1 класс. Окружающий мир.
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Лазова Светлана Константиновна

УМК Школа 21 в. Рабочая программа и поурочное планирование по предмету окружающий мир. 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                                  Согласовано                                        Утверждено

на заседании ШМО                                                      Зам. директора по УР                         Директор

учителей начальных классов                                    МБОУ СОШ № 1 г. Ворсма              МБОУ СОШ № 1 г. Ворсма

                                                                                         _________И.К. Клементьева          _______В.В. Колемасов

(Протокол                                              

от «____» ____ 2014 г. № 1)                                         «____» ____________ 2014 г.          «___» _____________ 2014 г.

Рабочая  программа

по  окружающему миру

1В класс

на  2014 – 2015  учебный  год

Учитель  начальных классов

Лазова Светлана Константиновна                                                                                      

2014г.

Пояснительная  записка

            Рабочая  программа  построена на основе  Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 1 г. Ворсма, по программе УМК «Начальная школа ХХ! века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, авторской программе по окружающему миру Н.Ф. Виноградовой (Окружающий мир. Программа 1-4 классы. Н.Ф. Виноградова.М.: Вентана-Граф, 2012), в соответствии с требованиями Федеральных государственных стандартов второго поколения.

Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

Задачи курса:

- воспитание любви к своему городу, к своей Родине,

- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и

   социальной среде,

- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,

- осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих  дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.                          

Учебно-методический комплект:

1.Учебник:

Н.Ф.  Виноградова.   Окружающий  мир: 1  класс:  учебник  для  общеобразовательных  учреждений    -  М.:  «Вентана – Граф»,  2011.

2. Рабочие  тетради для  учащихся  общеобразовательных  учреждений:

Н.Ф.  Виноградова.  Окружающий мир -  М.:   «Вентана – Граф»,  2014.

3. Окружающий мир. Программа 1-4 классы. /Н.Ф. Виноградова. М.: Вентана-Граф, 2012

Объем программы:

 На  изучение  данного  предмета  в  1  классе  отводится  66  ч. (33 учебные  недели  по  2  часа  в  неделю)

Формы организации учебного процесса:

- урок,

- урок-экскурсия,

- урок-игра,

- урок-путешествие.

На уроках применяются:

- фронтальная и индивидуальная работа,

- работа в группах и парах

- работа с информационными источниками,   практические работы.


Требования к уровню подготовки учащихся

Изучение по предмету «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные  качества,   позволяющие успешно  осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности,
    понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в
    современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой
    роли России  в мировой  истории,   воспитание  чувства  гордости  за
    национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране,   ее
    истории, любви к родному краю,  своей семье, гуманного отношения,
    толерантности  к людям,  независимо  от  возраста,   национальности,
    вероисповедания;
  • понимание   роли   человека   в   обществе,    принятие   норм
    нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия
    со взрослыми и сверстниками;
  • формирование   основ   экологической   культуры,    понимание
    ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с
    учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний
    о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение    и    установление    элементарных    связей    и
    зависимостей в природе и обществе;
  • овладение    наиболее    существенными   методами    изучения
    окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование    полученных    знаний    в    продуктивной    и
    преобразующей деятельности;
  • расширение   кругозора   и   культурного   опыта   школьника,
    формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и
    образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные  как   способность  применять  для  решения
    учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение,
    обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования
    различных      видов      деятельности      (репродуктивной,      поисковой,
    исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные   как   способности   в   связной   логически
    целесообразной форме речи передать результаты изучения  объектов
    окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Планируемые результаты обучения по программе окружающего мира.

