Урок по развитию речи"Мир вокруг нас"
материал для подготовки к егэ (гиа) по окружающему миру (3 класс) на тему

Надежда Васильевна Щербакова
Урок Развитие устной речи в специальном ( коррекционном )классе 8 вида Тема: «Мир вокруг нас» Цель:Формировать и совершенствовать представления об окружающей среде, о воздушном пространстве (атмосфера),о водном океане, о живой природе. Познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным и водным океанами, с зеленой страничкой жизни – живой природой, с влиянием человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты чистой и здоровой. .Развивать устную речь обучающихся, логическое мышление, память, внимание, умение регулировать и контролировать своими действиями и эмоциями. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство прекрасного. Ход занятия. Учитель: - Ребята, сегодня у нас интересное занятие. Посмотрите на доску .То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета – живая. Каждый круг газеты – ее страничка . Мы с вами будем открывать эти странички, Они-то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга. Что здесь изображено? - Плачут дети. - А почему они плачут? (Ответы детей) - У нас оказались разные мнения. Давайте теперь послушаем мой рассказ о том, что же находится вокруг наших ребят. Тогда может быть и поймем, почему они плачут. (Рассказы могут быть приготовлены корреспондентами, Роли которых заранее распределяются между учащимися.) Первый корреспондент: - Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем .(Воздух) - Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. (появляется слайд со словом –АТМОСФЕРА- можно прикрепить на доску заранее написанное на листе бумаги слово) - Кто знает стихи или загадки о небе, воздухе? Выше леса, выше гор Расстилается ковер Он всегда, всегда раскинут Над тобой и надо мной, То он серый, то он синий, то он ярко- голубой. - Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? (Ответы детей) - От чего загрязняется воздух? - Что надо сделать для охраны воздуха от загрязнения? - (Ответы детей) Первый корреспондент. - Установка очистительных сооружений на предприятиях, проветривание комнат, классов , удаление пыли влажной тряпкой – мы убрали микробы с голубого поля. Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения. Учитель. - Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, ! Если мы сумеем очистить все поля-наши дети будут улыбаться! - Теперь следующая страничка нашей газеты – посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента. Второй корреспондент. - Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова. Непременно каждым утром Я включаю телевизор, И, конечно, репродуктор, И еще магнитофон. - Весело? Да. А почему же соседи ей говорят: Эй, гражданка у окна. Вы же в доме не одна. Почему же целый дом Должен слушать этот гром? (Ответы детей) Им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины – грузовики ,самолеты и т.д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот еще: некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть над ухо своего приятеля. Это очень опасно – резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это поле (показывает белое поле с большим крестиком внутри) – звуки вокруг нас ,одни резкие, громкие. Другие – волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт. - Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (Ответы детей.) - Не включать громко музыку, не кричать. И наше белое поле становится чистым. Учитель. - Ну вот уже два поля чистые, но наши дети продолжают плакать, и мы продолжаем читать следующую страничку. Третий корреспондент. Отгадайте загадку: Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! Что это? Конечно это вода. Не умыться, ни напиться Без воды, Листику не распуститься Без воды, Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек, И поэтому всегда Всем везде нужна вода! - Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А еще где находится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег – это вода и облака – это вода. - Отгадай загадки. Какие явления природы связаны с водой? 1) Вечером на землю слетает, ночью на земле пребывает, утром опять улетает. 2) Над рекою, над долиной повисла белая холстина. 3) Пушистая вата плывет куда-то: чем вата ниже, тем дождик ближе. 4) Меня ждут, не дождутся, а как завидят – разбегутся. 5) На дворе переполох, с неба сыплется горох. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая? Соленая. А чтобы напиться и умыться нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится: Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтоб щечки краснели, Чтоб глазки блестели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок? - Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как? (Ответы детей) - Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во-вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на желтое поле, на нем своеобразная стрела – загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. А какие крупные заводы есть у нас , которые сбрасывают в нашу речку отходы производства?( животноводческие фермы). Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наши дети улыбались? - Что надо сделать? (Ответы детей) - Надо экономить воду, не выбрасывать в реки т озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастим и научимся очищать отходы заводов и фабрик. Уберем все грязные пятна! (Убирает)учитель. - Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле – такой же чистой должна быть и вода! А теперь зеленая страничка нашей газеты. - Зеленая страничка нашей газеты – страничка жизни. А почему она зеленая? (Ответы детей) - Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу, лекарства, одежду, кислород – всем живым существам. - Кого можно отнести к живой природе? (Ответы детей) Жить в зеленом мире этом Хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, Шустрым бегает зверьком, В облаках кружится птицей, Скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг Человек природе друг! - Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей) Посмотрите на это поле,оно перекрыто каким- то незнакомым для нас знаком, за которым спрятались растения или животные, которых осталось мало. Мы можем освободить наше поле от этого знака , если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом? (Ответы детей) Появляется плакаты ,о правилах поведения в природе.(Не ломать деревья. Не разорять гнезда. Не включать громкую музыку. Не засорять природу. Не выбрасывать мусор .) - О чем говорит этот плакат? (Ответы детей) - Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их. Если я сорву цветок Если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты Дружно соберем цветы, Опустеют все поляны – И не будет красоты. - Мы запомним это правило и можем очистить наше желтое поле. - Главное правило – не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное – не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жуков, пауков, червячков. Запомним это правило? Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле! Учитель поясняет, что эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид. Учитель читает стих. Просьба. Н.А. Заболоцкий. Раненая птица в руки не давалась, Раненая птица птицей оставалась, Этот сон давнишний до сих пор мне снится – На траве кровавой вздрагивала птица Птицы, рыбы и звери В души людям смотрят Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря! Ведь небо без птиц – не небо! А море без рыб – не море! А земля без зверей – не земля! Люди – исполины, люди – великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы. Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно, И должно быть сердце. Сердце человечье! Люди – человеки, страны и народы Мы теперь навечно должники природы Надо с этим долгом как-то расплатиться. Пусть расправит крылья раненая птица! - Ребята, некоторые виды растений, птиц и зверей исчезли с нашей планеты или находятся на грани исчезновения. Такие редкие виды занесены в Красную книгу нашей страны. - А каких вы можете назвать животных или растений, которые занесены в Красную книгу нашей страны? (Ответы детей) Показ учителем некоторых видов редких растений и животных. Учитель. - Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, то поможем всем. - Ребята, сегодня мы говорили о многих компонентах природы. - Что такое природа? (Ответы детей) - Что природа дает человеку? - Что могут сделать дети для охраны природы? (Ответы детей) - А сейчас, посмотрите, наши ребята очень рады и довольные, улыбаются ,им хорошо. Им хорошо в чистом мире. Они здоровы. А здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  Развитие устной речи в специальном ( коррекционном )классе 8 вида

