Методическая копилка
проект по окружающему миру (2 класс) на тему

Открытые уроки, КТП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kormushki_dlya_ptits.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Кормушки для птиц».

Введение.

В школе объявили операцию «Кормушка» и наш класс решил принять в ней активное участие. Кто позаботится суровой зимой о птицах, если не мы? И закипела работа.

Основное содержание.

Цель исследования: изготовить кормушки с целью наблюдения за птицами, выбирающими в качестве среды обитания территорию города; узнать, каким кормом птицы питаются, как часто они нуждаются в дополнительной подкормке.

Задачи исследования:

1.  Изучить информацию о видах кормушек для птиц.

2.  Изготовить кормушку из подручных средств.

3.  Узнать, в каком месте, на какой высоте лучше вывешивать кормушки.

4.  Изучить информацию о зимующих птицах нашего города.

5. Вести систематическое наблюдение за зимующими птицами, прилетающими к кормушкам в городских дворах, и подкармливать их.

Тему проекта «Кормушка для птиц» мы считаем актуальной, потому что зимой птицам не так страшен холод, как голод. Виталий Бианки писал: «У зверей да птиц всё дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам тепло разливается. Под кожей жирок – лучшая подкладка под тёплую пуховую шубку. Сквозь перо проймёт, а жир под кожей никакой мороз не прошибает. Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима. А где зимой взять её – пищу?»  [1, стр. 441]

К реализации проекта мы приступили задолго до прихода зимы. Нам предстояло найти информацию о птицах, зимующих рядом с нами. Узнать их повадки, каким кормом питаются эти птицы. (Приложение №1)

Изучив большое количество литературы, мы узнали, что в нашей городской черте зимуют такие птицы,  как голуби, воробьи, синицы, вороны, сороки, галки, грачи, снегири, свиристели, дятлы, поползни, чечётки, кедровки. Каждой птице необходим определённый корм. (Приложение №2) Мы выяснили, что семена тыквы, кабачка, дыни, арбуза и подсолнечника едят почти все птицы. Овёс едят овсянки и воробьи. Любимое лакомство синиц – сырое несолёное сало, говяжий жир и маргарин, мясо, рыба. Снегири и свиристели любят лакомиться ягодами рябины и калины. Поползень питается в основном насекомыми. Если в кормушку положить семена ели и сосны, жёлуди, съест и их. Сойки любят жёлуди. Клёст может питаться боярышником, семенами рябины, клёна и семенами хвойных деревьев. Галка, как и ворона, всеядна. Питается как растительной, так и животной пищей. Воробей, также как и голубь,  питается в основном семенами растений.

 Кроме кусочков белого хлеба (чёрный хлеб вреден птицам), можно положить в кормушку творог, консервированные продукты для животных, сухофрукты и свежие ягоды и фрукты, варёные яйца и картофель. Опасны для птиц солёные, острые и жареные продукты.

Чтобы корм усваивался хорошо, семена пшеницы, кукурузы, овса, ячменя, проса, пшена  нужно давать раздавленными. Фасоль, чечевицу и горох перед тем, как насыпать в кормушку, надо предварительно измельчать.

 Заготовкой корма мы занялись ещё в начале осени: насушили  ягоды калины, боярышника, рябины. Заготовили орехи, шишки, сухофрукты. Запаслись крупами.

Перед нами встал вопрос: как помочь птицам зимой? Если просто сыпать корм прямо на землю, то птицы будут лёгкой добычей для кошек и собак, тем более, что животные просто могут съесть весь корм. Помимо этого, будут недовольны дворники за беспорядок во дворах. Поэтому мы решили изготовить кормушки из подручных средств. Из Интернета мы узнали, что существует большое количество различных видов  кормушек. Их можно изготовить из всего, что находится под рукой. Это могут быть пластиковые бутылки, всевозможные коробки, ёмкости, кормушки с навесом от снега и без него. Выполненные из дерева, фанеры, пластика, картона. Примитивные и настоящие произведения искусства.