1. К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:

—        воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города,
страны, достопримечательности столицы России;

—        различать   дорожные   знаки,   необходимые   для   безопасного
пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на
улицах;

—    ориентироваться    в    основных    помещениях    школы,    их местоположении;

—        различать особенности деятельности людей в разных учреждениях
культуры и быта; приводить примеры различных профессий;

—   различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;определять последовательность времен года (начиная с любого),
находить    ошибки    в    предъявленной    последовательности;    кратко
характеризовать сезонные изменения;

- устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой
природы;

—        описывать     (характеризовать)     отдельных     представителей растительного и животного мира;

—        сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:

—  анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

—        различать основные нравственно-этические понятия;

—        рассказывать о семье,  своих любимых занятиях,  составлять
словесный портрет членов семьи, друзей;

—        участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка
природы.


Календарно- тематическое планирование

№ уроков

Название темы

Количество часов

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

1

Нас окружает удивительный мир. Экскурсия.

1

04.09

2

Давай познакомимся. Урок-игра.

1

05.09

3

Мы – школьники. Экскурсия по школе.

1

11.09

4

Правила поведения в школе. Урок-игра.

1

12.09

5

 Сентябрь - первый месяц осени. Экскурсия в парк.

1

18.09

6

Что нам осень подарила. Урок-игра.

1

19.09

7

Грибная пора. Урок-игра.

1

25.09

8

Семья. Урок-игра.

1

26.09

9

Любимые занятия. Урок-игра.

1

02.10

10

Воскресный день. Урок-игра

1

03.10

11

Как из зерна получилась булка.

1

09.10

12

Человек и домашние животные. Урок-игра

1

10.10

13

Октябрь уж наступил.Экскурсия.

1

16.10

14

Явления природы. Урок-игра

1

17.10

15

Где ты живёшь ? Экскурсия

1

23.10

16

Лесные новости. Урок-игра

1

           24.10

17

Дорога от дома до школы.

Экскурсия.

1

30.10

18

Правила поведения на дорогах.

 Правила ДД на улицах нашего города.

1

31.10

19

Все профессии важны.

1

13.11

20

Кто работает ночью

1

14.11

21

Что такое здоровье?

1

20.11

22

Наши помощники - органы чувств.

1

21.11

23

Правила гигиены

1

27.11

24

О режиме дня

1

28.11

25

Будем закаляться!

1

04.12

26

Ноябрь- зиме родной брат.

1

05.12

27

Звери - млекопитающие

1

11.12

28

Что мы знаем о птицах?

1

12.12

29

Птичья столовая

1

18.12

30

Родной край . Где ты живешь?

1

19.12

31

Дом, в котором ты живешь

1

25.12

32

Игра:

«О чем рассказывают вывески».

1

26.12

33

Зачем люди трудятся?

1

15.01

34

В декабре, в декабре все деревья в серебре

1

16.01

35

 Какая бывает вода? Проведем опыты.

1

22.01

36

Поговорим о дружбе.

1

23.01

37

Идем в гости.

1

29.01

38

Январь - году начало, зиме -середина

1

30.01

39

Хвойные деревья

1

05.02

40

Жизнь птиц.

Гости с Севера.

1

06.02

41

Наша страна – Россия.

1

19.02

42

О гербе, о флаге и гимне.

1

20.02

43

Москва — столица нашей Родины

1

26.02

44

Богата природа России

1

27.02

45

Леса  и цветы России

1

05.03

46

Какого народа ты сын?

Мы - россияне!

1

06.03

47

Мы – россияне. Народная сказка.

1

12.03

48

Февраль-месяц метелей и вьюг.

1

13.03

49

Звери - млекопитающие

1

19.03

50

Наш  уголок природы.

1

20.03

51

Мы - граждане России.

1

02.04

52

Права и обязанности гражданина России

1

03.04

53

О правилах поведения

1

09.04

54

23 февраля – День защитника Отечества.

1

10.04

55

8 марта - праздник всех женщин

1

16.04

56

Март-капельник

1

17.04

57

Лесные новости

1

23.04

58

Здоровая пища

1

24.04

59

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

1

30.04

60

Какое бывает настроение.

1

07.05

61

Звуки весны: апрель-водолей.

1

08.05

62

Лесные новости.

1

14.05

63

Весенние работы

1

15.05

64

Кто работает на транспорте

1

21.05

65

Скоро лето. Ты пешеход.