Тема: «Мир вокруг нас»

Цель:Формировать и совершенствовать представления об окружающей среде, о воздушном пространстве (атмосфера),о водном океане, о живой природе. Познакомить учащихся с правилами поведения  в  природе,  с  воздушным и водным океанами, с зеленой страничкой жизни –  живой  природой,  с  влиянием человека на воздух, воду, растения, животных  и  сохранением  нашей  планеты чистой и здоровой.

 .Развивать устную речь обучающихся, логическое мышление, память, внимание, умение регулировать и контролировать своими действиями и эмоциями.

Воспитывать любовь  и бережное отношение к природе, чувство прекрасного.

                        Ход занятия.

        Учитель: - Ребята, сегодня у нас интересное занятие. Посмотрите на доску .То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется

«Мир вокруг нас». Это необычная газета – живая. Каждый круг газеты – ее страничка . Мы с вами будем открывать эти странички,  Они-то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга. Что здесь изображено?

 - Плачут дети.

 - А почему они плачут? (Ответы детей)

 - У нас оказались разные мнения.

Давайте теперь послушаем мой рассказ  о том, что же находится вокруг наших ребят. Тогда может быть и поймем, почему они  плачут. (Рассказы могут быть приготовлены корреспондентами,

Роли которых заранее распределяются между учащимися.)

Первый корреспондент:

 - Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь.

      Через нос проходит в грудь

      И обратный держит путь.

      Он невидимый, и все же

      Без него мы жить не можем .(Воздух)

- Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. (появляется слайд со словом –АТМОСФЕРА- можно прикрепить на доску заранее написанное на листе бумаги слово)

 - Кто знает стихи или загадки о небе, воздухе?

      Выше леса, выше гор

      Расстилается ковер

      Он всегда, всегда раскинут

      Над тобой и надо мной,

      То он серый, то он синий, то он ярко- голубой.

      - Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было

   меньше? (Ответы детей)

 - От чего загрязняется воздух?

 - Что надо сделать для охраны воздуха от загрязнения?

 - (Ответы детей)

Первый корреспондент.

 - Установка очистительных сооружений на предприятиях, проветривание комнат, классов , удаление пыли влажной тряпкой – мы убрали микробы с голубого поля. Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших

городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.

Учитель.

 - Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, ! Если мы сумеем очистить все поля-наши дети будут улыбаться!

 - Теперь следующая страничка нашей газеты – посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента.

Второй корреспондент.

 - Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова.

      Непременно каждым утром

      Я включаю телевизор,

      И, конечно, репродуктор,

      И еще магнитофон.

 - Весело? Да. А почему же соседи ей говорят:

Эй, гражданка у окна.

Вы же в доме не одна.

Почему же целый дом

Должен слушать этот гром?  (Ответы детей)

                Им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины – грузовики ,самолеты и т.д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность.

Вот еще: некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть над ухо своего приятеля. Это очень опасно – резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это поле (показывает белое поле с большим крестиком внутри) – звуки вокруг нас ,одни резкие, громкие. Другие – волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.

 - Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (Ответы детей.)

- Не включать громко музыку, не кричать.

И наше белое поле становится чистым.

Учитель.

 - Ну вот уже два поля чистые, но наши дети продолжают плакать, и мы продолжаем читать следующую страничку.

Третий корреспондент.

Отгадайте загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

Что это?

Конечно это вода.

