Грибы (съедобные и несъедобные)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Тема: « Грибы (съедобные и несъедобные)».
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков .
Цели: рассказать учащимся, какие признаки помогут отличить ядовитые грибы, учить различать грибы, правильно их собирать, приводить примеры съедобных и несъедобных грибов; сравнивать грибы, объединять их в группы; способствовать проявлению учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; формировать навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе; строить речевое высказывание в устной форме; кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы, работать в паре, группе.
Оборудование: компьютер, проектор, «Съедобные – несъедобные грибы», презентация, учебники и рабочие тетради , 3 одинаковых набора с картинками съедобных и несъедобных грибов, 6 конвертов, клей, смайлики для самооценки.
Ход урока
I. Организационное начало.
1. Приветствие.
2. Эмоциональный настрой класса.
3. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Фронтальный опрос:
- О чём мы с вами говорили на прошлом уроке?
- А о каких именно мы говорили?
III. Введение в тему. Самоопределение к деятельности. Постановка учебных задач.
Отгадывание загадки.
- Послушайте загадку:
- Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
(Гриб)
- А как вы думаете, ребята, все ли грибы можно употреблять в пищу?
- А почему не все грибы можно есть?
- Так, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
- IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.
1. Рассказ учителя с элементами беседы.
- Послушайте стихотворение Зои Александровой:
- Нам и лето,
Нам и осень
Чудеса всегда приносят,
Но грибы, что дарит лес, -
Это чудо из чудес.
- О чём это стихотворение?
- Сегодня мы с вами отправимся за грибами.
- Знаете ли вы, какие грибы можно собирать?
- Как правильно их собирать?
- Что можно приготовить из грибов?
- Расскажите мне, пожалуйста, какие грибы вы собирали, что готовят из них в вашей семье и как заготавливают на зиму.
(Рассказы учащихся)
- А знаете ли вы, в какое время года появляются грибы?
(Ответы учащихся)
- Обычно в лес за грибами идут летом или осенью. Но есть и весенние грибы – это сморчки и строчки. Шляпки у них морщинистые, все в бороздках жёлто-коричневого цвета. У этих грибов есть вредная для здоровья человека кислота. Среди строчков есть и смертельно ядовитые, лучше их не собирать.
- Грибы – это полезный продукт питания. Их варят, жарят, солят, маринуют и сушат. Но при неправильном приготовлении они могут вызвать отравление.
- Собирать грибы нужно внимательно: распознавать съедобные, отличать их от несъедобных, ложных и ядовитых. При сборе грибов нельзя повреждать грибницу. Перезрелые, смятые, червивые грибы лучше оставить в лесу – они продолжат нужную ему работу.
- А сейчас кто-нибудь из ребят познакомит нас с секретами полного лукошка:
- грибы хорошо растут после тёплого дождика;
- грибная охота удачна ранним утром, когда солнце хорошо освещает шляпки грибов;
- увидели белый гриб – ищите рядом второй, третий;
- запоминайте место, где нашли грибы – они будут появляться там снова.
- А как вы думаете, о чём нужно помнить, отправляясь в лес за грибами?
- Главное – необходимо знать, какие грибы являются съедобными, а какие – ядовитыми.
2. Работа в парах по учебнику
- Сейчас мы поиграем с вами в игру «Третий лишний», задание которой вы выполните в парах.
- Подумайте, посоветуйтесь, какой гриб в каждом ряду «лишний», и объясните своё решение.
(Ответы учащихся)
3. Электронная физминутка.
4. Работа
- обратите внимание на зелёную рамку, в ней изображены грибы. Подумайте и объясните, почему ученик объединил эти грибы в одну группу и поставил знак опасности.
(Ответы учащихся)
- А кто догадался, какие признаки ядовитых грибов он указал?
(Ответы учащихся)
- Давайте прочитаем текст на с. 20 о несъедобных грибах.
(Ученик читает текст)
- Посмотрите на фотографии ложных грибов и запомните, их ни в коем случае нельзя употреблять в пищу.