1

22.05

66

Май весну завершает, лето начинает. (экскурсия)

1

28.05


Содержание учебного курса

Название раздела (темы)

Программное содержание

Характеристика деятельности детей

(универсальные учебные действия)

1 класс

Введение. Этот удивительный мир

 

Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира

Речевая разминка. «Закончи предложение». Работа с иллюстративным материалом и беседа «Что нас окружает» (фото природных явлений, знаменитых архитектурных сооружений (шедевров мировой архитектуры), портретов великих людей). Задания на классификацию «Объединим предметы в группы», дидактическая игра «Назовём объекты». Выполнение заданий в рабочей тетради

Мы — школьники

 

Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе

Речевая разминка. «Назови, кто (что) где находится».

Рисование «Варежки». Рассказывание «Расскажу вам о себе». Работа с иллюстративным материалом: «Придумаем детям имена», «Кто чем занимается». Логическое упражнение на сравнение: «Сравним портреты двух девочек».

Речевая разминка. Игра «Кто быстрее назовёт школьные помещения». Рассказывание: «Познакомимся: расскажу вам о себе». Работа с текстом стихотворения «Первоклассник». Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, раздевалке. Работа с текстом стихотворения «Первый урок»

Родная природа

   

Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери  в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние, дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними. Трудовая деятельность в классном уголке природы

Семья

 

Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье

Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Речевая разминка. Рассказывание: «Семья Миши» (по рисункам) и «Моя семья». «Люблю ли я кукольный театр?». Работа с текстом стихотворений «Простое слово», «Бабушка». Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации». Ролевая игра (на выбранную детьми тему). Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста

Труд людей

     

Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных. Труд людей родного города (села). Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос

Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Словесная дидактическая игра «Угадай, кто я». Создание плаката «Транспорт», практическая работа «Огород на окне», «Цветник нашего класса»

Наша страна — Россия.

Родной край

     

Родной город (село). Россия, Москва. Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России

Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве. Моделирование «Улица города».
Игра с пазлами «Знаки дорожного движения».

Игра «Мой адрес». Ориентирование по карте. Ролевая игра «Магазин „Российский сувенир“». Знакомство со столицей России. Путешествие по карте России. Речевая разминка. Беседы

Твоё здоровье

       

Твои помощники — органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила закаливания. Какая пища полезна. Как правильно питаться

Речевая разминка. Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету». Упражнения с часами: «Определи время на часах», «Закончи предложение»

Я и другие люди

       

Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества

Речевая разминка. «Расскажи о своём друге», «Идём в гости», «Сказка о старых вещах». Беседа с использованием литературного материала. Обсуждение воображаемой ситуации «Подарок». Упражнение «Письмо заболевшему другу». Сценарий классного праздника на Новый год

 

                                                                                                   

                                                                                                                 


 

Формы и средства контроля.

             В первом классе четырёхлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звёздочки, самолётики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твоё мнение», «давай послушаем других»…                                                                                                                  

            Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

   Предметные УУД отслеживаются в карте индивидуальных достижений каждого обучающегося.

Материально-техническое обеспечение предмета:

Окружающий мир.Программа 1-4 классы. / Н.Ф.Виноградова. М.: Вентана-Граф, 2012.

Учебник:

Н.Ф.  Виноградова   Окружающий  мир: 1  класс:  учебник  для  общеобразовательных  учреждений    -  М.:  «Вентана – Граф»,  2011.

 Рабочие  тетради для  учащихся  общеобразовательных  учреждений:

Н.Ф.  Виноградова  Окружающий мир -  М.:   «Вентана – Граф»,  2014.

