Живые участники круговорота веществ. Решение задач с многозначными числами.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Конспект интегрированного урока по окружающему миру (ОС «Школа 2100», авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан) и математике (автор: Петерсон Л. Г.).3 класс. Урок составлен в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 319.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление дошкольного образования администрации
муниципального образования городского округа «Сыктывкар»
Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Прогимназия № 81 «Здравствуй!» г. Сыктывкара
Учитель начальных классов Коновалова Л.В.,
Конспект интегрированного урока
по окружающему миру (ОС «Школа 2100», авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан) и математике (автор: Петерсон Л. Г.).3 класс.
Урок составлен в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон.
Тема: Живые участники круговорота веществ. Решение задач с многозначными числами.
Цель: организовать работу детей по определению роли живых организмов, выявлению взаимодействия живых организмов в биосфере посредством решения задач экологической направленности.
Задачи (формирование УУД):
- Познавательные:
- Формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, поиска и выделения необходимой информации, структурирование знаний.
- Регулятивные:
- Формировать умение планировать деятельность, работать по плану.
- Формировать навыки самоконтроля на основе выполнения самостоятельной работы с проверкой по образцу.
- Личностные:
- Формировать интерес к окружающему миру, а так же желание выполнять учебные действия посредством занимательного материала и организации уроков в технологии деятельностного метода.
- Коммуникативные:
- Формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами посредством работы в группе.
- Формировать навыки монологической речи посредством ответа по заданному плану.
Структура урока | Содержание |
к учебной деятельности | «Великая книга природы написана математическими символами». ( Галилео Галилей) (СЛАЙД 1) Информация для учителя: Итальянский физик, механик и астроном, один из основателей естествознания, член Национальной академии деи Линчей (1611). Р. в Пизе в семье талантливого музыканта Винченцо Галилея. В 1575 семья Галилеев переехала во Флоренцию. В 1581 поступил в Пизанский ун-т, где изучал медицину. Позднее познакомился с произведениями Евклида и Архимеда. Впечатление от них у Галилея было настолько сильным, что он оставил медицину и возвратился во Флоренцию, где стал изучать математику. В 1589 получил кафедру математики в Пизанском ун-те, в 1592 — в Падуанском ун-те. В Падуе прожил 18 лет. Здесь он выполнил ряд исследований по статике и динамике, в частности установил законы свободного падения тел, падения по наклонной плоскости, движения тела, брошенного под углом к горизонту, изохронизм колебаний маятника. В этот же период Галилей стал приверженцем учения Коперника.[1] - Как вы понимаете это высказывание? (знания о природе и математика очень тесно связаны друг с другом) -Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (как изучая новое в естествознании можно использовать знания по математике) - Как же вы открываете новое? (Мы должны сами понять, что ещё мы не знаем, и самим постараться открыть это новое) - Пожелайте друг другу удачи! В путь! Посмотрите на доску. Чему будет посвящён наш урок? На доске слова картинки с животными, растениями, грибы. (СЛАЙД 2) -Живым организмам. |
| Актуализация знаний По расчётам канадцев, в Мировом океане обитает 2,2 млн. видов, на суше – 6,5 млн. Животных на планете всего около 7,8 млн. видов, грибов – 611 тысяч, растений — 300 тысяч. При этом растениям повезло больше всего: из них описано 72% видов, тогда как животных – 12%, грибов – только 7%. [2] Откройте тетради по математике, запишите количество видов этих живых организмов. Если не принимать в расчёт сокращение биоразнообразия, на открытие оставшихся животных и растений должно уйти еще около пяти веков. Запишите это число. Сосчитайте, какой год будет на Земле через 500 лет (2513 год). Запишите этот год. - благодаря какому явлению в природе сохраняется порядок? (Благодаря круговороту веществ) - В чём суть этого явления? (в конце замкнутой цепи восстанавливается именно то вещество, с которого она началась) Пробное действие и фиксация затруднения. - Что вы сейчас повторили? (Мы повторили кто такие «кормильцы», «едоки» и «мусорщики», круговорот веществ, запись и действия с многозначными числами) - Как выполняли действия с многозначными числами? (как и с двузначными) - Почему именно это? (Это поможет нам сегодня учиться, узнать новое) - Какое задание я вам сейчас предложу (Задание, в котором есть что-то новое) - Для чего? (Чтобы мы сами поняли, что мы ещё не знаем) - Назовите роли этих живых организмов в круговороте веществ по-другому и объясните, почему они так называются. - Итак, у кого нет ответа? - Что вы не смогли сделать (Назвать роли этих живых организмов круговороте по-другому) - У кого есть ответ? (фиксируется на доске) - Обоснуйте свои действия. Назовите эталон, которым вы пользовались. (Мы не можем назвать эталон, не можем обосновать свои действия) - Что же нам надо сделать (Остановиться и подумать) |
