КТП по окружающему миру 2 класс по системе Занкова
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по окружающему миру 2 класс.
№ | Наименование раздела, тем | Формировние предметных умений | Формирование УУД | Характеристика деятельности учащихся | Задания для домашней работы | Диагностика и образовательные результаты |
1 | Общий взгляд на Землю-5часов | Л -положительное отношение к школе и учебной деятельности; – представление о причинах успеха в учебе; – интерес к учебному материалу; – представление о причинах успеха в учебе; – представления о своей гражданской идентичности «Я – гражданин России»; – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир»,к школе. Р- принимать и сохранять учебную задачу,соответствующую этапу обучения; – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи. П- осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях; – пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить сообщения в устной форме; – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – устанавливать аналогии; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач; – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. К- принимать участие в работе парами, группами; – допускать существование различных точек зрения; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации; – передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия. | ||||
1(1) | Наша Родина – Россия. | -Расширение представлений о России, как самом большом и многонациональном государстве. | Называть государственные символы России (флаг, герб, гимн), знать название столицы. Называть адреса своего проживания, свою этническую принадлежность, членов своей семьи и ближайших родственников. | а) № 2 с. 5, № 1 с. 6; б) № 1 Творческое задание на выбор: 1) вместе с Родителями составить Родословное древо своей семьи; 2)подготовить рассказ «Кем гордятся в нашей семье» или «Семейная реликвия» | ||
2 (2) | Настоящее и прошлое Земли. | -Расширение представлений о старинных предметах быта и транспорта. | -Различать старинные предметы быта и транспорта. -Характеризовать предметы быта и технические изобретения с учетом их временной принадлежности. -Характеризовать назначение старинных предметов быта. | а) № 1 с. 11; б) № 2 Творческое задание: 1) узнать, какая самая старая вещь сохранилась в вашей семье; | ||
3(3) | Россия – родина космонавтики. | -Расширение представлений о полете человека в космос, о космических аппаратах, созданных человеком. | -Называть дату первого полета человека в космос (12 апреля 1961 года); фамилию и имя первого космонавта Земли; -Узнавать и показывать на рисунках и фотографиях Ю.А. Гагарина и других российских космонавтов. | а) № 3 с. 14; б) № 6 | ||
4(4) | Материки и океаны. | -Овладение умением находить на карте и глобусе материки (континенты) и океаны Земли. | -Называть и находить на карте и глобусе материки (континенты) и океаны Земли. -Сравнивать океаны и моря, материки, острова и полуострова. | а) № 1 с. 14, № 1 с. 17, № 3 с. 18; б) № 7, 8 Творческое задание: Подготовить короткое сообщение о покорителях Северного Ледовитого океана | ||
5(5) | Северный Ледовитый океан. | - Первичное представление о Северном Ледовитом океане и его представителях. | -Называть и находить на карте Северный Ледовитый океан и 2–3 его моря (на выбор). -Сравнивать океаны и моря. Выделять их существенные признаки. | а) № 2 с. 21, № 2 с. 24; б) № 9 | ||
2 | Как изучают окружающий мир- 9часов | Л- понимание, что здоровье – главное и невосполнимое богатство каждого человека, которое необходимо беречь; – представление о причинах успеха в учебе – учебно-познавательный интерес к новому материалу; – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников. – принятия установки на здоровый образ жизни; – интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; Р- принимать и сохранять учебную задачу,соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. – адекватно воспринимать оценку своей работы товарищами; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; П- находить в тексте ответ на заданный вопрос; – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (в группе и паре); – создавать простейшие схемы к тексту; – проводить сравнение, классификацию изученного материала по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп. К – воспринимать другие мнение и позицию; – формулировать собственные мнение и позицию; – уметь договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя). | ||||
