Поурочно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс Школа 2100
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) на тему

Хайбуллина Елена Евгеньевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzh._mir.doc247 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к окружающему миру, 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе  авторской программы (Авторы: А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин. Образовательная система  «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа. (М.: Баласс, 2011). Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту 2004, рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) и обеспечена учебниками «Обитатели Земли», «Моё Отечество» для 3кл., авторы: А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов и др.

Курс «Окружающий мир (человек, природа, общество) реализует следующие цели:

  • Осмысление личного опыта и приручение детей к рациональному постижению мира;
  • Создание фундамента значительной части предметов основной школы: физике, химии, биологии, географии, обществознанию, истории;

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

  • Умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • Освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и в обществе;
  • Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к  окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. 

Содержание курса определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира, Учебный материал по окружающему миру отобран таким образом, что позволяет формировать у учащихся заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности.

Основным способом получения знаний является деятельностный подход.  Ознакомление школьников с разными методами познания окружающего мира происходит через систему наблюдений объектов и явлений окружающего мира и опытную работу; моделирование, составление учащимися схем, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями; экскурсии и практические работы.

Предусмотрена речевая (коммуникативная) деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей, развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе, работа по ее преобразованию и хранению в табличной, знаковой и схематичной форме.

В ходе изучения данного курса у учащихся вырабатываются следующие умения: умение выполнять инструкции (например, при проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать ее с полученным результатом и т. п.

Предусмотрены и возможности для организации учебного сотрудничества (например, групповое выполнение практических работ, творческих заданий, работа в парах и др.), что будет способствовать реализации важных задач Обязательного минимума - умений учебного общения (взаимодействовать, давать объективную оценку, учитывать другие мнения и пр.

Содержание учебного предмета.

3-й класс. Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)

Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.

Вещество и энергия (4 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.

Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.

Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.

Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.

Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.

Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

Экологическая система (9 ч) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.

Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.

Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.

Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?

Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.

Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

Живые участники круговорота веществ (15 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.

Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.

Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.

Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.

Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.

Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.

Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.

Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных». Повторение изученного материала.

Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч).

Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.

Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.

Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра – точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.

Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!

История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.

Времена Древней Руси. IX – XIII века (5 ч) Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.

Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.

«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.

Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.

Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.

Времена Московского государства. XIV – XVII века (4 ч) Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.

Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства – Москва.

Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч) Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица – Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.

Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.

Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.

Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.

Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.

Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (4 ч) Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.

Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.

Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.

Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.

Современная Россия (8 ч) Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.

Что такое демократия? Представления об избирательной системе.

Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.

Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.

Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.

Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).

Календарно - тематическое планирование.

№ п/п

Наименование раздела, темы

уроков.

Выполнение федерального компонента государственного образовательного стандарта

Формирование УУД - универсальных учебных действий.

Кол-во часов

Дата

корректировка

Раздел 1.  ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ- 4 часа

1

 

Тела и вещества

Твёрдые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ.

Регулятивные:

  • определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;
  • составлять план действий при отработке способа;
  • сверять свои действия с  целью и, при необходимости исправлять свои ошибки.

Познавательные:

  • выполнять анализ;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • учиться подтверждать аргументы фактами;
  • прогнозировать последствия коллективных решений;

1

03.09.13

2

Из чего состоит вещество.

 Проверочная работа  №1

1

06.09.13

3

Что такое энергия.

1

10.09.13

4

Превращение энергии

Проверочная работа  №2

1

13.09.13

Раздел 2.    Оболочка планеты, охваченная жизнью - 6 час

17.09.13

5

Где обитают живые организмы.

Неживая и живая природа. Понимание связи неживой и живой природы.

Регулятивные:

  • определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;
  • составлять план действий при отработке способа;
  • сверять свои действия с  целью и, при необходимости исправлять свои ошибки
  • в диалоге с учителем  вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • выстраивать логическую цепь рассуждений.
  • преобразовывать полученную информацию из одной формы в другую  ( в виде текста, таблицы, схемы).

Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • прогнозировать последствия коллективных решений;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе.

1

20.09.13

6

Большой круговорот веществ.

Условия жизни на Земле.

1

24.09.13

7

Живые участники круговорота веществ.

 Проверочная работа  №3

Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств.

1

27.09.13

8

Обмен  веществ в организме.

1

01.10.13

9

Как живые организмы запасают энергию Солнца.

Проверочная работа  №4

Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода.

1

04.10.13

10

Контрольная работа№1 по теме: «Оболочка планеты, охваченная жизнью».

