Полезные ископаемые
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Ахременко Ольга Григорьевна

окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleznye_iskopaemye.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру

 «Полезные ископаемые»

Учитель

Ахременко Ольга Григорьевна

Тема урока

Полезные ископаемые

Предмет

Окружающий мир

Класс

3

Тип урока

урок изучения нового материала

УМК

«Школа России» Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. – М.: Просвещение, 2013 г.

Цель урока

 формирование представлений о природных ископаемых, их значимости в жизни людей.

Планируемые результаты

  1. Предметные

Сформировать понятие «полезные ископаемые»; познакомить  со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи.

  1. Личностные

 Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

  1. Метапредметные

 Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.

Методы обучения

1. Словесный.

2. Наглядно-демонстрационный.

3. Практический.

4.Частично-поисковый.

Формы работы

 Групповая, фронтальная, индивидуальная

Необходимое оборудование и материалы

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, ноутбуки, документ-камера

 Зрительный ряд: презентация, инструктивная карточка для каждой группы - «План изучения полезных ископаемых» (раздаточный материал),

тест по теме «Полезные ископаемые » 

Материалы для учащихся: атлас – определитель «От Земли до неба», образцы полезных ископаемых: каменный уголь, гранит, известняк, глина.

Этапы урока

Содержание урока, деятельность учителя

1.Организацион-ный этап

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемое жюри. Я рада видеть вас на нашем уроке. Надеюсь, что у всех сегодня хорошее настроение.

Расставьте свои руки в стороны и поделитесь друг с другом теплыми чувствами, добрыми мыслями.

Повернитесь к гостям и подарите им свои улыбки.

  -  Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:

СЛАЙД 1 

«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это земля. Жизнь начинается.  Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно». ( Откройте глаза)

2. Актуализация опорных знаний

- Посмотрите на слайд. Что вы видите? (планету Земля).

Послушайте стихотворение Степана Щипачева.

« Ничего на свете нет богаче

Недр земных, что нам принадлежат.

С сотворенья мира, не иначе

Эти клады под землей лежат»

- Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко.

Как вы думаете, о каких богатствах земных недр  идет речь в стихах Степана Щипачева?

3. Формулировка темы урока, постановка учебных задач

Что мы сегодня будем изучать?

Именно о них мы будем говорить на нашем уроке.

Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском полезных ископаемых.

Кто знает, как называют этих людей?

-Путь его тяжёл и долог, Ищет залежи... Правильно! (Геолог).

-Что нужно знать геологам, чтобы приступить к своей работе?

- На доске вы видите слова подсказки? Попробуйте сформулировать вопросы, на которые нам предстоит ответить в течение урока.

СЛАЙД 2

 (Что такое « Полезные ископаемые»?

 Где находятся?

Как добываются?

Для чего люди используют в своей жизни?

Какие полезные ископаемые бывают?

К концу урока мы должны выяснить, почему их назвали «полезные» и почему «ископаемые».

4. Формирование новых знаний

Предлагаю вам поработать с нашим учебником.

Откройте страницу 46.  Возьмите в руки карандаш и во время чтения отметьте  ответы на следующие  вопросы. СЛАЙД 3

1. Работа с учебником

-Что называют полезными ископаемыми? (с.46)

СЛАЙД 4

– Что такое месторождения? (с.48)

СЛАЙД 5

 – Как добывают полезные ископаемые? (с.48)

СЛАЙД 6

-  Для чего добывают полезные ископаемые? (с.47)

СЛАЙД 7

5.Физминутка

- Молодцы! Вы успешно справились с заданием. Но вы должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкультминутку

Мы геологами станем,
Будут все гордится нами.
Все мы сможем, все сумеем,
И своей достигнем цели.

Ребята, я желаю вам достигать своей цели и никогда не сдаваться! Как настоящие геологи.

6. Практическая работа

А геологи всегда работают в группе. Давайте вспомним правила работы в группах.

1.Работать дружно.

2.Уметь слушать мнение своего друга.

3.Не выкрикивать.

4. Работать тихо

 В мире существует много разных видов полезных ископаемых.

- Каждое полезное ископаемое обладает свойством. Сейчас мы займемся изучением свойств полезных ископаемых.

Представьте себе, что вы открыли месторождение ископаемого, побывали там, добыли  образцы   и привезли в нашу лабораторию Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства, рассказать, как добывается и где это ископаемое можно использовать. Поможет вам в этом презентация, которую вы найдёте в своём ноутбуке

Все исследования вам надо записать в информационный лист. Даю время на исследование и запись результатов. По моему сигналу работу прекращаем.

Начинать свой рассказ, по завершению исследования, будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….”

(выступление групп)

(полезное ископаемое помещается под документ-камеру)

Делаем вывод: Какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? У кого другое мнение? (Ответы детей. Полезные ископаемые нужны все).

Создание книги о полезных ископаемых из информационных листов каждой группы)

7. Первичное закрепление

-Ребята, мы открыли новые знания о полезных ископаемых.

Выполнили практическую работу. Чтобы стать настоящими геологами, вам нужно сдать экзамен, пройти тест.

Тест «Полезные ископаемые»

Молодцы, ребята!

Не все богатства полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Как вы думаете, запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны?

 Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

Как надо охранять полезные ископаемые?

Экономично использовать

Оберегать от пожаров

Соблюдать правила перевозки

Заменять по возможности искусственными материалами

8. Рефлексия деятельности

на уроке

- Ребята, подведем итог урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока? СЛАЙД 8

Вернёмся к проблеме нашего урока. Почему их назвали «полезные» и почему «ископаемые». СЛАЙД 9

Возможна ли хозяйственная деятельность людей без полезных ископаемых? СЛАЙД 10

Достигли ли мы цели урока? Что помогло нам в работе?

- Какие открытия для себя сделали?

9. Домашнее задание

- В завершении нашего урока я предлагаю вам следующее задание: СЛАЙД 11

Подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых Новосибирской области, раб. тетр. с 31, зад. 8

СЛАЙД 12

-Мне было приятно с вами работать. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые Архангельской области.""

Конспект урока "Добыча полезных ископаемых" с использованием краеведческого материала "Полезные ископаемые Архангельской области"  4 класс. Программа Занкова....

Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые"....

Урок по кубановедению "Полезные ископаемые краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Презентация к уроку по кубановедению "Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Конспект урока: "Полезные ископаемые родного края. Полезные ископаемые Мордовии

На предложенном занятии младшие школьники получат возможность продолжить формирование географических представлений в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление о полезных и...

Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые

Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые"

Предмет: окружающий мирКласс: 3-2Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые.Цель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü ...