Открытый урок
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Мирошниченко Любовь Ивановна

Открытый урок Окружающий мир. Тема : "Пётр Великий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon petr1_konspekt_uroka.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе

УМК «Школа России»

ТЕМА:

Пётр Великий

                     (открытый урок)        Слайд №1    

Цель:

Создать условия для осознания и осмысления блока новой информации средствами самостоятельного обучения при ознакомлении с биографией Петра I.

Создать условия для познавательной активности учащихся.

Задачи:

1  Образовательная - сформировать представления учащихся о времени правления Петра Великого, умение делать сравнительную характеристику героя.

2. Воспитательная -  воспитывать на примере жизни и деятельности Петра I чувства патриотизма и гордости за своё Отечество.

3. Развивающая -  развитие умений согласованно работать в группах, парах по освоению, анализу, передаче новой информации при ознакомлении с историческим прошлым России.

 

Тип урока:  изучение нового материала.

Ход урока

1. Оргмомент. 

Ребята, вы любите, когда к вам домой приходят гости?           (слайд 2)

Вот и сегодня к нам  пришли гости. Улыбнитесь и кивком головы поприветствуйте их.

А сейчас попрошу вас:

- Любознательные люди, сделайте шаг вперед!

- Кто желает много знать - шаг вперед!

-Сильные и старательные - шаг вперед!

- Возьмитесь за руки, друзья, улыбнитесь друг другу и  пожелайте успехов в открытии новых знаний.

(дети садятся на свои места)

Сегодня у нас появилась возможность провести урок  окружающего мира под девизом:

Учиться – значит придумывать;

Знать – значит творить.                                                              (слайд №3)

Начинаем мы опять

По истории шагать.

          Чтобы всё понятным стало

                                              Потрудились мы немало.                (слайд №4)

   

  1. Актуализация знаний.

       1. «Яркое  пятно»

Закройте  глаза. Представьте  себе  великана, без  малого  2метра роста. Любил  он  всё  делать сам. Оттого   с рук  его  не  сходили   мозоли. Чтобы  всё успеть  он  вставал  в 3  утра.  Он  быстро  осваивал  любое  ремесло - мастерил  лодки,  стулья,  посуду. Особенно  его  привлекало  корабельное   дело. Одевался  он  скромно,  носил  немецкий  кафтан,  шапку  надевал  только  в холод.  Такой   царь  появился  в  России  в  18  веке.  А  имя  его…

  Ребята, догадались, о ком шла речь? (О Петре 1)

Кто-нибудь из вас раньше встречался с именем Петра 1? (книги, музеи, фильмы)

               То академик, то герой,

              То мореплаватель, то плотник,

              Он всеобъемлющей душой

              На троне вечный был работник.

                                                  А. С. Пушкин

                                                                                                     (слайд № 5)

Попробуйте сформулировать тему урока

Совершенно верно, нам с вами сегодня предстоит выяснить:

1. Кто такой Петр 1?

2. Почему Петра 1 назвали Великим?

 3.Как Московская Русь стала Российской империей.?            (слайд №6)

Для этого нам с вами нужно провести исследование. Исследование мы будем проводить в группах. Я  буду  консультантом и координатором  ваших действий. В каждой группе у меня есть помощник, который будет контролировать  ход  выполнения задания. Работа в группе осуществляется по определённому плану. Образец плана лежит у вас на столах. Обратите внимание, что  в образце плана каждой группы указана тема исследования. (После проведения исследования каждая группа выступает с представлением результатов)

- Не забываем о правилах работы в группах!

              Гарантия   успеха!                                            (слайд №7)

  • Обратимся к теме
  • Ищем …….
  • Распределим обязанности
  • Говорим по очереди
  • Общаемся вежливо
  • Стараемся понять мнение

                    друг друга

  • Не стыдно сказать:                                      (Слайд №8, № 9)

                        «Помоги мне …»

 При чтении нам встретятся новые слова, значения которых вы сейчас  увидите на экране

ПРОВОЗГЛАСИТЬ – торжественно объявить;

ВЕРФЬ – место постройки и ремонта судов

АДМИРАЛТЕЙСТВО – морское ведомство, место постройки и оборудования военных судов

ИМПЕРАТОР – повелитель, почётный титул ( звание) полководца

ИМПЕРИЯ – государство с императором во главе

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ – человек, который преобразовал что – либо, переделал, изменил к лучшему

РЕФОРМА – преобразование, изменение, переустройство чего – нибудь                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

-Приступаем к выполнению задания.

(Дети читают материал учебника  с 94 – 100)                                                                                                                                                            

                                                                                                       

Выступление первой группы:

Нашей группе было предложено провести исследование на тему «Личность Петра 1».

 Для этого нам было необходимо ответить на 2 проблемных вопроса

1. Каким был Петр1?

2. Что отличало Петра 1 от других царей?

Кто может дополнить  исследования уч- ся 1 группы?

1. В конце XVII века российским царём стал внук Михаила Романова Пётр в это время ему было10 лет.

2. Петра с детства отличала тяга к знаниям. Особенно он увлекался «воинскими забавами». Много времени он проводил со своими полками - Преображенским и  Семеновским, строил потешный флот. Впоследствии эти полки станут, основой регулярной армии Российской империи.  

3.Он не переставал учиться новому всю свою жизнь, освоил несколько профессий, говорил на многих языках. За умения, не свойственные знатным особам, а тем более государям, прозвали Петра I царём-работником. Сам Пётр участвовал в строительстве больших кораблей - фрегатов, исполняя мужицкую работу,  за что и называли его царём-плотником.

