КТП по окружающему миру 4 класс по системе Занкова
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
КТП по окружающему миру 4 класс по системе Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_okr_mir_4_kl.doc | 298 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 4 класс.
№ | Наименование раздела, тем | Формирование предметных умений | Характеристика деятельности учащихся | Диагностика и контроль образовательных результатов | |
1. Человек и мир, созданный им. Наши соседи на Западе - 21 час | |||||
Формирование УУД Личностные У обучающегося будут сформированы: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; – ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; – интерес к познанию окружающего мира; – учебно-познавательный интерес к новому материалу, способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; – понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; – ориентация в поведении на принятые моральные нормы; – этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; – понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц. Обучающийся получит возможность для формирования: – ориентации на содержательные моменты школьной действительности; – способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – принятия ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности Нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; – адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности; – способности к самооценке на основе критериев учебной деятельности; – ориентация на реализацию основ гражданской идентичности в поступках; – следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – ориентации на искусство как значимую часть человеческой жизни. Регулятивные Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Обучающийся получит возможность научиться: – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные Обучающийся научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет; – пользоваться знаково-символическими средствами, приведенными в учебной литературе; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; – воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – устанавливать аналогии. Обучающийся получит возможность научиться: – осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи; – подводить анализируемые изучаемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); – строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей. Коммуникативные Обучающийся научится: – строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации в соответствии с учебной ситуацией; – допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. Обучающийся получит возможность научиться: – учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – контролировать действия партнера; – использовать речь для регуляции своего действия; – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; – осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. | |||||
1 (1) | Сфера разумной жизни. Условия современной жизни. | Описывать объекты окружающего мира, выделять существенные и несущественные признаки. Устанавливать аналогии между совре-менными и устаревшими предметами быта и техники. Знать, на основе како-го события принято делить историю на два основных периода: до н.э. и н.э. Определять влияние деятельности человека на окружающую природу. Понимать деление исторического вре-мени на периоды: Древнейший мир, Древ-ний мир, Средние века (Средневековье), Новое время, Новейшее время. | Проведение анализа и сравнений учебного иллюстрационного материала, старых и современных вещей. Обсуждение изменений, произошедших в жизни древнего и современного города. Работа с лентой времени: сравнение скорости познания мира в разные исторические периоды. Сравнение удаленности разных событий по отношению друг к другу. Классификация объектов окружающего мира. Составление рассказа на основе представленной схемы. | ||
2 (2) | Первопроходцы в науке. Техника и человек. | Объяснять влияние промышленности и техники на природу. Осуществлять классификацию объектов по самостоятельно выделенным основаниям. Называть транспортные средства, технику, используемую в быту, на различных производствах. Располагать основные технические изобретения в хронологической последовательности (от наиболее старого к новому). Знать правила безопасного использования электрических приборов. | Сравнение, классификация транспортных средств. Осуществление сбора информации о развитии науки и техники, истории возникновения технических устройств, окружающих человека. Характеристика личностных качеств, помогающих делать открытия в науке. Составление тематической экспозиции. Обсуждение значения технического прогресса. Исследовательские работы: История развития транспортных средств. Транспорт будущего. | Исслед.р. №1 | |
3 (3) | Трудный путь становления медицины. | Понимать значение понятий «медицина», «здоровье», «болезнь», «врач». Извлечение информации из познавательного текста. Называть телефоны экстренной медицинской помощи. Объяснять необходимость бережного отношения к здоровью. | Моделирование различных ситуаций, в которых человек попал в беду и ему нужна медицинская помощь. Работа с текстом: сравнение уровня медицинской помощи в Древнем мире и сегодня. | ||
4 (4) | Клетка – основа строения и роста живых организмов. Практическая работа по теме урока. | Знать строение клетки и зарисовывать ее схематично. Понимать, что клетка является основой строения и роста всех живых организмов. Различать клетки тканей человека (костная, мышечная, нервная, эпителиальная). | Различение (опознавание) на рисунках различных клеток. Схематичная зарисовка строения клетки (ядро, оболочка, цитоплазма). Практическая работа «Рассматривание готовых микропрепаратов при помощи микроскопа» (под руководством учителя.) | Практ.р. № 1 | |
5 (5) | Рост и развитие организма человека. Практическая работа по теме урока. | Понимать причину роста живых организмов. Осознанно выполнять режим дня. Объяснять необходимость соблюдения человеком режима дня и его влияние на здоровье | Расположение в хронологической последовательности фотографий в разные периоды развития человека. Анализ внешних изменений, происходящих с человеком, выявление причин и следствий. Сравнение условий труда людей различных специальностей и их режима дня. Практическая работа: «Составление режима дня», «Составление комплекса утренней гимнастики» Обсуждение и оценивание режима дня одноклассников. | Практ.р. № 2 Творческое задание (ТЗ): подготовить короткое сообщение (2мин) о каком-нибудь лекарственном растении | |
6 (6) | Лекарственные растения. Практическая работа по теме урока. | Узнавать и называть 3–5 местных лекарственных растений (на выбор ученика). Знать основные правила сбора, сушки и применения изученных лекарственных растений. | Работа с гербарным материалом, текстом учебника и справочными материалами: знакомство с лекарственными растениями и их целебным действием; составление перечня лекарственных растений для лечения простуды и расстройства желудка, которые могут пригодиться в походе. Практическая работа: «Изучение внешнего вида лекарственных растений при рассматривании гербарных образцов». Изучение лекарственных растений на пришкольном участке. | Практ.р. № 3 | |
