социально-исследовательский проект: "Моя Брянщина"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno_-_issledovatelskiy_proekt_moya_bryanshchina.docx | 35.96 КБ |
1.docx | 390.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ - с о ш №5 имени Н. Островского
города Клинцы Брянской области
Социально - исследовательский проект
«Моя Брянщина»
Руководитель:
Шуваева Анна Николаевна
учитель начальных классов
2012 -2013 г.
План
1.Сведения о руководителе.
2.Актуальность реализованного проекта.
3. Цели и задачи проекта.
4. Исследовательская часть проекта.
5. План-график подготовки и реализации проекта.
6. Результаты.
7.Ресурсы, задействованные при реализации проекта.
8.Приложение к проекту.
9.Список литературы.
.
Описание проекта
1.Сведения о руководителе проекта
Шуваева Анна Николаевна учитель начальных классов, образование высшее, I категория.
2. Актуальность реализованного проекта
2.1. Актуальность для нашей школы
В «Концепции модернизации российского образования» перед школой была поставлена задача: создать условия доступа всех учащихся «к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями».
Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».
2.2. Актуальность для общества
Как возникла идея создания такого проекта?
Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Наш край может похвастаться многовековой историей, начиная со времён палеолитической эпохи, когда после отступления ледника от 120 до 70 тысяч лет тому назад на территории нашей области господствовал мягкий и тёплый климат до современных дней,насыщенных переменами. Но всегда, отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём «Малой родиной».
Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Сегодня ни один предмет в учебном плане начальной школы не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время.
Введение курса «Брянский край» в базисный план 4 класса МБОУ-с о ш №5 имени Н. Островского способствовало возникновению идеи и воплощению исследовательского проекта « Моя Брянщина»творческим коллективом учителей, родителей, детей.
3. Цели и задачи проекта
3.1. Цель проекта:
- воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.
- воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего города.
3.2. Задачи проекта:
- ознакомление учащихся с историческим прошлым и современной жизнью населения Брянской области, участием и значением родного края в исторической, политической, экономической и культурной жизни России.
- развитие гражданских качеств личности младшего школьника; его патриотического отношения к России и своему краю;
- формирование личностно-ценностного отношения и побуждение деятельной любви к родному месту проживания.
- укрепление родственных и семейных связей через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни
- овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией.
- ознакомление учащихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.
- формирование собственной значимости в семье, коллективе, обществе людей тебя окружающих.
4. Исследовательская часть проекта.
В ходе реализации проекта учащимися была проведена большая исследовательская работа.
Исследование велось по следующим направлениям:
- географическое положение Брянской области (площадь, население, городские округа, районы);
- этнография Брянской области (народы, проживающие в области, их обычаи, нравы, традиции);
- знакомство с историческим прошлым Брянской области;
- знакомство с известными людьми и знаменитыми местами Брянской области;
- знакомство с растительным.животным миром Брянской области;
Для достижения решения этих задач в ходе работы над проектом были использованы различные формы и методы. Это диагностика морально-психологического климата в классе глазами детей (Приложение), были запланированы экскурсии по городу, выезд в Суражский район село Ляличи, в Погарский район село Юдиново Брянской области, классные часы, просмотр фильма о Брянске, коллективная исследовательская работа каждого ученика (при составлении «Лото» учащиеся искали материал согласно индивидуальному заданию в своей группе (Приложение)).
5.План-график подготовки и реализации проекта.
Название и содержание деятельности | Сроки |
1. Проектировочный этап. Основная деятельность – социальное проектирование | |
| 10.09.-15.09 |
| 17.09-22.09. |
| 03.10. |
| 08.10-13.10. |
2. Этап активного социально-значимого взаимодействия с внешними партнерами. Основная деятельность – исследовательская | |
2.1. Классный час «Моя малая родина» 1. Приглашение почетных гостей. 2. Проведение мероприятия 3. Рефлексивный отчет учащихся – беседа «За что я люблю свой край?» | 14.09 |
2.2. Краеведческая викторина «История моего города». 1. Подготовка викторины. 2.Проведение викторины. 3. Подведение итогов. 4.Рефлексия: беседа, принятие решения обучастии учащихся в городских акциях и конкурсах. | 17.09-24.09 |
2.3. Выпуск стенгазеты «Моя Брянщина на карте России» 1. Принятие решения – узнать, как можно больше о Брянском крае и значимости его для России. 2. Заочная экскурсия в Суражский район село Ляличи к Святому источнику «Серебряный ключ». Презентация доклада. 3. Рефлексия: беседа, принятие решения об оформлении классной выставки рисунков «Я и мой город». | 26.09-30.09 |
2.4. Выставка рисунков«Я и мой город». 1. Изготовление рисунков. 2.Выборлучшихрисунков. 3.Подведение итогов. 4. Рефлексия: беседа, принятие решения о проведении диагностики морально-психологического климата в классе. | 01.10-05.10 |
2.5. Диагностика морально-психологического климата 1. Проведение диагностики. 2. Обработка результатов диагностики. 3. Ознакомление с результатами диагностики. 4. Рефлексия: беседа, принятие решения о проведении викторины «Природные сообществаБрянщины». | 08.10-13.10 |
2.6. Викторина «Природные сообщества Брянщины». 1.Подготовка викторины. 2.Проведение викторины. 3.Подведение итогов. 4.Рефлексия: беседа, принятие решения о проведении часа общения «Мой город на карте области». | 28.10-31.10 |
2.7. Классный час «Мой город на карте области» 1. Игра «Калейдоскоп народных традиций». 2. Изготовление дерева Дружбы и наклеивание на него листочков с личными пожеланиями учащихся. 3. Рефлексия: беседа, принятие решения о проведении КВН «Известные места Брянской области». | 12.11-17..11 |
2. 8. КВН «Известные места Брянской области». 1. Выбор команд, названий, девизов, эмблем. 2. Выбор жюри из числа родителей. 3. Проведение КВН между мальчиками и девочками. 4. Рефлексия:беседа, решение о выпуске карты «Путешествие по родному краю» | 03.12-08.12 |
2.9. Выпуск маршрутной карты «Моя Брянщина» 1. Определение маршрутов движения. 2. Сравнение реального движения с движением по карте «Лото» 3. Выбор редакционной коллегии и союза художников для оформления карты 4. Показ учащимся маршрутных листов. 5. Рефлексия: беседа, принятие решения о движении по маршрутным листам на пути к конечному пункту следования: создание мини проекта. | 11.02-16.02 |
2.10.Экскурсия «Путешествие в каменный век» 1.Зоочная экскурсия в село ЮдиновоПогарского района. 2.Обмен впечатлениями. 3.Рефлексия: беседа, ознакомление с последующими действиями по осуществлению мини проекта : « Лото.МояБрянщина». | 18.02-23.02 |
2.11.Просмотр фильма о Брянске. 1. Показ фильма . 2. Обсуждение просмотра. 3.Рефлексия: беседа, обсуждение выполнения мини проекта: «Лото .Моя Брянщина». | 02.03 |
2.12. Отчётный мини проект « Лото. Моя Брянщина» 1. Подготовка мини проекта. 2. Выбор участников команд. 3. Выполнение мини проекта. 4.Испытание продукта. 5.Оценивание продукта. 6.Рефлексия: беседа, принятие решения о участии в городском конкурсе «Юный исследователь», который состоится 9 апреля 2013 года в МБОУ-с о ш №9 в 11ч.30мин. | 25.03-30.03 |
3. Оформление материалов проекта | 01.04-06.04 |
6. Результаты.
Результат | Индикатор |
Привлекли внимание детей и взрослых к природному, историческому и культурному наследию своей малой родины. | Участвовало (в разной форме) 100% учащихся класса – 25 детей, 18 родителей. Сложились устойчивые отношения с партнерами, установилось взаимодействие органов общественного самоуправления. |
Создана игра: «Лото. Моя Брянщина» (Приложение) . | Проведение экскурсий и классных часов. |
Стимулирование и поддержка социально - значимой деятельности классного самоуправления. | Проведение просветительских акций. |
Положительная ценностная мотивация участников образовательного процесса. | Результаты бесед с учащимися, родителями, социальными партнерами показали положительную оценку проекта. |
7. Ресурсы, задействованные при реализации проекта.
Ресурс | Целевое использование |
Административный | Нормативно-правовая база, ресурсная база школы, взаимодействие с партнерами уровня администрации |
Общественный | Управление взаимодействием учеников и родителей, родителей и родителей, организация экскурсий, транспорт, сопровождение детей |
Ресурсы партнеров | Помещения, партнерство воспитанников, педагогов, организационные вопросы, вопросы охраны жизни и здоровья |
Материальные ресурсы | Информационно-компьютерная база, расходные материалы (канцтовары и пр.), транспорт |
Интеллектуально-творческие | Опыт проектной деятельности авторов проекта, творческие возможности детей |
8. Приложение к проекту:
1. Мини проект « Лото. Моя Брянщина» (3 группы карт по 6 карточек).
2.Маршрутные листы.
3.Оценочный лист.
4. Информационный лист «Правила игры».
5.Показатели диагностики.
1. История родного края: учебное пособие для 3 класса/В. Н. Лупоядова, Л. Ю. Лупоядов-Брянск: «Курсив»,2012.
2. С Азбукой по родному краю. Учебное пособие для 1 класса общеобразовательных школ/ Пряникова Н. Е., Шик Н. В.(Серия «Родной край»)-Брянск: «Курсив», 2012.
3. География Брянской области: учебное пособие для учащихся 7-8 классов/М. Д. Лопина, М. Б. Тарлык.Приокское книжное издательство Тула 1972.
4. Клинцы. Историко-краеведческий очерк/ М. П. Чёрный. Тула Приокское книжное издательство 1988.
5.Историко-статистическое описание Стародубского и Новозыбковскогоуездов-Брянск: Группа компаний «Десяточка» (изд-во «Белобережье»),2011.
6. htt://www.brnk.ru/node/5904
7.htt://wikipidia.org/wiki/Юдиново
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День освобождения Брянщины.
17 сентября - День освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков. Я предлагаю материал ддля митинга, посвящённого этому памятному дню....
Линейка, посвященная освобождению Брянщины от немецко-фашистских захватчиков
Цель: формирование у детей ценного отношения к своему Отечеству, воспитание уважительного отношения к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям. На основе возвышающих чувст...
Классный час, посвящённый 70-летию освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков
Сценарий классного часа...
Социально-исследовательский проект " У природы нет плохой погоды...."
Многие дети младшего школьного возраста путают природные явления, времена года, стеснябтся выступать публично....
Социально-исследовательский проект «Создание макета космозоопарка. Наши разумные космические друзья»»
Приурочен к 55летию первого полета человек в космос....
Социально-исследовательский проект «Создание макета космозоопарка. Наши разумные космические друзья»»
Приурочен к 55летию освоения человеком космоса....
презентация Водные богатства Брянщины
материал для урока...