Роль насекомых в природе. Охрана насекомых.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Материал может быть использован при подготовке урока по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_nasekomykh.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир
Тема: Роль насекомых в природе. Охрана насекомых.
Класс: 3
Учебно-методическое обеспечение: презентация «Роль насекомых в природе. Охрана насекомых»
Время реализации занятия: 45 минут
Цель урока: исследовать и определить значение насекомых в природе.
Задачи урока:
Образовательные - учить находить взаимосвязи в природе, познакомить с некоторыми видами насекомых.
Развивающие - развивать умения: наблюдать, сравнивать, делать выводы, давать развернутое объяснение на вопросы.
Воспитательные - повторить экологические правила поведения в природе, воспитывать любовь к природе.
Тип урока: формирование знаний.
Форма урока: урок - исследование
Оборудование: презентация «Роль насекомых в природе. Охрана насекомых», листочки со сказкой и кроссвордом.
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация |
I.Организационный момент. Сообщение темы урока. | 2 мин. |
II. Актуализация знаний. | 7 мин. |
III. Изучение нового материала. Групповая работа. | 27 мин. |
IV. Физминутка. | 2 мин. |
V. Рефлексия. | 7 мин. |
Ход урока:
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
- Ребята, назовите, у какой группы животных главный признак 6 ног?
- Сегодня мы будем говорить о тайнах из жизни насекомых, узнаем, почему насекомых нужно охранять.
II. Актуализация знаний.
- Послушайте разговор насекомых на лугу.
Чтение обучающимися стихотворений.
1-й ученик. Вот улитка - добрый гномик - на себе таскает домик.
Вот квартирка для жука - дырка старого пенька.
Вот стоит высотный дом - муравьи хлопочут в нем.
Вот цветок ромашки - в нем живут букашки.
Эта славная страна вся кругом заселена.
2-й ученик. В лесу у мурашки - муравьи живут своим трудом,
У них обычаи свои и муравейник - дом.
Миролюбивые жильцы без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы, а няньки - в детский сад.
Рабочий муравей спешит тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит в траве и под листвой.
3-й ученик. Гудит в разгар работы лесной аэродром,
Малютки-самолеты курсируют кругом.
Наметив трассу точную из Солнечных земель,
Летит в страну Цветочную мохнатый толстый шмель.
К цветку он направляется, горючим заправляется:
Тонкий шланг-хоботок забирается в цветок.
Лучшее горючее - цветочный сладкий сок!
Самолет почистил грудь, почесал животик
И взлетел... Добрый путь,
Мирный самолетик!
- Что интересного вы узнали из жизни насекомых?
III. Изучение нового материала. Чтение и обсуждение экологической сказки «Как кузнечик бабочку не узнал».
Это был самый первый летний день - такой солнечный и теплый, такой тихий, такой радостный! Молоденький кузнечик, целое утро наслаждавшийся сладким травяным соком и компанией стрекоз, заметил, как по гибкой травинке навстречу ему двигалось необыкновенное существо. Кузнечик мог поклясться, что никогда не видел ничего подобного: существо было похоже на зеленый бочонок, слегка приплюснутый сверху и мягкий на вид, передвигалось ползком, перебирая шестью коротенькими ножками, которые едва выглядывали из-под негустых темных волосков, торчащих по бокам. На зеленом фоне были видны красноватые пятнышки и полоски - по бокам и внизу.
- Привет! - сказал Кузнечик - Я Кузнечик, а ты кто?
- Бабочка, - прошепелявило существо.
Кузнечик так и покатился со смеху:
- Бабочка?! Ты?! Ну и выдумщица!
- Конечно, бабочка. Почему ты мне не веришь? Я же не говорю, ты не Кузнечик, только потому, что ты мал росточком для настоящего Кузнечика.
Кузнечик действительно был очень молод. Он совсем недавно вывелся из яйца и должен был еще порядком вырасти, чтобы стать таким, как все кузнечики. Но во всем остальном он был точно таким же: зелененьким, длинноногим, умел прекрасно прыгать и стрекотать ножками. И хотя прожил на свете совсем недолго, все же повидал он немало, и не какой-то там зеленой бочке было его обманывать:
- Бабочка?! - от возмущения Кузнечик едва не задохнулся. - Бабочка?! Как будто на нашем лугу я не встречал бабочек! Они таки милые, такие красавицы! У каждой две пары нежнейших крылышек - чуть дотронешься, и посыпалась разноцветная пыльца! У них шесть тонких ножек, и пара чудесных усиков, и длинный хоботок, чтобы пить нектар, и огромные глаза, чтобы отыскивать цветы. А ты, вредный бочонок, смеешь обманывать меня, как будто я слепой и не могу отличить бабочку от какого-то самозванца. И какая же ты бабочка? - насмешливо спросил Кузнечик.
