«Как понять, что творится у друга на душе?»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

  Как часто рядом с нами страдают близкие люди, но мы не замечаем этого. Почему? Причин может быть много, но одна из них – это то, что мы не знаем, как это увидеть? Данный урок поможет детям освоить приёмы понимания внутреннего состояния близкого человека (друга) по его поведению и сформирует умение правильно проявлять эмоции в разных ситуациях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_mihina.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Михина Н. Б.

МБОУ гимназия № 1

Учитель начальных классов

Класс: 4

Описание методической разработки

  1. Название: «Как понять, что творится у друга на душе?»

  1. Краткая аннотация: Как часто рядом с нами страдают близкие люди, но мы не замечаем этого. Почему? Причин может быть много, но одна из них – это то, что мы не знаем, как это увидеть? Данный урок поможет детям освоить приёмы понимания внутреннего состояния близкого человека (друга) по его поведению и сформирует умение правильно проявлять эмоции в разных ситуациях.

  1. Учебный предмет, учебник и его авторы: Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Кузнецова С. С., Сизова Е. В., Тырин С. В. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011.

  1. Форма учебной работы: классно-урочная

ТЕМА:  Как понять, что творится у друга на душе?

ЦЕЛЬ. 

Формирование и развитие ценностного отношения к учебно-познавательной  деятельности при развитии  умения по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции, определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях.

Тип урока 

Объяснения нового материала

Планируемые результаты 

Личностные УУД:

  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • в предложенных ситуациях, самостоятельно делать выбор, как поступить;
  • уметь выполнять самооценку;
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 
  • воспринимать одноклассников как членов своей группы;
  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
  • быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • выдвигать гипотезы;
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
  • самостоятельно формулировать задание  и ставить к нему цель;
  • работать  с информацией, представленной в разных формах;
  • выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • извлекать и перерабатывать  информацию;
  • делать выводы в результате совместной работы в паре, в группе.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • оформлять свои мысли в речевой форме;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • совместно договариваться о правилах поведения в группе и следовать им.

Предметные результаты:

Линия 1. Овладение картиной мира: по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции.

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: учиться определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях.

Технологии  обучения 

технология деятельностного метода, технология продуктивного чтения, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, технология оценки образовательных достижений

Основные понятия

 отрицательные эмоции, положительные эмоции

Ресурсы: 

- учебник: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011.

- рабочая тетрадь: Харитонова Н.В., Сизова Е.В., Стойка Е.И. Окружающий мир, 4 класс. Рабочая тетрадь. («Человек и человечество»). – М.: Баласс, 2011.

- компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

- мини-проект для работы в группе;

- фломастеры.

Организация пространства

- фронтальня

- индивидуальная

- парная

- групповая

Технология

проведения

(этап урока, цель)

Деятель-

ность учеников

Деятель-ность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированного результата

Планируемые результаты УУД

Предметные

УУД

Самоопределение к учебной деятельности

Цель: 
- включить обучающихся  в учебную деятельность, на основе жизненной ситуации, возникшей на уроке

Актуализация знаний

Цель: 
- актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний

- самоорганиза-ция,

- приветствие

- актуализация

знаний

- выдвижение гипотез  

- создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

- организует актуализацию знаний обучающихся

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы продолжим путешествовать с Анютой, Илюшей и доктором психологических наук. В дорогу мы возьмём самое необходимое- хорошее настроение. Поймаем наше настроение в воздухе и положим в карман.

1) Проверка дом работы (тетрадь с.4)

2) Вопросы, помогающие вспомнить ранее изученное

- Что такое внутренний духовный мир?

- Что такое личность?

- Что необходимо, чтобы человек стал личностью.

- Зачем человеку сила воли? +вопросы с.15

3) Разгадать кроссворд, в котором скрыто ключевое слово нашего урока

Закончите предложения:

1. Человек отличается от животных тем, что он не только дитя природы, но и __________.

2. Каждый человек отличается от другого человека своей неповторимой ___________.

3. Информация о личности хранится в нашем ___________.

4. Наука, которая изучает самого человека, называется _____.