| - Что же надо сейчас сделать? (Назвать роли этих живых организмов в круговороте веществ по-другому). - В чём возникло затруднение? (в названии роли этих живых организмов по-другому). - Почему же возникло затруднение? (Мы не знаем, как по-другому называются роли живых организмов в круговороте веществ и почему). |
| - Какова цель нашей дальнейшей деятельности? (узнать роли живых организмов в круговороте веществ) - Сформулируйте тему урока. («Роль живых организмов в круговороте веществ ») - Объединитесь в группы. Работу необходимо организовать по следующему плану: (СЛАЙД 3) 1. Определите роль живых организмов. 2. Как можно назвать их "профессию" и почему? 3. На что расходуются полученные и произведённые вещества? 4. Выберите ключевые слова для своих ответов. (набор ключевых слов у каждой группы одинаковый: органические вещества: белки, жиры, углеводы; производители; углекислый газ; минеральные вещества: соли; едоки; потребители; кислород; мусорщики; разрушители ) Прежде чем начать работу, вспомните правила работы в группе (эталон «Работа в группе», «Мир деятельности», 1 класс). |
| Организуется выступление представителей групп. После выступления на доске появляется запись: 1 группа должна прийти к выводу, используя ключевые слова: неорганические вещества: соли углекислый газ кислород органические вещества: белки, жиры, углеводы ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУППЫ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ЗАДАЧА С МНОГОЗНАЧНЫМИ ЧИСЛАМИ
2 группа должна прийти к выводу, используя ключевые слова: углекислый газ кислород органические вещества: белки, жиры, углеводы ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУППЫ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ЗАДАЧА С МНОГОЗНАЧНЫМИ ЧИСЛАМИ
3 группа должна прийти к выводу, используя ключевые слова: углекислый газ кислород органические вещества: белки, жиры, углеводы ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУППЫ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ЗАДАЧА С МНОГОЗНАЧНЫМИ ЧИСЛАМИ
(СЛАЙД 6) - Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое правило) |
| Задание 1 стр. 13 тетрадь. (СЛАЙД 7)
- Как вы теперь должны поработать? (В парах) - Для чего? (Чтобы каждый из вас проговорил этот эталон) Учащиеся в парах выполняют задание до конца, комментируя друг другу проверка по образцу. - У кого есть ошибки в выполнении задания? - В чём они? () - Исправьте ошибки. Вы, молодцы, т.к. сами определили причину своих трудностей. - У кого нет ошибок? Какой вывод вы можете сделать? (мы знаем, как называются профессии живых организмов). - Мы поработали в парах. Какой будет следующий шаг? (самостоятельная работа). |
кой по образцу. | - задание 2 с 13, (2-3 минуты) проверка по образцу. (СЛАЙД 8) - Проверьте свои работы по образцу. Поставьте «?» знак, если допустили ошибки, «+» - работу выполнили без ошибок. - У кого есть ошибки? В чём они? Молодцы, что нашли у себя ошибки, определили причину. Какой вывод можете сделать? (Нужно ещё потренироваться). - У кого нет ошибок? Сделайте вывод. |
| Составить цепи питания (тетрадь, задание 3, с. 14) |
| - Какова была цель нашего урока? (Узнать узнать роли живых организмов в круговороте веществ) - Удалось ли вам участвовать в «открытии» нового знания? В какой степени и почему? - Оцените свою работу с помощью лесенки успеха. - Кто находится на самой верхней (средней, низкой)ступеньке? Какой вывод можете сделать? - Что было трудно? Удалось ли справится с трудностями? Как? - Над чем ещё надо поработать? - Где мы можем это сделать? (При выполнении домашнего задания.) |
|
|
Источники информации:
- http://www.astronet.ru/db/msg/1219575
- http://secretworlds.ru/news/kolichestvo_zhivotnykh_i_rastenij_na_zemle/2011-11-14-2585
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/library/issledovatelskii-proekt-uchashchikhsya-ekologicheskie-zadachi-n
Приложение 1. Ключевые слова для работы в группе.
