проектная работа "Храм"
проект по окружающему миру на тему
проектная работа "Храм" на примере храма Святой Троицы с. Чистопольские Выселки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_khram.doc | 440.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет
Институт психологии и образования
Приволжского межрегионального центра повышения
квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования
Проектная работа
«Храм "
на примере храма Святой Троицы с.Чистопольские Выселки»
Автор разработки:
Иванова Е.В.учитель начальных классов, учитель истории Мугельтдинова Ю.Т.
МБОУ «Чистопольско-Высельская СОШ»Чистопольского района
Научный руководитель:
Доцент кафедры религиоведения
института социально-философских
наук и массовых коммуникаций КФУ,
кандидат исторических наук Ю.И.Иванов
Казань 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………....................3
ГЛАВА I.История православного храма
1.1Первые русские храмы................................................................................5
1.2 Устройство православного храма………………………………………..7
ГЛАВА II.Практическая часть
2.1 Внеклассное мероприятие по теме «Православный храм Троицы
в моем селе»…………………...... ………………………… ...…………….14
Заключение………………………………………………………………… .20
Список использованной литературы……………………………………….21
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...22
ВВЕДЕНИЕ
Проблема воспитания толерантности, нравственного поведения подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. К сожалению, большая часть информационного пространства сегодня не имеет никакого отношения к тому, что является основополагающим и существенным для формирования человеческой личности, а значит, и для благополучия общества и благополучия страны. Это происходит не по какой-то злой воле, а просто потому, что мысли людей в первую очередь направлены на то, что важно в данный момент. Это связано с профессиональной деятельностью, с решением различных вопросов — административных, технических, политических. Общественная повестка дня настолько уплотнена этой повседневностью, что последняя закрывает собой -то самое основное и фундаментальное, без чего и сама повседневность не может быть позитивной, мирной и благополучной.
Святейший Патриарх Кирилла сказал: "Основы православной культуры — это основы нашего духовного бытия, это основы нашего национального самосознания. Мы видим, что сегодня происходит во многих странах и государствах — какое смятение умов, кровопролитие, ненависть, вражда, столкновения различных групп. Почему это происходит? А именно потому, что размыты фундаментальные основы мировоззрения и становления личности человека… "
Актуальность проекта
Вопросы, связанные с введением в школьную программу об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том сношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Знание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
Цель проекта : знакомство с устройством христианского храма на примере храма Святой Троицы с. Чистопольские Выселки
Задачи:
- познакомить с особенностями христианского храма;
- воспитывать устойчивый интерес к получению новых знаний;
- вырабатывать умения работать с любыми источниками информации;
- формировать представления школьников о культурном наследии
Аннотация проекта
В ходе своей проектной деятельности:
- знакомятся с устройством христианского храма
- осваивают навыки по сбору информации в разных источниках, работая в группах
Принимая участие в проекте, учащиеся знакомятся с историей возрождения храма Святой Троицы С.Чистопольские Выселки, могут собрать информацию о назначении, внешнем виде и устройстве православного храма.
Подготовительная работа
- Изучение истории храма
- рассказ учащимся о храме и постановка вопросов, на которые необходимо найти ответы во время экскурсии;
- встреча с учителем истории по изучению истории храма;
- распределение заданий между учениками;
- составление советов, идущим в храм;
Проект рассчитан на учащихся 4-х классов
Объект исследования является православный храм
Предметом исследования является архитектура священных сооружений православия
Продукт проекта: создание буклета
ГЛАВА I
История православного храма
1.1Первые русские храмы
Строительство первых храмов началось с проникновением на Русь христианства, видимо, к X веку. В договоре князя Игоря с Византией 945 г., то есть за полвека до принятия Русью христианства, упоминается киевская церковь Ильи Пророка. Однако в основном, как вы уже знаете, русичи были язычниками, и, как и другие язычники, часто разрушали христианские храмы. После принятия Русью Православия, то есть с 988 г., начался процесс активного культового строительства.
Сначала для этого приглашали «мастеры из грек». Постепенно овладевая мастерством византийских зодчих, строители-русичи осваивали греческий стиль, постигали его секреты и вместе с тем дополняли его собственным опытом, вносили элементы славянского мировоззрения и мироощущения, личное переживание этического и эстетического содержания новой религии. Так формировался русский стиль христианской архитектуры.
Как вы уже знаете, первым каменным храмом, построенным на Руси после её крещения, стала возведённая в Киеве, на месте убиения христиан-варягов Иоанна и Феодора, церковь Успения Пресвятой Богородицы. Строилась она приглашёнными Владимиром византийскими мастерами с 989 по 996 гг. и символизировала торжество новой государственной религии. Церковь называли Десятинной, потому что Владимир выделил на её содержание одну десятую часть своих доходов. Храм был разрушен в 1240 г. стенобитными машинами хана Батыя. До наших дней дошёл неполный фундамент этой церкви.
Самым древним из дошедших до нас русских храмов является Спасо-Преображенский собор в Чернигове, строительство которого было начато до 1036 г. Это была придворная церковь князя Мстислава Черниговского. Высота её около 30 метров. Среди всех древнерусских храмов это самый «византийский», то есть в наибольшей степени соответствующий византийскому стилю, но, как отмечают специалисты, и здесь уже присутствуют элементы русского своеобразия.
В 1037 г. было начато возведение собора Святой Софии в Киеве по указанию Ярослава Мудрого, который в годы своего правления развернул в столице грандиозное строительство. Храм, посвящённый Софии — Премудрости Божией, стал центром главного города Киевской Руси. Высота центральных глав Софийского собора около 29 метров.
Автор книги «Тысяча лет русской архитектуры» А. В. Иконников пишет: «Киевская София стала крупнейшим зданием Руси и была им до конца XV века. Столь грандиозных построек в то время не создавали уже и в самой Византии. Каменные своды киевского храма складывались в непрерывную систему, завершавшую все здание. Эта система опережала конструктивные эксперименты раннероманского зодчества Западной Европы, которое в начале XI в. ещё использовало сочетание каменных и деревянных конструкций. Русь получила эталон постройки, технически наиболее совершенной для своего времени. Это дало мощный толчок к развитию каменного зодчества». Храм сохранился с большими изменениями в результате разрушений, нанесённых монголо-татарами, а также из-за более поздних перестроек духовными пастырями и реконструкций Петра Могилы в XVII веке. И всё же собор во многом сохранил первоначальный облик, особенно в интерьере.
По образцу этого храма Софийские соборы были построены в других центрах Руси: Новгороде и Полоцке. Возможно, строительство новгородского Софийского собора возглавляли зодчие, которые участвовали в возведении Киевской Софии, что сказалось на их большом сходстве. Инициатором строительства Новгородской Софии стал также Ярослав Мудрый, который до киевского княжения был князем новгородским, где после себя посадил на княжеский престол сына своего Владимира. Эти два храма, имеющие одно название, столь близкие по внешнему устроению и размерам, должны были символизировать единство двух главных городов и княжеств, а, следовательно, и единство общерусское. Новгородский Софийский собор строился с 1045 по 1050 гг. Софийские соборы в Новгороде и Полоцке дошли до нас, но новгородский — в сильно перестроенном виде. Хорошо сохранились некоторые храмы XII века: Успенский (1158-1185 гг.) и Дмитриевский (1194-1197 гг.) во Владимире, церковь Покрова на Нерли (1165 г.) близ Владимира, смоленская церковь св. Петра и Павла (сер. XII в.), новгородский собор Николая Угодника на Ярославском дворе (1113 г.), Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде (1119-1130 гг.), новгородская церковь Спаса на Нередице (1198 г.), Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском (1157 г.). Под Суздалем князь Юрий Долгорукий в местечке Кидекша возвёл мощный укреплённый замок с церковью святых Бориса и Глеба (1152 г.). Этот храм был построен на том месте, где сыновья Владимира Святого Борис и Глеб стали жертвой борьбы за киевский престол от руки старшего брата Святополка, получившего за то прозвище «Окаянный». Одноглавая церковь была сооружена из массивных блоков местного белого известняка, а не по традиции византийского зодчества — из плинфы, поэтому производит впечатление, что строилась она не обыкновенными зодчими, а сказочными богатырями.
Внутреннее устройство храма
От Византии русские мастера переняли кладку из плинфы, плоского квадратного обожжённого кирпича светло-розовых тонов. Толщина плинфы была, как правило, 4 см, но иногда использовалась и более тонкая, и более толстая. Так, например, для церкви Успения Богородицы в Киеве (Десятинной) была использована плинфа необычная: светло-жёлтого цвета и совсем тонкая — 2 см. А черниговские мастера использовали прямоугольную плинфу толщиной 5 см.
В сочетании с толстым слоем белого или розового раствора извести такая кладка выглядела необыкновенно красиво. Камень обычно использовали только для фундамента, и лишь иногда храмы возводили целиком из природного материала — известняка, например, церковь святых Бориса и Глеба под Суздалем.
Использовали для строительства храмов на Руси и более дешёвый материал — дерево. В деревянном зодчестве русские зодчие добивались поразительного совершенства: строили быстро, красиво, надёжно, без единого гвоздя, все элементы скреплялись только деревом. Дошедшая до нас культовая деревянная архитектура удивляет и восхищает как внешней красотой, так и мастерством исполнения. Наиболее древний деревянный храм — церковь Ризоположения в селе Бородава Вологодской области, ныне — на территории Кирилло-Белозерского монастыря, была срублена (построена) в 1486 г.
1.2Устройство православного храма
Как вы уже знаете, храм имеет совершенно особое назначение отличное от любого другого сооружения: обычного жилища дворца, развлекательного учреждения, школы, больницы и т.п. Храм создаётся для верующих, для их соборных молитв и совершения таинств. Поэтому и строится он так, чтобы и внешний облик, и внутреннее устроение храма соответствовали этому назначению.
Главной внешней особенностью православного храма является его купольное завершение с водружённым на нём православным крестом. Во внутреннем устроении здания храма особое значение имеет свод, символизирующий Духовное Небо и сооружаемый таким образом, чтобы создавать впечатление глубины и вместе с тем незыблемости и прочности духовного мира — тверди небесной (вспомните, в каком смысле используется слово «твердь» в 1 главе "Бытия").
В христианских храмах используют разные типы конструкций сводов: крестовая, цилиндрическая, купольная и другие. В Древнерусском государстве получила распространение крестово-купольная архитектурная система. Принцип её заключается в организации храмового пространства и главных несущих и опорных конструкций по типу креста с возведённым в центре куполом. В плане здание церкви как бы расчленяется крестом, перекрестье которого приходится точно на центр храма, то есть на подкупольное пространство между четырьмя столбами, где собираются верующие во время богослужения.
Вход в здание находится в западной его части, а алтарь располагается в восточной. Главные и прочие столбы делят храм на нефы (озн. «корабль») — галереи, идущие от входа к алтарю. Нефов в храме может быть один, два, три и более, чаще всего — три или пять.
В деревянном зодчестве на севере Руси в XIV-XV веках сложился шатровый стиль, а в XVI веке он стал широко распространяться в строительстве каменных храмов центральной части России.
Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов, теремов в виде четырёхгранной или восьмигранной пирамиды. Такое завершение использовано, например, в храме Вознесения Господня, построенного на высоком берегу Москвы-реки в Коломенском (Москва). Храм был освящён 3 сентября 1532 года. Шатровый стиль украшает и храм Покрова Пресвятой Богородицы (Храм Василия Блаженного), построенного в 1555-1560 гг. на Красной площади столицы по приказу Иоанна Грозного в честь завоевания Казани.
В 1649-1652 гг. в Москве была построена церковь Рождества Богородицы в Путинках, ставшая последним храмом в Москве с шатровым завершением. В 1652 г. патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов, и с этого времени шатры строились только для колоколен.
Каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. Еще издалека мы видим, как сияют кресты на куполах храма. Купола с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир. Купол — это как пламя горящей свечи, недаром издревле
наши предки старались даже в самые тяжелые времена золотить кресты и купола храмов. Каждый храм посвящен какому-либо святому или событию.
Кровля храма увенчивается куполом с крестом. По распространённой традиции, православные храмы могут иметь:
- 1 купол — символизирует Господа Иисуса Христа;
- 2 купола — два естества Христа (божественное и человеческое);
- 3 купола — Святая Троица;
- 5 куполов — Христос и четыре евангелиста;
- 7 куполов — семь Вселенских соборов, семь таинств христианских;
- 9 куполов — девять чинов ангельских;
- 13 куполов — Христос и 12 апостолов.
- 24 купола — 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете;
- 25 куполов — 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете + Иисус Христос;
- 33 купола — возраст Христа, в котором его распяли.
В византийской традиции купол крылся непосредственно по своду, в русской традиции в связи с «вытягиванием» формы купола возникло пространство между сводом и куполом. В православном храме выделяют три части: притвор, основной объём храма — кафоликон (средняя часть) и алтарь. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.
Основные части православного храма
Алтарь — место таинственного пребывания Господа Бога, является главной частью храма. Самое важное место в алтаре — престол в форме четырёхугольного стола, имеет две одежды: нижнюю из белого полотна (срачица) и верхнюю парчовую (индития). Символическое значение престола — как места, где невидимо пребывает Господь. На престоле находится антиминс — главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой частицей мощей какого-либо святого. Связано это с тем, что в первые века христианства служба (литургия) совершалась на гробницах мучеников над их мощами. Антиминс хранится в чехле (илитон).
Алтарную часть от кафоликона отделяет алтарная преграда — иконостас. На Руси многоярусные иконостасы появляются в нач. XV в. (Успенский собор во Владимире). В классическом варианте иконостас имеет 5 ярусов (рядов):
- местный (в нём располагаются местночтимые иконы, царские врата и дьяконские двери);
- праздничный (с маленькими иконами двунадесятых праздников) и деисусный чин (главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование) — эти два ряда могут меняться местами;
- пророческий (иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках);
- праотеческий (иконы ветхозаветных святых).
Однако в широком распространении рядов может быть 2 и больше. В шестой ярус могут входить иконы со сценами страстей или святых, не вошедших в апостольский ряд. Состав икон в иконостасе может быть различным. Наиболее традиционно устоявшиеся изображения:
- На двустворчатых царских вратах, расположенных посередине местного ряда, чаще всего имеют 6 клейм — изображение Благовещения и четырёх евангелистов.
- Слева от царских врат — икона Богородицы, справа — Иисуса Христа
- Вторая вправо от Царских врат икона соответствует престолу (храмовая икона).
- На дьяконских дверях — обычно архангелы или святые.
- Над царскими вратами — «Тайная вечеря», выше (на той же вертикали) — «Спас в силах» или «Спас на престоле» деисусного чина, справа от Него — Иоанн Предтеча, слева — Богородица. Особенность икон из Деисуса — фигуры чуть повёрнуты, обращены к центральному образу Христа.