 Окружающий мир  1 класс.  Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

 Учебные презентации

  Электронный образовательный ресурс «Окружающий мир. 1 класс»; Издательский центр «Вентана – Граф», 2011

                           Окружающий мир (DVD)

 Окружающий мир. 1 класс

 Окружающий мир. 2 класс

 Окружающий мир. 3 класс

Окружающий мир. 4 класс

Летние и осенние изменения в природе

Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире

                                                  Окружающий мир

№ п/п

                                 Название таблицы

Количество

   

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

   10

   11

   12

   13

   14

   15

   

1619

   20

   21

   22

   23

   24

   25

   26

   27

   28

   29

   30

   

   31

   32

   33

   34

   35

   36

   37

   38

   39

   40

   41

   42

   43

   44

   45

 

    46

    47

    48

    49

    50

    51

    52

    53

    54

    55

    56

    57

    58

    59

    60

   61

   62

   63

   64

   65

   66

   67

   68

   69

   70

   71

   72

   73

                                             1 класс

Комнатные цветы

Садовые цветы

Части растений

Земля. Луна

Насекомые

Птицы

Рыбы

Звери

Зимующие птицы

Перелётные птицы

Дикие звери

Домашние животные

Динозавры

Наша страна

Знакомство с компьютером

                                         2 класс

Неживая и живая природа.Зима.Весна. Лето.Осень

Явления природы в неживой и живой природе

Деревья, кустарники, травы

Ядовитые растения

Красная книга.Растения

Красная книга.Животные

Ориентирование.Стороны горизонта

Водный и воздушный транспорт

Наземный и подземный транспорт

Строение тела человека

Путешествие в космос

Кладовые земли

                                    3 класс

Тела,вещества,частицы

Круговорот воды в природе

Связи в живой природе

Цепи питания

Черви, моллюски, иглокожие.ракообразные

Паукообразные,земноводные, пресмыкающие

Размножение и развитие животных

Водоросли, мхи, папоротники

Гриды

Распространение семян. Развитие растения из семени

Животноводство

Растениеводство

Скелет. Мышцы

Деньги

Природа в опасности

                                     4 класс

Зона арктических пустынь

Тундра

Тайга

Смешанные и широколиственные леса

Зона степей

Пустыня

 У Чёрного моря

Природное сообщество-луг

Природное сообщество-река

Природное сообщество-болото

Кого можно встретить в саду

 Поверхность нашего края

 Солнечная система. Планеты

Созвездия

Великие имена России

                                  Карты

Россия. Физическая карта для начальной школы

Карта полушарий

Физическая карта мира

Почвенная карта мира

Природные зоны России

        

                         Символы и понятия

Дорожные знаки

Форма

Цвета

Пирамида здоровья

Числа

Алфавит

Время

Контрасты

           15

            1

            1

            1

            1

            1

            1

            1              

            1

            1

            1

            1

            1

            1

            1

            1

           15

              4

              1

              1

              1

              1

              1

              1

              1

              1

              1

              1

              1

             15

              1

              1

              1

              1

              1

              1

              1

              1

              1

              1

              1

              1

              1

              1

              1

              1

             15

              1

              1          

              1  

              1

              1

              1

              1

              1

              1

              1

              1

              1

              1

             

             

              5

              1

              1

              1

              1

              1

     

           

             

             8

             1

             1

             1

             1

             1

             1

             1

             1

                                           



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Окна в окружающий мир"(строение глаза) презентация к уроку 4 класс окружающий мир

К уроку Окружающего мира по учебнику Вахрушева А.А. презентация по теме "Окна в окружающий мир" поможет детям лучше усвоить строение глаза человека....

Проверочная работа по окружающему миру на тему «Карта – наш экскурсовод», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

Проверочная работа по окружающему миру на тему "Карта-наш экскурсовод", 4 класс, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой ("Перспектива")...

Проверочная работа по окружающему миру на тему «По равнинам и горам», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

Проверочная работа по окружающему миру на тему «По равнинам и горам», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...

Проверочная работа по окружающему миру на тему «В поисках подземных кладовых», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

Проверочная работа по окружающему миру на тему «В поисках подземных кладовых», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...

Тест по окружающему миру на тему «Зона лесов», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

Тест по окружающему миру на тему «Зона лесов», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...

Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)

Урок окружающего мира и  изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...