  Приготовив имеющиеся у нас материалы,  мы приступили к работе. Без помощи взрослых не обошлось. (Приложение №3) Кормушки получились разные. Наташа и её дедушка сделали кормушку из запчастей старого холодильника. Кирилл с папой смастерили настоящую деревянную кормушку. Никита использовал обувные коробки. Мы с ребятами проявили фантазию и сделали кормушки из обычных коробок из-под печенья, подарочных наборов, из  пластиковых бутылок, коробок из-под молока.  Нам было интересно узнать, влияет ли форма кормушки на посещаемость птиц.  Или же для птиц главное не форма и цвет, а наличие корма в кормушке. Второй вопрос, который нас волновал: где лучше вешать кормушки. Для эксперимента, мы повесили одну кормушку возле школьного двора на открытом месте невысоко над землёй. Здесь многолюдно, дует ветер, кормушка постоянно в движении. Наблюдая за этой кормушкой, мы узнали, что воробьи не подлетают к кормушкам, которые сильно раскачиваются на ветру.  Синичек такие кормушки не пугали. Мы сделали выводы, что к кормушкам, которые висят невысоко над землёй на многолюдном и открытом месте птицы прилетают очень редко.

А вот кормушка, которая висела высоко (в 6 метрах от земли) на дереве, охотно принимала гостей. Из окна квартиры было очень удобно наблюдать за тем, как птицы кормились. Мы заметили, что синички прилетали поодиночке. А вот воробьи - всегда дружной стайкой. И разлада во время приёма пищи у них не было. Кормушка, которая располагалась на высоте 1 метра, в глубине школьного двора, также гостеприимно принимала пернатых. (Приложение №4)

Мы сделали ещё один вывод, что кормушки нужно вешать на высоту не ниже одного метра над землёй, чтобы снег не заметал корм, и животные не смогли добраться до птиц. Также кормушку лучше вешать с южной стороны, чтобы солнышко смогло согреть корм, который так необходим птицам. Кроме того, кормушки нужно регулярно чистить, так как к ним прилетают как здоровые, так и больные птицы. Чтобы инфекция не распространялась, кормушки следует содержать в чистоте.

Кормушка Наташи оказалась не эффективной. Верхняя часть конструкции была сварена из тяжёлых металлических пластин. Порывом ветра её сорвало с крючка. При падении, сломался и крючок, и её нижняя часть. Из этого мы сделали выводы, что кормушки не должны быть очень тяжёлыми, крепить их нужно так, чтобы они не упали. (Приложение №5)

Наблюдая за птицами у кормушек, мы столкнулись с ещё одной проблемой. Это – хулиганы. Невоспитанные ребята просто брали снег и засыпали им корм. Некоторые наши кормушки были разрушены. Когда мы делали этим ребятам замечания, они вели себя агрессивно.  

Вокруг нашей школы растёт калина и боярышник. Наблюдая за воробьями и синичками, мы стали свидетелями, как питаются свиристели. Оказывается эти птицы заглатывают ягоды целиком, не оставляя от них и следа. Из прочитанной литературы мы узнали, что снегири в отличии от свиристелей ягоду целиком не глотают, а только выклёвывают семена. А мякоть, которая упала на снег, доставалась вездесущим синицам. В прошлом году было очень много снегирей. Мы могли любоваться этими красивыми птицами из окна нашей школы. В этом году мы снегирей почему то не видели. Скорее всего,  зима в этом году не такая суровая и корма хватает для птиц и в лесу. Ведь снегири питаются ягодами рябины и семенами таких деревьев как клён, ясень, ольха.

Мы обратили внимание и на то, что если ворона подлетала к кормушке, то все остальные птицы терпеливо ждали, когда она утолит голод и улетит. Ведь клюв у вороны мощный. Своим клювом она может нанести ощутимый вред,  как воробью, так и голубю.