6(1) | Органы чувств: зрение и слух. | -Узнавать и называть органы зрения и слуха. Соблюдать правила,позволяющие сохранить хорошее зрение и слух. | -Анализировать информацию, полученную из разных источников. | а) № 2 с. 26; б) № 10, 11 | ||
7(2) | Органы чувств: обоняние, вкус, осязание. | Овладение умением различать органы (глаза, уши, нос, язык, кожа) и соответствующие им чувства (зрение, слух, обоняние, вкус,осязание).Понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира. | -Анализировать работу органов обоняния и вкуса человека. -Определять с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств. | а) № 1 с. 31; б) № 12, 13, 14 | ||
8(3) | Наблюдения рассуждения, выводы. Практическая работа: исследование условий, необходимых для горения. | - Освоение способов получения информации об окружающем мире (наблюдать и проводить опыт). -Знание номеров телефонов экстренных служб помощи. | -Определять основные этапы исследовательской деятельности | а) № 2, 3, 4 с. 39 | Практическая работа: исследование условий, необходимых для горения. | |
9 (4) | Инструменты и приборы. Практическая работа: Измерение температуры своего тела. | - Овладение умением проводить несложные измерения, опыты с использованием простейших измерительных приборов. - Соблюдение техники безопасности. | -Узнавать и показывать на рисунках основные приборы и инструменты, которыми человек пользуется в быту и для изучения окружающего мира. - Определять на шкале термометра различные значения температуры. -Характеризовать назначение использования приборов и инструментов. | а) № 2 с. 41; б) № 17, 18 | Практическая работа: Измерение температуры своего тела. | |
10(5) | Экскурсия в библиотеку «Книги и другие источники информации». | -Овладение умением различать виды информации (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая, осязательная, или тактильная), источники информации (объекты живой и неживой природы). - Осуществление поиска необходимой книги с помощью алфавитного каталога. | -Классифицировать различные информационные источники (например, летописи, сказки, повести, статьи, изображения и т.д.) по признаку их достоверности/недостоверности. -Использовать в практической деятельности источники информации. | а) № 1 с. 47; б) № 3, 5. Творческое задание: с помощью родителей в поисковой системе Интернет найти интересную информацию о том, как человек хранит информацию. | ||
11(6) | Тела и вещества. | - Овладение умением различать твердые, жидкие и газообразные (1–2 примера) вещества. -Классифицировать природные тела по величине, форме, окраске, веществам, из которых они образованы. | -Различать природные объекты и изделия, характеризовать их отличительные свойства. -Определять вещества, из которых образованы природные или сделанные человеком предметы (тела). -Определять образы природы в изделиях, созданных руками человека. | № 19, 21, 23. Творческое задание: подготовить сообщение о воздушных шарах и дирижаблях. | ||
12(7) | Свойства газообразных веществ. | -Называть газообразные вещества. -Анализ принципов передвижения по воздуху: с использованием разных газов. | -Определять на рисунках расположение частиц в газообразном веществе. --Анализировать поведение частиц вещества при его нагревании. -Устанавливать связь между нагреванием (охлаждением) и свойством вещества увеличиваться (уменьшаться) в объеме. | а) № 2 с. 51. Творческое задание: Нарисовать схему путешествия Незнайки на воздушном шаре | ||
13(8) | Свойства жидких и твердых веществ | -Называть и приводить примеры твердых и жидких веществ. | -Определять на рисунках расположение частиц в твердом и жидком веществе. - Анализировать поведение частиц вещества при его нагревании. | № 3, 4 с. 51 | ||
14(9) | Наука экология. Проверь себя по теме «Как изучают окружающий мир» | -Использование полученных знаний для объяснения бережного отношения человека к природе. -Знакомство с правилами природоохранного и безопасного поведения в природе. | -Устанавливать связи между живой и неживой природой, между природой и человеком. | а) № 2 с. 54. Творческое задание: Подготовить загадки о космосе и космических телах. | Проверь себя №1 | |
