КТП по окружающему миру 4 класс по системе Занкова
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Волкова Мария Альбертовна

КТП по окружающему миру 4 класс по системе Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_okr_mir_4_kl.doc298 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 4 класс.

Наименование раздела, тем

Формирование предметных умений

Характеристика деятельности учащихся

Диагностика и контроль образовательных результатов

1. Человек и мир, созданный им. Наши соседи на Западе - 21 час

Формирование УУД 

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

 – внутренняя позиция школьника на уровне

положительного отношения к школе;

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию окружающего мира;

– учебно-познавательный интерес к новому материалу, способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений

и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– ориентации на содержательные моменты школьной действительности;

– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– принятия ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности

Нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

– адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности;

– способности к самооценке на основе критериев учебной деятельности;

– ориентация на реализацию основ гражданской идентичности в поступках;

– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– ориентации на искусство как значимую часть человеческой жизни.

Регулятивные

Обучающийся научится:

 принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы

в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах

изучаемых природных объектов;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающийся научится:

 – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с

использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет;

– пользоваться знаково-символическими средствами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов

решения учебных задач;

– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью

инструментов ИКТ;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;

– подводить анализируемые изучаемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

– строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

 – строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации в соответствии с учебной ситуацией;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих

с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Обучающийся получит возможность научиться:

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

– осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

1 (1)

Сфера

разумной

жизни.

Условия

современной жизни.

Описывать объекты окружающего мира, выделять существенные и

несущественные признаки.

Устанавливать аналогии между совре-менными и устаревшими предметами быта и техники. Знать, на основе како-го события принято делить историю на два основных периода: до н.э. и н.э. Определять влияние деятельности человека на окружающую природу.

Понимать деление исторического вре-мени на периоды: Древнейший мир, Древ-ний мир, Средние века

(Средневековье), Новое время, Новейшее время.

Проведение анализа и сравнений учебного иллюстрационного материала, старых и

современных вещей.

Обсуждение изменений, произошедших в жизни древнего и современного города.

Работа с лентой времени: сравнение скорости познания мира в разные исторические периоды.

Сравнение удаленности разных событий по отношению друг к другу.

Классификация объектов окружающего мира.

Составление рассказа на основе представленной схемы.

2 (2)

Первопроходцы в науке.

Техника

и человек.

Объяснять влияние промышленности и техники на природу.

Осуществлять классификацию объектов по самостоятельно выделенным основаниям.

Называть транспортные средства, технику, используемую в быту, на

различных производствах.

Располагать основные технические изобретения в хронологической последовательности (от наиболее старого к новому). Знать правила безопасного использования электрических приборов.

Сравнение, классификация транспортных средств.

Осуществление сбора информации о развитии науки и техники, истории возникновения технических устройств, окружающих человека.

Характеристика личностных качеств, помогающих делать открытия в науке.

Составление тематической экспозиции.

Обсуждение значения технического прогресса.

Исследовательские  работы:  История

развития транспортных средств.

Транспорт будущего. 

Исслед.р. №1

3 (3)

Трудный

путь становления

медицины.

Понимать значение понятий «медицина», «здоровье», «болезнь», «врач».  

Извлечение информации из познавательного текста.

Называть телефоны экстренной медицинской помощи.

Объяснять необходимость бережного отношения к здоровью.

Моделирование различных ситуаций, в которых человек попал в беду и ему нужна медицинская помощь.

Работа с текстом: сравнение уровня медицинской помощи в Древнем мире и сегодня.

4 (4)

Клетка – основа

строения

и роста

живых организмов. Практическая работа по теме урока.

Знать строение клетки и зарисовывать ее схематично.

Понимать, что клетка является основой строения и роста всех живых организмов.

Различать клетки тканей человека (костная, мышечная, нервная,

эпителиальная).

Различение (опознавание) на рисунках различных клеток. Схематичная зарисовка строения клетки (ядро, оболочка,

цитоплазма).

Практическая работа  «Рассматривание готовых микропрепаратов при помощи микроскопа» (под руководством учителя.)

Практ.р.  № 1

5 (5)

Рост

и развитие

организма

человека.

Практическая работа по теме урока.

Понимать причину роста живых организмов.

Осознанно выполнять режим дня. Объяснять необходимость соблюдения человеком режима дня и его влияние на здоровье

Расположение в хронологической последовательности фотографий в разные периоды развития человека. Анализ внешних изменений, происходящих с человеком, выявление причин и следствий.

Сравнение условий труда людей различных специальностей и их режима дня. Практическая работа: «Составление режима дня», «Составление комплекса утренней гимнастики» Обсуждение и оценивание режима дня одноклассников.

Практ.р.  № 2

Творческое задание (ТЗ): подготовить короткое сообщение (2мин)

о каком-нибудь лекарственном

растении

6 (6)

Лекарственные растения.

Практическая работа по теме урока.

Узнавать и называть 3–5 местных лекарственных растений (на выбор

ученика).

Знать основные правила сбора, сушки и применения изученных лекарственных растений.

Работа с гербарным материалом, текстом учебника и справочными материалами: знакомство с лекарственными растениями и их целебным действием; составление

перечня лекарственных растений для лечения простуды и расстройства желудка, которые могут пригодиться в походе.

Практическая работа: «Изучение внешнего вида лекарственных  растений при рассматривании гербарных  образцов».

Изучение лекарственных растений на пришкольном участке.

Практ.р.   № 3

7 (7)

Средневековье.

Называть интервал времени, именуемый Средневековьем.

Кратко характеризовать природные условия Западной Европы.

Называть страны Западной и Восточной Европы.

Уметь работать с картами, иллюстрациями для получения необходимой информации.

Называть главные события, произошедшие в период Средневековья на Руси.

Работа с картами: определение географичес-кого положения Западной Европы и харак-теристика ее природных условий.

Работа с иллюстрациями и текстом: описание внешнего вида, условий жизни и занятий людей средневекового города.