производители |
потребители |
разрушители |
едоки |
мусорщики |
кормильцы |
кислород |
углекислый газ |
минеральные вещества: соли |
органические вещества: белки, жиры, углеводы |
Приложение 2.
Арифметические задачи на урок
- Зелёные насаждения с одного гектара земли за один час дня поглощают 8000 граммов углекислого газа. Сколько граммов углекислого газа поглощают растения с одного гектара земли за световой летний день - 12 часов?
- Летом за сутки лось съедает 35 кг листьев, травы. Сколько корма потребуется ему в течение 30 дней?
- За один год с гектара леса падает на землю 2400 кг хвои, листьев, веток, шишек и коры. Всё это перерабатывают грибы, главным образом дождевики. Сколько килограммов хвои, шишек и листьев необходимо переработать дождевикам за 18 месяцев?
Приложение 3.
Арифметические задачи для работы дома (на выбор).
Большая синица за летний день подлетает с кормом к гнезду 400 раз. Сколько раз прилетит синица с кормом к гнезду за неделю?
Можжевельник живёт 2000 лет, а сосна 600 лет. На сколько лет больше живёт можжевельник, чем сосна?
Берёза живёт 400 лет, а рябина 100 лет. Во сколько раз меньше живёт рябина, чем берёза?
Утки-кряквы живут в среднем 70 лет, а лебеди 24 года. На сколько лет меньше живут лебеди, чем утки?
Стрекоза за два часа съедает 40 мух. Сколько мух стрекоза съест за сутки?
Приложение 4. Эталон, полученный в результате работы в группах.
Производители – производят пищу и кислород.
Потребители - потребляют пищу и кислород.
Разрушители - разрушают мёртвые организмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Живые участники круговорота веществ
Урок по окружающему миру даёт полный обзор круговорота веществ в природе, яркую характеристику цепи питания растений и животных, дети, работая в группах, проводят опыты и составляют собственные работы...
Живые участники круговорота веществ
Урок по окружающему миру УМК Школа 2100...
Урок окружающего мира " Живые участники круговорота веществ" Школа 2100, 3 класс
В архиве представлен конспект урока, составленный на основе методической разработки авторов программы. Презентация разработана также авторами образовательной системы, только адаптирована под соответст...
Тест_Живые участники круговорота веществ
Тест предназначен для проведения оценки достижения учащимися 3 класса (УМК "Школа 2100") результатов обучения по окружающему миру....
Растения - часть1. Живые участники круговорота веществ.
Растения (определение). Условия жизни растений. Виды растений....
Тест. Окружающий мир. 3 класс. «Живые участники круговорота веществ»
Тест для тематической проверки знаний учащихся....
Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Живые участники круговорота веществ"
Ученики познакомятся с основными "профессиями" живых организмов и их взаимной зависимостью. В результате выполнения творческих заданий в группах ребята представят работу пищевых ...