3 | Космос и Земля- 14часов | Л – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; – проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу; – понимание причин успеха в учебе, понимание предложений и оценок учителей, одноклассников, родителей; – этические чувства (стыда, вины, совести на основе анализа поступков одноклассников; – представление о своей гражданской идентичности и этнической принадлежности. – представления о красоте природы мира, России, родного края на основе знакомства с окружающим миром. Р – выполнять учебные действия в операционной форме, проговаривая вслух или «про себя», удерживая последовательность и характеристику выполняемого действия в уме; – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с учителем; – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи. П – владеть рядом приемов решения задач: выполнять практические действия на основе инструкции, определять порядок действий в процессе выполнения простейших опытов или наблюдений; – находить в тексте ответ на заданный вопрос; – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить сообщения в устной форме; – воспринимать смысл познавательного текста; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – производить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – создавать простейшие схемы к тексту; К – выбирать адекватные речевые средств в диалоге с учителем, одноклассниками; – воспринимать другие мнение и позицию; – формулировать собственные мнение и позицию; – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации; – использовать в общении правила вежливости. – осуществлять взаимоконтроль. | ||||
15(1) | Звезда – Солнце. | -Расширение представления о Солнце как звезде (космическое тело), как источнике тепла и света для Земли. - Определение значения солнечной энергии для жизни человека, растений и животных. | -Различать время суток; сезоны года. -Определять расположение Земли в Солнечной системе (орбита Земли). -Установить принцип работы солнечных часов (в группе). | а) № 2 с. 58,№ 2 с. 60;б) № 4. Творческое задание: подготовить небольшое сообщение (на 1–3 мин) о различных планетах Солнечной системы | ||
16(2) | Планеты Солнечной системы. | -Характеризовать планету Земля и другие планеты Солнечной системы. -Представлять строение Солнечной системы, планеты, входящие в нее. | -Создать учебную презентацию «Планеты Солнечной системы» (на основе подготовленных сообщений и подобранных иллюстраций). | а) № 1 с. 61; б) № 24 | ||
17(3) | Звезды и созвездия. | -Нахождение на карте звездного неба изученных космических тел. -Различение звезд и созвездий. -Знакомство с работой оптического телескопа. | -Различать звезды и созвездия. -Характеризовать звезды как огромные раскаленные газовые шары, находящиеся на очень далеком расстоянии от Земли. -Находить на карте звездного неба созвездия Большой и Малой Медведицы, Полярную звезду, являющуюся ориентиром для путешественников. | а) № 1 с. 63 | ||
18(4) | Луна – спутник Земли. | -Различать (на рисунках и ночном небе) естественный и искусственные спутники Земли. -Характеризовать Луну как естественный спутник Земли. - Сравнивать по величине Солнце, Землю и Луну. | -Характеризовать фазы Луны (новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть). -Сравнивать и различать объектов неживой природы, находящихся в космосе. | а) № 1 с. 66, № 1 с. 67 | ||
19(5) | Наблюдение за космическими телами | -Называть космические тела. -Характеризовать понятия «год», «сутки», «месяц» временем обращения Земли вокруг Солнца, Земли вокруг своей оси, Луны вокруг Земли. -Различать объекты неживой природы, находящиеся в космосе. | -Сравнивать и различать космические тела. -Характеризовать отличия звезд и планет. -Создать модель Солнечной системы (групповая деятельность). | а) № 3, 4 с. 68; б) № 28, 29 Творческое задание: подготовить небольшое сообщение о любом знаменитом путешественнике. | ||
20(6) | Наука о Земле. | -Овладение умением находить на карте и глобусе моря, океаны, материки и т.д.), описывать легенду карты, характеризовать географию как науку, изучающую Землю. | -Находить на физической карте и глобусе материков и океанов, географических объектов с указанием их названий. -Характеризовать условные знаки, составляющие легенду карты. | № 3 с. 70 | ||
21(7) | Горизонт. | -Овладение умением находить и указывать (на учебных рисунках, на открытой местности) горизонт и линию горизонта. | -Сопоставлять научный факт и зрительное восприятие людьми. -Объяснять расширение линии горизонта при подъеме. | № 32, 33 | ||
22(8) | Строение Земли. | -Первичное представление о строении Земли. -Приводить примеры объектов живой и неживой природы в разных оболочках Земли | -Различать внутренние части (слои) Земли (ядро, мантия, земная кора); оболочки Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, живая оболочка – биосфера). | № 30 | ||
23(9) | Стороны горизонта. | - Представление об ориентировании на местности относительно своего тела (вперед, на зад, вправо, влево). -Овладение умением определять основные стороны горизонта: юг, север, запад, восток по Солнцу и Полярной звезде., различать и показывать на картах основные и промежуточные на правления сторон горизонта. | -Ориентироваться на местности по отношению к собственному телу; по Солнцу и Полярной звезде. -Определять расположение различных объектов относительно сторон горизонта. | а) № 3, 4 с. 80; б) № 34. Принести на Следующий урок компас (по возможности), швейную иглу, нитки | ||
24(10) | Ориентирование по компасу. | -Расширение представления различать основные стороны горизонта (промежуточные направления). -Знакомство с правилами пользования компасом. - Овладение умением определять основные стороны горизонта по компасу. | -Ориентироваться на местности с помощью устных команд и компаса. -Изготовить примитивный компас. -Соблюдать правила пользования компасом. | б) № 39. Творческое задание: при помощи компаса определить направление расположения окон квартиры, дома | ||
25(11) | Определение сторон горизонта по народным приметам. | -Первичное представление об основных народных приметах определения сторон горизонта в лесу и на открытом пространстве. -Ориентирование на местности по народным приметам. | -Ориентироваться на местности по народным приметам. -Моделировать ситуаций по ориентированию в лесу. -Анализировать главное правило похода в лес – присутствие взрослого человека. | № 35 | ||
26(12) | Глобус и географическая карта. | -Сравнивать и различать глобус и карту. - Расширение представлениея о тепловых поясах Земли. | -Работать с глобусом и картой -Находить на глобусе пояса Земли, полушария, полюса, экватор. | а) № 3 с. 86; б) № 37, 38 | ||
27(13) | Рельеф Земли. | -Различать главные формы рельефа. -Определять на физической карте наиболее высокие горы и наиболее глубокие участки Мирового океана. -Давать устную характеристику рельефа местности своего проживания. | -Определять характер рельефа местности (равнины, горы, холмы, овраги) на карте с помощью цвета и условных обозначений. -Сравнивать и различать на карте высоты гор и глубины участков Мирового океана. -Участвовать в создании макета рельефа участка Земли | а) № 1 с. 89, № 3 с. 89; б) № 42 | ||
28(14) | Ландшафт Земли. Проверь себя по теме «Космос и Земля» | -Сравнивать и различать ландшафты разных участков земной поверхности -Понимать и формулировать понятия «рельеф» и «ландшафт». -Приводить примеры рельефа и ландшафта. –Подводить объекты природы под понятия. | - Выявлять отличия между понятиями «ландшафт» и «рельеф». -Сравнивать фотографии, на которых человек нарушает природный ландшафт местности (свалки, котлованы, вырубание лесов), с фотографиями создания красивых мест (ландшафтный дизайн) | а) № 2, 3 с. 90; б) № 43, 44 | Проверь себя №2 | |
4 | Взаимодействие сил природы- 22часа | Л – понимание причин успеха в учебе; – понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков окружающих людей; – представление о своей гражданской идентичности и этнической принадлежности. – самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; Р – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; – ориентироваться на установленные правила в планировании и контроле способа решения; – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; – принимать роль в учебном сотрудничестве; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; П – подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (космос, Солнце, Земля, тепловые пояса, времена года, суша, вода, воздух…); – устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – находить в тексте ответ на заданный вопрос; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; – производить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;. – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно). К – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – воспринимать другие мнение и позицию; – формулировать собственные мнение и позицию; – уметь договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; – использовать в общении правила вежливости. – строить монологическое высказывание. | ||||
29(1) | Тепловые пояса Земли. | -Расширение представлений о тепловых поясах Земли. -Умение определять линии, ограничивающие тепловые пояса Земли. -Показывать на глобусе и картах тепловые пояса Земли. -Характеризовать Солнце как источник тепла на Земле. | -Работать с контурной картой: различение тепловых поясов Земли с помощью раскрашивания соответствующим цветом, подписывание названия линий, отделяющих друг от друга зоны тепловых поясов. -Устанавливать связи между углом падения солнечных лучей и нагреванием поверхности Земли. -Определять зависимости живой природы от нахождения в различных тепловых поясах. | а) № 2 с. 92; б) № 45 | ||
30(2) | Смена времен года. | -Различать времена года, месяцы. -Определять причины смены времен года на Земле (вращение Земли вокруг Солнца; наклонная ось Земли). -Характеризовать признаки различных сезонов года в своей местности. | -Моделировать обращение Земли вокруг Солнца. -Сравнивать и определять времена года в разных поясах Земли. | а) № 2 с. 98; б) № 46. Творческое задание: подготовить сообщение (на 1–2 мин) о приборах, измеряющих время. | ||
31(3) | Солнце – властелин времен года. | -Называть времена года, месяцы; приборы, измеряющие время; причины смены времен года. -Описывать особенности каждого времени года. -Характеризовать Солнце как источник сезонных изменений в природе, как астрономический счетчик времени на Земле. - Объяснять значение календаря и уметь им пользоваться. | -Оформить выставку «Времени неслышные шаги» (фотографии, собственные рисунки, часы, календари и др. предметы). | № 40, 41 | ||
32(4) | Особенности Земли как планеты | -Называть условия жизни на планете Земля. -Определять стороны горизонта по Солнцу и Полярной звезде. -Ориентироваться в понятиях «год», «месяц», «сутки», «времена года». -Объяснять причины смены дня и ночи, времен (сезонов) года. | -Описать особенности Земли как космического тела. -Составить рассказ о необходимых условиях для возникновения различных живых организмов на Земле -Сравнивать, опираясь на свой жизненный опыт, различные материалы по их способности нагреваться (камень, вода, трава) | а) № 1 с. 99. Творческое задание: подготовить сообщение (на 1–2 мин) о способах использования человеком энергии Солнца; подобрать иллюстрации | ||
33(5) | Энергия (тепло) Солнца. | -Характеризовать Солнце как звезду, основной источник энергии на Земле. -Сравнивать различные материалы по их способности нагреваться и охлаждаться (камень, вода). Делать на основе наблюдений выводы. | -Изучить влияние различных температур на разрушение камня. Объяснить причины этого разрушения. Сформулировать общий вывод. -Изучить энергию солнечных лучей, собранных с помощью увеличительного стекла. -Сравнить различные способы получения человеком энергии по их безопасности для природы | № 3, 4 с. 101 | ||
34(6) | Внутренняя сила Земли. | -Различать и характеризовать стихийные бедствия: землетрясение, извержение вулканов, цунами. - Классифицировать стихийные бедствия на основе заданных учителем или отобранных самостоятельно критериев. | -Повторить понятия и обобщить изученный материал (работа со словарем учебника). -Составить загадки на основе ранее изученных тем. | № 1, 2 с. 104 | ||
35(7) | Значение и свойства воды. | -Сравнивать и различать источники воды на Земле; природные и искусственные водоемы. -Характеризовать основные свойства воды | -Проводить простейшие опыты по определению свойств воды. -Соблюдать правила техники безопасности. | а) № 2 с. 5, № 1 с. 7; б) 50 | ||
36(8) | Три состояния воды. | - Определять три состояния воды. -Различать и сравнивать их особенности. -Понимать последовательность и причины перехода воды из одного состояния в другое | -Провести опыты по изучению перехода воды из одного состояния в другое. - Анализировать природные явления, при которых происходит переход одного состояния воды в другое. -Сравнивать температуры замерзания и закипания воды. | а) № 1, 2 с. 10; б) № 52, 53 | ||
37(9) | Снег и лед. | -Изучение свойств льда (воды в твердом состоянии). -Определение веществ, попадающих в снег из воздуха. | -Проводить простейшие опыты по определению различных свойств воды. -Приводить примеры твердого состояния воды в природе (снег, лед). -Соотносить природные явления и виды осадков. | а) № 5 с. 10, № 1, 2 с. 13, № 1 с. 15; б) № 54 , 56, 57 | ||
38(10) | Экскурсия по теме «Жизнь животных и растений зимой». | -Обсуждать условия зимовки различных животных. -Знакомиться со способами защиты от мороза различных животных. | -Описывать на основе предложенного плана особенности состояния природы в зимнее время года. -Обсудить мероприятия по оказанию помощи птицам и зверям в морозные зимние дни. | а) № 1 с. 12, № 1 с. 13, № 2 с. 15, № 4 с. 17; б) № 62 | ||