- А как вы думаете, везде ли можно собирать съедобные грибы?
- А могут ли они стать ядовитыми?
(Ответы и предположения учащихся)
- А в нашей местности встречаются ядовитые грибы?
(Ответы учащихся)
- Учитывая, что сейчас воздух и почва сильно загрязнены, а грибы активно впитывают и накапливают в себе различные вещества и даже ядовитые, нельзя собирать грибы в городе (на газонах, в парках, вдоль дорог).
5. Работа учащихся в группах.
- Ребята, вам надо распределиться на три группы. Каждая группа получает два конверта и набор разных грибов. Ваша задача как можно быстрее разложить все грибы на два конверта, положив в один конверт все съедобные грибы, а в другой – несъедобные, иными словами ядовитые. Та группа, которая выполнит задание быстро и правильно, получит карточки с пятёрками.
(Учащиеся выполняют задание.)
6. Работа в тетради.
- Откройте рабочие тетради. Помогите Незнайке найти белые грибы. Нарисуйте ему дорожку.
(Учащиеся самостоятельно выполняют задание.)
7. Игра «Узнай гриб по описанию».
- Предлагаю вам поиграть в игру «Узнай гриб по описанию». Я буду давать описание гриба, а вы должны узнать этот гриб и сказать его название.
- Этот гриб названием схож с животным; обычно не растёт один, а старается быть рядом с сестричками. Эти грибы лучше жарить.(Лисички)
- Этот гриб очень дружен с осиной. Его жарят, сушат и варят.(Подосиновик)
- Начинается название гриба на букву «Р». Хороши эти грибы в засоле. На срезе у него появляется ярко рыжая полоска. (Рыжик)
- Шляпки желтовато-бурые, в тёмных чешуйках. Пластинки у молодых грибов белые. Растут семьями на пнях. (Опята)
8. Обсуждение проблемного вопроса «Надо ли уничтожать в лесу ядовитые грибы?».
- Ребята, как вы считаете, надо ли уничтожать в лесу ядовитые грибы?
(Ответы учащихся)
- Несъедобные грибы уничтожать не следует, так как они лечат некоторых животных, помогают дереву добывать питание, служат домом для некоторых насекомых.
V. Закрепление.
1. Применение тренажёра «Съедобные - несъедобные грибы».
(Несколько учащихся тренируются в распознавании съедобных и несъедобных грибов на интерактивной доске, раскладывая их в корзины разных цветов.)
2. Фронтальный опрос по изученной теме.
- В какое время года появляются грибы?
- Где чаще всего их можно найти?
- Какое строение имеет тело шляпочного гриба?
- Какие грибы называют трубчатыми, а какие - пластинчатыми?
- В чём особенность строения большинства ядовитых грибов?
- Какие грибы называют ложными?
- Почему нельзя уничтожать несъедобные грибы?
2. Работа по рисунку.
- Рассмотрите рисунок. Чем занимаются ребята?
(Ответы учащихся)
- Я предлагаю вам выполнить творческое задание: к следующему уроку подготовить работу в идее грибка, это может быть грибок из пластилина, природного материала, яичной скорлупы, аппликация из цветной бумаги, рваной цветной бумаги или любого другого материала. И мы в классе оформим выставку «Разнообразие грибов».
VI. Рефлексия (подведение итогов урока).
- Наш урок подходит к концу, и я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке смайликами, которые лежат у вас белых конвертах. Наклейте подходящий вашему настроению смайл в рабочей тетради в верхнем левом уголке.
- Благодарю за работу!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_griby.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Грибы (съедобные и несъедобные)».
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков .
Цели: рассказать учащимся, какие признаки помогут отличить ядовитые грибы, учить различать грибы, правильно их собирать, приводить примеры съедобных и несъедобных грибов; сравнивать грибы, объединять их в группы; способствовать проявлению учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; формировать навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе; строить речевое высказывание в устной форме; кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы, работать в паре, группе.