Учитель. Прочитайте ключевое слово нашего урока. (Эмоции.) Как вы понимаете смысл слова «эмоции»? Как вы думаете, имеет ли она отношение к внутреннему миру человека?

Ученики. Непосредственное.

Учитель. Знания по данной теме помогут нам лучше понять себя, свой внутренний мир и мир окружающих нас людей.

Создание проблемной ситуации

Учитель: - На с.16 мы снова встречаемся с Анютой, давайте прочитаем текст и узнаем, что с ней произошло на этот раз.

Учитель: Ребята, а в каком случае человека легче понять: когда он молчит или когда говорит?

Дети: когда говорит

Слайд  «Человека легче понять, если он расскажет о своих переживаниях»

Учитель: А Анюта разве рассказала доктору о своих переживаниях?

Дети: нет

Учитель: Доктор правильно понял её состояние?

Дети: да

Слайд: «Переживания человека можно понять, даже если он не рассказывает о них»

Личностные УУД

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности 

- развиваем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей  

Регулятивные УУД

- развиваем умение выдвигать гипотезы, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Познавательные УУД

- совершенствуем умение ориентировать-ся в своей системе знаний

Коммуникативные УУД

- умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Постановка проблемы

Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит постановка проблемы, определение темы урока и формулирование цели урока.

- выдвигают гипотезы

- определяют тему урока

- выполняют постановку цели

- помогает обозначить проблему урока

- организует формулировку темы и определение цели  урока детьми

Учитель: Посмотрите на экран. Какой возникает вопрос?

Основной вопрос урока «Каким образом люди могут узнать, что происходит во внутреннем мире другого человека, если он сам не рассказывает о своих переживаниях?»

- Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?  Слайд Как понять, что творится у друга на душе?

- Почему в названии темы присутствует слово ДРУГ? Дети: так как друг это близкий человек, которого мы иногда не можем понять, не можем помочь ему.

- Какую цель можно поставить на данный урок?

Дети: по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции, и учиться определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях Слайд

Учитель: попробуйте высказать свои предположения  в ответ на главный вопрос урока.

Дети: переживания, которые происходят внутри нас, отражаются на лице, в интонации, движениях.  

. Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную)

- Душевное переживание, чувство. (Словарь С.И. Ожегова с. 892).

Эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Эмоции отличают от чувств и настроений

В отличие от чувств, эмоции не имеют привязки к определённому объекту: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этого человека» — это чувство.

В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро.

- Что вы нового узнали о эмоциях?

– Вы верно отметили, что наши переживания «написаны» у нас «на лице», их можно определить по нашим жестам и интонациям. У людей могут возникать «отрицательные эмоции», и «положительные эмоции».

Личностные УУД

 - развиваем умение быть толерантным к чужим и собственным ошибкам

Регулятивные УУД

 - развиваем умение после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему и цель урока

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

Цель:


-развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний

- развитие умения оформлять свои мысли в речевой форме

- формулируют задания и цели его выполнения в паре.

- работают с источниками информации

- прогнозируют предстоящую деятельность

- оценивают свою деятельность в паре по листу самооценки.

- формулируют выводы

- организует работу по формированию правильной читательской деятельности

- организует работу в паре.

- организует работу на основе принципа минимакса

- организует выполнение учащимися самооценки

Учитель: Вы верно отметили, что наши переживания «написаны у нас на лице», их можно определить по нашим жестам, интонации. Найдите на с.17, как называются наши переживания. Прочитайте и в паре обсудите свою точку зрения.

Дети: наши переживания называют эмоции, а они бывают «отрицательные эмоции» и «положительные эмоции». Слайды со звуком

Учитель: Сейчас мы проведём небольшую игру. Я буду перечислять эмоции человека. Если вам нравится испытывать такую эмоцию, покажите руками знак +, если не нравится -.

Учитель: Радость, огорчение, испуг, удовлетворение, отчаяние, печаль, восторг, раздражение…

Как назвать эмоции, которые вы отметили +? (положительные) 

-? (отрицательные)

Учитель: Молодцы.

Поработаем с рисунком на с.18. Какое задание дано к рисунку?

