Учитель Михина Н. Б.
МБОУ гимназия № 1
Учитель начальных классов
Класс: 4
Описание методической разработки
- Название: «Как понять, что творится у друга на душе?»
- Краткая аннотация: Как часто рядом с нами страдают близкие люди, но мы не замечаем этого. Почему? Причин может быть много, но одна из них – это то, что мы не знаем, как это увидеть? Данный урок поможет детям освоить приёмы понимания внутреннего состояния близкого человека (друга) по его поведению и сформирует умение правильно проявлять эмоции в разных ситуациях.
- Учебный предмет, учебник и его авторы: Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Кузнецова С. С., Сизова Е. В., Тырин С. В. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011.
- Форма учебной работы: классно-урочная
ТЕМА: Как понять, что творится у друга на душе?
ЦЕЛЬ.
Формирование и развитие ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности при развитии умения по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции, определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях.
Тип урока
Объяснения нового материала
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- в предложенных ситуациях, самостоятельно делать выбор, как поступить;
- уметь выполнять самооценку;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- воспринимать одноклассников как членов своей группы;
- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
- быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- выдвигать гипотезы;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
- самостоятельно формулировать задание и ставить к нему цель;
- работать с информацией, представленной в разных формах;
- выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- извлекать и перерабатывать информацию;
- делать выводы в результате совместной работы в паре, в группе.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- оформлять свои мысли в речевой форме;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- совместно договариваться о правилах поведения в группе и следовать им.
Предметные результаты:
Линия 1. Овладение картиной мира: по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции.
Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: учиться определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях.
Технологии обучения
технология деятельностного метода, технология продуктивного чтения, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, технология оценки образовательных достижений
Основные понятия
отрицательные эмоции, положительные эмоции
Ресурсы:
- учебник: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011.
- рабочая тетрадь: Харитонова Н.В., Сизова Е.В., Стойка Е.И. Окружающий мир, 4 класс. Рабочая тетрадь. («Человек и человечество»). – М.: Баласс, 2011.
- компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
- мини-проект для работы в группе;
- фломастеры.
Организация пространства
- фронтальня
- индивидуальная
- парная
- групповая
Технология проведения (этап урока, цель) | Деятель- ность учеников | Деятель-ность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированного результата | Планируемые результаты УУД |
Предметные | УУД |
Самоопределение к учебной деятельности Цель: - включить обучающихся в учебную деятельность, на основе жизненной ситуации, возникшей на уроке
Актуализация знаний
Цель: - актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний | - самоорганиза-ция,
- приветствие
- актуализация знаний
- выдвижение гипотез
| - создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
- организует актуализацию знаний обучающихся | Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы продолжим путешествовать с Анютой, Илюшей и доктором психологических наук. В дорогу мы возьмём самое необходимое- хорошее настроение. Поймаем наше настроение в воздухе и положим в карман.
1) Проверка дом работы (тетрадь с.4)
2) Вопросы, помогающие вспомнить ранее изученное - Что такое внутренний духовный мир? - Что такое личность? - Что необходимо, чтобы человек стал личностью. - Зачем человеку сила воли? +вопросы с.15
3) Разгадать кроссворд, в котором скрыто ключевое слово нашего урока
Закончите предложения: 1. Человек отличается от животных тем, что он не только дитя природы, но и __________. 2. Каждый человек отличается от другого человека своей неповторимой ___________. 3. Информация о личности хранится в нашем ___________. 4. Наука, которая изучает самого человека, называется _____. Учитель. Прочитайте ключевое слово нашего урока. (Эмоции.) Как вы понимаете смысл слова «эмоции»? Как вы думаете, имеет ли она отношение к внутреннему миру человека? Ученики. Непосредственное. Учитель. Знания по данной теме помогут нам лучше понять себя, свой внутренний мир и мир окружающих нас людей.