Иконостас завершается крестом с фигурой Христа (иногда без неё). Иконостас — символ небесной Церкви, предстоящей с земною. Завеса, отделяющая престол от царских врат, называется катапетасмой. Цвет катапетасмы бывает различным — тёмный в трагические дни, на праздничные богослужения — золотой, голубой, алый. Входить в царские врата, а также пересекать пространство между катапетасмой и престолом не должен никто, кроме священнослужителей. Вдоль иконостаса со стороны основного пространства храма располагается небольшое протяжённое возвышение — солея (внешний престол). Общий уровень пола алтаря и солеи совпадают и приподняты над уровнем храма, количество ступеней — 1, 3 или 5. Символическое значение солеи — приближение к Богу всех священнодействий, происходящих на ней. Там же устраивается амвон (выступ солеи перед царскими вратами), с которого священником произносятся слова Священного Писания и проповеди. Его значение велико — в частности, амвон представляет собой гору, с которой проповедовал Христос. Облачальный амвон представляет собой возвышение посреди церкви, на котором совершается торжественное облачение архиерея и нахождение до входа в алтарь. Места для певчих во время богослужения называются клиросами и находятся на солее, перед флангами иконостаса. У восточной пары столбов кафоликона может располагаться царское место — у южной стены для правителя, у северной — для духовного лица.
Другими структурными частями православного храма являются:
- Основное пространство храма (кафоликон) — область земного пребывания людей, место общения с Богом.
- Трапезная (необязательно), как второй (тёплый) храм — символ помещения, где происходила пасхальная Тайная вечеря. Трапезная устраивалась по ширине апсиды.
- Притвор (предхрамие) — символ греховной земли.
- Пристройки в виде галереи, дополнительные храмы, посвящённые отдельным святым — символ града небесного Иерусалима.
- Колокольня перед входом в храм символизирует свечу Господу Богу.
Следует отличать колокольню от звонницы — сооружения для подвески колоколов, не имеющего башнеобразной внешности.
Храм, церковь — самый распространённый вид культового сооружения в православии и в отличие от часовни имеет алтарь с престолом. Колокольня может стоять как вплотную к храму, так и отдельно от него. Нередко колокольня «вырастает» из трапезной. Во втором ярусе колокольни может располагаться маленький храм (темничка). В более поздние времена, когда возводились тёплые церкви в подклете устраивалась печь для обогрева всего здания. Территория вокруг храма обязательно благоустраивалась, производилось ограждение участка, посадка деревьев (в том числе плодовых), например, круговая обсадка, образующая своеобразную беседку. Такой садик имел также символическое значение райского сада.
Первые православные храмы Киевской Руси строились из кирпича, который потом имел широкое применение на протяжении всех периодов русского храмового строительства. Для северо-западных земель (Новгорода, Пскова), Владимиро-Суздальского и Московского княжеств характерно было использование белого камня. Третьим видом строительного материала для церквей служило дерево. Большой пласт уникальных образцов русского деревянного зодчества находится в северных регионах России (знаменитый Кижский погост в Карелии, памятники Кинозёрья в Архангельской обл.). До настоящего времени дошли деревянные храмы, построенные не ранее XVII в.
ГЛАВА II
Внеклассное мероприятие : Православный храм села Чистопольские Выселки.
Цель: формирование сознательного отношения к собственной культуре и истории родного региона на примере возрождения храма в селе Чистопольские Выселки Чистопольского муниципального района РТ
Задачи:
1.Изучить историю создания храма в селе Чистопольские Выселки Чистопольского муниципального района.
2.Собрать информацию о назначении, внешнем виде и устройстве православного храма;
3. Воспитывать любовь к Отечеству, интерес к его прошлому.
Основные термины и понятия:
Храм.
Икона.
Иконостас.
Царские Врата.
Алтарь.
Богоматерь.
Колокольный звон.
Оборудование и материалы : игра «Устройство храма», схема храма, презентация, словарь Ожегова
Класс делится на 3 группы : краеведы, зодчие, искусствоведы.
Ход мероприятия
1.Организационный момент. Звучит запись колокольних звонов.
2.Чтение стихотворения местного поэта Ивана Спирина «Колокольний звон»
И снова в храм звонят колокола!
Святая Русь встаёт на своё былое место.
А звон плывёт как в давние года,
Бежит рекой из сказочного детства.
Окрестность вся заполнилась колокольним звоном,
В святое место люди все идут, идут
Своим привычным, торопливым ходом.
Они верят в Бога и от него с надеждой хорошего чего-то ждут!