7 (7) | Средневековье. | Называть интервал времени, именуемый Средневековьем. Кратко характеризовать природные условия Западной Европы. Называть страны Западной и Восточной Европы. Уметь работать с картами, иллюстрациями для получения необходимой информации. Называть главные события, произошедшие в период Средневековья на Руси. | Работа с картами: определение географичес-кого положения Западной Европы и харак-теристика ее природных условий. Работа с иллюстрациями и текстом: описание внешнего вида, условий жизни и занятий людей средневекового города. Обсуждение условий жизни средневековых рыцарей (с приведением примеров из литературных произведений, кинофильмов, художественных произведений). Формулирование «правил» рыцарского поступка. | ||
8 (8) | Осанка человека. | Объяснять взаимозависимость между осанкой и здоровьем человека. Называть признаки правильной осанки. Использовать различные упражнения для формирования правильной осанки. | Определение признаков правильной осанки человека. Обсуждение вопросов: как осанка и жестикуляция человека влияют на восприятие этого человека другими людьми; важна ли красивая осанка для девочек и мальчиков; одинаковые ли упражнения они должны делать. Разработка серии физических упражнений для поддержания правильной осанки. | ||
9 (9) | Скелет человека. | Называть основные отделы, составляющие скелет человека. Уметь проводить измерения и оформлять результаты. Понимать значение позвоночника в организме человека. | Работа с иллюстрациями и текстом учебника: распознавание и называние на рисунках и муляжах основных костей скелета человека. Определение значения гибкости позвоночника. Обсуждение результатов измерения роста утром и вечером. | ||
10 (10) | Скелет человека. Практическая работа «Оказание первой помощи при травмах». | Понимать взаимосвязь между строением разных отделов скелета и их функции. Характеризовать строение конечностей человека. Определять подвижные и неподвижные сочленения костей и их значение. Знать правила поведения при получении травмы, оказания первой помощи при порезах, ушибе, травме конечности (вывихе, переломе). | Работа с иллюстрациями и текстом учебника: распознавание на рисунках и муляжах основных костей черепа, грудной клетки, конечностей человека; определение их назначения. Обсуждение разных травм на основе иллюстрационных материалов. Практическая работа: «Оказание первой помощи и составление алгоритма действий при оказании первой помощи человеку, получившему травму». | Практ.р. - № 4 | |
11 (11) | Мышцы тела. Практическая работа по теме урока. | Объяснять назначение мышц в организме. Понимать зависимость развития костно-мышечной системы от занятий спортом. Уметь на основе наблюдения делать выводы. | Работа с иллюстрациями: распознавание разных мышц на рисунке, анализ строения мышечной клетки. Сравнение особенностей строения и функций клеток костной и мышечной тканей. Практическая работа: «Наблюдение за работой мышц и их утомляемостью. Обсуждение результатов практической работы. | Практ.р -№ 5 | |
12 (12) | Начало нового времени. Проверочная работа по теме «Костно-мышечная система» | Использовать тексты, иллюстрации в целях получения нужной информации. Определять эпоху Возрождения как этап развития человечества. Называть 2–3 имени великих художников эпохи Возрождения (на выбор ученика). Понимать значение основных достижений науки и культуры эпохи Возрождения для дальнейшего развития человеческого общества | Работа с текстом учебника: знакомство с эпохой Возрождения. Анализ репродукций картин художников эпохи Возрождения: определение сюжета картины, её настроения. Нахождение существенных различий в написании картин. Выявление достижений науки и культуры (изобретение огнестрельного оружия, печатного станка, появление первых печатных книг, изменение облика городов), особенностей новой культуры. | ПР №1 | |
13 (13) | Расширение знаний о Земле. | Показывать на карте и глобусе параллели и меридианы. Пользоваться градусной сеткой (системой координат) Характеризовать значение путешествия Колумба. Называть имя великого мореплавателя – Христофора Колумба. Соотносить дату открытия Америки с веком и отмечать на ленте времени. | Нахождение на картах и глобусе параллелей и меридиан. Работа с градусной сеткой (системой координат) на примере игры «Морской бой». Работа с картой: обсуждение маршрута путешествия Колумба. Нахождение необходимой информации в справочном материале учебника. Моделирование ситуации: представление себя членом команды Колумба, столкнувшим-ся с трудностями на незнакомой земле. | ТЗ: подготовить короткий устный рассказ «Чему удивились спутники Колумба, ступившие на землю Америки» | |
14 (14) | Кругосветное путешествие Магеллана. Практическая работа «Работа с картой» | Характеризовать значение кругосветного путешествия Магеллана. Уметь по карте и тексту учебника составлять описание маршрутов великих географических открытий. Отмечать на ленте времени историческое событие. | Практическая работа «Работа с картой: обсуждение маршрута кругосветного путешествия Магеллана, нахождение Магелланова пролива; описание рельефа Южной Америки. Нахождение информации в справочном материале учебника» | Практ. р. - № 6 | |
15 (15) | Природа Нового света. | Находить на карте географические объекты Северной Америки. Объяснять причины природного разнообразия Северной Америки. Сравнивать животный и растительный мир Северной Америки и России. Обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой. Сравнивать природные зоны разных материков. | Установление связи между живой природой и климатическими условиями Северной Америки. Сопоставление природы России и Северной Америки. Работа со справочным материалом учебника. Составление экспозиции из собранного иллюстрационного материала «Природа Се верной Америки» | ||
16 (16) | Развитие науки. Устройство Вселенной. | Оценивать влияние открытия Коперника на развитие наук и будущее человечества. Пользоваться справочниками и дополнительной литературой. Выделять существенные признаки Солнца, Луны, Земли. Применять полученные знания при изготовлении макета или рисунка. | Обсуждение строения Солнечной системы. Выделение существенных признаков Солнца, Луны, Земли и какой-либо планеты Солнечной системы. Извлечение необходимой информации из справочного материала учебника. Создание макета или рисунка Солнечной системы | ||
17 (17) | Законы природы. Проверочная работа по теме «Расширение знаний о Земле» | Проводить несложные наблюдения в окружающей среде. Понимать значение открытия Ньютоном закона всемирного тяготения. Находить причины различных явлений в окружающем мире и делать выводы | Извлечение необходимой информации из познавательного текста учебника. Моделирование ситуации запуска ракеты с Земли и Луны. Изучение характера падения на землю легких (перышко) и тяжелых (камешек) предметов. Формулирование вывода. | ПР № 2 | |