39(11) | Вода – растворитель. | -Различать и сравнивать растворимые и нерастворимые в воде вещества. -Характеризовать воду как природный растворитель, почву как природный фильтр, очищающий воду от загрязнений | -Проводить несложные опыты по растворению веществ в воде и фильтрованию воды. -Формулировать на основе наблюдений выводы. | а) № 1, 2 с. 19; б) № 60, 61. Творческое задание: подготовить сообщение (на 3 мин) о местных подземных источниках | ||
40(12) | Подземные воды Земли. | -Различать природные источники подземной воды (родник, минеральный источник). – Осознавать правила охраны и безопасного поведения у родников, колодцев и источников. | -Составить рекомендации для использования минеральной воды в различных целях. -Анализировать деятельность человека, приводящую к загрязнению подводных вод | а) № 1 с. 22, № 1 с. 23. Творческое задание: Подготовить сообщение (на 3 мин) о рыбах и других животных, обитающих в местных водоемах | ||
41(13) | Источники воды в Республике Коми | -Расширение представлений о природных источниках воды в Республике Коми. | -Поиск на карте района (области, республики или края) места нахождения подземных вод. -Подготовить презентации «Животные, обитающие в водоемах Республики Коми» (в группе) | |||
42(14) | Атмосфера Земли: состав и значение воздуха. | - Расширение представления об основных газах, входящих в состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ), о значении кислорода в живой и неживой природе; для живых организмов Земли. | -Графически представить данные о составе воздуха на примере круговой диаграммы. - Анализировать диаграмму состава воздуха. | № 3 с. 25 | ||
43(15) | Свойства воздуха. | -Извлечение необходимой информации из текста учебника. -Определение свойств воздуха (сжимаемость и упругость) | -Определять свойства воздуха -Измерять температуру воздуха. | а) № 1 с. 27, № 2, 3 с. 29; б) № 65 | ||
44(16) | Движение воздуха. | -Определять основные стороны горизонта. -Определять с помощью флюгера направление ветра. - Характеризовать причины возникновения ветра. | -Самостоятельно изготовить простейший флюгер. - Анализировать значение ветра для живой природы, использование энергии ветра человеком | а) № 1 с. 32, № 2 с. 33; б) № 66 | ||
45(17) | Грозные ветры. | -Подводить природные явления под понятие «стихийные бедствия». -Различать разновидности разрушительных ветров. -Осваивать правила поведения человека во время стихийных бедствий. | -Моделировать ситуации выживания человека во время различных стихийных бедствий. -Выявить факторы опасности для жизни и здоровья. | а) № 2 с. 35; б) № 67 | ||
46(18) | Сила воды, ветра и Солнца на Земле | -Характеризовать значение воды, ветра и Солнца в природе и для человека. -Знакомиться с природными источниками энергии. | -Составить правила экономного использования воды и электроэнергии в доме. -Объяснять основные правила безопасного использования электроприборов. | № 68 | ||
47(19) | Круговорот воды в природе | -Устанавливать причины испарения воды в водоемах и возникновения осадков (дождя и снега). -Определять значение круговорота воды для живой и неживой природы Земли. | -Самостоятельно составить схемы круговорота воды в природе. -Моделировать ситуации: что бы было на Земле без круговорота воды. | а) № 1, 2 с. 36, № 1 с. 38; б) № 69 | ||
48(20) | Экскурсия по теме «Загрязнение вод человеком» | -Расширить представление о веществах, загрязняющих водоемы планеты. | -Выявлять источники загрязнения водоемов. -Моделировать ситуации, касающейся попадания промышленных и бытовых отходов в водоемы | а) № 1 с. 39; б) № 70 | ||
49(21) | Вода, ветер и рельеф | -Осознание причин разрушения рельефа местности. - Классифицировать различные природные явления. | -Анализировать процессы разрушения рельефа. -Обсудить правила поведения при стихийных бедствиях. | № 1 с. 40 | ||
50(22) | Человек и неживая природа. Проверь себя по теме «Взаимодействие сил природы» | -Обобщение природных явлений, протекающих на Земле, на основании заданных или самостоятельно выявленных критериев. | -Характеризовать использование человеком различных природных объектов. -Устанавливать связи между живой и неживой природой, между природой и человеком. | № 68, 71, 72 | Проверь себя №3 | |