1

15.10.13

Раздел 3. Экологическая система – 9 часов

11

Жизнь экосистемы

Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств.

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать цели урока;
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • составлять план решения проблемы совместно с учителем;
  • сверять свои действия с  целью и, при необходимости исправлять свои ошибки

Познавательные:

  • выполнять анализ;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • учиться подтверждать аргументы фактами;
  • прогнозировать последствия коллективных решений;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные:

  • проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач.

1

22.10.13

12

Почва – важнейшая часть экосистемы

 Проверочная работа  №5

Почва, её значение для жизни.

1

25.10.13

13

Экосистема озера

Вода в природе. Водоёмы, их использование человеком, охрана.

1

29.10.13

14

Экосистема болота

1

01.11.13

15

Экосистема луга

Проверочная работа  №6

1

05.11.13

16

Лесные производители

 

Растения: разнообразие, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники и травы. Взаимосвязь растений и животных.

1

08.11.13

17

Потребители и разрушители экосистемы леса

Проверочная работа  №7

Животные: разнообразие, особенности внешнего вида, питания, размножения. Взаимосвязь растений и животных. Грибы. Съедобные и несъед.

1

12.11.13

18

Экосистема поля  

1

15.11.13

19

Аквариум – маленькая искусственная экосистема

Проверочная работа  №8

Животные (рыбы): разнообразие, особенности внешнего вида, питания, размножения.

1

26.11

Раздел 4. ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ - 15 часов

20

Растения  производители Проверочная работа  №9

Растения: разнообразие, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники и травы. Взаимосвязь растений и животных.

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать цели урока;
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • составлять план решения проблемы совместно с учителем;
  • сверять свои действия с  целью и, при необходимости исправлять свои ошибки.

Познавательные:

  • выполнять анализ;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • учиться подтверждать аргументы фактами;
  • прогнозировать последствия коллективных решений;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные:

  • проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач;
  • признает важность учёбы и понимания нового, понимает, зачем выполняет те или иные учебные действия;
  • проявляет заинтересованность в получении консультации, совета по поводу улучшения своих учебных результатов.

1

29.11

21

Животные маленькие и большие Самостоятельная  работа №10

1

03.12

22

Маленькие рыцари

Проверочная работа  №10

1

06.12

23

Первый шаг из моря на сушу

1

10.12

24

На суше – как дома

Проверочная работа  №11

1

13.12

25

Пернатые изобретатели Самостоятельная  работа №11

Животные (птицы): разнообразие, особенности внешнего вида, питания, размножения.

1

17.12

26

Наши братья

Проверочная работа  №12

1

20.12

27

Осторожно: животные Проверочная работа  №13

Правила поведения  в природе.

1

24.12

28

Прирождённые разрушители Проверочная работа  №14

Грибы.  Съедобные и несъедобные (узнавание)

1

27.12

29

Как нам жить в дружбе с природой

Проверочная работа  №15

Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств.

1

10.01

30

Экскурсия в краеведческий музей

1

14.01

31

Экскурсия в лес, луг, озеро

1

17.01

32

Контрольная работа №2

1

21.01

33-34

Резерв

1

24.01

ИТОГО:

34 часа

ЧАСТЬ 2.  МОЁ ОТЕЧЕСТВО – 34 ЧАСА

№ п/п

Наименование раздела, темы

уроков.

Выполнение федерального компонента государственного образовательного стандарта

Формирование УУД – универсальных учебных действий.

Кол-во часов

Дата

1

Введение. Отправляемся в путешествие.

28.01

Раздел 1. ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА                                                                                     4ч

31.01.14

2

Живая связь времён Практическая работа

История Отечества: отдельные наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиции людей в  разные исторические времена

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • добывать новые знания: извлекать информацию

Коммуникативные:

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения

Личностные:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. 

31.01

3

Как считать время

4.02

4

С чего начинается Родина

7.02

5

Память о прошлом

11.02

Раздел 2. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ                                                                                                 5ч

25.02.14

6-7

Как на Руси появилось государство

История Отечества: отдельные наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиции людей в  разные исторические времена

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать цели урока;
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • составлять план решения проблемы совместно с учителем;
  • сверять свои действия с  целью и, при необходимости исправлять свои ошибки

Познавательные:

  • выполнять анализ;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • учиться подтверждать аргументы фактами;
  • прогнозировать последствия коллективных решений;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе.