Создание проблемной ситуации
Учитель: - На с.16 мы снова встречаемся с Анютой, давайте прочитаем текст и узнаем, что с ней произошло на этот раз. Учитель: Ребята, а в каком случае человека легче понять: когда он молчит или когда говорит? Дети: когда говорит Слайд «Человека легче понять, если он расскажет о своих переживаниях» Учитель: А Анюта разве рассказала доктору о своих переживаниях? Дети: нет Учитель: Доктор правильно понял её состояние? Дети: да Слайд: «Переживания человека можно понять, даже если он не рассказывает о них»
|
| Личностные УУД - формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности - развиваем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей Регулятивные УУД - развиваем умение выдвигать гипотезы, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные УУД - совершенствуем умение ориентировать-ся в своей системе знаний Коммуникативные УУД - умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
|
Постановка проблемы
Цель: - организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит постановка проблемы, определение темы урока и формулирование цели урока.
| - выдвигают гипотезы
- определяют тему урока
- выполняют постановку цели | - помогает обозначить проблему урока
- организует формулировку темы и определение цели урока детьми | Учитель: Посмотрите на экран. Какой возникает вопрос? Основной вопрос урока «Каким образом люди могут узнать, что происходит во внутреннем мире другого человека, если он сам не рассказывает о своих переживаниях?» - Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока? Слайд Как понять, что творится у друга на душе? - Почему в названии темы присутствует слово ДРУГ? Дети: так как друг это близкий человек, которого мы иногда не можем понять, не можем помочь ему. - Какую цель можно поставить на данный урок? Дети: по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции, и учиться определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях Слайд Учитель: попробуйте высказать свои предположения в ответ на главный вопрос урока. Дети: переживания, которые происходят внутри нас, отражаются на лице, в интонации, движениях. . Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) - Душевное переживание, чувство. (Словарь С.И. Ожегова с. 892). Эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Эмоции отличают от чувств и настроений В отличие от чувств, эмоции не имеют привязки к определённому объекту: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этого человека» — это чувство. В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро.
- Что вы нового узнали о эмоциях? – Вы верно отметили, что наши переживания «написаны» у нас «на лице», их можно определить по нашим жестам и интонациям. У людей могут возникать «отрицательные эмоции», и «положительные эмоции». |
| Личностные УУД - развиваем умение быть толерантным к чужим и собственным ошибкам
Регулятивные УУД - развиваем умение после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему и цель урока |
Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
Цель: -развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний
- развитие умения оформлять свои мысли в речевой форме
| - формулируют задания и цели его выполнения в паре.
- работают с источниками информации
- прогнозируют предстоящую деятельность
- оценивают свою деятельность в паре по листу самооценки.
- формулируют выводы
| - организует работу по формированию правильной читательской деятельности
- организует работу в паре.
- организует работу на основе принципа минимакса
- организует выполнение учащимися самооценки | Учитель: Вы верно отметили, что наши переживания «написаны у нас на лице», их можно определить по нашим жестам, интонации. Найдите на с.17, как называются наши переживания. Прочитайте и в паре обсудите свою точку зрения. Дети: наши переживания называют эмоции, а они бывают «отрицательные эмоции» и «положительные эмоции». Слайды со звуком Учитель: Сейчас мы проведём небольшую игру. Я буду перечислять эмоции человека. Если вам нравится испытывать такую эмоцию, покажите руками знак +, если не нравится -. Учитель: Радость, огорчение, испуг, удовлетворение, отчаяние, печаль, восторг, раздражение… Как назвать эмоции, которые вы отметили +? (положительные) -? (отрицательные) Учитель: Молодцы. Поработаем с рисунком на с.18. Какое задание дано к рисунку? Учитель: Верно. Скажите, на каком из рисунков человек выглядит нелепо. Почему он так выглядит? Можно ли себя так вести? Дети: он злится, топает ногами, машет руками. Можно ли себя так вести? Дети: нет, это может обидеть, огорчить кого-то из окружающих. Получается, ребята, что есть определённые правила проявления эмоций. Прочтём, на с. 18 что же это за правила проявления эмоций. (Человек может сдержать свои эмоции или спокойно рассказать о них словами). |
| Личностные УУД - умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
- умение вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
- умение быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению
Регулятивные УУД - умение работать с информацией
- умение выполнять самопроверку, корректировку, оценивать результат своей деятельности по листу самооценки
Познавательные УУД - умение извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний
- умение самостоятельно находить способы решения проблем творческого характера Коммуникативные УУД
- умение оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других
- умение слушать своего товарища, работая в паре, группе |
Физминутка
Цель:
- развитие умения снимать напряжение
Поиск решения проблемы
Цель: - формировать умение различать положительные и отрицательные эмоции
Цель:
- формировать умение определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях
| - демонстрируют мимику соответственно названной эмоции
- приводят примеры ситуаций с опорой на жизненный опыт
- учатся снимать напряжение
- формулируют задание и цель его выполнения
- работают индивидуально
- предлагают вариант решения проблемы
- проверяют результат своей деятельности по эталону
| - создаёт возможность для наблюдения и демонстрации эмоций
- организует здоровьесбере гающие физминутки
- организует выполнение обучающимися самостоятель-ной индиви-дуальной рабо-ты
- организует самостоятель-ную проверку обучающимися по эталону и оценку по критериям
- организует обучающую игру «Как себя вести»
Организует просмотр видеофильма | Физминутка «Лети, лети лепесток» Сидя на стульях. Сядьте удобнее. Наклоны головы. Вращение плечевого сустава. Повороты назад.