18 (18) | Открытие невидимого мира. | Понимать роль личности в открытиях и изобретениях научной техники. Иметь представление о назначении микроскопа, называть его основные части. Проводить наблюдения с помощью простейшего лабораторного оборудования | Работа с иллюстративным материалом учебника. Знакомство с устройством микроскопа. Рассматривание на рисунках и готовых микропрепаратах (с помощью учителя) микроскопических организмов (по выбору учителя) | ||
19 (19) | Победа над эпидемиями. | Иметь представление о понятиях «инфекция», «вакцинация». Объяснять значение для человечества открытия Дженнера. Называть 1–2 болезни, против которых детям делают прививки. Характеризовать пути распространения различных инфекций. Знать правила предупреждения распространения инфекционных заболеваний | Извлечение необходимой информации из познавательного текста учебника. Обсуждение путей распространения инфекционных болезней. Формулирование правил предупреждения распространения инфекционных заболеваний | ||
20 (20) | Правила здорового образа жизни. | Характеризовать своими словами значение понятий «гигиена», «закаливание». Знать основные правила личной гигиены. Приводить примеры способов закаливания | Работа с текстом и иллюстрацией в учебнике. Сравнение традиций соблюдения личной гигиены разных народов. Составление правил личной гигиены. Коллективное обсуждение значения закаливания для здоровья человека | ||
21 (21) | Особенности кожного покрова. Проверочная работа по теме «Человек и мир, созданный им». | Характеризовать значение кожи. Использовать знания о строении и функциях кожи для сохранения и укрепления здоровья | Рассматривание кожного покрова: обсуждение результатов наблюдения за кожей, определение строения и функций кожи. Работа с текстом. Формулирование правил ухода за кожей, а также правил пребывания человека на пляже и во время зимних прогулок | ПР № 3 | |
2. Преобразования в России -11ч | |||||
Формирование УУД Личностные У обучающегося будут сформированы: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; – принятие образца «хорошего ученика»; – широкой мотивационной основы учебной деятельности; – интерес к познанию окружающего мира; – учебно-познавательный интерес к новому материалу, способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; – осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей, в т.ч. исторических лиц; – основные моральные нормы поведения в обществе; – этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; – понимание чувств одноклассников, учителей, окружающих людей, мотивов поступков исторических лиц, сопереживание им; – принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. Выпускник получит возможность для формирования: – ориентации на содержательные моменты школьной действительности; – чувства прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры; – внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – учебно-познавательного интереса к нахождению различных способов решения учебной задачи; – адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; – адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; – ориентации на реализацию основ гражданской идентичности в поступках; – способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – ориентации на искусство как значимую часть человеческой жизни; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные Выпускник научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Выпускник получит возможность научиться: – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия. Познавательные Выпускник научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет; – осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ; – использовать знаково-символические средства, приведенные в учебной литературе; – строить сообщения в устной и письменной форме; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи; – ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; – воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; – подводить анализируемые изучаемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – устанавливать аналогии. Выпускник получит возможность научиться: – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – создавать модели и схемы для решения учебных задач; – осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; – выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); – строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей; – осознанно владеть общими приемами решения учебных задач. Коммуникативные Выпускник научится: – строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – задавать вопросы; – учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, а также в ситуации столкновения интересов; – контролировать действия партнера; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. Выпускник получит возможность научиться: – учитывать позиции других людей, отличные от собственной; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; – аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | |||||
22 (1) | Россия при Петре I. Строительст-во Санкт- Петербурга. | Знать имя выдающегося государственного деятеля – царя Петра I. Понимать, какое значение для России имел выход в открытое море. Использовать для поиска нужной информации текст и карты Узнавать и называть 1–2 достопримечательности Санкт-Петербурга. Характеризовать особенности расположения города. Соотносить исторические события с датами, располагать на ленте времени. Знать исторический промежуток времени, когда Санкт-Петербург был столицей России (1712–1918) | Знакомство с личностью царя Петра I. Сравнение детства царевича Петра и современного школьника. Работа с иллюстрациями и текстом учебника, исторической и географической картами. Поиск дополнительной информации в справочниках и энциклопедиях. Обсуждение причин войны со Швецией. Знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга на основе иллюстративного, текстового материала и электронных ресурсов. Исследовательская работа: «Петербург – один из прекраснейших городов мира». Участие в выполнении коллективной компьютерной презентации «Город Петра» | Исслед.р. -№ 2 | |
23 (2) | Пётр I: царь и человек. | Иметь представление о преобразованиях Петра I. Оценивать влияние преобразований Петра I на жизнь народа и страны. | Обсуждение изменений в жизни российского народа, произошедших благодаря указам Петра I. Работа с текстом учебника. Выявление значения упрощения алфавита и введения арабских цифр. Сбор занимательных историй о жизни Петра I (на основе работы с дополнительными источниками информации) | ||
24 (3) | Становление российской науки. Практическая работа по теме урока. | Различать свойства гранита и известняка. Проводить исследования и практические работы. Оформлять полученные результаты в таблицу Узнавать условные обозначения полезных ископаемых на карте. Называть крупные месторож-дения полезных ископаемых | Практическая работа: определение состава и свойств гранита и известняка; оформление полученных данных в таблице. Знакомство с условными обозначениями полезных ископаемых на карте (с. 140– 141). Нахождение на карте месторождений полезных ископаемых в своем регионе. | Практ. р. - № 7 | |