4.Чтобы узнать о достижениях европейцев и набраться знаний, Пётр побывал в Германии, Голландии, Англии. Убедился он в том, что Россия сильно отстала от других государств Европы.

В голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна. Когда строгий мастер окликал его: “Эй, плотник Питер, иди сюда!”, он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказания. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Петр Михайлов – на самом деле русский царь Петр Первый, отправившийся в заграничное путешествие.

Учитель

Это был жизнерадостный, любознательный человек; поражавший всех своей непоседливостью. Лицо его дышало здоровьем, яркий румянец играл на щеках. В больших черных глазах выражался ум и смелая решимость. Он был очень высокого роста. Фигура его всегда была приметна для окружающих. Когда он шел среди придворных, то голова его возвышалась над ними. Сидеть на месте не любил, чаще был в движении. Царь был очень сильным человеком. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать рулон сукна одним ударом.

. Рос он умным мальчиком. Рано научился читать. В детстве особенно нравились  книжки с картинками, рассказывающие об истории России и всего мира. Петр Первый в совершенстве знал 14 ремесел. Руки его были всегда в работе и с них не сходили мозоли. Безделья он не терпел, и день его был заполнен до предела. Он был прост в обращении с людьми, поступал всегда и во всем прямо и от других требовал того же - простоты и откровенности, не мог терпеть уверток.

Физминутка

Выступление второй группы.

Тема нашего исследования:                                        

 Что изменилось за время правления Петра 1?

Проблемные вопросы:

1. Какие изменения произошли при Петре 1 в России?

2. Что такое империя?

3. Кто такой император?

4. Как же Московская Русь стала Российской Империей?

5. Почему Петра 1 назвали Великим?

Империя (от лат. imperium — власть) — форма организации крупнейшего государства.

Император (от латинского «начальник», «властитель») — титул главы государства (империи).

С 1721 года Российское государство становится империей, а Пётр Великий — её первым императором.                                        

Какие особенности  должна иметь  империя?

                                                                                                                         

  Основные особенности империи                                              

- наличие сильной армии;

- большое влияние на другие государства;

- жесткая, как правило, единоличная, власть;

- активная внешняя политика;

- стремление к мировому господству;

             

Мы узнали, что такое империя и какими признаками она должна обладать.

Мы перечислили какие же преобразования произошли в стране.

                 

 Стало ли государство обладать признаками империи?              

Что же в результате у нас получилось?

 (Страна стала обладать всеми признаками империи, а значит, по праву стала называться «Российской империей».

Кто может дополнить  исследования уч- ся 2 группы?

По его указу дворяне, дьяки, чиновники стали отдавать детей от 10 до 15 лет в школы. Учили в них греческой, латинской и славянской грамматике, «цифирным наукам» арифметике и геометрии. Лучших учеников для продолжения учёбы отправляли за границу.

По указу Петра открыли в крупных городах аптеки. До него в России была только одна аптека в Москве — для царской семьи.

Со времён Петра существуют в России сахарные заводы. До него сахар привозили из-за границы, он был доступен немногим. При Петре I перемены произошли и в управлении государством, и в жизни богатых и бедных.

Оснащение армии и флота потребовало строительства   новых   рудников,   заводов   и   фабрик. В стране стало больше добываться руды, выплавляться металлов, производиться тканей для шитья парусов и одежды солдатам.

Выступление третьей группы.

Тема нашего исследования:

« Град Петра»

 Проблемные вопросы:

  1. Когда был основан город Санкт – Петербург.
  2. Как он выглядел?

 При Петре I в долгой войне со Швецией были отвоёваны для России земли на берегах Балтийского моря. Желая на века укрепиться на них, Пётр начал строительство нескольких крепостей и городов. В 1703 году в устье Невы была основана Петропавловская крепость. Рядом с ней был построен новый большой город, названный в честь его основателя Санкт-Петербургом (святым градом Петра). В 1713 году Пётр I объявил Санкт-Петербург новой столицей Российского государства.

                                                                                                                                                   

Ребята, в своем сообщении вы упоминали, что в годы правления Петра 1, был построен новый город Санкт-Петербург. А кто из вас был в этом городе? Давайте сейчас отправимся на экскурсию по этому прекрасному городу.

Вывод:

 Правление Петра I привело к росту могущества и славы России.

В России появился свой флот, возникли новые города. Петр 1 основал новую столицу России – Санкт – Петербург. Россия стала империей. Пётр 1 получил прозвание «Великий»

Подумайте! Заслуженно ли Пётр Первый получил прозвание «Великий»

Рефлексия

-Вспомните, какая задача была поставлена в начале урока? ( Выяснить, как Московская Русь стала Российской империей)

- Но вот и всё, урок к концу подходит,

Мы славно поработали сейчас,

Спасибо вам, ребята за работу,

                                              Не подвели меня и в этот раз

.

А теперь давайте оценим работу каждой из групп.

Оценки за урок.

А теперь настало время обратить внимание на  цветограммы.

Предложено было 3 цвета:

1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите красную карточку.

2. Если иногда были трудности, сомнения – желтую карточку.

3. Если не разобрались в теме – синюю карточку.

(Дети показывают карточки.)

С каким настроением заканчиваете урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе  по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....

3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока).

3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока )....