Птицы. 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Лазарева Людмила Николаевна

Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Птицы " УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                                            Организационная информация

Тема урока

Птицы

Предмет

Окружающий мир

Класс

2

Автор урока (ФИО, должность)

Лазарева Людмила Николаевна –учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ «Берлибашская оош Кайбицкого муниципального района РТ»

                                                                             Методическая информация

Тип урока

Урок - исследование

Цели урока

Посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с тем, что птицы животные, тело которых покрыто перьями; научить приводить примеры птиц.

Задачи урока

Познакомить учащихся с птицами, учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов природы; развивать мышление (учить  анализировать, сравнивать, делать выводы); развивать воображение и творческие способности, формировать приемы учебной деятельности; развивать личностные качества (доброту, ответственность), формировать образ окружающего мира как дома для всего живого.

Планируемые результаты:

ЛУУД: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,  осваивать новые виды деятельности, участвовать в процессе деятельности, развивать  интерес к способу решения и общему способу действия, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

РУУД: планировать (в сотрудничестве) необходимые действия, операции, уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, контролировать свои действия с заданным эталоном, уметь соотносить цель и результат.

ПУУД: осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы,   уметь выдвигать гипотезы и их обосновывать, осознавать познавательную задачу, слушать и  смотреть,  извлекая нужную информацию , выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения,  самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, понимать информацию представленную в различных формах;

КУУД: уметь работать в группе, паре,  вступать в учебный диалог с учителем,  формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения,  осуществлять совместную деятельность в группах; участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Необходимое оборудование и материалы

Конверты с набором перьев, ножницы, стакан с водой,  презентация к уроку, «Дневник исследования», лист  с утверждениями

                                                                                             Характеристика этапов урока

   

Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

Методы
и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

2.Актуализация знаний, мотивация

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Загадки о птицах, обобщение.

 

 

 

 

Наблюдение,обобщение, ИКТ

 

 

 

 

 

Организует диалог, в ходе которого дети самостоятельно подходят к теме урока, преподносят свои знания о птицах.

-Давайте вспомним, с какими группами животных мы уже познакомились.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним представителем животного мира. С кем -  вы узнаете, отгадав  загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 (рыбы, насекомые, пресмыкающиеся, …)

 

3. Определение темы урока. Постановка учебных задач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Эй-ар-гайд

 

 

 

 

- Как назвать всех этих животных одним словом?

Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Каких птиц вы знаете?    

Подумайте и ответьте на утверждения в колонке «До»

Дети отгадывают загадки о птицах. Самостоятельно ставят учебную задачу урока.

 Птицы.

 

 Говорить о птицах.

 

4. Открытие нового (на материале учебника С.21-23). Работа с учебником.

 

 Работа по учебнику

 

 

 С помощью вопросов подводит детей к выдвижению гипотез.

-Откройте учебники на странице 21. Внимательно посмотрим  на  картинки  животных. Все  они  относятся  к  птицам?

 -А  ведь  есть  птицы,  которые  не  летают? Вы  знаете  таких  птиц?

-Плавают ли птицы?

 - Каких плавающих птиц вы знаете?

Называют известных им птиц

Рассказывают, что они знают о птицах

 

 

Ответы детей

 Пингвин, страус

(да), ( не все).

Освоение нового материала

Подвести учащихся к отличительным признакам птиц.

Сравнение, чтение, выбор действия

Прочитайте текст на с. 21. Возьмите листочки. Работаем с колонкой «После».

- Изменились ли ваши  утверждения после прочтения текста.

-А какое строение имеет птица?  

 По картинкам учебника и по тексту выясняют отличительные признаки птиц.

голова, шея, клюв, туловище, крылья, хвост, ноги)                                                                

Физкультминутка

5.Исследование в малых группах,  практическая работа по изучению птичьих перьев

Дневник  

 

 

 

 

 

 

                       А) исследование перьев.

Выделение существенных признаков


Так , какой  же самый главный отличительный признак у птиц?  

-Правильно, главное отличие птиц от других животных – наличие перьев на теле. Можете ли вы назвать хоть одно животное, кроме птиц, тело которого покрыто перьями? (Нет.)

– А зачем птицам перья? Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам узнать, как устроено перо .  Будем работать в парах.
– Возьмите конверты и достаньте из них перья. Рассмотрите их. Сравните их по форме, цвету, размеру. 
  (слайд 7)

Что общего у всех перьев?  ( слайд 8)

  1. - Сейчас мы на время превратимся в ученых, Возьмите самое крупное перо  отрежьте  кончик, рассмотрите срез. На что он похож?