25 (4) | М.В. Ломоносов – великий русский учёный. | Характеризовать М.В. Ломоносова как выдающегося российского ученого. | Работа с текстом учебника: знакомство с основоположником русской науки М.В. Ломоносовым Ознакомление с работой ученых и учебными заведениями своего региона. | ||
26 (5) | Минералы. Практическая работа по теме урока. | Иметь представление о разнообразии полезных ископаемых. Приводить примеры полезных ископаемых (минералов), в т.ч. по своей республике. Сравнивать и различать твердые, жидкие и газообразные минералы. Понимать значение свойств поле-зных ископаемых и их использо-вания в промышленности и сельском хозяйстве | Ознакомление с горными породами и минералами. Работа с текстом учебника: рассматривание и сравнение образцов полезных ископаемых: твердых, жидких, газообразных. Обсуждение использования человеком в разные периоды истории природных материалов. Работа с лентой времени и сравнение с традиционной лентой времени. Практическая работа: «Работа с коллекциями горных пород и минералов. Выращивание минералов» | Практ. р.. - № 8 | |
27 (6) | Кладовая недр Земли. Практическая работа по теме урока. | Иметь представление о происхождении известняка и гранита. Описывать внешний вид природных объектов, сравнивать их. Формулировать выводы по полученным результатам опытов. Уметь ставить цель практической работы, планировать ход работы и оценивать ее результаты. Понимать и обнаруживать непрерывность изменений, происходящих в природе. Перечислять 2–3 названия драгоценных минералов (на выбор ученика) | Исследование свойств известняка и гранита, представление полученных данных в таблице (проведенный ранее опыт). Обсуждение процессов разрушения горных пород и выявление их причин. Практическая работа: изучение и сравнение свойств песка и глины. Формулирование вывода, опираясь на полученные данные. Работа с текстом учебника | Практ. р. -№ 9 | |
28 (7) | Руды металлов и горючие полезные ископаемые. Практическая работа по теме урока. | Приводить примеры руд и горю-чих ископаемых (на выбор ученика), понимать их значение в народном хозяйстве. На примере образования полез-ных ископаемых устанавливать связь между живой и неживой природой. Составлять рассказ по схеме. Понимать необходимость соблю-дения правил безопасного поведе-ния при пользовании газовой плитой. | Практическая работа: изучение свойств металлических предметов. Формулирование вывода. Работа с иллюстрациями в учебнике: знакомство с разными рудами и образованием горючих полезных ископаемых. Узнавание полезных ископаемых в коллекциях. Составление рассказа о нефти от ее добычи до готовой продукции по схеме (с. 120). Обсуждение правил безопасного поведения при пользовании газовой плитой | Практ.р. - № 10 | |
29 (8) | Экскурсия «Добыча полезных ископаемых в Республике Коми» | Понимать значение понятий «геология», «геолог». Называть черты характера, помогающие людям разных профессий добиваться успеха. Иметь представление о том, как добывают полезные ископаемые. Осознавать ценность природы и нести ответственность за ее сохранность | Обсуждение результатов практической работы «Образование кристаллов соли». Работа с картой: обозначение крупнейших месторождений полезных ископаемых. Обсуждение особенностей профессии геолога, выявление черт характера. | Экскурсия № 1 | |
30 (9) | Контрольная работа по итогам полугодия. | КР № 1 | |||
31 (10) | Русское военное искусство. | Понимать значение понятий «полководец», «отечественная война». Знать имена великих российских полководцев. Иметь представление об Отечественной войне 1812 года, называть противника России в этой войне. Соотносить исторические собы-тия с местом на ленте времени. Характеризовать значение для России побед, одержанных полководцами А.В. Суворовым, Ф.Ф. Ушаковым, М.И. Кутузовым | Знакомство с личностями великих полководцев – А.В. Суворовым, Ф.Ф. Ушаковым, М.И. Кутузовым. Поиск познавательной информации о них в различной справочной литературе (в т.ч. в сети Интернет). Обсуждение хода Отечественной войны 1812 года и значения победы русского народа над Наполеоном | ||
32 (11) | План местности. Практическая работа по теме урока. | Характеризовать значение понятия «план местности». Находить отличия между планом местности и физической картой. Соотносить увеличение карты с ее масштабом. Определять назначение плана местности и уметь им пользоваться | «Чтение» плана Бородинского сражения. Описание помещения при помощи плана местности. Практическая работа: составление простейшего плана местности на примере классной комнаты или территории двора. | Практ.р. - 11 | |
3. Мир человека в Новое время - 26ч | |||||
Формирование УУД Личностные У обучающегося будут сформированы: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; – широкая мотивационная основа учебной деятельности; – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этни_ ческой принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; – осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей, в т.ч. исторических лиц; – основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки; –– этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; – понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц, сопереживание им; – принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; – принятие установки на здоровый образ жизни; – чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры. Выпускник получит возможность для формирования: – внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения,выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – учебно-познавательного интереса к нахождению различных способов решения учебной задачи; – адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности; – адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; – компетенции в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; – морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – осознанных устойчивых эстетических представлений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные У ученика будут сформированы: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане; – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Выпускник получит возможность научиться: – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные Выпускник научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет; – осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ; – использовать знаково-символические средства, приведенные в учебной литературе; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; – воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи; – подводить анализируемые изучаемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – устанавливать аналогии. Выпускник получит возможность научиться: – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий; – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); – строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей; – произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач. Коммуникативные Выпускник научится: – строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности и в ситуации столкновения интересов; – задавать вопросы; – контролировать действия партнера; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. Выпускник получит возможность научиться: – учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; – аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; – с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информациюкак ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; – осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | |||||
33 (1) | Северные земли России. | Оценивать черты характера человека, необходимые исследователям Крайнего Севера. Использовать карты для описания маршрутов путешественников | Прослеживание по карте маршрута экспедиций В. Беринга. Определение и описание природных зон, по которым проходили экспедиции В. Беринга. Работа с учебником и картой. Поиск в различных справочных изданиях информации об исследователях Крайнего Севера Исследовательская работа «Судьба нашего края в в первой половине 19 века» | Исслед.р. - № 3 | |
34 (2) | Открытие Австралии. | Иметь представление об особенностях природы Австралии. Узнавать на иллюстрациях представителей австралийской фауны | Работа с текстом и картами учебника. Обсуждение географического положения, климатических условий и природы Австралии. Выявление причин уникальности природы Австралии. Поиск дополнительной информации. | ||
35 (3) | Открытие Антарктиды. | Называть имена первооткрыва-телей Антарктиды – Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Описывать климатические условия Антарктиды, называть представителей ее фауны. Сравнивать Арктику и Антаркти-ку: находить сходства и различия. Понимать значение исследования Антарктиды для человечества в целом. | Определение по контурам названия материков. Описание по карте местоположения и природных условий Антарктиды. Сравнение полярных областей Северного и Южного полушарий. Ознакомление с современными исследованиями Антарктиды и их значением для науки. Моделирование ситуации: с какими трудностями сталкиваются мореплаватели на пути к Антарктиде и при освоении ее «земли». Работа со справочным материалом учебника | ||
36 (4) | Дальний Восток России. | Находить на карте изучаемые географические области. Сравнивать природные зоны России. Называть представителей (по 3–4 примера) флоры и фауны Уссурийского края. Понимать причину уникальности этого края. Осознавать ценность природы и необходимость нести ответст-венность за ее сохранность | Сравнение природных зон тундры и субтропиков России. Составление по карте рассказа о географическом положении и рельефе Уссурийского края. Работа с текстом и иллюстрациями в учебнике: знакомство с флорой и фауной Уссурийского края. Обсуждение причины уникальности природы этого края. | ||
37 (5) | Природа гор. Практическая работа по теме урока. | Называть части горы. Характеризовать расположение природных зон в горах. Объяс-нять причину их вертикального расположения. Обнаруживать простейшие взаи-мосвязи в природных зонах меж-ду живой и неживой природой. Сравнивать последовательность расположения зон в горах и на равнине. Сравнивать особенности труда и быта людей, живущих в горах и на равнинах. | Практическая работа «Находить и показывать на карте России горы. Определение по интенсивности окраски на карте высоких и низких гор» Фиксирование на рисунке вертикального расположения природных зон в горах или изготовление макета горы. Сравнение последовательности распределения природных зон на равнине и в горах; обсуждение причин этого явления | Практ.р. -№ 12 | |
38 (6) | Расы человека. Проверочная работа по теме «Разноо-бразие рироды Земли» | Называть основные расы человека и их главные признаки. Проявлять уважение к людям разных национальностей, их верованиям, обычаям, культуре. Оценивать характер взаимоотношений между разными народами | Работа с иллюстрациями: определение расы изображенных людей; выявление их принадлежности к географической территории. Обсуждение нравственных норм и взаимоотношений между людьми разных рас и национальностей. Проверка и обобщение знаний, полученных при изучении темы «Разнообразие природы Земли» | ПР № 4 | |
39 (7) | Развитие науки и техники в XIX–XX веках. | Осуществлять классификацию объектов окружающего мира. Различать прошлое и настоящее, ориентироваться в историческом времени. Сравнивать производительность ручного и механизированного труда. Характеризовать значение парового двигателя как главного технического изобретения | Составление рассказа по рисунку «Развитие промышленности и транспорта в XIX–XX веках». Обсуждение изобретений, подсказанных природой. Поиск дополнительной информации об изобретении паровоза, самолета или другого вида транспорта | ||
40 (8) | Новые знания о человеке. | Иметь представление о великих русских ученых И.П. Павлове и И.М. Сеченове. Иметь представление о современных достижениях медицины | Работа с текстом: отбор информации по заданной теме, обобщение информации. Поиск дополнительной информации об ученых, изучающих органы тела человека. Обсуждение новых достижений в области медицины. Исследовательская работа: «Как работают органы чувств» | Исслед. р. – № 4 Разделиться на 5 групп и подготовить небольшие сообщения об одном из органов чувств (5 сообщений: «Органы зрения», «Органы слуха», «Органы обоняния», «Органы вкуса», «Органы осязания») | |
41 (9) | Нервная система. | Иметь представление о нервной системе: головном и спинном мозге, органах чувств. Оценивать высказывания одноклассников. Понимать, что головной мозг – центр управления работой всего организма. Соблюдать правила безопасного поведения. Осознавать необходимость здорового образа жизни (прогулки на свежем воздухе, хороший сон, легкий ужин) | Обсуждение и оценивание сообщений учеников об органах чувств. Анализ работы нервной системы и способа получения информации головным мозгом. Работа со схемой в учебнике: соотнесение органов чувств и отделов головного мозга. Обсуждение значения сна для человека. | ||
42 (10) | Кровь. Практическая работа по теме урока. | Понимать значение крови в организме человека и опасность больших ее потерь. Уметь оказывать первую помощь при поверхностном ранении кожи. Объяснять необходимость обеззараживания ран | Работа с иллюстрацией и текстом в учебнике: выявление функций крови в организме человека. Изучение состава крови. Сравнение знаний о крови до и после изучения темы. Распознавание на рисунках клеток крови. Практическая работа: «Ознакомление с прави-лами оказания первой помощи пострадавшему при поверхностном ранении кожи» | Практ.р. -№ 13 | |
43 (11) | Путь крови в организме. Практическая работа по теме урока. | Объяснять значение физических нагрузок на сердце. Называть органы кровеносной системы. Иметь представление о значении сердца, знать его местоположение в организме. Понимать, как клетки организма получают питательные вещества и кислород. Обнаруживать взаимосвязи между системами органов. Осознавать организм человека как единое целое. Осознавать необходимость физических упражнений для укрепления сердца и всего организма. Называть органы выделительной системы организма человека | Работа с иллюстрацией (с. 35 учебника): изучение кровеносной системы и работы сердца. Практическая работа: измерение частоты сердечных ударов в спокойном состоянии и после приседаний. Формулирование вывода. Знакомство с выделительной системой организма. Сравнение работы органов выделительной системы с работой легких | Практ р. .-№ 14 | |