5 | Живая природа- 18часов | Л – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе – представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России и о своей этнической принадлежности. – интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; – понимание причин успеха в учебе; – оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; – чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ. Р – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – контролировать и оценивать свои действия при работе с материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; – принимать роль в учебном сотрудничестве; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. П – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – находить в тексте ответ на вопрос; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи. – строить сообщения в устной форме; – производить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); – подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа, природа живая/неживая, группы животных – группы растений и прочее); – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. К – уметь договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); – строить понятные для партнера высказывания; – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | ||||
51 (1) | Жизнь – уникальная особенность Земли. | - Различение основных групп живой природы - Устанавливать аналогии между живой и неживой природой, между растениями и животными. | - Определять особенности нашей планеты, способствовавшие возникновению на ней жизни. -Определять роли растений в природе. | а) № 1 с. 44, № 4, с. 45; б) № 73 Творческое задание: подготовить небольшое сообщение о водорослях, мхах, папоротниках или лишайниках | ||
52(2) | Водоросли, мхи, папоротники – древние группы растений. Лишайники. | -Изучение особенностей внешнего строения водорослей, мхов, папоротников. -Сравнение и различение групп растений – деревья, кустарники, травянистые растения. | -Классифицировать на основе выделенных критериев основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). - Описывать разные формы растений. | а) № 1 с. 51, № 2 с. 52; б) № 74 | ||
53(3) | Хвойные и цветковые растения. | -Расширение представлений об особенностях внешнего строения хвойных и цветковых растений. | -Классифицировать основные группы растений по заданным учителем или самостоятельно выбранным критериям. -Сравнивать, характеризовать и приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности). | а) № 1 с. 55, № 2 с. 56; б) № 75 | ||
54(4) | Дикорастущие и культурные растения. | - Овладение умением различать культурные и дикорастущие растения. -Приводить примеры культурных и дикорастущих растений (в природе родного края). | -Характеризовать растения, выращиваемые в саду, поле, огороде (в местных условиях). -Классифицировать растения по самостоятельно выделенным основаниям | № 1, 2 с. 59 | ||
55(5) | Условия для прорастания и роста растений. | -Определять условия, необходимые для прорастания семян и роста. | -Объяснять правила ухода за растениями. -Осваивать основные действия по уходу за растениями (полив, прополка, рыхление, уничтожение вредных насекомых) | а) № 2 с. 62. Проведение простейших опытов по проращиванию семян | ||
56(6) | Что мы едим. | -Характеризовать фрукты и овощи, произрастающие на местной территории, приводить примеры. -Распознавать съедобные части культурных растений. -Подводить растения со съедобными корнями под понятие «корнеплод». | -Изучить внешнее строение плодов и корнеплодов. -Классифицировать растения по самостоятельно выделенным критериям. | а) № 1, 2 с. 65, № 2 с. 66; б) № 79 | ||
57(7) | Растения-путешественники. | -Характеризовать культурные и комнатные растения своей местности. -Осваивать правила ухода за комнатными растениями. | -Наблюдать и ухаживать за комнатными растениями. | а) № 2, 3, 4 с. 69; б) № 80 | ||
58(8) | Грибы: съедобные и ядовитые. | -Овладеть умением различать съедобные и несъедобные грибы. | -Сравнивать общие признаки съедобных и ядовитых грибов. -Характеризовать грибы как особое царство живых организмов. | а) № 2, 4 (опыт) с. 73; б) № 83 (начало наблюдений), №84 | ||
59(9) | Значение растений и животных на Земле | -Классификация растений и животных на группы по различным признакам. -Распознавать на рисунках, в природе основные группы растений и животных, грибов и растений. | -Характеризовать признаки растений и животных. -Определять условия, необходимые для жизни растений и животных. -Устанавливать взаимоотношения растений и животных в природе. | № 1 с. 74. | ||