14.02

25.02

8

«Золотые ворота» в Древнюю Русь

28.02

9

За землю Русскую!

04.03

10

«Слово о погибели Русской земли»

7.03

11.03

Раздел 3. ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА                                                                6ч

21.03.14

11

От Древней Руси к единой России

История Отечества: отдельные наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиции людей в  разные исторические времена.

Москва- столица России.

Познавательные:

  • Использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;
  • Делает выводы на основе обобщения знаний;
  • Понимает цель и осмысливает прочитанное;
  • Определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы;

Регулятивные:

  • определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;
  • сверять свои действия с целью и исправлять свои ошибки

14.03

12

Земля и люди Московского государства.

21.03

13

Москва златоглавая

25.03

14

«Хуже грозного царя только междуцарствие»

28.03

15

Повторение изученного материла по разделу 3.

8.04

16

Контрольная работа №1

11.04

Раздел 4. ВРЕМЕНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ                                   5ч

22.04.14

17

Пётр Великий

История Отечества: отдельные наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиции людей в  разные исторические времена.

Познавательные:

  • Использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;
  • Делает выводы на основе обобщения знаний;
  • Понимает цель и осмысливает прочитанное;
  • Определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы;

Регулятивные:

  • Ставит учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;
  • Работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно;
  • Обращается к способу действия, оценивая свои возможности.

Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

15.04

18

Власть и народ в Российской империи

18.04

19

Как Россия у Европы «училась»

22.04

20

«Гроза двенадцатого года»

25.04

21

Император-освободитель

29.04

Раздел 5. ВРЕМЕНА СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР                         5ч

20.05.14

22-23

Россия в огне

История Отечества: отдельные наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиции людей в  разные исторические времена.

Регулятивные:

  • Ставит учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;
  • Сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;
  • Обращается к способу действия, оценивая свои возможности;

Познавательные:

  • Умеет с большей долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты;
  • Находит в справочниках, словарях необходимую информацию;
  • Определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы;

Коммуникативные:

  • Умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе;

6.05

13.05

24

«К светлому будущему»

16.05

25

«Вставай, страна огромная»

20.05

26

«Через тернии к звездам»

23.05

Раздел 6. Современная Россия        8ч

27

Я – гражданин России.  

Человек-член общества.

 Россия на карте. Права ребёнка.

Россия – наша Родина. Государственная символика России.

Государственные праздники.

Конституция – Основной закон РФ.

Народы, населяющие Россию: обычаи, характерные.  

Города России: название, достопримечательности, расположение на карте,  особенности быта.

Родной город, регион: название, основные   достопримечательности.

Регулятивные:

  • Определяет цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;
  • Составляет план действий при отработке способа  действия;
  • Сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно;

Познавательные:

  • Устанавливает аналогии и причинно-следственные связи;
  • Выстраивает логическую цепь рассуждения;
  • Выполняет анализ

Коммуникативные:

  • Оформлять свои мысли в устной
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
  • Прогнозировать последствия коллективных решений;
  • Организовывать учебное взаимодействие в группе

Личностные:

  • Осознаёт себя гражданином России, объясняет, что связывает его с историей, культурой, судьбой народа России;
  • Способен признавать свои плохие поступки и отвечать за них;
  • Осознаёт ответственность за произнесённое и написанное слово.

13.05

28

Власть народа

16.05

29

Кто в государстве самый главный.

20.05

30

Народы России

31

Наш общий дом

32

Как нам жить?

33

Повторение изученного материла по разделам 4-6.

34

Контрольная работа №2

ИТОГО:

Всего:

34 часа

68 ч

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение ее богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур

Результаты обучения

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  •  в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:        

  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Обитатели Земли

1-я линия развития – уметь объяснять мир.

приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;

приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Часть 2. Моё Отечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

объяснять, что такое общество, государство, история, демократия; по году определять век, место события в прошлом;

отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Человек и природа

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека; применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых; объяснять, в чём главное отличие человека от животных; находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру: оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно; доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Часть 2. Человек и человечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества; объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество; замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс.

Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА + планирование по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс

Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, ...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. Начальная школа 21 века. 3 класс. ФГОС

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса. Составлено по учебнику Н.Виноградовой. Программа "Начальная школа 21 века". С приведением УУД...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. Начальная школа 21 век. 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. Начальная школа 21 век. 4 класс....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа 2100" (2 класс)

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа 2100" (2 класс)...