Оборудование: компьютер, проектор, «Съедобные – несъедобные грибы», презентация, учебники и рабочие тетради , 3 одинаковых набора с картинками съедобных и несъедобных грибов, 6 конвертов, клей, смайлики для самооценки.
Ход урока
I. Организационное начало.
1. Приветствие.
2. Эмоциональный настрой класса.
3. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Фронтальный опрос:
- О чём мы с вами говорили на прошлом уроке?
- А о каких именно мы говорили?
III. Введение в тему. Самоопределение к деятельности. Постановка учебных задач.
Отгадывание загадки.
- Послушайте загадку:
- Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
(Гриб)
- А как вы думаете, ребята, все ли грибы можно употреблять в пищу?
- А почему не все грибы можно есть?
- Так, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
- IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.
1. Рассказ учителя с элементами беседы.
- Послушайте стихотворение Зои Александровой:
- Нам и лето,
Нам и осень
Чудеса всегда приносят,
Но грибы, что дарит лес, -
Это чудо из чудес.
- О чём это стихотворение?
- Сегодня мы с вами отправимся за грибами.
- Знаете ли вы, какие грибы можно собирать?
- Как правильно их собирать?
- Что можно приготовить из грибов?
- Расскажите мне, пожалуйста, какие грибы вы собирали, что готовят из них в вашей семье и как заготавливают на зиму.
(Рассказы учащихся)
- А знаете ли вы, в какое время года появляются грибы?
(Ответы учащихся)
- Обычно в лес за грибами идут летом или осенью. Но есть и весенние грибы – это сморчки и строчки. Шляпки у них морщинистые, все в бороздках жёлто-коричневого цвета. У этих грибов есть вредная для здоровья человека кислота. Среди строчков есть и смертельно ядовитые, лучше их не собирать.
- Грибы – это полезный продукт питания. Их варят, жарят, солят, маринуют и сушат. Но при неправильном приготовлении они могут вызвать отравление.
- Собирать грибы нужно внимательно: распознавать съедобные, отличать их от несъедобных, ложных и ядовитых. При сборе грибов нельзя повреждать грибницу. Перезрелые, смятые, червивые грибы лучше оставить в лесу – они продолжат нужную ему работу.
- А сейчас кто-нибудь из ребят познакомит нас с секретами полного лукошка:
- грибы хорошо растут после тёплого дождика;
- грибная охота удачна ранним утром, когда солнце хорошо освещает шляпки грибов;
- увидели белый гриб – ищите рядом второй, третий;
- запоминайте место, где нашли грибы – они будут появляться там снова.
- А как вы думаете, о чём нужно помнить, отправляясь в лес за грибами?
- Главное – необходимо знать, какие грибы являются съедобными, а какие – ядовитыми.
2. Работа в парах по учебнику
- Сейчас мы поиграем с вами в игру «Третий лишний», задание которой вы выполните в парах.
- Подумайте, посоветуйтесь, какой гриб в каждом ряду «лишний», и объясните своё решение.
(Ответы учащихся)
3. Электронная физминутка.
4. Работа
- обратите внимание на зелёную рамку, в ней изображены грибы. Подумайте и объясните, почему ученик объединил эти грибы в одну группу и поставил знак опасности.
(Ответы учащихся)
- А кто догадался, какие признаки ядовитых грибов он указал?
(Ответы учащихся)
- Давайте прочитаем текст на с. 20 о несъедобных грибах.
(Ученик читает текст)
- Посмотрите на фотографии ложных грибов и запомните, их ни в коем случае нельзя употреблять в пищу.
- А как вы думаете, везде ли можно собирать съедобные грибы?
- А могут ли они стать ядовитыми?
(Ответы и предположения учащихся)
- А в нашей местности встречаются ядовитые грибы?
(Ответы учащихся)
- Учитывая, что сейчас воздух и почва сильно загрязнены, а грибы активно впитывают и накапливают в себе различные вещества и даже ядовитые, нельзя собирать грибы в городе (на газонах, в парках, вдоль дорог).