Учитель: Верно. Скажите, на каком из рисунков человек выглядит нелепо. Почему он так выглядит? Можно ли себя так вести?

Дети: он злится, топает ногами, машет руками.

Можно ли себя так вести?

Дети: нет, это может обидеть, огорчить кого-то из окружающих.

Получается, ребята, что есть определённые правила проявления эмоций. Прочтём, на с. 18 что же это за правила проявления эмоций.

(Человек может сдержать свои эмоции или спокойно рассказать о них словами).

Личностные УУД

 - умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

- умение вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

- умение быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению

 Регулятивные УУД

 - умение работать с  информацией

- умение выполнять самопроверку,  корректировку, оценивать  результат своей деятельности по листу самооценки 

Познавательные УУД

- умение извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний

- умение самостоятельно  находить способы решения проблем творческого характера


Коммуникативные УУД

- умение оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других

- умение слушать своего товарища, работая в паре, группе

Физминутка

Цель: 

- развитие умения снимать напряжение

Поиск решения проблемы

Цель:

- формировать умение  различать положительные и отрицательные эмоции

Цель:

- формировать умение определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях

- демонстрируют мимику соответственно названной эмоции

- приводят примеры ситуаций с опорой на жизненный опыт

- учатся снимать напряжение

- формулируют задание и цель его выполнения

- работают индивидуально

- предлагают вариант решения проблемы

- проверяют результат своей деятельности по эталону

- создаёт возможность для наблюдения и демонстрации эмоций

- организует здоровьесбере гающие физминутки

- организует выполнение обучающимися самостоятель-ной индиви-дуальной рабо-ты

- организует  самостоятель-ную проверку обучающимися  по эталону и оценку по критериям

- организует обучающую игру «Как себя вести»

Организует просмотр видеофильма

Физминутка «Лети, лети лепесток»

Сидя на стульях. Сядьте удобнее. Наклоны головы. Вращение плечевого сустава. Повороты назад.

У вас в тетрадях и у меня на слайде начерчена таблица. Попробуйте сформулировать задание сам-но.

Положительные эмоции

Эмоции

Отрицательные эмоции

испуг

восторг

раздражение

счастье

тревога

радость

удовлетворение

недовольство

Дети: Распределить эмоции в два столбика: положительные и отрицательные.

- С какой целью вы будете выполнять задание? Для чего?

Дети: С целью проверки умения различать положительные и отрицательные эмоции.

Проверяем. Кто не допустил ни одной ошибки, поставьте +.

Учитель: Поиграем в игру. Представьте, что вы болельщики футбольной команды  (слайд) – которая только что проиграла. Покажите, как вы переживаете? (обхватывают руками голову, поднимают руки к небу) Расскажите, что при этом нельзя делать? (бить стёкла, грубить другим людям, переворачивать машины)

Представьте, что вы – начальник фирмы, который чем-то огорчён. Слайд  Что при этом нельзя делать? (топать ногами, кричать, рвать бумагу).

Представьте, что вы получили 5 и очень рады. Слайд  Покажите, как вы радуетесь? (кричат, смеются). Что при этом нельзя делать? (хвастаться, зазнаваться).  

Посмотрите видеофрагмент и скажите: почему Витя ушёл?

Дети: он ушёл, т.к Женя обидела его тем, что позвала играть в салки.

Как вы узнали, что Витя обиделся, он ведь ничего не говорил?

Дети: он встал и ушёл

Молодцы.

Учитель: Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели выяснить?

Дети: как мы можем узнать, что происходит с человеком, даже если он не рассказывает о своих переживаниях?

Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Посовещайтесь в паре.

Дети совещаются в парах и дают ответ. Все вместе приходим к выводу, что каждый человек испытывает отрицательные и положительные эмоции. Даже если человек не рассказывает о своих переживаниях, мы можем узнать, что происходит с ним по тому, что выражает его лицо, жесты, интонация.