Обсуждение условий жизни средневековых рыцарей (с приведением примеров из

литературных произведений, кинофильмов, художественных произведений).

Формулирование «правил» рыцарского поступка.

8 (8)

Осанка

человека.

Объяснять взаимозависимость

между осанкой и здоровьем человека.

Называть признаки правильной осанки.

Использовать различные упражнения для формирования правильной осанки.

Определение признаков правильной осанки человека. Обсуждение вопросов: как осанка и жестикуляция человека влияют на восприятие этого человека другими людьми; важна ли красивая осанка для девочек и мальчиков; одинаковые ли упражнения они должны делать. Разработка серии физических упражнений для поддержания правильной осанки.

9 (9)

Скелет

человека.

Называть основные отделы, составляющие скелет человека. Уметь проводить измерения

и оформлять результаты.

Понимать значение позвоночника в организме человека.

Работа с иллюстрациями и текстом учебника: распознавание и называние на рисунках и муляжах основных костей скелета человека. Определение значения гибкости позвоночника. Обсуждение результатов измерения роста утром и вечером.

10 (10)

Скелет человека.

Практическая работа  «Оказание

первой помощи при травмах».

Понимать взаимосвязь между строением разных отделов скелета и их функции. Характеризовать строение конечностей человека.

Определять подвижные и неподвижные сочленения костей и их значение.

Знать правила поведения при получении травмы, оказания первой

помощи при порезах, ушибе, травме конечности (вывихе, переломе).

Работа с иллюстрациями и текстом учебника: распознавание на рисунках и муляжах основных костей черепа, грудной клетки, конечностей человека; определение их

назначения.

Обсуждение разных травм на основе иллюстрационных материалов.

Практическая работа: «Оказание первой помощи и составление алгоритма действий при оказании первой помощи человеку, получившему травму».

Практ.р.  -  № 4

11

(11)

Мышцы тела.

Практическая работа по теме урока.

Объяснять назначение мышц в организме.

Понимать зависимость развития

костно-мышечной системы от занятий спортом.

Уметь на основе наблюдения делать выводы.

Работа с иллюстрациями: распознавание разных мышц на рисунке, анализ строения мышечной клетки.

Сравнение особенностей строения и функций клеток костной и мышечной тканей.

Практическая работа: «Наблюдение за работой мышц и их утомляемостью.

Обсуждение результатов практической работы.

Практ.р  -№ 5

12

(12)

Начало нового времени.

Проверочная работа по теме «Костно-мышечная система»

Использовать тексты, иллюстрации в целях получения нужной информации.

Определять эпоху Возрождения как этап развития человечества.

Называть 2–3 имени великих художников эпохи Возрождения (на

выбор ученика).

Понимать значение основных достижений науки и культуры эпохи

Возрождения для дальнейшего развития человеческого общества

Работа с текстом учебника: знакомство с эпохой Возрождения.

Анализ репродукций картин художников эпохи Возрождения: определение сюжета картины, её настроения.

Нахождение существенных различий в написании картин.

Выявление достижений науки и культуры (изобретение огнестрельного оружия, печатного станка, появление первых печатных книг, изменение облика городов), особенностей новой культуры.

ПР №1

13

(13)

Расширение знаний о Земле.

Показывать на карте и глобусе параллели и меридианы.

Пользоваться градусной сеткой (системой координат)

Характеризовать значение путешествия Колумба.

Называть имя великого мореплавателя – Христофора Колумба.

Соотносить дату открытия Америки с веком и отмечать на ленте времени.

Нахождение на картах и глобусе параллелей и меридиан.

Работа с градусной сеткой (системой координат) на примере игры «Морской бой».

Работа с картой: обсуждение маршрута путешествия Колумба.

Нахождение необходимой информации в справочном материале учебника.

Моделирование ситуации: представление себя членом команды Колумба, столкнувшим-ся с трудностями на незнакомой земле.

ТЗ: подготовить

короткий

устный рассказ

«Чему удивились

спутники Колумба, ступившие на землю

Америки»

14

(14)

Кругосветное путешествие Магеллана.

Практическая работа  «Работа с картой»

Характеризовать значение кругосветного путешествия Магеллана.

Уметь по карте и тексту учебника составлять описание маршрутов

великих географических открытий.

Отмечать на ленте времени историческое событие.

Практическая работа «Работа с картой: обсуждение маршрута кругосветного путешествия Магеллана,

нахождение Магелланова пролива; описание рельефа Южной Америки.

Нахождение информации в справочном материале учебника»

Практ. р. - № 6

15

(15)

Природа Нового света.

Находить на карте географические объекты Северной Америки.

Объяснять причины природного разнообразия Северной Америки.

Сравнивать животный и растительный мир Северной Америки и России.

Обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой.

Сравнивать природные зоны разных материков.

Установление связи между живой природой и климатическими условиями Северной Америки.

Сопоставление природы России и Северной Америки.

Работа со справочным материалом учебника.

Составление экспозиции  из собранного иллюстрационного материала «Природа Се

верной Америки»

16

(16)

Развитие

науки. Устройство Вселенной.

Оценивать влияние открытия Коперника на развитие наук и будущее человечества.

Пользоваться справочниками и

дополнительной литературой.

Выделять существенные признаки Солнца, Луны, Земли.

Применять полученные знания при изготовлении макета или рисунка.

Обсуждение строения Солнечной системы.

Выделение существенных признаков Солнца, Луны, Земли и какой-либо планеты Солнечной системы.

Извлечение необходимой информации из справочного материала учебника.

Создание макета или рисунка Солнечной системы

17

(17)

Законы

природы.

Проверочная работа по теме «Расширение знаний о Земле»

Проводить несложные наблюдения в окружающей среде.

Понимать значение открытия Ньютоном закона всемирного тяготения.

Находить причины различных явлений в окружающем мире и делать выводы

Извлечение необходимой информации из познавательного текста учебника.

Моделирование ситуации запуска ракеты с Земли и Луны.

Изучение характера падения на землю легких (перышко) и тяжелых (камешек) предметов.

Формулирование вывода.

ПР № 2

18

(18)

Открытие

невидимого

мира.

Понимать роль личности в открытиях и изобретениях научной техники.

Иметь представление о назначении

микроскопа, называть его основные части.

Проводить наблюдения с помощью простейшего лабораторного оборудования

Работа с иллюстративным материалом учебника.

Знакомство с устройством микроскопа.

Рассматривание на рисунках и готовых микропрепаратах (с помощью учителя)

микроскопических организмов (по выбору учителя)

19

(19)

Победа

над эпидемиями.

Иметь представление о понятиях «инфекция», «вакцинация».

Объяснять значение для человечества открытия Дженнера.

Называть 1–2 болезни, против которых детям делают прививки.

Характеризовать пути распространения различных инфекций.

Знать правила предупреждения

распространения инфекционных

заболеваний

Извлечение необходимой информации из познавательного текста учебника. Обсуждение путей распространения инфекционных болезней.

Формулирование правил предупреждения распространения инфекционных заболеваний

20

(20)

Правила

здорового

образа жизни.

Характеризовать своими словами значение понятий «гигиена», «закаливание».

Знать основные правила личной гигиены.

Приводить примеры способов закаливания

Работа с текстом и иллюстрацией в учебнике.

Сравнение традиций соблюдения личной гигиены разных народов.

Составление правил личной гигиены.

Коллективное обсуждение значения закаливания для здоровья человека

21

(21)

Особенности кожного

покрова. Проверочная работа по теме «Человек и мир, созданный им».

Характеризовать значение кожи.

Использовать знания о строении и функциях кожи для сохранения

и укрепления здоровья

Рассматривание кожного покрова: обсуждение результатов наблюдения за кожей, определение строения и функций кожи.

Работа с текстом.

Формулирование правил ухода за кожей, а также правил пребывания человека на пляже и во время зимних прогулок

ПР № 3

2.  Преобразования в России -11ч

Формирование УУД

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

 – внутренняя позиция школьника на уровне

положительного отношения к школе;

– принятие образца «хорошего ученика»;

– широкой мотивационной основы учебной деятельности;

– интерес к познанию окружающего мира;

– учебно-познавательный интерес к новому материалу, способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений

и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей, в т.ч. исторических лиц;

– основные моральные нормы поведения в обществе;

– этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

– понимание чувств одноклассников, учителей, окружающих людей, мотивов поступков исторических лиц, сопереживание им;

– принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

– ориентации на содержательные моменты школьной действительности;

– чувства прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры;

– внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению различных способов решения учебной задачи;

– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– ориентации на реализацию основ гражданской идентичности в поступках;

– способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– ориентации на искусство как значимую часть человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные

Выпускник научится:

 – принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Выпускник получит возможность научиться:

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

Познавательные

Выпускник научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет;

– осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаково-символические средства, приведенные в учебной литературе;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной

связи;

– ориентироваться на разнообразие способов

решения учебных задач;

– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

– подводить анализируемые изучаемые объекты (явления) под понятия разного уровня

обобщения на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать модели и схемы для решения учебных задач;

– осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;

– выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

– строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;

– осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные

Выпускник научится:

 – строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч.

при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих

с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– задавать вопросы;

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, а также в ситуации столкновения интересов;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Выпускник получит возможность научиться:

– учитывать позиции других людей, отличные от собственной;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию

как ориентир для построения действия;

– осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

22

(1)

Россия при

Петре I.

Строительст-во Санкт-

Петербурга.

Знать имя выдающегося государственного деятеля – царя Петра I.

Понимать, какое значение для России имел выход в открытое море.

Использовать для поиска нужной информации текст и карты Узнавать и называть 1–2 достопримечательности Санкт-Петербурга.

Характеризовать особенности расположения города.

Соотносить исторические события с датами, располагать на ленте времени.

Знать исторический промежуток времени, когда Санкт-Петербург был столицей России (1712–1918)

Знакомство с личностью царя Петра I.

Сравнение детства царевича Петра и современного школьника.

Работа с иллюстрациями и текстом учебника, исторической и географической картами.

Поиск дополнительной информации в справочниках и энциклопедиях.

Обсуждение причин войны со Швецией. Знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга на основе иллюстративного, текстового материала и электронных ресурсов.

Исследовательская работа: «Петербург – один из прекраснейших городов мира».

Участие в выполнении коллективной компьютерной  презентации «Город Петра»

Исслед.р. -№ 2

23

(2)

Пётр I: царь

и человек.

Иметь представление о преобразованиях Петра I.

Оценивать влияние преобразований Петра I на жизнь народа и страны.

Обсуждение изменений в жизни российского народа, произошедших благодаря указам Петра I.

Работа с текстом учебника.

Выявление значения упрощения алфавита и введения арабских цифр.

Сбор занимательных историй о жизни Петра I (на основе работы с дополнительными источниками информации)

24

(3)

Становление

российской

науки.

Практическая работа по теме урока.

Различать свойства гранита и известняка.

Проводить исследования и практические работы.

Оформлять полученные результаты в таблицу

Узнавать условные обозначения полезных ископаемых на карте.

Называть крупные месторож-дения полезных ископаемых

Практическая работа: определение состава и свойств гранита и известняка; оформление полученных данных в таблице.

Знакомство с условными обозначениями полезных ископаемых на карте (с. 140– 141).

Нахождение на карте месторождений полезных ископаемых в своем регионе.

Практ. р. - № 7

25

(4)

М.В. Ломоносов –

великий

русский

учёный.

Характеризовать М.В. Ломоносова как выдающегося российского ученого.

Работа с текстом учебника: знакомство с основоположником русской науки М.В. Ломоносовым

Ознакомление с работой ученых и учебными заведениями своего региона.

26

(5)

Минералы.

Практическая работа по теме урока.

Иметь представление о разнообразии полезных ископаемых.

Приводить примеры полезных ископаемых (минералов), в т.ч. по своей республике.

Сравнивать и различать твердые, жидкие и газообразные минералы.

Понимать значение свойств поле-зных ископаемых и их использо-вания в промышленности и сельском хозяйстве

Ознакомление с горными породами и минералами.

Работа с текстом учебника: рассматривание и сравнение образцов полезных ископаемых: твердых, жидких, газообразных.

Обсуждение использования человеком в разные периоды истории природных материалов.

Работа с лентой времени и сравнение с традиционной лентой времени.

Практическая работа: «Работа с коллекциями горных пород и минералов. Выращивание минералов»

Практ. р.. - № 8

27

(6)

Кладовая

недр Земли.

Практическая работа по теме урока.

Иметь представление о происхождении известняка и гранита.

Описывать внешний вид природных объектов, сравнивать их.

Формулировать выводы по полученным результатам опытов.

Уметь ставить цель практической работы, планировать ход работы и оценивать ее результаты.

Понимать и обнаруживать непрерывность изменений, происходящих в природе.

Перечислять 2–3 названия драгоценных минералов (на выбор ученика)

Исследование свойств известняка и гранита, представление  полученных данных в таблице (проведенный ранее опыт).

Обсуждение процессов разрушения горных пород и выявление их причин.

Практическая работа: изучение и сравнение свойств песка и глины.

Формулирование вывода, опираясь на полученные данные.

Работа с текстом учебника

Практ. р. -№ 9

28

(7)

Руды

металлов

и горючие

полезные

ископаемые.

Практическая работа по теме урока.

Приводить примеры руд и горю-чих ископаемых (на выбор ученика), понимать их значение в народном хозяйстве.

На примере образования полез-ных ископаемых устанавливать связь между живой и неживой природой.

Составлять рассказ по схеме.

Понимать необходимость соблю-дения правил безопасного поведе-ния при пользовании газовой плитой.

Практическая работа: изучение свойств металлических предметов.

Формулирование вывода.

Работа с иллюстрациями в учебнике: знакомство с разными рудами и образованием горючих полезных ископаемых.

Узнавание полезных ископаемых в коллекциях.

Составление рассказа о нефти от ее добычи до готовой продукции по схеме (с. 120).

Обсуждение правил безопасного поведения при пользовании газовой плитой

Практ.р. - № 10

29

(8)

Экскурсия «Добыча полезных ископаемых в Республике Коми»

Понимать значение понятий «геология», «геолог».

Называть черты характера, помогающие людям разных профессий добиваться успеха. Иметь представление о том, как

добывают полезные ископаемые.

Осознавать ценность природы

и нести ответственность за ее сохранность

Обсуждение результатов практической работы «Образование кристаллов соли».

Работа с картой: обозначение крупнейших месторождений полезных ископаемых.

Обсуждение особенностей

профессии геолога, выявление черт характера.

Экскурсия № 1

30

(9)

Контрольная работа по итогам полугодия.

КР № 1

31

(10)

Русское

военное

искусство.

Понимать значение понятий «полководец», «отечественная война».

Знать имена великих российских полководцев.

Иметь представление об Отечественной войне 1812 года, называть противника России в этой войне.

Соотносить исторические собы-тия с местом на ленте времени.

Характеризовать значение для России побед, одержанных полководцами А.В. Суворовым, Ф.Ф. Ушаковым, М.И. Кутузовым

Знакомство с личностями великих полководцев – А.В. Суворовым, Ф.Ф. Ушаковым, М.И. Кутузовым.

Поиск познавательной информации о них в различной справочной литературе (в т.ч. в сети Интернет).

Обсуждение хода Отечественной войны 1812 года и значения победы русского народа над Наполеоном

32

(11)

План

местности.

Практическая работа по теме урока.

Характеризовать значение понятия «план местности».

Находить отличия между планом местности и физической картой.

Соотносить увеличение карты с ее масштабом.

Определять назначение плана местности и уметь им пользоваться

«Чтение» плана Бородинского сражения.

Описание помещения при помощи плана местности.

Практическая работа: составление простейшего плана местности на примере классной комнаты или территории двора.

Практ.р. - 11

3. Мир человека в Новое время - 26ч

Формирование УУД

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

 – внутренняя позиция школьника на уровне

положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ

соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений

и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этни_

ческой принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей, в т.ч. исторических лиц;

– основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;

–– этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц,

сопереживание им;

– принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

– принятие установки на здоровый образ жизни;

– чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Выпускник получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения,выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению различных способов решения учебной задачи;

– адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности;

– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетенции в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– осознанных устойчивых эстетических представлений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные

У ученика будут сформированы:

 – принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией

среды решения задачи);

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей

и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.        

Выпускник получит возможность научиться:

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Выпускник научится:

 – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при

возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве,

в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет;

– осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов

ИКТ;

– использовать знаково-символические средства, приведенные в учебной литературе;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов

решения учебных задач;

– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной

связи;

– подводить анализируемые изучаемые объекты (явления) под понятия разного уровня

обобщения на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

– строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные

Выпускник научится:

 – строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя при

возможности средства и инструменты ИКТ и

дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих

с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности и в ситуации столкновения интересов;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Выпускник получит возможность научиться:

– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информациюкак ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

33

(1)

Северные

земли

России.

Оценивать черты характера человека, необходимые исследователям Крайнего Севера.

Использовать карты для описания маршрутов путешественников

Прослеживание по карте маршрута экспедиций В. Беринга.

Определение и описание природных зон, по которым проходили экспедиции В. Беринга.

Работа с учебником и картой.

Поиск в различных справочных изданиях информации об исследователях Крайнего Севера

Исследовательская работа «Судьба нашего края в в первой половине 19 века»

Исслед.р. - № 3

34

(2)

Открытие

Австралии.

Иметь представление об особенностях природы Австралии.

Узнавать на иллюстрациях представителей австралийской фауны

Работа с текстом и картами учебника.

Обсуждение географического положения, климатических условий и природы Австралии.

Выявление причин уникальности природы Австралии.

Поиск дополнительной информации.

35

(3)

Открытие

Антарктиды.

Называть имена первооткрыва-телей Антарктиды – Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.

Описывать климатические условия Антарктиды, называть представителей ее фауны.

Сравнивать Арктику и Антаркти-ку: находить сходства и различия.

Понимать значение исследования Антарктиды для человечества в целом.

Определение по контурам названия материков.

Описание по карте местоположения и природных условий Антарктиды.

Сравнение полярных областей Северного и Южного полушарий.

Ознакомление с современными исследованиями Антарктиды и их значением для науки.

Моделирование ситуации: с какими трудностями сталкиваются мореплаватели на пути к Антарктиде и при освоении ее «земли».

Работа со справочным материалом учебника

36

(4)

Дальний

Восток

России.

Находить на карте изучаемые географические области.

Сравнивать природные зоны России.

Называть представителей (по 3–4 примера) флоры и фауны Уссурийского края.

Понимать причину уникальности этого края.

Осознавать ценность природы и необходимость нести ответст-венность за ее сохранность

Сравнение природных зон тундры и субтропиков России.

Составление по карте рассказа о географическом положении и рельефе Уссурийского края.

Работа с текстом и иллюстрациями в учебнике: знакомство с флорой и фауной Уссурийского края.

Обсуждение причины уникальности природы этого

края.

37

(5)

Природа

гор.

Практическая работа по теме урока.

Называть части горы.

Характеризовать расположение

природных зон в горах. Объяс-нять причину их вертикального расположения.

Обнаруживать простейшие взаи-мосвязи в природных зонах меж-ду живой и неживой природой.

Сравнивать последовательность

расположения зон в горах и на равнине.

Сравнивать особенности труда и быта людей, живущих в горах и на равнинах.

Практическая работа «Находить и показывать на карте России горы.

Определение по интенсивности окраски на карте высоких и низких гор»

Фиксирование на рисунке вертикального расположения природных зон в горах или изготовление макета горы.

Сравнение последовательности распределения природных зон на равнине и в горах; обсуждение причин этого явления

Практ.р. -№ 12

38

(6)

Расы

человека.

Проверочная работа по теме «Разноо-бразие рироды Земли»

Называть основные расы человека и их главные признаки.

Проявлять уважение к людям разных национальностей, их верованиям, обычаям, культуре.

Оценивать характер взаимоотношений между разными народами

Работа с иллюстрациями: определение расы изображенных людей; выявление их

принадлежности к географической территории.

Обсуждение нравственных норм и взаимоотношений между людьми разных рас и национальностей.

Проверка и обобщение знаний, полученных при изучении темы «Разнообразие природы Земли»

ПР № 4

39

(7)

Развитие науки и техники

в XIX–XX веках.

Осуществлять классификацию объектов окружающего мира.

Различать прошлое и настоящее,

ориентироваться в историческом времени.

Сравнивать производительность

ручного и механизированного труда.

Характеризовать значение парового двигателя как главного технического изобретения

Составление рассказа по рисунку «Развитие промышленности и транспорта в XIX–XX веках».

Обсуждение изобретений, подсказанных природой.

Поиск дополнительной информации об изобретении паровоза, самолета или другого вида транспорта

40

(8)

Новые

знания

о человеке.

Иметь представление о великих русских ученых И.П. Павлове и И.М. Сеченове.

Иметь представление о современных достижениях медицины

Работа с текстом: отбор информации по заданной теме, обобщение информации.

Поиск дополнительной информации об ученых, изучающих органы тела человека.

Обсуждение новых достижений в области медицины.

Исследовательская работа: «Как работают органы чувств»

Исслед. р. – № 4

Разделиться на 5 групп и подготовить небольшие сообщения об одном из органов чувств

(5 сообщений: «Органы зрения»,

«Органы слуха»,

«Органы обоняния»,

«Органы вкуса»,

«Органы осязания»)

41

(9)

Нервная

система.

Иметь представление о нервной системе: головном и спинном мозге, органах чувств.

Оценивать высказывания одноклассников.

Понимать, что головной мозг – центр управления работой всего организма.

Соблюдать правила безопасного поведения.

Осознавать необходимость здорового образа жизни (прогулки на свежем воздухе, хороший сон, легкий ужин)

Обсуждение и оценивание сообщений учеников об органах чувств.

Анализ работы нервной системы и способа получения информации головным мозгом.

Работа со схемой в учебнике: соотнесение органов чувств и отделов головного мозга.

Обсуждение значения сна для человека.

42

(10)

Кровь.

Практическая работа по теме урока.

Понимать значение крови в организме человека и опасность больших ее потерь. Уметь оказывать первую помощь

при поверхностном ранении кожи.

Объяснять необходимость обеззараживания ран

Работа с иллюстрацией и текстом в учебнике: выявление функций крови в организме человека.

Изучение состава крови. Сравнение знаний о крови до и после изучения темы.

Распознавание на рисунках клеток крови.

Практическая работа: «Ознакомление с прави-лами оказания первой помощи пострадавшему при поверхностном ранении кожи»

Практ.р.  -№  13

43

(11)

Путь крови в организме.

Практическая работа по теме урока.

Объяснять значение физических нагрузок на сердце. Называть органы кровеносной системы.

Иметь представление о значении сердца, знать его местоположение в организме.

Понимать, как клетки организма получают питательные вещества и кислород.

Обнаруживать взаимосвязи между системами органов.

Осознавать организм человека как единое целое.

Осознавать необходимость физических упражнений для укрепления сердца и всего организма.

Называть органы выделительной системы организма человека

Работа с иллюстрацией (с. 35 учебника): изучение кровеносной системы и работы сердца.

Практическая работа: измерение частоты сердечных ударов в спокойном состоянии и после приседаний.

Формулирование вывода.

Знакомство с выделительной системой организма.

Сравнение работы органов выделительной системы с работой легких

Практ р. .-№ 14

44

(12)

Россия

в начале

ХХ века.

Проверочная работа по теме «Человек»

Иметь представление об основных исторических событиях, произошедших в первой половине ХХ века.

Ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах

прошлого и настоящего

Работа с текстом учебника: извлечение информации о важных исторических фактах, соотнесение их с лентой времени.

Поиск необходимой информации в дополнительной литературе, справочных изданиях, интернет-ресурсах

ПР № 5

45

(13)

Великая

Отечествен-

ная война

(1941–1945).

Называть даты начала, завершения Великой Отечественной войны.

Иметь представление о ходе  Великой Отечественной войны, о советских полководцах.

Иметь представление о героических сражениях Великой Отечественной войны (оборона Брестской крепости, битва под Москвой и др.)

Знакомство с ходом Великой Отечественной войны (героические сражения, великие полководцы).

Работа с историческими картами: сравнение карты Европы до и во время ее оккупации гитлеровскими захватчиками.

Составление плана рассказа по тексту.

ТЗ: подготовить краткое сообщение о герое Великой

Отечественной войны.

46

(14)

Экскурсия в  музей «Республика Коми в годы Великой Отечественной войны»

Понимать значение героической победы советского народа над фашизмом.

Осознавать роль мирного населения страны в борьбе с врагом.

Обсуждение роли мирного населения в борьбе с врагом.

Определение значения победы российского народа над фашизмом.

Экскурсия -2

ТЗ: найти материалы,

посвященные подвигу

российского

народа в Великой Отечественной

войне

47

(15)

Подвиг

российского

народа

в Великой

Отечествен-

ной войне

Уметь представлять свое сообщение классу, участвовать в обсуждении сообщений одноклассников.

Оформлять результаты исследовательской работы. Уметь представить их классу.

Описывать подвиги русского народа в Великой Отечественной войне, называть ее героев (2–3 имени).

Ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах.

Иметь представление об истории и выдающихся людях родного края

Представление сообщений о героях Великой Отечественной войны.

Работа с различными информационными источниками: Художественными текстами,

иллюстрациями, фильмами о войне.

Обработка информации, полученной от людей старшего поколения – бабушек, дедушек.

Составление коллективной выставки или компьютерной презентации «Никто не забыт, ничто не забыто»

Т.З.: подобрать интересный

Материал о жизни,

культуре и традициях

белорусов.

48

(16)

Беларусь.

Называть 2–3 страны, участвовавшие во Второй мировой войне.

Использовать при обсуждении темы подобранный материал.

Характеризовать природные условия Беларуси.

Определять на карте местонахождение Беларуси, называть и показывать на карте ее столицу.

Осознавать связь между российским, белорусским и украинским народами.

Иметь представление о природном заповеднике – национальном парке Беловежская Пуща.

Называть 1–2 памятника древнерусской архитектуры, находящихся на территории Беларуси (города Полоцк, Витебск, Туров)

Поиск дополнительной информации о странах, принимавших участие во Второй мировой войне.

Работа с картой: определение местонахождения государства Беларусь, характеристика ее границ.

Анализ природных условий Беларуси, ознакомление с ее культурой. Сравнение языка, традиций, образа жизни людей Беларуси, Украины и России.

ТЗ.: подобрать

интересный

материал о жизни,

культуре и традициях британцев

49

(17)

Великобритания.

Характеризовать природные условия Великобритании.

Определять на карте местонахождение Великобритании, называть и показывать на карте ее столицу. Называть достопримечательности Великобритании. В ходе урока использовать подготовленную информацию

Работа с картой: определение местонахождения Великобритании.

Извлечение информации из текста учебника.

Обсуждение сведений о достопримечательностях Великобритании

ТЗ: подобрать

интересный

материал о том, как

передавали

информацию

в древности и сейчас.

50

(18)

Век

научных

открытий.

Сравнивать условия жизни людей

в прошлом и настоящем.

Устанавливать связь между деяте-льностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи.

Выделять главное в тексте.

Понимать необходимость здоро-вого образа жизни, соблюдения безопасного поведения (в частно-сти при просмотре телевизора, пользовании компьютером, сотовым телефоном)

Участие в обсуждении результатов научно-технических достижений в ходе развития общества.

Выявление положительных и отрицательных последствий стремительного развития науки и техники для человека, природы.

Приведение примеров.

Выделение главной мысли из текста учебника.

Объяснение противоречия: уменьшение размеров технических устройств, которыми пользуется человек, и значительное расширение жилищного массива (например, многоэтажные дома в городах)

51

(19)

Охрана

природы.

Экскурсия «Печоро-Илычский заповедник»

Определять характер взаимоотно-шений человека и природы.

Находить примеры влияния этих отношений на природные объек-ты, здоровье и безопасность человека.

Характеризовать негативное влияние человека на природу.

Знать и соблюдать правила поведения человека на природе. Иметь представление о способах

защиты человеком природных ресурсов.

Уметь фиксировать информацию в форме таблицы

Извлечение информации о заповедниках России и охраняемых видах растений и животных из текста учебника и справочной литературы.

Обсуждение взаимоотношений человека и природы. Анализ зависимости благополучия человека от состояния природы и необходимости беречь и защищать ее.

Фиксирование информации в форме таблицы

Экскурсия «Печоро-Илычский заповедник»

Экскурсия  - 3

52

(20)

Органы

дыхания

человека.

Называть органы дыхательной системы.

Характеризовать ее значение для работы организма.

Объяснять, почему загрязненный воздух и курение вредны для дыха-

тельной системы человека.

Моделировать ситуации по организации очистки загрязненного воздуха в городах.

Понимать необходимость здорового образа жизни

Работа с текстом и иллюстрациями в учебнике: определение органов дыхания, составление по рисунку рассказа о прохождении воздуха через носовую полость.

Практическая работа: измерение и фиксация объемов грудной клетки при вдохе и выдохе, формулирование вывод а.

Обсуждение проблемы загрязненности воздуха.

Моделирование ситуации по организации очистки загрязненного воздуха в городах. Составление правил здорового образа жизни

Практ. р.  -№ 15

ТЗ: подготовить

небольшое

сообщение о

каком-либо

комнатном

растении

53

(21)

Сельское

хозяйство.

Животно-

водство.

Проверочная работа по теме «Россия в начале 20 века»

Приводить примеры сельскохозяйственных животных, характеризовать их ценность для человека.

Называть продукты, получаемые в сельском хозяйстве

Работа с текстом и иллюстрациями в учебнике: выделение главного в тексте, извлечение необходимой информации, распознавание сельскохозяйственных животных

ПР № 6

54

(22)

Сельское

хозяйство.

Растениеводство.

Приводить примеры сельскохозяйственных растений, в т.ч. возделываемых в своей местности.

Называть отрасли растениеводства.

Представлять классу подготовленное сообщение (или презентацию)

Представление сообщений (или презентаций): обмен собранной информацией и обсуждение полученных знаний.

Распознавание сельскохозяйственных растений. Соотнесение продуктов животноводства и растениеводства с различными отраслями промышленности.

Обсуждение проблемы развития растениеводства в вашей местности

55

(23)

Состав

пищи.

Практическая работа по теме урока.

Осознавать необходимость правильного питания для работы организма.

Различать вещества, составляющие основу пищи (белки, жиры, углеводы).

Характеризовать значение витаминов. Называть 3–4 важных витамина (на выбор ученика) и объяснять их значение для организма

Определение содержания питательных веществ и калорийности пищи, срока ее годности по этикетке продукта.

Выявление при помощи справочных таблиц суточного потребления воды и продуктов питания, содержание в продуктах витаминов.

Практическая работа: «Составление меню с учетом содержания необходимых для организма веществ»

Исследовательская работа: « Витамины в жизни

человека»

Исслед. р.- № 5

Практ.р.  - № 16

56

(24)

Органы пи-

щеварения.

Называть органы пищеварительной системы.

Характеризовать значение отдельных органов пищеварения для работы организма в целом.

Иметь представление о строении зубов, их видах и назначении.

Понимать необходимость гигиены полости рта.

Уметь правильно чистить зубы

Работа со схемой и текстом в учебнике: распознавание по рисунку органов пищеварительной системы и их функций.

Знакомство с правилами ухода за полостью рта.

Обсуждение необходимости

соблюдения гигиены полости рта, регулярного посещения стоматолога.

Проведение гигиены полости рта

57

(25)

Переработка пищи

в организме.

Правила

здорового

питания.

Определять назначение отдельных органов пищеварительной системы в процессе пищеварения.

Объяснять, что такое «аппетит».

Участвовать в составлении схемы «Дорога бутерброда».

Знать и соблюдать правила здорового питания

Работа с текстом учебника:

извлечение необходимой информации о продвижении пищи по органам пищеварения,

анализ полученных сведений и составление схемы «Дорога бутерброда».

Обсуждение необходимости правильного питания.

Составление правил здорового питания

58

(26)

Сохранение

здоровья –

важнейшая

задача для

жизни человека.

Характеризовать своими словами значение понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «системы органов».

Объяснять, что все органы в организме составляют единое целое. Называть изученные системы органов.

Осознавать, что режим дня, правильное питание, гигиена и физкультура укрепляют здоровье.

Знать, какие вредные привычки разрушают здоровье человека

Выполнение в группе учебного проекта «Будь здоров!».

Подготовка сообщения (при возможности презентации) и его защита (краткое публичное выступление).

Обсуждение и оценивание качества выполнения собственной работы и работ одноклассников

Учебный проект

4.  Современная Россия – 10 ч

Формирование УУД

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

 внутренняя позиция школьника на уровне

положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ

соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений

и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей, в т.ч. исторических лиц,

– основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;

– этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц, сопереживание им;

– принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

– принятие установки на здоровый образ жизни;

– чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Выпускник получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению различных способов решенияучебной задачи;

– адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности;

– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетенции в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным  нормам и этическим требованиям;

– осознанных устойчивых эстетических представлений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные

Выпускник научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- различать способ и результат действия;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Выпускник получит возможность научиться:

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Выпускник научится:

 – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет;

– осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаково-символические средства, приведенные в учебной литературе;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей,

– обобщать на основе выделения сущностной связи;

– подводить анализируемые изучаемые объекты (явления) под понятия разного уровня

обобщения на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность

научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

– строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач

Коммуникативные

Выпускник научится:

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч.

при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности и в ситуации столкновения интересов;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия.

Выпускник получит возможность  научиться:

– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего

решения в совместной деятельности;

– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию

как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

59

(1)

Человек

и общество.

Проверочная работа по теме «Будь здоров»

Называть членов своей семьи, описывать роли каждого в совместной жизни.

Осознавать, что любовь, внимание и помощь являются важным условием в жизни каждой семьи.

 Описывать свои обязанности в семье, свои увлечения.

Сравнивать жизнь в современном обществе и обществе древних людей.

Объяснять, какое значение имеет существование государства для

жизни общества

Работа с ранее собранной информацией (данными портфолио): с родословным древом, со сведениями о жизни и занятиях предков.

Фиксирование информации о себе.

Обсуждение развития человечества от рода к современному цивилизованному обществу, характера взаимоотношений людей в различных социальных группах.

 Выявление значения государства в развитии общества

ПР № 7

60

(2)

Россия –

наша

Родина.

Называть столицу России.

Характеризовать географическое положение России, ее климатические условия, природные богатства,

многонациональность.

Называть крупные реки России. Определять время в различных временных поясах России.

Устанавливать взаимосвязь географического положения местности и наиболее удобного транспорта на ее территории

Обобщение сведений о нашей стране.

Определение времени в различных часовых поясах России, обсуждение причин этого расхождения.

Обсуждение, какими способами можно добраться из одной точки России в другую, в чем преимущество каждого способа передвижения в данной территории.

РК. Республика Коми – часть России.

61

(3)

Москва –

столица

России.

Обобщать ранее полученные знания о Москве как столице нашего государства.

Называть достопримечательности

столицы (на выбор учащегося).