44 (12) | Россия в начале ХХ века. Проверочная работа по теме «Человек» | Иметь представление об основных исторических событиях, произошедших в первой половине ХХ века. Ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах прошлого и настоящего | Работа с текстом учебника: извлечение информации о важных исторических фактах, соотнесение их с лентой времени. Поиск необходимой информации в дополнительной литературе, справочных изданиях, интернет-ресурсах | ПР № 5 | |
45 (13) | Великая Отечествен- ная война (1941–1945). | Называть даты начала, завершения Великой Отечественной войны. Иметь представление о ходе Великой Отечественной войны, о советских полководцах. Иметь представление о героических сражениях Великой Отечественной войны (оборона Брестской крепости, битва под Москвой и др.) | Знакомство с ходом Великой Отечественной войны (героические сражения, великие полководцы). Работа с историческими картами: сравнение карты Европы до и во время ее оккупации гитлеровскими захватчиками. Составление плана рассказа по тексту. | ТЗ: подготовить краткое сообщение о герое Великой Отечественной войны. | |
46 (14) | Экскурсия в музей «Республика Коми в годы Великой Отечественной войны» | Понимать значение героической победы советского народа над фашизмом. Осознавать роль мирного населения страны в борьбе с врагом. | Обсуждение роли мирного населения в борьбе с врагом. Определение значения победы российского народа над фашизмом. | Экскурсия -2 ТЗ: найти материалы, посвященные подвигу российского народа в Великой Отечественной войне | |
47 (15) | Подвиг российского народа в Великой Отечествен- ной войне | Уметь представлять свое сообщение классу, участвовать в обсуждении сообщений одноклассников. Оформлять результаты исследовательской работы. Уметь представить их классу. Описывать подвиги русского народа в Великой Отечественной войне, называть ее героев (2–3 имени). Ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах. Иметь представление об истории и выдающихся людях родного края | Представление сообщений о героях Великой Отечественной войны. Работа с различными информационными источниками: Художественными текстами, иллюстрациями, фильмами о войне. Обработка информации, полученной от людей старшего поколения – бабушек, дедушек. Составление коллективной выставки или компьютерной презентации «Никто не забыт, ничто не забыто» | Т.З.: подобрать интересный Материал о жизни, культуре и традициях белорусов. | |
48 (16) | Беларусь. | Называть 2–3 страны, участвовавшие во Второй мировой войне. Использовать при обсуждении темы подобранный материал. Характеризовать природные условия Беларуси. Определять на карте местонахождение Беларуси, называть и показывать на карте ее столицу. Осознавать связь между российским, белорусским и украинским народами. Иметь представление о природном заповеднике – национальном парке Беловежская Пуща. Называть 1–2 памятника древнерусской архитектуры, находящихся на территории Беларуси (города Полоцк, Витебск, Туров) | Поиск дополнительной информации о странах, принимавших участие во Второй мировой войне. Работа с картой: определение местонахождения государства Беларусь, характеристика ее границ. Анализ природных условий Беларуси, ознакомление с ее культурой. Сравнение языка, традиций, образа жизни людей Беларуси, Украины и России. | ТЗ.: подобрать интересный материал о жизни, культуре и традициях британцев | |
49 (17) | Великобритания. | Характеризовать природные условия Великобритании. Определять на карте местонахождение Великобритании, называть и показывать на карте ее столицу. Называть достопримечательности Великобритании. В ходе урока использовать подготовленную информацию | Работа с картой: определение местонахождения Великобритании. Извлечение информации из текста учебника. Обсуждение сведений о достопримечательностях Великобритании | ТЗ: подобрать интересный материал о том, как передавали информацию в древности и сейчас. | |
50 (18) | Век научных открытий. | Сравнивать условия жизни людей в прошлом и настоящем. Устанавливать связь между деяте-льностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи. Выделять главное в тексте. Понимать необходимость здоро-вого образа жизни, соблюдения безопасного поведения (в частно-сти при просмотре телевизора, пользовании компьютером, сотовым телефоном) | Участие в обсуждении результатов научно-технических достижений в ходе развития общества. Выявление положительных и отрицательных последствий стремительного развития науки и техники для человека, природы. Приведение примеров. Выделение главной мысли из текста учебника. Объяснение противоречия: уменьшение размеров технических устройств, которыми пользуется человек, и значительное расширение жилищного массива (например, многоэтажные дома в городах) | ||
51 (19) | Охрана природы. Экскурсия «Печоро-Илычский заповедник» | Определять характер взаимоотно-шений человека и природы. Находить примеры влияния этих отношений на природные объек-ты, здоровье и безопасность человека. Характеризовать негативное влияние человека на природу. Знать и соблюдать правила поведения человека на природе. Иметь представление о способах защиты человеком природных ресурсов. Уметь фиксировать информацию в форме таблицы | Извлечение информации о заповедниках России и охраняемых видах растений и животных из текста учебника и справочной литературы. Обсуждение взаимоотношений человека и природы. Анализ зависимости благополучия человека от состояния природы и необходимости беречь и защищать ее. Фиксирование информации в форме таблицы Экскурсия «Печоро-Илычский заповедник» | Экскурсия - 3 | |
52 (20) | Органы дыхания человека. | Называть органы дыхательной системы. Характеризовать ее значение для работы организма. Объяснять, почему загрязненный воздух и курение вредны для дыха- тельной системы человека. Моделировать ситуации по организации очистки загрязненного воздуха в городах. Понимать необходимость здорового образа жизни | Работа с текстом и иллюстрациями в учебнике: определение органов дыхания, составление по рисунку рассказа о прохождении воздуха через носовую полость. Практическая работа: измерение и фиксация объемов грудной клетки при вдохе и выдохе, формулирование вывод а. Обсуждение проблемы загрязненности воздуха. Моделирование ситуации по организации очистки загрязненного воздуха в городах. Составление правил здорового образа жизни | Практ. р. -№ 15 ТЗ: подготовить небольшое сообщение о каком-либо комнатном растении | |
53 (21) | Сельское хозяйство. Животно- водство. Проверочная работа по теме «Россия в начале 20 века» | Приводить примеры сельскохозяйственных животных, характеризовать их ценность для человека. Называть продукты, получаемые в сельском хозяйстве | Работа с текстом и иллюстрациями в учебнике: выделение главного в тексте, извлечение необходимой информации, распознавание сельскохозяйственных животных | ПР № 6 | |