- умение по пове-дению людей узнавать, какие они испыты-вают эмоции

- умение опреде-лять прилич-ные и непри-личные проявле-ния эмоций в разных ситуа-циях

-умение правиль-но прояв-лять эмоции

Личностные УУД

- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей (определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях)

- умение в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, самостоятельно делать выбор, как поступить

- совершенствуем умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

-умение вносить свой вклад в работу группы для достижения общих результатов

- умение быть толерантным к ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению

Регулятивные УУД

- развиваем умение самостоятельно формулировать задание  и ставить к нему цель

- умение работать с  информацией

 

- умение выполнять проверку по эталону и оценивать результат своей деятельности по заданным критериям

Познавательные УУД

- умение ориентиро-ваться в своей системе знаний

- умение извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний

- умение делать выводы в результате индивидуальной или совместной работы в паре

Выражение решения проблемы

Цель:

- найти соответствие внутреннего состояния человека с цветовой палитрой

- развивать умение работать в группе по заданным критериям

- самостоятельно работают в группе

- разрабатывают и предлагают варианты цветовой и предметной градации оценок

- оценивают работу в группе по заданным критериям

- формулируют выводы

- записывают домашнее задание, делая свой выбор

- организует работу в группе

- знакомит обучающихся с соответствием цветовой палитры и эмоций (мнение психологов)

- предлагает разные уровни домашнего задания

Человек в жизни часто получает количественную или качественную оценку своему труду. И испытывает при этом определённые эмоции. Психологи говорят, что эмоции похожи на краски.

Работа в группах и создаём свой мини-проект.

- Эмоции похожи на краски, они вносят разнообразие в нашу жизнь, делают ее ярче, красочнее. Придумайте цветовую раскраску школьных отметок, которые вы получаете (5, 4, 3, 2). Подготовьтесь к защите своего проекта, грамотно аргументируя свой ответ.

- Какие цвета вы взяли для более высоких отметок (5 и 4)?

- Почему оценка «2» - … цвет?  ( «2» красным цветом, объяснив, что в природе это цвет опасности, а в жизни это огонь, т.е. опасность, а ещё – это красные щёки от стыда, гроза, туча…)

- У психологов есть свой взгляд на палитру эмоционального состояния человека.

- Каждый человек - это личность, у каждого есть любимые и нелюбимые цвета, поэтому каждый человек воспринимает цвета по-разному.

Личностные УУД

- развиваем умение в предложенных ситуациях, самостоятельно делать выбор

-умение вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов

Регулятивные УУД

- умение работать с  информацией

Познавательные УУД

- умение извлекать информацию для открытия новых знаний

- умение делать выводы в результате совместной работы группы

Коммуникативные УУД

- развиваем умение осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы

- умение совместно договариваться о правилах поведения в группе и следовать им

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

- зафиксировать новые умения, полученные на уроке;

- организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности 

Домашнее задание

Цель:

- закрепить на практике умения, открытые на уроке

- обсуждают решение проблемы, поставленной в начале урока

- обобщают

- делают выводы

- выполняют самоанализ и

самооценку

- организует обсуждение решения проблемы урока

- организует рефлексию

- организует обобщение

Давайте вернёмся к нашему основному вопросу:

- Каким образом можно понять, что чувствует человек, если он сам не рассказывает о своих переживаниях?

Дети: о его переживаниях или радости мы можем узнать по его лицу, мимике, жестам.

- Как вы думаете, что на данный момент чувствуют наши гости?

- А Вы? Кому и что показалось трудным на уроке?

- Попробуйте оценить свою деятельность на уроке.  

- Слайд Хочется закончить словами Горького: «Мы должны научиться относиться друг к другу внимательно, должны понять, что самое чудесное, самое высокое создание в мире - это человек».  

Спасибо за урок. Положительные эмоции полезны для здоровья. Чаще улыбайтесь.

Личностные УУД

- развиваем умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные УУД

- развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

6. СОВЕТЫ  

- Ребята, за нами весь урок   наблюдал Доктор Айболит. Он принес ПАМЯТКИ

с Советами, как можно  улучшить настроение, а, значит, здоровье.  Я раздам эти памятки каждому, что бы вы могли познакомить с ними ваших родителей, друзей.

 Физминутка

  -  Сейчас  встаньте.  Давайте разучим некоторые упражнения, как владеть собой.