У вас в тетрадях и у меня на слайде начерчена таблица. Попробуйте сформулировать задание сам-но. Положительные эмоции | Эмоции | Отрицательные эмоции |
| испуг |
|
| восторг |
|
| раздражение |
|
| счастье |
|
| тревога |
|
| радость |
|
| удовлетворение |
|
| недовольство |
|
Дети: Распределить эмоции в два столбика: положительные и отрицательные. - С какой целью вы будете выполнять задание? Для чего? Дети: С целью проверки умения различать положительные и отрицательные эмоции. Проверяем. Кто не допустил ни одной ошибки, поставьте +.
Учитель: Поиграем в игру. Представьте, что вы болельщики футбольной команды (слайд) – которая только что проиграла. Покажите, как вы переживаете? (обхватывают руками голову, поднимают руки к небу) Расскажите, что при этом нельзя делать? (бить стёкла, грубить другим людям, переворачивать машины) Представьте, что вы – начальник фирмы, который чем-то огорчён. Слайд Что при этом нельзя делать? (топать ногами, кричать, рвать бумагу). Представьте, что вы получили 5 и очень рады. Слайд Покажите, как вы радуетесь? (кричат, смеются). Что при этом нельзя делать? (хвастаться, зазнаваться).
Посмотрите видеофрагмент и скажите: почему Витя ушёл? Дети: он ушёл, т.к Женя обидела его тем, что позвала играть в салки. Как вы узнали, что Витя обиделся, он ведь ничего не говорил? Дети: он встал и ушёл Молодцы. Учитель: Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели выяснить? Дети: как мы можем узнать, что происходит с человеком, даже если он не рассказывает о своих переживаниях? Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Посовещайтесь в паре. Дети совещаются в парах и дают ответ. Все вместе приходим к выводу, что каждый человек испытывает отрицательные и положительные эмоции. Даже если человек не рассказывает о своих переживаниях, мы можем узнать, что происходит с ним по тому, что выражает его лицо, жесты, интонация.
| - умение по пове-дению людей узнавать, какие они испыты-вают эмоции
- умение опреде-лять прилич-ные и непри-личные проявле-ния эмоций в разных ситуа-циях
-умение правиль-но прояв-лять эмоции
| Личностные УУД - умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей (определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях)
- умение в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, самостоятельно делать выбор, как поступить
- совершенствуем умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
-умение вносить свой вклад в работу группы для достижения общих результатов
- умение быть толерантным к ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению
Регулятивные УУД - развиваем умение самостоятельно формулировать задание и ставить к нему цель
- умение работать с информацией - умение выполнять проверку по эталону и оценивать результат своей деятельности по заданным критериям
Познавательные УУД - умение ориентиро-ваться в своей системе знаний
- умение извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний
- умение делать выводы в результате индивидуальной или совместной работы в паре |
Выражение решения проблемы
Цель: - найти соответствие внутреннего состояния человека с цветовой палитрой
- развивать умение работать в группе по заданным критериям
| - самостоятельно работают в группе
- разрабатывают и предлагают варианты цветовой и предметной градации оценок
- оценивают работу в группе по заданным критериям
- формулируют выводы
- записывают домашнее задание, делая свой выбор | - организует работу в группе
- знакомит обучающихся с соответствием цветовой палитры и эмоций (мнение психологов)
- предлагает разные уровни домашнего задания | Человек в жизни часто получает количественную или качественную оценку своему труду. И испытывает при этом определённые эмоции. Психологи говорят, что эмоции похожи на краски.