60(10) | Группы животных: моллюски, насекомые, паукообразные. | -Различать группы животных: моллюски, насекомые, паукообразные -Распознавать по рисункам, в природе представителей моллюсков, насекомых и паукообразных. | -Выделить существенные признаки строения животных. -Классифицировать животных по выделенным признакам на группы. -Определить группы животных своей местности. | а) № 1 с. 77, № 2 с. 78; б) № 87 | ||
61(11) | Группы животных: рыбы, земноводные,пресмыкающиеся. | -Различать представителей рыб, земноводных, пресмыкающихся. | -Характеризовать разнообразие внешнего вида рыб. -Определять значение рыб, земноводных и пресмыкающихся в природе. | а) № 1 с. 80; б) № 88 | ||
62(12) | Группы животных: птицы и млекопитающие. | -Различать группы млекопитающих (зверей) и птиц. Приводить соответствующие примеры. | -Сравнивать внешнее строение и размножение птиц и млекопитающих. -Характеризовать значение птиц и млекопитающих в жизни человека, в природе. | № 1, 2 с. 82, № 1 с. 83 | ||
63(13) | Особенности размножения разных животных. | -Различать стадии развития и взросления животных основных групп (насекомых, рыб, земноводных, птиц, зверей). | -Определять последовательность стадий развития животных. -Анализировать различные способы (стратегий) выживания животных в природе | № 2 с. 85 | ||
64(14) | Животные и среда их обитания | -Установление связи внешнего строения животных с особенностью их обитания в природе и питанием. -Соотнесение изучаемых организмов и мест их обитания | -Различать основные среды обитания животных. -Устанавливать связь между внешним обликом животного и средой его обитания. -Описывать любое животное по плану. | а) № 5 с. 88, № 1 с. 89; б) № 90, 95 | ||
65(15) | Питание животных. | -Приводить примеры растительноядных, насекомоядных, хищных и всеядных животных. -Характеристика особенностей питания различных животных. | -Классифицировать группы животных по характеру питания | а) № 2, 5 с. 91; б) № 92 | ||
66(16) | Дикие и домашние животные. | -Различать диких и домашних животных (в том числе своего края, области); продукты животноводства (мясо, молоко, шерсть) и птицеводства (мясо, яйца). -Знакомиться с основными правилами ухода за домашними животными. | -Сравнивать и выделять существенные признаки домашних и диких животных. -Классифицировать животных по выделенным учителем или самостоятельно основаниям | а) № 2, 3 с. 95; б) № 93 | ||
67(17) | Бактерии: невидимые организмы. | -Характеризовать царства бактерий как мельчайшие организмы. -Определять значение бактерий для человека. | -Составить схемы «Значение бактерий в природе». -Объяснять причины порчи пищевых продуктов, возникновения кишечных заболеваний | а) № 1 с. 97; б) № 97, 98 | ||
68(18) | Гигиена – наука о чистоте и здоровье. Проверь себя по теме «Живая природа» | -Обсуждать пути заражения человека вредными бактериями. -Характеризовать гигиену как науку о чистоте и здоровье. | -Обсудить и составить правила гигиены, предохраняющих организм человека от попадания опасных бактерий. -Составить схему «Как опасные бактерии попадают в организм человека» | Задания на лето из рабочей тетради (с. 49–50): № 1, 2, 3; на выбор: № 4 или 5 | Проверь себя №4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира 3 класс по системе Занкова Л.В.
разработка урока по окружающему миру для 3 класса по системе Занкова Л.В. (учебник Дмитриевой Н.Я.,Казакова А.Н.)...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса УМК «Система Занкова»
Календарно-тематическое планирование 2 класс по системе Л.В.Занкова....
Интегрированный урок по математике и окружающему миру для 2 класса по системе Занкова
Представлен урок-закрепление таблицы умножения на 2 с презентацией....
Урок окружающего мира в 3 классе по системе Занкова "Природное сообщество болото"
Цель урока: создание условий для расширения знаний учащихся о природном сообществе "болото"....
урок окружающего мира 1 класс по системе Занкова Л.В. "Хищные и травоядные животные"
Путем исследования и игры учащиеся учатся различать хищных и травоядных животных по строению зубов и способу питания...
Урок окружающего мира "Луг - природное сообщество" 3 класс по системе Занкова.
Урок окружающего мира по теме "Луг- природное сообщество" 3 класс по системе Л.В.Занкова. Работа на уроке направлена на знакомство учащихся с природным сообществом – луг, на формиров...
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по системе Занкова
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по системе Занкова. Презентация прилагается. Урок формирует представления первоклассников о различных профессиях; воспитывает любовь и уважение к людям раз...