5. Работа учащихся в группах.
- Ребята, вам надо распределиться на три группы. Каждая группа получает два конверта и набор разных грибов. Ваша задача как можно быстрее разложить все грибы на два конверта, положив в один конверт все съедобные грибы, а в другой – несъедобные, иными словами ядовитые. Та группа, которая выполнит задание быстро и правильно, получит карточки с пятёрками.
(Учащиеся выполняют задание.)
6. Работа в тетради.
- Откройте рабочие тетради. Помогите Незнайке найти белые грибы. Нарисуйте ему дорожку.
(Учащиеся самостоятельно выполняют задание.)
7. Игра «Узнай гриб по описанию».
- Предлагаю вам поиграть в игру «Узнай гриб по описанию». Я буду давать описание гриба, а вы должны узнать этот гриб и сказать его название.
- Этот гриб названием схож с животным; обычно не растёт один, а старается быть рядом с сестричками. Эти грибы лучше жарить.(Лисички)
- Этот гриб очень дружен с осиной. Его жарят, сушат и варят.(Подосиновик)
- Начинается название гриба на букву «Р». Хороши эти грибы в засоле. На срезе у него появляется ярко рыжая полоска. (Рыжик)
- Шляпки желтовато-бурые, в тёмных чешуйках. Пластинки у молодых грибов белые. Растут семьями на пнях. (Опята)
8. Обсуждение проблемного вопроса «Надо ли уничтожать в лесу ядовитые грибы?».
- Ребята, как вы считаете, надо ли уничтожать в лесу ядовитые грибы?
(Ответы учащихся)
- Несъедобные грибы уничтожать не следует, так как они лечат некоторых животных, помогают дереву добывать питание, служат домом для некоторых насекомых.
V. Закрепление.
1. Применение тренажёра «Съедобные - несъедобные грибы».
(Несколько учащихся тренируются в распознавании съедобных и несъедобных грибов на интерактивной доске, раскладывая их в корзины разных цветов.)
2. Фронтальный опрос по изученной теме.
- В какое время года появляются грибы?
- Где чаще всего их можно найти?
- Какое строение имеет тело шляпочного гриба?
- Какие грибы называют трубчатыми, а какие - пластинчатыми?
- В чём особенность строения большинства ядовитых грибов?
- Какие грибы называют ложными?
- Почему нельзя уничтожать несъедобные грибы?
2. Работа по рисунку.
- Рассмотрите рисунок. Чем занимаются ребята?
(Ответы учащихся)
- Я предлагаю вам выполнить творческое задание: к следующему уроку подготовить работу в идее грибка, это может быть грибок из пластилина, природного материала, яичной скорлупы, аппликация из цветной бумаги, рваной цветной бумаги или любого другого материала. И мы в классе оформим выставку «Разнообразие грибов».
VI. Рефлексия (подведение итогов урока).
- Наш урок подходит к концу, и я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке смайликами, которые лежат у вас белых конвертах. Наклейте подходящий вашему настроению смайл в рабочей тетради в верхнем левом уголке.
- Благодарю за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные".
Проектная работа детей. Познавательно и увлекательно....
Презентация "Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов".
Презентация к уроку Кубановедения в 3 классе: "Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов"....
Грибы съедобные и несъедобные
Презентация к уроку по окружающему миру при изучении темы "Съедобные и несъедобные грибы"...
Кубановедение, 3класс Тема: Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора.
Кубановедение, 3классТема: Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора.Цели: учить распознавать грибы, формировать представление о грибах как об особом царстве живой природы; познакомить с видами гр...
Урок по кубановедению "Грибы съедобные и несъедобные" 3 класс
Конспект урока по кубановедению "Грибы съедобные и несъедобные"...
Урок кубановедения по теме: "Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов"
Урок кубановедения для 3 класса практической направленности. В ходе урока дети учатся различать съедобные и несъедобные грибы и правила их сбора....
Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Разработка урока по окружающему миру 1 класс...