Не умыться, ни напиться

Без воды,

Листику не распуститься

Без воды,

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

 - Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А еще где находится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег – это вода и облака – это вода.

 - Отгадай загадки. Какие явления природы связаны с водой?

1) Вечером на землю слетает,

   ночью на земле пребывает,

   утром опять улетает.

2) Над рекою, над долиной повисла

   белая холстина.

3) Пушистая вата плывет куда-то:

   чем вата ниже, тем дождик ближе.

4) Меня ждут, не дождутся, а как

   завидят – разбегутся.

5) На дворе переполох, с неба

   сыплется горох.

Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая?

Соленая. А чтобы напиться и умыться нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится:

      Водичка, водичка,

      Умой мое личико,

      Чтоб щечки краснели,

      Чтоб глазки блестели,

      Чтоб смеялся роток,

      Чтоб кусался зубок?

 - Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж  много, ее надо беречь. А как?

                               (Ответы детей)

 - Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми,

а во-вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на желтое поле, на нем своеобразная стрела – загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. А какие крупные заводы есть у нас , которые сбрасывают в нашу речку отходы производства?( животноводческие фермы). Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наши дети улыбались?

 - Что надо сделать? (Ответы детей)

 - Надо экономить воду, не выбрасывать в реки т озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастим и научимся очищать отходы заводов и фабрик. Уберем все грязные пятна!

(Убирает)учитель.

 - Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле – такой же чистой должна быть и вода!

А теперь зеленая страничка нашей газеты.

 - Зеленая страничка нашей газеты – страничка жизни. А почему она зеленая?

   (Ответы детей)

 - Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу, лекарства, одежду, кислород – всем живым существам.

 - Кого можно отнести к живой природе? (Ответы детей)

      Жить в зеленом мире этом

      Хорошо зимой и летом.

      Жизнь летает мотыльком,

      Шустрым бегает зверьком,

      В облаках кружится птицей,

      Скачет по ветвям куницей.

      Жизнь прекрасна, жизнь вокруг

      Человек природе друг!

 - Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей)

Посмотрите на это поле,оно перекрыто каким- то незнакомым для нас знаком,  за которым  спрятались растения или животные, которых осталось мало. Мы можем освободить наше поле от этого знака , если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем.

Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом? (Ответы детей)

                        Появляется плакаты ,о правилах поведения в природе.(Не ломать деревья. Не разорять гнезда. Не включать громкую музыку. Не засорять природу. Не выбрасывать мусор .)

 - О чем говорит этот плакат? (Ответы детей)

 - Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки.

   Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.

      Если я сорву цветок

      Если ты сорвешь цветок,

      Если все: и я, и ты

      Дружно соберем цветы,

      Опустеют все поляны –

      И не будет красоты.

 - Мы запомним это правило и можем очистить наше желтое поле.

 - Главное правило – не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное – не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жуков, пауков, червячков. Запомним это правило? Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле!

Учитель поясняет, что эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид.

Учитель читает стих.

                        Просьба.

                                        Н.А. Заболоцкий.

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась,

Этот сон давнишний до сих пор мне снится –

На траве  кровавой вздрагивала птица

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо!

А море без рыб – не море!

А земля без зверей – не земля!

Люди – исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди – человеки, страны и народы

Мы теперь навечно должники природы

Надо с этим долгом как-то расплатиться.

Пусть расправит крылья раненая птица!

 - Ребята, некоторые виды растений, птиц и зверей исчезли с нашей планеты или находятся на грани исчезновения. Такие редкие виды занесены в Красную книгу нашей страны.

 - А каких вы можете назвать животных или растений, которые занесены в Красную книгу нашей страны? (Ответы детей)

Показ учителем некоторых видов редких растений и животных.

Учитель.

 - Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, то поможем всем.

 - Ребята, сегодня мы говорили о многих компонентах природы.

 - Что такое природа? (Ответы детей)

 - Что природа дает человеку?

 - Что могут сделать дети для охраны природы? (Ответы детей)

 - А сейчас, посмотрите, наши ребята очень рады и довольные, улыбаются ,им хорошо. Им хорошо в чистом мире. Они здоровы. А здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по развитию речи 1 класс

Не все дети умеют договариваться, учителю есть над чем подумать....

Открытый урок по развитию речи 3 класс. работа с деформированным текстом

Конспект урока по русскому языку в третьем классе, тема% " Работа с деформированным текстом"....

Урок по развитию речи. Мастерская. 4 класс. Тема: Родина.

Предлагаю конспект урока(мастерская), для проведения в 4 классе. Урок проводится по группам. На каждую ассоциацию(слуховую, зрительную, осязание, запах) ученики подбирают по 2-3 слова, которые заносят...

Разработка урока по развитию речи.

Представлена разработка урока по русскому языку. Тема:" Сочинение о зиме"...

Конспект урока по развитию речи во 2 классе. Тема урока: Весна - пробуждение природы.

Урок проведен в коррекционной школе VIII вида с использованием технологии группового обучения.Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебно-воспит...

Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития

Задания  направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи...

Конспект урока по развитию речи (на уроке литературного чтения)

Тема урока: Учимся составлять рекомендации к чтению (Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»).Класс: 4...