  Там пусто? Значит оно какое?

– Зачем так устроено перо ?

2.Обмакните перо в стакан с  водой. Что произошло? Намокло ли перо?

-Почему очень важно, чтобы перо не намокало?  )

4.  Тихо встаньте, положите на ладонь перо, подуйте на него. Почему  перо взлетело? (Оно легкое) .        

- Вот так и птицы, расправив крылья, скользят по воздушным потокам. 5.Подержите перо около щеки. Что вы почувствовали? (Тепло)   

– Значит, ещё какую роль играют перья у птиц? (Согревают птицу)

Давайте повторим . что мы с вами выяснили про перо?   (Слайд10)

(что у  птиц  главный  отличительный  признак  это  перья  и  они  играют важную роль в их  жизни. Перо имеет стержень и бородки. )

 – Давайте попробуем порассуждать, зачем птицам нужны разные перья? (Большие упругие перья находятся на крыльях, они  называются  маховые ,рулевые находятся на хвосте. Эти перья нужны для полёта.

Более мягкие перья – покровные-покрывают тело птицы и защищают его.
Самые мягкие пушистые перья –пуховые согревают птицу. ( Слайд 11)

 Есть и такие перья, которые служат специально для украшения. Например: у павлина, утки-мандаринки, венценосного журавля. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца. (Слайд 12)

 

 

Выделяют отличительный основной признак птицы (перо). 

Мнения детей.

(Они разные.)

(Есть стержень, волоски - бороздки)

(На трубочку

(легкое, там воздух)

(вода скатилась с него)      

(перья защищают птицу от воды и сырости

6.Включение нового знания   в систему знаний и повторение

Презентация

 

 В старину не было авторучек, и люди писали гусиными перьями. (Слайд 13)

- Сейчас   зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время особенно тяжело. Подкармливайте птиц  зимой.

 

7.Подведение итогов урока и рефлексия

Обобщение

Что вы сегодня на уроке  для себя открыли нового и  интересного?

- Как мы находили ответы на вопросы? (Слушали учителя, учащихся, отгадывали загадки, сравнивали, исследовали.)

-Что самым трудным показалось на уроке?

А что самым интересным?

Оцените свои достижения на уроке .(оценивают смайликами разного цвета)

- Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей. Скажите себе: «Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия

Я узнал …

Мне было интересно …

Мне было трудно …

8.Информирование  обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учебник  с.  21- 23.  Р.т. с  №21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.

Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы.  Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...

Конспект урока по окр миру в 1 классе "Птицы, их существенные признаки. Строение тела птиц"

Конспект урока по окружающему миру о птицах по программе "Гармония"...

Презентация "Покормите птиц зимой!", приложение к экологической акции "Кормушки -птицам!" для 1 -4 классов

Эта презентация - обращение к школьникам:Ребята! Помогайте птицам зимой!Зимуют в нашем крае не все птицы, а только  те, которые приспособлены к выживанию в холодных погодных условиях.Для зимующих...

Урок по предмету "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности" на тему «Зимующие и перелётные птицы (на примере птиц данной местности)». 3 класс МКС(К)ОУ "СКОШ VIIIвида".

Тема урока соответствует программе 3 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  и календарно-тематическому планированию. Тип урока-проекта – закрепление получен...

2 КЛАСС ТЕХНОЛОГИЯ ТЕМА: ПТИЦА СЧАСТЬЯ. РАБОТА С БУМАГОЙ. СКЛАДЫВАНИЕ. ОРИГАМИ «ПТИЦА СЧАСТЬЯ»

2 класс Технология  Тема: Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание.Оригами «Птица счастья»...

Проект "Кормушка для птиц",выполненный ученицей 3 класса, содержит практический этап ( материал для изготовления кормушки - это пластмассовое ведро из-под майонеза и др., подробный план работы по изготовлению кормушки для птиц).

Проект творческий, экологический.Автор: Загородняя Елизавета, ученица 3 классаНаучный руководитель: Зикеева Светлана ФёдоровнаВ проете представлен план работы по изготовлению кормушки для птиц.В прило...

Технологическая карта урока технологии «Птица счастья» Изделие Птица в технике оригами 2 класс А. Платонов» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель урока: создание условий по формированию умений выполнять изделие «Птица счастья» способами обработки бумаги – сгибанием, складыванием; формирование умения складывания изделий ор...