3.Беседа с учащимися
О каком святом месте говорит поэт?
Как выдумаете, о каком храме вспоминает поэт Иван Спирин?
Как называется храм, расположенный в нашем селе?
Прежде чем познакомиться с храмом Святой Троицы вспомним:
Что такое храм?
Ответы детей (Куда ходят молиться, где звонят колокола, где крестят детей, где живет Бог).
4. Работа со словарём
Нахождение значение слова храм в словаре Ожегова. (работа в группах)
5. Вертуальная экскурсия по храму
Сегодня я вам предлагаю совершить виртуальную экскурсию по храму.
-Что такое виртуальная экскурсия?
Чтобы совершить экскурсию, мы должны знать правила поведения в православном храме.
Каждая группа должна написать правила поведения в храме.
Не забудьте правила работы в группе.
Каждая группа зачитывает правила поведения.
Соблюдая правила поведения, отправляемся в храм.
(Перед детьми внешний и внутренний вид храма) слайд
- А как вы думаете, этот храм давно построили или он новый?
6.Сообщение краеведов об истории храма
Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, “красном” месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства. Каждый храм посвящен какому-либо святому или событию. Само здание храма строится либо в виде креста (символ Христа), либо в виде круга (символ вечности), либо в виде восьмиугольника (символ путеводной вифлеемской звезды). Завершается храм куполом (символом неба), на котором ставят главу с крестом. При этом, если ставится 1 глава, тот это символизирует самого Иисуса Христа, если две главы - два естества в Христе (божественное и человеческое), если 3 - три лица троицы, если 5 - Христа и четыре евангелиста, если 7 - семь таинств церковных и семь вселенских соборов, если 9 - девять чинов ангельских, если 13 - Христос и двенадцать апостолов. В 1886 году в центре села был возведен храм Троицы. Храм строился как на средства прихожан и на деньги купца Остолоновского. После Великой октябрьской революции, храм был закрыт и был фактически разрушен. В настоящее время храм передан Казанской епархии и в нем проходят реставрационные работы. Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни. Церковь восстанавливается при активном содействии внуков последнего настоятеля (до закрытия) прославленного в 2006 году священномученика Михаила Вотякова.
-Давайте снова посмотрим на храм. Посмотрите, какая необычная крыша у храма, здание венчают купола. Сколько куполов?
- Что напоминает эта форма? Форма купола похожа на пламя свечи, оно также устремлено вверх. Эта устремленность вверх, к небу, символизирует молитвенную устремленность верующих к Богу.
-А на что похож наш храм. (На корабль)
Мы говорили, что у корабля бывает мачта, а у храма мы видим высокую башню – колокольню.
Для чего нужна колокольня, как вы думаете?
Название колокольня подразумевает, что на ней располагаются колокола. Колокольню иначе называют еще звонницей.
- А почему колокольня такая высокая, как вы думаете? Чтобы колокольный звон был слышен на всю окрестность.
- Для чего звонят в колокола? Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих к Богослужению, возвещать тем, кто находится вне храма о важных моментах службы.
- Из каких частей состоит наш храм? Устройство православного храма предполагает его деление на три части: алтарь, средний храм и притвор.
7. Игра «Устройство храма»
8. Сообщение искусствоведов о жизни священномученика Михаила Вотякова
Михаил Тимофеевич Вотяков
Отец Михаил (Михаил Тимофеевич Вотяков) стал настоятелем Троицкой церкви в селе Чистопольские Выселки в 1930 году. Родился он в деревне Вотяково (ныне село Утяково) Чистопольского уезда Казанской губернии в православной семье казённого крестьянина. Окончил церковно-приходскую школу. В 1906 году он был рукоположен в сан диакона, а в 1914 году — в сан священника. К тому времени отец Михаил был уже женат. В семье родилось девять детей.
Во время первой мировом войны отец Михаил вместе с жителями села Кумья, где тогда служил, также внёс свою лепту в оказание помощи раненым. На фронт в посылках шли Священные Писания, молитвословы, нательные крестики, иконы, одежда и обувь.