ПАМЯТКА  

- Потопать ногами на месте.  10 раз  (Вы дадите выход своей отрицательной энергии, вместе с ней уйдёт и плохое настроение.)

-Подпрыгнуть высоко несколько раз.

- Закрыть глаза, досчитать до 10 и обратно.

- Смыть плохое настроение.  (Умыться и ощутить, как вода смывает плохое настроение)

- Несколько раз глубоко подышать.

- Надуть злостью шарик  и отпустить его, а вместе с ним  плохое настроение улетит далеко.

- Спеть бодрую песенку, сплясать быстрый танец.

- Улыбаться нужно чаще. ( Смех продливает жизнь  1мин смеха =15 мин  жизни)

 Вывод. Вот такие  способы  разрядки существуют, чтобы  избавиться  от отрицательных эмоций.  

А теперь я приглашаю вас посетить выставку, которую подготовила нам группа «Художники»

-Внимательно рассмотрите рисунки. Узнайте фразеологизм. Дайте ему толкование.

Сорваться с цепи- стать злым

Лезть в бутылку- раздражаться, возмущаться

Залиться краской- испытывать стыд

Как в воду опущенный- сделаться расстроенным

Закипает кровь- нервничать, злиться

Повесить нос- огорчиться

Душа ушла в пятки- испытывать страх, испуг

Глаза на лоб лезут- удивиться

Волосы встали дыбом- испугаться

Надувать губы- обижаться

Ребята, что мы можем сделать, чтобы поднять себе настроение?  (ответы учащихся)

  • Вспомни что-то приятное
  • Посмотри забавный фильм
  • Почитай юмористическое произведение
  • Рассмеши себя у зеркала
  • Сходить на прогулку
  • Пообщайся с другом
  • Поиграть в интересную игру
  • Заведи домашнее животное
  • Начни выращивать растения
  • Послушай любимую музыку
  • Займись спортом

•        Запиши положительные эмоции, противоположные перечисленным

ненависть- любовь

зависть- восторг

гнев- ликование

печаль- радость

Здравствуй,   князь  ты  мой  прекрасный!

Что  ты  тих,  как  день  ненастный? Опечалился  чему?..

Грусть-тоска  меня  съедает-

Диво б дивное  хотел

Перенесть  я  в  свой  удел... _______________________

* * *

В  кухне  злится  повариха,

Плачет  у  станка  ткачиха,

И  завидуют  оне

Государевой  жене... ________________________

* * *        

И  молва  трезвонить  стала:

Дочка  царская  пропала!

Тужит  бедный  царь  по  ней...  ___________________

  • Раскрась круги- передай эмоциональное состояние человека

1)плачет            2) пугается            3) болеет            4) подрался

5) получил пятерку                            6) побед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Твори добро другим на благо

Много славных дел ждёт наших детей в будущем, но прежде всего они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться  с детства. Вежливость, честность...

Урок окружающего мира по теме: "Как понять, что творится у человека на душе?" (Школа 2100)

Урок первичного предъявления новых знаний, направленный на формирование и развитие ценностного отношения учащихся к учебно-познавательной  деятельности при развитии  умения по лицу и поведен...

открытый крок по ОМ по теме: КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ТВОРИТСЯ У ДРУГА НА ДУШЕ? 4 класс," ШКОЛА 2100"

Окружающий мир  Урок 4. РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕКГЛАВА I. Человек и его внутренний мирТема: КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ТВОРИТСЯ У ДРУГА НА ДУШЕ?Цели:– Научить по поведению людей узнавать, какие они испытывают...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "как понять что творится на душе у друга?"

Урок. проведенный на конкурсе "Учитель года - 2015" в г.Буденновске...

Презентация к уроку в 4 классе "Как понять что творится у друга на душе"

Презентация к уроку в 4 классе "Как понять что творится у друга на душе"...

Урок окружающего мира 4 класс по теме "Как понять , что творится у другу на душе?"

Урок окружающего мира в 4 классе по разделу "Человек"....

Урок по теме "КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ТВОРИТСЯ У ДРУГА НА ДУШЕ?"

Программа "Школа 2100". 4 класс. Часть 2....