Наши девочки очень любят животных. Им жалко птиц, которые мёрзнут зимними холодными днями на улице. Поэтому они, выходя гулять, берут с собой хлебные крошки, семена подсолнечника и кормят птиц прямо на улице. Прилетает много голодных птиц. В основном это воробьи и голуби. Через несколько минут от крошек на снегу не остаётся и следа. Девочки каждый день подкармливали птиц в одном и том же месте. Птицы стали узнавать девочек и при их появлении во дворе, собирались в дружную стайку, терпеливо дожидаясь, когда будет насыпан корм. Синички настолько привыкли к девочкам, что осмеливались брать корм прямо из рук. (Приложение №6)

Работая над проектом, мы поняли, что для птиц не важно, из какого материала выполнена кормушка, как она украшена. Главное - наличие корма. (Приложение №7) Ведь даже к той кормушке, которая висела в людном, неудобном месте, невзирая на страх, прилетали птицы. Мало, но прилетали. Птицы нуждаются в нашей помощи, им очень голодно зимой. В ходе работы над проектом,  у меня возникла мысль написать стихотворение о помощи птицам зимой. (Приложение №8)

Работая над проектом, мы научились пользоваться Интернет ресурсами и находить нужный материал. С помощью учителя создали презентацию. А также взаимодействовали с учащимися старших классов, которые провели для нас мастер класс по созданию слайд - фильма.

Заключение.

  1. Мы научились изготавливать кормушки из подручных средств.
  2. Кормушки не должны быть тяжёлыми и крепить их нужно прочно.
  3. Для птиц большое значение имеет место расположения кормушки.
  4. Мы узнали, что заготавливать корм для наших пернатых соседей нужно начинать с приходом осени.
  5. Работая над проектом, мы много нового узнали о птицах, живущих рядом с нами, об их поведении, о корме, которым питаются птицы зимой.
  6. Наблюдая за поведением птиц, мы сделали выводы, о том, что ни размер кормушки, ни её форма не влияют на посещение птичьей столовой пернатыми гостями.
  7. Если птиц постоянно подкармливать, то они привыкают к человеку и могут пищу брать прямо из рук.
  8. Работая над проектом, мы поняли, что в условиях суровой долгой зимы, нужно подкармливать наших меньших соседей, и они станут нашими хорошими друзьями.
  9. Работа над проектом научила нас взаимодействовать со старшеклассниками, которые помогли нам составить слайд-фильм в Movie Maker, мы узнали, как составляются презентации в Power Point.

Список литературы

1. «Лесная газета». В. Бианки. – Ленинград, Детгиз.1958.

2. «Школа юного краеведа». Автор - составитель Е.А..Ляшенко. Издательство  «Учитель», Волгоград 2007 г.

3. «Окружающий мир». Внеклассные занятия на тему «Времена года» Составитель Г.Т.Дьячкова. Издательство «Учитель»,  Волгоград 2007

4. Окружающий мир. 3 класс: Занимательные материалы. Автор – составитель Г.Н. Решетникова, Н.И. Стрельников – Волгоград: Учитель, 2008г.

5. «Птицы в городе, рядом с нами». Книга по природоведению для занятий с детьми в начальной школе». Автор – составитель Егорова Т.Г.. – М: Школьная Пресса, 2002.

6. «Золотая флейта». Автор Л.Семаго. – М: «Молодая гвардия», 1990.

         

Интернет источники:

1. http://www.barbariki.ru/index.php?page=news_read&news=727

2. http://www.liveinternet.ru/users/2675758/post116817656/

3. http://fine-designs.ru/2011/11/kormushki-dlya-ptic-foto/?nggpage=3

4. http://www.mybirds.ru/forums/index.php?showtopic=83168

5 .http://www.pokormimptic.com/galereya/g007.html

6. images.yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Конспект урока по теме "Масса" в 1 классе по программе Гармония (Н.Б.Истомина).Статья "Русские народные побасёнки"Мультфильм "Колобок"...

Методическая копилка

Конспекты открытых уроков, разработки внеклассных мероприятий, курс для учащихся 3-4 классов "Я - патриот своего Отечества", интегрированные контрольные работы, родительские собрания, статья "Выбор, в...

методическая копилка

методические разработки для учителей начальных классов...

методическая копилка

методические разработки для учителей начальных классов...

Методическая копилка

Развиваясь  - развивай, вдохновляясь - вдохновляй!...

Методическая копилка

Материалы для учителей начальной школы...