Поурочно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс Школа 2100
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к окружающему миру, 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе авторской программы (Авторы: А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа. (М.: Баласс, 2011). Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту 2004, рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) и обеспечена учебниками «Обитатели Земли», «Моё Отечество» для 3кл., авторы: А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов и др.
Курс «Окружающий мир (человек, природа, общество) реализует следующие цели:
- Осмысление личного опыта и приручение детей к рациональному постижению мира;
- Создание фундамента значительной части предметов основной школы: физике, химии, биологии, географии, обществознанию, истории;
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
- Умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- Освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и в обществе;
- Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Содержание курса определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира, Учебный материал по окружающему миру отобран таким образом, что позволяет формировать у учащихся заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности.
Основным способом получения знаний является деятельностный подход. Ознакомление школьников с разными методами познания окружающего мира происходит через систему наблюдений объектов и явлений окружающего мира и опытную работу; моделирование, составление учащимися схем, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями; экскурсии и практические работы.
Предусмотрена речевая (коммуникативная) деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей, развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе, работа по ее преобразованию и хранению в табличной, знаковой и схематичной форме.
В ходе изучения данного курса у учащихся вырабатываются следующие умения: умение выполнять инструкции (например, при проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать ее с полученным результатом и т. п.
Предусмотрены и возможности для организации учебного сотрудничества (например, групповое выполнение практических работ, творческих заданий, работа в парах и др.), что будет способствовать реализации важных задач Обязательного минимума - умений учебного общения (взаимодействовать, давать объективную оценку, учитывать другие мнения и пр.
Содержание учебного предмета.
3-й класс. Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)
Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.
Вещество и энергия (4 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.
Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.
Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.
Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.
Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.
Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.
Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
Экологическая система (9 ч) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?
Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.
Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.
Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.
Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?
Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.
Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.
Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».
Живые участники круговорота веществ (15 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.
Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.
Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.
Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.
Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.
Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.
Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.
Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.
Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных». Повторение изученного материала.
Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч).
Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.
Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.
Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра – точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.
Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!
История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.
Времена Древней Руси. IX – XIII века (5 ч) Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.
Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.
«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.
Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.
Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.
Времена Московского государства. XIV – XVII века (4 ч) Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.
Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства – Москва.
Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.
Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч) Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица – Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.
Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.
Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.
Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.
Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.
Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (4 ч) Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.
Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.
Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.
Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.
Современная Россия (8 ч) Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.
Что такое демократия? Представления об избирательной системе.
Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.
Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.
Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.
Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела, темы уроков. | Выполнение федерального компонента государственного образовательного стандарта | Формирование УУД - универсальных учебных действий. | Кол-во часов | Дата | корректировка | |||||
Раздел 1. ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ- 4 часа | |||||||||||
1
| Тела и вещества | Твёрдые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ. | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| 1 | 03.09.13 | ||||||
2 | Из чего состоит вещество. Проверочная работа №1 | 1 | 06.09.13 | ||||||||
3 | Что такое энергия. | 1 | |||||||||
4 | Превращение энергии Проверочная работа №2 | 1 | 13.09.13 | ||||||||
Раздел 2. Оболочка планеты, охваченная жизнью - 6 час | 17.09.13 | ||||||||||
5 | Где обитают живые организмы. | Неживая и живая природа. Понимание связи неживой и живой природы. | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| 1 | 20.09.13 | ||||||
6 | Большой круговорот веществ. | Условия жизни на Земле. | 1 | 24.09.13 | |||||||
7 | Живые участники круговорота веществ. Проверочная работа №3 | Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. | 1 | 27.09.13 | |||||||
8 | Обмен веществ в организме. | 1 | 01.10.13 | ||||||||
9 | Как живые организмы запасают энергию Солнца. Проверочная работа №4 | Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. | 1 | 04.10.13 | |||||||
10 | Контрольная работа№1 по теме: «Оболочка планеты, охваченная жизнью». | 1 | 15.10.13 |
Раздел 3. Экологическая система – 9 часов | ||||||
11 | Жизнь экосистемы | Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
| 1 | 22.10.13 | |
12 | Почва – важнейшая часть экосистемы Проверочная работа №5 | Почва, её значение для жизни. | 1 | 25.10.13 | ||
13 | Экосистема озера | Вода в природе. Водоёмы, их использование человеком, охрана. | 1 | 29.10.13 | ||
14 | Экосистема болота | 1 | 01.11.13 | |||
15 | Экосистема луга Проверочная работа №6 | 1 | 05.11.13 | |||
16 | Лесные производители
| Растения: разнообразие, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники и травы. Взаимосвязь растений и животных. | 1 | 08.11.13 | ||
17 | Потребители и разрушители экосистемы леса Проверочная работа №7 | Животные: разнообразие, особенности внешнего вида, питания, размножения. Взаимосвязь растений и животных. Грибы. Съедобные и несъед. | 1 | 12.11.13 | ||
18 | Экосистема поля | 1 | 15.11.13 | |||
19 | Аквариум – маленькая искусственная экосистема Проверочная работа №8 | Животные (рыбы): разнообразие, особенности внешнего вида, питания, размножения. | 1 | 26.11 |
Раздел 4. ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ - 15 часов | |||||||||||
20 | Растения − производители Проверочная работа №9 | Растения: разнообразие, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники и травы. Взаимосвязь растений и животных. | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
| 1 | 29.11 | ||||||
21 | Животные маленькие и большие Самостоятельная работа №10 | 1 | 03.12 | ||||||||
22 | Маленькие рыцари Проверочная работа №10 | 1 | 06.12 | ||||||||
23 | Первый шаг из моря на сушу | 1 | 10.12 | ||||||||
24 | На суше – как дома Проверочная работа №11 | 1 | 13.12 | ||||||||
25 | Пернатые изобретатели Самостоятельная работа №11 | Животные (птицы): разнообразие, особенности внешнего вида, питания, размножения. | 1 | 17.12 | |||||||
26 | Наши братья Проверочная работа №12 | 1 | 20.12 | ||||||||
27 | Осторожно: животные Проверочная работа №13 | Правила поведения в природе. | 1 | 24.12 | |||||||
28 | Прирождённые разрушители Проверочная работа №14 | Грибы. Съедобные и несъедобные (узнавание) | 1 | 27.12 | |||||||
29 | Как нам жить в дружбе с природой Проверочная работа №15 | Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. | 1 | 10.01 | |||||||
30 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | 14.01 | ||||||||
31 | Экскурсия в лес, луг, озеро | 1 | 17.01 | ||||||||
32 | Контрольная работа №2 | 1 | 21.01 | ||||||||
33-34 | Резерв | 1 | 24.01 | ||||||||
ИТОГО: | 34 часа | ||||||||||
ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО – 34 ЧАСА | |||||||||||
№ п/п | Наименование раздела, темы уроков. | Выполнение федерального компонента государственного образовательного стандарта | Формирование УУД – универсальных учебных действий. | Кол-во часов | Дата | ||||||
1 | Введение. Отправляемся в путешествие. | 1ч | 28.01 | ||||||||
Раздел 1. ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА 4ч | 31.01.14 | ||||||||||
2 | Живая связь времён Практическая работа | История Отечества: отдельные наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиции людей в разные исторические времена | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения Личностные:
| 1ч | 31.01 | ||||||
3 | Как считать время | 1ч | 4.02 | ||||||||
4 | С чего начинается Родина | 1ч | 7.02 | ||||||||
5 | Память о прошлом | 1ч | 11.02 | ||||||||
Раздел 2. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ 5ч | 25.02.14 | ||||||||||
6-7 | Как на Руси появилось государство | История Отечества: отдельные наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиции людей в разные исторические времена | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| 2ч | 14.02 25.02 | ||||||
8 | «Золотые ворота» в Древнюю Русь | 1ч | 28.02 | ||||||||
9 | За землю Русскую! | 1ч | 04.03 | ||||||||
10 | «Слово о погибели Русской земли» | 1ч | 7.03 | ||||||||
11.03 | |||||||||||
Раздел 3. ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА 6ч | 21.03.14 | ||||||||||
11 | От Древней Руси к единой России | История Отечества: отдельные наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиции людей в разные исторические времена. Москва- столица России. | Познавательные:
Регулятивные:
| 1ч | 14.03 | ||||||
12 | Земля и люди Московского государства. | 1ч | 21.03 | ||||||||
13 | Москва златоглавая | 1ч | 25.03 | ||||||||
14 | «Хуже грозного царя только междуцарствие» | 1ч | 28.03 | ||||||||
15 | Повторение изученного материла по разделу 3. | 1ч | 8.04 | ||||||||
16 | Контрольная работа №1 | 1ч | 11.04 | ||||||||
Раздел 4. ВРЕМЕНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 5ч | 22.04.14 | ||||||||||
17 | Пётр Великий | История Отечества: отдельные наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиции людей в разные исторические времена. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
| 1ч | 15.04 | ||||||
18 | Власть и народ в Российской империи | 1ч | 18.04 | ||||||||
19 | Как Россия у Европы «училась» | 1ч | 22.04 | ||||||||
20 | «Гроза двенадцатого года» | 1ч | 25.04 | ||||||||
21 | Император-освободитель | 1ч | 29.04 | ||||||||
Раздел 5. ВРЕМЕНА СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР 5ч | 20.05.14 | ||||||||||
22-23 | Россия в огне | История Отечества: отдельные наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиции людей в разные исторические времена. | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| 2ч | 6.05 13.05 | ||||||
24 | «К светлому будущему» | 1ч | 16.05 | ||||||||
25 | «Вставай, страна огромная» | 1ч | 20.05 | ||||||||
26 | «Через тернии к звездам» | 1ч | 23.05 | ||||||||
Раздел 6. Современная Россия 8ч | |||||||||||
27 | Я – гражданин России. | Человек-член общества. Россия на карте. Права ребёнка. Россия – наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Конституция – Основной закон РФ. Народы, населяющие Россию: обычаи, характерные. Города России: название, достопримечательности, расположение на карте, особенности быта. Родной город, регион: название, основные достопримечательности. | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
| 1ч | 13.05 | ||||||
28 | Власть народа | 1ч | 16.05 | ||||||||
29 | Кто в государстве самый главный. | 1ч | 20.05 | ||||||||
30 | Народы России | 1ч | |||||||||
31 | Наш общий дом | 1ч | |||||||||
32 | Как нам жить? | 1ч | |||||||||
33 | Повторение изученного материла по разделам 4-6. | 1ч | |||||||||
34 | Контрольная работа №2 | 1ч | |||||||||
ИТОГО: Всего: | 34 часа 68 ч |
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение ее богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур
Результаты обучения
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Обитатели Земли
1-я линия развития – уметь объяснять мир.
приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Часть 2. Моё Отечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
объяснять, что такое общество, государство, история, демократия; по году определять век, место события в прошлом;
отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Человек и природа
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека; применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых; объяснять, в чём главное отличие человека от животных; находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру: оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно; доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Часть 2. Человек и человечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества; объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество; замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс.
Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс....
Календарно-тематическое планирование по информатике 3 класс "Школа 2100".
КТП составлено на 1 час в неделю, 35 часов в год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА + планирование по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс
Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, ...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. Начальная школа 21 века. 3 класс. ФГОС
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса. Составлено по учебнику Н.Виноградовой. Программа "Начальная школа 21 века". С приведением УУД...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. Начальная школа 21 век. 4 класс.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. Начальная школа 21 век. 4 класс....
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс....
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа 2100" (2 класс)
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа 2100" (2 класс)...