конспект внеклассного занятия «Экологическая облава»
план-конспект по окружающему миру на тему

Исаева Вероника Анатольевна

Предлагаю вашему вниманию конспект внеклассного занятия «Экологическая облава» для детей начальных классов. Эта разработка пригодится учителям начальных классов для проведения занятия с детьми 7-12 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_6.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия «Экологическая облава»

Цели:

 

  • Формирование экологической культуры, познавательного, эмоционального и практического отношения к природному и социальному окружению; интенсивное накопление знаний об окружающем мире.
  • Развитие экологической культуры младших школьников на основе самостоятельного выбора линии поведения в окружающем мире.
  • Воспитание нравственных качеств ребёнка на примере бережливого, внимательного отношения к природным объектам.

 

Оборудование:

 

  • На доске: плакат «Экологическая облава»; «живая картина»- «Лето»; фонограммы голосов птиц.
  • У детей: у командира отряда «Голубые береты» - голубая солдатская фуражка; у командира отряда «Зелёные листья» - зелёная солдатская фуражка.
  • Таблички: на столе педагога – «Экологический ОМОН», у жюри – «Штаб лесничеств».
  • Карандаши простые,
  • фломастеры,
  • коробки,
  • пластиковые бутылки для кормушек,
  • нитки,
  • ножницы.

 

Организационный момент.

Сообщение темы и целей внеклассного занятия для детей начальных классов. 

 

Педагог: Облава-это операция по выявлению и задержанию правонарушителей, по наведению порядка. Такие операции проводят люди в форме и с оружием (военные, милиция). А у нас с вами «Экологическая облава». Будем проводить операцию на природе, устранять непорядок в лесу, выявим правонарушителей. Вы – бойцы экологического фронта. Из штаба экологического ОМОНа вам будут поступать задания для проведения операции. А штаб лесничеств будет вести наблюдение за ходом экологической облавы.

 

В экологический ОМОН (отряд милиции особого назначения) поступила телеграмма: «Наведите порядок в лесу. Дежурным штаба экологического ОМОНа назначается педагог дополнительного образования. Будь природе другом! Лесничий главного лесничества Сорокин».

 

Бойцы, на поверку стройся!

Отряд: «Голубые береты».

Девиз: «Много воды – много травы!»

Отряд: «Зелёные листья»

Девиз: «Нас найдёшь на дереве, на клумбе и на грядке».

 

Педагог: Отряды! Займите свои боевые позиции.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать.

Будем вместе развивать

Качество «внимательность»,

А поможет всё узнать

Ваша любознательность.

 

Ну а так как все мы люди,

То сотрудничать мы будем,

И обязанности сами

Вы поделите с друзьями.

Только вместе, только дружно

Изучать природу нужно.

Лишь тогда пора в поход,

Лишь тогда нам повезёт!

 

 

ОСЕНЬ.

 

Ситуация «Грибное лукошко». Девочка в костюме Осени. Раскидывает из корзины сухие листья. В центре – декорации лесной полянки.

 

Жёлтые листья на солнце горят,

Радует всех этот пёстрый наряд.

Посмотрим вокруг!

Сколько людей бродит в лесу!

Что же они собирают?

 

Педагог: С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

Он считает – повезло.

Что это? (Грибы).

 

- Разгадайте загадки, впишите отгадки в кроссворд. Найдите, что лишнее в грибном лукошке?

 

1. На пеньке живёт семья:

Мама, папа, брат и я;

Дом один у нас, а крыша

Есть у каждого своя. (опята)

 

2. Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек,

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай,

Это ………(сыроежки).

 

3. Стоит Антошка на одной ножке,

Кто мимо пройдёт, тот ему поклон отдаёт.( гриб)

 

4. Стоит в шапке дед:

Дождя давно уже нет,

А шапка мокра,

Как рыбья икра

И снизу вся в дырах. (маслёнок)

 

5. Растут на опушке

Рыжие подружки.

А зовут их…..(волнушки).

 

6. Очень дружные сестрички

Ходят в рыженьких беретах.

Осень в лес приносит летом

Золотистые …… (лисички).

 

7. Под старой сосною,

Где склонился пень-старик,

Окружён своей семьёю,

Первым найден ……(боровик)

Педагог: Посмотрите-ка, ребятки,

Тут - лисички, там - опята,

Ну а это на полянке

Ядовитые …..поганки.

 

- Ребята, а что вы знаете о поганках?

 

Дети: Бледная поганка – самый опасный из всех грибов, самый ядовитый. Этот гриб не едят даже черви.

 

- Знаете ли вы, что малые дозы бледной поганки в старину использовали для борьбы со страшной болезнью – холерой.

- Какие ещё ядовитые грибы можно встретить в лесу?

- Почему мухомор так назвали? (Яд мухомора вызывает удушье, обмороки; мухоморы используются как средство для уничтожения мух.)

- Расскажите правила сбора грибов.(ответы детей)

 

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…….

 

1. Белка заготавливает на зиму до 600граммов сухих грибов.

2. Быстрее всех трубчатых грибов растёт подберёзовик, по4-5см в сутки.

3. Во время ВОВ, когда полевым госпиталям не хватало перевязочного материала, медсёстры собирали трутовики – они успешно заменяли вату.

- Ребята, как вы поступите, если вам попадутся ядовитые грибы?

Если грибы ядовиты для человека, то совсем не обязательно, что они ядовиты для животных – им-то ядовитые грибы как раз могут пригодиться: белкам, лосям, кабанам, оленям. Так что не стоит пинать ногой красавец – мухомор. Пусть он лес украшает и животных от болезней лечит.

 

ЗИМА.

Девочка в костюме Зимы. Сыплет «снег» на землю. Он нарезан из конфетных обёрток.