- Серебристая Голубянка, - все также тихо ответил «зеленый бочонок».
- Серебристая Голубянка, подумать только!
И вот досада - он еще не был знаком ни с одной Серебристой Голубянкой... Кузнечик хотел еще что-то сказать, но увидел, что «бочонок» совсем не слушает его, а с жадностью обгрызает лист, на котором сидит: по краю, быстро увеличиваясь, появлялась неровная бороздка.
- Фи, - подумал Кузнечик, - какая же уважающая себя бабочка станет есть что-либо, кроме цветочного нектара...
Прошло много дней. Кузнечик рос, пил травяной сок, играл с бабочками и стрекозами, замечал частенько и своего знакомого самозванца, лакомящегося листочками клевера, но больше они не разговаривали. А потом «зеленый бочонок» исчез, и Кузнечик о нем не вспоминал, только раз заметил он в зарослях клевера, где любил обедать его странный знакомый, какое-то гнездышко из прочной паутины, а внутри - контуры, чего-то темного, формой похожего на семечко...
Но в жизни Кузнечика происходили события, целиком захватившие его, и он совсем забыл про смешного самозванца. У Кузнечика выросли крылья! Вот когда он вспомнил «зеленый бочонок», и ему стало даже немножко стыдно за то, что он сказал ему тогда, давно, что сам в точности похож на взрослого Кузнечика...
Это был чудесный летний день: наверное, потому, что в жизни кузнечиков, стрекоз и жучков все летние дни наполнены удовольствиями -солнечным теплом и едой по вкусу. На макушку былинки, у подножия которой сидел Кузнечик, села красавица Серебристая Голубянка.
- Здравствуй, Кузнечик, - сказала она.
- Добрый день, - ответил галантный Кузнечик. - Но разве мы знакомы?..
- Конечно, - ответила бабочка. - Мы виделись с тобой в начале лета. Только ты меня не узнал тогда.
- Когда? Как я мог не узнать тебя?! - застрекотал Кузнечик.
Но Серебристая Голубянка расправила свои прекрасные небесно-голубые крылышки и тихо вспорхнула с цветка.
- Почему Кузнечик не узнал Бабочку?
- Как называется существо, которое встретилось Кузнечику в начале лета?
- Что за странный предмет висел в паутинке?
- В кого превратился смешной «зеленый бочонок»?
Вы знаете, что многие бабочки, жуки, мухи, кузнечики и другие насекомые откладывают яички. Вы их можете увидеть в щелях коры деревьев, на внутренней стороне листьев, под старыми досками. С ними происходят чудесные превращения. Сначала из яичка развивается личинка, например у бабочки личинка - гусеница. Гусеница питается листьями растений, быстро растет. Личинка превращается в неподвижную куколку, запеленутую сверху твердой оболочкой вроде скафандра. И уже куколка превратится во взрослую бабочку, которая вылезет из своего скафандра, расправит крылышки и полетит. (Слайд 2)
IV. Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (туловище в перед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел, (руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется. (покружиться)
Беседа о значении насекомых в природе, экологических правилах поведения.
- Какую роль играют бабочки в природе?
- Бабочки питаются нектаром цветов, который добывают с помощью хоботка. Обычно нектар находится в основании цветка, поэтому бабочки, доставая еду, пачкаются пыльцой. Перелетая на другой цветок, они часть пыльцы оставляют на нем. Так бабочки опыляют цветы. Только из опыленного цветка вырастает плод: яблоко, груша, огурец.
- Почему говорят, что, если бабочек прогнать, урожая не видать? (Если прогнать бабочек, то некому будет опылять цветы растений, и поэтому не будет урожая.)
- Но, к сожалению, в наше время бабочек стало мало. Прекрасная бабочка - махаон, самая большая бабочка России (до 16 см), встречается крайне редко. Она даже занесена в Красную книгу - в ней собраны названия животных, которым грозит исчезновение.
- Рассмотрите рисунки на доске и объясните, почему сейчас встречается очень мало бабочек. (Слайд 3)
- Как мы можем помочь бабочкам выжить? (Насекомых надо беречь, не ловить их. Надо любоваться издалека, не дотрагиваясь до них.)
- Надо ли уничтожать гусениц? (Нет, так как из них вырастут бабочки.)
- Изобразите знак «Правила обращения с насекомыми».
Насекомые - рекордсмены
- Отгадайте загадку:
С броней, а не танк, с крыльями, а не самолет,
Летит - шумит, а без мотора. (Жук)
- Молодцы! А сейчас мы познакомимся с жуками, которых называют рекордсмены.
- Как вы думаете, почему этот жук имеет такое название? (Слайд 4)
- Дубовый усач имеет длинные усы, а живет в дубовых лесах.
- Откуда появилось такое название жука?