54 (22) | Сельское хозяйство. Растениеводство. | Приводить примеры сельскохозяйственных растений, в т.ч. возделываемых в своей местности. Называть отрасли растениеводства. Представлять классу подготовленное сообщение (или презентацию) | Представление сообщений (или презентаций): обмен собранной информацией и обсуждение полученных знаний. Распознавание сельскохозяйственных растений. Соотнесение продуктов животноводства и растениеводства с различными отраслями промышленности. Обсуждение проблемы развития растениеводства в вашей местности | ||
55 (23) | Состав пищи. Практическая работа по теме урока. | Осознавать необходимость правильного питания для работы организма. Различать вещества, составляющие основу пищи (белки, жиры, углеводы). Характеризовать значение витаминов. Называть 3–4 важных витамина (на выбор ученика) и объяснять их значение для организма | Определение содержания питательных веществ и калорийности пищи, срока ее годности по этикетке продукта. Выявление при помощи справочных таблиц суточного потребления воды и продуктов питания, содержание в продуктах витаминов. Практическая работа: «Составление меню с учетом содержания необходимых для организма веществ» Исследовательская работа: « Витамины в жизни человека» | Исслед. р.- № 5 Практ.р. - № 16 | |
56 (24) | Органы пи- щеварения. | Называть органы пищеварительной системы. Характеризовать значение отдельных органов пищеварения для работы организма в целом. Иметь представление о строении зубов, их видах и назначении. Понимать необходимость гигиены полости рта. Уметь правильно чистить зубы | Работа со схемой и текстом в учебнике: распознавание по рисунку органов пищеварительной системы и их функций. Знакомство с правилами ухода за полостью рта. Обсуждение необходимости соблюдения гигиены полости рта, регулярного посещения стоматолога. Проведение гигиены полости рта | ||
57 (25) | Переработка пищи в организме. Правила здорового питания. | Определять назначение отдельных органов пищеварительной системы в процессе пищеварения. Объяснять, что такое «аппетит». Участвовать в составлении схемы «Дорога бутерброда». Знать и соблюдать правила здорового питания | Работа с текстом учебника: извлечение необходимой информации о продвижении пищи по органам пищеварения, анализ полученных сведений и составление схемы «Дорога бутерброда». Обсуждение необходимости правильного питания. Составление правил здорового питания | ||
58 (26) | Сохранение здоровья – важнейшая задача для жизни человека. | Характеризовать своими словами значение понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «системы органов». Объяснять, что все органы в организме составляют единое целое. Называть изученные системы органов. Осознавать, что режим дня, правильное питание, гигиена и физкультура укрепляют здоровье. Знать, какие вредные привычки разрушают здоровье человека | Выполнение в группе учебного проекта «Будь здоров!». Подготовка сообщения (при возможности презентации) и его защита (краткое публичное выступление). Обсуждение и оценивание качества выполнения собственной работы и работ одноклассников | Учебный проект | |
4. Современная Россия – 10 ч | |||||
Формирование УУД Личностные У обучающегося будут сформированы: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; – широкая мотивационная основа учебной деятельности; – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; – осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей, в т.ч. исторических лиц, – основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки; – этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; – понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц, сопереживание им; – принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; – принятие установки на здоровый образ жизни; – чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры. Выпускник получит возможность для формирования: – внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – учебно-познавательного интереса к нахождению различных способов решенияучебной задачи; – адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности; – адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; – компетенции в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; – морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – осознанных устойчивых эстетических представлений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные Выпускник научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане; – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - различать способ и результат действия; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Выпускник получит возможность научиться: – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные Выпускник научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет; – осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ; – использовать знаково-символические средства, приведенные в учебной литературе; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; – воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, – обобщать на основе выделения сущностной связи; – подводить анализируемые изучаемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – устанавливать аналогии. Выпускник получит возможность научиться: – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий; – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); – строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей; – произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач Коммуникативные Выпускник научится: - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – формулировать собственное мнение и позицию; – учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности и в ситуации столкновения интересов; – задавать вопросы; – контролировать действия партнера; – использовать речь для регуляции своего действия. Выпускник получит возможность научиться: – учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; – продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; – учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; – понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; – аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; – осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | |||||
59 (1) | Человек и общество. Проверочная работа по теме «Будь здоров» | Называть членов своей семьи, описывать роли каждого в совместной жизни. Осознавать, что любовь, внимание и помощь являются важным условием в жизни каждой семьи. Описывать свои обязанности в семье, свои увлечения. Сравнивать жизнь в современном обществе и обществе древних людей. Объяснять, какое значение имеет существование государства для жизни общества | Работа с ранее собранной информацией (данными портфолио): с родословным древом, со сведениями о жизни и занятиях предков. Фиксирование информации о себе. Обсуждение развития человечества от рода к современному цивилизованному обществу, характера взаимоотношений людей в различных социальных группах. Выявление значения государства в развитии общества | ПР № 7 | |
