урок окружающего мира тема:"Россия - Родина моя"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
подготовила
учитель начальных
классов
Панфилова Е.А.
МОУ «СОШ№ 10»
с. Бурлацкое
2011г.
Тема: Россия – Родина моя.
Цель: Формировать представление о России её местоположении на планете Земля, её официальных неофициальных символах; развивать интерес к истории России, умение рассуждать и анализировать; воспитывать чувство гордости за свою
страну.
Ход урока.
1. Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
- Ребята, надеюсь вы догадались о чем сегодня пойдет речь нас уроке?
! Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы поговорить о самой красивой стране - России.
На планете Земля, на самом большом континенте – Евразия находится самая большая страна мира и имя этой стране – Россия. История нашей страны насчитывает сотни лет, за это время наша страна выросла из маленького Московского княжества до огромной по площади страны (17,1 кв.км )
2. - А с чего, по-вашему, начинается Родина?
Родина - это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли?
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома
- Давайте заглянем в старый бабушкин сундук. Ой, здесь лежит старый ковёр. Развесим его на верёвке. Какой ковёр интересный! На нём вышиты поля, леса, реки. Теперь таких не делают. Прислушаемся, он что-то говорит:
- Я не простой ковёр, а волшебный. Я ковёр-самолёт. Слышали о таком?
- Давай, ковёр-самолёт полетаем. Мы покажем тебе наше Ставрополье. Мы здесь родились и выросли. Это наша Родина.
- Я согласен. Сначала полюбуемся на нашу малую Родину. Садитесь поудобнее. Ковёр набирает высоту.
3. село Бурлацкое
На этом месте в 1830 году образовались хутора пятигорских купцов, взявших в аренду казённую землю для занятия скотоводством.вскоре рядом появились хутора других скотопромышленников и крестьян переселенцев из Воронежкой и Харьковской губерний. В 1838 году они образовали село. Название его происходит от находившегося рядом яра «Бурлацкий» - потому что в нём скрывались «бурлаки» - беглые крестьяне, спасавшиеся от воинской повинности и помещиков.
В наше время Бурлацкое полностью газифицировано, здесь проведён водопровод. Имеются средняя школа, филиал школы искусств, магазины, два детских сада, больница, почта, сберкасса. В 1998 г. В селе заново построена церковь Св.Митрофания
4.- А вот и наш район. Старейшее территориальное образование Ставропольского края –Благодарненский район. Земля района – холмистая равнина, на которой кое-где поднимаются высоты до 300 метров над уровнем моря.
Районный центр – город Благодарный. Там, где сегодня раскинулся город Благодарный, вблизи Мокрой Буйволы, в 1782 году возникло село Солдатское. 9 сентября 1971 года село Благодарное преобразовали в город Благодарный.
Село, что когда-то Солдатским звалось
Живущие люди зовут Благодарным.
5.Поднимаемся всё выше. Вот с высоты видно всё Ставрополье. Ставропольский край раскинулся на юге умеренного континентального пояса. Здесь пролегает граница между Европой и Азией. С востока к нашему краю вплотную подошли пустыни, в которых летом нестерпимо жарко, а зимой – очень холодно. Мы живём на юге России, и солнце высоко поднимается над горизонтом. У нас солнечных дней почти столько же сколько в Крыму.
По своим географическим признакам Ставропольский край делится на северную, степную часть и южную, охватывающую предгорные и горные районы.
Его называют «жемчужиной Юга», «уникальной здравницей», «национальным достоянием». Бескрайние, пропахшие горьковатым запахом чабреца и полыни степи; величественные горы, седые вершины которых никогда не покидают снега; лесные дебри; бирюзовые озера и живописные водопады; руины и памятники далекого прошлого. Все это — Ставрополье, край удивительных контрастов.
6- А теперь я вам покажу великую Россию.
Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землёй пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля,
И гремят, не смолкая, заводы,
И шумят, расцветая, поля...
(М. Исаковский)
6. Государственные символы
- Вы, как граждане России, должны знать государственные символы страны.
Символы это условные знаки. Они отражают историю государства и его народа. Какие государственные символы вы знаете. ( выйти к доске выбрать мальчики – герб, девочки – флаг)
- К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг Государственный Гимн. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам - это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры.
Поднимите руки те, кто может описать государственные символы.
«Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла на красном щите - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона; государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого цвета, средней - синего, а нижней - красного цвета». Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного Флага Российской Федерации. На протяжении нескольких веков белый цвет символизировал свободу и независимость государства, это цвет мира и доброй воли; синий (лазоревый) - веру и верность, правду и постоянство, это цвет заступницы земли Русской - Пресвятой Богородицы; красный - державность, силу, мужество и кровь, пролитую за Отечество.
А теперь я предлагаю послушать Государственный гимн России. Учащиеся слушают Государственный гимн России.
- Неправда ли, торжественная музыка, красивые слова? Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость.
7.- А теперь курс на Москву. Кто знает что это за город?