Уметь письменно оформлять полученные впечатления, участвовать в обсуждении написанных работ

Распознавание на фотографиях и рисунках достопримечательностей столицы.

Составление компьютерной презентации «Путешествие по Москве» или написание небольшого сочинения «Москва – столица России»

ТЗ:  подготовить

небольшое сообщение о

традициях и

культуре какого-либо народа России

(возможна как индивидуальная,

так и групповая работа)

62

(4)

Устройство

государственной власти.

Воспроизводить полное и сокра-щенное название нашего государ-ства. Объяснять значение слов, образующих его название.

Называть главный закон государ-ства.   Называть президента Российской Федерации.

Характеризовать значение конституции для существования общества. Иметь представление об основных правах и обязаннос-тях граждан, в т.ч. детей.

Называть компоненты государственной власти России, объяснять их назначение и взаимодействие

Записывание полной и сокращенной формы названия нашего государства, обсуждение значения слов, образующих его название.

Работа с картой: изучение деления территории России на административные единицы.

РК. Определение месторасположения своего населенного пункта.

Обсуждение значения и смысла главного закона России – Конституции.

Работа со схемой «Государственная власть Российской Федерации» (с. 105): описание различных ветвей власти

(законодательной, исполнительной и судебной) с опорой на текст в учебнике.

РК. Республиканские органы власти.

ТЗ: подобрать

интересный

материал

о своем крае.

63

(5)

Символы

и праздники России.

Узнавать флаг и герб России, на-зывать ее столицу. Воспроизво-дить наизусть слова гимна России. Объяснять назначение государственных символов Рос-сии. Осознавать, почему важно уважать символы власти своего государства, гордиться историей своего народа, знать своих пред-ков. Называть государственные праздники России

Работа с иллюстрационным материалом: распознавание флага и герба Российской Федерации, регионов нашей страны, символов власти других стран.

Коллективное исполнение гимна России.

Работа с календарем: определение государственных, народных, семейных и профессиональных праздников.

Символика Республики Коми.

64

(6)

Родной

край – часть

России

Называть адрес своего прожива-ния.  Указывать на карте место-положение своего города. Знать, на территории какого района, рес-публики  он  находится.

Описывать природные условия своей местности, профессиональ-ную занятость его населения.

Характеризовать памятные даты в истории своего края. Называть имена земляков, прославивших свою Родину

Определение на карте территориального расположения своего края, его административного центра. Использование на уроке собранного детьми краеведческого материала.

Составление коллективной презентации «С чего начинается Родина?»

65

(7)

Контрольная работа по итогам года.

Контроль знаний.

КР № 2

66

(8)

Народы

России,

их культура

и традиции.

Называть народы, проживающие в своей местности и на террито-рии России. Знать имена великих российских писателей, художни-ков, композиторов, ученых.

Объяснять, почему важно переда-вать народные традиции от поко-ления к поколению.

Осознавать необходимость куль-турных и духовных ценностей для развития человека, общества

Оценивание характера взаимоотношений людей с позиции развития этических чувств, доброжелательности, понимания чувств других

людей, уважительного отношения к людям любой национальности.

Подготовка выставки «Культура и традиции народов России – достояние государства»

ТЗ: написать

небольшое

сочинение

«Мой друг

(моя подру_

га) другой

националь_

ности»

67

(9)

Человек в современных

условиях.

Осознавать, почему темп совре-менной жизни так отличается от темпа жизни наших предков.

Объяснять, как технические устройства позволяют человеку экономить время.

Называть разные источники получения информации

Коллективное обсуждение вопросов: «На что человек должен тратить свое свободное время?», «Умеешь ли ты отдыхать?».

Моделирование ситуации: как найти незнакомую информацию, как себя вести в незнакомом месте (в путешествии, поездке в незнакомый город, в кассе на вокзале, на почте и т.д.)

68 (10)

Нравственные нормы

жизни.

Духовное

богатство

человека

Характеризовать своими словами значение понятий «нрав», «нравственность».

Соблюдать основные правила поведения в общественных

местах.

Характеризовать своими словами значение понятий «достояние», «духовность».

Описывать внутреннее достояние каждого человека (здоровье, память, различные умения и таланты, чувство радости жизни и т.д.).

Называть качества человека, позволяющие ему быть хорошим другом.

Обсуждение вопроса «Как мы себя ведем, когда на нас смотрят другие люди и когда мы одни?».

Выполнение коллективного проекта «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Работа со справочным материалом учебникаУчастие в обсуждении вопросов: «Что такое духовное богатство человека?», «Помогает ли духовность выживать человеку и обществу в трудные моменты жизни?»

Коллективный проект.

ТЗ: найти пословицы,

поговорки,

мудрые изречения

(афоризмы)

о поступках людей и их общественной оценке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 3 класс по системе Занкова Л.В.

разработка урока по окружающему миру для 3 класса по системе Занкова Л.В. (учебник Дмитриевой Н.Я.,Казакова А.Н.)...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса УМК «Система Занкова»

Календарно-тематическое планирование 2 класс по системе Л.В.Занкова....

Интегрированный урок по математике и окружающему миру для 2 класса по системе Занкова

Представлен урок-закрепление таблицы умножения на 2 с презентацией....

Урок окружающего мира в 3 классе по системе Занкова "Природное сообщество болото"

Цель урока: создание условий для расширения знаний учащихся о природном сообществе "болото"....

урок окружающего мира 1 класс по системе Занкова Л.В. "Хищные и травоядные животные"

Путем исследования  и игры учащиеся учатся различать хищных и травоядных животных по строению зубов и способу питания...

Урок окружающего мира "Луг - природное сообщество" 3 класс по системе Занкова.

Урок окружающего мира по теме "Луг- природное сообщество" 3 класс по системе  Л.В.Занкова. Работа на уроке направлена на знакомство учащихся с природным сообществом – луг,  на формиров...

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по системе Занкова

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по системе Занкова. Презентация прилагается. Урок формирует представления первоклассников о различных профессиях; воспитывает любовь и уважение к людям раз...