- В наших лесах можно встретить жука - оленя. Его длина вместе с «рогами» бывает 8 сантиметров. (Слайд 5)
- Жук - носорог защищает свои владения большим «рогом».(Слайд 6)
- Один из самых крупных жуков - жук - геркулес. Его длина бывает до 18 сантиметров, причем половина приходится на его рог. Обитает жук в Южной Америке. (Слайд 7)
Викторина «Узнай насекомое по его описанию»
1. Время от времени, представители этого вида образуют огромные стаи, пожирающие посевы на своем пути, вызывая тем самым голод во многих странах.
И отличается ну очень коротенькими крылышками (саранча). (Слайд 8)
2. Обитает в траве, запрыгивает на кустарники, питается насекомыми. Характер очень настороженный, чуть что, сразу испугавшись короткими прыжками исчезнет в траве (кузнечик). (Слайд 9)
3. Пожалуй, самый широко известный жук. Его знает любой ребенок. И отличается он от других своей яркой окраской - на его крылышках есть кружочки, которые располагаются попарно (божья коровка). (Слайд 10)
4. Широко распространенная группа равнокрылых сосущих насекомых, представители которой довольно часто встречаются на комнатных растениях (тля). (Слайд 11)
5. У этого насекомого есть цветочное поле, и она - менеджер медового кафе? Она трудолюбивая и умная - управительница всего этого (пчела). (Слайд 12)
6. Эти насекомые – одни из самых древних вредителей, тесно соседствующих с человеком и фактически, выживающим при помощи людей. Этот медленный и неповоротливый жук снабжен длинным, увенчанным двумя коленчатыми антеннами носом, который на самом деле является продолжением головы (таракан). (Слайд 13)
7. Род насекомых, включающий более 1000 видов, распространенных на всех континентах, кроме Антарктиды. Следует отметить, что эти существа очень теплолюбивые и не могут переносить минусовые температуры. В отличие от других насекомых имеют только одну пару крыльев. Задняя пара крыльев похожа на пару початков и служит в качестве опоры. С помощью неявных мышц и напряжения скелета могут очень быстро махать крыльями и совершать фантастические манёвры во время полёта (муха). (Слайд 14)
8. Относится к двукрылым насекомым. Задние крылья недоразвиты и служат для стабилизации полета и координации. Длина тела составляет всего несколько миллиметров (комар). (Слайд 15)
9. Ночные жители, поэтому они становятся активными в вечернее - ночное время. Носит свой домик на себе (улитка). (Слайд 16)
10. Крупные с подвижной головой, большими глазами, короткими щетинковидными усиками, четырьмя прозрачными крыльями с густой сетью жилок и удлинённым стройным брюшком. При полёте машут передней и задней парами крыльев поочерёдно, добиваясь лучшей маневренности, или одновременно — большей скорости (стрекоза). (Слайд 17)
V. Рефлексия.
- Ребята, отгадайте кроссворд и прочитайте ключевую фразу.
Вопросы:
- Нос долог голос тонок. Кто его убьет, тот свою кровь прольет.
- Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.
- На лугах живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь.
- То погаснет, то зажжется ночью в роще огонек. Угадай, как он зовется? Ну, конечно...
- Кто за печкою живет, спать мне ночью не дает?
- Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет.
- Сок из цветов она берет и в сотах копит сладкий мед.
- Шесть ног без копыт, летит - жужжит. Упадет - землю роет.
- В лесу у пня суетня и беготня, народ рабочий весь день хлопочет.
10.Не моторы, а шумят, не пилоты, а летят, не змеи, а жалят.
Ответы: 1. Комар. 2. Стрекоза. 3. Кузнечик. 4. Светлячок. 5. Сверчок. 6. Бабочка. 7. Пчела. 8. Жук. 9. Муравьи. 10. Осы. Ключевая фраза: Охраняйте насекомых.
Список источников:
1. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 - 4 класс. М.: «ВАКО», 2008.
2. Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий. Волгоград: Учитель, 2011.
3. Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс. М.: «ВАКО», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль насекомых в экологическом равновесии."
Экологическое равновесие в природе. Роль насекомых в экологическом равновесии. Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно,...
Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»
На уроке ведётся разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...
Конспект урока: "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов.
Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании: «Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные...
открытый урок Окружающий мир 3 класс тема: Животные- часть природы. Роль животных в природе.
Урок по программе Н.Ф.Виноградовой,...
Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)
Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)...
Презентация к уроку "Роль насекомых в природе. Охрана насекомых"
Поможет при проведении урока по данной теме....
Конспект урока с презентацией. Окружающий мир. 3 класс. УМК "Начальная школа XXI века". Тема: "Животные - часть природы. Роль животных в природе".
Тема: "Животные - часть природы. Роль животных в природе"....