А.С.Пушкин писал:
Москва…как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось.
8.- Летим над Россией. Обзорное знакомство с территорией России. ( Слайды пейзажей России: восточно-европейская равнина, река Волга, Урал, Сибирь, Дальний восток)
- Вот она, какая Россия – Русь, широкая и великая!
...Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей...
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть
Люблю все то, что называю
Одним широким словом «Русь» .
9. - И везде живут люди. Как вы думает, а много и народа населяет нашу страну?
По данным последней переписи населения, которая проходила в 2002 году, население России составляет более 145 миллионов человек. А как всех их можно назвать, одним словом?
Ответы учащихся. Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия - единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.
В состав России входит 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения - Москва и Санкт- Петербург. Все они объединились в одно большое государство - Россию, или Российскую Федерацию.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Так по-разному звучат на просторах нашей страны русская «Калинка», зажигательная «Лезгинка» и казацкая плясовая.
10.Пока летим обратно, поговорим о неофициальных символах России.
- Ребята, мы теперь знаем что является официальными символами страны, давайте вспомним их….- А знаете ли вы что является неофициальными символами нашей страны, т.е., с чем ассоциируется наша страна у других народов?
(матрешка, балалайка, шапка-ушанка, медведь, зима, валенки, скоморохи, березы)
БЕРЁЗА — символ Родины. Ни водной стране нет столько берёз, как у нас. Со времён глухой старины вошла в нашу жизнь берёза. Мила она русскому человеку. Берёза – и в песнях, и в загадках, и в сказках.
А сколько рек, сёл, деревень названо в честь нашей весёлой берёзки! Река Березина, Березово, Березники. Любит наш народ свою зелёную красавицу за её красоту и за пользу, которую она приносит.
Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Хорошо бродить по берёзовой роще в летние дни.
Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Люблю берёзу русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую.
Она всегда с подружками
Под ветром низко клониться
И гнётся – но не ломиться.
А.Прокофьев
Общее мнение о матрешке как об исконно русской древней игрушке, к сожалению, только миф. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.А первая отечественная матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.
В основном русские матрешки изображали девушек и женщин: в русских сарафанах и платках, с корзинкой, цветами, хлебом-солью и т.п. За границей, особенно в Германии и Франции, российские матрешки оказались особенно популярны, и в начале 20 века начался массовый вывоз матрешек за границу. Матрешечный бизнес оказался настолько прибыльным, что вскоре появилось еще несколько центров матрешечного дела: в г. Семенове Нижегородской губернии и с. Полхов-Майдан.
Русская зима с её снегами и морозами.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
А.С.Пушкин
Валенки - Однако первое упоминание о «войлочных сапогах» мы находим в древнейшем произведении русской литературы «Слове о полку Игореве». Валенки – исконно русская обувь, впервые они появились в Сибири. Это была низкая обувь, голенища которой валяли отдельно, то есть, со швом. Родиной настоящих валенок принято считать город Мышкин Ярославской губернии, умельцы которого в XVIII веке стали первыми валять валенки целиком, с голенищем. Кстати, всего в двух городах России – Мышкине и Москве находятся музеи русских валенок. Из Ярославской области валенки стали распространяться по территории всей России со скоростью ветра. Совсем скоро в каждой деревне появилась своя «мастерская» по изготовлению валенок, а в городах стали строить соответствующие заводы.
11. Итог урока
- Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Вот и степи наши, а вот и наша школа.
Попробуйте ответить на мои вопросы:
Как называется наша страна?
Как называются люди, живущие в нашей стране?
Какой город является столицей России?
Какие символы государства вы знаете?
Ответы учащихся.
- Молодцы! Хотелось бы закончить наш разговор на поэтической ноте.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей...
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть
Люблю все то, что называю
Одним широким словом «Русь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Патриоты России».УМК "Школа России".
Тема: «Патриоты России».Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с понятиями «патриот», «патриотизм», «народное ополчение»...
Презентация к уроку окружающего мира.Тема "Россия-любимая наша страна"
Презентация к уроку окружающего мира....
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Россия вступает в ХХ век»
Дата: 07.04.2020...
Видео-консультация по окружающему миру Тема "Наша Родина - Россия". 1 класс, УМК "ПНШ"
https://yadi.sk/d/ySSOcaUhFAosBg ссылка на папку ЯндексДиска, которая содержит видеоролик учителя Митенковой Е.В. (креаведческий фоторяд - воспитательная направляющая, любовь к малой родин...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о карте.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое карта и приёмы чтения карты;- знать отличие глобуса от карты...
Конспект урока окружающего мира Тема "Золотое кольцо России (УМК "Школа России" 3 класс)
Тема: «Золотое кольцо России»Цели деятельности учителя: закрепление представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом...
КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру ТЕМА «РОССИЯ ВСТУПАЕТ В ХХ ВЕК» (УМК Школа России), 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX века.Планируемые результатыПредметные: Знать: понятия: «политическая партия», &laqu...