Научно-исследовательский проект учащихся 4-го класса "Загадки Египетских пирамид" Текст проекта, презентация, сценарий защиты на научных чтениях

Данная работа выполнялась учащимися для городских научных чтений. Были проанализированы многочисленные источники, выделены основные версии происхождения Египетских пирамид, подобран фотоматериал. Теор...

Проект по теме: "Что за чудесница, водица - волшебница"

. Цель исследовательско - творческого проекта: Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде....

Исследовательский проект: "Другое детство" (Проект занял 1 место в научно-исследовательской конференции )

Тема данной проектной работы практически значима и доступна, т.к. она выбрана из содержания предмета окружающий мир. Куклы Барби, роботы-трансформеры, конструкторы «Лего» - это наши современные игруш...