60 (2) | Россия – наша Родина. | Называть столицу России. Характеризовать географическое положение России, ее климатические условия, природные богатства, многонациональность. Называть крупные реки России. Определять время в различных временных поясах России. Устанавливать взаимосвязь географического положения местности и наиболее удобного транспорта на ее территории | Обобщение сведений о нашей стране. Определение времени в различных часовых поясах России, обсуждение причин этого расхождения. Обсуждение, какими способами можно добраться из одной точки России в другую, в чем преимущество каждого способа передвижения в данной территории. РК. Республика Коми – часть России. | ||
61 (3) | Москва – столица России. | Обобщать ранее полученные знания о Москве как столице нашего государства. Называть достопримечательности столицы (на выбор учащегося). Уметь письменно оформлять полученные впечатления, участвовать в обсуждении написанных работ | Распознавание на фотографиях и рисунках достопримечательностей столицы. Составление компьютерной презентации «Путешествие по Москве» или написание небольшого сочинения «Москва – столица России» | ТЗ: подготовить небольшое сообщение о традициях и культуре какого-либо народа России (возможна как индивидуальная, так и групповая работа) | |
62 (4) | Устройство государственной власти. | Воспроизводить полное и сокра-щенное название нашего государ-ства. Объяснять значение слов, образующих его название. Называть главный закон государ-ства. Называть президента Российской Федерации. Характеризовать значение конституции для существования общества. Иметь представление об основных правах и обязаннос-тях граждан, в т.ч. детей. Называть компоненты государственной власти России, объяснять их назначение и взаимодействие | Записывание полной и сокращенной формы названия нашего государства, обсуждение значения слов, образующих его название. Работа с картой: изучение деления территории России на административные единицы. РК. Определение месторасположения своего населенного пункта. Обсуждение значения и смысла главного закона России – Конституции. Работа со схемой «Государственная власть Российской Федерации» (с. 105): описание различных ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной) с опорой на текст в учебнике. РК. Республиканские органы власти. | ТЗ: подобрать интересный материал о своем крае. | |
63 (5) | Символы и праздники России. | Узнавать флаг и герб России, на-зывать ее столицу. Воспроизво-дить наизусть слова гимна России. Объяснять назначение государственных символов Рос-сии. Осознавать, почему важно уважать символы власти своего государства, гордиться историей своего народа, знать своих пред-ков. Называть государственные праздники России | Работа с иллюстрационным материалом: распознавание флага и герба Российской Федерации, регионов нашей страны, символов власти других стран. Коллективное исполнение гимна России. Работа с календарем: определение государственных, народных, семейных и профессиональных праздников. Символика Республики Коми. | ||
64 (6) | Родной край – часть России | Называть адрес своего прожива-ния. Указывать на карте место-положение своего города. Знать, на территории какого района, рес-публики он находится. Описывать природные условия своей местности, профессиональ-ную занятость его населения. Характеризовать памятные даты в истории своего края. Называть имена земляков, прославивших свою Родину | Определение на карте территориального расположения своего края, его административного центра. Использование на уроке собранного детьми краеведческого материала. Составление коллективной презентации «С чего начинается Родина?» | ||
65 (7) | Контрольная работа по итогам года. | Контроль знаний. | КР № 2 | ||
66 (8) | Народы России, их культура и традиции. | Называть народы, проживающие в своей местности и на террито-рии России. Знать имена великих российских писателей, художни-ков, композиторов, ученых. Объяснять, почему важно переда-вать народные традиции от поко-ления к поколению. Осознавать необходимость куль-турных и духовных ценностей для развития человека, общества | Оценивание характера взаимоотношений людей с позиции развития этических чувств, доброжелательности, понимания чувств других людей, уважительного отношения к людям любой национальности. Подготовка выставки «Культура и традиции народов России – достояние государства» | ТЗ: написать небольшое сочинение «Мой друг (моя подру_ га) другой националь_ ности» | |
67 (9) | Человек в современных условиях. | Осознавать, почему темп совре-менной жизни так отличается от темпа жизни наших предков. Объяснять, как технические устройства позволяют человеку экономить время. Называть разные источники получения информации | Коллективное обсуждение вопросов: «На что человек должен тратить свое свободное время?», «Умеешь ли ты отдыхать?». Моделирование ситуации: как найти незнакомую информацию, как себя вести в незнакомом месте (в путешествии, поездке в незнакомый город, в кассе на вокзале, на почте и т.д.) | ||
68 (10) | Нравственные нормы жизни. Духовное богатство человека | Характеризовать своими словами значение понятий «нрав», «нравственность». Соблюдать основные правила поведения в общественных местах. Характеризовать своими словами значение понятий «достояние», «духовность». Описывать внутреннее достояние каждого человека (здоровье, память, различные умения и таланты, чувство радости жизни и т.д.). Называть качества человека, позволяющие ему быть хорошим другом. | Обсуждение вопроса «Как мы себя ведем, когда на нас смотрят другие люди и когда мы одни?». Выполнение коллективного проекта «Что такое хорошо и что такое плохо?». Работа со справочным материалом учебникаУчастие в обсуждении вопросов: «Что такое духовное богатство человека?», «Помогает ли духовность выживать человеку и обществу в трудные моменты жизни?» | Коллективный проект. ТЗ: найти пословицы, поговорки, мудрые изречения (афоризмы) о поступках людей и их общественной оценке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира 3 класс по системе Занкова Л.В.
разработка урока по окружающему миру для 3 класса по системе Занкова Л.В. (учебник Дмитриевой Н.Я.,Казакова А.Н.)...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса УМК «Система Занкова»
Календарно-тематическое планирование 2 класс по системе Л.В.Занкова....
Интегрированный урок по математике и окружающему миру для 2 класса по системе Занкова
Представлен урок-закрепление таблицы умножения на 2 с презентацией....
Урок окружающего мира в 3 классе по системе Занкова "Природное сообщество болото"
Цель урока: создание условий для расширения знаний учащихся о природном сообществе "болото"....
урок окружающего мира 1 класс по системе Занкова Л.В. "Хищные и травоядные животные"
Путем исследования и игры учащиеся учатся различать хищных и травоядных животных по строению зубов и способу питания...
Урок окружающего мира "Луг - природное сообщество" 3 класс по системе Занкова.
Урок окружающего мира по теме "Луг- природное сообщество" 3 класс по системе Л.В.Занкова. Работа на уроке направлена на знакомство учащихся с природным сообществом – луг, на формиров...
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по системе Занкова
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по системе Занкова. Презентация прилагается. Урок формирует представления первоклассников о различных профессиях; воспитывает любовь и уважение к людям раз...