 

Славный снег! Какая роскошь!

Всё, что осень обожгла,

Обломила, сокрушила,

Ткань густая облегла.

 

Эти светлые покровы

Шиты в мерку, в самый раз

И чаруют белизною

К серой мгле привыкший глаз.

 

Неспокойный резкий ветер –

Он закройщик и портной –

Срезал всё, что было лишним,

Свеял на землю долой.

 

Педагог: Их стихия – небо. О ком это? (о птицах)

- Кто такие птицы? (Животные, тело которых покрыто перьями)

Птицы – это красота и тайна. Почему их так назвали?

 

Кукушка – поёт «ку – ку»

Зеленушка – цвет оперения

Мухоловка – питается мухами

Камышёвка – живёт в камышах

Трясогузка – трясёт хвостом

Вертишейка – вертит шеей

 

- Что для птиц страшнее: холод или голод? Докажите!

- Сделайте кормушку. (из пластиковых бутылок или коробок)

Звучит фонограмма «Голоса птиц»

 

Педагог: Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.

 

ВЕСНА.

 

Девочка в костюме Весны поливает лесную полянку из лейки.

 

Я Весна – красна,

Бужу землю ото сна.

Наполняю соком почки,

На лугах ращу цветочки.

Прогоняю с речек лёд,

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу –

Людям радость я несу.

 

С приходом весны многие птицы образуют пары. У каких-то птиц «брачный союз» длится вечность (например, лебеди), у других – всего 1 сезон.

Образуйте птичьи пары:

 

Перепел – (перепёлка)

Голубь – (голубка)

Утка – (селезень)

Индюк – (индейка)

Петух – (курица)

Скворец – (скворчиха)

Ворон – (ворона)

Орёл – (орлица)

Тетерев – (тетёрка)

Глухарь – (глухарка)

Гусь – (гусыня)

 

- Ребята, представьте, что мы на лесной опушке. Тихо кругом..Так много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть и наблюдать – и лес откроет свои тайны. Я предлагаю вам игру «Узнай меня».

 

Дети выходят к ширме, к которой прикреплены изображения животных. Вместо мордочки животного – круглое отверстие. Участники приставляют свои лица к отверстию с обратной стороны и задают вопросы, помогающие отгадать изображённое животное:

 

- Я хищное или травоядное животное?

- У меня когти или копыта?

- У меня шерсть пушистая или гладкая?

- У меня короткий или длинный хвост?

- Я большой или маленький? и т.д.

 

Получив ответы на свои вопросы, участники должны назвать, кто же изображён на рисунке.

 

ЛЕТО.

 

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна,

Значит, это уже лето!

Значит, кончилась весна!

 

Ситуация «Привал в лесу»

 

Педагог: Ребята долго ходили по лесу и проголодались. У них есть бутерброды. Котелок. Рядом журчит ручеёк – ключик. Хорошо бы пообедать!

Лес расстелил полянку, словно зелёную скатерть. Лес принял их как гостей…

 

Посмотрите, что осталось после отдыха гостей на лесной поляне! (На доске картина «Лето». На ней с помощью магнитов прикреплены изображения костра, еловых веток, консервных банок, бумажек, костей…)

 

На траве валяются бумажки, пустые консервные банки, куски хлеба. Чёрной прогалиной зияет выгоревшая от костра площадка. Рядом – гора сухих еловых веток, которые были сорваны с ближайшей ели, чтобы было мягко и удобно сидеть. Огонь костра сжёг корни и ветви соседнего дерева. Вот так отдохнул « гость природы»! Сам – то отдохнул, а сколько вреда нанёс лесу и его обитателям.

 

- Какие ошибки допустил «гость природы»? (Запачкал поляну, выжег костром огромную площадку, погубил травы, насекомых, навредил елям.)

- А ещё? Посмотрите, какую «память» о своём походе оставил «гость леса». Он сделал надпись ножом на белоствольной коре: «Здесь был Вася». И по коре раненой берёзы потекли, как слёзы, капли сока. После этого «гость леса» поскорее покинул искалеченную поляну. Почему? Может быть, стыдно стало? Или, может быть, испугался, что его увидят другие люди и накажут? Или потому, что на лесной поляне стало неуютно и некрасиво?

- А смогли бы вы исправить ситуацию на лесной поляне? Как? (Дети убирают «мусор» с картины.)

-Полюбуйтесь, как приятно гулять в таком лесу.

 

Итог внеклассного занятия «Экологическая облава»:

 

Педагог: Кто же чаще всего является правонарушителем в природе? Кого человек наказывает?

Дети, передавая из рук в руки глобус, читают стихи.

 

Смотрю на глобус – шар земной,

Вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

 

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

 

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги.

Ты береги нас, береги!

 

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

Я сберегу вас, сберегу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие экологического клуба :"Насекомые. Знакомые... Незнакомые?"

ТЕМА: «НАСЕКОМЫЕ. ЗНАКОМЫЕ… НЕЗНАКОМЫЕ?» ЦЕЛИ: 1. Знакомство со сложным устройством жизни насекомых на примере муравья....

Внеклассное занятие "Экологическое равновесие - это важно или нет"

Актуальность этой проблемы состоит в том, что экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни живот...

Внеклассное занятие. Экологическая сказка "Подарок весне"

В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание это нач...

Внеклассное занятие "Экологическое воспитание младших школьников"

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная прич...

Внеклассное занятие "Экологический аукцион"

Материал будет полезен учителям начальных классов, классным руководителям, вожатым, воспитателям для проведения внеклассных мероприятий....

Конспект внеклассного занятия «В царстве цветов». (Экологическое направление)

Конспект внеклассного занятия «В царстве цветов». (Экологическое направление)...