В 1918 году по Казанской епархии прокатилась волна красного террора. Отец Михаил не оставил своего прихода, хотя очень бедствовал с семьёй. Вскоре он был переведён в церковь села Кулаково, затем в Сарсазы, где был награждён саном протоиерея.
Следующий приход, куда был направлен отец Михаил, — Троицкая церковь в Выселках. Жители села прониклись к нему глубоким уважением и любовью. Но нашлись и те, кто стали доносить в НКВД, что отец Михаил в своих проповедях выступает против колхозов. На священника была заведена папка, куда складывались до «лучших времён» все написанные на него доносы.
На страстную пятницу 1931 года протоиерей проснулся рано. На вопрос жены, что случилось, ответил, что видел странный сон. Хотя к снам отец Михаил относился без суеверия, но в этот раз в течение всего дня был сам не свой. Сказал домашним: «Я пострадаю за Христа, приму мученическую смерть за исповедание православной веры».
В пасхальное утро 20 апреля 1931 года, после совершения праздничной литургии, отец Михаил был арестован по обвинению «за произнесение проповедей, мешающих весенне-полевой кампании» (позднее обвинение было перефразировано: «проведение антисоветской и антиколхозной агитации»). Из дома он пешком под конвоем был отправлен в чистопольскую тюрьму. Своего пастыря вышли провожать многие верующие села. Он шёл, не сопротивляясь, и во время этого горького пути произнёс последнюю проповедь, обращённую к своей пастве, поучая всех хранить веру православную.
Через несколько дней были произведены аресты ещё нескольких жителей села, вместе с ними отец Михаил был отправлен из чистопольской тюрьмы в Казань. На обвинения, предъявленные ему, ответил: «Виновным себя не признаю». Ни угрозы следователя, ни жестокое тюремное обращение не сломили мужество отца Михаила, кротко переносившего поругания.
12 июня 1931 года отцу Михаилу было зачитано постановление тройки ПП ОГПУ ТАССР от того же числа, которое гласило, что Вотяков без суда приговорён к высшей мере наказания — расстрелу, а его семья выселяется е северный край. Приговор был приведён в исполнение 18 июня 1931 года на Архангельском кладбище в Казани. Вместе с батюшкой были расстреляны и некоторые из его односельчан. Последнее слово перед расстрелом он произнёс, обращаясь к этим несчастным, призывая их простить гонителей и палачей, как сам он простил их.
16 января 1989 года протоиерей Михаил Тимофеевич Вотяков был реабилитирован. По решению Синода Русской Православной Церкви, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, протоиерей Михаил Вотяков, настоятель Свято-Троицкой церкви села Чистопольские Выселки Чистопольского района Казанской епархии, причислен к лику новомучеников и исповедников российских.
.
9. Знакомство зодчих с иконами храма
10. Краеведы создают буклет храма
11. Зодчие создают коллаж храма
12. Искусствоведы создают фотовыставку
Подведение итогов
Заключение
В ходе проектной деятельности учащиеся познакомились с устройством христианского храма, учились работать в группах, осваивают навыки по сбору информации в разных источниках. Учащиеся пополнили знания об истории своего села, храма Святой Троицы.
Цель и задачи выполнены
Список использованной литературы
1.Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов. 2-е изд. Просвещение, 2012.- 80 с
2.Всеобщая история религий мира. М., 2008.
3.Знаменский П. В. История Русской церкви (Учебное руководство). 9-е изд., испр. М., 2000.
4.Православие: словарь-справочник. 2-е изд., испр. и доп. М., 2007.
5.Примерная программа по окружающему миру//Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. Ч. 1. 4-е изд., перераб. М., 2010.
8.Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты: энциклопедический словарь/ред. кол.: М.П. Мчедлов и др. М., 2001.
ППРИЛОЖЕНИЕ1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.
Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....
Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании
Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....
Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.
Выступление на семинаре с опорой на презентацию....
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...
Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....