Работа в группах и создаём свой мини-проект. - Эмоции похожи на краски, они вносят разнообразие в нашу жизнь, делают ее ярче, красочнее. Придумайте цветовую раскраску школьных отметок, которые вы получаете (5, 4, 3, 2). Подготовьтесь к защите своего проекта, грамотно аргументируя свой ответ. - Какие цвета вы взяли для более высоких отметок (5 и 4)? - Почему оценка «2» - … цвет? ( «2» красным цветом, объяснив, что в природе это цвет опасности, а в жизни это огонь, т.е. опасность, а ещё – это красные щёки от стыда, гроза, туча…) - У психологов есть свой взгляд на палитру эмоционального состояния человека. - Каждый человек - это личность, у каждого есть любимые и нелюбимые цвета, поэтому каждый человек воспринимает цвета по-разному.
|
| Личностные УУД - развиваем умение в предложенных ситуациях, самостоятельно делать выбор
-умение вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов
Регулятивные УУД - умение работать с информацией
Познавательные УУД - умение извлекать информацию для открытия новых знаний
- умение делать выводы в результате совместной работы группы
Коммуникативные УУД - развиваем умение осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы
- умение совместно договариваться о правилах поведения в группе и следовать им |
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель: - зафиксировать новые умения, полученные на уроке;
- организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности
Домашнее задание
Цель: - закрепить на практике умения, открытые на уроке
| - обсуждают решение проблемы, поставленной в начале урока
- обобщают
- делают выводы
- выполняют самоанализ и самооценку
| - организует обсуждение решения проблемы урока
- организует рефлексию
- организует обобщение
| Давайте вернёмся к нашему основному вопросу: - Каким образом можно понять, что чувствует человек, если он сам не рассказывает о своих переживаниях? Дети: о его переживаниях или радости мы можем узнать по его лицу, мимике, жестам. - Как вы думаете, что на данный момент чувствуют наши гости? - А Вы? Кому и что показалось трудным на уроке? - Попробуйте оценить свою деятельность на уроке. - Слайд Хочется закончить словами Горького: «Мы должны научиться относиться друг к другу внимательно, должны понять, что самое чудесное, самое высокое создание в мире - это человек».
Спасибо за урок. Положительные эмоции полезны для здоровья. Чаще улыбайтесь. |
| Личностные УУД - развиваем умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные УУД - развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
|
6. СОВЕТЫ
- Ребята, за нами весь урок наблюдал Доктор Айболит. Он принес ПАМЯТКИ
с Советами, как можно улучшить настроение, а, значит, здоровье. Я раздам эти памятки каждому, что бы вы могли познакомить с ними ваших родителей, друзей.
Физминутка
- Сейчас встаньте. Давайте разучим некоторые упражнения, как владеть собой.
ПАМЯТКА
- Потопать ногами на месте. 10 раз (Вы дадите выход своей отрицательной энергии, вместе с ней уйдёт и плохое настроение.)
-Подпрыгнуть высоко несколько раз.
- Закрыть глаза, досчитать до 10 и обратно.
- Смыть плохое настроение. (Умыться и ощутить, как вода смывает плохое настроение)
- Несколько раз глубоко подышать.
- Надуть злостью шарик и отпустить его, а вместе с ним плохое настроение улетит далеко.
- Спеть бодрую песенку, сплясать быстрый танец.
- Улыбаться нужно чаще. ( Смех продливает жизнь 1мин смеха =15 мин жизни)
Вывод. Вот такие способы разрядки существуют, чтобы избавиться от отрицательных эмоций.
А теперь я приглашаю вас посетить выставку, которую подготовила нам группа «Художники»
-Внимательно рассмотрите рисунки. Узнайте фразеологизм. Дайте ему толкование.
Сорваться с цепи- стать злым
Лезть в бутылку- раздражаться, возмущаться
Залиться краской- испытывать стыд
Как в воду опущенный- сделаться расстроенным
Закипает кровь- нервничать, злиться
Повесить нос- огорчиться
Душа ушла в пятки- испытывать страх, испуг
Глаза на лоб лезут- удивиться
Волосы встали дыбом- испугаться
Надувать губы- обижаться
Ребята, что мы можем сделать, чтобы поднять себе настроение? (ответы учащихся)
- Вспомни что-то приятное
- Посмотри забавный фильм
- Почитай юмористическое произведение
- Рассмеши себя у зеркала
- Сходить на прогулку
- Пообщайся с другом
- Поиграть в интересную игру
- Заведи домашнее животное
- Начни выращивать растения
- Послушай любимую музыку
- Займись спортом
• Запиши положительные эмоции, противоположные перечисленным
ненависть- любовь
зависть- восторг
гнев- ликование
печаль- радость
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?..
Грусть-тоска меня съедает-
Диво б дивное хотел
Перенесть я в свой удел... _______________________
* * *
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене... ________________________
* * *
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней... ___________________
- Раскрась круги- передай эмоциональное состояние человека
1)плачет 2) пугается 3) болеет 4) подрался
5) получил пятерку 6) побед