Эссе "Начальная школа 21 века " в моей жизни"
статья по окружающему миру по теме
Материал был представлен на областной конкурс. Опубликован в сборнике по итогам конкурса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе.
« Начальная школа 21 века» в моей жизни.
Здесь однажды на свет появился я.
Всех дороже мне эти края.
Кто-то скажет с усмешкой: «Провинция!»
Я скажу: «Нет- Россия моя.»
Марина Вахто.
По программе «Начальная школа 21 века» (под редакцией НФ Виноградовой ) я работаю семь лет. Познакомилась с УМК случайно: пошёл учиться в школу сын. Я пришла в полный восторг, мне понравилось всё: учебники, тетради, педагогические идеи, технологии, заложенные в комплект. Потом уже были курсы в НИРО, и твёрдое решение связать свою педагогическую деятельность с данным УМК.
Полностью разделяю позиции авторов комплекта, каким должен быть выпускник начальной школы. Развитие УУД происходит с учётом индивидуальных возможностей и способностей каждого ребёнка, где он является полноправным участником процесса обучения. Ведущие методы обучения: размышление, поиск, открытие. Близка мне и идея дифференциации: разноуровневость заданий, подобранных по принципу «труднее-легче». По мнению коллег среднего звена, мои выпускники пришли в пятый класс «другие»- «желающие учиться».
Мне бы хотелось подробнее остановиться на возможности изучения курса « Окружающий мир» с использованием краеведческого материала. Мне и моим ученикам посчастливилось жить, учиться и работать в старинном русском городе Городце- самом древнем на территории Нижегородской области. Анализируя программный курс, я пришла к выводу, что все представленные предметные линии можно преподавать, используя в большей или меньшей степени краеведческий материал. Что нам это даёт? В чём ценность этой идеи?
Краеведение - эффективное средство, способствующее формированию знаний учащихся, основанных на восприятии окружающего мира, развитии и укреплении у детей чувства любви к родному краю, формированию нравственной личности гражданина и патриота России. Через краеведческую направленность происходит расширение и углубление содержания образования и воспитания младших школьников, границ их познавательной и исследовательской активности. «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, в стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле» (Д.С. Лихачёв)
Приведу примеры.1 класс, тема: « Памятные места нашего города»
Люблю бродить по городецким улочкам…
По тихим тупичкам и закоулочкам,
Святую к старине любовь храня.
Мне по душе названия их дельные,
Что в стародавние даны года:
Рязаново болото, Подветельная,
Овражье, Скоморошья Слобода…
Учащиеся получают возможность посмотреть видеофильм о родном городе, послушать сообщения одноклассников о памятниках города, окунуться в историю родного края, узнать и объяснить старинные названия знакомых им улиц и памятных мест.
2 класс , тема: « Древние города России- Золотое кольцо».
Для Отечества был он
То боец, то купец-
Малый Китеж, Радилов,
Волги сын- Городец.
Экскурсия по городу, на исторический вал.
2 класс, тема: «Леса родного края». Экскурсия в краеведческий музей, в зал фауны родного края.
3 класс, тема: «Екатерина Великая». Экскурсия в музей Фёдоровского монастыря - дополнение страниц учебника: «1767 г. освятили первый каменный храм на территории обители. На богослужении присутствовала императрица Екатерина Вторая».
3 класс, тема: «Что такое ремесло?»
И садов вишнёво-яблочный
Дух плывёт по мостовой.
Расписной, расшитый, пряничный
Город наш мастеровой…
Сообщения учащихся по теме, экскурсия в Город Мастеров (мастер-класс по изготовлению жбанниковской игрушки – «городецкие свистушки- голосистые игрушки»).
3 класс, тема: «О веретене, прялке, ткацком станке». Экскурсия в краеведческий музей, в зал, где следует рассказ о прялках из морёного дуба, украшенных резьбой да росписью, такое донце вешала хозяйка на стену вместо картины. Продолжение разговора- в Музейном центре, где учащиеся получают возможность поработать на настоящем старинном ткацком станке.
4 класс, тема : «Школа и образование В 19 веке»- урок в Музейном центре, возможность почувствовать себя учениками прошлых столетий, посидеть за старинными партами, рассмотреть старинные учебники, книги, письменные принадлежности.
Таким образом, подтверждаются слова программы: «Окружающий мир»- предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиление роли занятий, которые проходят вне класса…» В опыте моей работы было сотрудничество с «Детским музейным центром» (руководитель кружка Обрядина Н.П.), когда работа строилась на основании тем учебника «Окружающий мир» 1-3 класса. Для растущего поколения это очень интересно, когда «оживают» страницы учебника. Когда получаешь огромный чувственный и эмоциональный опыт- «чтоб наши души не меркли, чтоб свет был доступен глазам…»
Приятно, когда дети в своих творческих работах пишут: « Богат наш край родной природой, ремёслами, а также людьми- умными, талантливыми, трудолюбивыми. Земля Городецкая может гордиться людьми, которые своими делами прославляют свой край. В истории нашего города таких людей много…» « В нашем древнем городе есть памятники старины: крепостной вал, старинные дома, церкви. У нас много музеев, и сюда приезжают туристы даже из разных стран. Наш край славится разными промыслами: резьбой, росписью, золотым шитьём и другими. А ещё у нас красиво! … Я очень люблю и ценю мой родной край, горжусь тем, что родилась и живу именно здесь!» Вот ради этих строк и стоит работать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Школа и ученики в моей жизни"
Симон Джекобсон сказал: "Секрет выбора пути состоит не просто в том, чтобы идти по земле, а в том, чтобы изящно скользить по льду. И не просто делать шаг за шагом, а поднимаясь к горе, тянуться к небе...
Классный час " Семья в моей жизни ".
О взаимотношениях в семье ....
Здоровье в моей жизни
Без движения нет нормального роста и развития, условий для тренировки важнейших функций организма. Быть здоровым - значит не иметь проблем с самочувствием, быть физически и духовно полноценным человек...
УМК «Начальная школа ХХI века» в моей жизни».
Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах де...
Эссе учителя "Школа в моей жизни".
Для меня школа - это творческая мастерская. Главное в работе учителя- умение любить детей, верить в каждого из них....
Урок : Зачем мы спим? ("Сон в моей жизни") 1 класс УМК "Школа России")
На уроке по теме: "Режим дня" большое внимание уделила понятию сна.Урок разработан с целью показать учащимся, какое значение играет сон для сохранения здоровья, и как влияет со...
УМК «Начальная школа ХХI века» в моей педагогической деятельности.
УМК «Начальная школа ХХI века» в моей педагогической деятельности....